Программа дисциплины «Пропедевтика»



жүктеу 265.76 Kb.
Дата26.04.2016
өлшемі265.76 Kb.
түріПрограмма дисциплины
: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины «История искусства и дизайна»
2014 -> Программа дисциплины «Управление организационными изменениями»
2014 -> Программа дисциплины «опто- и акустоэлектроника»
2014 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
2014 -> Валлетта и историко-документальное шоу "Malta experience" с октября по июнь после обеда



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Пропедевтика» для направления
072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет дизайна




Программа дисциплины «История орнамента»


для направления 072500.62 «Дизайн» профили «Дизайн костюма»,

подготовки бакалавра

Автор программы:

Лазарева Т. Ф., доцент,

tflazareva@hse.ru

Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16» октября 2012 г.

Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилю: «Дизайн костюма», изучающих дисциплину «История орнамента».

Программа разработана в соответствии с:



  • ФГОС 072500.62 "Дизайн"

  • Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн": «Дизайн костюма»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" профиль «Дизайн костюма», утвержденным в 2012г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История орнамента» являются: овладение общекультурными компетенциями в области создания эстетической среды обитания человека и профессиональными компетенциями в области изучения основных законов цветовой композиции; теоретическим и практическим инструментарием для получения навыков компоновки объектов дизайна в цвете, овладением основными приемами использования гармонических цветовых сочетаний в объектах.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

-Понятия об истории орнамента

-Происхождение и семантику основных орнаментальных форм

-Основные исторические стили орнамента

-Возможности применения исторически сложившихся стилей и элементов орнамента в современном графическом дизайне

-Виды и формы современного орнамента

-Понятия структуры, ритмических основ, пропорций, цветового решения орнамента в соответствии с эпохой.



  • Уметь

    - применять полученные знания, умения и навыки на практике в процессе выполнения социально значимых заданий;

- применять интегративные подходы дисциплины «История орнамента» и сопутствующих дисциплин по специальности в дизайн-практике



  • Иметь навыки (приобрести опыт)

    - создания гармоничной композиции с использованием орнамента при создании дизайн-проекта;

    - анализировать орнаментальную композицию объекта;

    - создавать орнаментальную композицию с использованием различных графических и цветовых приемов;

    - развиия творческих способностей студентов

    - выполненять профессиональные действия, связанные с применением орнаментальных композиций в объекте



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Дает определениям основным понятиям орнаментальной композиции; распознает гармоничное строение орнамента, в том числе в цвете; оценивает орнаментальную композицию в известных работах классического и современного искусства;

Лекции, практические занятия, самостоятельные работы

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; владеет навыками испльзования цветовых компзиций в дизайн-объекте; рофессиональными навыками дизайнера; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

ПК-2

Знает приемы гармонизации орнаментальной композиции. Использует разнообразные приемы графической подачи материала с элементами орнамента; использует приемы линейной и пятновой графики в орнаменте; владеет навыками создания объемной композиции; использует в своих работах знания об истории и современном орнаменте;

Практические занятия, устный и графический анализ орнаментального источника



Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин, обеспечивающих базовую общепрофессиональную подготовку.

Дисциплина предназначена для профиля «Дизайн костюма»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Академический рисунок

  • Академическая живопись

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы изображения орнамента на плоскости;

- знать значение орнаментальной композиции в создании объектов дизайна;

- уметь изображать предметы с использованием орнамента;

- уметь использовать различные технологии при работе с орнаментом;

- уметь работать с научной и учебной литературой.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Тема 1. Предмет цветоведения и колористики.

17

2

3




12

2

Тема 2. Свет.

17

2

3




12

3

Тема 3. Цветовые системы.

17

2

3




12

4

Тема 4. Основные характеристики цвета.

17

2

3




12

5

Тема 5. Физиология восприятия цвета.

17

2

3




12

6

Тема 6. Цветовая гармония.

17

2

3




12

7

Тема 7. Живописность и колорит.

17

2

3




12

8

Тема 8. Оптика красочного слоя.

17

2

3




12

9

Тема 9.Цветовая комбинаторика.

17

2

3




12

10

Тема 10. Субдоминанта и доминанта в живописной или цветной графической композиции.

17

2

3




12

11

Тема11. Цветовая комбинаторика в образном композиционном решении.

17

2

3




12

12

Тема 12. Изучение комбинаторики живопис-ного строя произведения. Оптические свой-ства красителей и пигментов.

17

2

3




12

13

ИТОГО

144

24

36




84


Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 курс

Параметры **

5 семестр

6 семестр




Текущий

(неделя)


Контрольная

работа




















Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее задание







Самостоятельные работы (см. вопросы для самоконтроля)

Промежу­точный

Зачет










Экзамен










Итоговый

Зачет






*

Просмотр выполненных работ по всем темам. Формат работ А3, А4,

1.1Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении текущего контроля на 4-ой неделе необходимо предоставить серию выполненных работ по темамдисциплины, формат работ А4, А3. Тематический контроль проводится на 2 и 7 неделе обучения в форме зачета.
Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по созданию гармоничной и сбалансированной цветовой композиции. Оценивание проходит в результате просмотра выполненных заданий. Формат представляемых работ А4, отдельные задания – лист А3, количество работ равно количеству тем.

Зачет. На зачете студент должен продемонстрировать знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов и направлений, основных методов создания различных цветовых композиций, продемонстрировать навыки использования цветовых решений при дизайн-проектировании. Зачет проходит в форме развески и просмотра выполненных работ по всем темам. Формат работ А5, А3.

В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях цветовой композиции и гармоничной компоновки дизайн-объектов, приемах создания различных видов композиции, умение использовать различные приемы цветового решения, навыки создания плоскостной и объемной композиции, навыки применения средств гармонизации общего композиционного решения, навык создания гармоничной композиции по заданной теме.





Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти бальной системе.

1.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный и итоговый контроль.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Просмотр домашних заданий по каждой теме.

  2. Просмотр работ на зачете или экзамене.

На промежуточный просмотр предъявлятся домашние задания.

На итоговый просмотр выносятся работы по всем заданиям курса «История орнамента», включая самостоятельные работы.


На просмотрах оценивается: качество выполненных работ; наличие всех заданий и полнота их выполнения; гармоничность и образность созданных орнаментальных композиций; грамотность итоговой компоновки развески.
Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль - блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.



Содержание дисциплины




  1. Содержание учебной дисциплины.


Тема 1.

Происхождение орнамента.

В ходе изучения данной темы рассматриваются:

- различные гипотезы о происхождении орнамента, а также орнамент и его элементы (символ, графема, идеограмма) в эпоху палеолита, мезолита и неолита. Следует особо отметить тесную связь орнаментальных мотивов с магическими обрядами и заклинаниями, являющимися основой смыслового значения древней символики.

-Место и значение орнамента в истории культуры.

-Ритм и структура орнаментального построения (слитный, дискретный и плетеный орнамент с ясной или неясной структурой, динамика и статика в орнаменте).

-Виды симметрии, используемые в орнаменте: зеркальная, осевая, виды симметрии розеток, виды симметрии бордюров – симметрия переноса, скользящее смещение и их сочетание с зеркальной и осевой симметрией.


Самостоятельная работа: чертеж основных видов симметрии сетчатых орнаментов

Форма отчетности: альбом зарисовок

Список рекомендуемой литературы:

  • основная №№ 2, 3, 5, 6, 10

  • дополнительная №№1, 4, 7, 8



Вопросы для самоконтроля:

    1. Назовите основные гипотезы возникновения орнамента.

    2. Каково место орнамента в истории культуры?

    3. Назовите виды орнаментальных построений.

    4. Перечислите виды симметрии, используемые в орнаменте.


Тема 2.

Семантика древнейших элементов орнамента.

В ходе изучения данной темы рассматриваются древнейшие орнаментальные знаки, встречающиеся в культуре разных народов и их семантика по данным археологии и этнографии.

-Геометрические элементы орнамента:


  • знаки плодородия, изобилия и воспроизводства – ромбо-меандровый мотив, ромб с крестом, «косой» крест

  • солярные знаки – равноконечный крест, свастика, ромб с крестом, громовое колесо, различные виды розеток, спирали

  • дождевые знаки – зигзаг, «змеи» («ужи»)

-Растительные элементы орнамента:

  • Древо Жизни

  • ростки

-Зооморфные элементы орнамента:

  • небесные олени (лоси)

  • волки (барсы)

  • «птички»

  • птицы-«павы»

  • вилы (птицы с женской головой)

-Орнамент на основе этих знаков как древнейшее орнаментальное построение, заключающее в себе миниатюрную модель мира («микрокосм»).
Самостоятельная работа: копии традиционных орнаментальных композиций «Встреча весны» и «Небесные хозяйки Мира»

Форма отчетности: альбом зарисовок
Список рекомендуемой литературы:

  • основная №№ 2, 5, 10

  • дополнительная №№ 7, 8


Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите древнейшие знаки плодородия.

  2. Перечислите древнейшие солярные знаки.

  3. Перечислите древнейшие зооморфные элементы орнамента.



Тема 3.

Орнамент Древнего Египта и Междуречья.

При изучении данной темы рассматриваются элементы и различные виды орнамента Древнего Египта и Месопотамии.

-Стилизация реальных форм в элементы орнамента (рисунок - пиктограмма - иероглиф – знак).

-Элементы орнамента и их значение:



  • Древний Египет – «лотос», «папирус», «анх», «джед», скарабей, зигзаг, солярные знаки (розетки, меандр, крест, свастика, спираль), «чешуйчатый» орнамент, изобразительные элементы

  • Междуречье – розетка, квадрат, спираль, семизубчатый зигзаг, лотос, бутон, Древо Жизни, плод, «чешуйчатый» орнамент, «шеду», антропоморфные элементы орнамента

-Виды и особенности орнаментальных композиций и их колористическое решение.

-Связь орнамента и мифологической системы.


Самостоятельная работа: копии древнеегипетского орнамента – бордюр и сетчатый и орнамента Междуречья – Древо Жизни и сетчатый

Форма отчетности: альбом зарисовок
Список рекомендуемой литературы:

  • основная №№ 2, 3, 4, 5, 8, 10

  • дополнительная №№ 4, 5, 6


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите элементы и виды орнамента Древнего Египта.

  2. Назовите элементы и виды орнамента Междуречья.

  3. Выполните сравнительный анализ колористического решения орнаментов Древнего Египта и Междуречья.


Тема 4.

Орнамент античного периода.

В рамках данной темы рассматривается происхождение и развитие орнамента Древней Греции от протогеометрического стиля до эллинизма (по материалам вазописи и архитектурного декора) и особенности орнамента Древнего Рима.

-Элементы древнегреческого орнамента – меандр, символ волны, воды и, как следствие, моря в Эгейском искусстве, в Древней Греции приобретает значение вечного, всеобщего движения, сливаясь с философской концепцией; пальметта, спираль, виноград – символ Диониса, аканф, Древо, сфинкс, дельфины,

-Антропоморфный орнамент эпохи классики и эллинизма.

-Орнамент эллинистического периода с присущими ему помпезностью и богатым декором.

-Особенности орнамента Древнего Рима – эклектичность и утрата символико-сущностного звучания, элементы древнеримского орнамента – цветок–факел, аканф, «канделябр», зооморфные и антропоморфные элементы орнамента.


Самостоятельная работа: копия древнегреческого меандра, копия антропоморфного орнамента Древней Греции и зооморфного мотива по выбору; копия древнеримского «канделябра».

Форма отчетности: альбом зарисовок
Список рекомендуемой литературы:

  • основная №№ 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

  • дополнительная №№ 3, 6


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите элементы орнамента Древней Греции.

  2. В чем состоят особенности антропоморфного орнамента Древней Греции?

  3. В чем состоят особенности орнамента Древнего Рима?


Тема 5.

Орнамент в культуре ислама.

В ходе изучения данной темы рассматриваются:

-Широкое распространение орнамента в искусстве стран ислама связанное с иконоборческой идеей, характерной для этой религии.

-Тесная связь орнамента, каллиграфии и математики.

-Основные виды мусульманского (арабского) орнамента:


  • геометрический – гирих и арабеск

  • растительный – ислими

-Особенности индо-мусульманского орнамента
Самостоятельная работа: копия образца «гирих»

Форма отчетности: альбом зарисовок

Список рекомендуемой литературы:

  • основная №№ 2, 6, 8, 10

  • дополнительная №№ 4


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите особенности орнамента стран ислама.

  2. Выполните сравнительный анализ «гирих» и «ислими».

  3. Назовите особенности индо-мусульманского орнамента.


Тема 6.

Орнамент в раннехристианскую эпоху.

В ходе изучения данной темы рассматриваются:

-Возрождение сущности знака-символа в раннехристианскую эпоху. Элементы орнамента как средство идентификации. Орнаментальные знаки в катакомбах (крест, рыбы, корабль, голубь, чаща и др.).

-Византийский орнамент, связь его формы с античностью и арабо-мусульманским орнаментом.

-Христианский символ в Византийском орнаменте – крест и его связь с Древом Жизни, виноградная лоза – символ Христа, крин – лилия, рыба.
Самостоятельная работа: копия византийского орнамента

Форма отчетности: альбом зарисовок


Список рекомендуемой литературы:


  • основная №№ 2, 3, 4, 8, 9, 10


Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите христианские элементы орнамента Византии.

  2. Проанализируйте влияние арабского и античного искусства на формирование и развитие орнамента Византии.

  3. Назовите особенности колористического решения орнамента Византии.


Тема 7.

Орнамент Древней Руси.

В ходе изучения данной темы рассматриваются:

-Национальные формы и этнографические мотивы древнерусского орнамента, органичное соединение христианских и языческих элементов орнамента, оберег в древнерусском орнаменте

-Цвет в русском орнаменте

-Византийское наследие, европейское влияние – элементы кельтского орнамента, элементы скифского «звериного» стиля в древнерусском орнаменте.
Самостоятельная работа: копия древнерусского книжного орнамента

Форма отчетности: альбом зарисовок
Список рекомендуемой литературы:


  • основная №№ 2, 3, 8, 9, 10

  • дополнительная №№ 2, 8


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные стилистические особенности древнерусского орнамента.

  2. Выполните сравнительный анализ древнерусского и византийского орнамента.

  3. Назовите христианские и языческие элементы древнерусского орнамента.


Тема 8.

Западноевропейский орнамент.

В ходе изучения данной темы рассматриваются основные исторические стили в европейском орнаменте:

-Романский стиль, для которого характерна полная сращенность орнаментального и изобразительного начал, при этом декор статичный, грубоватый, пестрый и плоский. Особую выразительность ему придает проникновение элементов кельтского звериного стиля и элементов «плетенки».

-Готический стиль, характеризующийся изощренностью и изысканностью декора, пластичными и упругими причудливыми, фантастическими формами, яркими и чистыми красками.

-Орнамент Ренессанса соединил и образно переосмыслил римские, арабо-мусульманские и готические мотивы, из которых римские были основными, стилистически определяющими. Наиболее характерным типом ренессансного декора является «гротеск», включающий в себя множество аллегорических знаков-символов, таких как сова (мудрость), изобилие (рог изобилия), мужество (орел), бессмертие (павлин) т.п.

-Орнамент барокко, наследник Ренессанса – плотный, причудливый с характерной для этого стиля взвинченной экзальтацией и неукротимым закрученным движением.

-Рокайль – орнамент этого периода характеризуется крайней прихотливостью ассиметричных форм, прежде всего мотива раковины – рокайль, чрезвычайно эффектных и выразительных завитков, гирлянд и растительных мотивов, легких и светлых.

-Орнамент классицизма стал ярким образцом «греческого» стиля в европейском искусстве конца 18 – начала 19 веков. В нем множество прямых цитат из античного орнамента – пальметты, меандры, виноградные лозы, аканфы. Четкие соединительные линии, организующие декорируемое пространство приобрели характер простых геометрических фигур – овалов и прямоугольников, а характерный для орнамента барокко и рокайля картуш преобразился в медальон-камею.

-Ампирный орнамент обращен к римской античности с элементами египетского стиля. Он прочно заземляется, приобретая устойчивость, плотность и тяжеловесность. Его отличительная особенность – мерный, строго упорядоченный, плотный ритм растительных элементов пальметт, аканфа, лозы. В целом орнамент ампира довольно эклектичен, постоянно сочетает условные и натуралистические элементы.

-Орнамент стиля модерн характеризуется тягучей плавностью форм, преобладанием растительных элементов и знаменитой петлеобразной кривой. В этот период, в поисках новых форм художники обращаются к кельтскому, японскому и готическому стилю.

-Символика цвета в орнаменте.
Самостоятельная работа: копии романского орнамента, готического, Ренессанса, барокко и рокайля, классического, ампир и модерн.

Форма отчетности: альбом зарисовок
Список рекомендуемой литературы:


  • основная №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10

  • дополнительная №№ 3


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные стилистические особенности орнамента Средних веков.

  2. Назовите основные стилистические особенности орнамента Ренессанса.

  3. Назовите основные стилистические особенности орнамента барокко.

  4. Назовите основные стилистические особенности орнамента рокайль.

  5. Назовите основные стилистические особенности орнамента классицизма

  6. Назовите основные стилистические особенности орнамента ампир.

  7. Назовите основные стилистические особенности орнамента модерн.


Тема 9.

Орнамент в графическом дизайне.

В ходе изучения данной темы рассматривается роль символа, знака, графемы и идеограммы в современном графическом дизайне.


Список рекомендуемой литературы:

  • основная №№ 1,4, 7, 10


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова роль орнамента в современном графическом дизайне?

  2. Как используются в современном графическом дизайне символ. Знак, графема, идеограмма?



  1. Вопросы для подготовки к зачету.

  1. Семантика древнейших орнаментальных знаков.

  2. Древнейшие (палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век) формы орнамента.

  3. Основные принципы орнаментального построения.

  4. Динамика в орнаментальных композициях.

  5. Орнамент Древнего Египта – элементы, семантика.

  6. Орнаментальные формы Древнего Египта.

  7. Орнамент Междуречья – элементы, семантика.

  8. Орнаментальные формы Междуречья.

  9. Особенности минойского орнамента.

  10. Орнамент Древней Греции – элементы, семантика.

  11. Орнамент классического периода Древней Греции.

  12. Особенности эллинистического орнамента.

  13. Древнеримский орнамент.

  14. Раннехристианские орнаментальные знаки, их семантика.

  15. Орнамент Византии.

  16. Орнамент Древней Руси.

  17. Орнамент романского периода

  18. Готический орнамент

  19. Орнамент Ренессанса.

  20. Барочный орнамент.

  21. Классицизм и ампир. Орнамент.

  22. Эклектизм в орнаменте 19 века.

  23. Модерн. Орнамент

  24. Орнамент первой половины 20 века.

  25. Орнамент второй половины 20 века.




  1. Темы рефератов по учебной дисциплине.

    • Орнамент в русском народном искусстве

    • Орнамент трипольской культуры.

    • Китайский орнамент

    • Орнамент в древнеегипетских росписях

    • Мифологические основы орнамента Междуречья

    • Гирих в архитектуре

    • Орнамент в персидской миниатюре

    • Византийские мозаики. Особенности орнаментальной композиции

    • Декор средневековых манускриптов

    • Орнамент в творчестве художников Ренессанса

    • Русский орнамент в стиле барокко

    • «Китайские» мотивы в орнаменте XVIII века

    • Орнамент первой половины XIX века

    • Модерн. Особенности орнаментального стиля.




  1. Литература.

Основная:

1. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. - Владос, 2002.

2. Буткевич Л. М. История орнамента. - М., 2004

3. Буткевич Л. М. Орнамент как процесс. – М., 2002

4. Власов В. Г. Стили в искусстве, ч.1., - СПб 1995

5. Голан Ариэль. Миф и символ. - М.: Русслит, 1974.

6. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа.

М., 98


7.Кильчевская Э. В. От изобразительности к орнаменту. - М., 1968.

8.Расине К. Орнамент всех времен и стилей, тт. 1 - 4. - М., 1987.

9. Соколова Т. М. Орнамент – почерк эпохи. - Л., 72

10. Фокина Л. В. Орнамент: Учеб. пособ. для студ. архитект. и худож. спец. вузов. -

Феникс, 2000.

Дополнительная:

1. Болсуновский К. В. Символика эпохи неолита. - Киев, 1908.

2. История русского орнамента Х-ХУ1 веков по древним рукописям. - Арт-

Родник, 1997.

3. Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. - М., 1970.

4.Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. - М., 1965

5.Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.

6.Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М., 1971.

7. Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян», М., 81

8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 88


Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач, самостоятельная работа.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.3Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий. Текущий контроль может осуществляться путем просмотра работ, контрольного задания на какую-либо тему, проверку творческих или самостоятельных работ.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.4Базовый учебник

1. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие - М.: Астрель , 2009- 254с


1.5Основная литература


  1. Буткевич Л.М.История орнамента - учебное пособие для ВУЗов, Издательство: Владос: Изобразительное искусство,IBSN: 2008, 2014

  2. Качаева М.Сокровища русского орнамента. - Белые альвы, 2008, 2013

  3. Омельяненко Е.В. Основы цветоведения и колористики. – ЮФУ, 2010

  4. Колористика. Цветовая композиция. А.Пахомова. – М.: Шевчук, 2011

  5. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с нем.. 2-е изд; Предисл. Л. Монаховой. - М.:Изд. Д. Аронов, 2008.

  6. Миронова Л.Н Цвет в изобразительном искусстве. - Минск, Беларусь, 2003.

  7. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном иск усстве. – Мн.: «Беларусь», 2003.

  8. Визер В. Систематика цвета в живописи. – Киев, Харьков, Минск, 2004


1.6. Дополнительная литература


  1. Орнаменты. Стили. Мотивы. Емшанова Н. А., Ворончихин Н. С, Издательский дом «Удмуртский университет» , 2013

  2. Бесчастнов Н. П. Сокровища орнамента, 2013

  3. Буймистру Т., Кочин А. Научные основы цветоведения. Кишинев: ТУМ, 2010.

  4. Васильева Э.В., Курмышева О.Г. Жизнь в цвете. Учебное пособие. — Омск: 2011.

  5. Бояринова С. Главные правила сочетания цветов. - М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2010.

  6. Арнхейм Р. М Перцептуальный вызов в системе художественного образования. Под ред. М.Д. Рутюновой и М.А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990.

  7. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. Писихологический практикум. - СПб:Б&К

  8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.

  9. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Под ред.И.А. Шкирич. - М.: Искусство, 1985.

  10. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа.- М.: Галарт, 1998.

  11. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. - М.: Прогресс, 1970.

  12. Гёте И.-В. Об искусстве./ Вступ. статья и примеч. А.В. Гулыги. - М.: Искусство, 1975.

  13. Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Серия «Из архива русского авангарда» /Проспект к выставке «Советское искусство 20-х – 30-х гг.». Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.

  14. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск.: Харвест, 1999

  15. Михайлов С., Кулеева Л. «Основы дизайна», Учеб. для вузов. – М.: «Союз дизайнеров», 2002. – 240 с., илл.

  16. Михайлов С. «История дизайна», Краткий курс. Учеб.для вузов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2004.

  17. Вакс И.А., Катонин Л.С., Кудин П.А. Курс «Основы композиции». – Техническая эстетика, 1996, № 12.

  18. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1993

Воронов Н. Очерки истории отечественного дизайна. – М.,1997.

Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: «Изобразительное искусство», 2001. – 120 с., ил.

И.Иттен. Искусство формы. – М.: «Издательство Д.Миронов», 2001.

Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. – М.: «Искусство», 1971.


    1. Справочники, словари, энциклопедии


15. Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник. – М.: «Архитектура - С», 2004

1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для учебных , самостоятельных, проектных работ, а также для демонстрации образцов работ, компьютер РС, видеопроектор и экран настенный.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет