Рабочая программа по технологии 5-9 классы Разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории



бет1/4
Дата28.04.2016
өлшемі0.56 Mb.
түріРабочая программа
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

имени Героя Советского Союза Д.А. Медведева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

5-9 классы

Разработана

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

Мишустиной Г.В,

Узловая 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, составлена на основе примерной программы ос­новного общего образования по образовательной области «Технология» (на­правление: обслуживающий труд. Вариант для городской школы) для 5-9 классов, напечатанной в сборнике нормативных документов «Технология», М., Дрофа, 2008г. и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д.Симоненко.

Программа рассчитана на 315 часов, в том числе по 2 часа в 5-8 классах и 1 час в 9 классе. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования из компонента образовательного учреждения добавлены 1 час в неделю в 8 классе, 2 часа в неделю в 9 классе, один из которых выделен на изучение черчения, входящего в образовательную область «Технология». Это позволяет выполнить в полном объёме примерную программу основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитание у них трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, развитие у них гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.



Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных и профессиональных планов учащимися;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая проектная деятельность;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из потребностей школьника, его семьи и общества, а также достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений:

  • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства, отражение в них современных научно-технических достижений;

  • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

  • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

  • возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Базовыми для программы по направлению

«Технология. Обслуживающий труд» являются разделы :

  1. Кулинария.

  2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (технология обработки ткани: элементы материаловедения, художественная обработка материалов, элементы машиноведения, конструирование и моделирование, технология изготовления изделия).

  3. Технология ведения дома (эстетика и экология жилища, уход за одеждой и обувью, ремонт помещений, бюджет семьи. Рациональное планирование расходов, введение в предпринимательскую деятельность).

  4. Черчение и графика.

  5. Электротехнические работы.

  6. Современное производство и профессиональное образования (сферы производства и разделение труда, пути получения профессионального образования )

  7. Основы проектирования.

  8. Личная гигиена и косметика.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.

На изучение раздела «Кулинария» сокращено количество часов в связи с условиями организации работ, но все необходимые вопросы этого раздела рассматриваются в обязательном порядке. Освободившиеся часы направлены в раздел «Технология изготовления швейного изделия» т.к. необходимо научить учащихся правильно и в полном объеме обрабатывать изготавливаемое изделие.

Раздел «Черчение и графика» как фрагмент обучения выделен в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и изучается перед конструированием и моделированием изделий, что более целесообразно, т.к. проводится ознакомление с техникой выполнения чертежей и правилами их оформления.

Сокращено количество часов на изучение раздела «Основы проектирова­ния», т. к. часть сведений и заданий дается, интегрировано в ходе изучения таких тем, как «Технология обработки пищевых продуктов и ткани», «Куль­тура дома», «Художественная обработка материалов». В течение всего периода обучения учащийся выполняет по одному проекту в год.

Важно, чтобы при выполне­нии проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявле­нии потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услу­гах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целе­сообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии из­готовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Большой объем учебного материала предполагает организацию самостоя­тельной работы по выполнению проектов. В зависимости от уровня тео­ретической и практической подготовки учащимся предлагаются различные по сложности темы проектов. Работа, которая требует больших затрат време­ни, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладывают­ся возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне - взаимопонимания и взаимоуважения.

В программу введен раздел «Личная гигиена и косметика» (из резервного времени), т.к. очень важно познакомить учащихся с правилами и навыками ухода за своим телом. Кроме того, этот раздел присутствует в учебниках под редакцией В.Д.Симоненко (5-7 классы) являющимися для учащихся основным учебным пособием.

В связи с тем, что в 9 классе проводится один час в неделю, изучение основного содержания разделов программы перенесено в седьмой – восьмой классы. В девятом классе углубляются полученные знания и навыки, даётся расширенный материал по всем разделам программы. Исходя из всего вышеперечисленного, меняется количество часов на изучение каждого раздела. На изучение раздела «Творческие и проектные работы» отводится время, взятое из резерва плюс два часа из раздела «Электротехнические работы». Раздел «Ручное ткачество» заменён разделом «Вышивка в разных техниках» в связи с тем, что нет оборудования для ковроткачества.

При освоении курса «Технология» в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, а также специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе изучения программного материала осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение и навыки бесконфликтного делового общения.

Основные цели образовательной области «Технология» (обслуживающий труд)

Изучение технологии в основной школе направленно на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, формирование представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; а также безопасными приемами труда.



- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; а также уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;



- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

При этом приоритетными видами общеучебной деятельности общеобразовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:



  • определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач (умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения), самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; изложение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль (объяснять другими словами); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и др.;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.

Кроме этих общих задач предмета «Технология» необходимо решить следующие дополнительные задачи:

- совершенствование практических умений и навыков учащихся в эко­-


номном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, ухо­
де за жилищем;

- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусст­ва, народного творчества и ремесел;

- развитие художественной инициативы;

- воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитар­но-гигиенических правил в быту и на производстве;

- воспитание уважения к народным обычаям и традициям; ознакомление учащихся с профессиями по обработке ткани и пищевых продуктов, с про­фессией дизайнера.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:



  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;

  • формированием культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.

Данная программа реализована в учебниках

«Технология» -учебник для 5 класса под редакцией В.Д.Симоненко, М., «Вентана-Граф», 2008г.

«Технология» - учебник для 6 класса под редакцией В.Д.Симоненко, М., «Вентана - Граф», 2008г.

«Технология» - учебник для 7 класса под редакцией В.Д.Симоненко, М., «Вентана - Граф», 2006г.

«Технология» - учебник для 8 класса под редакцией В.Д.Симоненко, М., «Вентана - Граф», 2002г.

«Технология» - учебник для 9 класса под редакцией В.Д. Симоненко, М., «Вентана – Граф», 2002г.

В.М. Хуравская. Десять творческих проектов для учащихся 6 – 9 классов / В.М. Хуравская, В.Д. Симоненко.- брянск: НИЦ «Октид», 1977.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

5 кл. 6кл. 7кл. 8кл. 9кл.

Вводное занятие 2 2 2 2 1

Кулинария 8 8 8 8 5

санитария и гигиена 1

физиология питания 1 1

технология приготовления пищи 6 5 6 4 3

сервировка стола

заготовка продуктов 2 2 2 2



Создание изделий из текстиль- 46 46 46 40 13

ных и поделочных материалов

Рукоделие. Художественные ремесла 10

элементы вышивки 8

узелковый батик 2

лоскутная мозаика 10

вязание крючком 10

вязание спицами 10

аппликация 6

вышивка в разных техниках 7



элементы материаловедения 4 4 4 4

элементы машиноведения 4 4 4

черчение и графика 2 2 2 2

конструирование и моделирование

швейных изделий 8 8 8 8

технология изготовл. изделия 1 8 18 18 16

Технология ведения дома 4 4 4 8

эстетика и экология жилища 2 2 4

уход за одеждой и обувью 2 2

ремонт помещений 2

санитарно-технические работы 2

бюджет семьи. Рациональное пла-

нирование расходов 2

введение в предпринимательскую

деятельность 2 4

Электротехнические работы 2 2 4 2

Современное производство и профес- 4

сиональное образование

сферы производства и разделение труда 2

пути получения профессионального

образования 2



Творческие проектные работы 8 6 6 4 10

Личная гигиена и косметика 2 2 2

И Т О Г О 70 70 70 70 35 Основное содержание программы

5 класс

Кулинария (8 час)

Санитария и гигиена (1 час)

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой Декоративное украшение кухни изделиями собственного из­готовления.

Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы

Выполнение эскиза интерьера кухни. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приёмы работы с оборудованием, инструментами и горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.



Варианты объектов труда.

Интерьер кухни, прихватки, салфетки. Рабочее место бригады на кухне.



Физиология питания (1 час).

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Со­держание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.



Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продук-тах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Варианты объектов труда.

Таблицы, справочные материалы.



Технология приготовления пищи (6 час). Бутерброды, горячие напитки 2 часа

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов и горячих напитков. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.



Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.



Варианты объектов труда.

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.



Блюда из яиц 1 час

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для при­готовления блюд из яиц.



Практические работы

Определение свежести яиц. Кулинарная обработка яиц. Выполне­ние эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.



Варианты объектов труда.

Омлет, яичница, вареные яйца.



Сервировка стола (1 час).

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Сервировка стола. Столовые приборы и правила пользования ими. Правила поведения за столом. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов – официант.



Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и правила подачи их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.



Варианты объектов труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.



Блюда из овощей 2 часа

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние технологий обработки овощей на здоровье человека. Назначение, ви­ды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от ус­ловий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов – повар, коренщица,.



Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление холодных и горячих блюд их овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.



Варианты объектов труда.

Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.



Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (46час).

Рукоделие. Художественные ремесла (10 час). Вышивка ( 8часов)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, рап­порт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хромати­ческие и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Орга­низация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Вы­полнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и разме­ра узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Вы­полнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад игол­ку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по ри­сованному контуру узора.

Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов, распространенных в районе проживания. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий - вышивальщица.

Варианты объектов труда.

Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.



Узелковый батик (2часа)

Основные теоретические сведения

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения. Практическая работа:

Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик»

Варианты объектов труда.

Салфетки. Шарфик. Кепка.



Элементы материаловедения (4 час).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон Натуральные растительные волокна. Изготовление ни­тей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчато­бумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Опре­деление лицевой и изнаночной сторон ткани Выполнение образца полотняного переплетения.



Варианты объектов труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.



Элементы машиноведения (4 час).

Основные теоретические сведения

Виды машин, при­меняемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические харак­теристики. Назначение основных узлов.

Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущест­ва и недостатки.



Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.



Варианты объектов труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.



Черчение и графика (2 ч)

Основные теоретические сведения

Организация рабочего места для выполнения графических работ. Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Практические работы

Выполнение чертежных и графических работ от руки. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ – чертежник.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (8 час).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Конструирование одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертеж­ными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры мате­риала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий. Художественное оформление и отделка изделий.



Практические работы

Измерение параметров фигуры человека. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование простейших видов швейных изделий. Подготовка вы­кройки швейного изделия к раскрою.

Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды (18 час).

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметоч­ная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соедини­тельных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ

Рациональный раскрой.

Технология соединения деталей в швейных изделиях.

Художественное оформление и отделка изделия.

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов – швея.



Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполне­ние ручных швов. Выполнение машинных швов. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов машин. Подготовка текстильных материалов к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карма­нов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Оценка материальных затрат и качества изделия.



Варианты объектов труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.



Творческие, проектные работы (8час).

Понятие «творческий проект» по технологии. Проектирование полезных изделий с использованием текстильных и поделочных материалов. Этапы выполнения проекта, их содержание. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов.



Примерные темы

Блюда национальной кухни для традиционных праздников. Отделка швейного изделия вышивкой.



Технологии ведения дома (4 часа)

Эстетика и экология жилища 2 часа

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архи­тектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.



Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву.

Практические работы:

Выполнение эскиза интерьера гостиной. Выполнение эскизов диванной подушки.



Варианты объектов труда.

Интерьер гостиной, эскизы диванных подушек.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет