Рабочая программа учебная дисциплина



бет1/9
Дата28.04.2016
өлшемі1.82 Mb.
түріКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Историко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан/директор _____________

___________________________

___________________________

(название факультета/института)

___________________________



(подпись, Ф.И.О. декана/директора)

«_____»______________20_ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина ____Новая и новейшая история Запада (часть 1)______________________________

____________________________________________________________________________________________

(наименование)

Специальность ____050100.62_Педагогическо образование__________________________________________



(код и наименование в соответствии с лицензией)

Кафедра _____всеобщей истории_______________________________________________________________



(название)

Курс ____3_______ семестр ______5_____ форма обучения _______________дневная___________________


Лекции _____46________________________________________________________

(кол-во часов)

Практические занятия _____22_____________________________________________



(кол-во часов)

Лабораторные занятия ___________________________________________________



(кол-во часов)

Самостоятельная работа _____56___________________________________________



(кол-во часов)

Курсовая работа (проект)_________________________________________________



(семестр)

Зачет _________________________________________________________________



(семестр)

Экзамен _______5_______________________________________________________



(семестр)



Программа разработана

К.и.н., доцент Ларионов В.Л.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)







Йошкар-Ола
2012 г.

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


___________________________________


(назв. факультета/института, специальности)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедро,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой __________________________________

________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________20__г ___________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




  1. Цели освоения дисциплины

Программа дисциплины «Новая история стран Запада» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050100– Педагогическое образование.

Предлагаемый курс призван создать у студентов целостное восприятие новой истории как единой познавательной системы. Он преследует следующую цель –изучение исторических процессов и тенденций социально-экономического развития стран западной Европы и США от средневековья до конца Первой мировой войны.

Для достижения поставленной цели определяются следующие следующих задачи:


- познакомить с основополагающими историческими и социокультурными понятиями;

- выявить соотношение формационного и цивилизационного подходов в изучении стран Западной Европы и США;

- охарактеризовать состояние источниковой базы стран Западной Европы и США;

- выявить общее и особенное в истории и культуре европейских стран впериод Нового времени;

- проанализировать узловые проблемы истории изучения стран Европы и Америки в отечественной историографии;

В результате усвоения программы курса студент должен:


  • владеть системой знаний об основных этапах Новой истории стран Европы и США;

  • в рамках исследования соотношения формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Нового времени выявлять общие закономерности и особенности экономического, политического и культурного развития стран Европы и Америки;

  • знать основные типы и виды источников по истории Нового времени; знать важнейшие историографические проблемы истории стран Европы и Америки, овладеть методами решения исследовательских задач с различных теоретико-методологических позиций;

  • уметь самостоятельно работать с источниками и научной литературой;

  • уметь грамотно анализировать конкретные научные проблемы и отстаивать свою точку зрения на спорные исторические проблемы;

  • уметь связно и грамотно излагать материал перед аудиторией;

  • работать с научной литературой, уметь проводить сравнительный анализ различных исследовательских гипотез и концепций;

  • уметь работать с историческими картами;

  • иметь представление о теоретических разработках и новых методологических подходах к изучению основных проблем Новой и новейшей истории стран Европы и Америки;

  • владеть на практике понятийным и терминологическим материалом;

  • иметь представление о развитии материальной и духовной культуры народов; их повседневную жизнь, обычаи и традиции.



Формы работы студентов:

- лекции, в ходе которых рассматриваются основные теоретические вопросы исторического развития стран Европы и Америки в период Нового времени;

- практические (семинарские) занятия, где осуществляется групповая форма работы при активном участии студентов. В процессе критического анализа источников и специальной литературы формируются историческое мышление, умение самостоятельно анализировать фактический материал, выявлять обусловленность исторических событий и явлений объективными и субъективными факторами на определенной территории;

- внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на самостоятельное изучение тем курса, не вынесенных на лекционные и семинарские занятия, а также предусматривающая знакомство и работу с новой научной литературой.


Виды контроля:

- текущий контроль: практические (семинарские) занятия, контрольные и самостоятельные работы, конспектирование научных статей и монографий, выступения с сообщениями и докладами и рефератами в течение семестра;

- итоговой контроль: экзамен в Vсеместре.

Результирующая оценка складывается из общей оценки работы студента на семинарах, внеаудиторной самостоятельной работе, на экзамене.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Данная дисциплина относится к Вариативной части Профессионального цикла Б.3. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения, компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.
Содержание.

Рабочая программа



  1. Тематический план изучения учебной дисциплины…………………………..…7

  2. Программа лекционных занятий………………………………………………..…8

  3. Программа семинарских занятий…………………………………………………28

  4. Программа самостоятельной работы……………………………………………..37

  5. Тематика……………………………………………………………………………41

  6. Контроль знаний студентов……………………………………………………….44

  7. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы……………….……….51

УММ

  1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины……………..60

  2. Материалы для проведения практических занятий………..…………………….62

  3. Материалы текущего контроля……………………………………………………72

  4. Глоссарий……………………………………………………………………………80.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО.

В результате освоения дисциплины «Педагогика» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:



  • владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовностью использовать основные методы, способы и средатва получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

В результате освоения дисциплины «Педагогика» студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);


4. Тематический план изучения учебной дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов).

Форма контроля – экзамен в 5-м семестре.




п/п раздела


п/п темы

Наименование

разделов и тем

Количество часов по

учебному плану


Всего


В том числе

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

1

Предмет и задачи курса. Периодизация. Историческое содержание Новой истории. Политическая карта Европы к середине XY11 в. Специфика социально-экономического и политического развития отдельных регионов и субрегионов Европы.

4

2







2




2

Английская буржуазная революция середины XVII в..

27

6

6




15




3

Англия в эпоху Реставрации и «Славной революции». Англия в конце XVII-XVIIIв.

6

2







4




4

Особенности образования и развития английских колоний в Северной Америке в ХV11 – первой половине ХV111 вв.

6

2







4




5

Война североамериканских колоний за независимость и образование США

30

4

8




18




6

Франция в XVII – XVIII вв. Особенности французского пути развития.

4

2







2




7

Великая французская буржуазная революция XVIII в.

30

6

8




16




8

Франция в годы Консульства и Империи.

5




2




3




9

Венский конгресс. Образование и деятельность Священного союза.

2










2




10

Революция 1830 г. и Июльская монархия во Франции

4




4










11

Революция 1848-1849 гг. во Франции.

4




4










12

Революция 1848-1849 гг. в Германии.

6




4




2




13

Англия в XVIII – 1 половине XIX века: основные тенденции социально-экономического и политического развития

4




4










14

Революция 1848-1849 гг. в Италии.

4




4










15

Гражданская война и Реконструкция в США.

2










2




16

Франция в годы Второй империи

2

2













17

Объединение Италии

4

2







2




18

Экзамены

36



















Итого

180

28

44




72


2. Программа лекционных занятий.

Тематический план лекций:


п/п

Темы лекций

Кол-во часов

1.

Предмет и задачи курса. Историческое содержание и периодизация Новой истории

2 часа

2.

Английская буржуазная революция середины XVII в..

10 часов

3

Англия в период Реставрации и «Славной революции»

2 часа

4

Англия в XVII в.

2 часа

5

.


Особенности образования и развития английских колоний в Северной Америке в ХV11 – первой половине ХV111 вв.

2 часа

6

Война североамериканских колоний за независимость и образование США

6 часов

7.

Франция в XVII – XVIII вв. Особенности французского пути развития.

2 часа

8.

Великая французская революция.

8 часов

9.

Франция в годы Консульства и Империи.

2 часа

10

Венский конгресс. Политическая карта Европы до середины XIX в.

2 часа

11

Англия в 1815-1870 гг.

2 часа

12

Гражданская война и Реконструкция в США.

2 часа

13

Франция в годы Второй империи.

2 часа

14

Объединение Италии.

2 часа




Итого

51 час


Тема 1. Предмет и задачи курса. Историческое содержание и периодизация Новой истории.
1. История понятий «новая и новейшая история». Цели и задачи изучаемого курса.

2. Проблема периодизации курса.

3. Особенности переходного периода от средневековья к новому времени.
Возникновение понятия «новая история»: античные авторы об историческом процессе. Итальянские гуманисты и «новая история». Понятие истории нового времени в современной историографии.

Проблемы периодизации курса истории нового времени. Марксистский подход: понятие социально-экономических формаций, деление истории в соответствии с экономическим принципом, роль революций в историческом процессе. Проблема подэтапов в рамках новой истории.

Цивилизационный подход: общие методологические принципы. Основные этапы в развитии цивилизационной теории: античные авторы (Аристотель, Платон), историософия гуманизма, понятие «цивилизация» в просветительской идеологии, философия XIX века о «цивилизации», работы Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Ф.Броделя, Т.Парсонса о цивилизационном процессе. Структура витальных циклов (зарождение, развитие, расцвет, кризис, гибель). Локальные цивилизации. Структура цивилизационного пространства («центр», «периферия», «срединная зона»).

Техногенная концепция периодизации новой истории. Техника и технология как основной критерий смены исторических эпох. Переход от традиционных экономических укладов, мануфактурный капитализм, эпоха промышленного переворота окончательное оформление индустриальной цивилизации, фабрично-заводской капитализм, монополистический капитализм как этап расцвета-кризиса индустриальной цивилизации.

Геополитическая концепция периодизации мировой истории. Изменение содержания внешней политики и геополитических интересов как основа перехода к новой цивилизационной системе. ВГО и начало строительства колониальных систем. От Венской и Крымской системе международных отношений. Передел мира и I Мировая война.

Дискуссии в отечественной исторической науке о соотношении марксистского и цивилизационного подходов к периодизации истории (90-е гг XX в). Основные черты индустриальной (либерально-капиталистической, среднеатлантической) цивилизации.

Перестройка традиционного европейского общества в XV – XVII вв. Формирование «этики индивидуализма» как предпосылки духовной и экономической революции в Европе. Эпоха протоиндустриализации. Первоначальное накопление капитала: источники и формы. Формирование протобуржуазии и протопролетариата.

Оформление абсолютизма: его идеологическое обоснование, черты и региональные особенности. Типология абсолютизма.

Европейское Возрождение: этапы и основные духовно-культурные характеристики. Реформация как комплексное социокультурное явление в жизни европейского общества. Доктрины реформационных учений: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство. Влияние Реформации на складывание национальных моделей политической культуры. Контрреформация и ее итоги.

Политическая карта Европы в XV-XVII вв. ВГО. Крах испанского господства и переход к англо-французскому соперничеству. Роль Центральной Европы в системе международных отношений. Тридцатилетняя война – первый из глобальных конфликт нового времени.


Термины и понятия: абсолютизм, витальные циклы, историософия, контрреформация, линейная концепция исторического развития, менталитет, общественно-экономическая формация, парадигма, протоиндустриализация, реформация, традиционное общество, промышленный переворот, цивилизация.
Список источников и литературы
Источники:


  1. Антология мировой политической мысли. М., 1997. – Т.2.

  2. Бродель Ф. Время мира. М., 1990-1002. – Т.1-2.

  3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.

  4. Гегель Г. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

  5. Гизо Ф. История цивилизациИ в Европе. М., 2007.

  6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

  7. Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая истории становым хребтом истории? // THESIS. – 1994. – Т.2. – Вып.4.

  8. Сравнительное изучение цивилизации: хрестоматия. / Сост. Ерасов Б.М. М.,1998.

  9. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.,1991.

  10. Февр Л. Бои за историю. М.,1991.

  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Литература:


  1. Аникеев А.А. О некоторых вопросах современной методологии истории // Новая и новейшая история. 1997. №2.

  2. Бокарев Ю.П. Мир идей Н.Д.Кондратьева. // ОИ. 1995. №3.

  3. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» М., 1993.

  4. Козенко Б.Д., Садовая Г.М. К дискуссии о периодизации новой и новейшей истории. // НИНИ. №1, 1996.

  5. Козенко Б.Д., Садовая Г.М. О периодизации новой и новейшей истории. // НИНИ. №4, 1993.

  6. Круглый стол: Проблемы периодизации новой и новейшей истории. // НИНИ. №1, 1995.

  7. Остриков П.И., Сафонов В.Н. К вопросу о периодизации новой и новейшей истории. // НИНИ. №3, 1994..

  8. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998.

  9. Ревуненков В.Г. О периодизации новой и новейшей истории. // Методологические вопросы общественных наук. – Л., 1968. – Вып. 1.

  10. Семенов Ю.В. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. - 1997. - №4.

  11. Пономарев М.В., Смирнова C.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие для студ. высш. уч. заведений: В 3-х ч. – Ч.1.

  12. Шигалин Ю.А. Осевые века европейской истории. // Вопросы философии. – 1995. - №6.

  13. Цивилизации. Вып 1. М., 1992

  14. Цивилизации. Вып 2. М., 1993.

  15. Цивилизация и исторический процесс. М., 1983.

  16. Хачатурян В.М. История мировых цивилизация. – М., 1996.

  17. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.



Тема 2. Английская буржуазная революция.


  1. Англия накануне революции.

    1. 1.1. Основные черты социально-экономического развития Англии в первой половине ХУ11 в.

    2. 1.2. Политическое развитие Англии в правление Якова 1 и Карла 1 Стюартов. Особенности английского абсолютизма.

    3. 1.3. Реформация в Англии. Сущность и направления пуританизма.

  2. Революция в Англии: историографические споры.

  3. Реставрация Стюартов и Славная революция 1688-1689 гг.

Английская экономика в 1 половине XVII века: становление капиталистического производства (сукноделие, угольная промышленность, судостроение), изменение географии Англии, социально-экономические изменения в английских городах и деревнях. Торговля. Акционерные компании. Морское соперничество с Голландией. Социальная структура населения Англии. Складывание революционного конфликта.

Английский абсолютизм. Правление Якова I: основные черты внешней и внутренней политики. Лорд Бекингем. Карл I: политический портрет. Оформление конституционного конфликта («Петиция о правах»). Период беспарламентского правления.

Основные черты английской реформации. Складывание доктрины пуританизма. Пресвитерианство (Т.Картрайт). Индепенденты (Р.Браун). Религиозная борьба в 1 половине XVII века (Д.Лоуд и реформирование англиканской церкви).

Ирландия, Шотландия и начало английской революции.

Английская историография революции: С.Р. Гардинер: концепция «великого мятежа», вигско-либеральная историография XIX века (М.Маколей, С.Гардинер, Д.Актон, Д.Грин): концепция «пуританской» революции. Развитие экономических исследований истории Англии XVII века. Разработка концепций кризиса в Англии XVII века в трудах Р.Тоуни и Л.Стоуна. Х.Тревор-Ропер. «Спор о джентри» (50-е гг XX в) и его итоги. Неолиберальное направление в современной зарубежной историографии (Дж.Э.Эйлмер). Марксистское направление (К.Хилл, Г.Холореншоу). Изучение культуры английской революции. Локальные исследования. Революции XVII – XVIII: компаративный анализ.

Отечественная историография английской революции: первые исследователи английской революции (Н.И.Кареев, А.Н.Савин), советская историография революции (С.И.Архангельский, В.М.Лавровский, М.А.Барг, Т.Н.Павлова). Современная российская историография.

Оценки значения революции в историографии.



Реставрация Стюартов (1660-1688 гг): Бредская декларация. Политическая реакия. Виги и тори. Переворот 1688 г и «Билль о правах». Историческое значение событий 1688-1689 гг. в историографии.
Термины и понятия: Мануфактура, йоменри, фригольдер, копигольдер, коттер, джентри, «пороховой заговор», «Звездная палата», «Высокая комиссия», корабельные деньги, «Петиция о праве», пуританизм, индепенденты, пресвитериане, «спор о джентри»,.

Персоналии: Яков I
, Карл I
, герцог Бекингем, граф Страффорд, архиепископ Лод, Т.Картрайт, Р. Браун, Карл II
, Уильям и Мэри Оранские, герцог Монмаут;

С.Р.Гардинер, Р.Тоуни, Л.Стоун, Х.Тревор-Ропер, К.Хилл, Дж.Э.Эйлмер, Н.И.Кареев, М.А.Савин, С.И.Архангельский, В.М.Лавровский, М.А.Барг, Т.Н.Павлова.

Географические названия: Шотландия, Ирландия, Лондон, Нью-Касл, Оксфорд.
Список источников и литературы:
Источники:


  1. Лавровский В.М. Сб. док-в по истории английской буржуазной революции Х в. М., 1973.

  2. Практикум по новой истории. 1640-1870. М., 1973.

  3. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции Х-Х вв. / Под ред. В.Г.Сироткина. М., 1990.


Литература:


  1. Английская буржуазная революция Х века. В 2-х т. М., 1954. Т.1-2.

  2. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.

  3. Барг М.А., Черняк Е.Б. К вопросу о переходной эпохе от феодализма к капитализму на примере Англии. // НИНИ. 1982. №3

  4. Бацер М.И. От нарратива к теории: Англо-американская историография Английской революции ХУ11 в. // НИНИ. 1997. №5.

  5. Гардинер С.Р. Пуритане и Стюарты. 1603-1660 гг. М, 2008.

  6. Гизо Ф. История английской революции. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.

  7. Ивонина Л.М. Вильгельм III Оранский. // ВИ. 1998. №3.

  8. Кареев Н.И. Две английские революции Х в. М., 2002.

  9. Лабутина Т.А. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов. 1660-1681. М., 1982.

  10. Лавровский В.М., Барг М.А. Английская революция Х в. М., 1966.

  11. Репина Л.П. Локальная история и современная историография Английской революции. // НИНИ. 1990. №3.

  12. Савин А.Н. Лекции по истории английской революции. М., 2000 .

  13. Соколов А.Б. Английская революция середины XVII века в новейшей зарубежной историографии. // Вопросы истории. 2008. №5.

  14. Федоров С.Е Раннестюартовская аристократия. СПб., 2005.

  15. Хорошев А.В. Карл 1 и парламент. // НИНИ. 2005. №1.

  16. Хилл К. Английская революция. М., 1947.

  17. Шарифжанов И.И Современная английская историография буржуазной революции XVII в. М., 1982.

  18. Эйлмер Дж. Английская революция середины XVII века: современные трактовки. // Вопросы истории. 1998. №6. С. 142-148.

  19. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. В 2-х т. СПб., 2001. Т.1-2.


Тема 3. Особенности образования и развития английских колоний в Северной Америке в ХV11 – первой половине ХV111 вв.


  1. История заселения Северной Америки европейцами. Первые колонии.

  2. Типы хозяйственной и политической организации.

  3. Состав и характер американского общества.

  4. Культурное развитие колоний. Начало американского просвещения.

Европейская колонизация Северной Америки: испанская, французская, русская, английская. История освоения первых 13 колоний. Роль акционерных компаний в освоении Америки. «Мэйфлауэр» и цели пуританской иммиграции. Католическая, лютеранская, менонитская, квакерская колонизация. Уильям Пенн. Индейцы и первопоселенцы.

Экономическая жизнь колоний. «Новая Англия», среднеатлантические колонии, южные колонии. Элементы феодализма в аграрном строе Америки. Система сервентажа. Негры-рабы и их экономическое значение. Освоение новых земель. Скваттерство. Торгово-колониальные связи колоний: треугольная торговля, английский протекционизм и американская торговля.

Политическая организация колоний. Королевские, корпоративные, частновладельческие колонии. Олигархия и ассамблеи. Социальные конфликты в колониальной Америки (восстания Н.Бэкона, Я.Лейснера). Войны с индейцами. Религиозный фанатизм и его последствия.



Колониальное образование. Первые колледжи. Книгопечатание. Колониальная религиозная и историческая литература. Американские газеты. Американское философское общество. Формирование североамериканской нации. Особенности американского просвещения, его связь с национально-освободительным движением. Раннее Просвещение – политические идеи Д.Отиса, Д.Дикинсона.
Термины и понятия: трапперы, «Мэйфлауэр», пилигримы, меннониты, квакеры, квит-рента, сервентаж, плантационное рабство, скваттер, переселенческий капитализм, ассамблея, фримэны, губернатор, треугольная торговля, навигационные акты, каперы, «Сейлемский процесс», Пекотская война.

Персоналии: Р.Уильямс, Дж. Кэлверт, У.Пенн, герцог Йоркский, Н.Бэкон, Я.Лейснер, Д.Отис, Д.Дикинсон.

Географические названия: 13 колоний (Вирджиния (1607), Массачусетс (1629), Мэриленд (1632), Род-Айленд (1635), Коннектикут (1636), Нью-Йорк (1664), Нью-Джерси (1664), Сев. и Южная Каролина (1670), Нью-Хэмпшир (1680), Пенсильвания (1681), Делавэр (1702), Джорджия (1732), о.Роаноке, Форт-Росс, Джеймстаун, Новый Плимут, Новая Англия, Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк, Сейлем.
Список источников и литературы.
Источники:


  1. Американские просветители. Избранные произведения: В 2-х т. – М., 1969. Т.1.

  2. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990.

  3. Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992.

  4. Словарь американской истории: с колониальных времен до первой мировой войны. СПб., 1997.


Литература:


  1. Аптекер Г. История американского народа Т.1. М., 1980

  2. Бурстин Д. Американцы. Колониальный опыт. М., 1993.

  3. Ефимов А.В. Очерки истории США. М., 1968

  4. Жук С.И. Вильям Пенн и основание Пенсильвании. // ВИ. 2000. №1.

  5. Иванов Р.Ф. Черные американцы в истории США. В 2-х т. М., 1986. Т.1.

  6. История американской литературы. – М., 1971. – ч.1.

  7. Истоки и формирование американской национальной литературы. – М., 1985.

  8. История США. В 4-х т. Т.1. М., 1983.

  9. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. – М., 1989.

  10. Три века колониальной Америки: о типологии феодализма в Западном полушарии. – СПб, 1992.

  11. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия и быль в ранней американской истории. М., 1986.

  12. . Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Роджер Уильямс. – М., 1993



Тема 4. Война североамериканских колоний за независимость и образование США.


  1. Причины и предпосылки войны за независимость.

  2. Военные действия в период войны. Деятельность американской дипломатии. Парижских мир 1783 г.

  3. Итоги войны за независимость. «Первая американская революция» в отечественной и зарубежной историографии.

Рост самостоятельности колоний к середине XVIII в. Создание американской индустрии. Внешнеторговые успехи колоний. Проблема территориального расширения. Политическая независимость колоний. Изменения в социальном и этническом составе жителей североамериканских колоний.

Политика Англии в отношении колоний. Семилетняя война и положение колонистов. Действие навигационных актов. Деятельность контрабандистов. Закон 1763 г. о запрете переселения за Аллеганские горы. Законы Тауншенда 1764 и 1667 гг. Закон о военных постоях 1865 г. Введение гербового сбора (1765). «Бостонское чаяпитие» и нестерпимые законы. Образование тайных революционных организаций. «Сыны свободы». «Бостонская резня» 1770 г. Создание «комитетов связи». Радикализация американской просветительской идеологии в к.60-х – н.70-х гг. Идеи гомруля. Б.Франклин и Т.Джефферсен.

Первый континентальный конгресс в Филадельфии. «Декларация прав» и реакция английского правительства. Начало войны за независимость (сражения у Лексингтона и Конкорда). Оценка соотношения сил колонистов и англичан (военная готовность, европейские союзники, участие индейцев и негров-рабов в войне). Патриоты и лоялисты. Созыв Второго Континентального конгресса. Сражение у Банкер-Хилла и «Петиция Оливковой ветви». Памфлет Т.Пэйна «Здравый смысл» и идея отделения колоний от Англии. Принятие «Декларации независимости» 4 июля 1776 г. Сражения в Нью-Йорке и Нью-Джерси осенью 1776 - весной 1777 г. Проблема дезертирства и укрепление континентальной армии. Начало государственного строительства: утверждение государственной символики, разработка и принятие «Статей конфедерации». Сражение у Саратоги. Деятельность американской дипломатии и вступление в войну Франции, Испании, Голландии. Создание «Лиги вооруженного нейтралитета». Военные действия на юге в 1779-1881 гг. Поражение англичан под Йорктауном и начало мирных переговоров. Подписание Парижского, Версальского мира.

Особенности развития американской общественно-политической мысли в период войны за независитмость. Радикальное, революционно-демократическое крыло (Б.Франклин, Т.Пэйн, Т.Джефферсон) и умеренное, буржуазно-плантаторское течение (А.Гамильтон, Д.Адамс, Д.Мэдисон). Демократические преобразования в ходе войны.

Итоги и значение войны за независимость. Исследования войны за независимость в XIX-XX вв. Характер войны за независимость в зарубежной и отечественной историографии. «Школа консенсуса» (Л.Харц, Д.Бурстин, Б.Бейлин) и идея «охранительной», «консервативной» революции, прогрессисты (Ч.Линкольн, К.Беккер, А.Невинс, Дж.Джеймстон) и идея «двойной революции». Отечественная историография о происхождении и характере Американской революции (марксистско-ленинская, оценки современных исследователей (Э.А.Иванян, В.В.Согрин)).


Термины и понятия: законы Тауншенда, гербовый сбор, «Сыны свободы», бойкот, «Бостонское чаяпитие», корреспондентские комитеты, «Бостонская резня», гомруль, «нет налогов без представительства», минитмены, патриоты, лоялисты, I, II Континентальные конгрессы, «Петиция Оливковой ветви», «Декларация независимости», «Здравый смысл», «Лига вооруженного нейтралитета», отцы-основатели США, Парижский мир 1782 г., Версальский мир 1783 г, «школа консенсуса», «прогрессистская школа».

Персоналии: Дж.Адамс, С.Адамс, П.Генри, Б.Франклин, Т.Пэйн, Т.Джефферсон, А.Гамильтон, Д.Адамс, Д.Мэдисон, Дж.Вашингтон, Георг III, Р.Тауншенд, генерал Корнуоллис, генерал Т. Гейдж, генерал Рошамбо, Т.Костюшко, маркиз де Лафайет.

Географические названия: Аллеганские горы, Квебек, Лексингтон, Конкорд, Банкер-Хилл, Саратога, Монмут, Йорктаун.
Список источников и литературы
Источники:


  1. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990

  2. Джефферсон Т. О демократии. СПб.,1992.

  3. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУ11-ХУ111 вв. / Под. Ред. В.Г.Сироткина. М., 1990.

  4. Словарь американской истории: с колониальных времен до первой мировой войны. СПб., 1997.

  5. Хрестоматия по Новой истории. 1640-1870. М., 1990.


Литература:

  1. Аптекер Г. История американского народа. Т.2. Американская революция 1763-1783 гг. М., 1962.

  2. Болховитинов Н.Н. Россия и война за независимость США. М., 1980.

  3. Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография. М., 1980.

  4. Война за независимость и образование США. М., 1976.

  5. Зубков А.Ю. Англия и ее североамериканские колонии в преддверье войны за независимость. // НИНИ. №2.

  6. Иванян Э.А. История США. М., 2004.

  7. История внешней политики и дипломатии США. 1775 – 1877. / Под. ред. Н.Н. Болховитинова. М., 1994.

  8. История США. В 4-х т. М., 1988. Т. 2.

  9. Невис А. Коммаджер Г. История США: от английской колонии до мировой державы. Нью-Йорк. 1991.

  10. Основные проблемы истории США в американской историографии. М., 1976.

  11. Согрин В.Н. Война США за независимость как социально-политическая революция. // НИНИ. 2005. №3. С. 84-98.

  12. Согрин В.В. Мифы и реальности американской истории. М., 1986.

  13. Согрин В.В. Образование Североамериканского государства: новое прочтение. // НИНИ. 2002. №1. С. 18-34.

  14. Степанова О.Л. 4 июля 1776 г. М., 1976.

  15. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

  16. Уманский П.Б. Американская революция Х в. в буржуазной историографии США. Казань, 1988.

  17. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США. Л., 1978.


Тема 5. Франция в XVII – XVIII вв. Особенности французского пути развития.


  1. Феномен абсолютизма на примере Франции.

  2. «Век Людовика ХIV».

  3. Людовик XV и его эпоха.

  4. Царствование Людовика ХVI и складывание предпосылок Великой французской революции

Формирование абсолютной монархии во Франции: основные этапы. Факторы централизации монархии во Франции, ее идеологическое обоснование («Политическое завещание» Ришелье). Особенности французского абсолютизма.

Правление Людовика XIV. Политический и психологический портрет короля. Реформы Кольбера и их реализация и итоги(1665-1683): французский меркантелизм, таможенная, налоговая политики, попытка унификации законодательства, строительство дорог, каналов, портов, реорганизация армии и флота, усмирение дворянства, централизация управления. Французское государство и церковь. Людовик XIV и европейская политика (отношение к Английской революции, войны с Испанией, Голаандией и Австрией, Война за испанское наследство). Колониальная экспансия Франции (основание Луизианы, освоение Антильских островов, французская Африка). Французский двор как центр политической и культурной жизни Франции. Фаворитизм. Культурная жизнь Франции.

Политический, экономический, демографический кризис рубежа XVII-XVIII вв. Начало правления Людовик XV. Оценки личности Людовика XV в историографии. Людовик XV и европейские войны (за польское, австрийское наследство, семилетняя война). Кризис французской монархии. Людовик XVI: опыт «просвещенного абсолютизма».



Кризис «старого порядка» и складывание предпосылок французской революции. Изменения в сельском хозяйстве и промышленности. «Феодальная реакция». Французское просвещение: основные этапы и особенности. Ш.Монтескье, Вольтер, энциклопедисты, физиократы. Д.Дидро, Ж. Мелье, Г.Мабли, Ж.Ж.Руссо. Ж.Б.Тюрго, Неккер и попытки реформ.
Термины и понятия: кольбертизм, «дворянство шпаги», «дворянство мании», три сословия, габель, талья, шампар, бальяж, сенешальство, триаж, мэнморт, баналитет, интендант, умеренно (ультра) протекционистские тарифы, янсениты, «летр де каше», «Унигенитус», старый порядок, фаворитизм, общественный договор, «Энциклопедия», просвещенный абсолютизм, Утрехтский мир.

Персоналии: кардинал Ришелье, Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI, Н.Фуке, Ж.Б.Кольбер, маркиз де Лувуа, кардинал де Флери, мадам де Монтеспан, мадам де Помпадур, королева Мария-Антуанетта, Ж.Б.Поклен (Мольер), Ш. де Ларошфуко, С.Лещинский, Ш.Монтескье, Вольтер Д.Дидро, Ж. Мелье, Г.Мабли, Ж.Ж.Руссо, Д’Аламбер, Гельвеций.

Географические названия: Париж, Версаль, Лион, Брест, Тулон, Марли, Рамбуйе, Фонтенбло, Севр, о-ва Гаити, Мартиника и Гаделупа, Канада, Луизиана.
Список источников и литературы
Источники:


    1. Вольтер Избранные произведения. – М., 1947.

    2. Дюма А. Луи XIV и его эпоха. В 2-х ч. М., 1991.

    3. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

    4. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения. – М., 1961. – Т.1-3.

    5. Сен-Симон Л. Мемуары: Полные и доподлинные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика XIV и Регентстве. Избранные главы. М., 1991.

Литература:

  1. Артамонов С.Д.Вольтер и его время. М., 1980.

  2. Берго И.Б. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне ВФР. // НИНИ. 1988. №6.

  3. Борисов Ю.В. Людовик XIV. М., 1992.

  4. Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.

  5. Борисов Ю.В. Три портрета времен Людовика XIV. // НИНИ. 1991. №1.

  6. Блуменау С.Ф. Людовик XV. // ВИ. - 2000. - №9.

  7. Блуменау С.Ф. Происхождение и проблема истоков Французской революции: современное видение. // ВИ. 2003. №9.

  8. Блюш Ф. Людовик XVI / Пер. с фр. М., 1998.

  9. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1977.

  10. Далин В.М. Историки Франции XIX-XX вв. М., 1981.

  11. Кожокин Е.М. Государство и народ: от Фронды до Великой французской революции. М., 1989.

  12. Копосов Н.Е. Абсолютистская монархия во Франции. // ВИ. – 1989. - №1.

  13. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии XVI- первой половины XIX в. М., 1981.

  14. Кучеренко Г.С. Людовик XVI (1754-1793 гг.). От трона до гильотины // НИНИ. 1994. № 2.

  15. Кущева М.В. Монархия и общество: взгляды французских мыслителей 1715-1748 гг. // НИНИ. 2001. №5.

  16. Леврон Ж. Секрет мадам де Помпадур. М., 1992.

  17. Люблинская А.Д. Французские крестьяне в XVI-XVIII вв. Л., 1978.

  18. Малов В.Н. Людовик XIV: Опыт психологической характеристики. // НИНИ. – 1991. - №3.

  19. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

  20. Пименова Л.А. Образцовый подданный французской монархии: от века Людовика XIV к веку Просвещения // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. - М., 1995.

  21. Пименова Л.А. Доктрина французской монархии в конце Старого Порядка. // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1996. №5.

  22. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. М., 2002.

  23. Рюде Дж. Народные низы в истории. 1730-1848 гг. М., 1984.

  24. Татаринов Ю.Б. «Железная маска» - государственная тайна Бурбонов XVII в. // НИНИ. 1995. №1.

  25. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.

  26. Французские короли и императоры. Ростов-на-Дону, 1997.

  27. Французское просвещение и революция. М., 1989.

  28. Черкасов П.П. Двуглавый орел и Королевская лилия: становление русско-французских отношений в XVIII в. М., 1995.

  29. Черкасов П.П. Екатерина II и Людовик XVI: Русско-французские отношения 1774-1792. М., 2004.

  30. Шмидт С.О., Гутнова Е.В., Исламов Т.М. Абсолютизм в странах Западной Европы и России (опыт сравнительного изучения) // НИНИ. – 1985. - №3.

  31. Энгельгардт Р.Ю. Социально-экономическая политика Франции в конце XVII – начале XVIII вв. Кишинев, 1976.


Тема 6. Великая французская революция.


  1. Созыв Генеральных штатов и начало ВФР.

  2. Основные этапы развития революции:

    1. 2.1. конституционный (1789-1792 гг)

    2. 2.2. жирондистский (1792-1793 гг)

    3. 2.3. якобинский (1793-1794 гг)

    4. 2.4. термидорианский (1794-1799 гг)

  3. Оценка характера, отдельных этапов и итогов революции в историографии.

Открытие Генеральных штатов. Политическая борьба в мае-июне 1789 г.: Провозглашение Национального собрания. Клятва в зале для игры в мяч. Провозглашение Учредительного собрания. Отставка Неккера и народное восстание 12-14 июля 1789 г. «Муниципальные революции». Аграрная революция в провинциях.

Деятельность Учредительного собрания в первый этап революции: аграрное законодательство, разработка «Декларации прав человека и гражданина», унификация налоговой системы, новое административно территориальное деление, закон о гражданском устройстве духовенства, закон Ле Шапелье 1791 года. Принятие Конституции 1791 года.

Монархия и революционная власть: от падения Бастилии к походу женщин на Париж и к бегству в Варенн.

Формирование партийно-политического спектра революции: клубы (якобинский, кордильеров, жирондистов, фельянов, кордельеров, социальный). Фракции Учредительного (Законодательного, Национального собрания). Революционная пресса («Друг народа», «Папаша Дюшен»).

Французская эмиграция и складывание антиреволюционной оппозиции. Пильницкая декларация 1791 г. Начало революционных войн.

Восстание 10 августа 1792 года, свержение монархии и провозглашение республики. Начало террора. Созыв национального конвента. Жирондисты и монтаньяры. «Политика качелей». Вопрос о новой конституции, разработка аграрного законодательства. Победа французов при Вальми и присоединении к республики Савойи, Ниццы и левого берега Рейна. Обострение борьбы Горы и Жиронды в конце 1792-начале 1793 гг. Процесс и казнь Людовика XVI. Складывание 1 антифранцузской коалиции (Англия, Австрия, Пруссия, Испания, Сардинское королевство, Неаполь, германские государства). Ухудшение положения на фронтах и движение «бешеных» (Жак Ру, Эбер, Варлен). Начало Вандейского восстания. Принятие первого закона о максимуме цен (4 мая 1793 г).

Восстание 31 мая – 2 июня 1789 г. и приход к власти якобинцев. Аграрная политика якобинцев (продажа земель эмигрантов, раздел общинных земель, безвозмездная отмена феодальных повинностей). Принятие второго закона о максимума цен (29 сентября 1793 г). Реорганизация революционной армии (закон об амальгаме) и перелом в ходе войны. Террор. Борьба внутри якобинского блока. Распад блока и падение якобинской диктатуры.

Переворот 9 термидора II года (27 июля 1794г). Ликвидация чрезвычайного режима якобинцев. Принятие Конституции 1795 г. Передача власти Директории. Народные восстания. Гракх Бабеф и «Заговор равных» 1796 года. Внешняя политика якобинцев: подписание Базельского мира (5 апреля 1795 г), походы Наполеона в Италию, Египет, Сирию. Образование «дочерних» республик. Складывание второй антифранцузской коалиции (Англия, Россия, Австрия, Турция). Политика качелей. Кризис режима Директории.

Основные дискуссии по истории Великой французской революции. Вопрос о начале революции, проблема периодизации, дискуссии о термидоре, религия и революция. Оценки ВФР в исторической литературе.


Термины и понятия: собрание нотаблей, Генеральные штаты, Национальное, Учредительное, Законодательное собрания, Революционный конвент, Парижская коммуна, Комитет общественного спасения, «Комитет общественной бьезопасности», клятва в зале для игры в мяч, Дом инвалидов, Бастилия, Тюильри, Тампль, муниципальная революция, «ночь чудес», департамент, дистрикт, кантон, неприсягнувшие священники, вареннский кризис, пассивные, активные граждане, якобинцы, кордильеры, жирондисты, фельяны, санкюлоты, монтаньяры (Гора), «болото», максимум цен, Пильницкая декларация, манифест герцога Брауншвейгского, «Отечество в опасности!», «Марсельеза», федералистский мятеж, ассигнаты, амальгама, Директория, Совет 500, Совет Старейшин, «дочерние» республики, шуаны, термидорианцы, мамелюки.

Персоналии: граф Мирабо, Ж.П.Марат, К. Демулен, М.Робеспьер, Ж.Дантон, Ж.Ру, Эбер, Варлен, граф Парижский, Ле Шапелье, Ш.Кордэ, герцог Брауншвейгский, генерал Дюмурье, Г.Бабеф, Баррас, Г.Нельсон, Н.Бонапарт.

Географические названия: Жиронда, Кобленц, Вандея и Мэн, Варенн, Тулон, Вальми, Абукир, Марсель, Цизальпийская республика, Батавская республика, Гельветическая республика, Лигурийская республика, Римская республика, Партенокопейская республика.

Каталог: structur -> BasicUnits -> fackultet
structur -> Методические указания к семинарским занятиям Часть II казань 2009 ббк85И 90
structur -> Перечень вопросов для подготовки к экзамену по биологии
structur -> Растительность, почвы, животный мир, географические зоны африки растительность Африки
structur -> Физиологическое обоснование аэробики Слово
structur -> Аборигены коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что
fackultet -> Рабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование) Направление подготовки
BasicUnits -> Ферменты. Структура. Свойства, регуляция активности
BasicUnits -> Пояснительная записка «История и методология химии»
BasicUnits -> Б. 2 Математический и естественнонаучный цикл. Базовая часть. Б 1 Математика и математические методы в биологии аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет