Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению в моу сош №31 г. Костромы Составитель



жүктеу 391.98 Kb.
бет1/3
Дата18.04.2016
өлшемі391.98 Kb.
түріПрограмма
  1   2   3
: Kostroma EDU
Kostroma EDU -> Алексей михайлович романов
Kostroma EDU -> Полина Кокуренкова Художник Мария Кустова Лицей №32 города Костромы, 2013
Kostroma EDU -> Штрихи к портрету современного учителя
Kostroma EDU -> Урок литературы. «Подвиг или предательство?»
Kostroma EDU -> «антонимы»
Kostroma EDU -> Антонимия фразеологизмов
Kostroma EDU -> Дорогие мои земляки
Kostroma EDU -> Архимед (ок. 287-212 гг до н э.)
Утверждаю Согласовано

Директор МОУ СОШ №31 г. Костромы Зам.директора поУВР ______________И.П. Богомолова ________Мешко Ю.Е

«___»_________2011 «____»________2011

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

в МОУ СОШ №31

г.Костромы

Составитель:

Никитина Ирина Владимировна,

учитель начальных классов,

курирующий начальную школу,

Мясникова Наталья Юрьевна

психолог школы

2011-12 уч. г.



ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• установление контакта с учащимися, с учителем;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Между 6-ю и 7-ю годами наступает новый уровень социального развития ребёнка. Он пытается выйти за рамки дошкольного возраста. На этой стадии характерна доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных

потребностей ребёнка, поэтому работа с будущими первоклассниками начинается именно со знакомство с семьёй. Это происходит задолго до того, как ребёнок станет первоклассником.

1. Работа администрации и учителей МОУ СОШ №31 начинается с проведения родительских собраний в детских садах № 10, 19, …. «Школа – дом – одна семья» - это организационное собрание для родителей будущих первоклассников (проводится в ноябре – декабре за год до посещения ребёнком школы). Цель собрания: познакомить родителей с психолого-педагогическими условиями школы, с материально-технической базой, с особенностями организации учебно-воспитательного процесса, традициями МОУ СОШ №31.

2. С 1 апреля начинается запись будущих первоклассников в школу (разработано положение о порядке приёма граждан в первый класс)

3. В мае проводятся первое классное собрание: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель собрания: познакомить родителей будущих первоклассников с классной комнатой, со зданием школы, с классным руководителем, с друг другом. Помочь родителям в подготовке ребёнка к будущей школьной жизни и новому социальному статусу: ученика.

4. В июне по желанию родителей и детей будущие первоклассники могут посещать лагерь дневного пребывания при МОУ СОШ №31, что помогает создать предпосылки к дальнейшей успешной адаптации ребёнка.

5. В конце августа проводится родительское собрание:

«Трудности адаптации. Знакомство особенностями организации учебно-воспитательного процесса в первых классах»

В течение года проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации специалистами МОУ СОШ №31 по вопросам адаптации.
Деятельность педагогического коллектива школы № 31 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:


  1. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.

  2. Организация оздоровительно-профилактической работы.

  3. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в

адаптационный период.

  1. Организация внеурочной деятельности первоклассников.

  2. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

  3. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению.



Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению

в школе.
За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:



  1. Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей действительности)

  2. Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке.

  3. Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.

  4. Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.

  5. Формирование нравственных и эстетических представлений.


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников и его особенности.
С целью избежать неравномерности распределения учебного и каникулярного времени, учитывая физический принцип чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников для сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года введён оптимальный годовой календарный график.

Учебный год разбит на 5 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 2 периода. Второе полугодие разбито на 3 периода обучения (введены дополнительные каникулы в феврале). Учебный год первоклассников составляет 33 учебные недели.

Составленный календарный график не противоречит Типовому положению

об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».


2. Требования к организации учебно-воспитательного процесса:
1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному

объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка - не более четырёх уроков.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в

сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,

а со второй четверти - 4 урока по 35 минут. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и дидактическими играми с двигательной направленностью.

4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического

оптимума умственной и физической работоспособности).

5. 35-минутный урок в течение всего учебного года с обязательным проведением не менее двух физминуток по 1.5- 2 минуты каждая. Физминутки рекомендуется проводить на 10-20 минутах уроков.

6. Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, а большой перемены – 20 минут. В это время организуется горячий завтрак в школьной столовой.

9. Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Учителю рекомендуется планировать последними часами нетрадиционные уроки физической культуры, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки в форме уроков- игр,уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной форме. График проведения нетрадиционных уроков составляется и утверждается на МО начальных класов.

10. Уроки физического воспитания в течении первых двух месяцев по возможности проводятся на свежем воздухе, на уроках используются различные игры и игровые ситуации.

11. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

По возможности дидактические пособия и материалы для творческих работ первоклассников хранятся в школе.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами

(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);

мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью

выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;


  • введение паспорта здоровья

• диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы

(в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

• витаминизация;

• профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и т.д.);

• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

• коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения.


3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

• ежедневная физзарядка до занятий;

• согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией.

• согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного

дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая

пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

• подвижные игры на переменах;

• ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;

внеклассные спортивные мероприятия.
4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

• выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

• соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);

сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;

восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

• 100%-ный охват первоклассников горячим питанием, организация горячего питания в группах продлённого дня.

5. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления (разработана программа по использованию здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе)

Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
6.Контроль и оценка результатов обучения.

1. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

2. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна-Дембо, шкалы, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

3. Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

4. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

5. Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
1. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» (первая учебная неделя) позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.


Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

• обеспечение психологической адаптации детей;

• знакомство с основными школьными правилами;

• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

• обучение элементарным приемам обратной связи;

• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

• организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования, исключается классно-урочная организация учебно-познавательного процесса.


2. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.


Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Один урок математики каждую неделю в адаптационный период рекомендуется проводить на воздухе.



Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.



Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.

Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

• пластическое интонирование;

• музыкально-ритмические движения;

• свободное дирижирование;

• игра на элементарных музыкальных инструментах;

• разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.



Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный или городской музей (школьные выставки - народного декоративно-прикладного искусства); игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?»,«Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.).



3. Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть.

Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой

лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые

игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.




  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет