Распределение и передача рисков в агробизнес секторе



жүктеу 165.4 Kb.
Дата18.04.2016
өлшемі165.4 Kb.

Распределение и передача рисков в агробизнес секторе

Распределение и передача рисков в агробизнес1 секторе2

Роман Шинкаренко


Эволюция агробизнес сектора характеризуется большим количеством участников на всех звеньях цепочки «производство – переработка – дистрибуция – потребление», а также усиливающейся интеграцией системы. При отсутствии эффективных государственных интервенций, такое положение позволяет участникам агробизнес сектора, имеющим большее влияние на рынок, перемещать большинство неприемлемых рисков на других участников агробизнес цепочки, которые находятся в начале или конце цикла (производители сельскохозяйственной продукции и розничные потребители). К субъектам, которые имеют большее влияние на рынок, можно отнести посредников, оптовиков, первичных переработчиков, производителей готовой продукции и дистрибьюторов. Данные субъекты создают добавочную стоимость, стараясь произвести продукцию, которая наибольшим образом соответствует потребностям и желаниям конечных потребителей.


Основные тенденции в агробизнес секторе



Надо отметить, что за последние 30 лет переработчики и производители значительно увеличили свою долю в конечной стоимости товаров, сырьем для которых является продукция сельскохозяйственных предприятий. По данным департамента сельскохозяйственной экономики университета Миссури-Колумбии3, объем продаж продуктов питания, волокон и биотоплива в США с 1970 по 1998 год вырос с $100 млрд. до $600 млрд. В тоже время, доля производителей сельскохозяйственной продукции в объеме продаж остается незначительной и составляла в 1998 году около $100 млрд. - примерно 17%. Это свидетельствует о том, что большая часть стоимости агробизнес продукции формируется именно промежуточными звеньями цепочки. (текст на графике: по вертикальной оси – «Продажи продуктов питания, волокон и топлива, млрд. долларов США»; «Farm business share» – доля сельскохозяйственных производителей; «Value added» – добавочная стоимость).


Еще одним подтверждением тенденции уменьшения доли производителей сырья в объемах (доходах) продаж является ситуация на мировом рынке кофе. В течение последних 20 лет, доля производителей в стоимости кофе и кофе продуктов уменьшилась с 30% до 10%. В то же время, дистрибьюторы и обжарщики (roasters) кофе смогли значительно увеличить свои доходы за счет развития специальных и сегментированных потребительских рынков4.
Основной целью участников агробизнес цепочки является уменьшение или перераспределение рисков, которые могут вызвать потери выше допустимого предела. Данная цель также базируется на ожидании получения экономической выгоды и адекватной оценки воздействия возможных рисков. Особенностью агробизнес сектора является то, что результаты деятельности отдельных партнеров прямо влияют на эффективность всей системы. К примеру, окупаемость инвестиционного проекта перерабатывающего предприятия напрямую зависит от наличия сырья на протяжении всего срока проекта. Неблагоприятные погодные условия или изменение структуры производства сельскохозяйственными предприятиями существенно могут повлиять на результаты деятельности переработчика.
Глобализация сырьевых рынков и либерализация торговых отношений заставляет переработчиков учитывать ситуацию и изменения на рынках, что не всегда соответствует экономическим планам производителей сельскохозяйственной продукции. К примеру, себестоимость томатной пасты в других странах-производителях, новые способы ее переработки и хранения заставляют украинские перерабатывающие предприятия снижать закупочные цены на сырье. Однако надо отметить, что перерабатывающие предприятия в томато-производящих регионах Украины имеют возможность устанавливать более приемлемые для себя закупочные цены в связи с большими объемами закупок сырья и близким расположением к производителям. Соответственно, производители должны хорошо знать и анализировать рынки томатов для переработки и для потребления в свежем виде. Цены на томаты на этих рынках в Украине пока остаются привлекательными для сельскохозяйственных предприятий (300 – 700 грн./тонна), однако в качестве долгосрочного ценового индикатора необходимо ориентироваться на цену 50 долларов США/тонна (265 грн./тонна), что соответствует закупочным ценам на томаты в странах-конкурентах (Китай, Иран, Италия, Турция, США, и др.).


Основные виды рисков и их распределение в агробизнес секторе

В агробизнес секторе можно выделить несколько видов рисков в зависимости от их природы и воздействия:


Производственные риски – производство и переработка сырья, дистрибуция;

Маркетинговые риски – цены, дистрибуция, потребности и желания потребителей;

Финансовые риски – рентабельность производства, стоимость финансовых ресурсов, девальвация, инфляция;

Юридические и инфраструктурные риски – юридические, рабочая сила, внешняя среда, общественная политика;
Перечень категорий и рисков, приведенный выше, не является полным, однако, он показывает насколько сложным является процесс определения рисков и разработки стратегии по управлению рисками для каждого агробизнес предприятия.
Производственные риски продолжают значительно влиять на деятельность сельскохозяйственных предприятий. Применяемые новые и прогрессивные технологии не исключают риски, а только меняют природу рисков. Ирригация, новые сорта, средства защиты растений позволяют уменьшить воздействие погодных условий, болезней и вредителей, но требуют больше специальных знаний, больших финансовых ресурсов и тщательного управления предприятием.
Перерабатывающие предприятия иногда стремятся минимизировать производственные риски и сотрудничают с производителями. Основными видами такого сотрудничества является создание вертикально интегрированных агробизнес структур и заключение производственных контрактов. В долгосрочной перспективе эти виды сотрудничества помогают стабильно работать всем сотрудничающим сторонам. Негативной стороной интеграции и производственных контрактов является необходимость выполнения своих обязательств независимо от ситуации на рынке. Украинские сельхозпредприятия иногда предпочитают поставлять продукцию на рынок свежего вида и нарушать условия производственного контракта, если цена свежего вида значительно отличается от цены рынка переработки. Однако переработчики позже обязательно берут реванш в последующие сезоны, когда производится больше сырья, чем рынок может потребить. (Для примера можно привести ситуацию на рынке томатов и огурца на юге Украины в 2001 и 2002 году, когда сначала производители, а потом переработчики пользовались благоприятной для себя ситуацией для получения дополнительной прибыли).
Украинские сельскохозяйственные предприятия обычно уделяют больше внимания производственным рискам, так как основной целью своей деятельности считают количество и качество полученной продукции, а не финансовый результат. В тоже время следует отметить, что маркетинг продукции является основной проблемой для производителей сельскохозяйственной продукции. Согласно исследованию аграрного сектора Украины в 2001 году5, около 82% производителей испытывают сложности с реализаций своей продукции. Кроме того, неспособность выгодно продать продукцию является главной причиной несвоевременного возвращения кредитов (71% респондентов).
В неурожайные годы, вызванные чаще всего неблагоприятными погодными условиями, производители имеют возможность продавать продукцию по завышенным ценам. Обычно предприятия, которые имеют высокий уровень производственной культуры и страхуют урожай, в неурожайные годы получают хорошие доходы, так как потребители соглашаются больше платить за продукцию. В таких случаях переработчики и дистрибьюторы перемещают риски на потребителей. Одной из стратегий управления такими рисками является импортирование продукции из других регионов или стран.
При избыточном предложении продукции, посредники и переработчики занижают закупочные цены, так как лучше знают рынки потребления и не хотят принимать на себя маркетинговые риски. Выходом в данной ситуации может быть хранение продукции, но производители обычно не имеют достаточных собственных хранилищ или не могут обеспечить должный режим хранения. Таким образом, в ситуациях перепроизводства продукции, маркетинговые риски перемещаются на производителей.
Необходимо заметить, что посредники, переработчики и дистрибьюторы, промежуточные звенья агробизнес цепочки, всегда принимают на себя часть финансовых рисков. При наступлении финансовых рисков – девальвации, инфляции, резком изменении процентных ставок по кредитам – средние звенья агробизнес цепочки имеют ограниченные возможности по передаче части риска другим звеньям. Производители обычно имеют возможность реализовать продукцию в более благоприятные сроки, или предусмотреть в контракте валютную оговорку. В тоже время, рынок потребления сельскохозяйственной и переработанной продукции обычно является неэластичным6 и резкое повышение или понижение цен не вызывает соответствующей потребительской реакции.

Влияние рисков на деятельность предприятий агробизнеса

Производители сельскохозяйственной продукции выступают в качестве компенсирующего и гарантирующего звена для всей агробизнес системы. Производители хотят получить максимум продукции для получения максимальных доходов. Это увеличивает предложение продукции на рынке и приводит к снижению цен. Такая ситуация обычно гарантирует наличие продукции (сырья) и позволяет переработчикам и торговым компаниям управлять риском цен на сырье. Кроме того, большое предложение продукции сельхозпроизводителями защищает потребителей от риска наличия продуктов питания.


Фермеры большинства стран определяют маркетинговые и ценовые риски как самые важные и значительные, от которых зависит выживание их хозяйств. Характеристики рынков и степень их организации влияют на уровень и возможность перераспределения рисков в агробизнесе. Можно выделить несколько факторов, которые определяют критичность маркетинговых рисков для сельскохозяйственных предприятий:


  • Производители сельскохозяйственной продукции поставляют свою продукцию на сравнительно неэластичные рынки;




  • Ценовых индикаторов или нет – контракты на поставку, вертикально интегрированные системы предлагают приемлемые переработчикам цены (переработка овощей, выращивание и переработка птицы); - или цены определяются рынками, на которых доминируют несколько больших фирм и организаций (рынки фьючерсов США, международная торговля зерном);




  • Максимальный уровень производства согласуется с целью индивидуального производителя получить максимальный доход, так как индивидуально сельскохозяйственные предприятия не имеют значительного влияния на формирование цен. Однако перепроизводство продукции вызывает резкие колебания цен и, в результате, снижают доходы предприятий;




  • Интеграция в агробизнесе увеличила влияние на рынок большинства агробизнес партнеров, кроме производителей сельскохозяйственной продукции и конечных потребителей. Производители вынуждены принимать цены, предлагаемые переработчиками, или искать альтернативные каналы сбыта продукции. Потребители могут только согласовывать цены на товары со своим желанием и способностью заплатить за те или иные продукты питания. Благодаря влиянию на рынок, интегрированные агробизнес системы имеют больше возможностей перемещать неприемлемые для них риски в крайние звенья агробизнес цепочки – производителям сырья и конечным потребителям;




  • Некоторые секторы сельскохозяйственной продукции стали очень концентрированными, в результате чего индивидуальный производитель не имеет влияния на рынок. Такие мелкие производители или уходят с рынка или становятся немногим более чем просто сотрудник большого агробизнес предприятия. Таким примером является производство и переработка птицы. Даже в Украине этот сектор является высоко концентрированным и интегрированным, поэтому на рынке птичьего мяса мелким предприятиям остается все меньше места.

Управление риском цены на продукцию осуществляется на рынках фьючерсов, контрактов и спот рынках. На этих рынках обычно доминируют несколько покупателей, которые могут эффективно определять условия договорных отношений – цену, количество, условия поставки и качественные спецификации. Соответственно, формирование цены даже на больших и емких рынках производится или небольшим количеством профессиональных субъектов, или массой спекулянтов (трейдеры, переработчики, биржи).


Концентрация позволяет перераспределить риски от производителей и переработчиков на потребителей. В этом отношении можно выделить следующие эффекты концентрации:


  • Потребители подвергаются трем рискам: адекватное предложение и ассортимент продукции, качество и безопасность продукции, цены;




  • В развитых странах риск достаточного предложения продуктов питания управляется посредством баланса государственной политики и частного производства, инвестициями в систему поставки и дистрибуции и рациональным экономическим поведением производителей продукции, которые стремятся к увеличению производительности и количества продукции;




  • Риск качества и безопасности продукции значительно можно уменьшить, применяя новые технологии хранения и обработки, повышенные санитарные требования, тестирование продукции;




  • Для уменьшения рисков качества продуктов питания, в качестве регуляторных инструментов, государственные органы могут разрабатывать стандарты качества и безопасности продукции;




  • Розничные потребители имеют ограниченное влияние на рынок и, как производители продукции, тоже являются субъектами, которые платят установленную рынком цену. Эта цена отражает затраты и выгоды увеличившейся концентрации и уменьшившейся конкуренции на обоих уровнях – оптовом уровне (вертикально интегрированное производство продукции, переработка и дистрибуция); и на розничном уровне (горизонтально интегрированные супермаркеты).

Увеличивающиеся затраты на производство сельскохозяйственной продукции приводят к повышению розничных цен для потребителей. В тоже время, уменьшение затрат на выращивание и снижение закупочных цен на сырье намного медленнее отражаются на розничных ценах на продукты или вообще не приводят к изменению цен.



Типы инструментов по управлению рисками

Для управления рисками в агробизнесе, субъекты могут использовать различные типы инструментов. В зависимости от целей и условий применения можно выделить три основные типа инструментов: управленческие решения, услуги/инструменты частного сектора и государственные программы. Эти инструменты могут использоваться как отдельно, так и в комбинации друг с другом. К примеру, для оказания помощи по управлению производственными рисками, перерабатывающие предприятия могут создавать агрономические службы и предоставлять консультации производителям сельскохозяйственной продукции. Подобный подход используется банками Канады уже на протяжении 20 лет, когда в качестве кредит менеджеров банка с клиентами работают агрономы и ветеринары. Агроном - кредит менеджер может необходимым образом контролировать производственный процесс клиента, предоставлять консультации, и, в случае наступления риска, своевременно предпринимать необходимые меры по минимизации последствий неблагоприятных событий. Некоторые банки в Украине тоже начали использовать этот подход, что позволяет улучшить качество агробизнес кредитов.


Управленческие решения
Сельскохозяйственные предприятия могут управлять некоторыми рисками самостоятельно, принимая те или иные управленческие решения. За счет хорошего менеджмента, руководители могут значительно улучшить эффективность работы своего предприятия. Основными видами управленческих решений можно выделить:


  • анализ затрат и доходов, оценка рисков;

  • производственно-маркетинговые стратегии (специализация, диверсификация, интеграция, управление запасами, заключение производственных и маркетинговых контрактов, развитие инфраструктуры, управление качеством/безопасностью продукции, выполнение норм законодательства, др.);

  • участие в агробизнес структурах, управление степенью интеграции (инвестиции, слияния, объединения, др.)

Фермерам и руководителям сельскохозяйственных предприятий может понадобиться специфическая консультация или услуга, в этом случае на помощь может прийти частный сектор. В качестве примера можно привести визит в Херсонскую область профессора из США в 2001 году, который провел консультации по ирригации овощей, а также по использованию полиэтиленовой пленки разного цвета при выращивании овощей и зависимости урожайности овощей от цвета пленки. Подобные знания производителям обычно тяжело получить, но подобные консультации могут помочь существенно сократить риски и улучшить деятельность предприятия.


Услуги частного сектора
Частный сектор может предложить различные услуги сельскохозяйственным предприятиям, однако в настоящее время в Украине рынок частных инструментов по управлению рисками не развит, соответственно агробизнес партнеры управляют своими рисками самостоятельно не используя всех совместных возможностей. На сегодняшний день агробизнес компаниям доступны следующие услуги частного сектора:


  • финансовые услуги (банки, страховые компании);

  • маркетинговые услуги (биржи);

  • консультанты/контрактные агенты (исследования, информационные услуги, др.);

  • посреднические услуги

Следует отметить, что данными услугами могут пользоваться не только производители сельскохозяйственной продукции, но и потребители (исследования рынков, качества товаров), перерабатывающие предприятия, оптовики и другие субъекты.


Посреднические услуги являются важными для производителей. Необходимо с осторожностью подходить к возможности увеличения прибыли производителей и управления рисками посредством уменьшения зависимости от посредников. Посредники часто могут выполнять ценные и эффективные функции по предоставлению кредита, формированию товарных партий, заключению контрактов с новыми партнерами и предоставлению транспортных услуг, т.е. услуг по управлению маркетинговыми и финансовыми рисками7. Производители могут объединять свои усилия и ресурсы, организовывать свои собственные структуры для выполнения функций посредника. Такая стратегия требует средств, времени и участия заинтересованных производителей для выполнения функций формального посредника.
Государственные программы
Государственные интервенционные мероприятия по стабилизации цен на агробизнес продукты, доходов производителей и обеспечения продовольственной безопасности могут проводиться разными способами. В связи с их краткосрочной и реакционной8 природой, эти мероприятия имеют ограниченное влияние на формирование структурных долгосрочных изменений в агробизнес секторе. В тоже время, инфраструктурные инвестиции (транспорт, мощности по хранению продукции, кредиты на развитие экспортных рынков) являются одними из самых эффективных мер, наряду с исследовательской, образовательной и информационной деятельностью, по стабилизации и развитию агробизнеса. Государственные программы по развитию агробизнес сектора и управлению рисками можно разделить на следующие виды:


  • субсидирование программ страхования урожая и кредитования производителей;

  • перестраховочные фонды, фонды для покрытия убытков вследствие катастрофических событий;

  • инспекционные услуги по обеспечению должного качества и безопасности продукции;

  • программы по стимулированию спроса (закупки в резервные фонды, экспортные кредиты, развитие рынков;

  • программы по развитию транспортной и дистрибуционной инфраструктуры;

  • исследовательская деятельность, информационные и консультационные услуги.

Следует отметить, что регуляторная политика государства и законодательство имеют большое значение для агробизнеса. Неопределенность, недоработанность или половинчатость регуляторных мер и законодательных актов ухудшают положение агробизнес партнеров и добавляют другие риски, с которыми частные компании вынуждены считаться де-факто. Примером таких мер можно привести программу залоговых цен на зерновые культуры в Украине в 2002 году и программу государственных закупочных интервенций на зерновом рынке в России9.


В Украине, при отсутствии долгосрочных ценовых ориентиров, неразвитости биржевого рынка и отсутствии необходимых средств в государственном бюджете, невысокие залоговые цены на зерно в 2002 году стали ценовым ориентиром для зернотрейдеров. Это позволило им скупить зерно по низким ценам в начале маркетингового сезона. Дополнительным фактором нестабильности стала неопределенность с возвратом НДС по экспортным контрактам на зерно. При отсутствии гарантий возвращения НДС, зернотрейдеры перестраховались и дополнительно скорректировали закупочные цены на стоимость ожидаемых рисков, в данном случае риска недополучения плановой прибыли. В результате, этот риск был перемещен зернотрейдерами на производителей зерна. Именно производители оплатили стоимость риска, а зернотрейдеры, как субъекты с большим контролем рыночной ситуации, получили плановую прибыль.
В 2002 году, по мнению руководителей Счетной Палаты Российской Федерации, правительство РФ несвоевременно приняло постановление о проведении интервенций на рынке зерна и это, по оценкам экспертов, стало одной из основных причин недополучения доходов сельскохозяйственными предприятиями. Кроме того, в постановлении и других нормативных документах не были четко прописаны критерии и требования к участникам биржевых торгов, порядок проведения интервенций и использования интервенционных средств. Все это привело к низкой эффективности закупок зерновой продукции в интервенционный фонд (менее 50% от плановых показателей), завышению комиссионного вознаграждения агентам, участию в торгах организаций, не располагавшим зерном, и закупке зерна у посредников, а не у сельхозпроизводителей.

Заключительные положения

Принятие риска должно подкрепляться экономическими выгодами для субъекта, который соглашается этот риск принять на себя10. В тоже время потенциальные выгоды должны соответствовать экономической стоимости риска. Если промежуточные партнеры в агробизнес секторе идентифицируют большее количество и объем рисков, чем они могут на себя принять, то они будут стремиться перераспределить риски на других субъектов, которые находятся в начале и конце цепочки по поставке продуктов питания. Чаще всего это происходит в виде понижения закупочных цен на продукцию для сельскохозяйственных производителей и повышения цен для конечных потребителей.


Концентрация и интеграция в агробизнесе увеличивает влияние на рынок интегрированных/ концентрированных предприятий до такой степени, когда они могут перераспределять неприемлемые риски другим партнерам – сельскохозяйственным производителям и потребителям – без предоставления соответствующей компенсации.
Государственные интервенции и программы позволяют частично снизить влияние рисков на агробизнес. Для этого могут использоваться различные программы и законодательные документы, которые направлены на борьбу с факторами рисков. Однако такие меры обычно не убирают основные причины неадекватного распределения риска.
Основным инструментом по управлению и распределению рисков является обеспечение адекватного уровня конкуренции на всех участках цепочки «производства – переработки – дистрибуции – потребления». Инфраструктурные инвестиции и государственная поддержка исследовательской и консультативной деятельности имеют большое значение для развития данного сектора экономики, а также позволяют более равномерно распределить риски по всей цепочке агробизнеса.


1 Здесь и далее по тексту под агробизнесом понимаются все предприятия и их деятельность, связанные с производством, переработкой, дистрибуцией и реализацией сельскохозяйственной продукции, а также продукции произведенной из неё (т.е. продукты питания, волокна, химические товары, фармацевтические субстраты и др.).

2 Данный документ был опубликован в ежемесячнике «Агроаспект», 2003, IFC

3 см. muextension.missouri.edu/explore/agguides/agecon/g00640.htm (updated 10/4/02 ), MU guide, Adding Value by Joe Parcell, Melvin Brees and Nancy Giddens


4 Dealing with Coffee Crisis in Central America, by P.Varangis, P.Siegel, D.Giovannucci, and B.Lewin. World Bank Policy Research Paper 2993, March 2003.

5 «Состояние аграрного производства и аграрного бизнеса в Украине», аналитический отчет Проекта развития агробизнеса в Украине, Международная Финансовая Корпорация, укр., Киев, 2002

6 Эластичность спроса – изменчивость спроса под влиянием изменения различных факторов. Если изменение цены, не приводит к соответствующему изменению количества спрашиваемой продукции (в процентном отношении), то такой спрос является неэластичным.


7 Стр. 27, Dealing with Coffee Crisis in Central America, by P.Varangis, P.Siegel, D.Giovannucci, and B.Lewin. World Bank Policy Research Paper 2993, March 2003.


8 Здесь под реакционностью мы понимаем ограничивающий характер государственных программ в отношении развития конкурентной среды и равных условий для всех субъектов рынка.


9 см. Раздел новостей от 30.04.2003 12:47,веб-сайт компании АПК-Информ: http://www.apk-inform.com


10 Принятие риска – стратегия, заключающаяся в определении субъектом возможных рисков, вероятности их наступления и потенциальных убытков/недополучения прибыли, а также планировании мероприятий по уменьшению воздействия рисков и расчет необходимых средств на устранение последствий неблагоприятных событий.



©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет