Ролёнок А. Концепт социального в интерпретации Ханны Арендт (2004) Понятие социального Ханна Арендт выводит из различия политического, вернее, из противопоставления возникновения общества аутентичной политической жизни



жүктеу 30.7 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі30.7 Kb.
: media -> library
media -> І. Жаңаөзен қалалық білім бөлімінің 2013 жылғы жұмысының қортындысы
media -> Күндізгі оқу түрі
media -> Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігінің кейбір мәселелері
library -> Бонни Иочелсон Фантастическая Страсть к Нью-Йорку Бернис Аббот и ее Изменяющийся Нью-Йорк 1935-1939
library -> I старьевщик Травестийный статус нищего. Миф о богатстве нищих
library -> 1991 Глава Логика культуры позднего капитализма
library -> Найгел Трифт Эш Амин Внятность повседневного города Логос 2002 #3-4
library -> Неоязыческие аспекты политико-идеологического проекта национал-большевизма
library -> Функциональная интеллигентность
Ролёнок А. Концепт социального в интерпретации Ханны Арендт (2004)
Понятие социального Ханна Арендт выводит из различия политического, вернее, из противопоставления возникновения общества аутентичной политической жизни.

В основу своей концепции Арендт помещает понимание сущности древнегреческого полиса, которая состояла в гармоничной связи между пространством публичности и приватности.

В частной сфере, сфере семьи и домохозяйства, человек решал проблемы своей нужды и телесной необходимости. Это по существу пространство неравенства, где господин, хозяин может вершить насилие по отношению к своим домочадцам и рабам. В этом пространстве основными видами активностей, человеческой деятельности, являются труд, обеспечивающий хозяину свободу от тела и его потребностей, и работа, привязывающая его к искусственному миру вещей.

Однако, несмотря на все негативности, эта сфера должна быть защищена от света публичности, дабы сохранить свою потаенность. Механизмом, который должен был защитить приватность от публичности, той стеной и границей, становится закон и его гарантии защиты частной собственности. Тем самым снималась проблема и проникновения частных интересов в публичное пространство. Чтобы попасть туда гражданин должен был быть свободен от нужды и мира вещей, должен проявить мужество, оставив частный дом, и отправиться, преодолевая пропасть, которая разграничивает частную жизнь от публичной, в пространство риска, где только и возможно осуществить свою свободу.

Публичная сфера представляет собой интерсубъективное пространство дискурсивных практик, условием которых является человеческая плюральность, проявляющаяся как равенство, что обеспечивает понимание друг друга как равных, и как различие, что делает необходимым речь и действие, как возможность выразить своё различие, свою уникальность.

Связь в этом пространстве обеспечивается посредством общности мира, которая располагается вне и между индивидами и является гарантом услышанности и увиденности, тем самым действительности мира как такового, возникающего в многоперспективности (manysidedness).

Эту свободную от насилия, неравенства, необходимости и господства сферу, пронизанную лучами явленности и, что весьма существенно, являющуюся самоцелью, где личность в состоянии выразить свою идентичность посредством речи и действия, Арендт и определяет как «аутентичную политическую жизнь», как само понятие политического.

Проделанный Арендт анализ по существу является генеалогией политического. Арендт определила то, что лежит в основе интересующего ее поля, выражаясь терминологией П. Бурдье, определила его содержание, а тем самым и предмет политической философии, как политические практики. Отталкиваясь от этого и руководствуясь принципом автономности поля, Арендт получает возможность различения того, что является политическим, а что нет. Тем самым это избавляет ее от исторического произвола в виде новоевропейской и (в меньшей степени) средневековой традиции, сводивших политическое к нужде или выражению интересов доминирующего класса.

В этой связи возникновение социального за счет проникновения частного в публичность и последующая его экспансия является, согласно Арендт, искажением публичной сферы, попыткой привнесения в нее несвойственных элементов, таких как забота о частной жизни, благосостоянии граждан (нужде, равенстве, трактуемом в духе справедливости), являющихся, в сущности, задачей частной сферы.

Арендт в своих работах выделяет как минимум 3 причины, приведшие к возникновению социального: во-первых, государство взяло на себя исполнение хозяйственной функции, что привело к установлению нации-государства как сверхсемьи с единым интересом и политической экономии как знания об этой семье; во-вторых, деполитизация придворного класса и формирование салонного общества, как следствие, взамен политическому классу пришли интриги, конформизм и манипуляции так называемых групп давления, защищающих свои интересы; в-третьих, современные демократические революции, принесшие доступ бедноте с ее нуждами и запросами социального равенства в пространство публичности и тем самым, заменив политику администрированием, принеся в нее насилие и жестокость, характерные для частной жизни.



Социальное пространство представляет собой комбинацию конформизма и эгоцентризма, в нем люди связаны вместе, но посредством приватности, то есть производства и потребления в общей экономике и общей масскультуре. Они объединены по общности потребностей и желаний, поставляющих коллективность, но не связаны посредством общности мира, позволяющей им быть различными и выражать свою «ктойность». «Стадоподобное» единообразие – это, согласно Арендт, составляет сущность социального, которое уничтожает не только публичность, но и приватность, тщетно пытающуюся скрыться в интимности.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет