Программа «Вполголоса»



Дата17.05.2020
өлшемі87.09 Kb.
түріПрограмма
Вполголоса – Renaud Garcia-Fons
Привет. С вами в предпоследний раз в этом сезоне программа «Вполголоса» и я, Джей. Я рассказываю вам о музыкантах, которых знают далеко не все – а жаль. Вчера определились все полуфиналисты чемпионата Европы по футболу, а значит, ничто не помешает вам сегодня посетить чат «Фолкрадио» по адресу folkradio.ru/chat – лично я буду очень рад.

На прошлой неделе мы с вами слушали Регину Ильиничну Спектор, девушку приятную во всех отношениях. Тем не менее, проходила она по ведомству американской музыки, что, в общем-то, вполне естественно, несмотря на советско-еврейское происхождение.

Сегодня же, получается, по традиции этого сезона время для «музыки мира». Но вокруг лето (уж какое есть), хочется туда, где тепло, солнце и море. Если помните, в прошлом году в это же время мы слушали серф, в этом году музыка будет более сложная, но не менее теплая – средиземноморская. Точнее, слушать мы будем композиции одного исполнителя с одного альбома, как раз Средиземноморью и посвященного. Альбом называется Mediterrannees, что, собственно, и означает «средиземноморцы». А исполнителя на, надо сказать, пятиструнном контрабасе зовут Рено Гарсия-Фонс по прозвищу, между прочим, «Паганини контрабаса».
Фонограмма 1: Renaud Garcia-Fons - Luces de Lorca (Mediterranees, 2011) 3:26
Luces de Lorca (Светильники Лорки). Лорка, в данном случае, не великий испанский поэт, а название замка все в той же Испании, в районе Мурсии. В результате раскопок там открыли большой квартал площадью в полгектара, где компактно проживали евреи-сефарды: синагога и 12 больших домов. Среди прочего, при раскопках обнаружили глиняные и обсидиановые масляные ритуальные светильники, давшие название композиции.

Сефарды, для тех, кто не знает, это евреи, с античных времен жившие в Испании, которая на иврите как раз и зовется страной Сефард (в отличие от ашкеназов, для которых, по большей части, первой остановкой в Европе стала Германия). Евреи-сефарды говорили изначально на собственном языке ладино, а их музыкальное творчество пропагандирует, например, московская группа «Лампа Ладино».

Так вот, о Лорке. Именно здесь начинается наше путешествие по Средиземноморью, в ходе которого мы обойдем все море по часовой стрелке и побываем во многих прибрежных странах. Надо сказать, сам Рено родился в Париже, но фамилия его безошибочно указывает, что в предках у него были испанцы, а точнее каталонцы. И следующая вещь как раз об этих предках. Она называется Fortaleza (Крепость).
Фонограмма 2: Renaud Garcia-Fons - Fortaleza (Mediterranees, 2011) 4:42
Fortaleza (Крепость), композиция, посвященная героическим предкам Рено.

Как я уже сказал, Рено происходит из древнего рода, его предки бились с маврами в VIII в., когда Каталония сначала попала под власть Дамасского халифата, а потом была освобождена в самом начале Реконкисты. С тех пор целых 7 веков Каталония была пограничным регионом и до сих пор не считает себя окончательно частью Испании. Шутка ли – 65% населения каталонцы и говорят на собственном каталонском языке. Говорят, что многие вещи умеют делать только здесь: скажем, танцуют здесь не индивидуалистское фламенко или, не дай бог, фанданго, а только массовый народный танец сардана, разновидность хоровода. Забавно, что участники перед танцем обычно складывают свои вещи в центр круга и пристально смотрят на них, пытаясь запомнить, где что лежит. Это делается во избежание карманных краж.

А вот знаменитую каталонскую корриду, которая проходила по особым правилам, с этого года увидеть больше не удастся: местный парламент постановил запретить ее из любви к животным. Многие, правда, считают, что сделано это лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть свою независимость от остальной Испании. Впрочем, это лучше, чем взрывать бомбы.

Мы же пересечем Пиренеи и окажемся во Франции, в городке Сере.


Фонограмма 3: Renaud Garcia-Fons - La Demoiselle de Ceret (Mediterranees, 2011) 1:36
La Demoiselle de Ceret (Девица из Сере) – так называется эта вещь.

Городок Сере во французском департаменте Лангедок-Русильон расположен у самого подножья Пиреней – разумеется, с северной, т.е. французской их стороны. Как ни странно, здесь тоже танцуют сардану, и это единственное подобное место за границами Каталонии. Еще здесь, как и в Испании, проходят гонки быков. Но самое главное – именно здесь, по легенде, начали выращивать черешню, которая и названа по имени города. Здесь варят черешневое пиво, а первая корзина нового урожая традиционно посылается президенту Франции. В городе проходит ежегодный фестиваль черешни, во время которого происходят соревнования по самому дальнему плевку черешневой косточкой.

Как ни странно, несмотря на всего 7500 жителей, в Сере расположен один из самых интересных музеев современного искусства, и это неудивительно: здесь жили Пикассо и Брак, гостили Матисс, Сутин и Модильяни, а в соседней деревушке родился Аристид Майоль, оставивший о себе память в виде двух городских памятников. В общем, будете на Лангедокщине – заходите.

А мы от сентиментальной странички переходим к довольно-таки мрачному эпизоду.


Фонограмма 4: Renaud Garcia-Fons - Camp d'Argeles (Mediterranees, 2011) 4:24
Camp d'Argeles (Лагерь в Аржеле). В Аржеле-сюр-Мер располагался самый известный концентрационный лагерь на территории Франции, в котором в 1939 году содержались более 100000 испанцев, сражавшихся на стороне республиканской армии против режима Франко, среди них Рубен Ибаррури и Диего Камачо.

С началом Второй Мировой войны к узникам лагеря присоединились французские и бельгийские антифашисты, и в их числе французский актер, шансонье и художник-карикатурист Лео Кампьон, неоднократно осужденный за анархические и пацифистские идеи: например, в 1933 году он отправил свой военный билет по почте в военное ведомство с пометкой «вернуть отправителю». Во время войны Кампьон, постоянно проживавший в лагере, регулярно (правда, под охраной) посещал с концертами Париж и Брюссель, что сделало его идеальным связным для французского Сопротивления. В результате, этот убежденный пацифист, бывший секретарь Масонского комитета по отказу от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам и бельгийской секции Международной организации противников войны, получил за свои заслуги Военный крест.

А наш путь из Франции ведет через Лазурный берег прямо в Италию.
Фонограмма 5: Renaud Garcia-Fons - La Strada (Mediterranees, 2011) 3:10
La Strada (Дорога), композиция, навеянная одноименным фильмом Федерико Феллини 1954 года.

Современная молодежь Феллини практически не знает, и уж «Дорогу» пересматривает точно не часто, предпочитая «Сладкую жизнь» и «8 1/2». А я вот очень люблю этот дебют Джульетты Мазины, да еще играет она в компании с Энтони Куинном. И, кстати, не случайно «Дорога» стала первым иностранным фильмом, удостоенным «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке (до того в этой номинации вручали только почетные дипломы).

Если бы меня спросили, какой у меня любимый фильм Феллини, я бы разорвался между «Дорогой» и «Ночами Кабирии». А вот поздний Феллини мне как-то не очень идет.

Если говорить об итальянском неореализме в целом, то мне ближе Антониони. Хотя некоторые вообще предлагают считать, что неореализм кончился к 1952-му году, а потом уже шли новая волна и прочее, но мне такая точка зрения не особенно близка: как же так, как это ранние Феллини, Антониони и Висконти – не неореализм? Непорядок.

Ну, а начинался неореализм с фильма Роберто Росселини «Рим – открытый город». И именно Риму посвящена следующая вещь.
Фонограмма 6: Renaud Garcia-Fons - Romsarom (Mediterranees, 2011) 3:19
Romsarom, композиция, посвященная Вечному городу.

О Риме можно говорить часами, но поскольку у нас остается всего полчаса, а хочется посетить еще много разных стран, придется себя ограничить, тем более, что в Риме я не был и вряд ли в ближайшее время туда попаду. Тем не менее, на перспективу я себе галочку поставил.

Покидая итальянский сапог, мы попадаем в бывшую Югославию, весьма нестабильный регион: как говорится, «красные приходят – грабят, белые приходят – грабят». Одним из самых несчастливых в этом плане регионов была и остается Далмация. Первые колонии здесь основали греки, их вытеснили римляне, против которых далматы постоянно восставали, чему совершенно не мешал тот факт, что несколько римских императоров (например, Диоклетиан) были выходцами как раз из Далмации.

После распада Римской империи Далмация отошла Византии, потом к самопровозглашенному Хорватскому королевству, была под властью Венгрии, Венецианской республики, Османской империи, Австрии, даже Франции. Казалось, что после создания Югославии все устаканится – но нет, Югославия приказала долго жить, а Далмация теперь разделена между Хорватией и Черногорией.


Фонограмма 7: Renaud Garcia-Fons - Dalmatia (Mediterranees, 2011) 3:05
Dalmatia, композиция, посвященная одному из самых красивых регионов Балкан. Кроме того, здесь много архитектурных и культурных памятников: достаточно назвать дворец императора Диоклетиана в Сплите, красивейший исторический центр Дубровника и город-музей Трогир. В общем, древности на любой вкус.

Но есть в нашем путешествии города и подревнее – даже постарше уже упомянутого Рима. Вот, к примеру, Ираклион, нынешний административный центр острова Крит. Когда-то он был городом-спутником великого Кносса, где проживал в специально возведенном для него дворце-лабиринте Минотавр, человек с головой быка, являющийся ходячим аргументом против неразборчивости в половых связях.

А вот дальнейшая судьба Ираклиона напоминает судьбу Далмации: те же Византия, Венеция и Турция. Причем турки осаждали крепость 24 года, потеряв 108 тысяч человек – больше, чем в любой другой войне того времени. Вот ведь как бывает: невзирая на преклонный возраст...
Фонограмма 8: Renaud Garcia-Fons - Iraklio (Mediterranees, 2011) 3:50
Iraklio (Ираклион), о столице Крита, колыбели европейской цивилизации.

А нас тем временем ждет граница, граница между Европой и Азией, именуемая проливом Босфор. Говорят, жила когда-то дочь аргивского царя по имени Ио. К ней воспылал страстью сам Зевс, но он, как водится, был женат, и, оправдываясь перед женой, в частности, заявил: «Не люблю я эту корову!» Неизвестно, так ли хороша была несчастная Ио, но после этих слов она и впрямь стала коровой. Ревнивая Гера повелела отвести эту корову на заклание, но той удалось бежать. Тогда Гера создала овода, который стал кусать несчастную Ио. Спасаясь от страшного насекомого, она бросилась в воду и поплыла через пролив, с тех пор носящий имя Босфор, т.е. «коровий брод». Говорят, после этого Ио добралась до Египта, где Гера вернула ей человеческий облик и позволила родить ребенка, ставшего первым египетским фараоном.

Вот, кстати, обратите внимание на гендерный шовинизм в отношении межвидовых связей: как Пасифая согрешила с быком, так чудовище Минотавр, а как Зевс с коровой Ио, так фараон. Вот уж действительно: что позволено Юпитеру (т.е. Зевсу), то не позволено быку.
Фонограмма 9: Renaud Garcia-Fons - Bosphore (Mediterranees, 2011) 4:48
Bosphore, граница между Европой и Азией, хотя и не совсем такая, как Уральские горы. Через нее можно перебраться по воде, на пароме, а можно и по одному из двух мостов, Босфорскому или мосту султана Мехмеда Фатиха. Говорят, скоро построят еще один мост и железнодорожный туннель: мир становится все меньше, и, может быть, Европа уже не будет так уж отделена от Азии?

Но до тех пор Азия – совершенно другой мир. Одна моя знакомая проехала на поезде через всю Турцию, потом в Сирию и Ливан – фотографии совершенно волшебные. Именно туда, в Ливан, и ведет нас следующая композиция. Она называется Бекаа – в честь одноименной долины и самой обширной, хотя и менее всего населенной провинции Ливана.

Кому-то это название знакомо потому, что здесь расположены руины древнего Баальбека, города, ставшего центром кровавого культа Ваала, кому-то – по гражданской войне в Ливане в 1980-е годы, а кому-то и вовсе по массовому производству наркотиков, конопли, опиума и гашиша, который так любил Эдмон Дантес, граф Монте-Кристо. Они произрастают здесь не хуже, чем в Чуйской долине: по счастью, сейчас ливанское правительство наконец-то занялось этими посадками, поставив наркопроизводителей вне закона. В общем, красивое, но не самое райское на земле местечко.
Фонограмма 10: Renaud Garcia-Fons - Bekaa (Mediterranees, 2011) 2:54
Bekaa, долина в ливанских горах, неоднократно омытая кровью.

Отсюда мы двинемся на юг, мимо горы Синай, мимо Мертвого моря к Суэцкому каналу, за которым лежит древний Египет. Но не он наша цель.

Когда-то Александр Македонский, завоевав Финикию и войдя в Иерусалим, получил пророчество, что Персидское царство падет от руки греческого царя. Решив, что с этой стороны ему уже ничто не угрожает, он обратил свой взор на Египет. Завоевав его, Александр объявил себя царем Вселенной, но и этого ему показалось мало: он двинулся дальше, в Ливийскую пустыню, в оазис Сива, где потерял треть армии, зато был провозглашен сыном солнечного бога Амона.

Огромная Ливийская пустыня, северо-восточная часть великой Сахары, занимает площадь около 2 млн. кв. км. Здесь обитают берберы, здесь разводят верблюдов, коз и овец. А еще – неприхотливых и выносливых осликов, способных пересекать широкие пески. Кто-то считает, что здесь нечего делать без верблюда, но местные знают другое. Гимн осликам продолжит нашу программу.


Фонограмма 11: Renaud Garcia-Fons - Hmar Nadir (Mediterranees, 2011) 2:28
Hmar Nadir (Ослики Надира) – так называется эта композиция, Магриб, «страна, где заходит солнце» – так называется эта земля. А одним из ее символов является пряность царей и царь пряностей – шафран, цена на который не снизилась со времен средневековья, когда за фунт шафрана можно было купить арабского скакуна. Сейчас шафран используется только в кулинарии, но ценится он наравне с золотом. В мире ежегодно его производится только 300 тонн.

Как нетрудно догадаться, завершающая композиция сегодняшней программы называется именно Safran (Шафран), и на ней мы прощаемся с мастером пятиструнного контрабаса по имени Рено Гарсия-Фонс. В следующей программе вас ждет полная вакханалия стилей и отсутствие какого бы то ни было сценария – последняя передача сезона, можно оторваться. Не пропустите.



А с вами была программа «Вполголоса» и я, Джей. Пока.
Фонограмма 12: Renaud Garcia-Fons - Safran (Mediterranees, 2011) 5:08


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет