Романс в музыке – вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного, т е. камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением



Дата27.04.2016
өлшемі35.11 Kb.
Романс в музыке – вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного, т.е. камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Романс возник в Испании в эпоху Средневековья. Первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошел в обиход и в других странах.



Романс развился из песни. Формировался романс почти 400 лет, с XV века по – XIX. Расцвет романса как жанра начался во второй половине 18 века в Германии, Франции, России.

В России романс приобрёл самобытные национальные черты. Виды русского романса: городской романс; цыганский романс, жестокий романс; казачий романс.



Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Булахов, Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Свиридов.

Александр Александрович Алябьев.

1787-1851

Русский композитор Александр Алябьев – родился в Тобольске, дворянин, сын губернатора, получил серьёзное домашнее воспитание, с детства занимался музыкой, получил образование в Московском университете. Герой Отечественной войны 1812 года.

После войны Алябьев серьёзно и много занимался, сочинял музыку для театра, писал оперы, инструментальные произведения, романсы, которые пользовались успехом. Сблизился с лучшими представителями русской культуры: А. Грибоедовым, И. Крыловым, А. Одоевским, А. Верстовским и др. К сожалению, успешная и яркая жизнь Алябьева прервалась: он был осуждён за тяжкое преступление, отсидел в тюрьме, около 15-ти лет провёл в ссылке, однако, продолжал сочинять музыку, создал военный духовой оркестр, дирижировал им.

В 1843 году, в 46 лет композитор, наконец, возвратился в Москву, вёл уединённый образ жизни, отдавая всё время музыке.

Творческое наследие Алябьева разнообразно, оно включает в себя оперы, балеты, произведения для оркестра, камерные ансамбли, фортепианные пьесы, хоровые произведения, но главное место занимают романсы, их около 150. «Вечерний звон», «Иртыш», «Зимняя дорога», «Нищая» – эти романсы до сих пор звучат, они любимы и интересны не только музыкантам, но и многим любителям музыки.

Самый известный, легендарный, романс Алябьева – «Соловей», написан стихи А. Дельвига (лицейского друга А. Пушкина), принадлежит к жанру «русской песни», с неторопливым запевом и подвижным припевом. Мелодия нежная, проникновенная, фортепианное сопровождение скромное, «гитарное», однако, заключение куплетов яркое, стремительное. Романс имел и имеет до сих пор необыкновенную популярность. Существуют фортепианные обработки романса, написанные М. Глинкой и Ф. Листом, а также скрипичная фантазия Анри Вьетана.

Александр Егорович Варламов

1801-1848

Александр Варламов родился в Москве, в семье чиновника. С детства проявил яркие музыкальные способности, по слуху играл на скрипке и гитаре, имел красивый певческий голос. Благодаря незаурядным музыкальным способностям в 10 лет был принят в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством выдающегося композитора своего времени Д. Бортнянского.

После ухода из капеллы Варламов занимается музыкой профессионально: преподает пение, выступает как певец-исполнитель, сочиняет церковные хоры, музыку к трагедиям, мелодрамам, балетам, пишет и издаёт учебное пособие «Школа пения», но в историю русской музыки Варламов вошёл как автор романсов и песен.

Варламов написал около 200 романсов и песен, они разнообразны по содержанию и характеру: в жанре народных песен («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица…»), лирического рассказа («На заре ты её не буди»). Для своих романсов Варламов выбирал стихи русских и зарубежных поэтов.

Один из лучших романсов Варламова написан на стихи М. Лермонтова – «Белеет парус одинокий». В музыке композитор передал стремительный порыв, жажду счастья, свободы. Взволнованность чувства в романсе передано с ритмом полонеза и испанского танца болеро.

Александр Львович Гурилёв

1803-1858

Родился в Москве, в музыкальной семье, его отец был крепостным музыкантом графа Орлова. Гурилёв получил прекрасное музыкальное образование, занимаясь у лучших учителей вместе с детьми графа. С ранних лет играл на скрипке и альте в крепостном оркестре Орлова, этот оркестр считался одним из лучших оркестров России.

В 1831 году, в 28 лет Александр Гурилёв получил вольную и занялся композиторской деятельностью, также он выступает, как пианист и преподаёт.

Гурилёв был дружен с Варламовым, что сказалось на формировании его собственного вокального стиля. Как и Варламов, он предпочитает жанр «русской песни» и лирический романс. Музыка в романсах и песнях Гурилёва отличается искренностью, мечтательностью, теплотой.

Вокальное творчество Гурилёва включает в себя около 90 романсов и сборник «47 русских народных песен».

Многие романсы и песни Гурилёва в основе имеют танцевальные ритмы: «Домик-крошечка», «Вьётся ласточка сизокрылая», «Грусть девушки»…

Песня-романс «Колокольчик» (ст. И. Макарова) написана в характере плавного, задумчивого вальса. Это романс, как и многие произведения Гурилёва, с течением времени стал восприниматься народной песней.

Творчество композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва оказало большое влияние на современников – Глинку и Даргомыжского, позже их традиции найдут продолжение в романсах П.И. Чайковского.


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет