Роль туристско-краеведческой экспедиции с этнографической направленностью в дополнительном образовании школьников



жүктеу 154.9 Kb.
Дата25.04.2016
өлшемі154.9 Kb.
: DswMedia
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> «Энергетический обмен»
DswMedia -> Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения
DswMedia -> Положение об абазинском спортивно – техническом клубе местного отделения досааф россии г. Абаза республики хакасия 2012
DswMedia -> Абель Нильс Хенрик
DswMedia -> Комиссия не принимает документы абитуриента
DswMedia -> Малыш и компьютер
DswMedia -> Высказывания о русском языке
Роль туристско-краеведческой экспедиции с этнографической направленностью в дополнительном образовании школьников
Н.А. Абросимова, педагог по туризму, районный центр дополнительного образования детей «Спектр», соискатель на учёную степень кандидата педагогических наук кафедры «Теории и методики физической культуры» Нижневартовского государственного гуманитарного университета; natali-1313@mail.ru
В воспитании и образовании подрастающего поколения могут и должны быть использованы богатые потенциальные возможности туристско-краеведческой деятельности. Туризм, как форма активного отдыха и дополнительного образования, полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать – полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность».

Ознакомление с природой, памятниками культуры и искусства, народным творчеством и традициями удовлетворяет естественную познавательную потребность, развивает воображение детей, их способность воспринимать и ценить прекрасное. Специфика туристско-краеведческой деятельности обостряет эмоциональное восприятие, способствует накоплению ярких впечатлений и переживаний. Особую значимость приобретают знания, которые показывают жизнь в прошлом и настоящем, а также перспективы её дальнейшего развития. Это способствует пониманию того, что «мой край — это неотъемлемая часть большой Родины».

Этнографические занятия школьников, как в течение учебного года в объединениях дополнительного образования и в факультативах, так и во время летних туристско-краеведческих экспедиций, являются одной из форм приобщения подростков к науке. Приобретенные знания конкретного этнографического материала, дополняя школьную программу по истории, географии и литературе, помогут школьникам глубже понять эти предметы и облегчат восприятие и запоминание материала по этим курсам.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что образование должно обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, ...воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, ...обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, …формирование культуры мира и межличностных отношений….» [21].

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» [19]. Таким образом, Концепция определяет образованность как одно из условий становления современного человека. Ряд ведомственных документов закрепили положения этих актов в образовательной практике, например, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 г.» [20].

В Программе развития центра «Спектр» на 2008-2010 гг. зафиксировано, что одной из задач деятельности Центра является «создание информационной образовательной среды, ориентированной на повышение качества образования…». Таким образом, образовательные цели, наряду с целями воспитания, являются ведущими.

К сожалению следует констатировать, что содержание этнографического образования в школьных программах (соответственно и в учебниках) практически не отражено. Учащиеся заканчивают школу без знания разнообразия культурно-бытовых особенностей народов как нашей страны, так и зарубежных стран, без понимания сложности проблем современного этнического развития народов. Решению части этих вопросов была призвана помочь наша экспедиция.

В данном случае речь идет о Нижневартовском районе, где и находится туристический клуб «Альтаир» районного центра дополнительного образования детей «Спектр». Район имеет богатое культурно-историческое наследие. Это краеведческие музеи в национальных поселках Аган и Варьеган [18] , кроме того, практически каждая школа района имеет свой школьный музей. Территорию заселяют различные этнические группы, в том числе малочисленные народы Югры – ваховские, аганские ханты и лесные ненцы [13].

За годы Советской власти и постсоветский период в жизни коренного населения произошли значительные перемены. На территории проживания хантов и лесных ненцев возникла лесная, газовая, нефтяная промышленность. Сейчас коренные жители проживают в комфортабельных поселках, в том числе и семья Айваседы, кроме традиционных видов деятельности занимаются огородничеством. Есть среди них и квалифицированные кадры (врачи, учителя, музейные работники, воспитатели).

Таким образом, происходит процесс взаимопроникновения культур, который не ведет к полной ассимиляции и угасанию коренного населения Нижневартовского района, а выводит их на новый уровень жизни, при котором сохраняются традиционные быт и культура.

Районный центр дополнительного образования детей «Спектр» выступает активным участником туристско-краеведческой работы: организует и проводит экспедиции, туристские походы, туристские слеты. Так, в 2010 году, была проведена туристско-краеведческая экспедиция «На стойбище рода Щуки» в национальный поселок Варьеган.

Целью экспедиции было изучение этноса коренных народов Западной Сибири на примере ваховских, аганских хантов и лесных ненцев.

В задачи экспедиции входило:

—Формирование теоретического представления о культуре и быте коренного населения Севера с привлечением литературных источников и архивных материалов;

—Изучение культурно-исторических моментов с использованием методических пособий;

—Знакомство с традиционным образом жизни коренных народов Севера на натурном материале;

—Обработка полученных результатов экспедиции «На стойбище рода Щуки».

Экспедиция проводилась в период зимних каникул с 2 по 7 января 2010 г. и проходила по территории Нижневартовского района, на стойбище «Зайка» рода Щуки, расположенном на болоте в тайге, в 10 км от поселка Варьеган.

Варьеган, что в переводе с хантыйского значит «Запорная речка», — национальный поселок в среднем течении р. Аган: из 500 его жителей ханты (Айпины, Казамкины, Сардаковы) и лесные ненцы (Айваседа, Иуси) представлены поровну [13].

Участниками экспедиции были учащихся 13-15 лет туристского клуба «Альтаир». Принимала туристов национальная семья рода Щуки Айваседы.

Экспедиция состояла из трех этапов: подготовительного, практического и камерального.

Подготовительный этап – это создание теоретической базы учащихся, которая включила в себя разработку маршрута экспедиции, программы и положения о проведении туристско-краеведческой экспедиции школьников с этнографической направленностью, специальные занятия по родному краю, подготовку необходимого туристского снаряжения, составление продуктовой раскладки с учетом местных условий и возможностей и т.д.

Особое внимание на подготовительном этапе мы уделили проработке научной программы экспедиции. Учитывая возраст участников (8 класс), опираясь на базовые знания школьных курсов, мы определили основные виды работ. После этого в работу включили возможности дополнительного образования, т. е. шла специальная подготовка научных групп. В рамках экспедиции все учащиеся были разделены на 3 группы — метеорологическую, экологическую и этнографическую.

Краеведческая работа и туристско-спортивная подготовка выполнялась всеми учащимися. До экспедиции были определены общие задачи групп.

В рамках первой задачи были проведены занятия, на которых изучались литературные источники: иллюстрированные книги, фотоальманахи, альбомы [2; 3; 4; 5; 7; 11; 13; 14].

Архивные материалы просмотрели и изучили в музее просвещения центра «Спектр». Заведующая музеем, Н.З. Сюникаева, провела ряд экскурсий по темам будущей экспедиции. Проводились практические занятия «Описание архивных документов, экспонатов», «Изучение истории села Варьеган».

С культурой малочисленных народов Севера (ваховские, аганские ханты и лесные ненцы) мы познакомились в ходе экскурсии в музей Просвещения. Кроме того, была изучена коллекция экспонатов — предметов быта коренных народов района: макет чума, сани, хозяйственные постройки, хлебная печь; народные промыслы (приспособление для рыбной ловли «морда», облас, разновидности стрел, аркан для ловли оленей) и др. Школьники читали стихотворения известного ненецкого писателя Юрия Айваседа-Вэллы, сборник стихотворений «Судьба, надежда и любовь», знакомились со сказаниями народов Обского Севера.

На занятиях по краеведению была изучена авторская монография «Нижневартовский регион» (природа, человек, экология)» [13], где описаны климат, животный мир, население, особенности культуры и быта коренных народов, природные ресурсы и ландшафты района; использовано учебно-методическое пособие [9]; в котором представлены материалы и методические указания по эколого-географическому краеведению. В ходе подготовки групп использовался дидактический материал к урокам как ученых Нижневартовского университета[13], так и собственный опыт разработки учебного материала.

На занятиях по этнографии коренных народов Западной Сибири использовались методические пособия [6; 13; 15], в частности, отбирались и разучивались наиболее понравившиеся нам игры ваховских, аганских хантов и лесных ненцев поселка Варьеган [12].

На занятиях в метеорологической и экологической группах также использовали учебно-методические пособия [1; 8; 10; 16; 17] по проведению исследовательских работ в зимний период (наблюдения за климатом и погодой; следы животных»); по методике проведения экологических экскурсий в природу, а также по проведению фенологических наблюдений; участники ознакомились с фенологическими и метеорологическими данными за последнее десятилетие.

Практический этап (экспедиционный) состоял из проведения основных исследовательских работ и краеведческой работы. Первая часть экспедиции проходила непосредственно в поселке Варьеган. Здесь ребята познакомились с материалами, собранными работниками школьного краеведческого музея, где была проведена экскурсия по этнографии коренного населения Севера. Сами же дети сделали зарисовки карты родовых общин, а также посетили культурно-этнографический центр (КЭЦ), парк–музей под открытым небом поселка Варьеган, основанный ненцем Юрием Кыльевичем Вэллой в 1987 г.

Инициатором создания музея выступили родовые общины Айваседы, Айпиных, Казамкиных. Музей представляет собой стойбище, огороженное деревянной оградой, в котором обычно жило 3-4 семьи. В музее представлено более 30 архитектурных построек, привезенных с заброшенных стойбищ, собраны экспонаты – предметы прошлого и современного быта хантов, некоторые экспонаты датируются 18-19 вв.[18]. Здесь наши материалы пополнились фотодокументами, записями в полевых дневниках, сделанными в культурно-этнографическом парке и купленными национальными сувенирами хантов.

Вторая часть экспедиции проходила непосредственно на стойбище семьи рода Щуки, смешанной многодетной семьи Айваседы. Хозяин Павел Янчевич — лесной ненец, ему 71 год, хозяйка Елизавета Даниловна – хантыйка, ей 68 лет. Наибольший интерес вызвало исследование направления «Поселения и жилища», учениками были сделаны зарисовки (рис.1-3).

Рис. 1. Жилой чум на стойбище хантыйской семьи

(зарисовка выполнена Русланом Бакиевым, 8 класс).

Рис. 2. Зимний моховой дом на стойбище семьи рода Щуки

(зарисовка выполнена Денисом Безносовым, 8 класс).

Изучая стойбище, учащиеся погрузились в атмосферу уникального образа жизни хантов, которые сочетают социально-бытовые потребности человека с трепетным и бережным отношением к природе.

Семья Айваседы дала название стойбищу — «Зайка». Это название стойбище получило потому, что в зимнее время это место облюбовал заяц-беляк. Примечательно, что стойбище не имеет ограждения, так как небольшой возвышающийся островок земли (10 на 12 м) со всех сторон окружен болотом. И только семья Айваседы знает все тропы и подходы к своему стойбищу. Находясь на большом расстоянии от стойбища, можно определить его местоположение по виднеющимся среди лесного массива высоким жердям чума, который используется в период весенне-летнего каслания (кочевья оленьего стада). А в зимнее время семья живет в зимнем моховом доме, так как в нем теплее, чем в чуме, для обогрева используется печь.

Месторасположение стойбища выбрано не случайно. Оно продиктовано четырьмя обстоятельствами: 1) зимнее стойбище семья построила недалеко от болота, потому что для покрытия зимнего дома необходим мох, но в этом месте должен быть и ягель – основной корм оленей; 2) стойбище располагается недалеко от зимнего рыбного запора, потому что зимой рыба — основной источник питания хантов; 3) болото, расположенное возле леса, позволяет семье Айваседы в осенне-летнее время собирать мешками дикорастущие ягоды: голубику, чернику, бруснику, клюкву, морошку. Часть собранной ягоды сдают в приемные пункты и выручают за это деньги, которые тратят на свои нужды. Часть сушат, варят компоты, делают морсы, пироги с ягодами. В частности, семья Айваседы построила свой зимний моховой дом за счет собранных дикоросов; 4) зимой семья Айваседы использует талую воду из болота, в котором прорублена прорубь, для приготовления пищи и хозяйственных нужд. По словам хозяина семьи, талая вода с болота самая вкусная, лечебная для человека.

Устройство хантыйского стойбища семьи Айваседы состоит из зимнего мохового дома, тип жилища — срубный (рис. 2) , который в науке этнографии принято называть традиционным, и хозяйственных построек: лабаз (рис. 3), летний очаг, место для дров, разобранный переносной чум.

Рис. 3 Лабаз (зарисовка выполнена Глебом Чаевцевым, 6 класс).

Кроме этого, было проведено три радиальных выхода на лыжах. Первый выход в район озера Большое Ершовое, второй – в район озера «Слизистое», где узнали историю образования этих озер, их значение для жизни коренного населения. Третий выход был к древней могиле лесных ненцев, где мы записали легенду и совершили священный ритуал, бросив монету к древней могиле.

Два дня Елизавета Даниловна и Павел Янчевич проводили вечера игр и сказок хантов, лесных ненцев, результатом которых было знакомство с особенностями культуры и жизни коренного населения Севера. Все свои наблюдения учащиеся фиксировали в своих дневниках, фотографировали, делали зарисовки интересных моментов, активно сами принимали участие в народных играх и самобытных заданиях, записывали все происходящее на диктофон и видеокамеру.

Третий этап экспедиции – камеральный. Учащиеся осуществляли предварительную обработку полевого материала и, опираясь на базовые знания школьных предметов, под руководством педагога определили темы своих исследовательских работ. На основе этнографической экспедиции «На стойбище рода Щуки», были выполнены работы на следующие темы:


  • В гостях у ваховских, аганских хантов и лесных ненцев;

  • Оценка процесса дессимиляции культур хантов в современное время.

Все эти работы представлены к участию в конференциях, которые проводит центр «Спектр. По итогам экспедиции ребятами была составлена презентация «На стойбище рода Щуки». Туристы клуба «Альтаир» совместно с учащимися объединения «Журналистики» смонтировали видеофильм «Альтаировцы в гостях у хантыйской семьи».

Таким образом, в ходе зимней экспедиции учащиеся получили знания по этнографии коренных народов Западной Сибири, исследовали зимнее хантыйское стойбище, познакомились с культурно-историческим наследием и традиционной культурой трех малочисленных народов Севера, закрепили навыки самостоятельного исследования, наблюдения, учета и систематизации зимнего хантыйского стойбища, краеведческой оценки его состояния по существующим методикам авторов [6; 9; 12; 13; 15], определили темы исследовательских работ для участия в конференциях, подготовили презентацию и смонтировали фильм об экспедиции для участия с докладами в конференциях и школьных уроках, научились работать информаторами, брать интервью и общаться с местным населением поселков.



Кроме этого, экспедиция способствовала развитию способностей учащихся поддерживать позитивные отношения с другими членами малой группы в целях создания комфорта в группе и коллективе, реализации творческих способностей, приобщению к здоровому образу жизни. В целом можно сказать, что углубленное изучение культуры и быта коренных народов Западной Сибири путем погружения в естественную среду проживания конкретной хантыйской семьи способствовало повышению уровня дополнительного образования и воспитания школьников.
Литература:

  1. Ашихмина, Т. Я. Методы мониторинга биологических объектов (биоты) // Школьный экологический мониторинг : учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Ашихминой – М. : Агар, 2000. – С. 49-88.

  2. Бондаренко, Ф. С. Куклы и игрушки Агана (учебное пособие) : каталог работ персональной коллекции Бондаренко Феклы Семеновны / Ф. С. Бондаренко, АНСидаш; рец. Т. А. Молданова. - Нижневартовск : Сидаш и К, 2003. – 36 с.

  3. Вэлла,  Ю. Поговори со мной: книга для ненецкого студента и для того, кто хотел бы послушать ненецкую душу / Ю. Вэлла. – Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. – 134 с.

  4. Гынгазов, Н. В. Золотая провинция : фотоальманах об Нижневартовском районе / Н. В. Гынгазов. - Нижневартовск : Приобье, 2003. - 128с.

  5. Гынгазов, Н. В. Нижневартовский район на пороге тысячелетия : фотоальманах об Нижневартовском районе / Н. В. Гынгазов. - г. Мегион : «Мега Ойл», 1998. – 102с.

  6. Лебедев, В. В. Кедровый корень методическое пособие: образовательная область «Технология» и «Этнография»/ В.В.Лебедев. - Ханты-Мансийск : Полиграфист , 2002. - 121 с.

МН:

Лебедев, В. В. Кедровый корень : метод. пособие по образовательной области «Технология» (охотоведение, рыболовство) и этнографии / В. В. Лебедев; под. ред. Т. А. Полуниной; Департамент образования и науки Ханты-Манcийск , авт. окр. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2002. - 122 с.


http://www.eduhmao.ru/info/2/2844/

  1. Лебедев В.В. Кедровый корень: Метод, пособие по образовательной области «Технология» (охотоведение, рыболовство) и этнографии / В.В. Лебедев; Под. ред. Т.А. Полуниной; Департамент образования и науки Ханты-Манcийск , авт. окр. -Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. - 122 с. 2000 экз.



Web ИРБИС32


Кедровый корень [Текст] : метод. пособие по образовательной обл. "Технология" (охотоведение, рыболовство) и этнографии / В.В. Лебедев; под общ. ред. Т.А. Полуниной; рец.: А.Л. Бугаева, А.В. Ефремов, У.Н. Зуева.

www.ugrasu.ru/cgi-bin/irbis32r…cgiirbis_32.exe?…1…




  1. Липунова, О. В. Мое сердце Нижневартовский район : книга об Нижневартовском районе / О. В. Липунова. – Нижневартовск : Приобье, 2008. – 112 с.

  2. Мухина, Н. Ю. Экосистемные экскурсии для учащихся 5-8 классов : учебно-методическое пособие (экскурсии для учащихся 7-8 классов «Животный мир») / Н. Ю. Мухина. – Нижневартовск : Приобье, 2004. – С.44-79

МН:

Мухина, Н. Ю. Экосистемные экскурсии для учащихся 5-8 классов / Н. Ю. Мухина // Экскурсии для учащихся 7-8 классов «Животный мир» : уч.-метод. пособие. – Нижневартовск : Приобье, 2004. – С. 44-79.


  1. Колобова, Б. А. Практикум по эколого-географическому краеведению : учебно-методическое пособие / Б. А. Колобова, Г. Н. Гребенюк // под ред. Б. А. Колобовой – Нижневартовск : НГГУ, 2004. – 246 с.

МН:

Колобова, Б. А. Практикум по эколого-географическому краеведению : уч.-метод. пособие / Б. А. Колобова, Г. Н. Гребенюк; под ред. Б. А. Колобовой. – Нижневартовск : НГГУ, 2004. – 246 с.


  1. Овечкина, Е. С. Экскурсии по лесным сообществам / Е. С. Овечкина, Н. А. Иванова // Экологические экскурсии в природу: уч.-методическое пособие / под ред. Е. С. Овечкиной – Екатеринбург, 2004. – С. 40-174.

МН:

Овечкина, Е. С. Экскурсии по лесным сообществам / Е. С. Овечкина, Н. А. Иванова // Экологические экскурсии в природу: уч.-метод. пособие. – Екатеринбург, 2004. – С. 40-174.


  1. Переясловец, В. М. Заповедник Юганский : книга по экологическому просвещению для учащихся и учителей о природе ХМАО-Югры на примере заповедника Сургутского района / В. М. Переясловец, Т. С. Переясловец, А. С. Байкалова. – М. : Унисерв, 2001. – 151 с.

  2. Прокопенко, В. И. Игры ваховских, аганских хантов и лесных ненцев : уч.-мет. пос. / – Екатеринбург : Эрнест, 1997. – 89 с.

МН:

Прокопенко, В. И. Игры ваховских, аганских хантов и лесных ненцев : уч.-мет. пособие. – Екатеринбург : Эрнест, 1997. – 89 с.


  1. Рянский, Ф. Н. Нижневартовский регион : монография ученых НГГУ о природе, человеке и экологии / Ф. Н. Рянский и др. – Нижневартовск : НГГУ, 2007. – 302 с.

  2. Солодкин, Я. Г. Нижневартовский район - страницы истории : книга для учащихся и учителей об истории Нижневартовского района / Я. Г. Солодкин. – Нижневартовск : Приобье, 1998. - 87 с.

  3. Сподина, В. И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири : учебно-методическое пособие (занятия по культуре и быту хантов) / В. И. Сподина – г .Мегион , 1995. – 176 с.

МН:

Сподина, В. И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). - г. Мегион, 1995. - 176 с.
Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты).Мегион. 1995а. 176 с.

  1. Стрельникова, О. Г. От морозов до морозов : учебно-методическое пособие (сборник о фенологических наблюдениях ХМАО за десять лет) / О. Г. Стрельникова, О. Г. Гордеев, и др. – Тюмень : Мандрики, 2000. – 224 с.+ 32 с. вкл.

  2. Сурин, А. А. Исследовательские работы в зимний период // А. А. Сурин /Лаборатория игрового моделирования : учебно-методическое пособие / – Санкт-Петербург, 2002 – С. 1-20; 45-52.

МН:

Сурин, А. А. Исследовательские работы в зимний период / А. А. Сурин // Лаборатория игрового моделирования : уч.-метод. пособие. – СПб., 2002 – С. 1-20; 45-52.


  1. Яковлев, Я. А. Музеи Ханты-Мансийского автономного округа : путеводитель по музеям ХМАО-Югры / Я. А. Яковлев. - Ханты-Мансийск, 2004. – 178 с.


Электронные ресурсы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. — URL : http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml. Проверено 12.04.2010.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 г.» [Электронный ресурс]. — URL : http://www.llr.ru/razdel3.php?id_r2=55. Проверено : 15.04.2010.

  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741. Проверено 17.03.2010.




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет