Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование, профиль подготовки Филологическое образование



жүктеу 1.69 Mb.
бет1/7
Дата29.04.2016
өлшемі1.69 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУССКАЯ ОНОМАСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование,

профиль подготовки – Филологическое образование,

форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2013
Рацен Т.Н. Русская ономастика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки – Филологическое образование, форма обучения – очная Тюмень, 2013.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Русская ономастика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В. Лабунец, завкафедрой общего языкознания

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Рацен Т.Н., 2013.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная дисциплина нацелена на обеспечение активного усвоения студентами основных сведений об именах собственных, основных теоретических работ по ономастической науке, на получение профессиональных навыков в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Содержание основной образовательной программы филолога призвано обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Объектом курса является ономастика, один из основных разделов языкознания, предметом знания являются проблемы происхождения, функционирования, трансформации, правописания и т.п. имен собственных.



Цель и задачи курса.

Цель данного курса – сформировать целостное представление о системе и структуре русской ономастики, показать ее своеобразие, специфику и полифункциональность, ознакомить студентов с происхождением этнических имен жителей России, историей русских имен и фамилий, проследить историю личных имен собственных, изучить географические названия, познакомить с теорией номинации и др. Главные задачи курса:



  • представить современную языковую ситуацию в России через призму собственных имен;

  • привить уважение к малой родине, активизировав региональный компонент;

  • изучить основные понятия, методы и проблемы данного раздела языкознания, пополнить словарный запас;

  • привить студентам приемы и навыки в исследовании имен собственных;

  • расширить межпредметные связи.



  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Русская ономастика» расположена в разделе Б.3. «Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору». Данный курс вводится для углубления филологических знаний и расширения кругозора студента-словесника.


Таблица 1.

3. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ


п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Философия

+































+

2.

Филологический анализ текста

+




+






















+




3.

Теория языка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Общеславянская традиция в русском языке и культуре

+




+




+

+

+

+




+

+

+

6.

История русской литературы































+

+

7.

Современный русский язык

+

+

+

+













+

+







8.

Экология культуры




+




+













+

+









4. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Русская ономастика» в соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки направления 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки – Филологическое образование, входит в раздел учебного плана бакалавров Б3. Профессиональный цикл, Дисциплины по выбору.

Данный курс вводится для углубления филологических знаний и расширения кругозора студента-словесника, дальнейшего развития практических и навыков и умений при изучении дисциплин направления.




  1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



  • ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

  • ОК-6 – способность логически верно строить устную и письменную речь.

  • ОК-16 – способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

  • ОПК-1 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

  • ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры.

  • ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: основные понятия и термины ономастической науки, ее внутреннюю стратификацию; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития ономастики.

  • Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых (ономастических) фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; участвовать в научных дискуссиях.

  • Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; основным изучаемом языке в его литературной форме; основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке.



КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

пороговый

(удовл.)


61-75 баллов

базовый

(хорошо)


76-90

баллов


повышенный

(отлично)

91-100

баллов


1

2

3

4

5

6

7

ОК – 1

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

имеет общее представление об основных категориях гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных дисциплин, знает строение и основы функционирования гуманитарных и социальных систем. Умеет при консультативной поддержке наблюдать, сравнивать, классифицировать факты, анализировать, синтезировать информацию, полученную из разных источников. Владеет культурой научного профессионального мышления, способами анализа, синтеза, обобщения информации, способами определения видов и типов профессиональных задач.


имеет базовые знания об основных категориях гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных дисциплин, имеет представление о строении и основах функционирования гуманитарных и социальных систем, знает основные способы проектирования и решения профессиональных задач. Умеет самостоятельно (при консультативной поддержке) наблюдать, сравнивать, классифицировать факты, анализировать, синтезировать информацию, полученную из разных источников; оценивать факты и явления окружающей действительности с целью определения их роли и значения в профессиональной деятельности. Владеет культурой научного профессионального мышления, способами анализа, синтеза, обобщения информации, способами определения видов и типов профессиональных задач, структурирования задач различных групп.




отлично знает основные категории гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных дисциплин, строение и основы функционирования гуманитарных и социальных систем, основные способы проектирования и решения профессиональных задач. Умеет самостоятельно наблюдать, сравнивать, классифицировать факты, анализировать, синтезировать информацию, полученную из разных источников; оценивать факты и явления окружающей действительности с целью определения их роли и значения в профессиональной деятельности; вычленять, формулировать и решать задачи в области профессиональной деятельности. Владеет культурой научного профессионального мышления, способами анализа, синтеза, обобщения информации, способами определения видов и типов профессиональных задач, структурирования задач различных групп; технологией вычленения, постановки, решения задач в различных областях профессиональной деятельности.


Практические занятия, самостоятельная работа

Контрольная работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, реферат, презентации, зачет

ОК-6

способность логически верно строить устную и письменную речь.


имеет общие сведения об основных нормах современного русского литературного языка, коммуникативных качествах речи, языковых и стилевых особенностях функциональных стилей речи, правилах и нормах общения. Умеет при консультативной поддержке создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке; выполнять отдельные процедуры (операции) анализа текстов научного и официально-делового стилей, использовать отдельные компоненты инструментальных средств при построении текстов научного стиля. Владеет начальными навыками сознательной оценки письменного текста с точки зрения действующих норм правописания, норм русского литературного языка; начальными навыками создания связного текста научного и официально-делового стилей.




имеет общее понимание литературных норм русского языка и их вариантов, коммуникативных качеств хорошей речи, особенностей функциональных стилей речи. Знает особенности коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения. Умеет при консультативной поддержке создавать тексты профессионального назначения на русском языке; анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия требованиям нормы и коммуникативной ситуации. Владеет базовыми навыками сознательной оценки письменного текста с точки зрения действующих норм правописания, норм русского литературного языка. Владеет основными навыками самостоятельной работы по составлению и анализу текстов разных функциональных стилей.




имеет глубокие знания о литературных нормах и их вариантах, функциональных стилях и их коммуникативных и языковых особенностях. Знает требования к созданию текста с учётом ситуации общения; особенности коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения. Умеет самостоятельно создавать тексты профессионального назначения на русском языке; анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия норме (языковой и этической) и коммуникативной ситуации. Владеет устойчивыми навыками сознательной оценки письменного текста с точки зрения действующих норм правописания, норм русского литературного языка. Владеет навыками создания и анализа текста любого функционального стиля.


Практические занятия, самостоятельная работа

Контрольная работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, реферат, презентации, зачет

ОК-16


способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

имеет общие представления о правилах и нормах общения, приёмах анализа речевого произведения. Имеет начальные навыки владения русским языком в его литературной форме. Умеет: работать в составе коллектива исполнителей при составлении текстов научного и официально-делового стилей с учётом коммуникативно-речевой ситуации.




имеет общее понимание правил и норм общения, требований к речевому поведению в разных коммуникативных ситуациях. Знает основной состав терминов и понятий теории риторики, приёмы анализа речевого произведения. Владеет основными навыками самостоятельной работы по созданию текстов с учётом особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения. Умеет: самостоятельно (при консультационной поддержке) анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты, адекватно оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.




имеет глубокие знания по всем темам, касающимся подготовки и произнесения речи. Свободно оперирует основными терминами и понятиями риторики. Свободно владеет русским языком в его литературной форме, приёмами реализации созданных высказываний в речевой практике. Умеет: самостоятельно анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты, формулирует и реализует коммуникативные намерения.




Практические занятия, самостоятельная работа

Контрольная работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, реферат, презентации, зачет

О

П

К – 1

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

имеет общее представление о теоретических основах выбранной профессиональной области. Умеет при консультативной поддержке оценивать собственные личностные и профессиональные качества с точки зрения их социальной значимости в выбранной профессиональной деятельности. Владеет начальными навыками самооценки, саморегуляции; мотивацией к профессиональному росту.


имеет базовые знания о теоретических основах выбранной профессиональной области; основных положениях и концепциях в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур). Умеет самостоятельно (при консультативной поддержке) оценивать собственные личностные и профессиональные качества с точки зрения их социальной значимости в выбранной профессиональной деятельности. Владеет базовыми навыками самооценки, саморегуляции. Владеет мотивацией к профессиональному росту.


: имеет глубокие знания о теоретических основах выбранной профессиональной области; основных положениях и концепциях в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур). Умеет самостоятельно оценивать собственные личностные и профессиональные качества с точки зрения их социальной значимости в выбранной профессиональной деятельности. Владеет устойчивыми навыками самооценки, саморегуляции. Владеет мотивацией к профессиональному росту.


Практические занятия, самостоятельная работа

Контрольная работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, реферат, презентации, зачет

О

П

К – 3

владение основами речевой профессиональной культуры.

имеет общее представление о методах и приемах устной и письменной коммуникации на русском языке; о литературных нормах русского языка. Ориентируется в терминологии языкознания. Умеет при консультативной поддержке использовать основные методы и приемы различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке; выполнять отдельные процедуры (операции) анализа текстов научного и официально-делового стилей, использовать отдельные компоненты инструментальных средств при построении текстов научного стиля. Владеет начальными навыками создания связного текста научного и официально-делового стилей; навыками ведения деловой и личной переписки, составления сообщений, заполнения официальных форм; описания событий/явлений на русском языке.




: имеет базовые знания о методах и приемах устной и письменной коммуникации на русском языке; о литературных нормах русского языка и их вариантах, коммуникативных качеств хорошей речи. Знает основной состав терминов и понятий языкознания. Умеет при консультативной поддержке использовать основные методы и приемы различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке; моделировать возможные ситуации общения; анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия требованиям нормы и коммуникативной ситуации. Владеет базовыми навыками основными навыками самостоятельной работы по составлению и анализу текстов разных функциональных стилей; навыками ведения деловой и личной переписки, составления сообщений, заполнения официальных форм; описания событий/явлений на русском языке.




имеет глубокие знания о методах и приемах устной и письменной коммуникации на русском языке; о литературных нормах и их вариантах, функциональных стилях и их коммуникативных и языковых особенностях. Свободно оперирует основными терминами и понятиями языкознания. Умеет самостоятельно использовать основные методы и приемы различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке; моделировать возможные ситуации общения; самостоятельно анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия норме (языковой и этической) и коммуникативной ситуации. Владеет прочными навыками устойчивыми навыками создания и анализа текста любого функционального стиля; навыками ведения деловой и личной переписки, составления сообщений, заполнения официальных форм; описания событий/явлений на русском языке.


Практические занятия, самостоятельная работа

Контрольная работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, реферат, презентации, зачет

ПК-3

способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.


    имеет общее представление об основных нормативных документах (ФГОС, Базисном учебном плане, Примерной программе по русскому языку для основной школы); индивидуально-психологических особенностях личности; основных механизмах социализации личности; о специфике педагогического сопровождения процессов социализации учащихся на уроках русского языка. Умеет на основе имеющихся методических рекомендаций использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; оценивать содержание, композиционное и языковое оформление сочинений школьников; проводить занятия и внеклассную работу по языку в учреждениях общего образования; готовить соответствующие учебно-методические материалы. Владеет начальными навыками организации конспектов уроков развития речи, выявления и классификации ошибок и недочетов при проверке сочинений учащихся; участия в проведении семинаров, конференций, официальных встреч, консультаций.




знает основной состав нормативных документов (ФГОС, Примерную программу по русскому языку для основной школы). Умеет: опираясь на имеющиеся методические рекомендации, проводить занятия и внеклассную работу по русскому языку в учреждениях общего образования; готовить соответствующие учебно-методические материалы; использовать основные методы статистической обработки диагностических данных. Владеет навыками осуществления контроля за сформированностью речевых умений учащихся; составления конспектов уроков развития речи, выявления и классификации ошибок и недочетов при проверке сочинений учащихся; организации деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе; навыками участия в семинарах, конференциях.


знает содержание нормативных документов (ФГОС, Примерную программу по русскому языку для основной школы). Умеет: на основе нормативных документов самостоятельно системно анализировать и выбирать образовательные концепции; продумывать и осуществлять проекты, направленные на мониторинг языковой ситуации и пропаганду филологической культуры; учитывать специфику педагогического сопровождения процессов социализации учащихся на уроках русского языка; использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач; проектировать дальнейший образовательный маршрут и личностный рост учащихся. Владеет методиками измерения и оценивания уровня сформированных знаний и умений учащихся; навыками проведения занятий по русскому языку с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса; разработки проектов, связанных с креативной деятельностью учащихся, и проведения внеклассной работы по русскому языку; навыками организации и проведения семинаров, конференций; организации мониторинга учебно-воспитательного процесса.



Практические занятия, самостоятельная работа


Контрольная работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, реферат, презентации, зачет



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать: основные понятия и термины ономастической науки, ее внутреннюю стратификацию; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития ономастики.

  • Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых (ономастических) фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; участвовать в научных дискуссиях.

  • Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; основным изучаемом языке в его литературной форме; основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке.



  1. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ



      Виды учебной работы

      Всего часов

      семестр

      4

      Контактная работа (всего):

      17,8.,ой работы -та: работа – 4

      17,8

      Групповые учебные занятия (всего)

      17

      17

      В том числе:





      Лекции

      -

      -

      Практические занятия (ПЗ)

      17

      17

      Лабораторные занятия (ЛЗ)

      -

      -

      Иные виды контактной работы

      0,8

      0,8

      Самостоятельная работа (всего):

      90,2

      90,2

      Общая трудоемкость: ЗЕТ

      час.


      3

      3

      108

      108

      Вид промежуточной аттестации

      зачет

      зачет



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Таблица 1

    Тематический план





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме, в час

Итого количество баллов

Практические занятия

Самостоятельная работа










1

2

3

4

5

6

7

8

Модуль 1

1.

Предмет и объект ономастики. Ее разделы. Место ономастики среди других гуманитарных наук. Методы и приемы исследования ономастического материала. Виды онимов.

1

1

7

9




6

2.

Аспекты современной этнонимики. Проблемы в определении этимологии этнонимов.   Этногенез и этнонимия. Методы этнолингвистических исследований. Типологические характеристики этнонимов.

2-3

2

7

11




12

3.

Антропонимика как основной раздел русской ономастики. Этапы становления русской антропонимии. Основные проблемы современной антропонимики.

4

2

7

9

2

6

4.

Антропонимика как основной раздел русской ономастики. Этапы становления русской антропонимии. Основные проблемы современной антропонимики.

5

2

7

9

2

6




Всего

5

7

28



4

0-30

Модуль 2

5.

Пути формирования русских фамилий, имен и отчеств. Фонетико-морфологические и лексико-семантические процессы адаптации заимствованных имен в русской антропонимии.

6-7

2

7

11

2

12

6.

Псевдонимы и прозвища: функционирование в языке и речи.

8

1

9

7



6


7.

Топонимика как раздел ономастики. Основные понятия и термины топонимики. Понятия микро- и макро- в топонимике. Методы топонимических исследований. Принципы топонимических классификаций.

9-10

1

7

11




12




Всего

5

4

23



2

0-30

Модуль 3

8.

Региональные топонимические системы. Проблемы взаимодействия локальных топосистем региона.

11

2

9

11




6

9.

Новые разделы ономастики.

12

1

5

7

1

8

10.

Особенности склонения русских и иноязычных антропонимов. Культурно-речевые проблемы онимов.

13

1

9

10




10

11.

Ономастика художественного текста.

14-15

1

7

11




10

12.

Итоговый коллоквиум.

16

1

10

11




6




Всего

6

6

40



1

0-40




Итого (часов, баллов):




17

91*

108

7

0-100

* Самостоятельная работа (включая иные виды контактных работ)


8. ВИДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ПЕРИОД ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Таблица 3

темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиум

Собеседование на консультации

Глоссарий, таблица

контрольная работа

тест

конспект, реферат

диктант

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

презентации

Консультации online

Модуль 1

1.




0-1




0-1

0-1

0-1

0-1










0-1

0-6

2.




0-2

0-2




0-2

0-1

0-2







0-1

0-2

0-12

3.




0-1

0-1




0-1

0-1







0-1

0-1




0-6

4.




0-1




0-1




0-1

0-1

0-1







0-1

0-6

Всего




5

3

2

4

4

4

1

1

2

4

30

Модуль 2

5.




0-2




0-2

0-1

0-2

0-1

0-1




0-1

0-2

0-12

6.




0-1







0-1

0-1




0-1




0-1

0-1

0-6

7.




0-2

0-2

0-1

0-1

0-2




0-1

0-1

0-1

0-1

0-12

Всего




5

2

3

3

5

1

3

1

3

4

30

Модуль 3

8.




0-1







0-1

0-1




0-1




0-1

0-1

0-6

9.




0-1

0-1




0-2

0-1




0-1

0-1




0-1

0-8

10.




0-1




0-1

0-2

0-2




0-1

0-1

0-1

0-1

0-10

11.




0-2

0-1




0-2

0-2




0-1




0-1

0-1

0-10

12.

0-4

0-1

























0-1

0-6

Всего

4

6

2

1

7

6




4

2

3

5

40

Итого:

4

16

7

6

14

15

5

8

4

8

13

0 – 100



9. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Предмет и объект ономастики. Ее разделы. Место ономастики среди других гуманитарных наук. Методы и приемы исследования ономастического материала. Виды онимов.

Отличительные признаки имен собственных. Функции имен собственных в языке и речи. Ономастическое пространство и ономастическое поле. Виды ономастических систем. Имена собственные в разных социумах и различных языковых подсистемах. Синхрония и диахрония в ономастике. Онимическая лексика. Апеллятив и его онимизация. Апеллятивация. Трансонимизация.



Тема 2. Аспекты современной этнонимики. Проблемы в определении этимологии этнонимов.   Этногенез и этнонимия. Методы этнолингвистических исследований. Типологические характеристики этнонимов.

Проблемы этимологии этнонимов. История заселения Западно-Сибирского региона, формирование этнонимии нашего региона. Специфика славянских этнонимов. Пути становления тюркских этнонимов. Своеобразие угро-самодийской этнонимии.



Тема 3. Антропонимика как основной раздел русской ономастики. Этапы становления русской антропонимии.   Основные проблемы современной антропонимики.

Природа и специфика антропонима. Основные виды антропонимов: личное имя собственное, отчество, фамилия, псевдоним, прозвище, ник-нейм. Имена официальные и неофициальные. Формирование русской антропонимической системы: естественный ход развития антропосистемы и искусственное вмешательство государства. Основные языковые пласты русского антропонимикона.



Тема 4. Общая характеристика языческой славянской антропонимии. Христианский именник и его роль в формировании русской антропонимии.

Типологическая характеристика славянских антропонимов (классификация А.М. Селищева). Реконструкция древнерусских личных имен собственных. Этимология древнерусских имен. Языческие имена как этимоны русских фамилий. Введение христианства на Руси (988г.) и заимствование христианского именника. Основные языковые пласты христианского именника. Святцы.


МОДУЛЬ 2
Тема 5. Пути формирования русских фамилий, имен и отчеств. Фонетико-морфологические и лексико-семантические процессы адаптации заимствованных имен   в русской антропонимии.

Русские личные имена собственные: этапы формирования, происхождение, модели, словообразование и варьирование. Русские фамилии: этапы формирования, происхождение, лексико-семантическая классификация. Русские отчества: этапы формирования, происхождение, лексико-семантическая классификация. Полуотчества. Адаптация заимствованных имен на фонетико-фонологическом, морфемо-морфологическом и лексическом языковых уровнях. Основные антропонимические форманты. Естественное и искусственное, сознательное и стихийное в имятворческом процессе.



Тема 6. Псевдонимы и прозвища: функционирование в языке и речи.

Из истории становления и формирования. Дефиниция исследуемых видов антропонимов. Дифференциация и функции псевдонимов и прозвищ. Псевдонимы известных людей: мотивы и значение. Имя в речевой ситуации: официальное и неофициальное именование индивидуума в обществе, имя полное и неполное, паспортное и разговорное, уличное и домашнее. Имя как порождение и отражение культуры. Толкование исследуемых имен. Специфика стилистики имен собственных. Пути развития русской антропонимической системы в XXI веке.



Тема 7. Топонимика как раздел ономастики. Основные понятия и термины топонимики. Понятия микро- и макро- в топонимике. Методы топонимических исследований. Принципы топонимических классификаций.

Становление топонимической терминологии. Исследования А.Х.Востокова, А.И. Соболевского, А.М. Селищева, Э.М. Мурзаева, В.А. Никонова, О.Н. Трубачева и др. Исторические и лингвистические предпосылки формирования русской топонимической системы. Русская узуальная и диалектная топонимия. Словообразование русских топонимов: простые топонимы и топонимы-композиты. Основные топонимические форманты. Классификация топонимов по семантике образующей основы. Заимствование иноязычных топонимов. Проблема адаптации заимствованных топонимов. Субстраты, суперстраты и адстраты в топонимической системе. Орфография русских и заимствованных топонимов. Топонимия в истории культуры.



МОДУЛЬ 3
Тема 8. Региональные топонимические системы. Проблемы взаимодействия локальных топосистем региона.

Из истории заселения Западной Сибири. Структурные модели в топонимии региона. Лексико-семантическая классификация русского топонимикона. Словообразовательные типы русских по происхождению географических названий. Морфемный спектр русской топонимии: типовые исходные топоосновы, типовые и специфические префиксы, конфиксы и суффиксы. Проблема определения географической номенклатуры иноязычного происхождения в Тюменском регионе. Лексико-семантические типы заимствованных географических названий.



Тема 9. Новые разделы ономастики.

Образная номинация в русской ономастике. Образная номинация и народная картина мира. Образная номинация и функционирование образных онома: астронимия, антропонимия, топонимия. Особенности региональной эргонимики: мотивы, способы и принципы номинации тюменских эргонимов. Современная эргонимическая система в аспекте культуры речи. Ктематонимика региона: лингвистическая природа словесных товарных знаков, технические средства оформления товарных знаков, орфографический режим ктематонимов. Перспективы развития зоонимической системы Тюменского края. Проблемы рекламных онимов: стихийное и закономерное в коммерческих названиях, функционирование онимов в рекламных текстах и объявлениях, правописание исследуемых онимов.



Тема 10. Особенности склонения русских и иноязычных антропонимов. Культурно-речевые проблемы онимов.

Словоизменительная антропонимическая норма в XIX в. Основные факторы, определяющие специфичность словоизменения антропонимии в современном русском литературном языке (XXI в.). Соотношение морфологического рода и реального пола носителя фамилии и имени в формировании антропонимических парадигм. Взаимосвязь парадигм мужской и женской фамилий – феномен антропонимического словоизменения. Словоизменение антропонимии в отношении к норме. О морфологическом оформлении и передаче в русском языке иноязычных имен и фамилий. Практические рекомендации по склонению фамилий и личных имен в современном русском литературном языке. Словообразование на базе личных имен собственных.

Род и число топонимов, катойконимов и топонимов. Их склонение и употребление в языке и речи.
Тема 11. Ономастика художественного текста.

Понятие о поэтической ономастике и ее разделах. Традиции и новации в именовании персонажей в художественных произведениях разных жанров.



Общий взгляд на собственное имя в тексте. Собственное имя и его ближайшее окружение: типы и функции апеллятивных идентификаторов. Формула имени как микротекст. Введение имени и введение персонажа. Функции имени собственного в художественном тексте. Имя и безымянность в мире текста.
  1   2   3   4   5   6   7


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет