Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология» для подготовки бакалавров по профилю



жүктеу 459.15 Kb.
бет1/6
Дата28.04.2016
өлшемі459.15 Kb.
түріРабочая программа
  1   2   3   4   5   6
: education -> UMU -> rab prog -> Ecology
rab prog -> Рабочая программа учебной дисциплины агрометеорология
rab prog -> Рабочая программа учебной дисциплины агрометеорология для подготовки бакалавров по профилю «Метеорология
rab prog -> Рабочая программа учебной дисциплины биология для подготовки бакалавров по профилю «Метеорология»
rab prog -> Рабочая программа учебной дисциплины зоогеография для подготовки бакалавров по профилю «Охотоведение»
rab prog -> Рабочая программа учебной дисциплины
Ecology -> Рабочая программа учебной дисциплины ботаника для подготовки бакалавров по профилю
rab prog -> Рабочая программа учебной дисциплины
rab prog -> Рабочая программа учебной дисциплины



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования



«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)


Факультет почвоведения, агрохимии и экологии

Кафедра микробиологии и иммунологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

проф. ____________ Н.И.Дунченко

“____”______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МИКРОБИОЛОГИЯ»
для подготовки бакалавров по профилю «Экология»

ФГОС ВПО 3-го поколения


Направление 022000.62 «Экология и природопользование»

Курс 2


Семестр 3

Москва, 2012

Составители: Селицкая О.В., к.б.н., доцент

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ________ 2012 г.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока



Б2.В.ОД.6 студентам очной формы обучения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. №795 и зарегистрированного в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. №16209.
Программа обсуждена на заседании кафедры микробиологии и иммунологии
Зав. кафедрой Селицкая О.В., к.б.н., доцент

«__» ________ 2012 г.

Рецензент: _Черников В.А.,_д.с.-х.н., профессор__________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Проверено:

Начальник отдела менеджмента

качества образования ______________ Л.А. Ефимова

(подпись)
Начальник отдела

разработки и обеспечения

образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина

(подпись)

Согласовано:

Декан факультета ПАЭ Наумов В.Д., д.б.н., профессор

«__» ________ 2012 г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета почвоведения, агрохимии и экологии, протокол № ______

Секретарь ученого совета факультета почвоведения, агрохимии и экологии Игнатьева С.Л., к.с-х.н, доцент

«__» ________ 2012 г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» протокол № ______

Председатель учебно-методической комиссии:

Васенев И.И., д.б.н., профессор

«__» ________ 2012г.

Заведующий выпускающей кафедрой: Васенев И.И., д.б.н., профессор

«__» _______ 2012г.


Начальник УИТ _______________М.Ю.Гладких

Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова


Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ ______________ И.Н. Батура


Оглавление


Оглавление 4

1. Цели освоения дисциплины 7

2. Место дисциплины в учебном процессе 7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 7

4. Структура и содержание дисциплины 9

4.1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам 9

4.2. Содержание дисциплины 9

4.3. Лабораторные и семинарские занятия 11

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 15

4.5.Курсовые работы, контрольные работы, тесты, вопросы к коллоквиумам 17



5. Образовательные технологии 23

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 24

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 27

7.1 Основная литература 27

7.2 Дополнительная литература 27

7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 27

7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 27

7.5 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 27



8. Материально - техническое обеспечение дисциплины 28

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 28

9.1 Виды и формы отработки пропущенных занятий 29



10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 29

Аннотация
Университет: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Наименование дисциплины: Микробиология

Кафедра: Микробиологии и иммунологии

Значение дисциплины «Микробиология»:

Микроорганизмы – древнейшие обитатели планеты Земля, которые не только сформировали биосферу, но и продолжают играть основополагающую роль в поддержании жизни на планете. Микроорганизмы обладают уникальными метаболическими возможностями, что позволяет им занимать экологические ниши с экстремальными условиями существования, в которых существование других живых организмов невозможно. Всепланетное распространение микроорганизмов (почвы, водоемы, организмы растений, животных, человека) и суммарная мощность метаболического потенциала определяет их важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании динамического равновесия в биосфере Земли. Микроорганизмы принимают участие в геохимических процессах и глобальных циклах таких элементов как О, C, N, S, P и др. Микроорганизмы – биодеградаторы всех существующих на Земле органических веществ, в том числе и искусственно синтезированных человеком, так называемых ксенобиотиков. Их можно назвать «санитарами» природы.

Микроорганизмы определяют структуру и плодородие почв и влияют на продуктивность растений. Микроорганизмы колонизируют макроорганизмы, обитают в организмах других существ (патогены, эндосимбионты) и, следовательно, влияют на их жизнедеятельность. Многие микроорганизмы имеют хозяйственное и технологическое применение.

Освоение дисциплины «Микробиология» позволит сформировать у студентов современные представления о системе живого мира и о месте и роли в ней микроорганизмов. Полученные знания и навыки дадут возможность молодым специалистам-экологам не только решать профессиональные задачи, но и грамотно взаимодействовать с микроорганизмами в повседневной жизни.



Задачи дисциплины: изучение основ общей и специальной микробиологии. Дисциплина «Микробиология» призвана дать знания о биоразнообразии микроорганизмов, систематике, морфологии и размножении; взаимоотношениях микроорганизмов и окружающей среды; взаимоотношениях микроорганизмов между собой и с другими существами; метаболизме микроорганизмов, превращениях микроорганизмами соединений углерода, азота, фосфора, серы, железа и других элементов; почвенных микроорганизмах; методах определения их состава и активности; роли почвенных микроорганизмов в плодородии почвы; влиянии обработки почвы и минеральных удобрений на деятельность микроорганизмов; о биологической индикации загрязнённой почвенной среды и роли микробиоты в самоочищении почв, о деградации ксенобиотиков в природных экосистемах микроорганизмами; о микробной деструкции нефти и нефтепродуктов; об использовании микроорганизмов в технологиях утилизации отходов и сточных вод.

В результате освоения курса бакалавр должен получить навыки пользования приборами и оборудованием и овладеть методами микробиологических исследований. Бакалавр должен уметь: приготовить препараты микроорганизмов; различать основные формы бактерий; готовить и стерилизовать искусственные питательные среды и посуду; проводить количественный учет микроорганизмов в различных субстратах; поучать накопительные и чистые культуры микроорганизмов, проводить качественные реакции на продукты жизнедеятельности микроорганизмов; проводить микробиологический анализ различных типов почв.



Для изучения дисциплины необходимы знания в области: неорганической, аналитической и органической химии, ботаники, зоологии, географии, почвоведения, геоботаники, введения в экологию, общей экологии.

Дисциплина «Микробиология» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: основы экологической биотехнологии, экология микроорганизмов и микробиологический контроль объектов окружающей среды, биоразнообразие, учение о биосфере, физиология растений, биогеохимия, основы экотоксикологии, сельскохозяйственная экология, экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду, методы экологических исследований.



Содержание дисциплины: морфология, систематика микроорганизмов, экология микроорганизмов, метаболизм микроорганизмов, участие микроорганизмов в циклах элементов в природе, роль микроорганизмов в плодородии почв, микробиологические процессы в почвообразовании, роль микробиоты в самоочищении и рекультивации почв, микробные процессы в биотехнологии окружающей среды.

Новизна дисциплины «Микробиология» заключается в том, что на занятиях студенты не только приобретают знания о биоразнообразии микроскопических живых существ и их роли в биосфере, узнают об использовании полезных свойств микроорганизмов в жизни человека, но и приобретают навыки работы с микроорганизмами на лабораторно-практических занятиях. В процессе выполнения курсовой работы студенты приобретают умение пользоваться научной, научно-методической, справочной и нормативной литературой, самостоятельно интерпретировать полученные экспериментальные данные, оценивать и прогнозировать возможные последствия того или иного воздействия на почвенную биоту. Особенностью преподавания курса является широкое использование активных и интерактивных образовательных технологий.

Трудоемкость в зач.ед.: 3.

Формы контроля: защита лабораторных работ; тестирование, коллоквиумы, курсовая работа (зачет), экзамен.

Ведущие преподаватели: Селицкая О.В., к.б.н., доц., Ванькова А.А, . к.б.н., доц.; Годова Г.В., к.б.н., доц..; Карепина Т.А. к.б.н., доц.



  1   2   3   4   5   6


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет