Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр Стратегия Практический опыт и технологии деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ учебное пособие



жүктеу 1.87 Mb.
бет1/9
Дата01.05.2016
өлшемі1.87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр Стратегия

Практический опыт и технологии деятельности
Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2010

ББК 67.400.7



П 69 (

Рецензенты: Костюшев В.В., к.ф.н.

Тульчинский Г.Л., д.ф.н.

Практический опыт и технологии деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Учебное пособие / Под ред. Г.Л.Бардиер и А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2010. - 160 с.

В пособии обобщается опыт региональных Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, обсуждаются наиболее сложные вопросы взаимодействия Уполномоченных с представителями других институтов и организаций, приводятся перспективные технологии работы Уполномоченных, проверенные временем. В пособии приводится большое количество практических примеров. В приложениях предлагаются образцы полезных нормативных документов.

Пособие предназначено для Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и сотрудников их аппаратов, для активистов правозащитных и других общественных организаций, для депутатов и представителей исполнительной власти, для студентов политологов, юристов, социальных работников, педагогов, психологов.



Издание осуществляется при поддержке Фонда Дж. и К. МакАртуров
При подготовке учебного пособия использованы материалы, любезно предоставленные Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ и сотрудниками их аппаратов.

ISBN 978-5-87857-174-6

 СПб центр «Стратегия», 2010

 Норма, 2010



СОДЕРЖАНИЕ

Сунгуров А.Ю. Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ: время зрелости (вместо введения)


Глава 1. ИУПЧ как национальный институт защиты прав человека. Общие вопросы.

Волков Н.А. Становление института Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах: социально-философские аспекты

Осин В.Н. Функция правового просвещения в деятельности регионального УПЧ

Козицкий А.Г. О взаимодействии Уполномоченного по правам человека с правоохранительными и правоприменительными органами

Вершинина И.Ф. Международное сотрудничество Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ на примере Калининградской области

Глава 2. Из опыта работы действующих РУПЧ. Эффективные и апробированные опытом технологии.


Сависько В.А., Лиджиева В.В. Уполномоченный по правам человека в Республике Калмыкия и школьный омбудсмен: из опыта работы

Вислогузов Ю.А. Представители (доверенные лица) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в городах и районах края

Лукашова Н.Ф. Защита прав детства в сфере охраны здоровья: реализация права ребенка на получение полноценного питания

Блохина И.В., Родин Р.А., Маркова М.А. Права государственных и муниципальных служащих (Вопросы реализации государственными и муниципальными служащими права на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет)

Алисултанова С.С. Об организации выездных приемов граждан Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан

Мерзлякова Т.Г.. Ни дня без строчки

Вахрушев В.А. Омбудсмен без СМИ пустое место. Хотя омбудсмен не супермен, но во многом благодаря журналистам реально помогает людям

Глава 3. Перспективные технологии


Вислогузов Ю.А. Роль библиотеки в правовом просвещении граждан

Вагизов Р.Г. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан по совершенствованию законодательства

Мерзлякова Т.Г. Сотрудничество с омбудсманами стран СНГ как один из механизмов защиты прав человека

Блохина И.В., Родин Р.А. Некоторые проблемы разработки критериев оценки эффективности и показателей деятельности Уполномоченного по правам человека в Тверской области и его аппарата


Зумакулов Б.М., О работе Уполномоченного по правам человека в условиях сегментированного сообщества (на примере Кабардино-Балкарской республики)

Козлов В.Н. Власть и общество через призму специальных учреждений

Козлов В.Н. Настоящее и будущее Общественных Советов в системе МВД России или когда ведомственная вертикаль мешает творческой инициативе снизу

Сведения об авторах

Приложения

А.Ю.Сунгуров
Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ: время зрелости (вместо введения)
Предлагаемое читателю учебное пособие предназначено, прежде всего, для слушателей Курса повышения квалификации сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, который уже в течение восьми лет организуется СПб гуманитарно-политологическим центром СТРАТЕГИЯ совместно с рядом образовательных организаций. Семь лет тому назад было издано первое учебное пособие в рамках этого Курса, некоторые разделы которого были написаны самими Уполномоченными и сотрудниками их аппаратов1. В сборниках статей, опубликованных СПб центром СТРАТЕГИЯ в последние годы и посвященных деятельности института регионального омбудсмана, также представлены тексты действующих Уполномоченных и сотрудников их аппаратов2.

В течение четырех последних лет для слушателей Курса и для всех сотрудников аппаратов УПЧ издано также восемь выпусков «Библиотеки Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ», некоторые из них стали итогом коллективного творчества самих сотрудников аппаратов УПЧ3. Теперь, на наш взгляд, настало время для нового учебного пособия, уже полностью состоящего из текстов самих Уполномоченных по правам человека и сотрудников их аппаратов. Именно такой книгой и является настоящее учебное пособие, которое обобщает в определенной степени опыт, накопленные в аппаратах региональных омбудсманов. В нем представлен опыт и позиции, прежде всего, ветеранов сообщества региональных омбудсманов, это Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н.Осин, избранный на свой пост еще в 1998 году, и Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, работавший в этой должности с 2000 года. К моменту подготовки этого учебного пособия к печати (июль 2010 г.) оба они уже отработали на этой должности по два срока и сейчас продолжают свою научную и преподавательскую деятельность. Продолжают свою плодотворную работу на посту Уполномоченных по правам человека, избранные на этот пост в 2001 году, В.А.Сависько (Республика Калмыкия), И.Ф.Вершинина (Калининградская область), Т.Г.Мерздякова (Свердловская область) и Н.А.Волков (Кемеровская область).

Годом позже – в 2002 году начал свою деятельность на посту Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае А.Г.Козицкий, еще год спустя – Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузов, и в 2004 году – Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Н.Ф.Лукашова.

В это учебное пособие включены тексты и трех Уполномоченных, избранных относительно недавно – в 2007 году. Одна из них – С.А.Алисултанова, проработала на посту Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан всего полтора года и скоропостижно скончалась в январе 2009 г., ее текст в сборнике – наша дань ее памяти. Второй – профессор, д.и.н. Б.М.Зумакулов, Уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике, поднимает важную тему сочетания традиций и современности. Два текста, соавтором которых является Уполномоченный по правам человека в Тверской области И.В.Блохина, являются отражением большой методической работы, в том числе и в направлении выработки критериев эффективности самого института омбудсмана, которая ведется в Твери под ее руководством. Отражением этой деятельности стал и Договор о сотрудничестве между ее аппаратом и СПб гуманитарно-политологическим центром СТАТЕГИЯ, подписаны в июне 2010 года в Твери.

Не случайным являются присутствие в этом учебном пособии и двух текстов заместителя Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае В.Н.Козлова, который был участником еще первого семинара СПб центра СТРАТЕГИЯ по развитию института Уполномоченного на Юге России, состоявшегося в сентябре 1998 года. Позже он много сделал для появления этого института на Кубани и теперь успешно работает на посту заместителя Уполномоченного. В.А.Вахрушев, пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, был ранее неоднократным слушателем семинара нашего Курса повышения квалификации, а теперь и сам стал соавтором этого учебного пособия.

Содержательно материал этого пособия разбит (возможно, несколько условно) на три главы. В первой из них рассматриваются общие вопросы деятельности института Уполномоченного в современной России, и такие его направления, как участие в правовом просвещении, как взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными органами, как международное сотрудничество. Во второй главе более подробно рассмотрены такие конкретные направления деятельности Уполномоченных, как опыт школьных омбудсманов и опыт работы территориальных представителей государственного правозащитника, как особенности защиты прав детей и прав государственных и муниципальных служащих, как организация выездных приемов Уполномоченного и его работа со СМИ.

В третьей главе, озаглавленной как «Перспективные технологии» освещается деятельность Уполномоченного по совершенствованию законодательства, роль библиотек в правовом просвещении граждан, опыт сотрудничества с омбудсманами стран СНГ и другие перспективные направления работы института государственного правозащитника в современной России.

Отметим, что учебное пособие, составленное из материалов действующих Уполномоченных и сотрудников их аппаратов, наряду с таким важным плюсом, как представление практического опыта деятельности, имеет и определенный минус, так как принципы служебной этики не позволяют открыто говорить о некоторых проблемах развития этого института в нашей стране. К числу таких проблем относится, на наш взгляд, чрезмерная вертикаль власти, приводящая к ущемлению многих политических прав, и прежде всего – права на честные выборы и права на открытое выражение собственного мнения. Эта ситуация приводит и к существенному снижению реальной независимости Уполномоченного по правам человека, к ситуации, когда его слишком активная деятельность может привести и к его преждевременной отставке (как это случилось, на наш взгляд, с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге И.П.Михайлове, проработавшем на этом посту немногим более двух лет).

В то же время, как показала ситуация лета 2010 года, когда после объективного освещения Уполномоченным по правам человека в РФ В.П.Лукиным неправомерных действий милиции при разгоне митинга за свободу собраний 31 мая 2010 г. на Триумфальной площади в Москве, против него была инспирирована компания жесткой критики, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ способны проявить принципиальность и в условия жесткого на них давления со стороны этой вертикали. Как известно, подавляющее их большинство отказались подписывать предлагаемые им письма с осуждением В.П.Лукина, а некоторые публично заявили, что информация о их подписи на этом письме не соответствует действительности.

В заключение отметим, что интересные и важные для оптимизации деятельности института государственной правозащиты позиции представлены также в недавно опубликованной книге О.О.Миронова, Уполномоченного по правам человека в РФ в 1998-2004 гг4. В 2009 году также вышел в свет первый в России энциклопедический словарь «Права человека», в котором существенное место отведено и институту омбудсмана5. В этом же году вышла в свет монография известного российского юриста А.С.Автономова6, а несколько ранее – Учебное пособие по механизмам защиты прав человека под со-редакцией Р.Г.Вагизова7. Наконец, упомянем также учебное пособие для сотрудников аппаратов УПЧ и комиссий по правам человека в РФ, подготовленной Московской Хельсинской группой в рамках совместного проекта с СПб центром СТРАТЕГИЯ8.

Мы надеемся, что представленные в настоящем пособии материалы будут полезны и интересны не только сотрудникам аппаратов Уполномоченных по правам человека в РФ, но и правозащитникам-общественникам и ученым, всем заинтересованным в развитии России как демократического правового государства с приоритетом прав человека.

Глава 1. ИУПЧ как национальный институт защиты прав человека. Общие вопросы.

Волков Н.А.

Становление института Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах: социально-философские аспекты

Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996г., одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997г. и подписан Президентом 26 февраля. В соответствии с Законом, Дума должна была назначить Уполномоченного не позднее чем через тридцать дней после вступления закона в силу. Однако две попытки выборов, состоявшиеся 4 апреля и 17 сентября 1997г., ни к чему не привели: ни один из кандидатов не набрал необходимого по закону конституционного большинства голосов. Избрать Уполномоченного удалось лишь путем заключения нового коалиционного соглашения между фракциями. В результате 20 мая 1998г. Олег Орестович Миронов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации по итогам рейтингового голосования получил 340 голосов и 22 мая тайным голосованием был назначен на должность Уполномоченного и принес присягу.

22 мая 2003г. полномочия Олега Миронова на должности Уполномоченного истекли, и, в соответствии с законом, Госдума должна была в течение месяца избрать Уполномоченного на следующий срок. На эту должность были выдвинуты 8 кандидатов. Однако по итогам голосования по кандидатурам для включения в список для тайного голосования ни один из восьми кандидатов не смог преодолеть необходимый рубеж в 300 голосов. Таким образом, выборы по установленной законом процедуре не состоялись, поэтому Олег Миронов продолжал исполнять свои обязанности до февраля 2004 года.

13 февраля 2004 года по предложению Президента России В.В.Путина Государственная Дума РФ назначила Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Владимира Петровича Лукина, доктора исторических наук, профессора.

Разработка же региональной нормативной базы института Омбудсмана началась еще до вступления в силу Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». Так, раньше, чем на федеральном уровне, были приняты соответствующие законы в Республике Башкортостан и Свердловской области, там же были избраны и первые региональные парламентские омбудсманы.

Одним из важнейших направлений деятельности уполномоченных по правам человека является формирование правового сознания граждан, их правовое воспитание и обучение гражданственности, содействие просвещению в области прав человека. Правосознание - совокупность правовых идей, представлений, эмо­ций, в которых выражается субъективное отношение людей, социальных групп, общества в целом к существующему и желаемому праву, к право­вым явлениям, к поведению людей в сфере права. Это необходимый и важный элемент правовой культу­ры.

Оно включает в себя два элемента: правовую идеологию и правовую психологию. Правовая психология - это чувства, эмоции, вы­ражающие отношение людей к праву, правовым явлениям, поведению. Это неосознанное или не до конца осознанное и продуманное отноше­ние к праву, правовым явлениям. Правовая идеология - это осознанное отношение к праву. Выражается она в виде идей, представлений о праве, его оценок.

Уполномоченные по правам человека (омбудсманы) принимают самое активное участие в формировании правосознания граждан как в области правовой психологии, так и в области правовой идеологии.

В первом случае воздействие на правовое сознание осуществляется через предусмотренное как федеральным, так и региональным законодательством содействие в восстановлении нарушенных прав граждан. Это рассмотрение жалоб и обращений граждан, встречи с ними, проведение приемов, в том числе выездных, защита их интересов в суде, оказание им практической помощи и т.д.

Во втором случае это также предусмотренное законодательством содействие в их правовом просвещении. Сюда входит проведение и участие в различных международных, всероссийских и региональных конференциях и семинарах по проблемам защиты прав человека, изучение опыта Совета Европы в области обучения гражданственности и правам человека и его применение в России (например, проведение VIII круглого стола российских уполномоченных в Страсбурге – май 2004г., заседание Конгресса региональных властей Совета Европы в Кемерово – сентябрь 2005г.), написание научных работ и защита диссертаций (Матвеев С.Н.), издание монографий (Вагизов Р.Г., Зумакулов Б.М., Козицкий А.Г., Селюков А.И.,) и информационных бюллетений уполномоченных (Волков Н.А., Лукашова Н.Ф., Вислогузов Ю.А., Жаров А.Е. Копырнов Б.М.), обучение правам человека в школах и высших учебных заведениях, в том числе проведение традиционных ежегодных сентябрьских месячников знаний по правам человека и др.

Более широким по объему понятием по сравнению с правовым сознанием является правовая культура. Правовая культура – это не только уровень правосознания граждан и долж­ностных лиц, но и их убежденность в необходимости соблюдать юридические нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений, это и культура правотворческой и правореализующей деятельности.

Правовая культура - исключительно емкое явление. Ее социальная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на общественные отношения. Будучи составной частью общече­ловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность людей в различных сферах жиз­ни. Не случайно большинство проблем развития нашего общества не­посредственно связано с необходимостью повышения правовой культу­ры в целом.

Важным направлением в развитии правовой культуры является совершенствование правотворческого, в первую очередь, законо­дательного, процесса под углом зрения его демократизации.

В этом плане необходимо обеспечить, прежде всего, совершенствова­ние правотворческого процесса, а также высокое качество законов и подзаконных правовых актов. Это, в свою очередь, требует надлежащей культуры правотворчества в соединении с культурой управления, так как правотворчество на любом уровне есть процесс принятия управлен­ческих решений.

Известно, что эффективность и качество таких решений предопреде­ляются правильностью установления соответствующей общественной потребности и социального интереса, точностью постановки, выте­кающей отсюда социальной задачи, четкостью конкретных управленче­ских целей, правильным сочетанием правовых, экономических, органи­зационных и иных средств достижения этих целей. Законодательный, как и весь правотворческий, процесс должен четко фиксировать указан­ные этапы, закрепляя правовые формы практической реализации каж­дого из них. С точки зрения повышения правовой культуры необходимо широкое привлечение к процессу законотворчества ученых, специалис­тов-практиков, представителей общественности.

Несомненно, что в правотворческом процессе, связанном с защитой прав человека, важную роль играет деятельность уполномоченных по правам человека (омбудсманов). В Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и во всех законах об уполномоченных в субъектах РФ одним из направлений деятельности определено содействие совершенствованию законодательства в области защиты прав человека и приведению их в соответствие с международными нормами. Более того, в законах о региональных уполномоченных многим из них предоставлено право законодательной инициативы в законодательных органах власти своих субъектов.

При проведении мониторинга правового пространства и правоприменительной практики нельзя ограничиваться только участием представителей законодательной, исполнительной и судебной власти. Очень полезным было бы участие в этом процессе и других государственных и негосударственных институтов и общественных организаций.

Поэтому обязательным участником мониторинга должны стать Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ. Сегодня такая должность введена в 47 субъектах страны. Ее введение в остальных регионах затруднено в связи с тем, что, являясь по своей сути контролером деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, Уполномоченный назначается на должность по решению администрации субъекта. Именно администрация решает, нужен ей такой контролер или нет. Многие губернаторы и председатели законодательных органов власти решают проблему положительно, так как понимают необходимость механизма обратной связи с населением своих регионов. Но, к сожалению, пока не все.

Между тем, функция уполномоченных как субъектов мониторинга правового пространства довольно четко просматривается в деятельности каждого регионального уполномоченного.

Это уникальный институт, основной задачей которого является защита и восстановление нарушенных прав граждан, прежде всего путем выявления пробелов и противоречий в действующем законодательстве. В своей работе Уполномоченный тесно взаимодействует с депутатами всех уровней, администрациями республик, краев и областей, городов и районов, прокуратурой, судами, т.е. практически со всеми участниками законотворческого процесса и правоприменительной практики.

Уполномоченный анализирует качество законодательства всех уровней, прежде всего на основе поступающих к нему жалоб и обращений граждан. В случае, когда Уполномоченным установлено массовое нарушение прав и свобод человека и гражданина, он готовит экспертное заключение, которое направляется должностным лицам и может быть опубликовано в средствах массовой информации, выходит с законодательной инициативой в представительный орган власти субъекта и т.д.

Как правило, при Уполномоченных в субъектах РФ действуют экспертные советы, в которые входят опытные юристы, специалисты в различных отраслях права, представители правозащитных организаций. Они участвуют в разработке предложений по изменению и дополнению действующего федерального и регионального законодательства. Я считаю, что любой закон, как федеральный, так и региональный должен проходить не просто правовую, но и правозащитную экспертизу. Поэтому, одной из функций экспертных советов при уполномоченных является экспертиза принимаемых законов, прежде всего с точки зрения нарушений прав и интересов отдельных групп граждан, которые могут возникнуть при применении того или иного закона. По сути, институт Уполномоченного и экспертный совет при нем является той самой независимой правовой и правозащитной экспертизой, о необходимости создания которой сейчас много говорится.

Особенностью уполномоченных является то, что их деятельность по восстановлению прав граждан не ограничена жесткими процедурными (процессуальными) рамками, в отличие от правоохранительных и судебных органов. Отказ в принятии какой-то жалобы или обращения к рассмотрению принимается чрезвычайно редко и в исключительных случаях. Это позволяет уполномоченным получать информацию о проблемах в применении федеральных и региональных законов как от общественных организаций, так и от различных групп населения

Более того, в последние годы в России появилась новая проблема, связанная с введением в действие федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, например, если до его введения на территории Кемеровской области существовало 34 муниципальных образования, осуществляющих свою нормотворческую деятельность, по информации прокуратуры, с достаточно большим количеством нарушений, то в соответствии с этим законом в регионе создано 223 муниципальных образования, нормотворчество которых проконтролировать в полной мере практически невозможно.

Одним из путей выхода из создавшегося положения может стать, во-первых, обязательное введение Уполномоченного по правам человека в каждом субъекте Российской Федерации и, во-вторых, назначение или избрание помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях. Во многих субъектах РФ такой институт уже создан. Правда, сегодня помощники работают пока не везде и в своем большинстве на общественных началах. Тем не менее, работа помощников Уполномоченного помогает не только мобильно разрешать проблемы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, но и своевременно реагировать на возможные нарушения прав человека, следить за выполнением федерального и регионального законодательства на местном уровне, осуществлять мониторинг правового пространства на всей территории федерации и более того, результативно вмешиваться в муниципальное нормотворчество еще на стадии подготовки и обсуждения правовых нормативных актов, обеспечивая тем самым единое правовое пространство.

Таким образом, на мой взгляд, в настоящее время целесообразно в Государственной Думе Российской Федерации обсудить и наконец-то принять «Закон об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации», в котором предусмотреть обязательность, императивность введения такой должности в каждом регионе, определить статус помощников уполномоченных по правам человека и направления их деятельности по участию в мониторинге законодательства и правоприменительной практики в регионах.

И, конечно же, уже нельзя откладывать введение должности Уполномоченного по правам человека во всех субъектах на основе действующего законодательства. Это веление времени.

И, наконец, большое влияние на формирование правового сознания граждан имеет развитие сотрудничества с различными правозащитными организациями, в том числе и неправительственными, как международными, так и российскими (проведение круглых столов, совместных конференций и семинаров, непосредственное взаимодействие в области защиты прав граждан). Выступая на втором гражданском форуме в Москве в январе 2008 года, в то время первый вице-премьер, кандидат в Президенты РФ Д.А. Медведев признал неоспоримым факт существования в России гражданского общества. Но в настоящее время существует несколько точек зрения на само гражданское общество, на то, что оно из себя представляет.

С одной стороны, это идея автономности, независимости гражданского общества от государства, и более того, противопоставление первого последнему. С другой – это концепция патернализма, идея опоры на государство, государственную ответственность и помощь в становлении гражданского общества.

Представляется, что истина лежит в диалектической взаимосвязи и взаимодействии этих двух точек зрения: не могут и не должны элементы гражданского общества противопоставляться элементам государства, так как реально этот процесс приведет их либо к бессмысленному и бесполезному противостоянию, либо к бесплодному самолюбованию и самоупоению своей независимостью. Но точно также не могут и элементы государства довлеть над структурами гражданского общества и «подсказывать» им удобный для себя путь развития.

В целях наибольшего соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а именно это является основной целью и гражданского общества, и государственных органов, необходимо взаимодействие этих двух важнейших составных частей общественной жизни, необходим диалог между обществом и властью.

Не учитывая исторический опыт, в современных условиях некоторые исследователи под гражданским обществом понимают только неправительственные организации, только «сообщество NGO», совокупность неполитических организаций – благотворительных, экологических, культурных, этнических и т.д. Однако такой подход не может вызвать, на наш взгляд, однозначной оценки.

Вызывает некоторые вопросы и появившиеся в последнее время дефиниции гражданского общества, вновь отрывающие его от государства и противопоставляющие их друг другу. Так, по мнению авторов Ежегодного Доклада Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в России, «гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и объединениям реализовывать свои интересы и инициативы»9.

А вот с мнением авторов того же доклада о том, что «некоммерческие общественные организации граждан, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют авангард гражданского общества и его институциональную основу…»10 согласиться, видимо, можно, так как это определение вступает в некоторое противоречие с предыдущим и в какой-то мере опровергает его. Ведь действующее законодательство принимают представительные органы государственной власти, а регистрируют НКО исполнительные органы власти. Таким образом, общественные организации граждан, «созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством» не могут существовать вне государства и без государства, как не могут «реализовывать свои интересы и инициативы» без взаимодействия с государственными органами.

Более того, на наш взгляд, как раз в широком смысле собственно гражданское общество, т.е. сообщество граждан определенного государства, не может существовать без взаимодействия с государственными органами, так как основной целью всех гражданских общественных институтов являются контроль за деятельностью этих органов и влияние на них с целью изменения ситуации опять же через принятие решений и функционирование элементов государства.

Следовательно, «совокупность общественных институтов» можно назвать гражданским обществом только в узком смысле слова, в то время как широкое понимание этого феномена должно включать в себя и органы государственной власти, и, безусловно, органы местного самоуправления, которые по определению находятся между органами государственной власти и обществом, являются представителями и выразителями интересов отдельных людей и небольших общественных групп и более того, наделены для выполнения этой своей роли, в отличие от общественных организаций, определенными властными полномочиями. Даже в статистическом портрете некоммерческого сектора России, представленном Общественной палатой РФ, их число приводится и с учетом, и без учета органов государственной и муниципальной власти: «Число некоммерческих организаций в Российской Федерации на 1 января 2007 года составляет 738 146 или, исключая органы государственной и муниципальной власти, 673 019»11. Да и различные политические партии и движения, не являющиеся собственно некоммерческими и неправительственными объединениями и тяготеющие больше к элементам государства, не совсем правомерно, по нашему мнению, исключать из гражданского сообщества.

Гражданское общество в широком смысле не может не включать в себя и представителей экономического сообщества, различных бизнес-ассоциаций, не являющихся некоммерческими организациями, но тесно связанных с экономикой, с отношениями собственности и также имеющих и активно отстаивающих свои интересы и инициативы12.

Таким образом, проблема определения понятия гражданского общества прошла длительный путь своего развития и до настоящего времени еще однозначно не решена. Однако даже при самых различных, порою противоположных подходах к раскрытию сущности этого важнейшего феномена общественного прогресса во взглядах большинства мыслителей четко прослеживается необходимость диалектической взаимосвязи и конструктивного сотрудничества общества и власти, активных граждан и государства. Особенно важно учитывать это обстоятельство в современных условиях становления и развития гражданского общества в России. «Очевидно, что построение гармонично развитого гражданского общества сегодня является одной из приоритетных задач нашей страны. Однако понятно, что его нельзя построить только по циркуляру сверху. Необходим взаимный учет интересов власти и общества с целью выработки равноправных правил игры. Это возможно только на основе полноценного диалога, итогом которого должно стать создание гармоничной правовой среды, ставшей инструментом для снятия ряда уже существующих и возможных в будущем социальных противоречий… Хочу напомнить, - подчеркнул на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ 22 апреля 2008 года председатель Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества Б.Шпигель, - что избранный Президент России Дмитрий Медведев 19 марта на встрече в Кремле с членами Общественной палаты страны высказал очень важную мысль: «Наша задача – создать такую систему, когда гражданские структуры принимают участие в выработке государственной политики и в оценке ее качества». При этом Дмитрий Медведев назвал зрелое и структурированное гражданское общество одной из гарантий стабильного развития России»13.

Важную роль в процессе взаимодействия общества и власти, в становлении гражданского общества, в контроле за соблюдением прав и свобод граждан, за исполнением законов в области защиты прав человека органами государственной власти и местного самоуправления играет активно формирующийся в настоящее время в России институт Уполномоченных по правам человека. Как отмечал первый Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес, основной смысл деятельности Уполномоченных «заключается в защите и охране того беспомощного и, как это ни парадоксально, с каждым днем все более беззащитного в современном обществе существа, которое известно как «человек администрируемый». Охрана и защита от кого? От государства, от действий органов государственной администрации»14.

При этом большое влияние на процесс взаимодействия общества и власти оказывает Институт Уполномоченных по правам человека в субъектах. Как подчеркивается в Резолюции 80 (1999) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О роли Уполномоченных/Омбудсманов в защите прав граждан» «создание института Уполномоченного (на Европейском, национальном, региональном, провинциальном, коммунальном и прочих уровнях) содействует, с одной стороны, усилению системы защиты прав человека, а с другой стороны, улучшению отношений между органами управления и гражданами… Совершенно очевидно, что близость между уполномоченным и гражданином необходима гражданину. Для того, чтобы добиться этого, намного предпочтительнее создать институт Уполномоченного для каждого местного и регионального органа власти, имеющего административную и/или законодательную самостоятельность, чем решение распространить полномочия Омбудсмана на национальном уровне на действия и решения местных и региональных властей»15.

И одним из важнейших шагов для скорейшего становления у нас гражданского общества является создание этого института во всех субъектах, создание единого правового пространства в области защиты прав граждан на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, все основные направления деятельности уполномоченных по правам человека – восстановление нарушенных прав граждан, правовое просвещение, совершенствование законодательства и развитие сотрудничества в области защиты прав человека оказывают непосредственное воздействие на формирование правового сознания граждан, на обучение их гражданственности и правовое воспитание, на дальнейшее развитие политической системы нашего общества и становление подлинно правового государства.





  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет