Русский язык



жүктеу 318.68 Kb.
Дата03.05.2016
өлшемі318.68 Kb.
түріПротокол
: Content -> UserImages
Content -> Өткен сенбіде үйде демалып жатқанымда, есіктің сыртынан тықыр естілді. Іле қоңырау шырылдады. Сұрамастан аша салдым. Екі балаң жігіт тұр екен. «Аға, жарапазан ғой» деді де, домбыраны қағып-қағып жіберіп, әнге басты
Content -> Сводный график по защите магистерских диссертаций научного и педагогического и профильного направлений 2010 г. 14. 06. 2010 г
Content -> Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ-дың Ғылыми әдістемелік кеңесінің 2012 ж мәжілісінің
Content -> Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M020400 культурология»
Content -> Қр бғм білім және ғылым саласындағы бақылау Комитеті
UserImages -> Формирование популяции судака ( stizostedion lucioperca ( L. )) Урало-каспийского района в современных условиях
UserImages -> Аксиология как учение о ценностях
UserImages -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» Астрахань 2013 г
UserImages -> Тема 3: Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент
UserImages -> Сборник международной научной конференции "Информационные технологии в современном мире" Часть 5, Таганрог: трту, 2006. С. 41-44


ФГОУ ВПО

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Подготовительный факультет для иностранных граждан







Наймушина Т.А.







Шлакина М.Н

РУССКИЙ ЯЗЫК

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ СБОРНИК ТЕКСТОВ

О РОССИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

(II семестр)


Астрахань-2010г.

Тексты рассмотрены и утверждены на заседании методического Совета подготовительного факультета для иностранцев

Протокол №2 от 14 января 2010 г.

Рецензент: Штейникова Наталья Витальевна, кандидат филологических наук, доцент подготовительного факультета для иностранных граждан АГТУ

Составители: Наймушина Татьяна Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент подготовительного факультета для иностранных граждан, Шлакина Мария Николаевна, ассистент подготовительного факультета для иностранных граждан
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА 5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ 9

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 13

АСТРАХАНЬ 16

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 23

ПРАЗДНИКИ В РОССИИ 27

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА И СВЯТКИ 29

МАСЛЕНИЦА 33

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ 37





ВВЕДЕНИЕ


Данное пособие для чтения предназначено для студентов-иностранцев, владеющих базовым уровнем русского языка. Оно содержит 9 текстов, которые дают иностранным учащимся общие сведения о нашей стране, ее государственном управлении, административно-территориальном устройстве; знакомят с Астраханью, с университетом, в котором они учатся. 3 последних текста посвящены нашим праздникам. Пособие снабжено иллюстрациями. Предлагаемые тексты рекомендуются для ознакомительного и изучающего чтения.

Чтение текстов сборника логично увязать с прохождением лексических тем ІІ семестра. Так, текст об АГТУ рекомендуется читать в рамках прохождения темы »Образование» и повторения грамматической темы «Родительный падеж»; текст об Астрахани – в рамках лексической темы «Путешествия по России».

Чтение текстов о праздниках рекомендуется предварять устным рассказом преподавателя накануне соответствующего праздника. Преподаватель в классе вводит новую лексику и рассказывает о празднике. А в качестве домашнего задания можно рекомендовать чтение текста.

После чтения текста «Масленица» рекомендуется провести классную работу по развитию навыков говорения, используя картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Репродукция картины представлена в сборнике, но лучше принести на урок альбом с репродукциями. Работая с текстом о Пасхе, аналогичную работу можно провести по картине Б.Кустодиева «Христосование», репродукция которой также представлена в сборнике.

Авторы сборника надеются, что предлагаемые тексты окажутся не только полезными с точки зрения заложенной в них страноведческой информации, но и просто интересными для чтения.

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА


Предтекстовые задания

  1. Самостоятельно найдите значение этих слов в словаре, запишите их в свой словарь:

континент

район


промышленность

климат


омываться чем?

судоходство



  1. Обратите внимание на эти сложные слова, назовите их части:

морепродукты,

судоходство



  1. Продолжите данные ряды слов:

находиться (где?) в Европе, …..

граничить (с чем?) со страной, …..

жить (где?) в городе, …..

протянуться (от чего?) от гор, ….



  1. К данным существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные:

………….район

………….город

………….озеро

…………..река

…………..климат

…………..ветер

…………..климат

…………..океан



ТЕКСТ

Россия на карте мира

Российская Федерация, Россия - это самая большая страна в мире. Она расположена на северо-востоке континента Евразия. Площадь России - 17,1млн. кв. км (семнадцать и одна десятая миллиона квадратных километров). Столица России - город Москва. Территория России протянулась от морей Атлантического океана на западе до морей Тихого океана на востоке. Россия находится и в Европе, и в Азии. Граница Европы и Азии – Уральские горы.

Территория России делится на географические и экономические районы. На западе России, до Урала расположена европейская часть России. Здесь находятся большие реки – Волга, Дон. Много огромных городов: Москва, Санкт- Петербург, Нижний Новгород, Самара. Здесь также много дорог, развита промышленность. Это главный географический и экономический район России.

Уральские горы - тоже большой экономический район .Это старый район, где много крупных городов, например, Екатеринбург, Магнитогорск, развита промышленность, заводы выпускают различные станки, машины и т.д..

Территория от Урала до Тихого океана – это азиатская часть России. В азиатской части протекают самые большие реки России: Обь, Енисей, Лена, Амур и находится самое глубокое озеро в мире - Байкал. В азиатской части находятся такие большие города как Омск, Тюмень, Новосибирск, Владивосток, Иркутск. Азиатская часть в три раза больше европейской части России, здесь находится огромный прекрасный край, который называется Сибирь. Площадь Сибири почти 10 миллионов квадратных километров. В Сибири много полезных ископаемых: нефть, газ, уголь, алмазы.

Основная часть территории России находится в умеренном климате. На территорию до Урала влияют теплые и влажные ветра Атлантического океана. Влажный морской климат на юге Дальнего Востока связан с влиянием Тихого океана. На остальной территории России климат континентальный. В европейской части летом +220С, зимой – 210С. В азиатской части зимой холодно, на северо-востоке (район Якутии до -400С, -500 С). Здесь полюс холода страны. Лето же тёплое +200 С.

Территория России омывается водами 12 морей Мирового океана. Они важны для судоходства, торговли, дают рыбу и морепродукты.

В России проживает более 140 миллионов человек. Это многонациональное государство. В нашей стране живут русские (самая большая часть населения страны), украинцы, белорусы, татары, казахи, армяне, азербайджанцы, калмыки и т. д.

Россия - индустриальная страна. Промышленные комплексы выпускают станки, оборудование, высокоточные приборы, самолёты, автомобили и т.д.

В России также развито сельское хозяйство, которое даёт стране хлеб, овощи, фрукты, мясо, молоко и другую продукцию.

Во всём мире Россию знают как экспортёра нефти, газа, леса, различных машин, авиатехники.

Наша страна имеет богатые культурные традиции. Всемирно известны такие культурные центры как Эрмитаж, московский Кремль, Большой театр, Третьяковская галерея и многие другие.



Задания к тексту «Россия на карте мира»

1.Расположите пункты плана в соответствии с текстом:

а) Граница между европейской и азиатской частями России

б) Главный географический и экономический район России

в) Место расположения России

г) Климат России

д) Азиатская часть России

е) Россия – многонациональное государство.

ж) Богатые культурные традиции России



2. Вместе с преподавателем посмотрите на карту России, найдите и покажите

- самые большие реки,

- самые крупные города

а) в европейской части России

б) в азиатской части России

3. Расскажите кратко о:

а) главном географическом районе России, используя слова и словосочетания:

европейская часть, большие реки, огромные города, развитая промышленность

б) климате, используя слова и словосочетания:

умеренный, тёплые влажные ветра, континентальный, полюс холода.

4. Эти пропущенные глаголы встречаются в тексте. Хорошо ли вы их запомнили? (находиться, омываться, протянуться).

Территория России ……….. водами 12 морей.

Здесь……… большие реки: Волга, Дон.

Территория России ……… от морей Атлантического океана на западе до морей Тихого океана на востоке.



5. Как можно, используя сравнительную степень прилагательных, выразить восхищение просторами России, её реками, морями. Найдите в тексте и прочитайте предложения, где встречаются конструкции со словом «самый»

6. Напишите в тетрадь основную информацию о:

а) промышленности России

б) сельском хозяйстве России

в) всемирно известных культурных центрах России.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ


Предтекстовые задания

  1. Самостоятельно найдите значение этих слов в словаре, запишите их в свой словарь:

обжаловать

федерация

Конституция

Совет Федерации

Государственная Дума

депутат


субъект

правительство

юстиция

Министерство



полномочие

  1. Определите род существительных (задание 1)

  2. К данным глаголам подберите подходящие по смыслу существительные:

разграничивать (что?) ………

объединяться (во что?) …….

представлять интересы (кого?) …….

разрабатывать (что?) ………..

направлять законы (для чего?) ………

подписывать (что?) ………

руководить (чем?) …….

ТЕКСТ

Государственное управление в России

Россия-это федеративное государство, которое состоит из субъектов (частей). Федерация – это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные исполнительные и судебные органы. Основной закон Российской Федерации – Конституция. Она общая, но разграничивает вопросы, которые решает центр и которые решает местная власть, то есть разграничивает их полномочия. Все изменения в Конституцию вносятся с согласия субъектов федерации.

Главой государства России является Президент. Основной законодательный орган – Федеральное собрание. В Федеральное собрание входят две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.

В Государственной Думе заседают народные депутаты. Их избирают граждане России на выборах, которые проходят раз в четыре года. Народные депутаты объединены в партии и представляют интересы всего населения. В Государственной Думе разрабатываются законы России. Затем они поступают в Совет Федерации. Совет Федерации учитывает интересы не только граждан России, но и отдельных территорий в экономической, социальной областях, в сохранении природных ресурсов.

Последнее слово остаётся за Президентом России. Он подписывает законы, и они направляются для исполнения.

Правительство России – это исполнительный орган.

Правительством России руководит Председатель Правительства. Ему помогают министры, которые возглавляют Министерства, например, Министерство юстиции, Министерство финансов и т. д.

Третья ветвь государственной власти в России – суды. Суды независимы от других властей и принимают решения на основании законов, действующих в стране.

В каждом городе России работают Федеральные суды. Их решения можно

обжаловать в Верховном суде, который находится в Москве.

Все органы государственной власти России находятся в Москве. Там работает Президент России, Правительство России, парламент (Федеральное Собрание).

Задания к тексту «Государственное управление в России»

1. Ответьте на вопросы по содержанию текста:

1.1. Что такое федерация, федеративное государство? Используйте слова и словосочетания: устойчивый союз, самостоятельные государства, собственные законы.

1.2. Как вы понимаете фразу:

Основной закон Российской Федерации – Конституция. Она общая и разграничивает полномочия центра и местной власти.

1.3. Как называется основной законодательный орган?

1.4. Чем занимается Государственная Дума? Используйте слова и словосочетания: народные депутаты, избирать, представлять интересы всего населения, разрабатывать законы.

1.5. Чьи интересы учитывает Совет Федерации? Используйте в ответе данную грамматическую конструкцию:

Совет Федерации учитывает интересы не только …….., но и …………. в экономической, социальной областях, в сохранении природных ресурсов.



2. Выберите в тексте ответы на вопросы. Укажите падежи.

За кем остаётся последнее слово при подписании законов Российской Федерации?

Кто руководит правительством России?

Кому помогают министры и Министерства?

Какие Министерства вы можете назвать?

3. Найдите причастный оборот в этом предложении. Студент читает предложение по тексту.

Федерация – это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законы, исполнительные и судебные органы.



4. Замените причастный оборот из задания 3 предложением со словом КОТОРЫЙ.

5. Прочитайте предложение ещё раз. Прослушайте начало предложения и самостоятельно закончите его.

Федерация – это устойчивый союз почти самостоятельных государств, ………



6. Кто руководит вашей страной? Как называется должность этого человека?

7. Как называется высший законодательный орган в вашей стране?

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ


Предтекстовые задания

  1. Самостоятельно найдите значение этих слов в словаре, запишите их в свой словарь:

гражданин

губернатор

мэр

компетентный



сконцентрировать

независимость

декларация

суверенитет



  1. Образуйте множественное число от данных существительных:

край, область, республика, декларация, территория, центр, технология, столица,

специалист, федерация.



  1. Найдите в тексте и прочитайте предложения, где встречаются слова из задания 1.

  2. Дополните предложения подходящими по смыслу словами и словосочетаниями:

Областью руководит ……, а областным центром - …………

И губернатор, и мэр имеют ……. Здесь работают…………..

специалисты, решающие важные вопросы.

Слова для справок: мэр, аппарат управления, компетентный ,губернатор.


  1. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные:

гражданин областной

центр любой

технология крупный

структура самостоятельная

город новая

администрация районная



  1. Запишите сокращённо эти предложения. Каждое предложение читается 2 раза.

Москва – это экономический, финансовый, культурный центр.

В Москве сконцентрировано около тысячи НИИ и ВУЗов.

В Москве создаются многие новые технологии, которые затем распространяются по территории страны.


  1. Найдите в этих предложениях краткие страдательные причастия.

Республики – это самостоятельные структуры. Обычно они образованы по национальному признаку.

Столица России - Москва. Город основан в 1147 году.

12 июня 1990 года была принята « Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации»

ТЕКСТ

Административно-территориальное устройство России

На карте России мы найдём такие административно-территориальные образования как республики, края, области. Республики – это самостоятельные структуры. Обычно они образованы по национальному признаку, например, республика Татарстан, республика Башкортостан, республика Коми и др. Но законы в этих республиках действуют те же, что и для всех граждан России.

Края объединяют большие территории, где много городов, здесь могут проживать люди разных, иногда малочисленных, национальностей. Например, Ставропольский край находится недалеко от Астрахани на Северном Кавказе.

Области имеют по сравнению с краем меньшую территорию. Самый крупный город области является областным центром. Например, в Волгоградской области областной центр- Волгоград, в Астраханской области – Астрахань. Областью руководит губернатор, а областным центром – мэр. И губернатор, и мэр имеют аппарат управления. Здесь работают компетентные специалисты, решающие важные вопросы. Город обычно делится на районы. В каждом районе также работает администрация.

Любой гражданин может обратиться в районную, городскую или областную администрацию со своим вопросом или проблемой.

Столица России - Москва. Город основан в 1147 году, Москве почти 900 лет. Москва – это экономический, финансовый, культурный центр. Здесь сконцентрировано около 1000 НИИ и ВУЗов поэтому здесь создаются многие новые технологии, которые затем распространяются по территории страны. В Москве проживает более 10 миллионов человек. Город знаменит своими памятниками истории, культуры, архитектуры. Особенно выделяются среди них Кремль, Красная площадь, Большой театр, Третьяковская галерея.

Каждый год 12 июня в России празднуют День независимости. В этот день в 1990 году была принята «Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации».

Задания к тексту «Административно-территориальное устройство России»

1. Разделите данный текст на части, дайте название каждой части, запишите их в тетрадь.

2. Вы получили план текста.

3. Расскажите текст по этому плану.

4. Когда празднуется День независимости в вашей стране?

АСТРАХАНЬ


Предтекстовые задания

  1. Самостоятельно найдите значение этих слов в словаре, запишите их в свой словарь:

эпоха

бойница


купол

резьба


зодчий

воспроизведение (от воспроизводить)

собор

осетровая порода



академик

вокальное искусство

достижение

добывать что?

перерабатывать что?

почтенный

привлекать чем?

выделяться среди кого?

вобрать во что?

хан


отправляться куда?

найти, открыть что? - месторождение нефти

добывать, перерабатывать что?- нефть, газ


  1. Подберите синонимы к данным словам: неприятель, зодчий, соглашение, учиться, сегодняшний, эпоха.

  2. Подберите на основе текста к данным существительным прилагательные, образуйте словосочетания:

…………………… эпоха

…………………… кремль

…………………… архитектура

…………………… собор

…………………… купола

…………………… зодчий

…………………… певицы

…………………… искусство

…………………… театр

…………………… месторождение

…………………… комплекс

…………………… воспроизведение



  1. Обратите внимание на эти сложные сокращенные слова: АГТУ, АГУ, АГМА. Расшифруйте их вместе с преподавателем.

  2. Назовите части этих сложных слов: судоремонтный, судостроительный, газоперерабатывающий, месторождение. Как вы их понимаете? С какими существительными они могут употребляться?

  3. Обратите внимание на разницу в употреблении прилагательных: великий и величественный.

Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, выдающийся. Например, великий писатель.

Величественный – имеющий выдающиеся свойства, внушающий преклонение, уважение. Это прилагательное употребляется в высоком, книжном стиле речи. Например, величественный собор.

Найдите соответствие в правой колонке

Великий здание

Величественный поэт

учёный


природа

Справка: Золотая Орда – воинственное государство, основанное монгольскими ханами в 13 веке. Существовало до середины 15 века.

Иван Грозный- русский царь(1530-1584г.г.), значительно расширил территорию России, отличался строгостью наказания государственных деятелей.


ТЕКСТ

Астрахань

В 13 веке в двенадцати километрах севернее нынешней Астрахани, на правой стороне Волги появляется небольшой городок Гинтархань или Аштархан (сейчас это село Карантинное). Этот город был подчинён ханам Золотой Орды. В середине 16 века, в 1556 году во время правления Ивана Грозного, русские войска взяли город и присоединили его к Российскому государству.



Новая эпоха существования города началась в 1558 году с основания новой Астрахани на левом берегу Волги на самом крупном холме. Здесь были построены укрепления, которые положили начало современной Астрахани. Чтобы обеспечить защиту города решили построить каменный кремль. Астраханский Кремль является замечательным памятником древнерусской архитектуры. В стенах Кремля были сделаны три ряда бойниц, откуда можно было стрелять в неприятеля. Среди памятников архитектуры Кремля особенно выделяется Успенский собор. Собор достигает 75 метров в высоту, он завершён пятью золочёными куполами. Успенский собор двухэтажный. Собор строился с 1698 по 1710 год. Руководил работами русский зодчий-крепостной крестьянин Дорофей Минаевич Мякишев. И сейчас этот величественный собор привлекает своей красотой всех туристов, которые приезжают в Астрахань.

Астрахань живёт и развивается. Сейчас это один из крупных политических, экономических и культурных центров юга России. Здесь работает правительство области, которым руководит губернатор, администрация города, которой руководит мэр, а также Государственная Дума Астраханской области.

Астрахань – большой промышленный город. В городе много судостроительных и судоремонтных заводов. В начале 80-х годов в Астраханской области открыто крупное месторождение нефти и газа.

Здесь работает отделение одного из крупнейших в Европе российских газовых объединений «Газпром. Добыча. Астрахань». Сегодня в степи построены современные нефте- и газоперерабатывающие заводы. Наш газоперерабатывающий комплекс добывает, перерабатывает более 10 млрд. кубических метров газа.

Президент России поставил важную задачу: создать в Астрахани южный центр судостроения. Этот центр будет строить суда для государств, которые находятся на Каспийском море.

Астрахань всегда славилась своей рыбой. Но добыча нефти и газа на Каспии значительно сократила количество рыбы в море.

Поэтому сейчас в Астраханской области развивается искусственное воспроизведение рыбных запасов осетровых (осётр, белуга, севрюга) и частиковых(сазан, судак, лещ) пород рыб. Строятся заводы, где в искусственных условиях выращивают взрослых рыб осетровых пород.

В средние века через Астрахань проходил знаменитый торговый путь из России в страны Востока, в Индию. В мае 2002 года было подписано соглашение между Россией, Индией и Ираном о создании международного транспортного коридора Север-Юг. А уже в октябре 2003 года в порту Оля Астраханской области был открыт контейнерный терминал. Через этот порт грузы отправляются в Иран, Индию. Этот проект ставит Астрахань в центр международной торговли между Европой и Средней Азией.

Астрахань всегда была культурным центром юга России. В нашем городе жили и работали известные поэты. Например, В.К. Тредиаковский. В 1745 году его работы по русскому языку были достойно оценены. Он первый среди русских людей получил звание академика. В городе есть улица, которая носит имя В.К. Тредиаковского. Велимир Хлебников, известный поэт-модернист ХХ века, родился в Астрахани в 1885 году. В городе находится музей В.Х.Лебникова.

В России хорошо знают наших земляков: знаменитого художника ХХ века Б.М. Кустодиева, замечательных певиц Марию Максакову и Валерию Барсову, Тамару Милашкину. Консерватория названа в честь М. Максаковой, в городе проходят международные фестивали вокального искусства, носящие их имена. Ещё одна интересная страница культурной жизни – старейший драматический театр. Он основан в 1810 году.

В Астрахани более 30 вузов: АГТУ, АГУ, АГМА, Астраханская консерватория и другие.

Наш университет АГТУ образован в 1994 году на основе Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства (Астрыбвтуза), который был открыт в 1930 году.

АГТУ взял лучшие достижения Астрыбвтуза, использует их и за годы своего существования открыл новые и очень необходимые для области специальности.

С 1957 года в нашем вузе учатся иностранные студенты. Сейчас обучается более трёхсот студентов из Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока.

Астрахань – многонациональный город. Здесь живут русские и украинцы,

казахи и татары, евреи, армяне, азербайджанцы и другие народы. Мы находим общий язык, помогаем, друг другу, узнаём культуру, обычаи, традиции народов, живущих на нашей астраханской земле.

В 2008 году Астрахань встретила свой 450- летний юбилей. Построены новые здания, отремонтированы дороги и мосты. Все жители очень любят свой город. Наша Астрахань, несмотря на почтенный возраст, красива и молода.



Задания к тексту «Астрахань»

1. Хорошо ли вы запомнили глаголы? Вместо точек вставьте глаголы из справочного материала и скажите предложения вместе с ними.

Чтобы …… защиту города, решили построить каменный кремль.

Среди памятников архитектуры Кремля особенно …………. Успенский собор.

Наш газоперерабатывающий комплекс ………….., …………… более 10 миллиардов кубических метров газа в год

И сейчас этот величественный собор …………….. своей красотой всех туристов, которые приезжают в Астрахань.

Справочный материал: добывать, перерабатывать, обеспечивать, выделяться, привлекать.

2. В данных предложениях найдите все причастия в полной и краткой форме, назовите глаголы, от которых они образованы.

Консерватория названа в честь нашей землячки Марии Максаковой.

В городе проходят международные фестивали вокального искусства, носящие имена М.Максаковой и В.Барсовой.

Ещё одна интересная страница культурной жизни – старейший драматический театр. Он основан в 1810 году.



3.Ответьте на вопросы по прочитанному тексту:

а) Почему можно сказать, что Астрахань-это большой промышленный город?

б) Отделение какого газового объединения работает в Астрахани?

в) Почему в Астрахани развивают искусственное разведение осетровых и частиковых пород рыб?

г) Можно ли сказать, что создание транспортного коридора « Север- Юг» ставит Астрахань в центр международной торговли между Европой и Средней Азией?

д) О ком из известных астраханцев вы прочитали в тексте?



4.Запишите эти предложения в сокращённом виде. Преподаватель читает предложения 2 раза.

Наш университет – АГТУ образован в 1994 году на основе Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства. С 1957 года в нашем университете учатся иностранные студенты. Сейчас обучается более трёхсот студентов из Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока.



5.Закончите эти предложения:

Здесь были построены укрепления, ………….

В стенах Кремля были сделаны три ряда бойниц, …………..

И сейчас этот величественный собор привлекает своей красотой всех туристов, …………

В начале 80 х годов в Астрахани открыто …………………….

6. Когда основан ваш родной город?

Сколько лет вашему городу?

Назовите самые главные памятники истории, архитектуры, культуры вашего города.

Расскажите об одном из этих памятников.

В вашем городе есть высшие учебные заведения? Назовите их.

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Астраханский государственный технический университет (АГТУ) был образован в 1994 году на базе Астраханского рыбного института (Рыбвтуза), который был основан в 1930 году.

Наш университет сегодня – крупнейший вуз юга России. За 75 лет работы вуз подготовил более 32 (тридцати двух) тысяч специалистов, в том числе более 2000 (двух тысяч) специалистов для стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы.

В университете работают более 550 преподавателей, из них 208 кандидатов наук и 57 докторов наук. В университете обучаются более 8000 студентов и аспирантов из разных регионов России, а также из 32 зарубежных стран.

Университет готовит специалистов в области рыбоводства , химической и пищевой технологии, холодильной техники, кораблестроения, экологии, экономики, информационных технологий и телекоммуникаций, юриспруденции, сервиса и туризма , более чем по 40 (сорока) специальностям.

Первые иностранные студенты начали учиться в Рыбвтузе в 1957 году. Это были студенты из Египта, Вьетнама, Венгрии и других стран. Сейчас в университете обучается 248 иностранных студентов из 32 стран мира.

С 1970 года существует подготовительный факультет для иностранных граждан. На подфаке учатся только иностранные студенты, которые после окончания подготовительного факультета продолжают обучение в АГТУ, а также могут поступать в другие вузы России. Сегодня университет является одним из 19 вузов России, имеющих право на довузовскую подготовку иностранных граждан.

В настоящее время в университете существуют две формы обучения: дневная и заочная. Если студент учится на заочном отделении, это значит, что он самостоятельно изучает программу университета, самостоятельно выполняет контрольные работы, а потом преподаватели университета проверяют его работы.

В нашем университете существует аспирантура, где ведется подготовка научных работников, преподавателей вузов, специалистов высшей квалификации, в том числе иностранных граждан. Аспиранты, занимаясь научной работой, пишут кандидатскую диссертацию. В конце обучения, защитив кандидатскую диссертацию, они получают звание кандидата наук.

В специализированных советах АГТУ также возможна защита докторских диссертаций.

В университете имеются хорошие условия для занятий и отдыха студентов: 7 учебных корпусов, современные лаборатории, большая научная библиотека, в которой есть более 650 тысяч книг и журналов. Имеются также аудио- и видеокассеты, диски CD-ROM. Для поиска научной информации возможен выход в Интернет.

Прекрасные условия имеются для занятий спортом. Университет имеет свой спорткомплекс с двумя плавательными бассейнами, залами для занятий баскетболом, волейболом, теннисом; есть хороший стадион, футбольное поле.

В университете есть различные кружки и коллективы, где вы можете реализовать себя как творческую личность. Есть театр, команды КВН, музыкальные и танцевальные ансамбли, литературная студия, в которой занимаются любители поэзии.

В университете существуют традиции, одна из которых – празднование 3-его июня дня рождения университета. 25 января – Татьянин день, праздник всех российских вузов, любимый студенческий праздник. В начале года происходит посвящение в студенты, когда студенческая семья принимает в свои ряды новых первокурсников. Университет весной проводит День открытых дверей, когда приглашаются будущие абитуриенты и их родители, чтобы познакомиться с университетом, со специальностями, по которым ведется подготовка.
Задание №1.

а) Согласуйте числительные с существительными и прилагательными.

8 000 (студент и аспирант)

550 (преподаватель)

208 (кандидат наук)

57 (доктор наук)

40 (специальность)

248 (иностранный студент)

32 (страна мира)

7 (учебный корпус)

650 000 (книга и журнал)



б) Прокомментируйте данные выше цифры.

Задание№2.

а) Соедините слова из левого столбика со словами в правом столбике.

был образован дневная и заочная

был основан докторских диссертаций

готовит специалистов на базе Рыбвтуза

имеет право в 1930 году

2 формы обучения как творческую личность

в аспирантуре по 40-ка специальностям

получают звание на довузовскую подготовку

иностранцев

возможна защита кандидата наук

реализовать себя ведется подготовка научных

работников



б) На основе задания 2, с данными словосочетаниями, составьте предложения.

Задание№3.

Вместо точек вставьте (где нужно) необходимые предлоги, слова в скобках поставьте в правильной форме.

1………... 75 лет работы вуз (готовить – подготовить) более 2000 специалистов.

2………... 1970 года существует подготовительный факультет для иностранцев.

3………... (конец обучения) в аспирантуре они получают звание кандидата наук.

4. Обычно………... (начало года) (происходить – произойти) посвящение в студенты.

5. ………... (весна) университет (проводить – провести) День открытых дверей.



Задание№4

а) Объясните, как вы поняли, что такое:

Рыбвтуз


Заочное отделение

Татьянин день

День открытых дверей

б) Назовите, какие кружки и коллективы есть в университете?

В каком из них хотели бы заниматься вы?



Задание№5

Ответьте на вопросы.

  1. В каких областях готовит специалистов наш университет?

  2. Расскажите о первых иностранных студентах. Сколько их учится сейчас?

  3. Какие условия имеются в университете для учебных занятий студентов?

  4. А для занятий спортом?

  5. На каком университетском празднике вы уже были или хотели бы побывать? Почему?

  6. Какая информация, с которой вы познакомились в этом тексте, показалась вам интересной?

Задание №6

Назовите 3 преимущества и 3 недостатка учебы в провинциальном вузе. В каком вузе вы предпочитаете учиться: в столичном или провинциальном?


ПРАЗДНИКИ В РОССИИ


Несомненно в России самым любимым праздником детей и взрослых является новогодний праздник. Новый год по традиции – семейный праздник. Ровно в 12 часов в ночь с 31 (тридцать первого декабря) на 1 (первое января) вся семья собирается за праздничным столом. Бьют часы на Спасской башне Кремля, и ,благодаря радио и телевидению, их слышит вся Россия. Все встают, поднимают бокалы с шампанским, поздравляют друг друга: «С Новым годом!», «С Новым счастьем!» А потом под ёлкой находят подарки, с любовью приготовленные родными и близкими.

После революции 1917 года все религиозные праздники были отменены, но Рождество и Пасху продолжают отмечать в русских семьях. Рождество отмечают 7 января, Пасха отмечается по церковному календарю в разные дни.

В России символическим днём, в который поздравляют всех женщин, стал день 8 Марта. В этот весенний день женщинам дарят цветы, улыбки, им посвящают телевизионные передачи, для них звучит музыка, выступают артисты.

Каждый год 23(двадцать третьего) февраля в России отмечают День защитника Отечества. Но не только офицеров и солдат поздравляют в этот день. Праздник 23 февраля стал праздником всех мужчин, потому что многие из них прошли службу в армии.

И сейчас в некоторых семьях празднуют даты, связанные с революцией 1917 года – 7 Ноября (День Великой Октябрьской социалистической революции) и 1 Мая (Международный день солидарности трудящихся). По традиции в эти дни на главных улицах города проводятся демонстрации и митинги.

В России нет ни одной семьи, которая не потеряла бы во время Великой Отечественной войны родных и близких, поэтому День Победы каждый год отмечают по всей стране 9 Мая. В этот день поздравляют ветеранов, возлагают цветы к памятникам героям войны

День рождения в России любят все. В день рождения приглашают друзей и близких, пекут праздничный торт, получают подарки и поздравления. Особенно торжественно отмечают юбилеи, когда человеку исполняется 10,20, 30 ….. лет.

Кроме праздников, которые отмечают все, в России существует много про-фессиональных праздников (День учителя, День строителя, День печати и т. д. региональных, городских праздников (День Москвы, День города),

студенческих праздников (День физика, День филолога, Татьянин день – праздник всех студентов России) и многие другие.

Ответьте на вопросы по тексту


  1. Какой праздник в России является самым любимым праздником детей и взрослых?

  2. Какие религиозные праздники по традиции отмечаются в России?

  3. Как отмечается в России женский праздник 8 Марта?

  4. Почему День Победы является всенародным праздником?

  5. Какие профессиональные праздники существуют в России?

Многие религиозные праздники ушли в прошлое. Но некоторые праздники, а с ними обряды, обычаи и народные традиции живы до сих пор. В России в январе отмечают Праздник Рождества Христова и Святки, Старый Новый год и Крещение. А когда зима оканчивается, русские люди прощаются с ней и встречают весну. Это происходит на Масленицу. Весной же отмечается и главный христианский праздник – день Пасхи.

Вы сейчас живёте в России и в праздники отдыхаете, как и все россияне.

Вы хотите больше узнать о наших праздниках?

Мы расскажем вам о некоторых из них.


ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА И СВЯТКИ


Предтекстовые задания


  1. Запишите новые слова и определите их значение в словаре:

солнцеворот

колядка


величать кого? = восхвалять кого?

безудержный ( - ое веселье)

милосердие

спасать ( НСВ) - спасти ( СВ) кого ?

накрывать ( НСВ) – накрыть ( СВ) что ?

угощать чем?

обильный

требовать чего?

гимн

Библия, библейские темы



наряжаться, ряженые

обряд


обычай

традиция



  1. Обратите внимание, что существительные солнцеворот, милосердие образованы из двух корней. Найдите эти корни.

  2. Подберите прилагательные к данным существительным на основе текста

……………… праздник

……………… гимны

……………… песни

……………… веселье

……………… богатство

……………… угощение

……………… костюмы


  1. Подберите в тексте однокоренные слова к существительному наряд. Выделите корень в этих словах.

  2. Выберите соответствующие прилагательные из списка, вставьте их в предложения:

От избы к избе молодёжь ходила ……………. группами и пела ……….. песни.

Святки – время …………… веселья.

В колядках поют о …………….. богатстве дома, конечно, сильно преувеличивая его.

Список: фантастический, веселый, новогодний, безудержный, праздничный


  1. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из списка в предложения:

В Святки каждый человек старался .................. доброту, внимание к людям, щедро ...................и................. родных, знакомых, соседей.

В колядках ..................... хозяина и хозяйку.

Ряженые должны ....................всех своим видом.

Зрители .................. около балаганов, потому что куклы были смешными и авторы реплик состязались в остроумии.

Список: величать, одаривать, веселить, проявить, угощать, состязаться, хохотать.


  1. Задайте вопросы к этим словам:

поздравить, поздравление, поздравительный

величать, величие, великий

восхвалять, похвалить, похвала

рождение, Рождество, рождественский



  1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из задания 7

В колядках .............. тех, кто живёт в доме. В этих песнях ...............хозяина, хозяйку, малых детушек.

Это старинное здание отличается своим ............... Преподаватель.................студента за правильно решённые задачи. Эта .............. очень нужна студенту. М.В.Ломоносов-...........русский учёный.



ТЕКСТ

Праздник Рождества и Святки

Самый главный праздник января – Рождество Христово. Это великий христианский праздник, его отмечают 7 января. Христиане верят, что Бог послал в этот мир своего сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели.

В России к празднику готовились долго. В этот день не работали, ходили в церковь, накрывали очень обильные столы.

Рождество считалось праздником милосердия. Ходили в гости, каждый старался проявить доброту, внимание к людям, щедро угощали и одаривали родных, знакомых, соседей.

В Рождество ходили славить. Из палок, бумаги делали звезду и ходили по двое, трое днём и вечером и пели рождественские гимны. По преданию, когда родился Иисус Христос, на небе засияла первая звезда. Хозяева подавали тем, кто ходил славить, хлеб, муку, пряники, ватрушки, деньги.

Главный зимний праздник продолжается с 7 января до 19 января. В это время происходит зимний солнцеворот. Солнце поворачивает на лето. Прибавляется день, становится длиннее, а ночь - короче. Это время называли Святки. Молодёжь ходила весёлыми группами от избы к избе и пела колядки - поздравительные песни. В этих песнях величают, восхваляют хозяина, хозяйку, малых детушек, поют о фантастическом богатстве дома, конечно, сильно преувеличивают его. После требуют подарка, но в шуточной форме. Хозяева должны вынести что-то вкусное. Кончается колядование песнями. Всем , кто живет в доме, обещают в новом году всего доброго, богатства, радости.

Святки – время безудержного веселья, катания на тройках лошадей, песен, плясок, вкусных угощений. В Святки молодёжь в масках, ярких костюмах с шумом, свистом носится по улицам, устраивает вечеринки. Это ряженые. Они должны нарядиться так, чтобы их никто не узнавал. Они должны веселить всех своим видом. Наряды были очень интересные. Многие одевались так, чтобы их приняли за старика, цыгана, барина, фельдшера или рядились в медведя, козу, журавля и т.д.

На святочной неделе были популярны представления на библейские темы.

Около балаганов – временных сооружений для представлений – всегда было очень много зрителей. Зрители хохотали, потому что и куклы были смешными и авторы реплик состязались в остроумии.

Так праздновали Рождество и Святки на Руси.



Задания к тексту «Праздник Рождества и Святки»

1. Как вы понимаете эти фразы:

В это время происходит зимний солнцеворот. Солнце поворачивает на лето.

Рождество считалось праздником милосердия.

В Рождество ходили славить.



2. Что вы должны уметь делать, чтобы принять участие в празднике Святки?

3 . А какой главный народный праздник у вас?

Что можно увидеть, услышать, попробовать на вашем народном празднике?

Кто принимает участие в празднике?

МАСЛЕНИЦА


С конца января и до начала марта (в разные годы в разное время) в России празднуют масленицу. Что это за праздник? Он существует в России очень и очень давно. Еще древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны. Это был праздник, когда древние славяне прощались с зимой (говорили до свидания) и встречали весну. Они пекли блины, круглые, как солнце весной.

После того как Русь (Россия) стала христианской страной, праздник сохранился и в 16 веке стал называться масленицей. Он продолжается целую неделю. В России всегда любили Масленицу – праздник веселый и сытый. Всю эту неделю пекут блины, много и вкусно едят, ходят в гости и сами принимают гостей.

На Масленицу строили высокую деревянную гору, поливали ее водой. А когда она замерзала, катались с горы. Вообще катание с гор, катание на лошадях с веселыми песнями, шутками, поцелуями, игрой на гармони (народный инструмент) – типично русское развлечение на масленицу. В нем принимали участие все – и дети, и взрослые.

В субботу дети строили на реках городок из снега, потом делились на 2 группы. Одна группа охраняла этот снежный городок, а другая должна была взять его. Было много смеха, веселья. Было принято также устраивать соревнования (бои) в силе, когда взрослые мужчины и молодые ребята делились на 2 группы и били друг друга кулаками, чтобы определить, кто сильнее. Такие бои назывались кулачные бои.

В последний день Масленицы происходят народные гуляния. Во время праздника делают куклу из соломы – Масленицу. Эту куклу одевают, и она представляет собой зиму. Сначала ее встречают. Молодежь одевается в смешную одежду (их называют ряженые) чаще всего одеваются как цыгане, они ездят по городу или по деревне вместе с Масленицей.

В этот день устраивают веселые конкурсы, разыгрывают призы, и конечно, едят блины – с маслом, со сметаной, с икрой, с вареньем, с медом. В конце праздника куклу – Масленицу сжигают, чтобы был весной хороший урожай, было много хлеба в этом году.

Масленица заканчивается в воскресенье, которое называется «прощеным». В этот день просят прощение друг у друга, у знакомых и даже незнакомых людей. Говорят: «Прости меня, если я виноват перед тобою». На это отвечают обычно: «И ты прости меня». И потом целуются.

В понедельник начинается Великий пост, во время которого православные христиане не должны есть мясо, молоко, яйца, масло. Они должны много молиться и стараться стать лучше. Пост называется Великий, потому что он продолжается 7 недель.

Мы рассказали вам о Масленице, любимом русском празднике. Мы надеемся, что теперь вы тоже полюбите этот веселый праздник.

Задания к тексту «Масленица»

1. Прочитайте названия, которые вы встретили в тексте. Найдите соответствия в правой колонке:

Масленица страна

Русь одетые в смешную одежду

Гармонь национальность

Ряженые праздник

Великий пост музыкальный инструмент

Славяне время, когда человек много думает о том, как он живёт

2. Образуйте от данных ниже глаголов существительные.

Прощаться - _________

Кататься - _________

Встречать - _________

Гулять - _________

Целовать - _________



3. От данных ниже глаголов задайте вопрос и образуйте словосочетания по модели.

Прощать(ся), целовать(ся), одевать(ся), продолжать(ся), бить(ся).

Встречать кого? что? встречаться с кем? с чем?

весну с весной


Обратите внимание на разницу в употреблении глаголов: биться и драться.

Глагол биться не имеет негативного оттенка значения, в отличие от глагола драться. Ср. биться с врагом, но мальчишки дерутся.



4. Найдите соответствия в правой колонке.

Отмечать соревнования

Печь стать лучше

Принимать праздник

Разыгрывать блины

Стараться конкурсы

Устраивать гостей

5. На какие вопросы отвечают данные ниже слова? Выделите в них суффиксы.

Христианство христианский христианин

Мусульманство мусульманский мусульманин (или ислам)

6 .Отвечайте на вопросы по тексту.


    1. Когда в России отмечают масленицу?

    2. С какого времени существует этот праздник?

    3. Когда он стал называться масленицей?

    4. Почему в России всегда любили масленицу?

    5. Какое блюдо является обязательным?

    6. Как отмечают этот праздник?

катание с гор

взятие снежного городка

одевание масленицы, ряженые

веселые конкурсы с призами

сжигание масленицы


    1. Что такое прощеное воскресенье? Что нужно делать в этот день?

    2. Каков смысл Великого поста? Почему он называется великим?

7. Вместе с преподавателем рассмотрите картину художника

Василия Сурикова «Взятие снежного городка»



8 .Как вы думаете, почему этот праздник так называется?

(От какого слова происходит название этого праздника?)



9 .Расскажите текст, используя материал задания №6.

10 .А в вашей стране существует праздник встречи весны? Как он называется? Расскажите о нем.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ


Предтекстовые задания

  1. Запишите новые слова и определите их значение в словаре:

богослужение поверье

грех церковная служба

кекс скорлупа

печь что? пироги

шелуха

красить


орнамент

ювелирный

освящать - освятить

сдоба


минерал

брелок, печатка

изделие

воскрешение



икона

свеча


сметана, изюм, цукаты

  1. Определите род данных существительных:

Поверье, брелок, сдоба, минерал, богослужение, изделие.

  1. Найдите корень в данных словах:

Крестный ход, богослужение, церковный, примирение.
ТЕКСТ

Празднование Пасхи

Главный христианский праздник – воскрешение Христа, день Святой Пасхи. Считают, что Иисус Христос взял грехи людей на себя и умер за них на кресте. Потом, как думают верующие люди, он воскрес, т.е. вернулся к жизни. Случилось это в день Пасхи. В церкви в это время проходят особенно торжественные богослужения. Церковная служба идёт всю ночь, при непрерывном колокольном звоне, вокруг церкви совершается крестный ход с иконами, свечами.



Праздник Пасхи, продолжающийся 7 дней, запоминался надолго. К Пасхе готовились заранее: пекли куличи, делали пасху, красили яйца. Кулич – это подобие кекса с большим количеством сдобы: масла, яиц, сахара. Пасха делается из творога, добавляется сметана, сливочное масло, изюм, цукаты.

По возвращении из церкви съедали яйца, кулич и пасху, освященные там.

Первое яйцо делили на всех членов семьи. Яйца красили луковой шелухой, специальной краской или разрисовывали в два, три, четыре и более цветов, на них мог быть красивый орнамент, различные украшения. В прошлые века делали немало ювелирных изделий в форме яйца (брелоки, печатки, даже колье). Известным мастером, который использовал тему яйца в своём творчестве, был Фаберже (конец Х1Х века). Среди его изделий есть даже своеобразная коллекция минералов в форме яиц.

Праздник Пасхи отмечается по церковному календарю в разные дни, обычно в апреле или в мае. Пасхальный обед, проходивший торжественно и радостно, объединял всех членов семьи. В этот праздник спрашивали друг друга: «Христос воскресе?» и отвечали «Воистину воскресе!» Затем три раза целовались или христосовались в память всеобщего примирения и выражения любви, дарили друг другу крашеные яйца.

Праздник Пасхи – светлый и торжественный праздник. Как весной природа обновляется, возвращается к новой жизни, так и человек может прожить новую жизнь. В это верят люди.



Задания к тексту «Празднование Пасхи»

1. Ответьте на вопросы по содержанию текста

1.1. Почему праздник Пасхи – главный христианский праздник?

1.2. Как в церкви отмечается этот праздник?

1.3.Какие сдобные изделия пекли к Пасхе?



2. Подберите к подчёркнутым словам синонимы

Церковная служба идёт всю ночь.

Потом, как думают верующие люди, Иисус Христос воскрес.

Среди изделий Фаберже есть своеобразная коллекция минералов в форме яиц.

3.Подберите к прилагательным в левой колонке соответствующее существительное из правой колонки и согласуйте их в роде и числе

Церковный богослужение

Всеобщий звон

Торжественный масло

Колокольный примирение

Сливочный служба



4.Замените причастные обороты предложениями со словом «который»

а) По возвращении из церкви съедали яйца, кулич и пасху, освященные там.

б) Обед, проходивший особенно торжественно и радостно, объединял всех членов семьи.

в) Праздник, продолжающийся семь дней, запоминался надолго.



5. Как вы думаете, почему праздник Пасхи не забыт и отмечается в России каждый год?

6. Какой народный праздник отмечается в вашей стране весной?





©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет