«Русско-американская Аляска?»



жүктеу 90.58 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі90.58 Kb.
Тема: «Русско-американская Аляска?»

(интегрированное внеклассное мероприятие, в форме заседания дискуссионного клуба, история, география)

Цели:


  1. Воспитывающие:

воспитать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

уважение интересов других стран при решении международных проблем.



  1. Развивающие:

продолжить работу над формированием умений, навыков работы с картой, историческими документами, в группах;

умение обсуждать проблему, проводить анализ, сравнивать и обобщать;

развивать познавательный интерес учащихся.


  1. Образовательные:

продолжить формирование знаний по истории и географии об одной из бывших территорий России – Аляски;

рассмотреть проблемы Аляски с американской и русской сторон.

Задачи:


  1. Личностные:

содействовать формированию уважительного отношения к своей стране, её историческому прошлому;

прививать чувство патриотизма.



  1. Метапредметные:

развивать способность к аналитическому мышлению;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

давать личностную характеристику Александру II и результатам его внешнеполитической деятельности.


  1. Предметные:

продолжить формированиеумений и навыков поиска и систематизации исторической, географической информации, работы с различными типами источников.

Планируемый результат:



  1. Личностный:

задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического развития;

выразить своё отношение к проблемам развития России.



  1. Метапредметный:

работать в группе, выступать публично, выдвигать аргументы, работать над презентацией, владеть коммуникативной и рефлексивной компетенциями.

  1. Предметный:

знать исторические условия России в конце XIXвека, определять причины продажи Аляски.

Комплекс средств обучения:

карта административно-территориального устройства США;

иллюстрации;

интерактивная доска, мультимедийная техника;

атласы по географии;

музыкальный диск группы «Любе».

Применяемые технологии:

проектная;

проблемно-информационная;

игровая;

коммуникативная.

Перед началом урока звучит музыка (песня «Не валяй дурака, Америка»).


  1. Вступительное слово:

Учитель географии: «Ребята! Сегодня мы открываем очередное заседание дискуссионного клуба. Занятие будет не совсем обычным, так как одновременно, обсуждая проблемы Аляски, мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения истории и географии. Время занятия 50 минут».

Учитель истории: « В 1867 году произошло одно небезызвестное событие: Россия продала Аляску Соединённым Штатам Америки за 7 миллионов 200 тысяч долларов. Общество по-разному отнеслось к такому событию: одни - поддерживали правительство, другие – считали это неверным шагом. Страсти по Аляске не утихают до сегодняшнего дня. Чем больше времени отделяет нас от 1867 года, тем острее встаёт этот вопрос. Зачем продали? Каковы причины такого шага властей? Что мы потеряли? Что приобрели? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы».

Учитель географии: «Вам предлагаются следующие вопросы для обсуждения (высвечиваются на экране):

1. Аляска: территория, природные богатства.

2.Экономические и политические причины продажи Аляски.

3.Дискуссия по вопросу: «Правильно ли мы поступили, продав Аляску США? Зачем продали?»

4. Подведение итогов.

Учитель истории: «Исходя из обсуждаемых вопросов, давайте вместе попробуем определить цель нашего занятия сегодня (учащиеся предлагают свои цели);

далее на экране высвечивается цель занятия и учитель зачитывает её: «Обсудить вопрос о продаже Аляски с точки зрения современной геополитики».


  1. Основная часть:

1.Учитель истории: «Уважаемые архивариусы! Дайте, пожалуйста, справку об особенностях географического положения, территориально-административного устройства, экономического развития». Выступают двое учащихся, с показом небольшой презентации (смотри Приложение №1).

Перед началом дискуссии проходят две сценки, где задействовано двое учащихся.



    1. Стоят Мудрый Ворон – вождь одного их племён индейцев и русский купец Григорий Шелехов.

Ворон трясёт шкуры: «Смотри, какой я товар тебе приготовил для продажи».

Шелехов отдаёт деньги, говорит: «Однако, встреча эта скорее всего последняя».

Ворон: «Почему? Русский хороший: доктора послал, школа открыл, болеть меньше стали».

Шелехов: «Увы! Правительство наше решило продать Аляску Америке».

Ворон: «А будет ли нам лучше, если мы перейдём под руку большого Белого вождя, который сидит в Вашингтоне?»

Шелехов: « А мы и сами думаем, что изменится, что мы от этого получим?»

Оба говорят: «Да! Проблема!» (и расходятся)


    1. Двое американцев (сэр с газетой в руках и ковбой с сигарой).

Сэр: «Послушайте, Джон, оказывается русские всё-таки продали нам Аляску».

Ковбой: «И какую же сумму отвалил им наш конгресс?»

Сэр: «Всего-то семь миллионов двести тысяч долларов. Да суть-то не в цене! А нужна ли нам она, когда и так сложная политическая обстановка».

Ковбой: «Зато говорят, что встречается золотишко здесь. Есть смысл попытать счастья».

Сэр: «Может быть, может быть!» (и оба расходятся)

2. Учитель географии: «Итак, этот богатый край был продан за семь миллионов двести тысяч долларов. Сегодня Аляска приносит Америке ежедневно прибыль гораздо большую, чем за неё заплатили. И недоумение сменяется вопросом: «Зачем продали? Нужно ли было это делать?» Мы предлагаем вам перейти к дискуссии и обсудить данную проблему, но прежде хочу напомнить правила её проведения:

-каждый имеет право высказать свою точку зрения;

-имеет право возражать, спорить;

-в итоге предполагается прийти к приемлемой для всех участников позиции или решению.

Учитель истории: «Вам было заранее предложено определить свою позицию по данной проблеме (за или против), собрать необходимый материал по теме. Приступаем к обсуждению проблемы. Правильно ли поступило правительство в 1867 году,продав Аляску? Напоминаю, что дискуссия пойдёт по трём основным аспектам: военно-стратегический, экономический, политический. Прошу высказываться».

(Идёт дискуссия, учащиеся приводят доводы в пользу или против продажи. По ходу дискуссии можно основные доводы записывать на доске или вывешивать на магнитах карточки с ответами, смотри Приложение №2).

3.Коллаж.

Учитель географии: «Итак, мы выслушали ваши доводы «за» и «против». Как видите, налицо различные точки зрения. Все, казалось бы, правы. Чтобы сделать окончательный вывод, вам предлагается в течение трёх минут составить коллаж: «Какой вы представляете себе сегодня: а)русскую Аляску; б)американскую Аляску?», учащиеся работают в группах.


  1. Заключение.

Учитель истории: «Позвольте и нам сделать некоторые выводы. Хотя мы видим, что ваши мнения сегодня разошлись, несомненно можно признать, что для своего времени, пожалуй, решение о продаже Аляски было правильным».

Учитель географии: «На сегодняшний же день, может быть, она нам и самим сгодилась. Близость с США, возможно, заставила бы эту страну вести себя не только в отношении России, но и других стран более сдержанно, корректно».

Учитель истории: «По-видимому, проблема эта будет волновать ещё не одно поколение».

Учитель географии: «Вот и подошло к концу наше занятие. Как вы считаете, получилась ли дискуссия? Достигли ли мы поставленной цели?», учащиеся высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание:

написать эссе на одну из предложенных тем: а) «С какой бы целью сегодня я посетил Аляску?»; б) «Что было бы, если Аляска осталась русской?»

Приложение №1.

История Аляски.

В концеXIX века Российской империи в Северной Америке принадлежала Аляска. Однако кроме неё владения России простирались на юге до залива Сан-Франциско. Сейчас на этой территории находятся американские штаты Вашингтон, Айдахо, Орегон и северная часть Калифорнии, а также провинция Британская Колумбия (помимо самого штата Аляска). Общая площадь этих земель составляет 3,2 миллиона квадратных километров (больше всей Западной Европы) и живёт там в данный момент более 11 миллионов человек.

Аляска (1519 миллионов квадратных километров, это три Франции) – богатый край. Сегодня там добывают: золото, платину, ртуть, каменный уголь, вольфрам, молибден. И, конечно, разработка нефтяных месторождений (20% всей добычи США). Кроме того, у берегов Аляски ловят рыбу (каждый день улов рыбы по своей стоимости превосходит сумму, за которую была продана Аляска. По улову крабов, лососевых, Аляска занимает первое место в Америке. Помимо этого, она является крупнейшим поставщиком древесины среди всех штатов США. И всё это не считая оленеводства и добычи пушного зверя.

Во время выступления первого архивариуса на экране идут следующие слайды:

-географическая карта Аляски;

-площадь, численность населения Аляски;

-схема: «Природные ресурсы Аляски»;

-картинки – алеуты, индейцы, буровые по добыче нефти, шахты или карьеры по добыче минеральных ресурсов.

В 1860 году общая численность русского населения в Америке составляла 595 человек. Контролировать всю территорию переселенцы не могли. Американские и английские торговцы снабжали непокорённые индейские племена оружием и подстрекали к мятежным действиям. Прибрежные воды Аляски кишели китобойными судами разных стран. И с ними переселенцы тоже не могли справиться. Освоением этой территории занималась Русско-Американская торговая компания. Но она не приносила прибыли и существовала только благодаря значительной финансовой поддержке правительства. К 1866 году Русско-Американская компания задолжала Министерству финансов 725 тысяч рублей.

США в это время активно расширяли свои территории (Наполеон продал им Луизиану, Мексика – Калифорнию). Было понятно, что в дальнейшем это неизбежно коснётся и русской колонии. Великий князь Константин Николаевич настаивал: «Надо продать, иначе отнимут». Кроме того, крымская война привела к оскуднению казны, показала незащищённость территорий в Тихом океане. Продажа Аляски смогла бы пополнить казну и избавила бы от неприбыльной колонии. Вырученные деньги можно было направить на освоение богатых районов Восточной Сибири от реки Амур до Камчатки. Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний США за семь миллионов двести тысяч долларов золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867 года. Подпись и печать Александра II появилась на договоре только 3 мая. Американский сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием: 37-за и 2-против.Формально передача Аляски состоялась 11ноября 1867 года в Ситке.

Во время выступления второго архивариуса на экране идут слайды, указывающие основные исторические события:

-1799 год – создание Русско-Американской торговой компании;

-18 марта 1867 года – подписание договора об уступке Россией своих североамериканских колоний США;

-7 миллионов 200 тысяч долларов – стоимость продажи Аляски;

-фотографии – Шелихов Г.И., Баранов А.А., заседание когрессменов в Вашингтоне.

Приложение №2.

Аргументы и контраргументы по вопросу «Продажа Аляски»

Доводы учащихся:

«Против»:

-потеря территории;

-потеря ресурсов;

-потеря прямого выхода в Атлантику к мировым торговым путям;

-потеря прямого контакта на материке с Канадой, США;

-большие размеры территории – больше уважения, авторитета.

«За»:


-огромные территории очень сложно осваивать;

-больше соседей, больше противников, желающих овладеть нашими ресурсами;

-сегодня Аляска – успешно развивающаяся территория, а в России, возможно это был бы забытый и заброшенный всеми уголок Земли;

-нужна была бы ещё более мощная, хорошо технически оснащённая армия;



-сложно предсказать как складывались бы наши отношения с США, Канадой будь мы соседями.


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет