Развитие аутсорсинга маркетинговых услуг в рк (на примере костанайской области) Резюме



жүктеу 116.16 Kb.
Дата03.05.2016
өлшемі116.16 Kb.
: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
РАЗВИТИЕ АУТСОРСИНГА МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ В РК (НА ПРИМЕРЕ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ)
Резюме

В данной статье рассмотрены роль и необходимость развития аутсорсинговых услуг в сфере маркетинга, показано развитие аутсорсинга в РК, приведены материалы маркетинговых исследований в Костанайской области.
ҚР МАРКЕТИНГТІК ҚЫЗМЕТТЕГІ АУТСОРСИНГТІҢ ДАМУЫ (ҚОСТАНАЙ ОБЛЫСЫ МЫСАЛЫНДА)
Түйін

Аталмыш мақалада маркетинг аумағындағы аутсорсингтік қызметтің дамуының қажеттілігі мен рөлі қарастырыған, ҚР аутсорсингтің дамуы көрсетілген, Қостанай облысының маркетингтік зерттеулерінің материалдары келтірілген.

DEVELOPMENT OF OUTSOURCING OF MARKETING SERVICES IS IN РК (ON EXAMPLE OF КОSТАNАI OF AREA)
Resume

In this article a role and necessity of development of аутсорсинговых services are considered in the field of marketing, development of аутсорсинга is shown in RK, materials over of marketing researches are brought in Kоsтаnаi of area.

Калкабаева А.Е. – ст. преподаватель

Костанайского государственного университета

им. А.Байтурсынова


Сегодня многие отечественные и иностранные компании, работающие в самых разных сферах бизнеса, стоят перед необходимостью серьезного расширения своей маркетинговой активности. Вопрос о том, как выделить свои продукты и торговые марки на общем фоне разнообразных маркетинговых ходов конкурентов волнует почти всех, появляются новые возможности для продвижения товаров и компаний, необходимо идти в ногу со временем и ни на шаг не отставать от рынка. Уследить за своевременностью решения все большего количества маркетинговых задач и качеством их выполнения все сложнее. Первое время, как правило, руководитель компании старается активно участвовать во всех маркетинговых инициативах, но рано или поздно встает вопрос: куда и как двигаться дальше? Не хватает ни ресурсов, ни знаний. Возникает альтернатива: создавать и развивать отдел маркетинга внутри компании или обратиться к сторонним специалистам [1].

В буквальном смысле аутсорсинг (от англ. outsourcing) означает "использование внешних источников". На языке бизнеса аутсорсинг можно определить как делегирование определенных функций сторонним организациям, специализирующимся на соответствующих видах деятельности. Компания может поручить внешней стороне выполнение отдельных маркетинговых функций, а именно: планирование маркетинговой деятельности, проведение исследований, PR-поддержку и другое, или координацию маркетинговой деятельности в целом от разработки стратегии до привлечения специализированных организаций в случае необходимости[1].



В каких случаях чаще всего используют аутсорсинг маркетинга:

1. Компания только начинает работать на определенном рынке, реализуя один или несколько перспективных проектов. Возникает проблема постановки маркетинга как функции бизнеса, проблема создания службы маркетинга «с нуля». В этом случае передача функций маркетинга на внешнее обслуживание позволяет сократить расходы на создание и содержание собственной службы маркетинга, снять с себя сложную задачу по поиску специалистов, настройке их эффективной работы, созданию действенной маркетинговой системы для данного бизнеса.

2. У компании появляются новые проекты, которые требуют временного расширения службы маркетинга или создания временной команды для быстрого развития проекта до намеченного уровня.
В такой ситуации аутсорсинг позволяет привлечь дополнительные квалифицированные ресурсы для решения нового объема специфических задач, не расширяя при этом собственный штат.

3. Компания, давно работающая на рынке, страдает оттого, что служба маркетинга постоянно перегружена нарастающим объёмом работы.


При такой проблеме имеет смысл пересмотреть функции отдела маркетинга с тем, чтобы передать ряд трудоёмких функций на внешнее обслуживание. За специалистами компании рекомендуется оставить решение стратегических, оперативных и координационных задач, а такие функции, например, как проведение маркетинговых исследований и рекламных кампаний лучше передать внешним специалистам.

На внешнее обслуживание клиенты охотно отдают следующие функции маркетинга:

1.Аудит маркетинга (диагностика состояния внутреннего и внешнего маркетинга компании);

2.Сбор, обработка и анализ маркетинговой информации, исследования, мониторинг рынка;

3.Разработка и проведение рекламных кампаний;

4.Разработка и проведение мероприятий по стимулированию продаж;

5.Интернет-маркетинг (создание и раскрутка сайта, рекламные кампании в сети);

6.Директ-маркетинг

7.Прочие внутренние и внешние маркетинговые проекты, требующие участия опытных специалистов

8.В отдельных случаях выработка маркетинговых стратегий и планирование маркетинговой деятельности компании [2].

Практически каждая отечественная компания использует маркетинговый аутсорсинг в своей деятельности. Самостоятельное выполнение всех маркетинговых функций под силу лишь крупным компаниям из-за высоких затрат на содержание соответствующих служб. Аутсорсинг доступен всем. При этом необходимо учитывать тот факт, что в случае передачи большинства функций на аутсорсинг существенно меняется роль маркетинговой службы на предприятии. Она трансформируется, по сути, в орган, осуществляющий координацию между внешними поставщиками и компанией. Соответственно, меняются и требования к персоналу. Сам отдел становится существенно меньше.

Отечественные компании уже оценили преимущества аутсорсинга из-за высокой стоимости столичных специалистов и активно привлекают специализированные фирмы на выполнение отдельных работ, главным образом, на проведение исследований и прямые продажи. Через некоторое время, по мере увеличения конкуренции на рынках и развития маркетинговой инфраструктуры «мода на аутсорсинг» придет и в регионы.

Однако, аутсорсинг маркетинга в Казахстане не получил развития, адекватного масштаба, объективным потребностям и стратегическим задачам казахстанской экономики.

На одну консалтинговую компанию в Казахстане приходится по результатам сенсуса BISAM 194 активно действующих субъектов бизнеса, в то время как в России (по статистическим данным) - 1345[3].

При явной избыточности числа консалтинговых компаний, в Казахстане очень мало профессионалов консалтинга в сфере маркетинговых услуг. Штатные и привлекаемые консультанты являются специалистами в определенных предметных областях, но не владеют методикой, не понимают сути и задач консалтинга.

Конкуренция на консалтинговом рынке Казахстана может быть признана свободной, но не является острой. Рынок далек от монополии или олигополии.

По данным маркетингового исследования BISAM на рынке консалтинговых услуг Казахстана было зафиксировано 569 консалтинговых компаний, оказывающих консультационные и тренинговые услуги в различных направлениях[3].

При этом наиболее активно рынок консалтинговых услуг развивается в городе Алматы, где была зафиксирована 351 компания (62% рынка). Причиной этому служит статус Алматы как финансового центра страны, в котором аккумулируется большая часть финансовых потоков бизнеса, для которого требуется консультационная поддержка.

На втором месте по количеству участников рынка находится Центральный регион. В настоящее время в этом регионе осуществляют свою деятельность 82 консалтинговых компаний, большая часть которых сосредоточена в г. Астана (57 компаний).

В Северном регионе развитие консалтинга идет наиболее медленными темпами. Как правило, рынок представлен в лице индивидуумов, так называемых консультантов- одиночек. В этом регионе бизнесмены слабо осознают роль консалтинга и его преимущества.



По результатам исследования проведенного BISAM распределение консалтинговых компаний по Казахстану выглядит следующим образом.

Рисунок 1. Распределение консалтинговых компаний по регионам Казахстана
Отношение численности консалтинговых компаний к числу активно действующих предприятий показывает, что менее всего обеспечены консалтинговыми компаниями Восточный и Северный регионы. Однако этот показатель не является абсолютным для оценки уровня консалтинга, поскольку может иметь место засоренность рынка случайными, неквалифицированными поставщиками консалтинговых услуг.

Сравнивая уровень квалификации, подготовки и компетенции отечественных и зарубежных консультантов нельзя говорить о том, что отечественный рынок консалтинговых услуг является неконкурентоспособным.

О недостаточной развитости рынка говорит тот факт, что консалтинговые компании Казахстана располагают небольшим штатом экспертов – консультантов, либо вообще не содержат в штате консультантов, приглашая их только в случае появления конкретных проектов.

В Костанайской области ощущается нехватка фирм, оказывающих полный спектр маркетинговых услуг, так как, компании, существующие на данном рынке предоставляют либо не полный перечень маркетинговых услуг либо не относятся к сфере маркетинга.

Поэтому, в данном регионе необходимо создание такой компании, которая бы предоставляла полный перечень маркетинговых услуг.

Для реализации проекта было проведено маркетинговое исследование, которое позволило оценить сложившуюся ситуацию на Костанайском рынке и принять решение о выходе на рынок консалтинговых услуг.

Сбор первичной информации осуществлялся методом полуструктурированного экспертного глубинного интервью.

Было опрошено 17 респондентов (экспертов), в качестве которых выступали менеджеры ведущих крупных и средних предприятий города.

Основной целью исследования является: получить объективную информацию о состоянии костанайского рынка консалтинговых (маркетинговых) услуг.

Для достижения цели исследования были поставалены следующие задачи:



  • Выявить, какие потенциальные и действующие поставщики консультационных услуг представлены на костанайском рынке;

  • Описать и классифицировать основные виды маркетинговых консалтинговых услуг;

  • Охарактеризовать причины и цели использования консалтинговых услуг;

  • Определить потребности в консалтинговых (маркетинговых) услуг;

  • Выявить уровень конкуренции на рынке консалтинговых услуг г.Костаная ;

  • Охарактеризовать возможные барьеры входа на рынок консалтинговых услуг;

  • Оценить перспективы развития костанайского рынка консалтинговых (маркетинговых) услуг.

Объектом исследования явился рынок консалтинговых (маркетинговых) услуг.

В процессе проведения исследования были использованы традиционный классический анализ документов, контент-анализ и экспертный опрос посредством полуструктурированного глубинного интервью. Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований BISAM.

Информационной база исследования послужили:


  1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.

  2. Ресурсы сети Интернет.

  3. Государственный регистр.

  4. Аналитические обзорные статьи в прессе.

  5. Материалы ранее проведенных исследований компании BISAM.

  6. Экспертные оценки.

  7. Интервью с участниками рынка (производственными и коммерческими организациями).

В результате проведенного исследования были сделаны основные выводы. Рынок маркетинговых услуг в г. Костанае, в основном представлен, не компаниями с широким спектром маркетинговых услуг (24%), а фирмами, специализирующимися в узкой сфере деятельности – рекламе (76%).

Наиболее востребованной консалтинговой компанией является «ПРЭКО Консалтинг» (48%), так как она предоставляет наиболее полный спектр услуг, функционирует в течение длительного времени на казахстанском рынке и имеют положительную репутацию среди своих потребителей.

Наиболее популярной услугой является разработка рекламной компании, что составляет 33,4%. Это объясняется тем, что практически все компании обязательно должны применять в своей деятельности комплекса маркетинговых коммуникаций, для того чтобы поддерживать конкурентоспособность фирмы на рынке.

Не менее популярной услугой является проведение маркетинговых исследований. Данной услугой пользуются 30,5% опрошенных респондентов.

Большинство компаний, которые составляют 82%, обращаются в консалтинговые фирмы, предоставляющие маркетинговые услуги. И только 18% опрошенных респондентов никогда не обращались в консалтинговые компании.

Многие компании обращаются за консалтинговыми услугами в сфере маркетинга для развития своего бизнеса раз в год (42,9%).

21,4% от общего числа опрошенных предприятий обращаются за услугами раз в 3-4 года, в данную категорию входят компании, которые обращаются в консалтинговые фирмы только за проведением маркетинговых исследований.

В группу респондентов, которые обращаются в консалтинговые компании реже чем один раз в 5 лет, в основном входят предприятия (21,4%), которые нуждаются в перепозиционировании, либо на начальном этапе развития бизнеса.

14,3% респондентов обращаются в консалтинговые компании раз в квартал для создания и реализации рекламного обращения, а также проведения мероприятий стимулирования сбыта.

Большая часть опрошенных (88%) экспертов считают, что в городе Костанай есть необходимость в создании консалтинговой компании, предоставляющей маркетинговые услуги, которая бы обладала творческим и профессиональным подходом, квалифицированными специалистами, более полным спектром перечня услуг, высоким качеством исполнения, которые помогут местным предприятиям развивать свой бизнес.

На основе проведенного исследования, можно отметить, что общая ситуация на рынке консалтинговых услуг города Костанай является благоприятной для создания новой перспективной компании, способной предоставить наиболее полный спектр маркетинговых услуг.

Это обусловлено тем, что пока в настоящее время маркетинг на отечественных предприятиях не получил должного развития. Однако, учитывая, что в странах зарубежья маркетинг является активно развивающейся сферой деятельности и способствует развитию рыночной экономики, то, очевидно, что происходит постепенное развитие и понимание необходимости использования маркетингового подхода казахстанскими предприятиями.

Поэтому необходимо создание аутсорсинговой компании в сфере маркетинга, которая удовлетворит существующие потребности местных предприятий.

Проведенное исследование позволило выявить, что данная компания должна предоставлять следующий перечень услуг:



  • Разработка рекламной компании.

  • Проведение комплексных маркетинговых исследований.

  • Разработка программы увеличения продаж.

  • Позиционирование товара и торговой марки.

  • Разработка маркетинговой стратегии.

  • Выбор целевых рынков.

  • Определение места компании на рынке.

  • Эффективное управление запасами.

  • Разработка ценовой политики.

Так же следует отметить, что для создания конкурентоспособной компании следует учитывать факторы и барьеры, препятствующие выходу предприятия на данный рынок, развитию и занятию лидирующих позиций. Для этого был разработан ряд рекомендаций, для успешного внедрения новой компании на рынок:

  • В силу того, что на сегодняшний день, предприниматели не осознают всю значимость маркетингового подхода к управлению бизнесом, представляется необходимым создать благоприятное отношение к такому способу управления. Для этого существует потребность в проведении разъяснительных мероприятий, убеждающих руководителей организаций применять средства маркетингового управления. Это могут быть такие мероприятия, как бесплатные консультационные семинары, включающих в себя основы успешных продаж, ценообразования, управления товарным ассортиментом, анализа рентабельности предприятия и другие важные аспекты маркетинга.

  • Подбор высококвалифицированного персонала с нестандартным подходом к решению задач, проявляющих инициативу и креативность в достижении целей. Сотрудники компании должны соответствовать требованиям рынка и заказчиков, иметь опыт работы в сфере маркетинга и быть компетентными в данной области.

  • Так как в настоящее время процесс продвижения аутсорсинговых услуг представляется довольно сложным, необходимо принять следующие меры: активное участие в мероприятиях, позволяющих привлекать новых клиентов и партнеров; поддержание стратегии построения и сохранения долгосрочных отношений с клиентами и партнерами; завоевание доверия у клиентов с целью распространения доброжелательной информации в бизнес-кругах; публикация статей, несущих информацию о деятельности консалтинговой компании в соответствующих бизнес-изданиях.

  • Для эффективного функционирования аутсорсинговой фирмы на казахстанском рынке, сложно ограничиться одним видом деятельности. Так как привлечение дополнительного персонала является затруднительным и затратным процессом, целесообразнее развивать партнерские отношения со сторонними консалтинговыми компаниями, специализирующимися в других сферах деятельности (учет и аудит, финансовые услуги и другие).



Список использованных источников

1.Дж. Брайан Хейвуд Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ = Outsourcing Dilemma, The: The Search for Competitiveness. — М.: «Вильямс», 2004. — С. 176. — ISBN 0-273-65617-1

2.Бравар Ж-Л, Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2007 г. ISBN 978-966-415-023-8

3. http://www.bisam.kz







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет