Рабочая учебная программа по дисциплине «Детская литература»



жүктеу 387.23 Kb.
Дата29.04.2016
өлшемі387.23 Kb.
түріРабочая учебная программа
: doks -> article
article -> Рабочая учебная программа по дисциплине «История культурологической мысли»
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»


Институт филологии, культурологии и межкультурной

Кафедра русской и зарубежной литературы

Кафедра современной русской литературы


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Детская литература»

для направления «050300.62 – Филологическое образование»

Профиль «Родной язык и психолингвистика»

по циклу ОПД.Р.3 – Общепрофессиональные дисциплины подготовки

(национально-региональный компонент)



Очная форма обучения

Курс – 2, 4

Семестр – 4, 8

Объём в часах всего – 124

Аудиторных часов – 62

в т. ч.: лекции – 50

практические занятия – 12

самостоятельная работа – 62

Зачеты – 4, 8 семестр

Заочная форма обучения

Курс – 4


Семестр – 7

Объём в часах всего – 124

Аудиторных часов – 18

в т. ч.: лекции – 14

практические занятия – 4

самостоятельная работа – 106

Зачет – 4 курс




Екатеринбург 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине «Детская литература»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 26 с.

Составители:

Кудреватых Анастасия Николаевна, канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ;

Меркотун Елена Алексеевна, ассистент кафедры современной русской литературы УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ, кафедры современной русской литературы УрГПУ

Протокол от 18 июня 2011 г. № 11

Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы_____С. И. Ермоленко
Протокол от 18 июня 2011 г. № 11

Зав. кафедрой современной русской литературы_____Н.В. Барковская

Директор ИФК и МК_________________Н.И.Коновалова

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу данного курса положено изучение детской литературы как неотъемлемой части художественной литературы, как искусства слова, обращенного к читателю-ребенку. Объектом изучения являются произведения русской и зарубежной литературы, созданные специально для детей, а также произведения, органично вошедшие в круг детского чтения, произведения, исследующие мир детства, психологию ребенка, подростка.

Главная цель курса состоит в том, чтобы дополнить и углубить знания студентов в области истории русской и зарубежной литературы XIX-XX веков; помочь студентам, будущим учителям-словесникам, более свободно ориентироваться во все увеличивающемся потоке современной русской и зарубежной литературы для детей и о детях, а также в русской и зарубежной детской литературной классике В нем предполагается изучение вопросов специфики детской литературы, изучение творчества наиболее выдающихся русских и зарубежных детских писателей, особенностей построения художественного образа мира в произведениях, обращенных к юному читателю, исследование жанровой системы детской литературы. Кроме того, курс детской литературы способствует развитию умений и навыков студентов в области анализа поэтики литературного текста, анализа произведения с учетом его родо-жанровой принадлежности.

Задачи данного курса:


  1. изучение различных концепций детства в русской и зарубежной литературе, закономерностей их трансформации, особенностей изображения ребенка в литературе и мира взрослых сквозь призму детства;

  2. исследование специфики соотношения автора и героя в литературных текстах, обращенных к детям;

  3. изучение взаимосвязей, взаимовлияний детской зарубежной и отечественной литератур;

  4. расширение «читательского багажа» будущих учителей литературы, знакомство с современными авторами и тенденциями в литературе для детей.

  5. воспитательное воздействие: через художественное, эстетическое – к постижению общечеловеческих духовных, нравственных ценностей детской литературы.

Методы и формы решения поставленных задач
В преподавании данного курса используются историко-сравнительный, типологический и генетический методы, обращается внимание на проблемы историзма, литературного рода, жанра, стиля, метода, типов художественного содержания, творческой индивидуальности писателя, традиции и новаторства и др.

Курс совмещает теоретический и исторический ракурс в освоении материала. В основе структуры курса лежит не жестко хронологический подход, а рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и подростков. В лекционных занятиях прослеживаются общие закономерности движения литературных жанров, занимающих значительное место в круге детского чтения, а также рассматривается творчество отдельных авторов и произведения, наиболее яркие в художественном отношении и преломляющие закономерности исторического и жанрового развития. Практические занятия направлены на углубленное изучение поэтики отдельных произведений разных жанров детской литературы, обращенных к читателям разного возраста, принадлежащих как к классике, так и к современной литературе.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. Учебно-тематический план очной формы обучения





п/п

Наименование темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные




1

Специфика детской литературы. Художественный мир детской книги

8

4

4







4

2

Жанр басни в чтении детей. Поэтика басен И. А. Крылова

8

4

4







4

3

Поэтика литературной сказки. Жанр сказки в классической русской литературе

12

4

4







8

4

Трансформации литературной сказки в ХХ в. Современная литературная сказка

8

6

4

2




2

5

Жанр автобиографической повести о детстве в русской литературе XIX - XX веков

XIX-XX веков



8

6

4

2




2

6

Советская классика в круге чтения современных школьников: творчество А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Катаева, В. Каверина

6

4

2

2




2

7

Образы подростков в детской литературе. Жанр подростковой повести

6

4

2

2




4

8

Жанр рассказа в литературе для детей

6

4

4







2

9

Художественные особенности лирики для детей. Классическая русская поэзия детям

6

2

2







4

10

Русская поэзия для детей в ХХ веке

4

2

2







2

11

Фантастика и фэнтази в круге чтения современных подростков и юношества

8

4

4







4

12

Зарубежная литературная сказка XVII – XVIII веков и традиции фольклорной сказки. Зарубежная детская сказка в контексте отечественной словесности

4

2

2







2

13

Зарубежная литературная сказка XIX века

6

4

2







2

14

Немецкая литературная сказка XIX века

2













2

15

Зарубежная литературная сказка конца XIX – конца XX веков

6

4

2







4

16

Английская литературная сказка XX в. и творчество Дж. Р. Р. Толкина

2













2

17

Литературная сказка Польши XIX – XX веков

2













2

18

Зарубежная литература о трудном детстве, о духовном становлении подростка, о воспитании

6

2

2







2

19

Человек и природа в зарубежных литературах для детей и юношества

4

2




2




2

20

Своеобразие зарубежного детектива

4

2

2







2

21

Мир зарубежной фантастики и творчество Рэя Брэдбери

4

2

2

2




2

22

Зарубежная поэзия для детей и о детях

4

2

2







2




ИТОГО:

124

62

50

12




62



    1. Учебно-тематический план заочной формы обучения





п/п

Наименование темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные




1

Специфика детской литературы. Художественный мир детской книги

16

4

4







12

2

Жанр басни в чтении детей. Поэтика басен И. А. Крылова

10













10

3

Поэтика литературной сказки. Жанр сказки в классической русской литературе

12

4

4







8

4

Трансформации литературной сказки в ХХ в. Современная литературная сказка

14

4

2

2




10

5

Жанр автобиографической повести о детстве в русской литературе XIX-XX веков

18













18

6

Советская классика в круге чтения современных школьников: творчество А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Катаева, В. Каверина

10













10

7

Образы подростков в детской литературе. Жанр подростковой повести

14

4

2

2




10

8

Жанр рассказа в литературе для детей

8













8

9

Художественные особенности лирики для детей. Классическая русская поэзия детям

10













10

10

Русская поэзия для детей в ХХ веке

12

2

2







10




ИТОГО:

124

18

14

4




106


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Специфика детской литературы. Художественный мир детской книги

Значение литературных впечатлений для развития личности. Событийная значимость детской книги. Тип читателя-ребенка: потребности и особенности восприятия. Игра и детская литература. Круг детского и юношеского чтения. Особенности образа мира в литературе для дошкольников, младших школьников, подростков. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития детской литературы: эволюция жанровых форм и стиля. Детское чтение: история и современность.

  1. Жанр басни в чтении детей. Поэтика басен И. А. Крылова

Значение басни в круге чтения детей. Жанровая традиция: переводы и пересказы басен Эзопа, Лафонтена русскими авторами. Сюжеты и конфликты басен И.А. Крылова. Действенность, зрелищность басен, драматизм сюжетов. Разноуровневость восприятия жанра читателями: злободневный сатирический смысл и практическая житейская философия.

  1. Поэтика литературной сказки. Жанр сказки в классической русской литературе

Фольклорные истоки жанра сказки. Поэтика литературной сказки: сказочный хронотоп, специфика субъектной организации, роль ассоциативного фона. Сказки А. Погорельского, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.П. Вагнера: взаимодействие с фольклорной и литературной традицией, специфика сказочного образа мира.

  1. Трансформации литературной сказки в ХХ в. Современная литературная сказка

Обновление сказочной поэтики на рубеже XIX-XX веков. Сказка Серебряного века. Дискуссия о сказке в 20-е годы. Возникновение и развитие концепции «сказки жизни». «Сказки жизни» и «сказки культуры». Сказка игрового типа в современной русской литературе. Сказочная поэтика и драматическое действие, своеобразие поэтики пьес-сказок.

  1. Жанр автобиографической повести о детстве в русской литературе XIX - XX веков

С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука: история становления детской души. Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность: эпохи и кризисы становления личности, драматизм взросления. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. Изменение состояния окружающего ребенка мира, агрессия общества по отношению к личности, мотив сопротивления обстоятельствам. Горький М. Разрушение основ гармонии детства, проблема самосознания личности. Б. Пастернак Детство Люверс: «вселенная не слушается» (проекция внутреннего интуитивного ощущения жизни на внешний мир). Детство-воспоминание и возвращение к истокам: В. Астафьев «Последний поклон».


  1. Советская классика в круге чтения современных школьников: творчество А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Катаева, В. Каверина

Образ ребенка, подростка в водовороте истории. Мир веселый и опасный: меняющийся герой и меняющаяся действительность, сюжет взросления. Особенности характеров: соотношение идеала и реальности. Сюжеты игры, приключений, испытаний. Влияние сказочной поэтики. Восприятие книг авторов сегодняшними подростками.

  1. Образы подростков в детской литературе. Жанр подростковой повести

Тема отрочества в трилогиях Л. Толстого, М. Горького. Подросток в меняющемся мире: повести А. Гайдара, Л. Кассиля. Психологизм повести Р. Фраермана «Дикая собака динго». Образы подростков в повестях Н. Дубова, В. Железникова, В. Тендрякова, А. Алексина, А. Лиханова.

  1. Жанр рассказа в литературе для детей

Образы детей в рассказах авторов второй половины XIX – начала ХХ века. Образы животных, природного космоса, взаимосвязи человека и природы в рассказах А. Платонова, М. Пришвина, К. Паустовского, Ю. Коваля. Юмористический рассказ в детской литературе: Ю. Сотник, В. Драгунский, В. Голявкин.

  1. Художественные особенности лирики для детей. Классическая русская поэзия детям

Лирический герой и поэтический мир в детской поэзии. Восприятие поэтического ритма и языка читателями разных возрастных групп. Образы детства в русской поэзии XIX века и в поэзии модернизма. Круг детского чтения и стихотворения, адресованные читателю-ребенку.

  1. Русская поэзия для детей в ХХ веке

Детская поэзия в послереволюционный период. Детские поэты 20-30-х годов. Новые темы и образы. Поэзия для детей второй половины ХХ века: ритмы и атмосфера лирики детства: И. Токмакова, Ю. Мориц, Р. Сеф, Г. Сапгир, Г. Кружков, М. Яснов, А. Усачев, Т. Собакин, А. Гиваргизов и др.

  1. Фантастика и фэнтази в круге чтения современных подростков и юношества

Особенности жанра. Научная и сказочная фантастика. Е. Велтистов. К. Булычев. В. Крапивин. А. и Б. Стругацкие. Современные произведения в жанре фэнтази.: художественные достоинства и недостатки, причины читательской популярности.

  1. Зарубежная литературная сказка XVIIXVIII веков и традиции фольклорной сказки. Зарубежная детская сказка в контексте отечественной словесности

Критики и публицисты о жанре сказки, ее основных художественных особенностях (В. Я. Пропп, Н. К. Мещерякова, Н. М. Ведерникова). Зарубежная фольклорная сказка: жанровая специфика, национальные особенности, черты сходства с русской народной сказкой.

Своеобразие литературной (авторской) сказки, ее отличия от фольклорной. Многообразие жанровых разновидностей литературной сказки.

Вехи и характер развития зарубежной литературной сказки.

Французская литературная сказка XVII в. (Жан де Лафонтен, Мари Катрин Д'Онуа, Катрин Бернар).

Творческое наследие Шарля Перро и его художественная значимость. Поэтика сказок Перро. Формы морализаторства и функции стихотворных вставок, «двойной» адресат сказок Перро.

Французская литературная сказка XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро). Немецкая литературная сказка (Гете, Э. Распе). Итальянская литературная сказка и фьябы Карло Гоцци, их сценическая судьба («Любовь к трем апельсинам», «Ворон», «Король-олень», «Турандот» и др.).



  1. Зарубежная литературная сказка XIX века

Французская (Ж. Санд, Л. Де Лефевр) и американская (Н. Готорн) литературные сказки.

Английская литературная сказка и творчество Л. Кэрролла. Традиции нонсенса в дилогии Кэрролла об Алисе («Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье»), изучение ее в средней школе.



  1. Немецкая литературная сказка XIX века

Эрнст Теодор Гофман и его сказки «Принцесса Брамбилла», «Щелкунчик и Мышиный король». В. Г. Белинский о Гофмане.

Сказки братьев Гримм: фольклорная основа сюжетов, их многообразие; типы героев; особенности бытовых реалий, стиля и интонации рассказчика; единство формы и содержания, богатство и выразительность языка.

Творчество Вильгельма Гауфа-сказочника. Основные факты биографии, творческой эволюции Гауфа.

«Альманахи сказок» (1825 – 1827) В. Гауфа: «Караван», «Александрийский шейх и его невольники», «Харчевня Шпессарте». Особенности сюжета и образной системы; характер и роль вставных историй-обрамлений, авторских отступлений.

Немецкая литературная сказка XIX в. в средней школе.


  1. Зарубежная литературная сказка конца XIX – конца XX веков

Идейно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие зарубежной литературной сказки: французской (А. де Сент-Экзюпери, А. Франс, П. Гамарра), бельгийской (М. Метерлинк), немецкой (Г. Фаллада, О. Прейслер, Д. Крюс), итальянской (Коллоди, Дж. Родари), США (Н. Готорн, Д. Лондон, К. Сэндберг, Э. Синклер), Скандинавии (С. Топелиус-младший, С. О. Лагерлеф, Т. М. Янсон, А. Лингрен).

Сказки писателей славянских стран: Болгарии (Елин-Пелин) и Чехословакии (Б. Немцова, М. Майорова, К. Чапек, В. Ванчура).

Судьба зарубежной литературой сказки в России. Д. Лондон и В. Шукшин.


  1. Английская литературная сказка XX в. и творчество Дж. Р. Р. Толкина

Сказки Д. М. Барри («Питер Пэн»), П. Трэверс («Мэри Поппинс»), Э. Фарджон («Щенок-спаниэль», «Седьмая принцесса», «Покинутый рай», «Хочу луну!» и др.), А. Милна («Вини-Пух и все-все-все»): особенности жанра, сюжета, образной системы, динамики отношений элементов чудесного и реального, традиций и новаторства.

Дж. Р. Р. Толкин и его героическая сказка-притча «Хоббит, или Туда и Обратно».

Основные факты творческой биографии Толкина.

Характер сюжета, конфликта сказки о Хоббите; роль авантюрно-драматических элементов в развитии действия.

Двойственная природа образа Бильбо Баггинса. Смысл понятий-символов «хоббит», «туда» и «обратно».

Продолжение «Хоббита» - «Властелин колец»: идейно-художественное своеобразие, «двойной» адресат. Эпичность, универсальность трилогии. Роль мифа в сказочном мире Толкина.

Дж. Р. Р. Толкин: сказочник или фантаст?

Русская и английская зарубежная сказка: общее и отличное.



  1. Литературная сказка Польши XIXXX веков

Мария Конопницкая и ее повесть-сказка «О гномах и сиротке Марысе»: поэтизация природы и крестьянского труда; использование мотивов национального фольклора; переплетение фантастических и реально-бытовых элементов; функции стихотворных вставок, образа автора в повествовании и соотнесенность его с образом Чудилы-Мудилы, летописца. Язык и стиль повести-сказки.

Януш Корчак и его дилогическая повесть сказка о короле Матиуше («Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемомо острове»).

Судьба Януша Корчака – педагога, врача, писателя.

Характер сюжета, конфликта, композиции дилогии. Роль антивоенных и интернациональных мотивов. Влияние традиций Д. Дефо и М. Твена.

Специфика раскрытия внутреннего облика главного героя и динамики его становления, отивы воспоминаний и мечты, дневник Матиуша и его «афористика»; роль монологов-самоисповедей, диалогов, введения элементов «документальности» и т. д.

Своеобразие стиля, языка произведения, графического оформления художественного текста.

Типологическая общность дилогии с повестью-сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Повесть-сказка Я. Корчака «Когда я снова стану маленьким» и проблема «памяти детства».

Критики и публицисты о жанровых и стилевых особенностях польской литературной сказки XIX – XX веков (А. Г. Пиотровская, Л. Кассиль, Е. Брандис, В. Смирнова).

Изучение творческого наследия Я. Корчака в средней школе.



  1. Зарубежная литература о трудном детстве, о духовном становлении характера подростка, о воспитании

Проблемы детства в мировой литературной классике XIX – XX вв. : Франции (В. Гюго «Отверженные»; Г. Мало «Без семьи»; Ж. Верн «Дети капитана Гранта»; Ф. Мериак «Обезьянка», А. Доде «Малыш», «Джек»), Англии (Ч. Диккенс «Оливер Твист»; Дж. Гринвуд «Маленький оборвыш»; Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»; М. М. Додж «Серебряные коньки»; Уйда «Нелло и Патраш»; У. Голдинг «Повелитель мух», Д. Олдридж «Последний дюйм»), Германии (Э. Кестнер «Антон и Кнопка»; Э. Штриттматер «Тинко»; З. Ленц «Урок немецкого»), США (Б. Гарт «Степной найденыш»; Л. Стефренс «Мальчик на лошади»; М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»; Д. Лондон «На берегах Сакраменто»; У. Фолкнер «Осквернитель праха», «Медведь»; Э. Колдуэлл «Мальчик из Джорджии»; Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»; М. Маккалерс «Участница свадюбы», «Сердце и одинокий охотник»; Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»; В. Саундерс «Очкарик Элли»; Г. Свортаут «Благослови зверей и детей»), Португалии («Ж. Амаду «Капитаны песка»), Австралии (А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»), Италии (Дж. Родари «Путешествие Голубой стрелы»).

Зарубежная и отечественная литература о подростках: Д. Сэлинджер и А. Гайдар (общее и отличное).

Критики и публицисты о творчестве Д. Сэлинджера (М. Гайсмар, Р. Д. Орлова и др.).


  1. Человек и природа в зарубежных литературах для детей и юношества

Природа и человек в романе Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Традиции «робинзонады» в мировой литературе последующих эпох.

«Книга джунглей» Р. Киплинга. Своеобразие романов М. Рида «Охотники за растениями», «В дебрях Южной Африки», «Юные охотники».

Человек и природа в книгах Э. Сетон-Томпсона («Рольф в лесах», «Жизнь гонимых», «Биография Гризли») и Серой Совы («Рассказы опустевшей хижины», «Саджо и ее бобры», «Странники лесных пустынь»).

Э. Хемингуэй и его повесть-притча «Старик и море». Л. Н. Толстой и Э. Хемингуэй.



20. Своеобразие зарубежного детектива

Определение детектива. Хороший детектив и его воспитательные возможности. Типы героев в классике детектива.

Э. А. По как основоположник детективного жанра в мировой литературе. Своеобразие новеллистики Э. По («Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Колодец и маятник» и др.).

Детектив Англии (А. Конан-Дойль, А. Кристи, Д. К. Честертон), Франции (Ж. Сименон), Японии (Эдагаво Рампо) и его особенности.

Особенности «детского» детектива (П. Гамарра «Тайна пернатого змея» и др.).

Изучение лучших образцов зарубежного детектива в средней школе.



  1. Мир зарубежной фантастики и творчество Рэя Брэдбери

Специфика фантастики, ее жанровое своеобразие, современное переосмысление ее роли и места в мировой литературе.

Своеобразие фантастики Ж. Верна и Г. Уэллса: общее и различное.

Специфика американской фантастики (К. Воннегут-младший, Д. Апдайк, А. Азимов, Р. Шекли) и творчество Рэя Брэдбери. Становление Брэдбери-фантаста, его литературные «учителя». Роль лирического и философского начал в фантастике Брэдбери. Идейно-художественные особенности романа «451˚ по Фаренгейту», новеллистики, цикла «Марсианские хроники». Изучение фантастики Рэя Брэдбери в средней школе. Творчество Рэя Брэдбери в критике и литературоведении (В. Ревич, В. Скурлатов и др.).


  1. Зарубежная поэзия для детей и о детях

Идейно-тематическое и жанровое многообразие зарубежной поэзии для детей и о детях, роль фольклорных традиций в ее развитии.

Своеобразие английской детской поэзии (стихи У. Блейка, Э. Лира, В. Риу, Э. Фарджон), роль в ней народной традиции, нонсенса, абсурда. Французская поэзия для детей (Ж. Превер, Р. Деснос).

Своеобразие поэтического мира Мориса Карема (Бельгия).

«Взрослые» темы в лирике для детей Джанни Родари (Италия), его поэтические эксперименты в книге «Грамматика фантазии».

Гарсиа Лорка (Испания) и его стихи для детей и о детях.

Юлиан Тувим (Польша) как один из классиков современной детской поэзии. Роль традиций А. Мицкевича и В. Маяковского в его поэтическом творчестве. Стихи Ю. Тувима о природе и их эстетическая значимость. Роль иронии и юмора в его сатирических стихах.

Зарубежная детская поэзия в русских переводах.

Изучение творчества зарубежных детских поэтов в школе.



3.2. Перечень тем практических занятий

(очная форма обучения)

  1. Образы детства в автобиографических повестях: «Детство» М. Горького, «Детство Никиты» А.Толстого.

  2. Организация сюжета и система характеров в романе В. Каверина «Два капитана».

  3. Повесть нравственного урока. «Безумная Евдокия» А. Алексина: структура сюжета и повествования.

  4. Игровой художественный мир в детской литературе. Повесть-сказка И. и Л. Тюхтяевых «Зоки и Бада».

  5. Идейно-художественное своеобразин фантастических рассказов Рэя Брэдбери.

  6. Тема «отцов и детей» в повести-притче Дж. Олдриджа «Последний дюйм».

  7. Роман-притча У. Голдинга «Повелитель мух».


3.3. Перечень тем практических занятий

(заочная форма обучения)


  1. Образы детства в автобиографических повестях: «Детство» М. Горького, «Детство Никиты» А.Толстого.

  2. Игровой художественный мир в детской литературе. Повесть-сказка И. и Л. Тюхтяевых «Зоки и Бада».



4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

для студентов очной формы обучения

  1. Немецкая литературная сказка XIX века.

  2. Английская литературная сказка XX в. и творчество Дж. Р. Р. Толкина.

  3. Литературная сказка Польши XIX – XX веков.


4.2. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

для студентов заочной формы обучения


  1. Жанр басни в чтении детей. Поэтика басен И.А. Крылова.

  2. Советская классика в круге чтения современных школьников: творчество А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Катаева, В. Каверина.

  3. Жанр рассказа в литературе для детей.

  4. Художественные особенности лирики для детей. Классическая русская поэзия детям.

  5. Фантастика и фэнтази в круге чтения современных подростков и юношества.

  6. Зарубежная литературная сказка XVII – XVIII веков и традиции фольклорной сказки.

  7. Зарубежная литературная сказка XIX века.

  8. Немецкая литературная сказка XIX века.

  9. Зарубежная литературная сказка конца XIX – конца XX веков.

  10. Английская литературная сказка XX в. и творчество Дж. Р. Р. Толкина.

  11. Литературная сказка Польши XIX – XX веков.

  12. Зарубежная литература о трудном детстве, о духовном становлении подростка, о воспитании.

  13. Человек и природа в зарубежных литературах для детей и юношества.

  14. Своеобразие зарубежного детектива.

  15. Мир зарубежной фантастики и творчество Рэя Брэдбери.

  16. Зарубежная поэзия для детей и о детях.



4.3. Примерные темы контрольных работ

для студентов очной и заочной форм обучения


  1. Анализ литературной сказки.

  2. Анализ подростковой повести.

  3. Сопоставительный анализ двух повестей о детстве.

  4. Предисловие к книге рассказов или стихотворений детского писателя ХХ века.

  5. Анализ стихотворения современного детского поэта.

  6. Рецензия на одну из новинок детской литературы.

  7. Составление рекомендательного списка произведений с аннотациями для читателей-подростков.

  8. Идейно-художественные особенности сказок Г. Х. Андерсена (на примере анализа 1-2 сказок по выбору).

  9. Идейно-художественные особенности фантастических рассказов Р. Бредбери (на примере анализа 1-2 рассказов по выбору).


4.4. Примерные темы рефератов

для студентов очной и заочной форм обучения


  1. Научно-художественная книга для детей: история и современность.

  2. Роль иллюстрации в детской книги. Выдающиеся художники-иллюстраторы.

  3. Детские периодические издания в России: история и современность.

  4. Образы революции и войны в детской литературе: романтика и трагедия.

  5. Выдающиеся русские детские писатели как переводчики зарубежной детской литературы.

  6. Выдающиеся исследователи русской детской литературы.

  7. Современная детская книга: обзор новинок.

  8. Обзор журнала «Детская литература».

  9. Анализ круга чтения современных детей и подростков (на материале публикаций в периодических изданиях, посвященных детской литературе, методике литературы, развитию и воспитанию ребенка).

  10. Детское литературное творчество и детская литература. Особенности образа мира в произведениях юных писателей и поэтов.



4.5. Примерные темы курсовых работ

для студентов очной и заочной форм обучения


  1. Образ школьного устройства в повести Я. Акима «Учитель Так-Так и его разноцветная школа».

  2. Пересказы русских народных сказок Э. Успенским: сюжет и структура повествования.

  3. Игровой художественный мир в сказке И. и Л. Тюхтяевых «Зоки и Бада».

  4. Художественный мир стихотворений И. Токмаковой.

  5. Художественное своеобразие прозы для детей С. Козлова.

  6. Образы детства в драматургии К. Драгунской.

  7. Пьесы-сказки Л. Петрушевской: своеобразие конфликта и действия.


4.6. Примерные вопросы для курсовых зачетов

для студентов очной и заочной форм обучения


  1. Основные жанры фольклора, его роль в развитии литератур мира. Специфика зарубежной литературной сказки.

  2. Литературная (авторская) сказка, ее отличия от фольклорной. Основные вехи развития зарубежной литературной сказки, ее жанровых разновидностей.

  3. Зарубежная литературная сказка XVII в. : общая характеристика.

  4. Творчество Ш. Перро и его значимость. Анализ одной из его сказок по выбору.

  5. Зарубежная литературная сказка эпохи Просвещения: общая характеристика. Анализ сказки Вольтера «Белое и черное» (или «Королева Причудница» Ж.-Ж. Руссо – по выбору).

  6. Творческая судьба К. Гоцци. Анализ одной из сказок для театра по указанию преподавателя.

  7. Пьеса-сказка К. Гоцци «Турандот» и ее сценическая судьба.

  8. Зарубежная литературная сказка XIX в. (обзор).

  9. Анализ содержания и формы сказки Гофмана «Принцесса Брамбилла».

  10. Сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

  11. Сказки братьев Гримм (общая характеристика). Анализ одной из сказок по выбору.

  12. Творчество В. Гауфа-сказочника. Анализ одной из сказок по указанию преподавателя: «Калиф-аист», «Маленький Мук», «Карлик нос», «Мнимый принц», «Холодное сердце».

  13. Эволюция мировоззрения и творчества Г. Х. Андерсена. Обзор литературы об Андерсене.

  14. Анализ одной из сказок Андерсена по указанию преподавателя: «Русалочка», «Свинопас», «Ель», «Тень», «Соловей», «Мотылек», «Подснежник», «Талисман», «Картошка», «Психея».

  15. Андерсен и Россия. Изучение творчества Андерсена в школе.

  16. Дилогия Л. Кэрролла об Алисе.

  17. Своеобразие лирики Э. Лира. Роль в ней народной традиции нонсенса, абсурда. Анализ одного из стихотворений по выбору: «Эдвард Лир сам по себе», «Прогулка верхом».

  18. Особенности поэтики сказок О. Уайльда (на примере анализа одной из сказок по указанию преподавателя: «Мальчик-звезда», «Счастливый принц», «Роза и соловей», «Преданный друг»).

  19. «Книга джунглей» Р. Киплинга. Мастерство Киплинга-анималиста (на примере анализа повести-сказки «Маугли»).

  20. Своеобразие книги Р. Киплинга «Сказки». Анализ одной из сказок по выбору.

  21. Повесть-сказка Д. М. Барри «Питер Пэн».

  22. Идейно-художественное своеобразие повести-сказки П. Трэверс «Мэри Поппинс».

  23. Творчество Э. Фарджон: общая характеристика. Анализ одной из сказок по указанию преподавателя: «Хочу луну!», «Седьмая принцесса», «Покинутый рай», «Щенок-спаниэль».

  24. Характеристика творчества Дж. Р. Р. Толкина. Анализ повести-сказки «Хоббит, или Туда и Обратно».

  25. Творчество С. Топелиуса-младшего. Анализ одной из сказок по указанию преподавателя: «Сампо-Лопаренок» или «Солнечный луч в ноябре».

  26. Повесть-сказка С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции».

  27. Творческое наследие А. Лингрен. Анализ одной из повестей-сказок по указанию преподавателя: «Пеппи Длинный Чулок» или «Мио, мой Мио!».

  28. Идейно-художественные особенности дилогии Я. Корчака о короле Матиуше.

  29. Образы-символы в повести-сказке А. де С.-Экзюпери «Маленький принц».

  30. Тема «обиженного» детства в зарубежной литературе XIX – XX вв. (обзор). Анализ одного из произведений по выбору.

  31. Зарубежная анималистика для детского и юношеского чтения (обзор). Анализ одного из произведений по выбору.

  32. Тема «преодоления и подвига» в зарубежной литературе XIX – XX вв. Анализ одного из произведений по выбору.

  33. Мастерство психологизма Дж. Олдриджа в повести «Последний дюйм».

  34. Приемы раскрытия характера главного героя в романе в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

  35. Особенности поэтики повести-притчи У. Фолкнера «Медведь».

  36. Хронотоп в романе З. Ленца «Урок немецкого».

  37. Рассказы и притчи Р. Акутагава. Анализ одного из произведений по указанию преподавателя: «Мандарины», «Паутинка», «Снежок».

  38. Роман-притча «Повелитель мух»: характер конфликта, роль антитезы в раскрытии духовного мира персонажей.

  39. Творчество Р. Брэдбери: общая характеристика. Анализ одного из произведений по указанию преподавателя: «Улыбка», «Вельд», «Калейдоскоп», «Все лето в один день», «Апрельское колдовство», «Каникулы».

  40. Идейно-художественные особенности романа-антиутопии Р. Брэдбери «451˚ по Фаренгейту».

  41. Морис Карем и его стихи для детей. Наизусть одно стихотворение по выбору: «Проснулся», «Ослик», «Радость».

  42. Стихи и сказки Ю. Тувима. Наизусть одно из стихотворений по выбору и его анализ.

  43. Книга Дж. Родари «Грамматика фантазии». П. Гамарра о Родари и его книге. Наизусть одно из стихотворений Дж. Родари по выбору.

  44. Анализ одной из повестей сказок Дж. Родари по выбору: «Джельсомино в стране лжецов» или «Сказки по телефону».

  45. П. Гамарра: «Тайна пернатого змея» как один из образцов «детского» детектива.

  46. Идейно-эстетическое своеобразие повести-притчи Э. Хемингуэя «Старик и море».

  47. Специфика детской литературы. Дидактизм детской литературы. Детская литература и круг детского чтения.

  48. Литература для дошкольников: жанровые предпочтения, особенности образа мира, круг авторов и произведений.

  49. Литература для младших школьников: жанровые предпочтения, особенности образа мира, круг авторов и произведений.

  50. Подростковая литература: особенности восприятия литературы читателем-подростком, жанры литературы для подростков, особенности героя, художественного мира.

  51. Возникновение русской литературы для детей. Первые жанры и произведения, входившие в круг детского чтения.

  52. Русская литература для детей в XVIII веке: выдающиеся авторы и произведения.

  53. Жанр литературной сказки: особенности художественной модели мира, значение жанра в круге детского чтения.

  54. Литературная сказка в классической русской литературе: взаимодействие с традицией народной сказки, поэтические и прозаические сказки, авторские модели сказочного мира.

  55. Литературная сказка для детей в ХХ веке: трансформация образа мира и человека, разновидности литературной сказки, взаимодействие сказки с другими жанрами детской литературы.

  56. Взаимодействие сказки и научной фантастики в детской литературе ХХ в. Произведения Е. Велтистова, К. Булычева, В. Крапивина.

  57. Художественные особенности пьесы сказки. Драматические сказки Е. Шварца, Т. Габбе, С. Козлова, Л. Петрушевской.

  58. Жанр басни в чтении детей. Художественные особенности басен И.А.Крылова.

  59. Жанр автобиографической повести о детстве. Особенности героя, пространства и времени, субъектной организации. Исторические закономерности развития жанра.

  60. Повесть о детстве в классической русской литературе: образ героя и окружающего его мира (Л. Толстой, С. Аксаков, Н. Гарин-Михайловский).

  61. Образы окружающего ребенка мира в повестях о детстве в ХХ веке (М. Горький, А. Толстой, В. Астафьев и др.)

  62. Образы детства в рассказах В. Короленко, Д. Мамина-Сибиряка, А. Чехова, Л. Андреева, А. Куприна, А. Платонова.

  63. Взаимодействие человека и природы в прозе для детей М. Пришвина, К. Паустовского, Ю. Коваля.

  64. Рассказы для детей В. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Сотника. Специфика комического в детском юмористическом рассказе.

  65. Образы подростка в детской литературе. Жанр подростковой повести. Эволюция жанра в русской литературе ХХ века.

  66. Повести и романы А. Грина в чтении подростков: особенности романтического художественного мира.

  67. Роман В. Каверина «Два капитана» в круге подросткового чтения: особенности сюжета и системы характеров.

  68. Советская классика в круге чтения сегодняшнего школьника. Повести Л. Кассиля, А. Гайдара, В. Катаева.

  69. Повести Н. Дубова и В. Железникова. Специфика героя, конфликта, проблематики произведений.

  70. Повесть нравственного урока А. Алексина и А. Лиханова: особенности содержания и поэтики.

  71. Особенности лирического героя и поэтического мира в детской поэзии. Классическая русская лирика в круге чтения детей (авторы, принципы выбора стихотворений).

  72. Стихотворения поэтов рубежа ХIX-XX вв., адресованные детям.

  73. Трансформации художественного мира детской поэзии в 20-30-е гг. XX века.

  74. Поэзия для детей второй половины ХХ века (творчество 3-4 поэтов по выбору).

  75. Игра и литература для детей. Игровой художественный мир в современной детской литературе.

  76. Проблемы современного детского чтения. Детская книга и жанры массовой литературы сегодня. Жанры фэнтази и детского детектива.


4.7. Примерные темы выпускных квалификационных работ

для студентов очной и заочной форм обучения


  1. Сюжетостроение повестей А. Алексина.

  2. Образы взрослых в повестях В. Крапивина.

  3. Специфика комического в рассказах для детей В. Голявкина.

  4. Хронотоп в цикле повестей В. Крапивина «В глубине Великого Кристалла».

  5. Ребенок и фантастический мир в повестях К. Булычева цикла «Алиса».

  6. Жанр азбуки в детской литературе.

  7. Психологизм детской прозы В. Железникова.



5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- содержание и особенности поэтики произведений детской литературы, указанных в списке художественных текстов;

- специфику детской литературы для дошкольников, младших школьников, подростков;

- художественные особенности русской и зарубежной детской классики, детской литературы советского периода, современной детской литературы;

- основные жанры литературы для детей и принципы построения в них художественного образа мира;

- основные положения научных исследований, посвященных специфике детской литературы, истории русской и зарубежной детской литературы, ее жанровой системе.


Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

- выбрать произведения русской детской литературы для чтения дошкольников, младших школьников, подростков, аргументировать свой выбор;

- проанализировать художественные особенности литературной сказки, басни, детского рассказа, повести о детстве, подростковой повести, приключенческого и фантастического произведения, стихотворения для детей;

- оценить художественные достоинства книги для детей, составить рецензию и аннотацию;

- составить библиографию по выбранной теме или автору русской и зарубежной детской литературы, используя учебные пособия, справочную литературу, периодические издания.



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература
Основная


  1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX вв. [Текст] : учеб. пособие / Б. А. Гиленсон. – М. : Академия, 2006. – 480 с. (10 экз.).

  2. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / З. А. Гриценко. – М. : Академия, 2007. – 320 с. (40 экз.).

  3. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Г. Минералова. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 175 с. (40 экз.).

Дополнительная

  1. Белобратов, А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова ; под ред. А. Г. Березиной. – М. : Высш. шк. , 2003. – 239 с. (1 экз.).

  2. Березина, А. Г. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария [Текст] : учебник для студентов вузов / А. Г. Березина, А. В. Белобратов, Л. Н. Полубояринова ; под ред. А. Г. Березиной. – М. : Академия, 2005. – 240 с. (10 экз.).

  3. Блаженов, Д. Книга на перекрестке поколений, или Краткое описание юношеского чтения [Текст] / Д. Блаженов // Первое сентября. – 2002. – 20 апр. – С.6. (3 экз.).

  4. Брандис, Е. П. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении [Текст] / Е. Брандис. – доп. и перераб. – М. : Дет. лит., 1980. – 446 с. (4 экз.).

  5. Головатенко, А. Страны твоего детства и их прозрачные рубежи. О придуманных странах в детской литературе [Текст] / А. Головатенко // Первое сентября. – 2003. – 16 авг. – С.6. (3 экз.).

  6. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения [Текст] : учеб. пособие / сост. А. В. Дановский – 2-е изд. – М. : Академия, 1996. – 640 с. (7 экз.).

  7. Дудова, Л. В. Модернизм в зарубежной литературе: Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков. – 2-е изд., испр. – М. : Флинта : Наука, 2000. – 240 с. (9 экз.).

  8. Зарубежная детская литература [Текст] : учебник для студентов вузов / сост. И. С. Чернявская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 559 с. (3 экз.).

  9. Зарубежная литература для детей и юношества [Текст] : учеб. для ин-тов культуры : в 2 ч. / под. ред. Н. К. Мещеряковой, И. С. Чернявской. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с. (ч. 1), 272 с. (ч. 2). (18 экз.).

  10. Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки [Текст]: монография / М. Н. Липовецкий. – Свердловск : Изд-во УрГУ, 1992. – 184 с. (3 экз.).

  11. Литовская, М. А. Хорошие книги о хороших людях. О феномене детской литературы [Текст] М. А. Литовская Филологический класс. 2004. № 11. С. 6 – 15. (3 экз.).

  12. Мещерякова, М. И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века: Проблемы поэтики [Текст] М. И. Мещерякова. М. : НПЦ «Мегатрон». 1997. 381 с. (3 экз.).

  13. Овчинникова, Л. В. Русская литературная сказка: История. Классификация. Поэтика [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Овчинникова. – М. : Флинта, 2003. – 312 с. (10 экз.).

  14. Русская литература для детей. [Текст] / под ред. Т. Д. Полозовой. М. : Академия. 1998. 512 с. (40 экз.).

  15. Русские детские писатели XX века [Текст] / отв. ред. Г. А. Черная. – М. : Флинта; Наука. – 1998. – 512 с. (2 экз.).

  16. Светловская Н.Н. Детская книга и детское чтение [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Н. Н. Светловская, Т.С. Оол. М. : Академия, 1999. 248 с. (15 экз.).

  17. Сетин, Ф. И. История русской детской литературы [Текст] / Ф. И. Сетин. – М. : Просвещение, 1990. – 369 с. (40 экз.).

  18. Хрестоматия по детской литературе [Текст] : учеб. пособие / сост. И. Н. Арзамасцева и др. – М. : Академия, 1997. – 540 с. (10 экз.).

  19. Шефер, Е. Ф. Рабочая книга по зарубежной литературе [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Е. Ф. Шефер. – Екатеринбург : [б. и.], 1997. – 97 с. (7 экз.).

Периодика

  1. Губайловский, В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателях жанра [Текст] / В. Губайловский. // Новый мир. – 2002. – № 3. С.174 – 185.

  2. Штейнер Е.М. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. [Текст] Е. М. Штейнер. М. : Новое литературное обозрение. 2002. 256 с.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- аудиовизуальные материалы (кассеты с записью фильмов по изученным произведениям);

- портреты зарубежных писателей.


8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ
1. Кудреватых Анастасия Николаевна

кандидат филологических наук

доцент кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ

рабочий телефон: 235-76-57 (кафедра русской и зарубежной литературы)



2. Меркотун Елена Алексеевна

ассистент кафедры современной русской литературы УрГПУ

рабочий телефон: 235-76-66 (кафедра современной русской литературы).

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Детская литература»

для направления «050300.62 – Филологическое образование»

Профиль «Родной язык и психолингвистика»

по циклу ОПД.Р.3 – Общепрофессиональные дисциплины подготовки

(национально-региональный компонент)

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.



620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет