Республики казахстан национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный



бет1/24
Дата03.04.2016
өлшемі5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
: upload -> Book
Book -> «Бөбек» қоры Адамның үйлесімді дамуы институты
Book -> Хаджи Абдулгафур Раззак Бухари путеводитель в тарикат
Book -> Перевод с английского: Д. Вознякевич Посвящается Джону Хьютону
Book -> Анатолий Петрович Левандовский Первый среди Равных
Book -> Сборник очерков, статей усть-каменогорск 2004 Редакционная коллегия: А. А. Аубакиров Т. А. Черных
Book -> Василий аксенов
Book -> Өмірді бағалап үйренейік балалар суицидін алдын-алу бойынша ата-аналарғА, педагогтерге арналған қҰрал алматы
Book -> Василий Павлович Аксенов Скажи изюм
Book -> Кудышева Б. К., Джуманова Г. Ж
Book -> Предисловие 8 Часть первая Поворот 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ЦЕНТР «БОБЕК»

САМОПОЗНАНИЕ

Хрестоматия для дополнительного чтения

Алматы, 2012

ББК


Самопознание. Хрестоматия для дополнительного чтения /Составители: Зинковец И.А., Леканова Т.В., Маркус Н.Н., Семенкина И.В. – Алматы, 2012. – __с.

В хрестоматии представлены высказывания и афоризмы видных мыслителей человечества, стихи, притчи, публицистические материалы, отрывки из литературных произведений, интересные для индивидуального размышления и дополнительного чтения по дисциплине «Самопознание».

Предназначена для студентов и преподавателей педагогических колледжей, осуществляющих подготовку учителей самопознания, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами нравственно-духовного образования.

ISBN ББК

©ННПООЦ «Бобек»

ВВЕДЕНИЕ

В условиях массового внедрения предмета «Самопознание» в организациях образования Республики Казахстан особую значимость приобретает вопрос подготовки специалистов – учителей самопознания. Важно не только формировать необходимые профессиональные компетенции будущих педагогов, но и создать условия для развития их личности, формирования гуманистического мировоззрения, ценностного отношения к себе и окружающему миру. В решении данной задачи неизмеримо возрастает роль самопознания. В процессе нравственно-духовного образования происходит открытие молодым человеком самого себя и пробуждение в связи с этим стремления к нравственному самосовершенствованию.

Предназначение настоящей хрестоматии – помочь студентам и педагогам в решении смысложизненных вопросов, в поиске важных для себя истин и выработке правильной жизненной позиции через осмысление богатейшего духовного наследия народов мира.

В хрестоматии собраны и систематизированы произведения и материалы, интересные, с точки зрения составителей, для индивидуального размышления и дополнительного чтения по дисциплине «Самопознание». Структура сборника соответствует типовой программе по данной дисциплине (164 часа) для педагогических колледжей, осуществляющих подготовку учителей самопознания. Произведения размещены по разделам типовой программы в определенном порядке: высказывания и афоризмы видных мыслителей человечества, стихи, притчи, статьи, отрывки из литературных произведений. Данная система может быть удобной для преподавателей при отборе содержания уроков самопознания и интегрированных занятий.

Составители хрестоматии заранее благодарны уважаемым читателям за пожелания и критические замечания и надеются на конструктивное сотрудничество со всеми, кто совершает выбор себя в жизни, стремится к профессиональному самосовершенствованию и постоянной рефлексии своих проявлений.

Кто однажды обрел самого себя,

тот уже ничего на этом свете утратить не может.

И кто однажды понял человека в себе

тот понимает всех людей.

Цвейг С.


I раздел

Творить себя в своей судьбе

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

А.П. Чехов
Ты формы отлива людей сотворил издавна. Что ж наша природа различных изъянов полна? Коль форма из глины прекрасна, зачем разбивать, а если плоха эта форма, чья в том вина?

Омар Хайям
Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.

М.М. Пришвин
"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай - не круги во дворце мирозданья, Ад и рай - это две половины души.

Омар Хайям
Человек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют.

Протагор
Человек не принимает пассивно этот мир, а старается понять его, удивляется ему, и это удивление, которое греки справедливо считали первым началом философии, рано или поздно становится вопросом.

С.Н. Булгаков
Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.

Сент-Экзюпери
Боги наградили человека великими, блистательными добродетелями, позволяющими ему достичь всего, чего он пожелает. Но одновременно они наградили его и добродетелью более горькой, внушающей ему презрение ко всему, чего он достиг.

Альбер Камю

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов
Человек по природе добр.

Мэн-цзы
Одни люди, назовем их деловые, получают мотивы своих действий непосредственно от жизни, другие, мечтатели, в поступках своих руководствуются мотивами, качественно преломленными в их душе.

М.М. Пришвин
Статую красит вид, а человека - деяния его.

Пифагор
Человек в мире, но человек также сложен, как мир. Мир - в человеке, но и мир также сложен, как и человек.

П.А. Флоренский
Человек - это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой.

Томас Манн
Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком.

В.Г. Белинский
Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Мольер
Человек таков, каково его представление о счастье.

В.А. Сухомлинский
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Из крапивы извлекай нитки, из полыни - лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер: что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.

Эпикур
Человек должен уважать самого себя и считать себя достойным наивысшего. Он не может преувеличить в своих помыслах величие и мужество духа.

Гегель
Человек - высший продукт земной природы. Человек - сложнейшая и тончайшая система. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным.

И.П. Павлов
Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает.

Марк Твен
Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.

М.Г.Чернышевский
***

Иван Борковский
Творить себя, творить свою судьбу

Мы сами можем… Главное поверить

И сделать шаг над бездной, где стою,

И творчества крылом свой путь измерить.

Пойти в миру не шатко-валко,

А жестко, точно зная наперед,

Что я достигну, ты достигнешь цели

И спину неудача не согнет.

Что горделиво мы расправим плечи

И улыбнемся в будущем себе,

Счастливые при каждой новой встрече…

Да и с самим собой наедине…


***

О. Хайям

Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала,

Я все бы стер с нее и все писал сначала.

Из мира я печаль изгнал бы навсегда,

Чтоб радость головой до неба доставала,

Ты коварства бегущих небес опасайся.

Нет друзей у тебя, а с врагами не знайся.

Не надейся на завтра, сегодня живи.

Стать собою самим хоть на миг попытайся.

***

О. Соколик

Судьба моя, мой спутник верный,

Моя подруга и сестра.

Нам вместе очень интересно,

Тебе со мной бывает нелегко,

Наверняка.
Пляшу над пропастью по краю

Карнизы скользкие не обхожу

Чуть поскользнулась, падаю?

- Взлетаю!

И вновь над пропастью кружу!
Меж двух разорванных краёв

Зияющей открытой ямой

Смеётся пропасть, разделяя

Два берега материков.
Две половины целостной Души

Два сердца Неба и Земли

И я лечу, раскинув руки.

Вопреки разлуке.
Рисую разноцветной краской

Судьба, я помню все твои подсказки

Из были из НЕБЫТИЯ

Возвращаю к жизни СКАЗКУ.
Чтобы Любовь царила на Земле,

Соединяю с Небом Радугой мосты.
***

Рудаки

Беда тому, кто разумом гордится,

А сын его бездельник и тупица.

И добрый нрав, и размышлений плод

К наследнику, увы, не перейдет.
Все тленны мы, таков Вселенной ход.

Мы словно воробей, а смерть, как ястреб, ждет.

И рано ль, поздно ли любой цветок увянет,

Своею теркой смерть всех тварей перетрет.
«Все люди скряги!» — ты твердишь сердито,

Одолеваем злобною алчбой.

Будь щедрым сам, стань добрым и открытым,

И люди будут щедрыми с тобой.

Великие ушли в красе и силе,
Все перед смертью головы склонили.

Сошли под землю в мрачные могилы

Те, кто сады и замки возводили.

Те, кто при жизни сотни благ имели,

С собою только саван захватили.

Я так скажу: добро спешите делать,

Не все ль равно, что ели и носили.
О ПОЛЬЗЕ УЧЕНИЯ И ЗНАНИЯ

Ю. Баласагуни

Хочу я, о мудрый, о слове сказать –

Ученья и знанья воспеть благодать.

Учение – светоч во мраке ночном,

От светоча знанья ты светел челом.

Ученьем и знаньем достигнешь высот,

И два этих блага приносят почет.

Незнающий слеп, - да уверует он:

Лишь оком учения мир просветлен.

Где властен закон, там безбеден народ.

И в славе времен его имя живет.

«Учась, - я слова мудреца приведу, -

Спасется из ада и грешник в аду!»

Взгляни на младенца: не вышла пора –

К учению он не наладит пера.

И всюду, во все на земле силу рук

Вложил человек и познание наук.

Кто мудр и учен – благородством велик,

А знаньем вершится господство владык.

И к тысячам тысяч свершений вела

Премудрость ученья – за то ей хвала!

Немалый и в малом учении прок,

И малое знание – добрый залог.

Четыре есть вещи – малы, а сильны,

В их малость не верь, речи мудрых верны:

Одна из них – пламя, другая – враги,

А третья – смертельной болезни шаги.

Они в этих свойствах с наукой сошлись,

Ты верь в их могущество, не обманись.

В их силах таится двоякий исход:

Неведомо, благо иль горе придет.

Наука – влекущий богатства магнит,

А ум – тот чертог, что богатство хранит.

У знанья с мускусом схожая суть:

Держать его втуне негоже ничуть.

Как мускус ни прячь – запах всюду проник,

И знаний не скроешь: их выдаст язык.

Познанья – богатство, откуда и часть

Искуснейший вор не сумеет украсть.

Ученье и знанье – что путы для ног:

Зря шагу не ступит попавший в силок.

Любезного сердцу лихого коня

Опутанным держат до нужного дня.

Опутанный конь далеко не уйдет:

Стреножен, он воли хозяина ждет.

Ученье тебе – словно преданный друг.

И верный собрат твой – познанье наук.

И знанье и дело невежде чужды:

Будь он и без бед – у него две беды!

Присловье у тюрок известно о том,

Его ты усвой и душой и умом:

«Ученье учёному – верный собрат,

А неуч о знанье и слышать не рад.

Учёному знанье – и снедь, и наряд.

А козни невежды – лихой супостат!»

О знающий! Гнев из души изгони!

Разумный! Не гневайся, честь сохрани!

Ни с гневом, ни с яростью дел не верши:

Свершенное наспех – погибель души!

Гневливый раскаяньем поздним томим.

Кто вспыльчив – всегда наказание с ним!

Долг чести для мужа – владенье собой:

Лик должен быть ясен, как солнце с луной.

Степенность ему, благосклонность нужны,

И знанья ему, и ученость нужны.

Ученость нужна, чтобы знаньем владел,

А знанья нужны для свершения дел.

Чтоб доброе чтил. А дурного избег

И нужное с лишним не путал вовек,

Чтоб все отличать и сличать он умел,

Владея собой, был зорок и смел.

Тогда все готово в единый присест:

Разумный несваренной пищи не ест!

Такой человек все, что хочет, свершит:

В два мира ему путь широкий открыт.

А злоба и гнев – для мужчины порок:

Поддался им – гибнуть себя же обрек!

Внемли благородным словам мудреца

И следуй им, славный гонец, до конца:

«Поддавшийся гневу лишится ума:

В сердитом – не ум, а невежества тьма.

И доблестный муж, если злобствует, - глуп,

Во гневе и добрый не сдержан и груб!»

Усвой, что сказал проницательный муж,

Разумное слово – отрада для душ:

«Есть вещи, что портят нас, душу губя,

Кто с ними сроднился, тот губит себя.

Одна вещь – язык, чья отрада навет,

Другая – дать слово и рушить обет.

А третья – любовь к возлияньям хмельным,

И ясно: исход её будет дурным.

Упрямство – вот тоже злокозненный вред,

К упрямцам любви и почтения нет.

Ещё одно зло – быть злонравным, худым,

Со всеми людьми перессориться в дым».
***

Б. Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.


Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.


И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.


И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.


Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.


И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.



* * *

Х.Р. Хименес

Я есть как и - эти лепестки из цветков улетают без возврата,


эти пчелы на прогулке цвета пороха и золота,
эти листы вдоль реки никогда не потекут как вода.

Я есть как и - эти пустыни из песка и из скал бесконечные


эти ловкие ласточки в домике над водой
эти глубокие пушистые леса, сделанные из сказок и из легенд

Я есть как и - времена года, такие разнообразные


эти звезды, которые светят в ночи
эти лёгкие и нежные ароматы.....
Я невидима, даже тебе.
Я - весь этот мир на крыльях жизни....

ФОРТУНА В ГОСТЯХ

басня

И. Крылов
На укоризну мы Фортуне тороваты:

Кто не в чинах, кто не богат,

За все, про все ее бранят,

А поглядишь, так сами виноваты.

Слепое счастие, шатаясь меж людей,

Не вечно у вельмож гостит и у царей,

Оно и в хижине твоей,

Быть может, погостить когда-нибудь пристанет:

Лишь время не терять умей,

Когда оно к тебе заглянет;

Минута с ним одна, кто ею дорожит,

Терпенья годы наградит.

Когда ж ты не умел при счастье поживиться,

То не Фортуне ты, себе за то пеняй

И знай,

Что, может, век она к тебе не возвратится.



***

Домишко старенький край города стоял;

Три брата жили в нем и не могли разжиться:

Ни в чем им как-то не спорится.

Кто что из них ни затевал,

Все остается без успеха,

Везде потеря иль помеха;

По их словам, вина Фортуны в том была.

Вот невидимкой к ним Фортуна забрела

И, тронувшись их бедностью большою,

Им помогать решилась всей душою,

Какие бы они ни начали дела,

И прогостить у них все лето.

Все лето: шутка ль это!

Пошли у бедняков дела другой статьей.

Один из них хоть был торгаш плохой,

А тут, что ни продаст, ни купит,

Барыш на всем большой он слупит;

Забыл совсем, что есть наклад,

И скоро стал, как Крез, богат.

Другой в Приказ пошел: иною бы порою

Завяз он в писарях с своею головою;

Теперь ему со всех сторон

Удача:


Что даст обед, что сходит на поклон, -

Иль чин, иль место схватит он;

Посмотришь, у него деревня, дом и дача.

Теперь вы спросите: что ж третий получил?

Ведь, верно, и ему Фортуна помогала?

Конечно: с ним она почти не отдыхала.

Но третий брат все лето мух ловил,

И так счастливо,

Что диво!

Не знаю, прежде он бывал ли в том горазд:

А тут труды его не втуне.

Как ни взмахнет рукой, благодаря Фортуне

Ни разу промаху не даст.

Вот гостья между тем у братьев нагостилась

И дале в путь пустилась.

Два брата в барышах: один из них богат,

Другой еще притом в чинах; а третий брат

Клянет судьбу, что он Фортуной злою

Оставлен лишь с сумою.

***


Читатель, будь ты сам судьею,

Кто ж в этом виноват?


* * *

О. Соколик.

А давайте построим ЛЕСТНИЦУ

Как строили её те, кто были ПРЕДВЕСТНИКАМИ

Человеческой РАСЫ.

В первую ступень заложим СОЗНАНАНИЕ

Во вторую осознанное ПОКАЯНИЕ

В третью заложим ПРОЩЕНИЕ

В четвертую всех грехов ИСКУПЛЕНИЕ

В пятую – ПРАВО, что бы грехи ИСПРАВИТЬ

Шестую выстелем МИЛОСЕРДИЕМ

Седьмую – ПРИМИРЕНИЕМ

Восьмую – СОЗИДАНИЕМ

Девятую венчаем ЛЮБОВЬЮ

Её кладём к ИЗГОЛОВЬЮ

Её оставляем в СЕРДЦЕ

ДЕВЯТЬ КОД БОЖЕСТВЕННЫЙ

По этим нотам сыграйте мне ВИРТУОЗЫ

Мелодию ЖИЗНИ.



ВЕЧНЫЙ ВОПРОС

Притча

П. Коэльо

Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.

— Ты кто? — грубо спросил офицер.

Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.

— Если вы можете помочь мне найти ответ на этот вопрос, — сказал он, — я буду вам вечно благодарен.

ЭХО НАШИХ ДЕЛ

Притча

П. Коэльо

Некий странник шёл долиной в Пиренеях и повстречал старого пастуха. Поделился с ним своими припасами, и потом они завели долгую беседу о жизни. Странник сказал, что, если бы веровал в Бога, пришлось бы поверить и в то, что он — несвободен, ибо Бог определял бы каждый его шаг.

Тогда пастух подвёл его к ущелью, где каждый звук отдавался необыкновенно отчётливым и громким эхом.

— Жизнь наша подобна стенам этого ущелья, — сказал пастух. — А судьба — крик, который издаёт каждый из нас. И крик этот будет донесён до самого сердца его, а потом возвращён нам точно в том же самом виде. Бог, подобно эху, отзывается на каждый наш поступок.



О ВЕРЕ В СВОИ СИЛЫ

Притча

Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрет. Он решил собрать всех учеников. И вот собралось множество учеников. Мудрец сказал им:

У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет ее решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.

Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.

Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он простучал ее поверхность, пытаясь оценить ее толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надежно смазаны петли.

Он тщательно проверил ее, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определенные участки. Все предполагали, что дверь была закрыта или ее заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась.

Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.
Мудрец нашел себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнес следующие слова:

Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии.
УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ

Притча

П. Коэльо

Учитель встретился со своим любимым учеником и спросил его, как продвигается его духовный прогресс. Ученик ответил, что теперь он способен каждый момент своего дня посвятить Богу.

— Итак, теперь всё, что осталось, это простить своего врага, — сказал учитель.

Ученик напугано посмотрел на учителя:

— Но в этом нет необходимости. Я не несу никакого зла моему врагу.

— Как ты думаешь, несёт ли Бог тебе какое-либо зло? — спросил учитель.

— Конечно, нет, — ответил ученик.

— Тем не менее, ты просишь его о прощении, не так ли? Сделай то же со своим неприятелем, даже если ты не несёшь ему никакого зла. Сердце человека, который умеет прощать, чисто и благоуханно.



ПРОЩЕНИЕ

Притча

П. Коэльо

Один из солдат Наполеона совершил преступление и был приговорён к смерти.

Накануне расстрела мать солдата пришла к Наполеону молить, чтобы тот простил её сына.

— Госпожа, — сказал Наполеон, — деяние вашего сына не подлежит помилованию.

— Я знаю, — ответила мать. — Если бы за такой поступок можно было бы помиловать, я бы не просила о прощении. Простить — значит быть способным выйти за пределы мести и справедливости.

Выслушав её, Наполеон отменил смертный приговор и заменил его ссылкой.



ЭТО НЕВОЗМОЖНО

Притча

П. Коэльо
— Когда ты пройдёшь свой путь, ты найдёшь дверь с написанной на ней фразой, — заявил учитель. — Возвращайся ко мне и сообщи, что говорит эта фраза.

Ученик отдался поиску телом и душой и однажды пришёл к двери, а затем вернулся к мастеру.

— Там было написано «это невозможно», — сообщил он.

— Это было написано на стене или на двери? — спросил учитель.

— На двери, — ответил ученик.

— Хорошо, тогда положи свою руку на дверную ручку и открой ее.

Ученик подчинился. Поскольку фраза была написана дверью, она давала путь подобно тому, как делала это сама дверь. Когда дверь была полностью открыта, он не смог больше видеть фразу — и он вошёл.

УКРОТИТЬ СТРАХ

Притча

П. Коэльо

Пациент сказал своему врачу:

— Доктор, мною руководит страх, и страх отнял всю радость.

— Здесь в моём офисе есть мышь, которая грызёт мои книги, — сказал доктор. — Если я испугаю мышь, она спрячется от меня, и я превращу свою жизнь в охоту на неё. Взамен этого, я переместил все свои лучшие книги в безопасное место и позволяю ей грызть остальные. Таким образом, она остаётся только мышью, а не чудовищем. Бойтесь только нескольких вещей и сконцентрируйте весь ваш страх на них — так вы сможете быть храбрым при встрече с важными делами.



ТАЙНА ЖИЗНИ

Притча

Давным-давно в незапамятные времена Бог спросил ангелов: "Где спрятать Тайну жизни?". Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей. Бог сказал: "Это было бы слишком просто. Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря". Тогда ангелы предложили спрятать Тайну жизни в Матери Земле. Бог сказал: "И это было бы слишком просто. Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю".

После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы. Бог сказал: "Наступит день, и они заберутся на все горы мира". Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море, ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно ее спрятать? Может быть на звезде? После короткого молчания Бог сказал: "Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше, чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих".

О ПУТИ ЧЕЛОВЕКА К МУДРОСТИ

Притча

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им, о пути человека к мудрости, он сказал им:

— Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шёлк, проходит человек похожий путь к мудрости.

— Как это? — изумились ученики, — расскажи нам, Учитель.

— Первый шаг — шаг рождения, — начал Хинг Ши, — как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.

Второй шаг — шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице питается он тем, что сам не собирал, совершая своей Второй шаг.

Третий шаг — шаг кокона. После того, как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем, спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг — сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек же, решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные, нити познания.

Пятый шаг — шаг закрепления, заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей, связывают в одну, более прочную шёлковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.

Тут, Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

— Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

— Шестой шаг — шаг соединения и гармонии, — ответил мудрец, — когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.

— Значит на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, — сказал Янг Ли.

— Но только на шестом она начинает приносить плоды, — улыбнулся Хинг Ши.



ПРИНЯТЬ СЕБЯ

Притча

Вы не можете быть никем иным, а лишь тем, кто вы есть.

Расслабьтесь! Существованию вы нужны именно таким.

Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

— Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Ты здесь, потому что существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! В ином случае кто-то другой был бы здесь.

Ты — воплощение чего-то особенного, существенного, чего-то очень важного. Почему тебе необходимо быть Буддой? Если бы Бог хотел другого Будду, он произвёл бы столько Будд, сколько захотел. Но он создал только одного Будду, этого достаточно. С тех пор он не создал другого Будду или Христа. Вместо этого он создал тебя. Подумай, какое внимание Универсума было уделено именно тебе! Ты избран — не Будда, не Христос, не Кришна. Их дело сделано, они внесли свой вклад в существование. Сейчас ты здесь, чтобы внести свой вклад.

Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой … невозможно, чтобы ты стал кем-то другим.

Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя.



О ДВУХ ДЕРЕВЬЯХ

Притча

Когда-то давным-давно росли в одном лесу два дерева. Когда капли дождя падали на листья или вода омывала корни первому дереву, оно впитывало в себя совсем немного и говорило: «Если я возьму больше, что останется другим?»

Второе дерево забирало всю воду которую природа давала ему. Когда солнце дарило свет и тепло второму дереву, оно наслаждалось, купаясь в золотистых лучах, а первое забирало себе лишь малую часть.

Прошли годы. Ветви и листья первого дерева были настолько малы, что не могли впитать даже каплю дождя, солнечные лучи не могли пробиться к скудным плодам, теряясь в кронах других деревьев.

«Я всю жизнь отдавало другим, а теперь взамен не получаю ничего», — тихо повторяло дерево вновь и вновь.

Рядом рос второй герой нашей притчи, роскошные ветви которого были обильно украшены большими плодами.

«Спасибо тебе, Всевышний, за то, что ты дал мне в этой жизни все. Теперь спустя годы, я хочу отдать в сотни раз больше, поступив так, как поступаешь ты. Под своими ветвями я укрою тысячи путников от палящего солнца или от дождя. Мои плоды будут радовать многие поколения людей своим вкусом. Спасибо, что ты дал мне эту возможность — дарить», — так говорило второе дерево.

О МЕДВЕДЕ В ТЕСНОЙ КЛЕТКЕ

Притча

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе».

Время шло, зоопарк стали ремонтировать и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя — даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад-вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно.

Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих.

Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно.
НАША ЦЕННОСТЬ

Притча

Один преподаватель психологии начал свой семинар, подняв вверх 10-долларовую купюру. Он спросил, кто хочет получить купюру. Многие подняли руки. Он спросил у тех, кто не поднял руки. И выяснилось, что они тоже не прочь получить купюру, но постеснялись поднять руку.

— Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю,— продолжил психолог.

Он скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее получить. И опять почти все подняли руки.

— Тогда,— ответил он,— я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу.

Затем он поднял купюру, купюра была мятая и грязная.

— Ну, кому из вас она нужна в таком виде? — И все опять подняли руки.

— Дорогие друзья,— сказал преподаватель психологии,— только что мы получили наглядный урок. Несмотря на все то, что я проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности.

Она все еще купюра достоинством в 10 долларов.

В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу. Это реалии нашей жизни. В таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными.

Но не важно, что случилось или случится, мы не потеряем своей истинной ценности. Грязные или чистые, помятые или отутюженные — мы всегда будем иметь ту ценность, которую представляем. И будем бесценны для всех тех, кто нас любит. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем или с кем мы знакомы, а тем — КТО мы есть на самом деле.

А насчет купюры. Как и обещал, я отдам ее. Потому что уважаю себя и держу слово. Но, так как желающих было много, отдам на экзамене лучшему, кто его сдаст.



КАК ПЕРЕСТАТЬ ОБИЖАТЬ И ОБИЖАТЬСЯ

Притча

Ученик спросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду,— сказал учитель,— то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет,— ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны.

Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

СИЛА ЖЕЛАНИЯ

Притча

Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и спросил: "Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?"

Мудрец не удостоил его ответом. Повторив несколько раз свой вопрос с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день всё с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: "Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?".

Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним.

Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился, и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его: "Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?"

Юноша ответил без колебаний: "Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!". " А не предпочёл бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой?

Не думал ли ты об этих вещах?" - допытывался мудрец.

"Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе", - последовал немедленный ответ.

"Тогда, - сказал мудрец, - чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что желал воздуха. Ты должен бороться за неё вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым".


ПРОСТО НАБЛЮДАЙ

Притча

П. Коэльо

Ученик сказал учителю:

— Почти весь сегодняшний день думал я о том, о чём не должен был бы думать, желал того, чего не должен был желать, строил планы, от которых лучше было бы заранее отказаться.

Тогда наставник предложил ему прогуляться в соседнем лесу. По дороге, указав на какое-то растение, он спросил, знает ли ученик, что это такое.

— Белладонна, — отвечал тот. — Её листья нельзя употреблять в пищу, можно отравиться и умереть.

— Но для того, кто просто смотрит на его ядовитые листья, оно совершенно безвредно, — сказал учитель. — Вот так и дурные, низкие помыслы не способны причинить тебе вред, если ты не позволишь себе прельститься ими.



ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ НЕМНОГИМ

Притча

П. Коэльо
Пожилой отшельник однажды был приглашён явиться в суд самого сильного короля столетия.

— Я завидую святому человеку, который может довольствоваться таким немногим, — сказал король.

— Я завидую Вашему Величеству, которое удовлетворяется даже меньшим, чем я, — ответил отшельник.

— Что это значит? Эта страна целиком принадлежит мне, — сообщил обиженно король.

— Именно так, — сказал старый отшельник. — А у меня есть музыка сфер, реки и горы во всём мире. У меня есть луна и солнце, поскольку я имею Бога в душе. А Ваше Величество, всё же, имеет только это королевство, и им довольствуется.

ДЕЙСТВИЯ ПО ПРИВЫЧКЕ

Притча

П. Коэльо
— Как я могу узнать, каким путём лучше пойти по жизни? — спросил ученик своего учителя.

Наставник попросил, чтобы ученик изготовил стол. Когда стол был почти завершён — требовалось только забить гвозди в крышку — учитель приблизился к ученику. Тот вбивал гвозди тремя точными ударами. Но всё же один гвоздь вбивался с трудом, и ученик должен был потратить на него ещё немного времени. Четвёртый удар вбил его слишком глубоко, и дерево покрылось трещинами.

— Твоя рука всегда била молотком только три раза, — сказал учитель. — Когда какое-нибудь действие становится обыденным, оно теряет своё значение, и это может стать причиной повреждения. Каждое действие — твоё действие, и есть только один секрет: никогда не позволяй привычке управлять своими движениями. 
ПРО ТО, КАК ВАЖНО ПОНЯТЬ, КТО ТЫ ЕСТЬ,

ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ.

Притча

Однажды к Учителю пришел человек и попросил разрешения учиться у него.

"Хорошо", - сказал Мастер, - "но что побудило Вас к этому? Может быть, Вам был знак? Какое-то откровение свыше?"

"Нет, не было никакого знака", - ответил человек. - "Я просто хочу учиться у Вас".

Мастер сказал: "Тогда выйдите на улицу и постойте там полчаса. Может быть, Вам явится знак".

Человек вышел на улицу. Шел дождь, и он быстро промок до нитки.


Прохожие жались под стены, с удивлением наблюдая странного незнакомца,
который стоял посреди улицы в дождь, словно не было у него занятия
лучше.
Через полчаса, когда от злости и разочарования человек уже начал
закипать, Мастер позвал его внутрь и спросил: "Ну, как? Было Вам откровение?"
"Какое откровение!" - сердито закричал человек. - "Я просто стоял на улице и мок, как дурак!"

"Почему же Вы говорите, что Вам не было откровения?" – спросил Мастер.

- "Вы поняли, что Вы - дурак. Этого достаточно; мы можем начинать занятия".

УРОК БАБОЧКИ

Притча

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил... А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства... А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать... А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви... А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ... А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

БИЗНЕСМЕН И РЫБАК

Притча

Как-то раз один бизнесмен стоял на пирсе в маленькой деревушке и наблюдал за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, как тот поймал огромного тунца. Бизнесмен поздравил рыбака с удачей, и спросил, сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу.

— Пару часов, не больше, — ответил рыбак.

— Почему же ты не остался в море дольше и не поймал ещё несколько таких рыбок? — удивился бизнесмен.

— Одной рыбы достаточно, чтобы моя семья прожила завтрашний день, — ответил тот.

— Но что же ты делаешь весь оставшийся день? — не унимался бизнесмен.

— Я сплю до обеда, затем иду на пару часов порыбачить, затем играю со своими детьми, после мы с моей женой устраиваем себе сиесту, затем я иду в деревеньку прогуляться, пью вечером вино и играю со своими друзьями на гитаре. Вы видите — я наслаждаюсь жизнью, — объяснил рыбак.

— Я — выпускник Гарварда, — сказал бизнесмен, — я помогу тебе, ты всё делаешь не так. Ты должен весь день рыбачить, и потом купить себе большую лодку.

— И что потом? — спросил рыбак.

— Потом ты будешь ловить ещё больше рыбы, и сможешь купить себе несколько лодок, даже кораблей, и в один прекрасный день у тебя будет целая флотилия.

— А потом?

— Потом, вместо того, чтобы продавать рыбу посреднику, ты будешь привозить рыбу прямо на фабрику, и, увеличив прибыль, ты откроешь собственную фабрику.

— А потом?

— Потом ты оставишь эту богом забытую деревушку и переедешь в большой город, и, быть может, однажды ты сможешь открыть огромный офис и быть там директором.

— И сколько всё это займёт времени?

— Лет 15–20.

— И что же потом?

— А потом, — рассмеялся бизнесмен, — потом наступит самое приятное. Ты сможешь продать свою фирму за несколько миллионов и стать очень богатым.

— А потом?

— Потом ты сможешь перестать работать, ты переедешь в маленькую деревушку на побережье, будешь спать до обеда, немного рыбачить, играть с детьми, устраивать сиесту с женой, прогуливаться по деревне, пить вино по вечерам и играть со своими друзьями на гитаре…


КОСТЁР ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

Притча

П. Коэльо
Наставник, встретившись как-то под вечер со своими учениками, попросил их разложить костёр, чтобы присесть у огня и поговорить.

— Духовный путь подобен этому пламени, — сказал он. — Тот, кто желает развести огонь, должен стерпеть едкий и неприятный дым, от которого першит в горле и слезятся глаза. Так же в точности происходит и обретение веры. Но когда огонь разгорается сильно и ярко, дым исчезает, и языки пламени озаряют всё вокруг.

— Ну а если кто-то заранее разложит для нас костёр? — спросил один из учеников. — И тем самым избавит нас от неприятного дыма?

— Тот, кто сделает это, будет лжеучителем. Он сможет развести огонь там, где пожелает, руководствуясь лишь собственной волей и вкусом. Он, если захочет, сможет и погасить его в любой момент. А поскольку он никого не научил тому, как разложить костёр, то весь мир будет погружён во тьму.



СМОТРЕТЬ НА СОЛНЦЕ

Притча

П. Коэльо

Ученик пришёл к учителю и сказал ему так:

— Много лет кряду я отыскиваю просветление. Сейчас чувствую, что почти вплотную приблизился к нему. Хочу знать, каков должен быть мой следующий шаг?

— А чем ты зарабатываешь себе на жизнь? — спросил наставник.

— Пока ещё не научился зарабатывать. Меня содержат отец и мать. Ну да, впрочем, это совсем не важно.

— Ты спрашиваешь, каков должен быть твой следующий шаг? Полминуты неотрывно смотри на солнце, — сказал наставник, и ученик так и сделал.

Потом, когда истекли эти полминуты, наставник попросил его описать всё, что тот видел вокруг себя.

— Да ничего я не видел! Солнце слепило меня!

— Человек, который ищет только света, а обязанности свои перекладывает на других, никогда не обретёт просветления.

О ПЕРСИКАХ

Притча

Жила на свете женщина, которая очень любила персики. Но в ее городе персики продавались какие-то не совсем такие...

И вот однажды она поехала на юг и привезла оттуда целый ящик замечательных спелых персиков.

Каждый день она открывала ящик, заботливо перебирала плоды, отбирала те, которые уже подгнили, и съедала их.

Через некоторое время персики кончились, и женщина посчитала, что она наконец-то наелась персиков, которые были в ее мечтах.

А на самом деле?

ОНА ТАК И НЕ ПОПРОБОВАЛА НИ ОДНОГО ЦЕЛОГО ПЕРСИКА!

О чем эта притча?

Об иллюзорности завтрашних успехов. Если Вы откладываете на потом свои улучшения, они НИКОГДА не наступят.

Посему — делать нужно СЕЙЧАС! Не откладывая на потом.



О САМОМ ЦЕННОМ

Притча

Один человек в детстве был очень дружен со стариком — соседом.

Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

Однажды он узнал, что сосед умер — и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.

Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…

Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.

Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.

С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание.

Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.



ЧАЙ ВПРИГЛЯДКУ

Притча

Однажды мальчик вернулся вечером домой. Целый день он простоял у кузни, глядя, как работает кузнец. С важным видом он сообщил отцу:

— Папа, я теперь могу работать кузнецом. Я знаю всё, как надо делать. Там нет ничего сложного. Я посмотрел и всё запомнил.

Отец позвал сына попить чай. Он налил две чашки чая: одну себе, а другую сыну. Пододвинув к себе сахарницу, он начал макать куски сахара в чай и класть в рот, запивая. Сыну же он сахар не дал.

После чаепития, отец спросил сына:

— Ну что, сынок, сладок ли был тебе чай вприглядку?

— Как же он мне будет сладок? — возмутился сын. — Это же ты пил вприкуску!..

— Но ты же смотрел на мой сахар, ты видел, как я его ел. Неужели тебе не стало сладко?

— Не стало, — обиженно ответил сын.

— А как же ты смог овладеть профессией кузнеца, лишь наблюдая за его работой?



О ВЕРЕ

(о том, как влияет окружение на нас)



Притча

Однажды луч сказал солнцу:

— Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

— Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, — разрешило солнце. — Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей.

Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?»

Тут он услышал грустный голос человека:

— Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит.

— У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — засверкал луч и подарил человеку солнечный огонь.

Вспыхнул огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Человек взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» — обрадовалась девушка.
Потом человек так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение: «Я думал, вы маляр, а вы настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства»!

Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:

— Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому человеку, которого встретил.

— Ты поверил в человека, и твоя вера помогла ему стать лучшим, — радостно ответило солнце.


О ЛЕНИ

Притча
Легенда повествует.

Когда Жоан умер, он очутился в каком-то красивейшем месте, где все было привольно, удобно и именно так, как он всегда мечтал. Некто в белых одеждах приблизился к нему и сказал: «У тебя есть право требовать чего пожелаешь: любых развлечений, удовольствий, вкусной еды».

  Обрадованный Жоан стал жить так, как всегда мечтал. А по прошествии многих лет он обратился к существу в белых одеждах:

- Я уже насладился всем, чем хотел. Теперь мне нужна работа, чтобы чувствовать себя полезным.

- Очень сочувствую тебе, – ответил тот. – Но это единственное, чего я не могу тебе предоставить. Работы здесь нет.

- Так что же? На веки-вечные я обречен томиться от скуки?! Нет уж, в тысячу раз лучше было бы попасть в ад!

Существо в белом приблизилось и произнесло еле слышно:

- А где, по-твоему, ты находишься?

 

ЛЕНЬ: ПРИЧИНЫ ЛЕНИ, ЧТО ДЕЛАТЬ С ЛЕНЬЮ.

С. Коркин
Лень наравне с похотью, гневом, завистью, чревоугодием, гордыней и жадностью считается тяжким грехом, который непременно ведет к смерти души. В «Божественной комедии» Данте Алигьери лентяи находятся на пятом круге ада. Потому что лентяю легче украсть, чем самому заработать себе на жизнь. Лень развращает и ослабляет человека. Она разрешает ему совершать не совсем хорошие поступки и побуждает к оправданию слабостей, разрушающих наше человеческое лицо.

Причины возникновения лени и методы борьбы с ней

Лень может быть следствием усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха. Данный тип лени присущ обычно трудоголикам. Отдохните — все пройдет.

В некоторых случаях причина лени это отсутствие энергии для совершения действия, количество которой определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Не путайте с обыкновенной усталостью. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать 7 дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно — уже подвиг. В этом случае не стоит грызть себя за бездеятельность — на это тоже расходуется энергия. Подумайте, что можно сделать, чтобы энергии стало больше. Иногда бывает достаточно встать, походить по комнате, сделать небольшую зарядку или полчаса погулять на улице, чтобы включиться в работу. А лучшая борьба с ленью в данном случае это консультация со специалистом по поводу корректировки состояния здоровья.

Низкий уровень мотивации. Человек не уверен, для чего он это делает, либо делает это не для себя, либо ожидает, что за него это сделают другие. Бороться с таким типом лени можно, повышая уровень самомотивации. Мотивированные собственной мечтой или благими целями мы идем по жизни, решая любые задачи. Если делаете что-то не для себя, убедитесь, что человек Вам дорог или что будет от него какая-то польза. При этом, как правило, работа будет сделана не только в срок, но еще и более качественно. А если вам кажется, что вы и так достаточно замотивированы, но все равно ленитесь, — значит, мотивация либо недостаточна, либо лично для вас неактуальна.

Нехватка силы воли — наиболее распространенная причина лени. Для таких людей завтра — это самый загруженный день недели, ведь они постоянно откладывают многие дела на завтра. Как бороться с такой ленью — начать, например, с чего-то попроще. Убедите себя взяться за дело и поработать всего десять минут, не больше. Это не так трудно, как начинать работу, понимая, что на выполнение задачи уйдет день-два. Потом даете себе установку потрудиться еще 10-20 минут, и в результате оказываешься втянутым в рабочий процесс настолько, что порой трудно остановиться.

Часто приступ лени возникает тогда, когда человек начинает делать то, что ему не нравится. Нелюбимая работа, неинтересные вам люди, мероприятия, в которых вам не хочется принимать участие, – все это усугубляет вашу лень. С такой ленью бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше». Заняться тем, что по душе и избежать прежние ошибки при выборе профессии вам поможет правильное определение жизненных целей.

Еще лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Как бороться с такой ленью? Придется учиться брать ответственность на себя. Всегда помните — за все то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами.

Чтобы бороться с ленью отношение к этой борьбе должно быть более чем серьезным. Ведь последствия лени порой бывают для нас настолько фатальны, что мы даже не подозреваем, какой опасный враг таится в ней. Именно она разрушает наши семьи, ломает наши судьбы, уродует наши тела и души, в ней причина нашей бедности и наших пороков, наших личных неудач и несбывшихся желаний.

Как бороться с ленью, несколько общих советов.

Вознаграждайте себя. Любой труд должен быть вознагражден: поэтому работая, полезно себя вовремя поощрять. Здесь как раз впору вспомнить совет о разделении дела на этапы. Выполнили часть дела — выпейте чашечку чая-кофе, прогуляйтесь или просто отдохните. Это хорошая привычка.

Создайте себе позитивное настроение. Включите бодрую музыку, украсьте свое рабочее место, причем все равно как. Главное, чтобы то место, за которым вам придется заниматься чем-то через силу, вызывало позитивные эмоции, хотя бы своим внешним видом. Какая разница, стол ли это, за которым вам придется провести бессонные ночи, заканчивая проект, или кухня, где в обнимку с поваренной книгой вы вынуждены творить кулинарные шедевры? Главное, вы должны улыбаться, а не морщиться, глядя на зону вашего боя с ленью.
ИНТЕРЕСЫ, ЦЕННОСТИ, НОРМЫ

«Что такое "честь фамилии"»

Б.И. Хасан, А.В. Дорохова
Как ты считаешь, что такое "честь фамилии"? Твоя фамилия, прежде всего, указывает на твою принадлежность к своей семье. А на что указывает отчество? Догадаться нетрудно. Знаешь ли ты, что не во всех странах принято называть человека по отчеству? Например, американцы обращаются друг к другу только по имени, а чаще всего по фамилии.

У других народов принято давать сыну двойное имя, одно из которых - имя его отца. А некоторые традиции таковы, что имя ребенка - это имена всех его предков плюс его собственное. Имя известного чилийского поэта Пабло Неруда вот такое: Нефтали Рикардо Рейее Басульто. А у одного из литературных героев: Хуан Мария Карлос Фердинанд Бернардито Луис эль Горра.

Вот мы и перешли к именам. Имя человека, казалось бы, что тут особенного? Но вот ты уже знаешь, как много оно может содержать в себе. "Да, конечно, - скажешь ты. - Но это где-то в других странах, в других традициях. А у нас принято человеку давать одно имя. И что оно может означать?" А тебе никогда не приходилось выяснить, почему тебя так назвали. В честь какого-нибудь из предков или еще кого-то?

В старину на Руси, еще до христианства, имена людей больше походили на прозвища.

Имя воспринималось как неотъемлемая часть человека, его скрывали от врагов, считая, что даже знание имени достаточно, чтобы нанести человеку вред. Имена же давались по внешнему виду и характеру: Белой, Добрыня, Малыш, Смирной, были имена, связанные с животными или растениями (ведь древние славяне верили в божественность некоторых из них): Белка, Волк, Трава, Ветка, Кот. Существовали и так называемые числовые имена: Второй, Меньшой, Третьяк, Девятой, Первой.

После введения христианства новорожденным при крещении стали давать имена, взятые из церковных календарей, святцев. Отсюда появился такой праздник, как "именины" или "день ангела". На каждый день в святцах приходились одновременно и мужские, и женские имена. Имя ребенку присваивалось в зависимости от того, в какой день он родился. Поэтому раньше день рождения и именины совпадали. Хотя некоторые счастливчики могли праздновать именины несколько раз в году. Например, имя Иван встречается в святцах 79 раз, Анна - 18, Мария - 12. А вот такие, как Владимир, Игорь, Олег, Ольга, Людмила, Наталья, Татьяна - только один, поэтому раньше эти имена были редкими.

Очень интересный период, связанный с именами наступил в нашей стране, после революции 1917 года, когда был отменен выбор имен по святцам. Тогда родители стали называть детей различными иностранными именами в честь литературных героев и выдающихся людей: Жанна, Инесса, Артур, Спартак, Марат. Тогда же появилось множество новых имен: Искра, Октябрина, Партизан, Коммунар, Идея; Сталь; Рем (революция, единение, марксизм); Владлен (Владимир Ленин) и даже Трактор и Электрификация. Так что, как видишь, имен может быть очень много, и довольно трудно молодым родителям выбрать имя для ребенка. Правда в некоторых семьях существуют традиции, например, называть старшего сына именем отца или именем деда (тогда во всех поколениях есть, скажем, Петр Петрович или чередуются Андрей Николаевич и Николай Андреевич).

. Есть такое мнение, что имя влияет на своего обладателя. Ведь каждое имя имеет свое значение. Значения старославянских имен нам в общем-то понятны, а остальные имена переводятся (чаще всего с древнегреческого или древнеиудейского). Например, Зоя (гр.) - жизнь; София (гр.) - мудрость, Анна (др.иуд.) - милость. Екатерина - чистая, Оксана - гостеприимная.

...А иногда домашние зовут человека не по имени, а по прозвищу. Прозвища любят давать друг другу одноклассники. Одни прозвища очень обидны, другие даже нравятся. А домашние прозвища обычно ласковые, иногда шутливые. Можно по прозвищам определить, кто как к кому относится? Дружная ли это семья? Уютно ли им в своем доме?



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет