Схемы территориального планирования магаданской области



жүктеу 4.49 Mb.
бет1/25
Дата01.05.2016
өлшемі4.49 Mb.
түріИнструкция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
: common -> upload -> file
upload -> Приложение №1 к Договору № от 2016 г. Техническое задание к договору поставки алкогольной продукции для нужд Филиала ГлавУпдк при мид россии мзк «Москоу Кантри Клаб», код окдп 1552010 1552030, 1552040
upload -> Сообщения информационных агентств
upload -> Плановая проверка ип сидоренко В. А
upload -> Пресс-служба материалы сми утренний выпуск


Сибирский зональный научно-исследовательский

и проектный институт



ОАО «СибЗНИИЭП»

Для служебного пользования




УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор института


________________ С.Ф. Траутвейн
«____» _______________ 2009 г.


ОБНОВЛЕНИЕ

СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Том II

Перспективы развития территории

Магаданской области,

проектные решения
Часть вторая

Окончательный вариант


Новосибирск



2009
Оглавление

Часть первая

Инструкция пользователя

2

Введение

8

1. Комплексный анализ развития территории Магаданской области

22

1.1. Оценка территории по планировочным и природным факторам

22

1.2. Градостроительный потенциал области

60

1.3. Выводы комплексной оценки территории

76

2. Оценка возможных вариантов социально-экономического развития Магаданской области

79

2.1. О стратегическом значении Магаданской области для России

79

2.2. Оценка программных документов регионального развития

80

2.3. Экономическая оценка инвестиционных проектов

91

2.4. Оценка перспектив развития пространственной организации территории. Формирование условий для решения демографических проблем региона

103

3. Перспективы экономического развития Магаданской области

126

3.1. Минерально-сырьевой комплекс

126

3.2. Обрабатывающие производства

155

3.3. Топливно-энергетический комплекс

161

3.4. Рыбохозяйственный комплекс

169

3.5. Агропромышленный комплекс

184

3.6. Строительный комплекс

198

3.7. Транспорт

210

3.8. Развитие малого предпринимательства

232

4. Ограничения хозяйственного освоения территории области

245

4.1. Особо охраняемые природные территории

245

4.2. Зоны традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера

245

4.3. Зоны с особыми условиями использования территории

248

4.4. Зоны, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

271

5. Охрана природной среды Магаданской области

274

5.1. Общие положения

274

5.2. Обоснование разделов природоохранных работ

276

5.3. Проектные предложения

296

5.4. Объем и источники финансирования

307

5.5. Механизм реализации планируемых работ

308

5.6. Контроль за ходом реализации работ

309

Использованные источники

310

Перечень графических материалов

325

Часть вторая

6. Прогнозы численности населения Магаданской области и проблема привлечения трудовых ресурсов

331

6.1. Характеристика демографической ситуации

331

6.2. Прогнозы демографического потенциала

333

6.3. Прогнозы численности населения и трудовых ресурсов

335

6.4. Возможность демографического прорыва

356

6.5. Формирование транспортного каркаса как непременное условие привлечения и закрепления населения

360

6.6. Льготы и другие законодательные меры, способствующие привлечению и закреплению населения

366

6.7. Выводы и предложения

372

7. Инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность Магаданской области

376

7.1. Собственные инвестиционные возможности Магаданской области

376

7.2. Привлекательность Магаданской области для частных инвесторов

377

7.3. Привлекательность Магаданской области для России

382

7.4. Выводы

385

8. Экономическое районирование территории Магаданской области

387

8.1. Экономическая оценка административных районов области

387

8.2. Зоны опережающего развития

394

8.3. Роль Особой экономической зоны

409

8.4. Основные узлы экономического развития

415

9. Пространственная организация территории Магаданской области

423

9.1. Развитие и укрепление системы расселения

423

9.2. Развитие и укрепление транспортного каркаса

431

9.3.Сохранение природной среды и улучшение экологической ситуации

432

9.4. Функциональное зонирование территории

433

9.5. Основные узлы развития территории

439

10. Адаптивные возможности и здоровье человека

444

10.1. Вахтовый метод работы

444

10.2. Заболевания, специфичные для жителей Севера и Магаданской области. Пути профилактики и лечения

452

10.3. Формирование полноценной среды жизнедеятельности как фактор повышения качества жизни населения

458

11. Развитие социальной сферы Магаданской области

473

11.1. Жилищный фонд и жилищное строительство

473

11.2. Торговля, общественное питание, платные услуги населению

482

11.3. Здравоохранение

483

11.4. Образование

492

11.5. Культура

498

11.6. Физкультура, спорт, рекреация, туризм

513

11.7. Обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера

521

12. Развитие инженерной инфраструктуры

545

12.1. Энергоснабжение

546

12.2. Водоснабжение и водоотведение

546

12.3. Теплоснабжение

549

12.4. Связь

552

13. Земельный фонд

555

14. Основные выводы

586

14.1. Потенциал Магаданской области

586

14.2. Проблемы области

588

14.3. Позитивные тенденции развития

590

14.4. Перспективы развития

591

Использованные источники

597

Перечень графических материалов

612



6. Прогнозы численности населения Магаданской области

и проблема привлечения трудовых ресурсов

6.1. Характеристика демографической ситуации

В период активного освоения регионов Севера (1959–1988 гг.) население Магаданской области выросло с 188,9 тыс. чел. до 393,7 тыс. чел., т. е. в 2,1 раза. Доля миграционного прироста в общем приросте населения области за период с 1.01.1959 г. по1.01.1988 г. составила 32,1% – 21,7 тыс. чел.

В этот период действовали – наряду с другими компенсационными мерами – меры государственной поддержки переселения пенсионеров из районов Крайнего Севера (где их содержание с учетом мультипликативных факторов обходилось в 2,5-3 раза дороже) в другие регионы страны. Благодаря этому структура миграционных потоков была близка к оптимальной: на Север ехала в основном молодежь трудоспособного возраста, с Севера – в значительной мере пенсионеры.

Такая структура миграции обеспечивала формирование и поддержание сравнительно молодой (но не сбалансированной) демографической структуры населения Магаданской области. В результате рождаемость была выше, а смертность – ниже средней по России. Естественный прирост населения в области некоторое время наблюдался и тогда, когда по РСФСР в целом он уже сменился естественной убылью.

В 1990-е годы, в результате распада СССР и прекращения действия всех государственных компенсационных мер, происходил резкий отток населения из Магаданской области в другие регионы страны. С максимального уровня 1988 г. (393,7 тыс. чел.) численность населения области на 1.01.2009 г.сократилась до 163 тыс. человек, т. е. на 58,6%, или на 230,3 тыс. человек. В целом миграционный отток населения с 1991 по 2008 гг. составил порядка 218 тыс. чел. Основное падение численности населения пришлось на 1990-е годы, в 2000-х годах оно сменилось относительно медленным снижением (рис. 6.1)

В этот период структура миграционных потоков «работала» в противоположном направлении: уезжали в основном трудоспособные, потерявшие работу в области, уезжали семьями, т.е. с детьми. А одинокие пенсионеры, наоборот, оставались в области, лишенные финансовой возможности уехать и – тем более – приобрести в другом регионе жилье по рыночной цене. Правда, приезжали по-прежнему в основном молодые. В результате этих процессов показатели воспроизводства населения в области приблизились к общероссийским (рис. 6.2). Коэффициент рождаемости в Магаданской области уже ряд лет как ниже общероссийского. Зато коэффициент смертности в 2007 г. был все еще ниже общероссийского: 13,1 умерших на 1000 чел. населения против 14,6 в РФ.



Рисунок 6.1



Рисунок 6.2.

В настоящее время в Магаданской области, как и по всей России, наблюдается медленная естественная убыль населения. В то же время, в отличие от России в целом, в Магаданской области наблюдается и миграционная убыль, вклад которой в продолжающееся падение численности населения в разы превосходит естественную убыль (рис. 6.3). Абсолютные размеры миграционной убыли, конечно, не идут уже ни в какое сравнение с оттоком 1990-х годов и составляют порядка 2% от общей численности населения, а превышение оттока над притоком практически стабилизировалось на уровне 1,6 раза.

Рисунок 6.3

В этих условиях «миграционный насос» вновь работает (хотя и очень слабо) в прежнем направлении: омолаживает демографическую структуру или, по крайней мере, замедляет ее старение. Поэтому коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособных возрастов на 1000 человек в трудоспособном возрасте) по Магаданской области находится на уровне 430-460, т.е. значительно ниже среднего по России, хотя и типичен для северных регионов.

6.2. Прогнозы демографического потенциала

Прогноз демографического потенциала – это чисто демографический прогноз, от прогнозов численности населения он отличается тем, что вообще не учитывает миграцию. Такой прогноз отвечает на вопрос: сможет ли регион воспроизводить свою демографическую структуру, будучи в изоляции, без какого-либо притока извне (но и без оттока вовне)?



Классический прогноз демографического потенциала исходит из неизменности повозрастных показателей рождаемости и смертности на момент его составления. В этом случае общие (средневзвешенные по всем возрастным группам) показатели рождаемости и смертности зависят только от численности этих возрастных групп – а она известна: дети, которые через 15 лет войдут в репродуктивный возраст, уже родились. Такой прогноз, сделанный по результатам 2007 г., представлен на рис. 6.4.

Рисунок 6.4

Согласно этому прогнозу, область за пределами 2015 г. ожидает, по сути, демографическая катастрофа: общая численность населения к 2025 г. сократится до 60 тысяч человек – почти на две трети, а численность населения в трудоспособном возрасте – до 21 тысячи человек, или в 5,7 раза. Причина – в недостаточном числе детей. Лишенная притока извне, область может восполнять свои трудовые ресурсы лишь за счет подрастающих поколений, которые и составляют ее демографический потенциал. А этого потенциала у Магаданской области явно недостает. Зато образующаяся в результате к 2025 году демографическая структура населения области уже почти стабильна: численность младших возрастов составляет почти треть населения. Такая структура может воспроизводить себя в поколениях.

Классический прогноз демографического потенциала фактически исходит из гипотезы, что для улучшения демографических показателей ничего не делается: какие есть – такие есть. Более сложный прогноз – инерционный – исходит из гипотезы, что в дальнейшем будет делаться только то, что уже делается сегодня. То есть, он инерционен не потому, что исходит из инерции демографических процессов (в этом смысле все демографические прогнозы инерционны), а потому, что предполагает инерцию в регулировании этих процессов. Для этого анализируется динамика повозрастных показателей воспроизводства за несколько предыдущих лет (в данном случае – с 2002 г.), и инерция этой динамики закладывается в прогноз.

Результат показан на рис. 6.5:



Рисунок 6.5

Сокращение общей численности населения к 2025 г. ожидается в 1,75 раза – до 96 тыс. чел., т. е. меньше нынешней численности населения г. Магадана. Это все же не демографическая катастрофа, хотя и близко к ней. Население в трудоспособном возрасте при этом сократится вдвое и составит 61,5% от общего. Доля младших возрастов вырастет до 23% от общей численности населения, но до трети населения, обеспечивающей воспроизводство демографической структуры и численности, ей еще далеко.

Это значит, что демографическая политика Магаданской области оттягивает достижение демографического баланса за горизонт планирования с тем, чтобы он был достигнут при возможно более высокой численности населения. Такова же, впрочем, и демографическая политика России в целом.


6.3. Прогнозы численности населения и трудовых ресурсов

Прогнозы численности населения региона в обязательном порядке учитывают межрегиональную миграцию, и уже поэтому являются сценарными. Миграция не является чисто естественным процессом, даже если не управляется напрямую органами власти (как это было при оргнаборе в советское время). Миграционные потоки прямо зависят от наличия, численности, структуры и территориального размещения свободных рабочих мест – т.е. от сценариев экономического развития.


6.3.1. Прогнозы Комитета экономики.

Группу таких прогнозов до 2020 г. выполнил Комитет экономики администрации Магаданской области в 2006 г. Прогнозы предусматривают три сценария: базовый или инерционный (рис. 6.6), инновационно-активный и целевой (рис. 6.9). По инновационно-активному сценарию прогноз выполнен в двух вариантах, условно именуемых «нижняя граница» (рис. 6.7) и «верхняя граница» (рис. 6.8). Впоследствии из «нижней» и «верхней» границ инновационно-активного сценария был сделан усредненный прогноз (с численностью населения области на конец 2020г. в размере 175,4 тыс. чел.), использованный (наряду с целевым прогнозом) при разработке «Схемы развития и размещения производительных сил Магаданской области до 2020 года» [59], а затем «Концепции «Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2025 года» [64].



Инерционный сценарий предполагает инерцию существующей социально-экономической политики. Все мероприятия, которые запланированы и предусмотрены, будут проводиться. Все инвестиционные проекты, которые уже реализуются и на которые уже выделено финансирование, будут осуществляться. И ничего сверх этого делаться не будет. Этот сценарий в целом соответствует инерционному прогнозу демографического потенциала.

Учет миграционных потоков также выполнен инерционно. Иначе говоря, предполагается, что число прибывающих будет изменяться в соответствии с тенденциями последних лет: медленно снижаться с 2,3 тыс. чел. в 2005 г. до 1,7 тыс. чел. в 2020г. Активного привлечения мигрантов не будет. Число убывающих будет снижаться более резко: с 4,9 тыс. чел. в 2005 г. до 2,1 тыс. чел. в 2020 г. – что тоже соответствует тенденциям последних лет, и, кроме того, оправдано появлением новых рабочих мест в результате реализации уже осуществляющихся проектов.

По этому сценарию численность населения области к концу 2020 г. сократится до 150 тыс. чел, а трудовые ресурсы – до 107 тыс. чел. При этом отношение трудовых ресурсов к общей численности населения в течение всего периода останется почти неизменным на уровне 72%. В течение всего периода будет иметь место естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции.

Низкий темп падения численности населения области (всего на 11,1% за 14 лет) и почти неизменная доля трудовых ресурсов в населении объясняются тем, что авторы заложили в прогноз надежду на стабилизацию коэффициентов рождаемости и смертности, начиная с 2015 г. При этом коэффициент смертности был заложен весьма оптимистический: 12,5 умерших на 1000 чел. населения.

В настоящее время можно сказать, что этот прогноз, сделанный по данным 2005 г., уже не вполне оправдывается: на конец 2007 г. численность населения области составляла 166 тыс. чел. (как и по прогнозу), но численность трудовых ресурсов – она практически равна численности населения в трудоспособном возрасте – 114 тысяч человек (против 120 тысяч по прогнозу).

Инновационно-активный сценарий предполагает реализацию всех тех инвестиционных и инфраструктурных проектов, которые предусматриваются «Схемой развития и размещения производительных сил Магаданской области до 2020 года». Кроме того, он предусматривает осуществление ряда организационно-правовых и финансовых мер по стимулированию привлечения в область населения из других регионов, и закрепления как существующего населения, так и прибывающих.

В результате по «нижней границе» сценария сальдо миграции с 2012 г. станет положительным, и к концу периода достигнет 1,6 тыс. чел. Суммарное сальдо миграции за 15-летний период с 2006 по 2020 г., впрочем, все равно будет отрицательным, но составит мизерную величину в –0,8 тыс. чел.

По «верхней границе» сценария сальдо миграции станет положительным уже с 2011 г., а суммарное сальдо миграции за тот же 15-летний период составит уже +9,7 тыс. чел. – т.е. будет положительным.


Рисунок 6.6.


Рисунок 6.7.


Рисунок 6.8.


Рисунок 6.9.

Наконец, в этом сценарии предусматривается переход к положительному естественному приросту населения. По «нижней границе» он относится на конец периода – 2019-2020 гг., и превышение рождаемости над смертностью достигнет всего 0,3 на 1000 чел. населения. По «верхней границе» смена естественной убыли естественным приростом относится уже на 2013 г., и превышение рождаемости над смертностью к концу периода достигает 1,1 на 1000 чел. населения. В обоих случаях смена демографического вектора происходит как за счет повышения рождаемости, так и за счет снижения смертности.

В результате этих допущений по «нижней границе» сценария минимум численности населения области приходится на 2011 г. и составляет 160,7 тыс. чел. К концу периода численность населения области достигает 169 тыс. чел., т.е. практически возвращается к уровню 2005-2006 гг. По «верхней границе» сценария минимум численности приходится уже на 2010 г. и составляет 162,6 тыс. чел. К концу периода численность населения области достигает 182 тыс. чел., т.е. возвращается уже к уровню 2002-2003 гг.

Доля трудовых ресурсов в населении области по инновационно-активному сценарию возрастает за 15 лет с 72,3 до 73% (по «нижней границе») или с 72,6 до 73,6 (по «верхней границе»). Такая структура в принципе действительно может быть достигнута путем стимулирования отъезда подавляющего большинства пенсионеров на «материк».



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет