Программа дисциплины культурология



жүктеу 170.1 Kb.
Дата18.04.2016
өлшемі170.1 Kb.

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе
_____________________ проф. Н.К.Замов


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

_ _ Культурология__ ___________

___________________________________________________

Цикл ___________ДС_________________________________________

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.


Специальность: 07.00.02– Отечественная История

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры политической истории
(протокол №9 от "20" июня 2003г.)

Заведующий кафедрой___________ (С.М. Михайлова)

Утверждена Учебно-методической комиссией исторического факультета КГУ
(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии


____________________ (Р.Г. Кашафутдинов)

Рабочая программа дисциплины "Культурология"

Предназначена для студентов 2 курса д.о.,

по специальности : 011000 – химия


АВТОР: доцент Дулькина И.Н.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Предмет «Культурология» посвящен базовым понятиям, составляющим теоретическую основу для понимания проблематики культуры. Философский анализ, предполагающий выяснение соотношения культуры и природы, культуры и общества, культуры и истории, генезиса культуры, объясняет универсальных характер феномена культуры. В курсе рассматриваются также интерпретации явлений культуры в социологическом аспекте. Знакомство со структурно-функциональными подходами в изучении культуры, с такими ее составляющими как язык, наука, религия, искусство, раскрывает как универсальные, так и конкретно исторические аспекты культуры и культурной динамики. Исследование принципов и механизмов символической организации культурного пространства раскрывает природу социокультурной коммуникации.

Многообразные методы анализа и интерпретации феномена культуры раскрывает потенциал культуры, представляют культуру как фактор социального развития.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины Культурология
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


  • понимать закономерности развития социокультурных процессов.




  • обладать теоретическими знаниями об универсальных и конкретно эмпирических явлениях культурных процессов.




  • ориентироваться в многообразии культурных явлений, владеть методами их систематизации и обобщения, иметь представления о различных теоретических подходах в изучении культуры.




  • приобрести навыки анализа культурных явлений, выработать умение и готовность к межкультурному диалогу.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения очная

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров 1


Форма контроля: 1 семестр зачет


зачет, экзамен

2 семестр





п/п

Виды учебных занятий

Количество часов


1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

36



2.

Самостоятельная работа







3.

Аудиторных занятий











в том числе лекций

36







семинарских (или лабораторно-практических)









3. Содержание дисциплины.

3.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

Тема 1. Сущность и смысл культуры. История и логика развития понятия "культура". Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Современные научные представления о культуре. Проблема культурогенеза. микро и макродинамика культурогенеза. Морфогенез культурных систем. Основные категории культуры: пространство, время, человек — универсальный контекст культуры. Размежевание сакрального и мирского в деятельности и сознании человека. Первые исторические формы культуры. Первобытный синкретизм и его преодоление в дальнейшем развитии культуры. Концепция игровой деятельности человека как источника культуры. Ценностная природа культуры. Ценность как критерий различения "наук о природе" и "наук о духе". Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация и иерархия ценностей. Эволюция ценностей. Проблема ядра и периферии ценностных систем. Морфология культуры. Проблема неоднородности культуры. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура. "Высокое" и "низкое", "сакральное" и "мирское" как оппозиции. Феномен "массовой культуры". Структурно-функциональный анализ и его роль в исследовании феноменов культуры. Смыслы культуры: культура как поиск смысла человеческого существования; культура как форма одновременного бытия и общения людей разных культур; как сфера самодетерминации личности; как "мир впервые" (В. Библер). Культ и культура: проблема совмещения правды бытия и правды смысла, смысла и реальности (П. Флоренский).


4




2

Тема 2.Типология культуры Понятие типа культуры и типологии. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры.

Этнографические критерии (антропологические, лингвистические, географические, хозяйственно-бытовые и т.п.). Культурно-хозяйственные типы. Историческая типологизация культуры. Пространственно-региональный (западно-европейская, арабо-мусульманская, восточная, индийская, латино-американская и т. д.). Понятие национальной культуры. Религиозный критерий; христианский, мусульманский, конфуцианско-даосистский, индо-буддистский типы культуры.

Социологические критерии. Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики ее носителей. Маргинальный характер субкультур. Проблема контркультуры.

Современные типологические классификации культуры: традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Дихотомия "Восток — Запад".



2




3

Тема 3. Социокультурная динамика Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Динамика традиций и инноваций. Прогресс и регресс в культурном развитии, проблема критериев. Эволюция и прогресс как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Внутренняя (интровертная) динамика культуры: зарождение, развитие, стабилизация, расцвет, упадок — общий ход линейного, временного развития. Факторы, влияющие на это развитие. Случайность versus детерминизм. Соотношение динамики разных слоев культуры. Внешняя (экстравертная) динамика культуры. Межцивилизационная система связей — влияния, диффузии, межкультурные агрессии. Кризисные процессы и процессы восхождений. Ю. Лотман о характере динамических процессов в культуре. Культура как синергетическая система. Применение синергетики к исследованию процессов социокультурной динамики. Диалектика хаоса и порядка. Нелинейность, множественность путей эволюции.

2




4.

Тема 4. Язык культуры. Культура как мир знаков и значений, "символическая Вселенная" (Э. Кассирер). Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Социальные функции языка. Понятие культурного кода. Языки различных культур как различные видения мира. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные. Пиктограмма, идеограмма, алфавит. Множественность языков культуры. Метафора как принцип языка, как свойство познания и мышления. Сущность и виды знаков. Знаки — индексы, иконические знаки, знаки-символы. Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков. Понятие "семиосферы" (Ю. Лотман). Понятие символа. Символ как не развернутый знак. Символичность культуры. Системы кодирования культурной информации. Значение в этих процессах архетипа. Знак символ — образ. Символ в науке и искусстве. Определяющая роль символа в религиозных культурах. Сакральные тексты как символически закодированные метафизические знания. Символика религиозного искусства. Культура как текст. Специфика и сущность текста, новое понимание текста в постмодернистской традиции. Проблема понимания как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.


4




5.

Тема 5. Искусство как феномен культуры

Художественная культура как составная часть социокультурного пространства. "Пограничные" области художественной культуры (феномен моды, отдельные виды спорта, компьютерная графика, новые виды искусств).

Проблема происхождения искусства. Синкретизм первобытного искусства. Социокультурные смыслы искусства. Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, информация, отражение действительности, гедонизм, игра, познание и т.д. Полифункциональность искусства в системе человек — культура. Познавательная, коммуникативная, компенсаторная, гедонистическая,

идеологическая, эстетическая, информативная, знаково-символическая модели искусства. Система наук об искусстве.

Специфика искусства как элемента культуры. Взаимосвязь

искусства с другими элементами культуры (экономикой,

политикой, философией, религией, наукой, техникой). Искусство элитарное и массовое. Проблема "дегуманизации искусства" (Х. Ортега-и-Гассет).. Художественное и научно-техническое мышление. Эстетические идеалы различных культурно-исторических эпох.



2




6.

Тема 6. Религия и наука в контексте культуры

Специфика культурологического изучения религии и науки. Научная, религиозная и художественная картина мира. Мифологемность человеческого сознания. Концепции изучения мифа Дж. Фрезера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Юнга, К. Леви-Стросса, А. Лосева. Магия как предшественница науки и религии (Дж. Фрэзер). Проблема генезиса науки и религии. Вычленение науки и религии из синкретичной культуры. Религия как специализированная форма культуры, определяющий фактор духовной жизни. Религиозное и светское начала в

культуре. Религия как интуитивный способ познания мира,

иррациональное осмысление бытия. Вера как основа религии и религиозности. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. Наука как культурный феномен. Научное и мифологическое мышление. Наука как система; как социальный институт; как деятельность. Модели научного знания: классическая, неклассическая, неоклассическая. Проблема соотношения религиозного научного знания в истории культуры.




2




7.

Тема 7. Культура и цивилизация.

Возникновение понятия цивилизации, история и логика его изменения. Формирование антитезы «цивилизации - культуры». Представление о цивилизациях как стадиях в развитии человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс). О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката (разложения) культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Представления о цивилизации как совокупности культурно-исторической специфики развития отдельных стран: многообразие локальных цивилизаций. Цивилизация как этап поступательного саморазвития человечества: мировая цивилизация. Торжественность и нетождественность понятий цивилизации и культуры. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Роль культуры в динамике цивилизаций.



2




8.

Тема 8.Основные черты культур Древнего Востока. Своеобразие цивилизации древнего Востока, историко-культурные особенности региона. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Роль религии и мифологии в древнем Египте и Древней Месопотамии. Развитие письменности и системы образования в культурах древнего Востока. Художественная культура Древнего Египта и Месопотамии. Древнее Междуречье. Культура Востока: специфика и основные ценности Первобытное общество и мифологический пласт культуры. Роль религии в развитии восточной культуры. Проблема власти на Вос­токе. Древнеегипетская культура. Культура Древнего Вавилона. Пути развития культур Индии, Китая. Учения Конфуция и Будды в истории мировой культуры. Особенности культуры ис­ламского мира.


4




9.

Тема 9. Феномен античной культуры.

Загадка античности (место античной культуры в истории че­ловеческого духа). Мифология Древней Греции. Генезис философии. Искусство в Древней Греции. Противоречия культа человека в ан­тичном мире. Война и искусство в эллинской истории. Аполлоническое и дионисийское начала в искусстве античного мира.

Особенности римской культуры. Римская империя как синтез Запада и Востока в древнем мире. Античный театр. Эволюция римс­кой культуры и крах империи. Классицизм и античные традиции.




4




10.

Тема 10. Культура христианского мира от Возрождения до Нового времени. Христианская культура и ее нравственные заповеди. Универ­сализм христианства и его роль в интеграции Европы. Раскол церквей и культурные судьбы Западной и Восточной Европы. Возрождение: предпосыл­ки, достижения и традиции. Титаны Возрождения. "Революция духа" и Реформация. Протестантская этика и генезис капитализма в трактовке М.Вебера. Секуляризация культуры в Новое время. Роль культуры в подготовке буржуазных революций. Рационалистическая традиция эпохи Просвещения. Театр Нового Времени. А.Вольтер, Ж.Б.Мольер, П.Бомарше. Инновационный характер европейской куль­туры. Культурные стили эпохи Просвещения. Новая картина мира. Европейский романтизм.


4




11.

Тема 11 Социокультурные характеристики индустриального и постиндустриального общества Рождение массовой культуры индустриального общества. Тен­денции развития мировой и отечественной культуры на рубеже ХIХ-ХХ вв. (импрессионизм, постимпрессионизм, абстракционизм, фовизм, кубизм и др.). Элитарная и массовая культура в концепции Ортеги-и-Гассета. Культурный нигилизм новейшего времени. З.Фрейд, Ф.Ницше о соотношении культуры и человека. Г.Маркузе и его "одномерный человек". Формирование информационной сферы и изменения в культуре. Угроза дегуманизации. Кризис духовности и вестернизация. Футурологические прогнозы развития мировой куль­туры. Нравственное измерение современной культуры.


4




12.


Тема 12. Современность: метацивилизация или встреча культур Запада и Востока? Технологический прогресс и образ жизни. Компьютеризация и культура. Технофобия и технический оптимизм. Тенденции развития современной культуры. Формирование культурных потребностей пос­тиндустриального мира. Механизмы культурного обмена. Проблема культурной интеграции мира. Стандартизация потребления и духов­ные потребности человека. Отношение к культурным традициям в современном мире.


2







Итого часов:

36




ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология культурологической мысли / Состав.Мамонтов С.П.,Ма­монтов А. С. ,М., 1996.



Гуревич П. С. Культурология. Уч.пособие. М., 1996.

Гуревич П.С. Философия культуры. Уч.пособие для студ.гум.ву­зов. М.,1994.

Ерасов Б.С.Социальная культурология. Пособие для студ.вузов. В 2-х ч. М.,1994.

Культура: теории и проблемы. Уч.пособие для студ.и ас-пир. гум. спец./ Рук.авт.коллектива Т.Ф.Кузнецова. М.,1995.

Культурология. Курс лекций / Сост.Радугин А.А. М.,1997.Культурология:Учеб. для студентов техн. Вузов/ Колл. Авт. Под ред.: Н.Г.Багдасарьян.- 3-е изд. Исп. и доп. М., 2001.

Культурология. Уч.пособие для студ.негум. вузов / Ред. Агено-сов В. В. и др. М. ,1993.

Культурология. Уч.пособие для студентов вузов /Науч.ред.Драч Г.В. М.,1996.

Культурология.XX век.Антология / Сост.Левит С.Я. М.,1996

Культурология.Пособие для студ. /Ред.Маркова А.Н.,М.,1995.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

Мамонтов С. П. Основы культурологии. М.,1994.

Межуев В. М. Культура и история. М,,1977.

Немировская Л.3. Культурология. Уч.пособие. М.,1993.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.,1997.

Розин В.М. Введение в культурологию. Учебное пособие: М., 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. Блок Марк. Апология.истории. М.,1986. Бахтин М.М. ЭстетикаВебер М. Избранные произведения. М.,1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и по­литические отношения славянского мира к романо-германскому. Изд. 6-е. СПб.,1995.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Культурология . ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. М. ,1993.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1, 2. М., 1985.

Лотман Ю.М. О семиосфере // Семиотика культуры. М., 1993.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.М.. 1994.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассеи Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Феномен человека. Антология. М., 1993.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1991.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.,1986.

Фрейд З. Неудовлетворенность культуры. М., 1990.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. М., 1997. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ


(в зависимости от формы итогового контроля)


  1. Понятие «культура». Разнообразные определения культуры как отражение сложности феномена культуры.

  2. Функции культуры.

  3. Проблема происхождения культуры.

  4. Типологическая классификация культуры как метод систематизации многообразия культур. Ценностная природа культур.

  5. Понятие культурной нормы и культурной ценности.

  6. Критерии классификации культурных типов.

  7. Типология культур Н.Я. Данилевского.

  8. Морфология культуры О. Шпенглера.

  9. Эволюция и прогресс как модель социокультурной динамики (Ч.Спенсер, Э. Тайлор, К. Маркс).

  10. Динамика культуры в циклических и волновых моделях (А.Тойнби, О.Шпенглер, П. Сорокин).

  11. Синергетический подход в исследовании социокультурных процессов.

  12. Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.

  13. Семиотика – наука, изучающая язык культуры.

  14. Символ в искусстве: знак и образ.

  15. Искусство как феномен культуры, его социокультурные смыслы.

  16. Искусство и массовая культура. Элитарное и массовое искусство.

  17. Понимание красоты в различные историко-культурные эпохи. Реализм и условность как способы образного отражения мира в искусстве.

  18. Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.

  19. Роль мифа в становлении религиозного и научного знания.

  20. Типологии цивилизаций. Концепция цивилизаций А. Тойнби, П.Сорокин.

  21. Искусство первобытной эпохи. Религиозные представления первобытных людей.

  22. Мифология Древнего Египта. Художественная культура Древнего Египта.

  23. Древнее Междуречье. Этапы истории и культуры. Искусство, архитектура, скульптура в Древнем Междуречье.

  24. Индская цивилизация и ее культура. Буддизм и индуизм в Индии, и их влияние на художественную культуру.

  25. Роль конфуцианства и даосизма в формировании духовно-нравственной и художественной традиций Китая.

  26. Периодизация культуры Древней Греции. Культура Эгейского мира: Крит и Микены.

  27. Художественная культура Греции классического периода.

  28. Культура Древнего Рима эпохи Республики. Период империи в Древнем Риме: скульптурный портрет, монументальная архитектура, театр, зрелища.

  29. Средневековая культура Западной Европы и христианство.

  30. Гуманистические ценности эпохи Возрождения. Искусство Возрождения в Италии: живопись, скульптура, архитектура.

  31. Ислам и основные ценности арабо-мусульманской культуры. Архитектура и изобразительное искусство Арабского Востока.

  32. Новое время в европейской культуре.

  33. Поиски стиля в искусстве в конце XIX века (импрессионизм, символизм). Модернизм в архитектуре и живописи.

  34. Переход от индустриальной культуры к постиндустриальной. Постмодернизм в современной культуре.







©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет