Программа предусматривает широкое обращение к культуре родного края. В программе на примерах истории Курской земли предложены варианты изучения дисциплины, способствующей формированию нравственных черт личности учащихся



жүктеу 1.14 Mb.
бет1/5
Дата27.04.2016
өлшемі1.14 Mb.
түріПрограмма
  1   2   3   4   5
: olderfiles
olderfiles -> ФӘрит яхин шигырьләР ҺӘм поэмалар алтынчы том
olderfiles -> Контрольная работа по истории США. 8 класс
olderfiles -> Ильин Е. П. Мотивация и мотивы
olderfiles -> Геометрия в абстракции
olderfiles -> Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса моу
olderfiles -> 1. Памятники доколумбовой эпохи. Наследие индейцев Латинской Америки
olderfiles -> Каин и Авель
olderfiles -> Философская истина и интеллигентская правда
Пояснительная записка.

Министр образования Российской Федерации В.М.Филиппов в докладе на X Международных Рождественских чтениях четко обозначил, что «задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе всю нашу образовательную систему», потому что «без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии».

Курс «Основы православной культуры» призван вернуть отечественной системе образования ее гуманистическое предназначение, высокие и светлые идеалы добра, красоты и любви к людям и Отечеству.

Программы факультативного курса «Основы православной культуры» составлена на основе программы «Основы православной культуры» В.М.Меньшикова и В.А.Гребенькова.

Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа разработана с учетом регионального компонента.



Программа предусматривает широкое обращение к культуре родного края. В программе на примерах истории Курской земли предложены варианты изучения дисциплины, способствующей формированию нравственных черт личности учащихся.

Предметом изучения данного курса является мир православной культуры, включающей в себя основные понятия и представления о христианстве, сведения о возникновении и развитии Православия на Руси и его роли в судьбе нашего Отечества, проявлении православной духовности в важнейших сферах жизни: труде, познании мира и самого себя, искусстве, межличностных отношениях. Урок должен утвердить в детях самые высокие представления о жизни- жизни нравственной, умственной, гражданской. Они помогут заложить основу в постижении школьниками русской национальной культуры.

Курс направлен на развитие таких важных личностных качеств, как доброта, чуткость, альтруизм; знания, полученные детьми на занятиях по основам православной культуры, учат уважению к другим людям, побуждают детей анализировать свои поступки, задумываться над душевными порывами. Решение воспитательных задач является основой для всего курса, его доминантой.

Изучение курса «Основы православной культуры» в рамках данной программы является светским образованием.

Изучение православной культуры в МОУ «Шевелевская ООШ» не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

Программа основополагающим считает следующее положение: православная культура занимает исключительное место в истории нашей национальной культуры, поскольку именно православие сформировало идейно-философскую и духовно- нравственную основу бытия российского общества, сознание и самосознание русского народа, заложило духовно-концептуальные основы и принципы развития российского государства, семьи, культуры, образования.
Задачи православного курса.

  1. Воспитание честного, самостоятельного, одухотворенного человека, истинного гражданина Отчизны.

  2. Приобщение детей к высшим духовным ценностям, формирование цельной, нравственной личности.

  3. Осмысление обучающимися христианского вклада в историю и культуру Российского государства; освоение культурного достояния общества.

  4. Знакомство с основополагающими понятиями православия: Библия, Церковь, храм, духовная жизнь и др.

  5. Изучение истории Русской Православной Церкви, ее роли в жизни России; обращение к образцам личного подвига благочестия, отраженного в памятниках литературы и искусства.

  6. Изучение библейских сюжетов, нашедших отражение в литературе, архитектуре, музыке, живописи; знакомство с понятием синтеза искусств в храме.

  7. Знакомство с важнейшими праздниками церковного года, их историей и прообразами, органической связью с народной культурой.

Цель курса:
Сформировать представление о религии как о ядре и основе духовной культуры; приобщить обучающихся к ценностям христианства; направить подрастающее поколение на путь освоения традиционного для России духовного и художественного опыта; включить его в процесс общекультурной преемственности и обретения национальных ориентиров, формирования христианских морально-этнических и эстетических критериев.

Основные требования:

Обучающийся должен освоить предлагаемый курс в рамках поставленных целей и задач, а также обязательно знать ряд феноменов и памятников православной культуры и искусства, их сущностный и символический смысл.



Программа курса состоит из следующих разделов:

1.История религии. История христианства. История православия.

2.Библия как феномен культуры.

3.Православная символика и иконография.

4.Курский край и православная культура

Программный курс изучается на кружке ОПК, 34часа, один час в неделю, рассчитан на обучающихся 6-8 классов.

Контроль за освоением материала осуществляется через:

-выполнение индивидуального задания, связанного с практической работой краеведческого характера.

- написание и защиту реферата или творческой работы (эссе, исследования культурного памятника или феномена) по предложенной или самостоятельно выбранной теме.

Литература.

1.Программы и примерное планирование курса «Основы Православной Культуры» (Методическое пособие) / Под ред. О.В.Лебедевой и В.А.Ачкасова.- Курск. гос.ун-та, 2004г.

2.Основные религии России. Учебное пособие для школьников. Издательство «Ювента» 2007г.

С.В.Лайне.

3.Православная культура. Методическое пособие для учителя 1-й – 4-й гг. обучения. 2-е издание.- Москва.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004г. Автор Л.Л.Шевченко.

4.История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Курск 1998г. Под редакцией Б.Н.Королева.



Список обучающихся ОПК.


п/п


Ф.О.

Класс

Личная подпись















































































































п/п

Тема

Дата

1.

Православная культура: почему ее необходимо ее изучать. Два взгляда на мир: вера религиозная и нерелигиозная. Понятие православной этики. Искусство – творение человека.

08.09.

2.

В чем особенности духовной культуры. Культурная и нравственная позиция человека в современном мире.

15.09.

3.

. «Я и мое Отечество». Православное прошлое и настоящее России.

22.09.

4.

Нравственный и общественный идеал .Святые Благоверные Александр Невский и Дмитрий Донской – пример православного патриотического служения Родине. Российские новомученики.

29.09.

5.

Мир духовный и материальный. Единобожие в христианской религии. Бог и Творение.

06.10.

6.

Святость как идеал народной жизни. Почитание святых Христианской церкви в православной культуре. Дни памяти святых отмечаемые в осенние месяцы

13.10.

7.

Святые покровители и христианские имена. Отличие именин от дней рождений. Важность крещения для духовной жизни

20.10.

8.

Художественная культура Древней Руси: иконопись. Жизнь Богородицы в иконах.

27.10.

9.

Крещение Руси. Предание об избрании веры. Св. равноап. Владимир и Ольга.

10.11.

10.

История развития православия в Российском гос-ве, византийское влияние.

17.11.

11.

Древние города Курского края: Курск, Рыльск, Льгов. Становление православной культуры на Курской земле.

24.11.

12.

Уроки любви, правды, веры. Христос – образец нравственного совершенства.

01.12.

13.

Библия – священная книга христиан. Ветхий и Новый Завет. Современный перевод Библии.

08.12.

14.

Серафим Саровский – «светильник земли русской», пример кротости и доброты. Жизнь Серафима Саровского на Курской земле.

15.12.

15.

Притчи. Проблемы гордости и смирения. Всепрощающая родительская любовь.

22.12.

16.

Притчи. Как часто мы убиваем в себе голос совести. Что такое совесть?

12.01.

17.

«Душа человека – поле битвы добра и зла».Возможно ли преодолеть плохие качества в себе?

19.01.

18.

Сергий Радонежский – народный заступник. Кротость, терпение, любовь, смирение, верность, мудрость – черты народного нравственного идеала, воплощенные в образе святого. Троице – Сергиева лавра – святыня России.

26.01.

19.

То такое храм? Символика православного храма. «Поле-душа, семя -знания».

02.02.

20.

Понятие об иконописи. Особо почитаемые на Руси иконы. Чудотворные иконы.

09.02.

21.

Дмитриевская родительская суббота. Отношение детей к родителям. Притча о блудном сыне.

16.02.

22.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».Образ Богородицы в иконописи.

22.02.

23.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

02.03.

24.

Зимние православные праздники и народные традиции. Сочельник.

09.03.

25.

Светлый Праздник Рождества Христова. Жизнь Иисуса Христа в иконах.

16.03.

26.

Богослужебная культура православия. Священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Этика поведения в храме.

23.03.

27.

Храмы в окрестностях села Шевелево.

06.04.

28.

Масленица: происхождение и смысл праздника. Прощеное Воскресенье. Масленица в русском фольклоре.

13.04.

29.

Пост. История установления постов, смысл и значение. Обряды и обычаи Великого поста.

20.04.

30.

Весенние православные праздники и связанные с ними народные традиции. Отражение весенних православных праздников в культуре и искусстве русского народа.

27.04.

31.

Пасха – главный праздник христиан. Значение праздника, его отражение в русской культуре.

04.05.

32.

Празднование Русской Православной Церковью Дня Победы. Праздник святого Георгия Победоносца.

11.05.

33.

Летние православные праздники и народные традиции. Отражение летних православных праздников в культуре русского народа.

18.05.

34.

Обобщающий урок.

25.05.





























Тематическое планирование курса «Основы Православной Культуры»

8класс (34ч.)


№/п


Название темы



Кол-во час.

Дата

Приме- чание



По плану


По факту


1.

Православная культура: почему необходимо ее изучать. Два взгляда на мир: вера религиозная и нерелигиозная. Понятие о православной этике. Искусство- творение человека.

1











2.

Мир духовный и материальный. Единобожие в христианской религии. Бог и Творение.

1











3.

Святость как идеал народной жизни. Почитание святых Христианской Церкви в православной культуре. Дни памяти святых, отмечаемые в осенние месяцы. Святые покровители и христианские имена. Отличие имени от дней рождений. Важность Крещения для духовной жизни.

1











4.

День г. Курска и празднование чудотворной иконы Божией Матери Знамение Курская Коренная. Крестный ход в г. Курске.

1











5.

Феодосий Печерский – основатель российского монашества, первый известный курянин, автор церковной дидактической литературы.

1











6.

Смысл праздника в православной культуре. История и традиции празднования христианских праздников. Церковные православные праздники и народные календарные обряды. Церковное новолетие. Православный календарь.

1











7.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: происхождение, значение, история установления праздника и его отражение в народных традициях. Святые женщины русской земли.

1











8.

Художественная культура Древней Руси: иконопись. Жизнь Богородицы в иконах. Дни памяти Богородичных икон, отмечаемые в осенние месяцы.

1











9.



Крещение Руси. Предание об избрании веры. Св. равноап. Владимир и Ольга.


1










10.

История развития православия в Российском гос-ве, византийское влияние.

1










11.

Христианизация Курского края. Древние города Курск, Рыльск, Льгов. Становление православной культуры на Курской земле.

1











12.

Библия – священная книга христиан. История создания и композиция.

1










13.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы: происхождение, значение праздника и его отражение в русской культуре и народных традициях.

1











14.

Николай Чудотворец – любимый народом православный святой. Образ Николая Чудотворца в культуре различных народов. Святые Петр и Феврония Муромские

1











15.

Серафим Саровский – «светильник земли Русской», пример кротости и доброты. Жизнь Серафима Саровского на Курской земле.

1











16.

Зимние православные праздники и народные традиции. Сочельник. Праздник Рождества Христова. Духовный смысл праздника.

1











17.

Святки. Праздник Богоявления(Крещения): происхождение, значение, история установления праздника и его отражение в русской культуре.

1











18.

Жизнь Иисуса Христа в иконах.

1










19.

Православный храм как синтез искусств. Устройство православного храма. Богослужебные предметы.

1











20.

Богослужебная культура православия. Свяще-

нослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Этика поведения в храме.


1











21.

Храмы г.Обояни.

1










22.

Праздник Стретения: происхождение, значение, история установления праздника и его отражение в русской культуре.

1











23.

Масленица: происхождение и смысл праздника

Прощеное Воскресение.



1










24.

Масленица в русском фольклоре.

1










25.

Пост. История установления постов, смысл и значение. Обряды и обычаи Великого поста.

1











26.

Таинства Христианской Церкви


1










27.

Весенние православные праздники и связанные с ними народные традиции. Отражение весенних православных праздников в культуре и искусстве русского народа.

1











28.

Вход Господень в Иерусалим. Страстная неделя.

1










29.

Пасха – главный праздник христиан. Значение праздника и его отражение в русской культуре.

Иконография праздника.


1











30.

Христианские традиции в России XXI в.

1










31.

Празднование Русской Православной Церковью Дня Победы. Праздник св. Георгия Победоносца.

1











32.

Летние православные праздники и народные традиции. Отражение летних православных праздников в культуре русского народа.

1











33-34.

Резервные уроки

2











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распро­странение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстанов­ления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных ос­нов обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубо­ко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная тесно связана с национальными культурами не только русского, но многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне за­висимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традицион­ных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех ци­вилизованных государств, эта образовательная область традиционно была пред­ставлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.

Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося соответствующего современности уровня знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»).

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современ­ному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных за­дач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализа­ции учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространст­во российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным куль­турным ценностям, имеющим общенациональную значимость, яв­ляется необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятель­ность в разработке и реализации образовательной программы (Закон Рос­сийской Федерации «Об образовании», Статья 14.5) позволяют органам управ­ления образованием на федеральном и региональном уровнях, общеобразова­тельным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять со­циальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе – на изуче­ние православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допускают насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают педагогическое творчество и мировоззренческое са­моопределение в обучении.

Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реа­лизации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей нацио­нальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международ­ного гуманитарного права.

Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содейст­вовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образова­тельного пространства, социальной и культурной интеграции российского обще­ства. Православное культурологическое образование учитывает фактическое по­ложение православной религии в Российской Федерации как традиционной рели­гии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского и соответственно тех, в которых будет осуществляться.

Соблюдение принципа светскости.

Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светского характера образования. Изучение православной культуры относится к светскому образованию, типу религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреж­дениях обеспечивается:

1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляе­мых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;

2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметра­ми социального заказа на православное культурологическое образование;

3) организационно-правовой независимостью государственных и муници­пальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;

4) методическим контролем служб учредителя государственных и муни­ципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания право­славной культуры.

Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от обучающихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному са­моопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в рели­гиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение обучающихся или их родителей в религиозную организацию.

Изучение в государственных и муниципальных образовательных учреж­дениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, ор­ганов управления образованием с православными религиозными организация­ми и образовательными учреждениями в области разработки содержания обра­зования, учебно-методического обеспечения для достижения необходимого ка­чества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержа­нию православной культуры.




Цель курса:

духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.


Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить обучающихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.


Содержание курса

Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребенка изучается Библия как богооткровенное знание, а не как выражение человеческой мудрости, собрание мифов, сказаний и т.п. В связи с этим изложение Священного Писания опирается на святоотеческое понимание. Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение.



Содержание представлено в следующих разделах курса:

I. Православная христианская картина мира: 1. Бог. 2. Мир и его творение.


3. Человек в православной картине мира. 4. Православное мировоззрение.
5. Православное христианство и другие религии. 6. Православие и философия.
7. Православие и наука. 8. Православие и культура.

II. История православной религии и культуры: 1. Ветхий Завет. 2. Новый Завет. 3. Служение апостольское. 4. Становление и развитие христианской церкви. 5. Поместные церкви и Вселенская церковь.

III. Православие – традиционная религия русского народа: 1. Понятие о Церкви. Церковная служба. 2. Православие – культурообразующая религия в России. 3. История Русской Православной Церкви. 4. Жития (биографии) наиболее известных святых земли Русской. Роль православия в судьбе нашего Отечества.

IV. Православная культура и религии мира: 1. История Ветхого Завета.


2. История Нового Завета. 3. История (христианство, ислам, буддизм, Римский католицизм, протестантизм) мировых религий. 4. История христианских поместных церквей. 5. Гностицизм. Оккультизм. 6. Деструктивные секты: их угроза человеку и обществу.

V. Письменная культура православия (православная словесность): 1. Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. 2. Библия. Переводы. Библия как величайшее явление мировой культуры. 3. Церковно-славянский язык как богослужебный язык и язык русской культуры. 4. Православная литература. Основные жанры. 5. Жития святых – самые читаемые русскими людьми литературные произведения.

VI. Художественная культура православия: 1. Православная храмовая архитектура. 2. Церковный храм и его устройство. 3. Православная икона. Иконопись. Иконография. 4. Музыкальная культура православия. Колокольный звон. 5. Шедевры православной художественной культуры. Прикладное искусство.
6. Православная литература.

VII. Нравственная культура православия: 1. Смысл и сущность православной морали. 2. Отношение к Богу, человеку и миру в православии, отличие от других вероисповеданий. 3. Десять заповедей Божиих в Ветхом Завете. 4. Заповеди блаженства в Новом Завете. 5. Православная нравственная культура во всех сферах жизни общества.

VIII. Главные православные праздники: 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения). 2. Церковные таинства и обряды. 3. Православие и народная культура в праздниках (церковные и народные традиции, их взаимосвязь). 4. Культура православных праздников. Культура убранств. Культура проведения.

IX. Региональный компонент: 1. История православия в Курском крае.


2. Святые Курского края. 3. Храмы и монастыри Курского края. 4. Православно-культурое наследие Курского края. 5. Бытовая культура.

X. Православный образ жизни: 1. Православный образ (уклад) жизни.


2. Православный календарь. Праздники. Посты. 3. Семья как «малая церковь». «Домострой». 4. Труд. 5. Православная община. 6. Родина и защита Отечества. 7. Жизнь православного мирянина. Православное монашество.

Каждый годовой цикл в школьном обучении предусматривает 34 занятия, из расчета одно занятие в неделю.






  1   2   3   4   5


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет