Растения уголка природы младших групп



Дата02.05.2016
өлшемі139.76 Kb.
РАСТЕНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ГРУППЕ
Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений; требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несло­жен и вполне доступен детям дошкольного возраста.

Растения уголка природы младших групп. При подборе обита­телей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (малыш прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу, за растениями: поливают водой, приготов­ленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т. д. 'Заинтересуют детей и растения с пестро окрашенными листьями (аукуба, колеус) / Они также имеют четко выражен­ные стебель и листья. Аукуба, камелия, китайский розан (неболь­ших размеров) имеют достаточно крупные" и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержа­ния растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3— 4 экземпляра. Одновременно надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений — дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.


Растения уголка природы средней группы. В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать разли­чия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают осо­бенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правиль­ная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе надо пополнить уголок природы новыми растениями. Следует прежде всего подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубри­ны, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от харак­тера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань \(с узорчатыми опушенными" листьями) и т. д. Одновремен­но в уголке природы может быть,до 6—8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зональную и душистую ге­рань, несколько видов бегоний и т. д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.


Растения уголка природы старшей группы. В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным приз­накам. Основным содержанием наблюдений становится рост и разви­тие растений, изменения их по сезонам

Знания детей старшей группы о растениях получают сущест­венные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании; Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в раз­ном количестве света, влаги-: одни хорошо растут при ярком осве­щении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержа­ния растения в чистоте). В содержание знаний о растениях вклю­чаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения дополнительно целого ряда растений (при этом часть ранее живущих убирается: переносится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, сте­лющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1—2,вида кактусов, цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.'
Растения уголка природы подготовительной к школе группы. Основная задача знакомства детей с природой в подготовитель­ной группе — формирование у них элементарных знаний о существен­ных зависимостях в мире природы. Например, зависимость жизни растения от наличия комплекса условий:_влаги, тепла, света и т. д.; зависимость его строения и внешнего вида от условий среды оби­тания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерны­ми изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжается знакомство с вегетативным размножением рас­тений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и. его необходимость. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность.

В соответствии с этими задачами в организации уголка при­роды подготовительной к школе группы следует обратить внима­ние на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды. Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети,— это зависи­мость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение в природе, и от времени года.

Для усвоения этой связи в уголок природы самых старших детей следует поместить растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге: папирус, который 10 месяцев в году растет в очень влажной почве, кактус, требующий небольшого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умерен­но, и т. д. В умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропи­ческие растения, находящиеся на родине в это время года в отно­сительном покое (герань, фуксия и т. д.).

О связи роста и развития растений, содержащихся в детском саду, с условиями их существования в природе свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амарилли­совых (амариллис, кливия, кринум, гемантус и т. д.). Начало зимы для этих растений — период покоя, когда полив их почти прекращается.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разно­образно: размножение черенками (детей старшей группы знакомили со стеблевым черенкованием; в подготовительной к школе группе хорошо познакомить их с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера), размножение луковицами,(гемантус, кринум, амариллис), размножение делением ,куста_ (аспиДистра, циперус, аспарагус). Отдельных представите­лей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Большой интерес представляют для детей так называемые живородя­щие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм). Все они имеют отпрыски, появляющиеся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особен­ностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, спо­собов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными.
Растения участка — временные обитатели уголка природы. На­чиная с осени в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев деревьев и кустарни­ков, поздноцветущих декоративных растений (астра, георгина, ку­старниковая хризантема и т. д.). Интерес детей вызовут выко­панные и пересаженные в горшки бархатцы, календула и другие цветущие растения. В уголок природы могут быть помещены овощи, фрукты, плоды. Осенью цветут многие растения. Зацветают вто­рично и некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек луго­вой, цикорий и т. д. Небольшие букетики этих цветов напомнят 1 детям об их летних прогулках. Осенью следует пересадить в ящи­ки корневища мать-и-мачехи, ландыша и прикопать ящики на клумбе так, чтобы в январе — феврале можно было поместить их в уголок природы для выгонки растений. Зимой начиная со второй половины января, когда закончится период истинного покоя у боль­шинства растений, в уголок природы следует поставить ящики с мать-и-мачехой, ландышем. В это же время в банки с водой по­мещают и срезанные ветки деревьев и кустарников. I

С появлением первоцветов начинают вести «календарь цветов». По тетере"цветения их небольшие букетики помещают в уголок природы.

Летом в уголок природы приносят травянистые растения, вы­копанные во время прогулок в лес, поле.
Оживление веток. Для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3—4 месяца после опадения с них листьев, примерно в декабре — феврале. Хорошо цветут в комнате ветки яблони, вишни, черемухи, сирени, ряби­ны, калины, боярышника. Чтобы ветки зацвели, они должны быть достаточно длинными и толстыми (не короче 1 м и не тоньше пальца) и иметь цветочные почки. Если ветка выбросит много бутонов, надо снизу обрезать лишние. Срезанные ножом ветки ставят в воду. Место среза должно быть косым (ветка будет больше всасывать воды). В сосуд следует поместить несколько угольков. Лучше всего ветки распускаются в воде, температура которой 16—20 °С. Воду надо менять лишь тогда, когда она за­мутится или на концах веток образуется студенистый налет. В этом случае концы веток обтирают тряпочкой и отрезают от них тонкие ломтики, затем ветки вновь ставят в воду.
Выращивание овощных культур в уголке природы. Выращи­вание овощных культур дает возможность детям в течение года наблюдать за ростом и развитием растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной.

Для выращивания л ука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно приме­нять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев реко­мендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25—35 °С) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой.. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8—10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3—4 см, для ре­диса — 4—5 см. Редис следует сажать по два семечка вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1—2 см. Ящики после посева надо покрыть стеклом и поставить в теплое место.

Уголок природы в группе


Группа

Задачи

Младшая

средняя

старшая

подготовительная



Содержание

Следует учесть особенности восприятия детьми предметов (малыш, прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части. должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу, за растениями: поливают водой, приготов­ленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3— 4 экземпляра. Одновременно надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений — дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.




Необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать разли­чия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают осо­бенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правиль­ная поливка их.

Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубри­ны, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от харак­тера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.


Продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным приз­накам. Основным содержанием наблюдений становится рост и разви­тие растений, изменения их по сезонам

Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании; Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в раз­ном количестве света, влаги-: одни хорошо растут при ярком осве­щении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержа­ния растения в чистоте). В содержание знаний о растениях вклю­чаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения дополнительно целого ряда растений (при этом часть ранее живущих убирается: переносится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу).




Основная задача знакомства детей с природой в подготовитель­ной группе — формирование у них элементарных знаний о существен­ных зависимостях в мире природы. Например, зависимость жизни растения от наличия комплекса условий:_влаги, тепла, света и т. д.; зависимость его строения и внешнего вида от условий среды оби­тания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерны­ми изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжается знакомство с вегетативным размножением рас­тений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и. его необходимость. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность.

Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети,— это зависи­мость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение в природе, и от времени года.


Растения уголка природы

обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан.

Растения с пестро окрашенными листьями (аукуба, колеус)



Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань \(с узорчатыми опушенными" листьями) и т. д.


Растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, сте­лющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д.

Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1—2,вида кактусов, цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.



Кактус, требующий небольшого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умерен­но.

амариллис, кливия, кринум, гемантус. Начало зимы для этих растений — период покоя, когда полив их почти прекращается.

Камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм





Одновремен­но в уголке природы может быть до 6—8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зональную и душистую ге­рань, несколько видов бегоний и т. д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.


Растения участка — временные обитатели уголка природы

На­чиная с осени в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев деревьев и кустарни­ков, поздноцветущих декоративных растений (астра, георгина, ку­старниковая хризантема и т. д.). Интерес детей вызовут выко­панные и пересаженные в горшки бархатцы, календула и другие цветущие растения. В уголок природы могут быть помещены овощи, фрукты, плоды. Осенью цветут многие растения. Зацветают вто­рично и некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек луго­вой, цикорий и т. д. Небольшие букетики этих цветов напомнят 1 детям об их летних прогулках. Осенью следует пересадить в ящи­ки корневища мать-и-мачехи, ландыша и прикопать ящики на клумбе так, чтобы в январе — феврале можно было поместить их в уголок природы для выгонки растений. Зимой начиная со второй половины января, когда закончится период истинного покоя у боль­шинства растений, в уголок природы следует поставить ящики с мать-и-мачехой, ландышем. В это же время в банки с водой по­мещают и срезанные ветки деревьев и кустарников. I

С появлением первоцветов начинают вести «календарь цветов». По тетере"цветения их небольшие букетики помещают в уголок природы.

Летом в уголок природы приносят травянистые растения, вы­копанные во время прогулок в лес, поле.


Оживление веток.

Для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3—4 месяца после опадения с них листьев, примерно в декабре — феврале. Хорошо цветут в комнате ветки яблони, вишни, черемухи, сирени, ряби­ны, калины, боярышника. Чтобы ветки зацвели, они должны быть достаточно длинными и толстыми (не короче 1 м и не тоньше пальца) и иметь цветочные почки. Если ветка выбросит много бутонов, надо снизу обрезать лишние. Срезанные ножом ветки ставят в воду. Место среза должно быть косым (ветка будет больше всасывать воды). В сосуд следует поместить несколько угольков. Лучше всего ветки распускаются в воде, температура которой 16—20 °С. Воду надо менять лишь тогда, когда она за­мутится или на концах веток образуется студенистый налет. В этом случае концы веток обтирают тряпочкой и отрезают от них тонкие ломтики, затем ветки вновь ставят в воду.


Выращивание овощных культур в уголке природы.

Выращи­вание овощных культур дает возможность детям в течение года наблюдать за ростом и развитием растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной.

Для выращивания л ука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно приме­нять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев реко­мендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25—35 °С) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой.. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8—10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3—4 см, для ре­диса — 4—5 см. Редис следует сажать по два семечка вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1—2 см. Ящики после посева надо покрыть стеклом и поставить в теплое место.

Для подкормки птиц в группах выращивают овес.



Альбомы и иллюстрации

В каждой возрастной группе следует иметь альбомы или иллюстрации по сезонам. В младших группах с присутствием детей на иллюстрации.




С младшей группы следует ввести алгоритмы процессов трудовой деятельности. Со старшей группы зарисовки процессов посадки и роста растений.

Каталог: uploads -> article file
uploads -> Рабочий проект
uploads -> Кирилл Куренда: двухлетний вундеркинд Не иначе как вундеркиндом можно назвать Кирилла Куренда из крымского села Владиславовки. В свои два с половиной года он уже знает все буквы алфавита умеет считать и освоил азы компьютерной грамотности
article file -> Вопросы Всероссийской занимательной викторины для дошкольников и учащихся 1 6 классов «Сказочный мир Г. Х. Андерсена»
article file -> Античная культура. Мифология Музы


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет