Разработка пользовательского интерфейса



бет1/5
Дата12.01.2020
өлшемі373 Kb.
түріМетодические указания
  1   2   3   4   5



РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

С. А. Рухленко


РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

В СУБД ACCESS
Методические указания к лабораторным работам

Ростов-на-Дону

2005

УДК 681.3.16

Рухленко, С.А.

Разработка пользовательского интерфейса в СУБД Access : методические указания к лабораторным работам / С.А. Рухленко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. - Ростов н/Д, 2005. - 24 с.: ил.

Представлена разработка в СУБД Access простейшей базы данных, состоящей из трёх нормализованных таблиц. Связующая таблица реализует отношение «многие ко многим» между двумя сущностями, представленными таблицами-справочниками, и служит для разработки электронного документа. Эта таблица имеет структуру регистра учёта, содержащего два измерения. Её можно рассматривать и как основу для построения электронного журнала.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины «Информатика», «Информатика и математика», «Информационные системы», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в экономике» и выполняющих лабораторные, контрольные, расчётно-графические и курсовые работы.

Рецензент канд. техн. наук, доц. А. В. Охотников (РГУПС)

Учебное издание

Рухленко Сергей Анатольевич

Разработка пользовательского интерфейса в СУБД Access

Методические указания к лабораторным работам

Редактор Т. М. Чеснокова

Корректура Т. М. Чесноковой

Подписано в печать 28.12.05. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,4.

Уч.-изд. л. 1,33. Тираж 100 экз. Изд. № 198. Заказ № .

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.

Адрес университета: 344038, Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.
©Ростовский государственный университет путей сообщения, 2005

Содержание
Введение

Лабораторная работа (раздел отчёта) № 1. Построение таблиц базы данных и схемы данных

Лабораторная работа (раздел отчёта) № 2. Разработка интерфейса пользователя: построение экранных форм

Лабораторная работа (раздел отчёта) № 3. Создание отчётов – печатных форм для вывода данных

Лабораторная работа (раздел отчёта) № 4. Построение диаграмм

Лабораторная работа (раздел отчёта) № 5. Разработка и размещение подчинённых форм

Темы вариантов индивидуальных заданий

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Образец оформления титульного листа отчёта

Приложение 2. Образец оформления листа выдачи задания

Приложение 3. Назначение некоторых функциональных клавиш и особые приёмы работы в MS Access

Введение


Система управления базами данных (СУБД) Access в составе пакета Microsoft Office предоставляет широкие возможности по разработке собственных приложений. На примере разработки и использования электронного документа можно самостоятельно научиться проектировать и связывать в единое приложение таблицы, запросы, формы и отчёты, автоматизировать приложение с помощью макросов и использовать при необходимости всю мощь встроенного языка Basic. Этот язык автоматизации приложений и среда разработки VBA (Visual Basic for Application, визуальный бейсик для приложений) поддерживаются во многих приложениях Microsoft. VBA используется и другими разработчиками. Например, начиная с версии Release 14, язык VBA доступен в AutoCAD. VBA идеально подходит для тех случаев, когда необходим доступ к нескольким приложениям, но он часто незаменим при автоматизации работ и для обеспечения доступа к данным в пределах одного приложения [2-8].

Обычно разработчики имеют дело с базами данных, представляющими собой связанные таблицы. Такие базы данных образуют отдельный тип и называются реляционными. Схематическое представление базы данных называется схемой. Во многих схемах реляционных БД можно выделить таблицу, ссылающуюся на элементы другой таблицы. В этом случае первая таблица связана со второй отношением «многие к одному». Первую таблицу (со стороны «многие») можно рассматривать как подчинённый, а вторую (со стороны первичного ключа) как родительский справочник, называемый также основным. Элементы основного справочника позволяют разделить элементы подчинённого справочника (ПС) на группы, т. е. осуществлять аналитический учёт единичных объектов ПС.

Кроме справочников в информационных системах используются другие объекты: константы, перечисления и электронные эквиваленты обычных документов и журналов документов. На основании данных, хранящихся в документах, при сохранении или проведении документов в таблицы специального вида (регистры учёта) или в особый объект бухгалтерского учёта – план счетов – могут быть добавлены новые записи. Записанные данные могут быть использованы в обработках и расчётах, производящих изменение имеющихся или добавление новых расчётных данных. На основе различных данных могут быть получены содержательные и исчерпывающие отчёты.

Лабораторные работы данных методических указаний рекомендуется выполнять под руководством преподавателя. Для самостоятельного изучения материала следует ознакомиться с основными понятиями [1, 3] и методами построения [3, 4, 6, 7, 9,11] баз данных (БД). Для работы с базами данных Access необходимы пользовательские навыки работы с персональным компьютером. В методических указаниях рассматривается технология проектирования и разработки в СУБД Access простейшего электронного документа, использования в нём справочников. В [10, 13] исследуются особенности подчинённых справочников и предлагаются механизмы их использования.



Структура лабораторных работ. В лабораторных работах рассматривается построение информационной системы «Поставки автомобилей». Используется готовая информационная модель, представленная схемой базы данных по учёту электронных документов. Схема данных является основой для построения модели данных, которая реализована в СУБД Access. В лабораторных работах рассмотрен процесс разработки электронного документа по учёту поставок автомобилей. В записях документа поставок используются элементы двух справочников. Разрабатывается удобный пользовательский интерфейс программы: с использованием запросов строятся экранные формы, автоматизируется ввод данных, разрабатываются отчёты, для просмотра подчинённых записей создаются экранные формы журналов учёта, содержащие подчинённые формы.
Лабораторная работа (раздел отчёта) № 1
Построение таблиц базы данных и схемы данных
Цель. На основе модели информационной системы «Поставки автомобилей» разработать нормализованную базу данных – задать поля и ключи таблиц, построить связи между таблицами и определить свойства связей. Подключить поля со списками к внешним числовым полям.



Рис. 1. Схема данных информационной системы Поставки_автомобилей»__Порядок_выполнения_работы'>«Поставки автомобилей»
Порядок выполнения работы

1. Разрабатывается проект информационной системы (ИС), учитывающей поставки автомобилей или другой техники и оборудования. Пусть построение информационной модели предметной области (ИМ ПО), т.е. изучение ПО, выделение сущностей, их свойств и отношений между ними, привело к следующему схематическому представлению связей между отдельными таблицами БД, т.е. к схеме данных, показанной на рис. 1.



Ограничения и предположения рассматриваемого проекта:

1) каждая поставка связана только с одной маркой автомобиля;

2) плановый или рыночный тариф поставки марки автомобиля не зависит от расстояния до городов, его значение предлагается в качестве цены за поставку, которая может быть изменена при оформлении.

Типы используемых связей. Таблица Поставки реализует отношение «многие ко многим» между таблицами Города и Марки автомобилей, представляющими сущности «город» и «марка автомобиля», Т.е. она является связующей таблицей или таблицей-пересечением. Таблица содержит внешние числовые поля Город и Марка автомобиля, ссылающиеся на элементы (единичные объекты) справочников городов и марок автомобилей.

В предлагаемой схеме каждая связь соединяет столбцы двух таблиц. Используются связи типа «один ко многим» (1 : ∞). Таблицу со стороны «один» (1) называют основной или справочником для таблицы со стороны «многие» (∞), которую называют подчинённой. Со стороны «многие» (∞) выступает внешний столбец, который ссылается на первичный ключ другой таблицы. Единица означает уникальность значения в столбце таблицы. Для всех связей устанавливается свойство контроль ссылочной целостности. Это означает: а) нельзя ввести значение во внешний столбец, пока не определена запись с таким же значением ключа в связанном с ним справочнике, б) недопустимо удаление элемента справочника (записи о единичном объекте), пока существуют ссылки на этот объект в подчинённой таблице, и не установлено свойство каскадное удаление связанных записей.

2. Для построения базы данных «Поставки автомобилей» запустите Access, входящий в состав пакета Microsoft Office. Выбрав вариант «Новая база данных», при необходимости создайте каталог своей группы (обычно это папка D:\Students\Название группы) и в нём – собственный проект с именем файла базы данных Поставки автомобилей (Ваша фамилия и имя).mdb (расширение добавляется по умолчанию).

3. При открытии СУБД предоставляется возможность работать со следующими объектами Access: Таблицы, Запросы, Формы, Отчёты, Страницы, Макросы, Модули.

Для создания и изменения структуры таблиц Access используйте режим конструктора. Структура таблиц задаётся выбором варианта Создание таблицы в режиме конструктора или путём копирования и изменения уже созданных таблиц: Ctrl-C – копировать в буфер памяти, Ctrl-V – вставить из буфера, в отдельном окне указать имя новой таблицы. Для создания каждой таблицы нажмите кнопку Создать и в режиме Конструктор установите атрибуты всех полей отдельной таблицы согласно пунктам 5-9 и структуре, заданной в таб. 1. Имя каждой таблицы задаётся либо после выполнения команды Сохранить, либо по запросу системы при закрытии окна конструктора.

Таблица 1

Структура данных таблиц базы данных


Ключ
Имя поля

Тип данных

Описание

Размер

Таблица Города

К
Код

Название

Счетчик

Текстовый



Автонумератор таблицы

Введите название города


20


Таблица Марки автомобилей

К
Код

Название

Тариф поставки



Счетчик

Текстовый

Денежный


Автонумератор таблицы

Название марки автомобиля

Тариф поставки 1 ед. кол-ва

20


После построения 2-х таблиц откройте их в режиме таблицы

и добавьте в них несколько записей

Таблица Поставки

К

Дата

Город


Марка автомобиля

Цена поставки

Количество

Сумма


Числовой

Дата/время



Числовой

Числовой

Денежный


Числовой

Денежный


Номер заказа на поставку

Дата оформления заказа

Выберите город поставки

Выберите марку автомобиля

Цена поставки ед-цы кол-ва

Количество единиц поставки

Стоимость поставки


Длинное целое
Длинное целое

Длинное целое


Действительное



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет