Программа управление качеством в производственно-технологических системах



бет1/3
Дата17.05.2020
өлшемі389.95 Kb.
түріПрограмма
  1   2   3


ПРОГРАММА


вступительного эиспытания в магистратуру

по направлению 221400.68 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

магистерская программа

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ


1. ЦЕЛЬ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА (ВЭ)

Целью ВЭ является установление уровня знаний бакалавра и его потенциальной возможности продолжать обучение в магистратуре по направлению 221400.68 «Управление качеством» (магистерская программа «Управление качеством в производственно-технологических системах»).



2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО

ЭКЗАМЕНА

2.1. ВЭ осуществляет экзаменационная комиссия (ЭК), организуемая в университете соответственно направлению подготовки магистров.

2.2. К вступительным экзаменам допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра 221400.62 «Управление качеством» или по иному направлению подготовки (специальности) ВПО.

2.3. Программа ВЭ включает вопросы, относящиеся к циклам общеобразовательных и специальных дисциплин. В разделе 3 данной программы приведены основные темы и типовые вопросы ВЭ.

2.4. Вступительный экзамен проводят в форме собеседования, представляющего собой получение ответов на вопросы с целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов требованиям, предъявляемым к уровню освоения ООП, который необходим для продолжения обучения в магистратуре.

2.5. Программа экзамена и сведения о его регламенте должны быть сообщены поступающим не позднее 1 февраля года поступления.

2.6. Вступительный экзамен принимают на заседании экзаменационной комиссии в течение одного дня для одной экзаменационной группы.

2.7. Результаты ВЭ члены ЭК оценивают в стобалльной системе с учетом коэффициента полноты ответа.

2.8. По окончании ВЭ в режиме закрытого заседания комиссия выставляет оценки и заносит их в протоколы заседаний ЭК.

2.9. После оформления в установленном порядке протоколов заседаний ЭК не позднее следующего рабочего дня оценки объявляют поступающим.

2.10. На следующий день после объявления результатов ВЭ поступающий может подать заявление об апелляции согласно Правилам приема.
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЭ ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

3а. Основные темы программы ВЭ.

1. Этапы формирования и обеспечения качества продукции.

Маркетинг и изучение рынка. Проектирование и разработка продукции. Подготовка производства и разработка процессов. Закупка сырья, материалов, комплектующих изделий. Производство или предоставление услуг. Проверки показателей, характеризующих изделие и технологических процессов. Упаковка и хранение продукции. Реализация и распределение продукции. Монтаж и ввод в эксплуатацию. Техпомощь и обслуживание. Послепродажная деятельность. Утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы. Обеспечение качества на всех этапах организации выпуска продукции.



2. Система управления качеством на предприятии. Руководитель по качеству на предприятии и потребитель. Отдел обеспечения качества; мероприятия, проводимые отделом на предприятии.

3. Роль метрологии, стандартизации и сертификации в управлении качеством.

Методы измерений. Погрешности измерений и их влияние на качество продукции. Обработка результатов измерений. Нормативные основы метрологии. Метрологические службы. Классификация средств измерений. Метрологические характеристики СИ. Нормирование метрологических характеристик СИ. Классы точности СИ. Российские организации по стандартизации. Международные организации по стандартизации. Категории и виды стандартов. Организация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Сертификация услуг. Методы измерения качества. Показатели качества. Экспертный метод измерения качества.



4. Роль информационных технологий в управлении качеством.

Использование компьютерной техники на предприятии и система качества. Качество программного обеспечения. Оценка программного обеспечения. Информационные технологии и функции подразделений, отвечающих на предприятии за обеспечение качества.



5. Роль науки в обеспечении качества.

Роль и соотношение поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в обеспечении качества промышленных производств и выпускаемой продукции. Роль авторского контроля.



6. Экономический аспект в обеспечении качества.

Эффективность обеспечения качества. Соотношение полезных свойств продукции, нужных потребителю и целесообразными минимальными затратами предприятия-изготовителя – важное условие устойчивого функционирования предприятия на рынке. Уровень затрат на повышение качества продукции в различных отраслях промышленного производства. Соотношение и взаимосвязь различных видов затрат на обеспечение качества продукции.



7. Предмет и задачи обеспечения качества. Основные понятия, термины и определения. Составляющие категории «качество». Свойства и показатели качества продукции. Виды деятельности в области качества.

8. Принципы и содержание философии TQM. Связь TQM со стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14000. Интеграция задач TQM с задачами бизнеса и интересами общества (экология, безопасность). Лидерство в обеспечении качества.

9. Философия и концепции «патриархов качества». Философия и концепции Деменга, Джурана, Кросби и других ученых, создавших идеологию TQM.

10. Функции управления качеством. Политика в области качества. Планирование качества. Обучение и мотивация персонала. Контроль качества. Информация о качестве. Разработка мероприятий. Реализация мероприятий. Аудит и анализ систем управления качеством. Европейские организации, осуществляющие сертификацию и аудит.

11. Международные стандарты серии ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Особенности семейства стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основные принципы менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 – 2000 г. Модель процесса менеджмента качества.

12. Модели менеджмента качества. Принципы и методы модели TQM. Модель Business Excellence. Международные и Российские премии в области качества. Использование различных моделей в деятельности организации (предприятия).

13. Управление качеством. Система качества как система управления. Разработка стратегии в области качества. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество продукции. Оптимизация по критерию стоимость/прибыль.

14. Организация службы качества. Приверженность качеству. Задачи и место отдела управления качеством. Механизм координации: цели, структура, процедуры, комитеты, советы.

15. Системный подход к менеджменту качества. Определения системы. Обеспечение заданных целей. Измерения и определение тенденций улучшения. Описание критериев улучшения и способы их использования. Бенчмаркинг, роль бенчмаркинга.

16.. Подход к менеджменту качества как к процессу. Определения процесса для достижения желаемого результата. Идентификация и измерения входов. Управление процессами. Проекты и программы повышения качества.

17. Качество в маркетинге. Анализ рынков: сегментация продукции и рынка, методы анализа рынков, основные аспекты обследования рынков. План маркетинга: концепция маркетинга и политика в области продукции, цен, рекламы, гарантий и обслуживания. Политика маркетинга. Политика контрактов.

18. Социальные факторы. Удовлетворенность работников: мотивация, стимулирование, управление людскими ресурсами и измерение удовлетворенности персонала. Общение: обмен информацией, роль и место специалистов по качеству, управление изменениями.

19. Юридические и нормативные факторы. Законодательство: национальное и международное законодательство. Ответственность за некачественную продукцию. Ответственность по контракту, гарантии. Национальные и международные нормативы.

20. Обучение и подготовка кадров. Анализ потребностей в обучении. Непрерывное обучение. Периодическое повышение квалификации. Разработка учебных планов и программ подготовки кадров.

21. Современная методология в управлении производством по критериям качества продукции. Принципы статистического подхода к управлению качеством и анализу процессов (SPC). История развития статистических методов от Ф.Тейлора до Д.Тагути. Статистические методы и концепция всеобщего управления на основе качества TQM.

22. Качество продукции. Показатели качества. Методы определения количественных показателей качества. Классификация показателей качества. Методы определения качества продукции. Виды контрольных замеров. Оценка качества продукции при изготовлении. Применение стандартов на полиграфических предприятиях.

23. Анализ состояния технологических процессов полиграфического производства. Технология-основа производства. Элементы технологических процессов. Основные технические и технологические процессы изготовления полиграфической продукции. Бальная и потребительская оценка качества продукции.

24. Основные положения статистики. Законы распределения случайных величин в управлении качеством. Типовые законы распределения и оценивание их параметров. Проверка статистических гипотез о виде распределения и различии сравниваемых совокупностей по выборочным значениям параметров их распределений. Непараметрические критерии. Распределение Пуассона и его применение в задачах качества. Нормальный закон и его применение в задачах качества.

25. Семь основных инструментов ( методы общего контроля). Семь простых методов обеспечения качества продукции (контрольные листки, гистограммы, стратификация, диаграммы Парето, схемы Исикавы, анализ диаграмм рассеивания). Организация их практического применения ( визуализация данных, их сбор и представление для принятия решений).

26. Семь новых инструментов. «Новейшие инструменты» - нашли применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования (диаграмма сходства, граф взаимозависимости, древовидная диаграмма, матричный анализ данных, программная таблица принятия решений – PDPC (process decision programme chart ), стреловидная диаграмма (сетевой график). Организация их практического применения

27. Текущий контроль качества с помощью контрольных карт. Текущий контроль качества. Методы вероятного контроля, виды контрольных карт и область их применения (X-R-карты, карты для числа и доли дефектов, кумулятивные контрольные карты).

28. Статистический приемочный контроль. Планы контроля. Приемочный контроль продукции по количественным и качественным признакам. Параметры планов и их выбор, понятие о двукратных и многократных планах контроля.

29. Развертывание функции качества. Технология проектирования технологического процесса, позволяющая преобразовывать пожелания потребителей в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производства.

30. Анализ характера и последствий отказов – FMEA (Failure Mode and Effect Analysis). Технология анализа возможности возникновения и влияния дефектов на потребителя.

31. Методы специальные для проектирования операций технологического контроля качества продукции. Российские системы качества – БИП, КАНАРСПИ, НОТПУ, НОРМ, КСУКП.

32. Внедрение статистических методов управления качеством продукции на полиграфических предприятиях. Программа внедрения статистических методов должна включать: перечень технологических операций и показателей качества, подлежащих переводу на статистические методы; выбор объектов и их очередность перевода; проведение работ по оценке точности и стабильности технологических процессов и оборудования; оценку экономической эффективности и целесообразности внедрения статистических методов.

33. Применение пакета STATISTICA для идентификации полиграфической продукции. Знакомство с возможностями ППП STATISTICA для статистического анализа данных в задачах управления качеством. В STATISTICA приводятся графики, предназначенные для визуализации данных разведывательного анализа, графического вывода результатов и выбора последующих направлений анализа и действия.

34. Разработка моделей и алгоритмы сложных процессов бизнеса. Информационные модели предприятия (фирмы) применительно к агентским отношениям «теория агентства»; информационная модель «теория сделок».

35. Системы менеджмента с использованием сетей. Построение информационно-поисковых систем. Информационный менеджмент – информационная деятельность предприятия (организации). Три вида информационного менеджмента: управление предприятием (организацией), внутренней документацией и публикациями.

36. Способы организации источников информации, средств обработки, хранения и передачи данных. Технологии обработки данных. Роль обеспечения безопасности данных. Эксплуатация и развитие систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации).

37. Способы организации пользования сетями, базами данных для издательств, типографий, дизайн-бюро и т.п.

38. Методы преобразования корпоративной информации в источники рафинированных (правдивых) сведений, определяющих успех предприятия (организации, фирмы).

39. Понятие о национальной безопасности; виды безопасности: государственная, экономическая, общественная, военная, экологическая, информационная; роль и место системы обеспечения информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. Обеспечение информационной безопасности в области управления качеством.

40. Защита информации. Основные понятия и определения. Методы и средства информационной безопасности. Анализ угроз безопасности информации. Разновидности типичных источников, рисков и форм атак на информацию в автоматизированных системах обработки информации и управлении. Проблемы защиты информации.

41. Основные принципы защиты информации в компьютерных системах. Политика информационной безопасности, модели безопасности. Информационные ресурсы и документирование информации. Безопасность информационных ресурсов. Государственные информационные ресурсы. Персональные данные о гражданах. Права на доступ к информации. Вычислительные сети и защита информации. Нормативно-правовая база функционирования систем защиты информации. Компьютерные преступления и особенности их расследования. Промышленный шпионаж и законодательство, правовая защита программного обеспечения авторским правом. Содержание основных документов предприятия по обеспечению защиты компьютерной информации.

42. Международные и Государственные стандарты по информационной безопасности и их использование в практической деятельности. Законодательная, нормативно-методическая и научная база систем защиты информации. Требования к содержанию нормативно-методических документов по защите информации. Классификация защищенности средств вычислительной техники. Российское законодательство по защите информационных технологий. Политика информационной безопасности. Международные стандарты по защите информации. Стандарты безопасности в Интернете. Содержание основных документов предприятия по обеспечению защиты компьютерной информации в системах управления качеством.

43. Криптографические модели. Криптосистемы защиты компьютерной информации с симметричными и ассиметричными ключами. Режим простой замены. Режим выработки имитовставки. Блочные и поточные шифры. Методы генерации псевдослучайных последовательностей чисел. Особенности использования отдельных криптографических моделей в системах управления качеством.

44. Стандартные алгоритмы шифрования. Основные понятия и определения. Шифры перестановки. Шифрующие таблицы. Применение магических квадратов. Концепция криптосистемы с открытым ключом. Криптосистема шифрования данных RSA. Безопасность и быстродействие криптосистемы RSA. Изучение американского стандарта шифрования данных DES. Основные режимы работы алгоритма DES. Отечественный стандарт шифрования данных. Способы реализации криптосистем в области управления качеством.

45. Основные понятия и концепции идентификации и проверки подлинности пользователей компьютерных систем. Идентификация и механизмы подтверждения подлинности пользователя. Взаимная проверка подлинности пользователей. Протоколы идентификации с нулевой передачей знаний. Упрощенная схема идентификации с нулевой передачей знаний. Проблема аутентификации данных и электронная цифровая подпись. Алгоритмы цифровой подписи. Отечественный стандарт цифровой подписи. Биометрические средства идентификации пользователей.

46. Методы верификации; защищенные домены; применение иерархического метода для построения защищенной операционной системы. Многоуровневая защита корпоративных сетей. Режим функционирования межсетевых экранов и их основные компоненты. Маршрутизаторы. Шлюзы сетевого уровня. Усиленная аутентификация. Основные схемы сетевой защиты на базе межсетевых экранов. Применение межсетевых экранов для организации виртуальных корпоративных сетей. Программные методы защиты информации. Защита компьютерных систем от удаленных атак через сеть Internet.

47. Защита информации в компьютерных сетях, антивирусная защита. Классификация способов защиты информации в компьютерных сетях. Понятие разрушающего программного воздействия. Модели взаимодействия прикладной программы и программной закладки. Методы перехвата и навязывания информации. Методы внедрения программных закладок. Компьютерные вирусы как особый класс разрушающих программных воздействий. Защита от разрушающих программных воздействий. Антивирусная защита в сетях. Понятие изолированной программной среды. Рекомендации по защите информации в Internet.

48. Требования к системам информационной защиты в автоматизированных системах обработки информации и управлении. Методология проектирования защиты. Модель политики контроля целостности. Организационные требования к системам информационной защиты. Требования по применению способов, методов и средств защиты информации. Требования к документированию событий в системе и выявлению несанкционированного доступа. Организация аудита информационной безопасности системы управления и предприятия в целом.

49. Всеобщее качество и менеджмент качества. Всеобщее качество и менеджмент всеобщего качества (TQM) как метод управления и стратегического развития организации. Организационная структура и роль руководства в осуществлении политики в области качества. Изменение культуры в организации при реализации TQM. Базовые факторы культуры: руководящая философия, основные ценности и цели. Стратегическое планирование, миссия организации, комплексный план осуществления миссии при менеджменте всеобщего качества. Основные направления эффективного развертывания системы TQM.

50. Реализация TQM и менеджмент изменений. Стратегия менеджмента всеобщего качества. Формулирование миссии организации, анализ критических факторов успеха и переход к практическим процессам. Группы управления процессами в системе, установление ответственности и роли студентов по отношению к организации и друг к другу. Обеспечение связи между необходимыми изменениями и координацией основных направлений деятельности организации. Трудности в реализации TQM как отражение сопротивления изменениям.

51. Планирование деятельности по осуществлению TQM. Интеграция TQM в стратегию бизнеса. Выбор метода реализации. Плановое введение изменений. Основные этапы осуществления TQM. Установление целей развития в количественном выражении. Критические факторы успеха и процессы. Обеспечение качества процессов и его непрерывного улучшения. Частные процессы, виды деятельности, задачи. Новые и усовершенствованные процессы. Разработка методов количественной оценки видов деятельности. Мониторинг осуществления TQM.

52. Создание организационной структуры для осуществления TQM. Управление организацией, направленное на достижение успеха. Структура организации, разделение труда, необходимость координации. TQM как основа стратегического планирования и менеджмента бизнеса. Процесс управления работой. Осуществление TQM как важный проект руководства. Совет и команды по качеству, комиссии TQM в подразделениях. Реализация TQM и организационные изменения. Перераспределение полномочий и ответственности между руководителями и работниками. Развитие организации на основе изменений корпоративной культуры.

53. Использование информационных технологий при осуществлении TQM. Коммуникационный процесс и современные информационные технологии. Информационные потоки и их содержание при отсутствии TQM, формы осуществления (технология) передачи информации Методы разработки и создания интегрированных систем управления. Применение оптимальных стохастических информационных технологий контроля сложных динамических систем.

54. Обучение в области качества и его роль в осуществлении TQM. Цели, задачи и методы обучения. Основные компоненты полного цикла обучения. Разработка учебно-методических комплексов. Основные направления обучения в области менеджмента качества. Уровни обучения. Программы обучения для различных уровней.

55. Методы проверки системы качества. Значение и роль проверки системы качества. Виды глубины проверки.

56. Развитие сертификации. Мотивы сертификации. Потребность рынка. Повод прибегнуть к улучшению. Сертификация, стандартизация и методы контроля - механизмы управления качеством.

57. Подготовка к сертификации. Определение сертификационных услуг. Аккредитация. Сертификационные услуги. Размеры сертификационных услуг. Представление сертификационных услуг.

58. Результат сертификации. Выбор службы сертификации. Формальные требования. Оценка пригодности.

59. Основные системы и уровни сертификации. Сертификация для организаций, знакомых с TQM. Значимость сертификата на рынке. Качество сертификационных услуг. Имидж сертификата или сертификационной службы.

60. Планирование процедуры и сроков сертификации. Внутренние сроки планирования. Длительность процедуры сертификации.

61. Проведение сертификации. Протекание процедуры сертификации. Информационная беседа. Четыре фазы. Затраты на сертификацию.

62. Международная система сертификации. Европейский стандарт ISO 9000. Аккредитационный стандарт UKAS экспертизы и аккредитации калибровочных и измерительных лабораторий (М10).

63. Информационные сети полиграфических предприятий. Задачи и проблемы распределенной обработки данных. Классификация сетей по способам распределения данных. Одноранговые сети. Распределенная обработка информации в системах клиент-сервер. Однородные вычислительные сети. Неоднородные вычислительные сети. Сравнительная характеристика различных типов сетей.

64. Основы организации и функционирования сетей. Сетевые операционные системы. Средства взаимодействия процессов в сетях. Эталонная модель взаимодействия открытых систем. Основные сетевые стандарты. Разновидности каналов передачи данных. Рекомендации и стандарты в области кодирования и сжатия информации

65. Методы передачи данных на канальном уровне. Протоколы канального уровня для модемной связи. Методы доступа в ЛВС 802.3,802.4, 802.5.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет