Рабочая программа дисциплины (модуля) История эстетических учений (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки



жүктеу 248.78 Kb.
Дата27.04.2016
өлшемі248.78 Kb.
түріРабочая программа
: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины вторая Мировая война: основные события и результаты. Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Основы журналистского творчества Направление подготовки 031600
programs -> Рабочая программа дисциплины «Креативное письмо» Направление подготовки 031300 «Журналистика»
programs -> Рабочая программа дисциплины Агроэкология Направление подготовки 06. 03. 01 Экология и природопользование
programs -> Рабочая программа дисциплины Курорты мира Направление подготовки 100400 Туризм Квалификация (степень) выпускника
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки Психология Квалификация (степень) выпускника
programs -> Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Интервальная математика и надежные вычисления Направление подготовки
programs -> Экономическая, политическая и социальная
programs -> Рабочая программа модуля География Направление подготовки 100400 Туризм Квалификация (степень) выпускника
programs -> Рабочая программа модуля Общее землеведение Направление подготовки 021000 География Профили
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Философский факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
История эстетических учений

(наименование дисциплины (модуля)

Направление подготовки

050100 педагогическое образование
Профессионально-образовательная программа

Мировая художественная культура


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Заочная форма обучения
Саратов,

2013 Год


1. Цель курса - изучение эстетических учений в хронологической последовательности, раскрывая основные теоретические и методологические проблемы в исторической перспективе. Программа предполагает изучение эстетического учения не только в историко-хронологической последовательности, от древности до наших дней, но, преимущественно в проблемно-категориальном аспекте, раскрывая основные теоретические проблемы в исторической ретроспективе.

Задачи курса:

  • раскрыть этапы становления и развития эстетики как философской науки;

  • выявить закономерности каждого этапа становления и развития эстетики;

  • раскрыть связь эстетико-теоретических представлений с практикой художественной культуры, стимулирующей их формирование;

  • показать связь эстетико-теоретических представлений с развитием художественной культуры;

  • познакомить с основными методологическими подходами в теории эстетического знания.


2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Курс «История эстетических учений» является составным элементом профессиональной подготовки магистров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Он предусматривает формирование целостного представления об эстетике как философской науке. В программе курса реализуются междисциплинарные связи с различными науками: философией, историей, социологией, социальной психологией, этикой, этнологией и др.

Курс предусматривает формирование целостного представления об эстетике как философской науке. В связи с этим акцент делается на основных этапах развития эстетических учений как основы восприятия действительности определенной эпохи.



Курс является философско-теоретической основой практической деятельности по эстетическому воспитанию магистров.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

а) общекультурные (ОК):


  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • способность проявлять творческую активность, инициативу, ответственность в ходе решения профессиональных задач (ОК- 4);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 5);

  • способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации. (ОК-7);


б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональные:

  • -углубленное знание современных проблем философии культуры (ПК-1);

  • способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-2);

  • системное владение методами научного исследования, способность формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-3);

  • готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5);


педагогическая деятельность:

  • способность формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации (ПК-6);

  • способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе (ПК-7);

  • умение использовать в процессе педагогической деятельности современные образовательные технологии (ПК-8);

  • умение учитывать специфику аудитории и владеть вниманием слушателей (ПК-9);


организационно-управленческая деятельность:

  • готовность к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений (ПК-10);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные тенденции и проблемы в развитии современных культурфилософских направлений и школ; вопросы логической и методологической культуры научного исследования; основные проблемы современной философии культуры, понимать роль эстетического знания в современных художественных и творческих процессах; историю эстетических взглядов, их теоретическое обоснование.

Уметь: интерпретировать научные тексты, использовать фундаментальные знания культурфилософской методологии в сфере профессиональной деятельности; использовать полученные знания и навыки для изучения философии культуры;



Владеть: навыками теоретического анализа в целом, методологией эстетического исследования в научно-исследовательской деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «История эстетических учений»





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)







3

1-17

лек

сем

срс

всего
















2

8

130

144




1

Эстетические идеи и эстетические теории в рамках методологических парадигм.







2




13

15

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

2

Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.










2

13

15

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

3

Эстетические идеи и художественное сознание античной эпохи.













13

13

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

4

Эстетические представления средневековья.











2

13

15

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

5

Эстетические учения Нового времени.














13

13

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

6

Немецкая классическая эстетика.










2

13

15

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

7

История русской эстетической мысли.













13

13

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

8

Неклассическая эстетика.











2

13

15

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

9

Эстетика на рубеже XX-XXI веков.














13

13

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.


10

Современная проблематика эстетических теорий: традиционные искусства и постмодернистские перемены.













13

13

учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

























зачет (4)

4.1. Содержание дисциплины

Лекция 1. Эстетические идеи и эстетические теории в рамках методологических парадигм.

Эстетическая компонента философии. Философия как поэзия понятий. Красота мысли о мысли. Красота мудрости.

Эстетика в структуре философского знания. Исторические формы присутствия эстетической проблематики в философском дискурсе. Древний и средневековый Восток: вплетенность философско-эстетической мысли в живую ткань художественного произведения. Античность: рождение философии как эстетики. Средневековье: религиозно-теологический и этический характер эстетической теории; народная смеховая культура материально-телесного низа. Возрождение: эстетика как философия художественного творчества. Новое время: эстетика как наука о чувствах. Появление эстетики как самостоятельной области знаний о совершенном познании совершенных человеческих чувств. (А. Баумгартен, 1755 г.). Классическая эстетика: философия искусства и философия красоты. Неклассическая эстетика: философия искусства и искусство философа. Эстетизация неклассического философского дискурса. Эстетика как эргон и парергон философии.

Эстетика в диалоге с культурологией, этикой, социологией, теорией и историей искусств.


Лекция 2. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.

Поиск культурной доминанты эпохи; анализ основных представлений о прекрасном в человеке, природе, обществе и мире (Космосе, Вселенной); видение природы искусства и его роли в жизни общества; обыденное, массовое представление о месте художника в жизни общества.

Основные эстетические теории эпохи о природе красоты и искусства

Место эстетики в структуре философского знания. Эстетика как эргон или парергон философии. Теоретическая эстетика эпохи о назначении и сущности искусства. Проблема авторства. Система искусств и главный (актуальный) вид искусства, анализ стилей и жанров.


5. Образовательные технологии

В высшей школе ведущей организационной формой обучения традиционно является лекция (академическая, повествовательная, аналитическая, лекция-беседа, проблемная, визуальная).

В процессе изложения курса преподаватель обязан использовать весь спектр педагогических технологий, то есть всю совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Образовательные технологии представляют собой комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Выбор метода обучения соотносится с тематическим содержанием учебного материала. Перечень методов обучения (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, модельный) используется как вариативный способ предъявления учебной информации студентам.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Изучение курса предполагает следующие виды самостоятельной работы:



  1. Повторение пройденного теоретического материала.

  2. Установление главных вопросов темы семинарского занятия.

  3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

  4. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

  5. Конспектирование.

  6. Реферирование литературы.

  7. Аннотирование книг, статей.

  8. Углубленный анализ научно-методической литературы..

Система текущего контроля включает:

  • Текущее собеседование и контроль

  • Консультации

  • Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС

  • Перекрестное рецензирование

  • Дискуссия

План практических занятий

Семинар 1. Эстетика и проблемы философской рефлексии об искусстве.

  1. Возможности эстетического и искусствоведческого исследования искусства.

  2. Интеграция эстетики с культурологией, социологией, психологией, философией.

  3. Понятие художественного сознания.

  4. Проблема типологии художественного процесса.

Темы докладов:

  1. Предметная область эстетических исследований в исторической ретроспективе.

  2. Дефиниция художественного сознания как теоретическая проблема.

  3. Эстетика как наука.

Семинар 2. Эстетические идеи и художественное сознание античной эпохи.

  1. Единство индивидуального и общественного в классической античности.

  2. Калокагатия как принцип художественного сознания.

  3. Разработка основных эстетических категорий. Платон: художественно- эстетическая выразительность как чувственное воплощение предельных сущностей.

  4. Аристотель о миметической природе искусства. Теория катарсиса. Понятие энтелехии и механизмы художественного творчества.

Темы докладов:

  1. Художественная теория и практика эллинизма.

  2. Соотношение хтонической и героической мифологии.

  3. Плотин и его теория эманации.

  4. Роль Цицерона в разработке теории художественного стиля.

  5. Философская патристика о символике художественного образа.


Семинар 3.Эстетические представления средневековья.

  1. Художественные каноны искусства Византии.

  2. Фома Аквинский о природе прекрасного.

  3. Истоки рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения.

  4. Внутренняя логика ренессансной художественной культуры и причины её кризиса.


Темы докладов:

  1. Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания: как противостояние эстетических теорий и практик.

  2. Эстетика романского стиля и готического стиля: сравнительный анализ.

  3. Эстетика пропорции: Шартрская школа.

  4. Эстетика света: мистика света Роберта Гроссетеста, св. Бонавентуры.

  5. Эстетические идеи н. Кузанского.

  6. Эстетическое учение Л.-Б.Альберти.


Семинар 4. Эстетические учения Нового времени.

  1. Драматизм духовной жизни человека Нового времени, её эстетико-философское осмысление и отражение в новых художественных тенденциях.

  2. Эстетические теории о принципах барокко и классицизма.

  3. Противоречия художественной практики и её эстетический анализ у Дидро.

  4. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве.


Темы докладов:

  1. Эстетическое учение Ж.Ж. Руссо.

  2. Эстетика немецких романтиков.

  3. Эстетика английского Просвещения.


Семинар 5. Немецкая классическая эстетика.1 занятие.

  1. Принципы диалектики и историзма в эстетике немецкой классике. Эстетика как парергон теории познания.

  2. Важнейшие идеи немецкой классики: единство красоты и искусства; диалектика художественного творчества и восприятия; связь искусства и игры с человеческой природой; неисчерпаемость художественного символа; обоснование необходимости художественной критики.

  3. И. Кант об искусстве как примирении духовной свободы и природной необходимости; об антиномии вкуса; о субъективном основании эстетического суждения. Незаинтересованность эстетического удовольствия. Эстетическая деятельность как «целесообразность без цели».


Темы докладов:

  1. Идеи Канта в дальнейшем развитии эстетики.

  2. Учение Г. Гегеля об искусстве.

  3. И. Кант о гении и гениальности в искусстве.


Семинар 6. Немецкая классическая эстетика. 2 занятие.

  1. Ф. Шиллер. «Письма об эстетическом воспитании». Человек в современной цивилизации: утрата внутренней целостности и гармонии. Спасительная миссия прекрасного.

  2. Ф. Шеллинг о бесконечности смыслов художественного произведения и специфике художественного символа.

  3. «Эстетика» Г.В.Ф. Гегеля. Принцип историзма в анализе искусства. Искусство как раскрытие истины в чувственной форме, удвоение человеческой сущности, средство самосозерцания человека и ступень познания мира. Прогресс искусства или прогресс в искусстве.

Темы докладов:

  1. Ф. Шеллинг об эстетическом воспитании.

  2. Полемика Чернышевского с Гегелем в трактате «Эстетические отношения искусства к действительности».

  3. Г.В.Ф. Гегель о проблемах исторических пределов искусства.


Семинар 7. История русской эстетической мысли. 1 занятие.

  1. Эстетические традиции Византии в искусстве Древней Руси.

  2. От Византийского канона к самобытности: иконописные школы Древней Руси.

  3. Эстетические идеи эпохи Просвещения в России.

Темы докладов:

  1. Истоки формирования эстетических воззрений в Древней Руси: проблема влияния и самобытности.

  2. Эстетика древнерусских храмов.

  3. Эстетический анализ творчества А. Рублева.

  4. Идеи «новой» эстетики в трактате Ф.Прокоповича "О поэтическом искусстве" (1705).

  5. Эстетика Петербурга: конфликт эпох в художественной архитектуре.

  6. Эстетические вкусы русского барокко.


Семинар8. История русской эстетической мысли.2 занятие.

  1. Влияние европейской эстетической мысли и ее распространение в России в XIX веке.

  2. Эстетика русского авангарда.

  3. Кризис эстетического и идеологического в советское время.


Темы докладов:

Семинар 9. Неклассическая эстетика.

  1. Кризис классического рационализма как причина смены классической парадигмы в эстетике неклассическим философско-эстетическим дискурсом.

  2. Маргинальность и иррационализм неклассической эстетики, включенность эстетических воззрений в живую ткань художественных произведений. Появление философско-эстетических практик.

  3. Множественность направлений в эстетике и искусстве, взаимодействие романтизма и реализма.

Темы докладов:

    1. Развитие «негативной эстетики». Эстетизация порока.

    2. А. Шопенгауэр. Искусство как путь избавления от страданий и возможность возвышения над утилитарной прагматической волей. Неприкаянность красоты в безобразном реальном мире.

    3. Фрейдистская концепция искусства. Искусство и психоанализ.

    4. Импрессионизм – эстетика впечатления.


Семинар10. Эстетика на рубеже XX-XXI веков.

  1. Культурно-исторические реалии XX века. Мозаично-коллажная картина мира культурных форм как характеристика переходной эпохи.

  2. Сущность онтологического поворота западной философии XX века. Причины эстетизации философии XX века.

  3. Совмещение смысловых полей эстетики и философии культуры. Антропологическая направленность эстетики интуитивизма и экзистенциализма.

Темы докладов:

    1. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства.

    2. М. Хайдеггер. Эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение.

    3. Эстетика постмодернизма. Ж.-Ф. Лиотар о тотальной эстетизации жизни. Жизнь как искусство, искусство как жизнь.

    4. Ж. Деррида: постструктурализм и принцип деконструкции поэтического текста. Мимесис наоборот: мир как поэтический текст, а поэтический текст как бесконечный образ мира, ставшего конечным.

    5. Р. Барт «Смерть автора» как эстетический аналог «смерти субъекта». Появление фигуры скриптора. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Читатель, который пишет.

    6. Искусство постмодерна. Традиционные искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства: инсталляция, хеппенинг, перформанс.



Вопросы для зачета:

1. Особенности эстетических идей в Древней Греции.

2. Единство индивидуального и общественного в классической античности Калокагатия как принцип художественного сознания.

3. Платон, разработка основных эстетических категорий.

4. Аристотель о природе искусства. Теория катарсиса и энтелехии.

5. Особенности эстетических идей эпохи эллинизма.

6. Плотин. Теория эманации.

7. Цицерон. Разработка теории стиля.

8. Особенности эстетических идей средневековья.

9. Художественные каноны Искусства Византии.

10. Готический и романский стили в средневековье.

11. Особенности музыкальной культуры средневековья.

12. Фома Аквинский о специфике прекрасного.

13. Особенности эстетических идеалов Возрождения.

14. Особенности личности художника в эпоху Возрождения.

15. Противоречия художественного идеала Возрождения.

16. Особенности эстетических идей Нового времени.

17. Барокко и классицизм как художественные стили.

18. Музыкальное и театральное искусство эпохи Нового времени.

19. Эстетические взгляды просветителей – Дидро, Руссо, Винкельмана, Лессинга.

20. Александр Готлиб Баумгартен, его роль в развитии эстетических идей.

21. Эстетические взгляды мыслителей эпохи Романтизма.

22. Идеи универсальности личности в романтизме.

23. Особенности немецкой классической эстетики.

24. Эстетические взгляды И.Канта.

25. Эстетические взгляды Ф.Шиллера и Ф.Шеллинга.

26. Эстетические взгляды Г.Гегеля.

27. Признаки неклассической эстетики.

28. Эстетика А.Шопенгауэра.

29. Эстетика С.Кьеркегора и Ф.Ницше.

30. Особенности эстетики ХХ века.

31. Стилистические особенности авангарда и модерна.

32. Эстетика постмодерна.

33. Развитие эстетических идей в России.



34. Эстетика А.Ф. Лосева.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:

  1. Бычков, В. В. Эстетика : учебник / В. В. Бычков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Гардарики, 2008. - 573 с.

  2. Гуревич, П. С. Эстетика : учеб. пособие / П. С. Гуревич. – Москва : КНОРУС, 2011. – 456 с.

б) дополнительная литература:

  1. Августин. Исповедь. – М., 1997.

  2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 478 с.

  3. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. – М., 2001.

  4. Акопян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера. / Философские науки. – 2001. – №4.

  5. Ален. Рассуждения об эстетике. – Н.Новгород, 1996.

  6. Американская философия искусства. – Екатеринбург, 1997.

  7. Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб, 2000.

  8. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. – М., 1969.

  9. Асмус В.Ф. Платон – философ-художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.

  10. Асмус В.Ф. Эстетика Аристотеля // Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

  11. Афасижев М. Н. Альтернативы модернизма. – М., 1998.

  12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

  13. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995.

  14. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и проблемы ренессансного творческого мышления. – М., 1991.

  15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.

  16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

  17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  18. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

  19. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 1996.

  20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

  21. Библер В.С. Культура. Диалог культур. – Вопросы философии, 1989, № 6.

  22. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

  23. Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. // Вопросы философии. – №1. – 1994.

  24. Борхес Х.Л. Семь вечеров. – СПб., 2000.

  25. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания. // Вопросы философии. – №№ 10, 12. – 2003.

  26. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. – М., 1984.

  27. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. – М., 1981.

  28. Гадамер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М., 1993.

  29. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

  30. Гартман Н. Эстетика. – М., 1958.

  31. Гегель Г. В.-Ф. Эстетика. – М., 1968-1973. Т. 1-4.

  32. Гессе Г. Избранное. – М., 1977.

  33. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 1987.

  34. Григорьева Т.П. Дао и логос. – М., 1993.

  35. Грякалов А. А. Структурализм в эстетике. – Л., 1989.

  36. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М, 1984.

  37. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

  38. Дали С. Дневник одного гения. – М., 1991.

  39. Данте Алигьери. Божественная Комедия. – М., 1992.

  40. Жан-Жак Руссо об искусстве. Л.-М., 1959. – с. 90-162.

  41. Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм: пер. с англ. / С. Жижек. – СПб.: Алетейя, 2005. – 156 с.

  42. Западноевропейская эстетика XX в. Сборник переводов. Вып. 1. – М., 1991.

  43. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. Трактаты. Статьи. Эссе. – М., 1987.

  44. Зонтаг С. Против интерпретации. / Иностранная литература, №1, 1992.

  45. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. – М., 1976.

  46. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. – М., 1987.

  47. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

  48. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

  49. Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М., 1962.

  50. История Красоты / под ред. У. Эко. – М., 2006.

  51. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

  52. Каган М.С. Эстетика и философия искусства. – СПб., 1997.

  53. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: в 6т. – М., 1964. – Т.5.

  54. Козловски П. Культура постмодернизма. – М., 1997.

  55. Конев В.А. Онтология культуры. – Самара, 1998.

  56. Конев В. А. Критика способности быть: (семинары по «Бытию и времени» М. Хайдеггера) / В. А. Конев. – Самара: Самар. ун-т, 2000. – 274 с.

  57. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества / Человек, №2, 2002.

  58. Кривцун, О. А. Эстетика : учебник / О. А. Кривцун. - Москва : Аспект Пресс, 1998. - 430 с.

  59. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.

  60. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.

  61. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957.

  62. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах “пост” / Иностранная литература, № 1, 1994. – С. 56-59.

  63. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Общественные науки за рубежом. – №№ 5-6. – Серия 3. – 1992.

  64. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты) // Культурология. – Ростов-на-Дону, – 1995. – С. 527-537.

  65. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. – М., 1982.

  66. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. – М., 1990.

  67. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. – М., 1979.

  68. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

  69. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

  70. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. - Москва. – 1974. - 476 с.

  71. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. – М., 1998.

  72. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

  73. Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. – М: 1986-1987.

  74. Малая история искусств. Искусство XX века. – М., 1991.

  75. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М., 2000.

  76. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. – СПб.: Алетейя, 2000.

  77. Маритен Ж. Ответственность художника. / Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991, с. 171-208.

  78. Маркузе Т. Одномерный человек. – М., 1994.

  79. Мерло-Понти М. Око и дух. – М., 1992

  80. Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. – М., 1994.

  81. Мигунов А.С. Анти-эстетика. // Вопросы философии. – №№7-8. – 1994.

  82. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии. //Вопросы философии. – 2002. – №3.

  83. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.

  84. Оргета-и-Гассет Х. Восстание масс// Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

  85. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

  86. Платон. Гиппий Больший. Федр. Пир. Соч.: В 3 т.т. – М., 1968.

  87. Подорога В.А. Феноменология тела. – М., 1995.

  88. Постмодернизм и культура (материалы круглого стола) / Вопросы философии. – № 3. – 1993. – С. 3-16.

  89. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.

  90. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

  91. Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. – СПб., 2003.

  92. Прозерский В.В. Позитивизм и эстетика. – Л., 1983.

  93. Пространство и время в искусстве. – Л., 1988.

  94. Ревалд Д. История импрессионизма. – М., 2002.

  95. Ревалд Д. От Ван Гога до Гогена. Постимпрессионизм. – М., 2002.

  96. Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995.

  97. Самохвалова В.И. Вячеслав Иванов и русский постмодернизм. //Вопросы философии. – 2001. – №8.

  98. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. – М., 1996.

  99. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Полн. собр. соч. Т.30.

  100. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995.

  101. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.

  102. Феноменология искусства. – М., 1995.

  103. Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 3 (1). У водоразделов мысли. – М., 2000.

  104. Фуко М. Воля к истине. – М., 1996.

  105. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М., 1977.

  106. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект. / Вопросы философии – №4. – 1992.

  107. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

  108. Хайдеггер. Бытие и время: Статьи и выступления. – М., 1993.

  109. Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 1992.

  110. Хоружий С.С.. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека. // Вопросы философии. – 2002. – №2.

  111. Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. – М., 1997.

  112. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Мн., 2000.

  113. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. – Минск: 2006.

  114. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. – М., 1966.

  115. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. Собр. соч.: в 7 т. Т.6. – М., 1957.

  116. Шкловский В.Б. Искусство как прием. О теории прозы. – М., 1983.

  117. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. – М., 1983.

  118. Эко У. Средние века уже начались? //Иностранная литература. – № 4. – 1994. – С. 259-268.

  119. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. – СПб.: – 2004.

  120. Эстетика и теория искусства ХХ века : хрестоматия / сост. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. – Москва : Прогресс-Традиция, 2008. - 688 с.

  121. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы


Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ)

http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/ Собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых печатных изданий и электронных документов из фондов РГБ и других источников. Электронная библиотека состоит из четырех коллекций, включает 400 тыс. документов и постоянно пополняется.

Мировая цифровая библиотека

http://wdl.org/ru Europeana - интернет-портал, цель которой - обеспечить доступ к отсканированным оцифрованным фондам библиотек, архивов, музеев стран-членов ЕС. Проект официально стартовал 20 ноября 2008 года, к этому моменту уже было оцифровано 2 миллиона различных объектов культурного наследия Европы. Многоязычный веб-портал предоставляет доступ к книгам, картам, архивным записям, фотографиям и аудиовизуальным материалам.

Европейская цифровая библиотека Europeana

http://www.europeana.eu/portal/ Международный проект, реализуемый при поддержке ЮНЕСКО. В число объектов, представленных на сайте Мировой цифровой библиотеки, входят рукописи, карты, редкие книги, музыкальные партитуры, фильмы, снимки, фотографии и архитектурные чертежи. Библиотека содержит документы на 40 языках мира.

Электронная библиотека учебников

http://studentam.net/

Коллекция учебной литературы по социально-экономическим и гуманитарным наукам.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Зональная Научная библиотека СГУ, аудитория, оснащенная видео и медиа-средствами, компьютерные классы факультета и НБ СГУ с выходом в Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки Направление подготовки 030100 Философия Профиль подготовки Философия и теория культуры

.

Автор Богатырева Е.Н.



Программа одобрена на заседании кафедры философии культуры и культурологии философского факультета 27.08.2013 года, протокол № 1_.
Зав. кафедрой (Листвина Е.В.)

Декан факультета (Орлов М.О.)



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет