Программа дисциплины «Работа со сновидениями в психоаналитической практике»



жүктеу 149.51 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі149.51 Kb.
түріПрограмма дисциплины
: data -> 2015
2015 -> Семинар «Философская антропология»
2015 -> «Проблемы миграции: государственная политика и роль медиа»
2015 -> Семинар для образовательной программы «История» направления подготовки 46. 03. 01 История
2015 -> Программа дисциплины История для направления 42. 03. 02 Журналистика подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Христианская этика и аксиология»
2015 -> Диссертационного исследования соискателя
2015 -> Программа дисциплины «Правовая среда экономической деятельности»
2015 -> 4 курс 1 группа (121)



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины

«Работа со сновидениями в психоаналитической практике»




для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра

для магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»


Авторы программы:

Россохин А.В., д.психол.н.


Утверждена и.о. декана факультета психологии «___»_____________20 г.
И.о. декана __________________ Штроо В.А.

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Работа со сновидениями в психоаналитической практике»

    Программа разработана в соответствии с:



  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.68 «Психология»;

  • Образовательной программой 030300.68 «Психология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.68 «Психология», утвержденным в 2012 г.


2. Цели освоения дисциплины


Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об особенностях работы со сновидениями в психоаналитической практике.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Иметь представление об особенностях работы со сновидениями в психоаналитической практике.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать и обсуждать специфику психоаналитического подхода к бизнес-консультированию

СК-М1

Дает определение, распознает и обосновывает используемый психоаналитический подход к бизнес-консультированию

Интерактивные лекции, групповые дискуссии, самостоятельная работа

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределенности.

СК-М6

Распознает бессознательные конфликты, лежащие в основе проблем клиента, способен использовать свое понимание в процессе консультирования

Интерактивные лекции, групповые дискуссии, самостоятельная подготовка

Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.

ИК-3

Использует научные методы, представленные в рамках практических занятий в процессе подготовки задания.

Умеет представить результаты исследования, использует в ходе презентации данных современную аппаратуру.



Практические занятия.

Групповые дискуссии, выполнение индивидуальных заданий



Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных, экономических и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях.

ПК-5

Владеет набором научных понятий разного уровня обобщённости, способен давать рекомендации по результатам использования методов консультирования организаций.

Рецензирование научных исследований, анализ кейсов, групповая дискуссия, индивидуальные задания



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра, является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «История и теория психоанализа. Метапсихология», «Консультативная психология».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • Знать теоретические и практические основы психологического консультирования

  • Знать основы психологии личности и теории развития личности

  • Уметь анализировать научную литературу

  • Владеть на элементарном уровне базовыми навыками индивидуального психологического консультирования

5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные

часы


Самостоя­тельная работа

Семинарские

занятия


Лекции

1.

Сновидение как объект психоаналитического исследования

46

8

8

30

2.

Психоанализ сновидений

52

10

10

32

3.

Терапевтические цели и задачи психоанализа сновидений.

46

8

8

30




Всего

144

26

26

92



6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Промежуточный

Домашнее задание







X
















Анализ стенограммы психоаналитической сессии, включающей рассказ о содержании сна

Итоговый

зачет










X













Устный зачет


6.1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки выставляются по 10-ти балльной шкале.

Домашнее задание оценивается по критериям оценки подготовленного и проанализированного студентом кейса.

При выставлении оценки используются следующие критерии:


  • Использована информация из рекомендованных литературных источников.

  • Анализ составлен логично, в нем отражены все необходимые содержательные блоки.

  • Выводы аргументированы и обоснованы

При оценке устного ответа на зачета используются аналогичные критерии оценки.

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Соответствие всем критериям

«Отлично»: 9, 8


Соответствие всем критериям. Выводы требуют дополнительного обоснования

«Хорошо»: 7, 6


Соответствие всем критериям кроме критерия:

«Выводы аргументированы и обоснованы»



«Удовлетворительно»: 5, 4


Работа не соответствует критериям:

  • Анализ составлен логично, в нем отражены все необходимые содержательные блоки.

  • Выводы аргументированы и обоснованы

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Представлена стенограмма случая, но не представлен анализ.

«Работа не принимается»: 0


Отсутствие работы

7 Содержание дисциплины



Раздел 1 Сновидение как объект психоаналитического исследования.

Особенности фрейдовского подхода к изучению сновидений. Сновидения как полноправный психический акт. Смыслозначимость сновидений. Детские сновидения и сновидения взрослых. Природа и фун­кции сновидений. Явное содержание и скрытые мысли сновидения. Работа сновидения или процесс превращения скрытых мыслей в явное сновидение. Цензура сновидения. Механизмы работы сновидения. Сгущение, смещение, пре­вращение мыслей в зрительные образы, вторичная обработка. Бессознательные влечения и сновидения. Архаические черты и инфантилизм сновидения. Галлюцинаторное переживание. Сновидение как попытка исполнения желания.


Основная литература

  1. Жибо А., Россохин А.В. Французская психоаналитическая школа. М.: Питер, 2005. – 576 с.

  2. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х томах. М.: Прогресс, 1996.

  3. Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда // Наука и ре­лигия. — 1989. — № 11.

  4. Современная теория сновидений. М.: АСТ, 1999. – 333 с.

  5. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. - Воронеж, 1993. - 176 с.

  6. Фрейд З. Сон и сновидения. — М., 1997.

  7. Фрейд З. Толкование сновидений. — Минск, 1997.

  8. Фрейд З. Сновидения. — Алма-Ата, 1990.

  9. LEVY, S. T. and INDERBITZIN, L. B. 1990 The analytic surface and the theory of technique J. Amer. Psychoanal. Assn., 38:371

Дополнительная литература

  1. Абрахам Карл, Гловер Эдвард, Ференци Шандор Классические психоаналитические труды - М., Когито-центр, 2008, 223 стр.

  2. Баллинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. - М., 2002.

  3. Бион У.Р. Элементы психоанализа - М., Когито-центр, 2008, 127 стр.

  4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Перевод А.Б. Хавина. М.: КСП, 1996

  5. Схалквайк Ф. и.др. На кушетке у психоаналитика: Шесть клинических случаев / Пер. с нидерл. О.Франтовой; Под ред. Н.Кигай. - М.: Класс, 2005. - 208 с.

  6. SCHWABER, E. A. 1986 Reconstruction and perceptual experience: further thoughts on psychoanalytic listening J. Amer. Psychoanal. Assn. 34 911–932

  7. STONE, L. 1981 Some thoughts on the «here and now» in psychoanalytic technique and process Psychoanal. Q., 50:709


Раздел 2. Психоанализ сновидений.

Свободные ассоциации. Детерминация высказываний чело­века о сновидении его внутренними установками. Мотивировка и значение свободно возникающих мыслей. Толкование сновидений как переход от явного сновидения к скрытым его мыслям. Сопротивление толкованию. Правила, которых следует при­держиваться при толковании сновидений. Полное сновидение и его элементы. Элементы сновидения как заместители бессознательного. Элемент сновидения как символ бессознательной мысли сновидения. Символический язык бессознательного. Сексуальный характер символов и их значение в психической деятельности человека. Символическое и ас­социативное толкование сновидений.



Основная литература

  1. Жибо А., Россохин А.В. Французская психоаналитическая школа. М.: Питер, 2005. – 576 с.

  2. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х томах. М.: Прогресс, 1996.

  3. Кейсмент П. Обучение у жизни: становление психоаналитика - М., Когито-центр, 2008, 240 стр.

  4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов: Учебное пособие. - СПб.: Б.С.К., 1997.

  5. Ферро, Антонио Психоанализ: создание историй М., "Класс", 2007. - 232с.

  6. Фрейд З. Сон и сновидения. — М., 1997.

  7. Фрейд З. Толкование сновидений. — Минск, 1997.

  8. Фрейд З. Сновидения. — Алма-Ата, 1990.

  9. ETCHEGOYEN, H. R. 1982 The relevance of the “here and now” transference interpretation for the reconstruction of early psychic development Int. J. Psycho-Anal., 63:65

  10. KRIS, A. 1982 Free Association: Method and Process New Haven: Yale Univ. Press.

Дополнительная литература

  1. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов М., Академический проект, 2004 - 848с.

  2. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Пер. с нем. - М., СПб., 2000.

  3. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989.

  4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995.

  5. DE BEА, E. and ROMERO, J. 1986 Past and present in interpretation Int. R. Psycho-Anal. 13:309

  6. Psychoanal. 10 379–392

  7. SCHWABER, E. A. 1986 Reconstruction and perceptual experience: further thoughts on psychoanalytic listening J. Amer. Psychoanal. Assn. 34 911–932

  8. STONE, L. 1981 Some thoughts on the «here and now» in psychoanalytic technique and process Psychoanal. Q., 50:709


Раздел 3. Терапевтические цели и задачи психоанализа сновидений.

Различия в работе со сновидениями. Противоречия между различными психоаналитическими школами по вопросу различий между психоаналитической психотерапией и психоанализом. Различия в интерпретациях сопротивления и переноса, их последовательности, систематичности и завершенности в ходе анализа сновидений. Виды психотерапевтических вмешательств. Основные терапевтические инструменты психоаналитической техники. Специфические не-аналитические вмешательства внутри и за пределами аналитического сеттинга и психотерапевтической сессии. Анализ экстрапереноса в сновидении. Различия в механизмах достижения терапевтической эффективности при анализе сновидений. Основные принципы анализа сновидений в психоанализе и психоаналитической терапии. Различия в стратегиях проведения терапии. Стратегические и тактические выборы при анализе сновидений. Роль терапевтического союза в психоанализе и психоаналитической психотерапии при анализе сновидений. Различия между терапевтическим союзом и переносом, между союзом и реальными отношениями в современном психоанализе и психотерапии. Существенные противоречия относительно значения “реальных” отношений для понимания сновидений. "Структурные изменения в личности пациента" при психоанализе и при психоаналитической терапии.



Основная литература

  1. Жибо А., Россохин А.В. Французская психоаналитическая школа. М.: Питер, 2005. – 576 с.

  2. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х томах. М.: Прогресс, 1996.

  3. Кейсмент П. Обучение у жизни: становление психоаналитика - М., Когито-центр, 2008, 240 стр.

  4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов: Учебное пособие. - СПб.: Б.С.К., 1997.

  5. ETCHEGOYEN, H. R. 1982 The relevance of the “here and now” transference interpretation for the reconstruction of early psychic development Int. J. Psycho-Anal., 63:65

  6. KRIS, A. 1982 Free Association: Method and Process New Haven: Yale Univ. Press.

  7. LEVY, S. T. and INDERBITZIN, L. B. 1990 The analytic surface and the theory of technique J. Amer. Psychoanal. Assn., 38:371


Дополнительная литература

  1. Абрахам Карл, Гловер Эдвард, Ференци Шандор Классические психоаналитические труды - М., Когито-центр, 2008, 223 стр.

  2. Баллинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. - М., 2002.

  3. Бион У.Р. Элементы психоанализа - М., Когито-центр, 2008, 127 стр.

  4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Перевод А.Б. Хавина. М.: КСП, 1996

  5. Схалквайк Ф. и.др. На кушетке у психоаналитика: Шесть клинических случаев / Пер. с нидерл. О.Франтовой; Под ред. Н.Кигай. - М.: Класс, 2005. - 208 с.

  6. SCHWABER, E. A. 1986 Reconstruction and perceptual experience: further thoughts on psychoanalytic listening J. Amer. Psychoanal. Assn. 34 911–932

  7. STONE, L. 1981 Some thoughts on the «here and now» in psychoanalytic technique and process Psychoanal. Q., 50:709



8 Образовательные технологии


В рамках обучения по курсу используются следующие виды учебной работы: групповые обсуждения, разбор практических задач и кейсов.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету:



  1. Сновидение как объект психоаналитического исследования.

  2. Особенности фрейдовского подхода к изучению сновидений.

  3. Сновидения как полноправный психический акт.

  4. Природа и фун­кции сновидений.

  5. Цензура сновидения.

  6. Механизмы работы сновидения.

  7. Детерминация высказываний чело­века о сновидении его внутренними установками.

  8. Полное сновидение и его элементы.

  9. Символическое и ас­социативное толкование сновидений.

  10. Терапевтические цели и задачи психоанализа сновидений.

  11. Анализ экстрапереноса в сновидении.

  12. Различия в механизмах достижения терапевтической эффективности при анализе сновидений.

  13. Основные принципы анализа сновидений в психоанализе и психоаналитической терапии.

  14. Различия в стратегиях проведения терапии. Стратегические и тактические выборы при анализе сновидений.

  15. Роль терапевтического союза в психоанализе и психоаналитической психотерапии при анализе сновидений.



10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студента на занятиях, домашнее задание и выполнение заданий по итоговому контролю (устный зачет).

Преподаватель оценивает работу студентов на занятиях: учитывается посещение студентами занятий, активность студентов в обсуждении проблемных вопросов и в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.


Накопленная оценка учитывает результаты студента следующим образом:
ОИтоговая= 0,3* Оаудиторная + 0,3* Одомашнее задание +0,4* Озачет,

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Базовые учебники


  1. Жибо А., Россохин А.В. Французская психоаналитическая школа. М.: Питер, 2005. – 576 с.

  2. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х томах. М.: Прогресс, 1996.

11.2. Основная литература


  1. Кейсмент П. Обучение у жизни: становление психоаналитика - М., Когито-центр, 2008, 240 стр.

  2. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов: Учебное пособие. - СПб.: Б.С.К., 1997.

  3. Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда // Наука и ре­лигия. — 1989. — № 11.

  4. Современная теория сновидений. М.: АСТ, 1999. – 333 с.

  5. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. - Воронеж, 1993. - 176 с.

  6. Ферро, Антонио Психоанализ: создание историй М., "Класс", 2007. - 232с.

  7. Фрейд З. Сон и сновидения. — М., 1997.

  8. Фрейд З. Толкование сновидений. — Минск, 1997.

  9. Фрейд З. Сновидения. — Алма-Ата, 1990.

  10. ETCHEGOYEN, H. R. 1982 The relevance of the “here and now” transference interpretation for the reconstruction of early psychic development Int. J. Psycho-Anal., 63:65

  11. KRIS, A. 1982 Free Association: Method and Process New Haven: Yale Univ. Press.

  12. LEVY, S. T. and INDERBITZIN, L. B. 1990 The analytic surface and the theory of technique J. Amer. Psychoanal. Assn., 38:371

11.3. Дополнительная литература


  1. Абрахам Карл, Гловер Эдвард, Ференци Шандор Классические психоаналитические труды - М., Когито-центр, 2008, 223 стр.

  2. Баллинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. - М., 2002.

  3. Бион У.Р. Элементы психоанализа - М., Когито-центр, 2008, 127 стр.

  4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Перевод А.Б. Хавина. М.: КСП, 1996

  5. Схалквайк Ф. и.др. На кушетке у психоаналитика: Шесть клинических случаев / Пер. с нидерл. О.Франтовой; Под ред. Н.Кигай. - М.: Класс, 2005. - 208 с.

  6. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития // Пер.с англ. / Под общ. ред. М.В.Ромашкевича. - Екатеринбург, 1998.

  7. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. Тэхкэ В. М.: Академический Проект, 2001. — 576 с.

  8. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов М., Академический проект, 2004 - 848с.

  9. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Пер. с нем. - М., СПб., 2000.

  10. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989.

  11. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995.

  12. DE BEА, E. and ROMERO, J. 1986 Past and present in interpretation Int. R. Psycho-Anal. 13:309

  13. Psychoanal. 10 379–392

  14. SCHWABER, E. A. 1986 Reconstruction and perceptual experience: further thoughts on psychoanalytic listening J. Amer. Psychoanal. Assn. 34 911–932

  15. STONE, L. 1981 Some thoughts on the «here and now» in psychoanalytic technique and process Psychoanal. Q., 50:709



12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий используется компьютер, проектор, цифровой диктофон.






©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет