Рабочая программа «Музыкальный предмет «Аккомпанемент»



Дата26.04.2016
өлшемі211.75 Kb.
түріРабочая программа
Тема материалов из опыта работы: Рабочая программа «Музыкальный предмет «Аккомпанемент» (фортепиано).

Автор опыта: Листова Анна Сергеевна, концертмейстер Детской школы искусств г. Нарьян-Мара.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для преподавания предмета «Аккомпанемент» в Детских школ искусств. Программа «Аккомпанемент» является учебным курсом, дополняющим и углубляющим типовую базовую программу «Специальное фортепиано». Предмет «Аккомпанемент» изучается в рамках «Предмета по выбору» и является составной частью музыкального образования учащихся. Занятия в классах «Фортепиано» и предмета «Аккомпанемент» проводятся в соответствии с «Методическими указаниями по организации учебно - воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)», изданными Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры (Москва, 1988г.).

Аккомпанемент - одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, знакомиться с лучшими образцами русской и инструментальной музыки. Воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное - развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.

Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся, в том числе и как аккомпаниаторов. Опыт показал, что подобная форма способствует расширению музыкального кругозора детей, обогащению их духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное - повышает их интерес к фортепиано как универсальному инструменту.

Аккомпанемент является одним из любимых предметов у учащихся ДШИ. На уроках по аккомпанементу учащиеся знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приёмами звукоизвлечения. Учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые возможности и особенности.

Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту - профессионалу, так и музыканту - любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение нот с листа), особенно востребовано в настоящее время. Программа «Аккомпанемент» составляет единый комплекс с предметом «Фортепиано», тесно интегрируя с предметом «Фортепианный ансамбль», а также предметами музыкально-теоретических циклов.

Начинать занятия аккомпанементом следует после получения учащимися необходимых навыков игры на фортепиано, с 3-его класса обучения в музыкальной школе. Педагог должен дифференцированно подходить к обучению учащихся, отличающихся по музыкальным способностям, возрасту, уровню общей подготовки и другим индивидуальным данным.

Основу репертуара составляют произведения русских и зарубежных композиторов, произведения современных авторов, разнообразные по стилю, форме, содержанию, которая воспитывает в молодых музыкантах тонкий художественный вкус. Строгая простота фактурного изложения в партии сопровождения классических произведений даёт возможность учащемуся сконцентрировать своё внимание на аккомпаниаторских задачах.


Цель программы:

- создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества - аккомпанированию голосу или инструменту, что позволяет значительно расширить репертуарные рамки и проявить себя более разнообразно в общении с инструментом.


Задачи:

- формирование здоровой творческой основы для полноценного роста всесторонне развитой личности;

- развитие практического умения и навыков аккомпанирования (сочинять простые виды ритмического и мелодического сопровождения);

- воспитание чувства стиля и художественного вкуса;

- развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм );

- воспитание чувства партнёрства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания;

- развитие пианистических и технических возможностей учащихся, исполняя различные виды аккомпанемента;

- знакомство с шедеврами вокальной, оперной, симфонической, народной музыки.


Для успешной реализации программы необходимо:

- наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работавших с различными инструментами, голосами, знающих обширный репертуар, представляющих его сложности и особенности, а также владеющих методикой преподавания данного предмета;

- наличие в школе квалифицированных иллюстраторов (солистов), чья профессиональная заинтересованность и исполнительский опыт помогут учащимся в работе по этому предмету;

- работа по самостоятельному подбору и изучению материала. Систематизирование его по уровню сложности и по видам фактуры; по жанровым и стилевым особенностям, что упростит подбор репертуара для каждого конкретного ученика, учитывая его игровые возможности и музыкальное развитие.



Срок реализации - 5-6лет, начинается с 3 класса.
Форма занятий - основной формой учебной и воспитательной работы в классе «Аккомпанемент» считается урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателем с учеником, а также игра с иллюстратором
Продолжительность урока - 0,5 часа или 1час в неделю.
Актуальность программы:

- учитываются реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Помимо тщательной подготовки для публичного выступления, в работе постоянно присутствуют произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка- навыка разбора и чтения нотного текста.



Контроль и учёт успеваемости:

- контроль успеваемости учащихся по «Предмету по выбору» «Аккомпанемент» включается в программу сдачи контрольно урока в конце каждого полугодия. Исполняется 1-2 произведения. Выступления на вечерах, собраниях, фестивалях, конкурсах – зачитывается как сдача на контрольном уроке. Выступления оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки. Количество произведений, которые педагог должен проработать с учеником в течении учебного года, зависит от продолжительности урока. При 0,5 часа в неделю учащийся может быть ознакомлен с не менее 2-4 произведениями в год, при 1 часе в неделю - не менее 4-6 разнохарактерных произведений различного жанра и различных видов фактуры в год. Исполнение произведений рекомендуется с учётом индивидуальных возможностей, музыкальной и технической оснащённости, практических концертмейстерских накоплений. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершённости исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, а другие - в порядке ознакомления. Каждое занятие является по-своему сложным процессом, призванным пробудить у ученика интерес к предмету, стимулировать его увлечённую самостоятельную работу. В занятиях по классу аккомпанемента следует придерживаться определённого плана урока, включающего в себя различные формы работы:

- знакомство с произведением;

- изучение партии солиста;

- знакомство с фортепианным сопровождением;

- работа над трёхстрочной партитурой;

- исполнение с солистом;

- выступление на сцене.
Методические рекомендации.

Суть каждого явления раскрывается в той или иной степени в его названии. Однако значение понятия "аккомпанемент", безусловно, не должно ограничиваться узким смыслом французского слова "сопровождение», поскольку аккомпанемент, как творческий процесс - это не только фактор совместного исполнительства, это художественный союз индивидуальностей, созданный в трактовке авторского замысла. Порой, партия аккомпанемента может перерасти функцию сопровождения и превратиться качественно в нечто новое, равноправное с партией солиста. Примерами могут служить произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Г.Свиридова и других. Но при этом партия аккомпанемента должна оставаться гармонической и ритмической опорой для соло.

Процесс овладения техникой аккомпанемента, навыками чтения с листа, транспонирования и умение проникнуть в суть художественного замысла произведения и верно воплотить образ, заложенный в нём, находятся в тесной связи с работой в классе специального фортепиано и такими теоретическими дисциплинами, как сольфеджио, музыкальная литература. Настоящий аккомпаниатор должен обладать высокой степенью музыкальной культуры, ощущать авторскую индивидуальность, характер исполняемого произведения.

Одновременно, с первых же уроков постановочного периода ученик получает и первое представление об игре в ансамбле, что очень важно, так как наиболее существенные стороны ансамблевой техники - умение воссоздать в ансамбле единый художественный образ, синхронизировать исполнение обеих партий на единой темповой и ритмической основе, сбалансировать звучность; совместная обработка всех деталей музыкального текста, ответственность за себя и за партнёра в равной степени - являются также необходимыми элементами мастерства аккомпаниатора. Приобретя основные навыки ансамблевой игры, учащиеся могут приступить к изучению аккомпанемента.

Изучение произведения обычно начинается с предварительного показа его педагогом совместно с иллюстратором. С первых шагов следует приучать ученика к определённой последовательности в работе над произведением. Прежде всего, ученик должен научиться исполнять партию солиста, учитывая все её особенности. Только после этого можно приступать к изучению фортепианной партии. После общего разбора произведения начинается детальная работа над партией фортепиано. Начать следует с изучения линии баса, внимательно её прослушать, проанализировать её мелодическое строение. Далее - соединить линию баса (фундамент всего произведения) с партией солиста. Выстраивая обе эти линии, обратить внимание ученика на то, что в некоторых местах бас идёт по главным ступеням, или вторым голосом, украшает, поддерживает основную мелодию. Следующий этап работы - гармонический пласт. Прослушиваем ладовую окраску, гармонические изменения, обращаем внимание на роль доминантовой гармонии. Часто в верхних звуках аккордов бывает «спрятан» скрытый подголосок - это ещё один штрих к художественному образу произведения. Соединив гармонический пласт с мелодией, ученик слышит, насколько обогащается мелодия, как гармоническая окраска помогает подчеркнуть кульминационные моменты в произведении.

Если этой работе уделить достаточно времени на начальном этапе, то в дальнейшем, ученик будет свободно ориентироваться в тексте, видеть главное, аккомпанировать с листа. Основная задача, стоящая перед исполнителями, - создание единого художественного образа. В связи с этим, начинающий аккомпаниатор должен чутко и бережно отнестись к творческой манере солиста, его трактовке образа, понять и поддержать его, не потеряв при этом собственной творческой индивидуальности, ни выразительного своеобразия партии сопровождения. Здесь очень важное значение имеет темповое и ритмическое единство соло и сопровождения.

Владению педалью учат уже на начальном этапе обучения в классе фортепиано. Умелое применение педали не менее важно, чем всё многообразие приёмов фортепианной нюансировки, поскольку педаль в аккомпанементе рассматривается как одно из важных средств выразительности. Она может иметь множество различных качественных оттенков, но при этом всегда остаётся тесно связана с партией солиста и подчинена целям верной трактовки художественного образа: от нарочито скупого дополнения, оттеняющего богатство выразительных возможностей солирующего инструмента, до создания насыщенного «оркестрового» звучания. Педаль фортепианного сопровождения должна соответствовать характеру исполняемого солистом штриха.

Концертмейстер - единица собирательная, он - универсальный музыкант, ему приходится играть с разными инструментами, с хором, с вокалистами, и все это имеет свою специфику. Концертмейстер должен читать с листа, транспонировать, быть очень эрудированным музыкантом, т.к. в поле его деятельности попадает большой и разнообразный репертуар. Концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, полноценная реализация которого дает хороший музыкальный результат.


Составляющие комплекса:

- любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.

- пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.

- чувство партнерства, сопереживания.

- умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым,

порой в ущерб своим музыкальным амбициям.

- знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи (у

струнников), дыхание (у певцов и духовиков), тесситура (у вокалистов).

- быстрота реакции на сцене во время исполнения.

- дирижерское предвидение и предслышание, иногда «спасающие ситуацию» во время

публичного выступления.

- умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать техниче­ские

комплексы (арпеджио, гаммы) особенно при чтении с листа.

- общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкантских накопле­ний и

рождается чувство стиля, меры, вкуса.
Концертмейстерское ремесло включает в себя много составляющих, но ре­зультатом должно стать гармоничное, естественное музыкальное целое с солистом, нахождение верного звукового баланса. Общая звуковая картина складывается из му­зыкального взаимодействия солиста и концертмейстера. Влияют на нее следующие факторы.
I. Специфика музыкальных инструментов, которым приходится аккомпаниро­вать:
а) Струнные инструменты (народные и оркестровые) - большую роль играет манера звукоизвлечения: на домре играют медиатором, а на балалайке струны каса­ются пальцем, значит, звук на домре будет звонче, ярче, сочнее, а на балалайке - глуше и мягче, словно с небольшим шорохом, и в соответствии с этим надо выбирать, искать звук сопровождения.

Скрипка звучит ярче, светлее, чем виолончель и альт (еще глуше - контрабас), к тому же, на струнных инструментах иногда играют штрихом пиццикато (без смычка, щипком); иногда пользуются сурдиной - это особый струнный тембр, который звучит не часто, но о нем надо знать; верхние струны на скрипке зву­чат ярче, звонче чем «басок», значит, если скрипач играет мелодию на струне «соль», то рояль должен быть предельно осторожным, аккомпанируя такой мелодии.



б) Духовые инструменты также имеют свои особенности: флейта, кларнет, тру­ба - являются наиболее яркими по звуку, в то время как гобой, валторна - инструмен­ты более приглушенного тембра, а значит и сопровождающий их рояль должен искать свою краску для аккомпанемента.

в) Голос - особый инструмент, живой организм, который дышит. Концертмей­стер должен привыкнуть к тому, что любые, самые сложные фактурные проблемы пианиста, должны быть подчинены живому дыханию певца. Вместе с ним он вы­страивает музыкальную фразу, проговаривая слова, пропевая, интонируя мелодиче­ские повороты, «помогает» ему тянуть длинные ноты тем, что не задерживает движе­ния фактуры, играет ровно, ритмично, заполняя длинный звук. С вокалистами часто труднее найти звуковой баланс, нежели со скрипачом или виолончелистом, т.к. они на сцене находятся ближе к партнеру, рядом с роялем, а звуковой поток от певца прохо­дит в сторону от рояля - звук идет в зал. Кроме того, певец, поющий на дыхании, во время пения «оглушает» сам себя, поэтому вся ответственность за создание звуковой картины (баланса) лежит на пианисте. Пока у концертмейстера нет опыта, он стара­ется играть тихо, как бы прислушиваясь, что не верно, так как искажается общая зву­ковая картина. На что же ориентироваться, как играть, что слушать (и слышать), что­бы выстроить правильный звуковой баланс? Звук голоса пианист должен слышать сквозь звучание рояля. Конечно, большую роль играет тембр голоса, которому рояль аккомпанирует: сопрано звучит ярче меццо-сопрано, тенор ярче баса, но правило одно - голос должен звучать сквозь рояль, а не наоборот. Надо ясно и звучно играть басы. Басов никогда не бывает много, их чаще всего бывает мало. Бас - основа гармонии и ритмической пульсации; звучные, полные басы - это хорошая поддержка певцу.

Аккомпанемент голосу - это особый класс концертмейстерского мастерства, т.к. голос самый совершенный музыкальный инструмент, но в тоже время самый прихот­ливый и изысканный. С вокалистами чаще всего на сцене случаются различные казу­сы - от забывания слов и пропусков куплетов до неудачного взятия верхних нот и пе- редерживания или недодерживзния длинных звуков.


II. Фактура фортепианного сопровождения.
Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной и разрежен­ной, именно это обстоятельство иногда играет решающую роль в поисках звукового баланса между солистом и концертмейстером. Аккордовая фактура всегда более мас­сивна, нежели фигурационная. Но не надо забывать, что одним и элементов фактуры, ее качественной стороной является регистр. Одни и те же фигурации или аккордовые комплексы в разных регистрах звучат по-разному: низкий регистр у рояля очень звуч­ный, насыщенный; верхний - не обладает таким количеством обертонов, они быстрее гаснут, а значит сопровождение менее перегружено.
III. Темп произведения.
Большую роль в составлении целостной музыкальной картины играет темп произведения. Имеется в виду не «правильность» или «неправильность» темпа, это- из области трактовки, речь идет о темпе, как о количестве сыгранных нот в данный промежуток времени. Чем быстрее звуковой поток, тем насыщеннее фортепианное сопровождение, а значит, в процессе исполнения оно должно регламентироваться и контролироваться слухом.

У начинающего концертмейстера помимо проблемы создания звукового балан­са с солистом есть еще и проблема ритмического, а иногда и физиче­ского совпадения с солистом.


IV. Игра по нотам.
Одной из проблем концертмейстерского класса является игра по нотам. Создается своеобразный «концертмейстерский треугольник»: глаза - ноты - руки на клавиатуре, который должен «работать» во время аккомпанемента солисту. Когда мы играем наизусть, то мы предслышим и играем - этот двуединый процесс непрерывен; когда мы аккомпанируем, то третьим из основных компонентов процесса, являются ноты, которые представляют собой партитуру звучащей картины.

Атмосфера работы над произведением в классе должна быть увлекательной. Обязанностью педагога является умение заинтересовать, увлечь ученика. Занятия аккомпанементом призваны ускорить процесс развития музыкальных способностей, повысить уровень художественного вкуса у детей. Кроме того, учащиеся приобретают навыки аккомпанирования, чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху, что одинаково необходимо как для эстетического развития, так и ждя профессионального музыкального становления.



Годовые требования и примерный репертуарный список:

1-ый год обучения
Небольшие произведения с простым фортепианным аккомпанементом голосу или инструментам, с ясным и устойчивым ритмом.
Примерный перечень музыкальных произведений:
М. Качурбина «Мишка с куклой»

Н.Соколова «Земляника и лягушки»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Заинька»

Русская народная песня «Как под яблонькой»

А. Спадавеккиа «Добрый жук»

Ж.Ф.Рамо «Тамбурин»

Л.В.Бетховен «Прекрасный цветок»

Э. Д.Капуа «Моё солнышко»

В.Томпсон «Вальс гномов»

В.А.Моцарт «Менуэт»

В.А. Моцарт «Вальс»

Ф. Шуберт « Менуэт»

Сперонтес «Контрданс»

Б. Барток «Анданте»

А.Тихомиров «Старинный танец»

М.И.Глинка « Песня»

М. Красев «Топ- топ»

А.Зверев «Медведь и Маша» из сюиты «Любимые книжки»

П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

В. Дональдсон «Мой мальчик»

М. Шмитц «Микки-маус»

А. Варламов- переложение О. Геталова «На заре ты её не буди»


2-ой год обучения
Изучение произведений более сложных по жанру, стилю. Аккомпанемент, поддерживающий основную мелодию аккордами с басом на сильную долю. Чтение по вертикали. Закрепление навыков, приобретённых в 1-ый год обучения.
Примерный перечень музыкальных произведений:
Б.Савельев «Песенка кота Леопольда»

«Если добрый ты»

«Настоящий друг»

«Неприятность эту мы переживем»

«Хвост за хвост

И. Остен «Кукушкин вальс»

Э. Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»

Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

В. Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «В Подмосковье ловятся лещи»

«Улыбка»

«Чунга- чанга»

«Облака»

«Дождь идет по улице»

«Песенка слона»

А. Рубинтшейн – переложениеи О.Геталова «Мелодия»

А. Бородин «Полька»

Чешская народная песня «Пастушок»

Н.Римский-Корсаков «Славление» из оперы «Псковитянка»

Д. Кабалевский «Про Петю»

Е. Крылатов «Песенка о лете»

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

Е. Крылатов «Кабы не было зимы»

Е.Тиличеева «Колыбельная»

М. Раухвергер «Разговор перед сном»

В. Купревич «Пингвины»


3-ий год обучения.
Произведения более объёмные, сложные по глубине художественного образа, различные по жанрам. В аккомпанементе используются разнообразные ритмические фигуры, синкопы, пунктирный ритм.

Примерный перечень музыкальных произведений.

Ю. Шапорин «Колыбельная»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

Р.Шуман «Веселый крестьянин»

О. Евлахов «Маски»

М. Невин «Непрерывные буги»

М.И.Глинка «Не щибечи соловейко»

К. Вебер «Вальс»

Ж. Люлли «Гавот»

Л.Бетховен «Экосез»

Н. Мясковский «Мазурка»

Б. Фиготин «Ласковая песня»

Д. Мехеган «Рэг»

Т. Попатенко сюита «Галинкины забавы»

Ф. Шуберт «Серенада»

Б. Скотт «Уходи от сюда»

А. Гурилев «Сарафанчик»

А. Верстовский «Мазурка»

М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

А. Даргомыжский «Юноша и дева»

М. Старокадомский «Любитель - рыболов»

Д. Джоплин «Артист эстрады»

Ф. Шопен «Желание»

С. Рахманинов «Полька»

Й. Гайдн «Менуэт быка»

Ф. Крейслер «Марш игрушечных солдатиков»


4-ый год обучения.
Дальнейшее усложнение репертуара. Полифонические сочетания с сольной партией. Часто встречается скрытая мелодия в басовом голосе. Аккомпанемент со смешанной фактурой, в том числе, дублирующей партию солиста.
Примерный перечень музыкальных произведений:
М. Глинка «Мелодический вальс»

Ц. Кюи «Восточная мелодия»

А. Аренский « Танец» из балета «Египетские ночи»

В. Поп «Сицилийская серенада»

Ф. Шуберт «Жалоба»

А. Ушкарев «Осенний листок»

Русская народная песня «Шуточная»

Русская народная песня «Позарастали стёжки-дорожки»

Белорусский танец «Крыжачок»

Ш. Тактишвили «Утешение» из музыкальных картинок «Мир детей»

Д. Шостакович «Заводная кукла»

В. Андреев «Бабочки»

А. Золкин «Романтическое настроение»

А. Гедике «Русская песня»

А. Грибоедов «Вальс»

А. Варламов «Вдоль по улице метелица метёт»

П. Чайковский «Грустная песенка»

Л. Бетховен «Сонатина» ре минор

А. Гурилёв «Грусть девушки»

М. Блантер «Джон грэй»

А. Новиков «Дороги»

Е. Тиличеева «Вальс»

В. Ефимов «Весёлая кадриль»

М. Шмитц «Буги - бой»

А. Даргомыжский «Ночной зефир»

А. Комаровский «Вариации на тему украинской песни «Вышли в поле косари»

М. Мусоргский «Гопак»

5-ый год обучения.
Аккомпанемент с элементами речитатива, подготавливающий ученика к исполнению аккомпанемента к оперным ариям, инструментальной музыки.
Примерный перечень музыкальных произведений:
В. Андреев Вальс «Искорки»

Ф. Госсек «Тамбурин»

А. Дюран «Чакона»

П. Барчунов «Вальс»

М. Мусоргский « Слеза»

А. Варламов «Что ты рано, травушка пожелтела»

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из к\ф «Гусарская баллада»

Д. Шостакович «Контрданс» из к\ф « Овод»

А. Зверев «Маленькое рондо»

С. Миролюбов «Галоп пряничных коней»

А. Варламов «Горные вершины»

«На заре ты её не буди»

«Белеет парус одинокий»

А. Даргомыжский «Мне грустно»

Б. Шереметьев «Я вас любил»

Т. Потапенко «Ваня пастушок» из цикла 5 детских песен

И. Дунаевский «Колыбельная»

П. Дезмонд» «Играем на пять»

Ж. Космо «Опавшие листья»

Н. Богословский «Песня старого извозчика»

А. Новиков «Дороги»

А. Даргомыжский « Я всё ещё его люблю»

П. Чайковский «Бабушка и внучек»

6-ой год обучения.
Совершенствование навыков аккомпанемента, приобретённых в предыдущие годы.
Примерный перечень музыкальных произведений:
А. Дворжак «Мелодия»

Г. Гендель «Ларгетто» из сонаты №4

Ж. Обер «Престо»

М. Мишков « Деревянные лошадки»

В. Кательников «Ах вы сени»

А. Шалов «Волга-реченька глубока»

З. Фибих «Поэма»

П. Куликов «Ноктюрн»

Ф. Шуберт «Экосез»

И. Дунаевский «Лунный вальс» из к\ф «Цирк»

К. Хала «Фокстрот»

К. Дебюсси «Маленький негритёнок»

Р. Глиэр «Прелюдия»

Г. Камалдинов «Романс»

А. Зверев «Петрушка на ярмарке»
Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая»

М. Глинка «Венецианская ночь»

«Северная звезда»

«Не искушай меня без нужды»

В. Андреев «Грёзы»

А. Даргомыжский «Влюблён я, дева-краса»

«Шестнадцать лет»

«Мне грустно»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Г. Миллер «Лунная серенада»

Л. Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия»

Э. Григ - С.Лукин « В пещере горного короля»

А. Андреев «Мазурка №3» (ред. Нечепоренко)

А. Андреев «Грёзы» (обр. Илюхина)

Б. Барчунов « Тема с вариациями»

Э. Григ « Норвежский танец»

В. Городовская « Памяти Есенина»

А. Яньшинов « Прялка»

А. Вивальди «Концерт» (ля минор, соль мажор, соль минор)

Ф. Мендельсон « Песня без слов» (обр. Крейслера)

Н. Паганини «Кантабиле»

Русская народная песня «По улице мостовой» (обр. Шалова)

Русская народная песня «Светит месяц» (обр.А. Андреева)

Сибирская народная песня «По улице не ходила, не пойду» (обр. Лаптева)

Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» (обр. А. Шапаева)

Русская народная песня «Цвели, цвели цветики» (обр. Трояновского)

Русская народная песня «Заиграй, моя волынка» (обр.Б.Трояновского)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ:


1. А. Аверкин. Песни, романсы и хоры на стихи С. Есенина.-М.: Советский композитор,1978.

2. С.Л. Гинзбург. История русской музыки в нотных образцах. Том Ш.-М.:Музыка, 1970.

3. С.И. Голованова. Первые шаги. Сборник для начинающих. Часть 2 «Ансамбли».

М. :Крипто логос,2002.

4. В. Жаров. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано.- М:

Музыка,1989.

5. Ю. Запарный. «День Победы». Песни военных и послевоенных лет.- М: Советский

композитор,1964.

6. В.И. Игнатьев, Л Я. Игнатьев. «Я музыкантом стать хочу». Часть 2.-Л.: Советский

композитор,1989.

7. Г.П. Кирилина. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2.- Киев:

Музычна Украина,1977.

8. Н. Кончевский, В. Натансон, М. Соколов. Современный пианист. - М.:,1983.

9. И. Королькова. «Крохе-музыканту» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

10. И. Лещинская. «Малыш за роялем»,-Москва, «Кифара»,1994

11. Милич Маленькому пианисту.- М: Кифара,1994.

12. В. Натансон «Брат и сестра». 1 класс ДМШ. Вып. 2 «Народные песни и танцы в 4 руки».

М.: Советский композитор,1962.

13.Первые шаги маленького пианиста - составитель Т.Н. Взорова. - Москва, «Музыка», 1986

14. Н.Соколова. «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением.- Л.: Музыка, 1983.

15. Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ- под редакцией А. Николаева. - Москва,

«Музыка»,1989.

16. Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ - составитель Н. Любомудрова - Москва,

«Музыка», 1985.

17. В.Шульгина, Н. Маркевич Юным пианистам.- Киев: Музычна Украина,1985. 18. А. Александров Школа игры на 3-х струнной домре.-М.: музыка,1990.

19. Альбом для юношества. Произведения для 3-х струнной домры.вып.4.-М.:музыка,1989г. 20. А. Алябьев. Романсы и песни.- М.: Музгиз,1982.

21. Балалаечнику - любителю, вып.5.-М.:Советский композитор,1983.

22. П. Нечепоренко, А.Мельников. Школа игры на балалайке.-М.:Музыка,1988.

23. Систематизированный вокально - педагогический репертуар.Ч.1.-М.: музгиз, 1962.

24. Хрестоматия балалаечника.-М.:музыка,1985.

25. Хрестоматия для скрипки и фортепиано.1-2классы.-М.:Музыка, 1988.

26. В. Чунин. Школа игры на 3-х струнной домре.-М.:Советский компизитор,1989.

27. Юный скрипач. Вып.1.-М.:Советский композитор,1963.

28. П.Чайковский. Романсы.-М.:Музгиз,1961.

29. Хрестоматия для флейты и фортепиано.2-3классы.-М.Музыка,1986.



30. Н Платонов. Школа игры на флейте.- М.: Музыка,1996.







Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет