Программа курса Тематика дисциплины рассмотрение феномена моды в широком социокультурном контексте. В лекционном курсе должна найти отражение теория моды базовые концептуальные подходы к пониманию специфики



жүктеу 71.58 Kb.
Дата24.04.2016
өлшемі71.58 Kb.
түріПрограмма курса
:
Философия моды

Программа курса


Тематика дисциплины – рассмотрение феномена моды в широком социокультурном контексте. В лекционном курсе должна найти отражение теория моды (базовые концептуальные подходы к пониманию специфики «моды», «модного» и т.п.), а также ее современная «практика» (технологии ее производства). Задача, на наш взгляд, заключается в том, чтобы представить различные «срезы моды» – как в плане ее изучения (философия, социология, психология), так и в плане ее обнаружения в различных областях человеческой деятельности (проследить логику моды в искусстве, политике, науке).

Ретроспективная часть курса, по нашему мнению, не должна предполагать обращения к формальной хронологии событий – будь то история развития костюма или художественного стиля; она, скорее, должна иметь целью реконструировать специфику той или иной эпохи (в плане понимания природы «прекрасного», «модного» и т.п., их соотношения).

В рамках курса представляется уместным рассмотреть как традиционные общетеоретические вопросы исследования моды (разнообразие и эволюция значений «моды», социальные функции моды, мода и искусство и т.д.), так и более специфические и не нашедшие пока должного освещения в литературе темы (не-мода, антимода; феномен трендсеттинговых агентств и специфика их работы и др.).

С учетом сказанного в качестве основных блоков лекционного курса могут быть заявлены следующие:

1. Мода – это…Введение в проблематику.

2. Мода – это эстетика.

3. Мода – это социология и психология моды.

4. Мода – это индустрия.

5. Мода – это истории успеха.
1. «Мода»: границы применимости.

Мода как предмет изучения. Что «в моде»? что есть мода? – попытки научной концептуализации. В каких областях существует мода? Структура моды: модные стандарты, модные объекты. Новомодное и старомодное: инновационный и циклический аспекты моды. Споры об исторической локализации моды.


2. Мода как эстетический феномен.

Античность: искусство есть ремесло. Новоевропейская теория творчества: от подражания к творчеству (мимесис и пойэсис). Эстетика как теория чувственного восприятия: А.Баумгартен. Немецкий романтизм. Ф.Шеллинг: диалог красоты и добра. И.Кант: прекрасное, возвышенное, критика вкуса. С.Кьеркегор: эстетизм как жизненная позиция (фигуры Дон Жуана, Фауста).

Мода как искусство. Из истории моды. Haute couture, ее основатель Чарльз Фредерик Уорт (1821-1895). Феномен кутюрье. Поль Пуаре (1879-1914). «Золотой» век кутюрье: Пуаре, Шанель, Диор. История соперничества Г.Шанель и Э. Скиапарелли. New Look К.Диора. Ив Сен-Лоран как знаковая фигура. К.Лагерфельд в качестве главы дома «Шанель»: от «кутюра» к «прет-а-порте».

История моды 20 века как чередование «пластического» (подчеркивающего естественное анатомическое строение тела) и «геометрического» (нивелирующего естественные пропорции) подходов к одежде. На грани вульгарности: Д.Версаче как идеолог «пластического» в моде. «Геометрический» стиль японцев (Р.Кавакубо, Й.Ямамото).

Модные журналы. Harper’s Bazaar как старейший женский журнал Европы (1867). Легендарные редакторы Carmel Snow, Diana Vreeland, Anthony Mazzola; их роль в формировании вкусов.

Модное искусство – плохое искусство? Ортега-и-Гассет: призыв к «дегуманизации». Непопулярность как требование.

Эпоха постмодерна: искусство, которое «не знает, что оно искусство». Не мастерство подражания, но и не самовыражение художника, а умение найти вещам и объектам их выразительный ракурс. Перформанс, хэппининг: ситуативность искусства. Узаконивание мимолетного в противоположность вечному: сближение моды и искусства.
3. Социология моды.

Мода как специфическая форма социальной регуляции. Не-модные регулятивы: обычай, традиция. Мода и социальная дифференциация. Мода, классы и статусы. Социальные функции моды.

«Хорошо забытое старое»: мода и циклы. А.Кребер, А.Янг и др.

Из истории социологического прочтения моды: Г.Зиммель, Т.Веблен, Г.Блумер.

Мода как феномен массового общества: как это понимать? «Вещизм» (Э.Фромм, Г.Маркузе), «массовость» (Х.Ортега-и-Гассет), «престижное потребление» (Т.Веблен): негативистика классической гуманитарной мысли. Постмодернистская «переоценка ценностей»: Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Бодрийяр и др. Ж.Бодрийяр: индустрия моды как процесс воспроизводства социальной реальности в виде ее симуляции. Образец создается виртуально – не как вещь, но как образ (производство не модели, но «модности»). Мода как производство желаемого нами собственного образа.

Мода как «риторическая система»: Р.Барт. «Мода-описание», ее приоритет перед «системой реальной Моды». Субстанция Моды – «сугубо интеллигибельная»; как целостность Мода не существует вне слова: реальная система одежды – всего лишь естественный горизонт, где Мода формирует свои значения.

Что значит «быть в моде»: психологические аспекты моды.

Э.Гофман: самость как «театральный эффект, порождаемый разыгрываемой сценой». Особенности воздействия моды на процесс социализации личности. Мода и самооценка. М.Томас: мода как способ «социального конструирования чувства идентификации». «Я одеваюсь – значит самовыражаюсь. Я одеваюсь – значит требую» (Ж.-П.Готье).

Пол – возраст: к проблеме мужской и молодежной моды. Феномен денди. В стиле GQ. Молодежь – самая модная?

Мода в политике: имидж «первых леди» (Ж.Кеннеди - Н.Хрущева, Н.Рейган – Р.Горбачева и др.). Мода на политику. Мода на «левых». Феномен Че Гевары. Посмертное тиражирование образа Гевары. Литературное («Воссоединение» Х.Кортасара, «Кубинский цикл» Е.Евтушенко и др.) и кинематографическое («Че» С.Содерберга, «Дневники мотоциклиста» В.Саллеса) прочтение.


4. Технологии модной индустрии.

Кто делает моду – дизайнеры или рекламщики? Fashion-рынок и fashion-маркетинг. Модно то, что продается. Модный бренд: стратегии формирования торговых марок. Проблема желаемой и воспринимаемой идентичности fashion-ритейлера. Особенности мерчандайзинга в индустрии моды. Феномен флагманских магазинов.

«Тренд» - необязательно «модный»: понятие тренда в точных науках.

Тренд как направленность изменений показателей временного ряда (то есть последовательности значений некоторой переменной величины). Тренд-анализ как способ прогнозирования: тенденция, связанная с распространением закономерностей, действующих в изучаемом периоде, экстраполируется за его пределы. Астрофизика и геология как идеальные области для применения тренд-анализа. «Неестественно-научный» статус обществознания, или почему моду предсказывать сложнее.

Трендсеттинговые агентства: история вопроса. «Бюро стиля» Trend Union (1985), Nelly Rodi (1985), Kjaer Global (1988), Future Laboratory (2001). Принципы их работы. Trend-books.

Модный прогноз: сравнительный анализ «тетрадей тенденций» Nelly Rodi и Promostyl.

Модный сезон: основные этапы принятия решений. Британская и Парижская группы по текстилю и цвету. Крупнейшие выставки: нитей и пряжи Filo (Милан); тканей Tissu Premier (Лилль) и Premiere Vision (Париж); специализированные выставки-ярмарки готовой продукции Bread & Butter (Барселона) и Magic Marketplace (Лас-Вегас). Недели моды. Дизайнерские показы прет-а-порте (сентябрь-октябрь) и кутюр (январь).

Современные тенденции модного бизнеса: оденься в сети (электронный фэшн-бизнес), сам себе стилист (имиджелогия).


5. Люди-бренды: истории богатых и знаменитых.

Биографические очерки. Уильям Эдуард Боинг (1881-1956), создатель авиастроительного бренда «Boeing»; Роберт Август Бош (1861-1942), создатель бренда «Bosch»; Генри Нестле (1814-1890), основатель «Nestle»; Адольф Дасслер (1900-1978), создатель спортивного бренда «Adidas»; история «Mercedes-Benz»: Карл Фридрих Бенц (1844-1929), Готтлиб Даймлер (1834-1890), Вильгельм Майбах (1853-1918).

Интеллектуальная слава: Ж.-П. Сартр.

Франция как законодатель интеллектуальной моды. Структурализм, постмодернизм. Дискуссии о «конце интеллектуалов» (Р.Дебре, П.Нора, М.Винок и др.).

Нищета и безвестность, успешность и тиражирование: к проблеме старых и новых критериев «таланта». Непризнанные гении, истории забвения. Феномен посмертной славы.

Литература по курсу:




  1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – М., 2003.

  2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2000.

  3. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. – М., 2005.

  4. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле. – М., 2008.

  5. Гидель А. Коко Шанель: Маленькое черное платье. – М., 2004.

  6. Гилберт К. История эстетики. – СПб., 2000.

  7. Главные тренды потребительского рынка 2008: 50 слов от 50 СЕО: гл. слова лидеров мнений, которые могут повлиять на стратегию вашей компании – М., 2008.

  8. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – М., 2000.

  9. Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. – М., 2009

  10. Дилтс Р. Стратегии гениев. – М., 1998.

  11. Елец Ю.Л. Повальное безумие: к свержению ига мод – Новосибирск, 2006.

  12. Жан-Поль Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике: Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 8-9 июня 2005 года / Сост. и пер. с франц. С.Л.Фокина. – СПБ., 2006.

  13. Жижек С. «Матрица», или Две стороны извращения // Искусство кино, 2000, № 6.

  14. Зайдема-Слотина Н.Г. Феномен моды в СМИ 1990-х годов: Дис. канд. филол. наук/ МГУ им. М.В.Ломоносова. Факультет журналистики. – М., 2002

  15. Затулий А.И. Костюм в социокультурном контексте авангарда. – Хабаровск, 2005.

  16. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. – М., 1998.

  17. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1997.

  18. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды. – Мн., 2009.

  19. Килошенко М.И. Психология моды: Теоретический и прикладной аспекты. – СПб., 2001.

  20. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М., 2008.

  21. Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. – М., 2009.

  22. Линч А. Изменения в моде. Причины и следствия. – Мн., 2009.

  23. Мейман Э. Введение в современную эстетику. – М., 2007.

  24. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду. – М., 2005.

  25. Пащенко И.Г. Люди-бренды. Бизнес-истории о богатых и знаменитых. – Ростов-на-Дону, 2007.

  26. Перелыгина Е. Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. – М., 2003.

  27. Полях Е.Ю. Кутюрье как эстетический феномен: Дис. канд. филос. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. – М., 2001.

  28. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. – М., 2005.

  29. Свендсен Л. Философия моды. – М., 2007.

  30. Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы / Сост. П.Монсон. – СПб., 1992.

  31. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды. – М., 2007.

  32. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. – М., 1991.

  33. Хайнс Т. Маркетинг в индустрии моды: комплексное исследование для специалистов отрасли. – Мн., 2009.

  34. Эрнер Г. Жертвы моды? – М., 2008.

  35. Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: Дис. канд. социол. наук / СПбГУ. – СПб., 2001.







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет