Рассказа «Убийство на улице Морг»



жүктеу 1.16 Mb.
бет1/8
Дата26.04.2016
өлшемі1.16 Mb.
түріРассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8
Дополнительная литература - 6

http://www.calend.ru/event/6043/



20 апреля 1841 г. 170 лет назад

Публикация первого в истории литературы детективного рассказа «Убийство на улице Морг» Эдгара По

Неподписанная кратчайшая информационная заметка.



«Талантом Эдгара По восхищались Бодлер, Дойл, Честертон, Бальзак, Сименон, Достоевский, Бальмонт, Брюсов…

...И все истинные поклонники детектива, в том числе и в России, где рассказ ‘Убийство на улице Морг’ был впервые напечатан в журнале ‘Сын отечества’ в 1857 году под названием ‘Загадочное убийство’».
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/chest_ili.php

Аверинцев С.

Г.К.Честертон, или Неожиданность здравомыслия

Замечательная, блестяще написанная статья о Честертоне и о главных мотивах его творчества, послужившая предисловием к изданному на русском языке сборнику его эссе (Г.К.Честертон. Писатель в газете: художественная публицистика. М.1984).



«’Тhе things that cannot bе and that аrе’ («то, чего не может быть и что есть») — формула, в различных вариантах возвращающаяся у нашего автора, очень близкая к самому центру его мысли и воображения. Если мы ее поймем, мы поймем Честертона».

«Пределы своим слабостям поставил сам Честертон, и сделал он это в острой борьбе с самим собой. Он всю жизнь наказывал и унижал эстета в самом себе, подвергал его форменному бичеванию, да еще старался делать это весело. Отсюда понятно многое, что иначе выглядело бы как странная тяга к вульгарности. Все, что помогает шоковой терапии эстетизма, уже за это получает от Честертона похвалу — например, детектив или мелодрама».
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/A/AGAFONOVA_Natal'ya_Sergeevna/_Agafonova_N._S..html

Агафонова, Наталья Сергеевна

Проза А. Вербицкой и Л. Чарской как явление массовой литературы

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Иваново, 2005



Наиболее интересная часть диссертации – исследование того, как русская литературная критика реагировала на первые триумфы массовой культуры. Поражает, насколько разнообразнее, точнее, ярче были оценки критиков начала ХХ века, по сравнению с нынешней унылой литературоведческой жвачкой.

«К.Чуковский, активно боровшийся с «нашествием готтентотов», посвятил каждой из писательниц в рамках борьбы с литературой бульварной по персональной статье. Первоначально статья «Вербицкая», вошедшая позднее в собрание сочинений критика, называлась «Интеллигентный Пинкертон». Так К.Чуковский уже в названии обозначил связь между творчеством писательницы и массовой литературой».

«Один из первых отзывов на произведение Вербицкой (роман ‘Вавочка’) принадлежит Максиму Горькому. Он сформулировал неоромантический взгляд на творчество писательницы, впоследствии оказавший влияние на отношение к ней критиков-марксистов. Он увидел в книге близкий себе мотив - разоблачение мещанского мира, протест ‘против мещанства и пошлости’, что позволило ему оценить ее в целом положительно: ‘В романе читатель находит обличение блестящей, но пустой, приличной внешне и внутренне гнилой, позорной жизни героев-мещан’ [110. С.2]. Все это позволило Горькому прийти к выводу: ‘То, что она (Вербицкая - Н.А.) пишет, ценно для жизни’».

«Любопытно, что правая, антилиберальная журналистика интерпретировала атаку ‘Речи’ и ‘Современного мира’ на романы Вербицкой как борьбу внутри либерального лагеря… Для такой оценки имелись некоторые основания. Действительно основных читателей Вербицкой поставляла средняя социалистически ориентированная интеллигенция, то есть тот же социальный слой, из которого состояла аудитория ‘Речи’ и ‘Современного мира’. Массовая литература начала XX века была крайне неоднородна, и если Е.Л.Нагродская, например, профанировала модернистский, уже -символистский, дискурс, то Вербицкая сознательно ориентировалась на леволиберальную интеллигенцию, подражая скорее В.Г.Короленко и прозаикам-‘знаньевцам’».

«Отметим, что точно так же оценивала впоследствии свой литературный путь и сама писательница. В воспоминаниях, написанных в 1920-е гг. и оставшихся неопубликованными, она не без оснований утверждала: «Я пятнадцать лет сотрудничала в лучших журналах и газетах, и притом исключительно в прогрессивных; начав с ‘Русской Мысли’ в 1887 г., в девяностых годах печатала все почти мои романы в ‘Жизни’, ‘Начале’, ‘Образовании’, ‘Мире Божьем’, ‘Русском богатстве’, а мелкие рассказы в ‘Русских ведомостях’, ‘Нашей жизни’, ‘Товарище’, ‘Северном курьере’ и т.д. Начав с народнических изданий, я под конец открыто примкнула к марксистским, где до 1910 г. считалась желательной и постоянной сотрудницей» [Цит по: 142. С. 103]».

«Секрет популярности Вербицкой Перцов, как раньше Айхенвальд и другие критики, видит в сочетании эротики с набором ‘прогрессивных’ фраз: «Впрочем, как не соблазниться. Ведь и пишет же г-жа Вербицкая!... Вот какие у нее, например, героини: ‘Майская, красивая и дивно сложенная женщина, никогда не знавшая корсетов, носила исключительно грациозные платья empire и reforme, тогда только что входившие в моду. Прозрачная ткань-вуаль мягкими складками драпировала ее высокую фигуру. Под этим верхним платьем блестел шелковый чехол цвета абрикоса. И в первую минуту казалось, что Майская - голая. Это было красиво и пикантно...’ и т.д. Если прибавить к этому, что оная г-жа Майская (какая благоуханная фамилия!) была не какая-нибудь пустая светская барыня, а ‘сознательная’ эсдечка и ‘партийная работница’, то ‘пикантность’ еще более увеличится, и мы поймем, что г-жа Вербицкая достойна своих сорока тысяч изданий! Она разгадала этого сфинкса - русского ‘интеллигентного читателя’, и, благодарный, он устроил ей триумф. Она поняла, что нужно только уметь ‘синтезировать’ (теперь же, кстати, в моде всякие синтезы!) ‘широкую волю анархизма’ с ‘бледно-лиловыми ирисами на молочно-белом кретоне’ и устроить так, чтобы ‘рост сознания пролетариата, этот удивительный рост, похожий на морской прибой’, чередовался с ‘фибрами тела’, чарующими ‘страшной и роковой красотою’. И читатель, ‘русский интеллигентный читатель’ ‘повалил’!» [127. С. 6.]».
http://agenosov.h1.ru/doc/rol.html



  1   2   3   4   5   6   7   8


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет