Системы менеджмента как инструмент повышения конкурентоспобности вуза



жүктеу 4.13 Mb.
бет1/15
Дата01.05.2016
өлшемі4.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
: 2014 -> elektronnaia bibl -> nauki i obrazavanie -> nauka i obrazavanie 2006
nauka i obrazavanie 2006 -> Ауыл шаруашылық ғылымдары агрономия
nauki i obrazavanie -> Ауыл шаруашылық ғылымдары Агрономия ауыл шаруашылық Ғылымдары
nauki i obrazavanie -> Особенности формирования структуры насыпи зерна в силосе
nauki i obrazavanie -> Ауыл шаруашылық ғылымдары агрономия
nauki i obrazavanie -> Ауыл шаруашылық ғылымдары Агрономия ауыл шаруашылық Ғылымдары
nauki i obrazavanie -> Резервы повышения продуктивности и плодородия орошаемых земель на западе казахстана
nauki i obrazavanie -> Ауыл шаруашылық ғылымдары Агрономия ауыл шаруашылық Ғылымдары
nauki i obrazavanie -> Факторы распространения вирусных болезней картофеля
nauki i obrazavanie -> Д. К. Тулегенова, кандидат с х. наук, Г. Х. Шектыбаева

Качество – веление времени

УДК 378.1
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ИНСТРУМЕНТ

ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОБНОСТИ ВУЗА
К.К. Бозымов, доктор с.-х. наук, профессор,

Г.К. Молдашев, доктор с.-х. наук, профессор
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана
Ма›алада ЖОО-Ј менеджмент жЇйесі ›ызметініЈ ерекшеліктері ›арастырыл“ан, мЩселеніЈ йзектілігі аны›талып университеттіЈ СМЖ мен ЭМЖ моделініЈ негіздемесі , ›±рылымы жЩне тиімділігі кйрсетілген.
В статье рассматриваются особенности функционирования систем менеджмента ВУЗа, определена специфика проблемы, дано обоснование, построение и показана результативность университетской модели СМК и СЭМ.
In this article the peculiarities of functioning of universityґs system of management, are considered specific problems, are defined basis, construction and are given results of universityґs model of SMQ and EMS are shown.
Одной из ключевых задач в решении проблем повышения качества высшего образования, подготовки конкурентоспособных специалистов и рациональной интеграции отечественной высшей школы в мировую образовательную систему – принятой Госпрограммой развития образования в РК до 2010г., является формирование в ВУЗах принципов Всеобщего управления качеством, основанных на интегрированных системах менеджмента.

Актуальность системного комплексного управления качеством еще раз прозвучала в выступлении Главы государства Н.А. Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира» – «Государство должно взять на себя предоставление помощи и поддержки при внедрении международных стандартов качества».

Университеты, как субъекты, оказывающие услуги, имеют целый ряд специфических особенностей, затрудняющих адаптацию требований международных стандартов серии ИСО 9001 и 14001 к вузовской деятельности: нематериальный характер результатов образовательного процесса, длительность жизненного цикла образовательных услуг, высокий интеллектуальный уровень педагогического персонала, свобода преподавателя в выборе методики обучения, слабая восприимчивость системы образования к нововведениям, недостаточная разработанность инструментариев внутреннего мониторинга качества образования и специфичность потребителя. Вместе с тем, методология создания систем менеджмента в ВУЗах Казахстана до сих пор не разработана.

Тем не менее, пути повышения качества высшего образования следует искать в создании эффективной системы управления качеством образовательных услуг, ибо критерии объективной оценки способности организации обеспечить предоставление качественной услуги содержатся в стандартах ИСО 9001 и 14001. К тому же, в России наличие сертифицированной системы менеджмента качества – обязательный аккредитационный показатель ВУЗа.

Поэтому мотивами построения университетской модели системы менеджмента качества (СМК) и системы управления окружающей среды (СУОС) послужили настоятельная необходимость: демонстрации способности ВУЗа обеспечивать и гарантировать качество образовательных услуг, соответствующего требованиям потребителей, участия в госзаказе на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, постоянного улучшения процессов деятельности в конкурентной среде, повышения ответственности, компетентности, мотивации и вовлеченности всех сотрудников за качество образования, сплочения коллектива вокруг идеи качества, повышения имиджа, совершенствования культуры, инфраструктуры и производственной среды университета.

ЗКАТУ им. Жангир хана в числе первых 6-ти вузов страны сертифицировал в 2004 г. свою СМК по стандартам ИСО 9001, а в 2005 г. стал первым ВУЗом, прошедшим аудит на соответствие международному стандарту экологического менеджмента ИСО 14001, положив начало формированию интегрированной системы университетского менеджмента XXI века.

На сегодня в университете: 2 учебно-научных института, 7 факультетов, 30 кафедр, более 9,0 тысяч студентов и 417 преподавателей, 30 специальностей бакалавриата, 9 – аспирантуры, 11 – магистратуры, 5 учебных корпусов, 3 общежития, 480 единиц ПК, диссертационный совет, аккредитованный Министерством индустрии и торговли РК - испытательный центр и др..

Имея в активе развитую инфраструктуру и кадровый потенциал, университет начал процесс разработки собственной модели СМК и СЭМ по стандартам ИСО 9001 и ИСО 14001 в 2003 г.. Процесс внедрения систем был четко распланирован, разбит на этапы и подкреплен соответствующими ресурсами.

В качестве стартовой меры, на основе принципов SWOT – анализа, бенчмаркинга и самооценки состояния и проблем ВУЗа на рынке образовательных услуг, разработана и начата реализация Концепции и Программы развития ЗКАТУ на 2003-2007 гг., где сформулированы миссия, видение, задачи и приоритетные направления деятельности.

Миссия быть движущей силой научно-технического прогресса и процветания инновационной экономики Западного Казахстана.

Видение:

- подготовка конкурентоспособных специалистов новой формации, инициативных и адаптивных к меняющимся требованиям рынка труда и технологий;

- формирование системы инновационного образования через расширение интерактивных технологий обучения;

- создание условий для развития и самореализации творческих возможностей персонала и обучающихся;

- увеличение вклада в реализацию региональной инновационно - индустриальной и агропродовольственной программ;

- поэтапное вхождение в мировое образовательное пространство.

Принятые к исполнению программы разработки и внедрения СМК и СЭМ, внесли изменения в оргструктуру университета: создан управляющий совет по качеству и экологии, назначены представитель руководства по качеству, представитель руководства по экологии и координаторы проектов, для организационно-методической поддержки внутривузовской системы качества образованы новые отделы и службы: маркетинга и трудоустройства выпускников, кредитной технологии, региональный центр оценки качества образования.

Вторым этапом создания системы было обучение персонала. Именно через информирование, достижение понимания принципов СМК и СУОС, изучение требований стандартов ИСО, достигалась цель вовлечения всех сотрудников в процесс создания систем и формирования достойных лидеров. Всего с 2003 по 2006 г. обучено 15 руководителей и более 70 преподавателей на семинарах Зап. Каз. филиала АО «Наццентра экспертизы и сертификации» и СП «Интерсертифика-ЦентрАзия», которые составили основу для формирования команды внутренних аудиторов и рабочих групп по разработке документации. Руководители подразделений, являясь владельцами процессов, стали центрами кристаллизации и носителями идей качества и экологии, вокруг которых и велась работа по внедрению систем. Подразделения университета на сегодня управляются системными менеджерами качества.

Поскольку, одной из задач интегрированной системы менеджмента является демократизация процесса управления путем отхода от стереотипных методов директивного (вертикального) к процессному (горизонтальному) менеджменту на основе цикла Деминга-Шухарта и делегирования части полномочий ректората деканатам и кафедрам – определены процессы ВУЗа, описаны применение, последовательность и их взаимосвязь, что позволило уменьшить потери качества на стыке процессов за счет системного и демократичного управления деятельности всех подразделений.

На следующем этапе разработаны и введены в действие внутренние нормативные документы: политика в области качества, политика в области управления окружающей средой, руководство по качеству, руководство по управлению окружающей средой, план и цели в области качества, программа, цели и задачи в области экологии, реестр экологических аспектов, матрица планирования, положения о подразделениях, о деятельности, документированные процедуры, карты процессов, должностные инструкции и формуляры. Разработка документации осуществлялась рабочими группами, путем адаптации общих требований стандартов к вузовской системе.

Основа эффективного менеджмента качества – реализация его восьми принципов:

ориентация на потребителей – предусматривает изучение, понимание и выполнение университетом текущих и будущих запросов потребителей, с целью направить усилия коллектива на их удовлетворение;

лидерство руководителя проявляется в обеспечении ректоратом единства целей и приоритетов ВУЗа, создании внутренней среды;

вовлечение персонала использование личностных качеств каждого

сотрудника через мотивацию инициативы постоянного улучшения качества;

процессный подход – управление деятельностью и необходимыми для них ресурсами – как процессом;

системный подход к менеджменту - понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой;

постоянное улучшение - цель деятельности ВУЗа, позволяющая обеспечивать удовлетворенность потребителей и устойчивое развитие университета;

принятие решений, основанное на фактах – сбор и анализ объективной информации и их использование для принятия управленческих решений;

взаимовыгодные отношения с поставщиками способствуют выгоде сторон создавать ценности в сфере образовательных услуг.

Оценка эффективности и соответствия СМК и СУОС требованиям ИСО 9001 и 14001 осуществлялась серией внутренних и внешних аудитов всех подразделений (сертификационный, инспекционный), проведением корректирующих и предупреждающих действий, анализом систем менеджмента со стороны руководства.

В целом на всех этапах проверки университет продемонстрировал непрерывное улучшение результативности СМК и СУОС.

Цели по качеству, цели и задачи в области экологии на 2005 г. достигнуты:

Поощрение лидерства – вознаграждением персонала и студентов на основе их рейтинговой оценки, моральным и материальным поощрением по знаменательным датам и итогам года, финансовой поддержкой более 100 соискателей ученых степеней.

Вовлечение персонала – использованием конструктивных предложений сотрудников и студентов в процессе анализа, разработки и внедрения действий по улучшению систем менеджмента и услуг на принципах сотрудничества, взаимного доверия, уважения и работы в команде.

Развитие инновационного образования введением двухуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура). В числе 10-ти вузов страны внедрена в 2003 г. кредитная система обучения по экономическим специальностям, что позволило значительно обновить содержание учебных программ, расширить использование занятий инновационного типа, усовершенствовать рейтинговую оценку учебных достижений студентов и установить преимущества этой технологии: регулярное самообразование студентов; преподаватель выступает не в качестве транслятора минимума готовых знаний студентам, а формирует у них навыки самостоятельно – познавательной деятельности, аналитики и креативного мышления; повышение требований потребителей к качеству образовательных услуг.

По результатам промежуточного государственного контроля 2005 г. (средний балл 81,8 %) – университет на 2 месте среди аграрных ВУЗов.

В конкурсе на международную стипендию «Болашак» 4 студента получили грант на обучение в зарубежных ВУЗах.

По итогам республиканского конкурса за использование инновационных методов обучения присужден грант «Лучший преподаватель ВУЗа» завкафедрой «Паразитология, эпизоотология и ветсанэкспертиза», доценту Абсатирову Г.Г.



Усиление научно-исследовательской деятельности – выполнением 55 комплексных, 2 поисковых и 4 инициативных тем по проблемам региональной агропродовольственной и индустриально-инновационной программ. Годовой объем финансирования НИР достиг в 2005 г. 20,0 млн.тг. Из 8 инновационных проектов рассмотренных региональным технопарком, 1 – направлен в Национальный инновационный фонд РК.

Ориентация на потребителей – путем их социологического опроса, анализа обратной связи, в т.ч. через СМИ, проведения встреч с работодателями, дней открытых дверей, ярмарок вакансий и т.д.

Анкетированием работодателей выпускников ВУЗа установлена удовлетворен-ность качеством подготовки специалистов у 88 % респондентов. Отмечены – профессиональная компетентность, коммуникабельность, правовая и компьютерная грамотность специалистов. Из 200 выпускников, работающих на производстве, 83% удовлетворены полученными знаниями в университете.

Регулярное анкетирование персонала показало, что в университете функционирует системный менеджмент, работа руководителей факультетов и кафедр оценивается коллегами достаточно высоко.

Удовлетворение требований потребителей в 2005 г. подтверждены:

- созданием машиностроительного факультета постановлением Правительства РК № 666 от 25 июня 2005 г.;

- открытием новых технических специальностей: приборостроение, производство строительных материалов; химическая технология неорганических веществ;

- положительным заключением Министерства экономики и бюджетного планирования РК на технико-экономическое обоснование строительства учебного корпуса машиностроительного факультета;

- обеспечением трудоустройства 584 выпускников, что составило 92 % от их общего количества.



Реалистичное планирование – достигнуто разработкой и реализацией матрицы планирования деятельности по процессам и уровням управления, своевременного внедрения системного контроля и корректирующих действий, что позволило в установленные сроки достичь запланированных результатов.

Взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами – усилением связей с ВУЗами, НИИ, центральными и местными органами власти, работодателями, поставщиками. В результате решаются на взаимовыгодной основе: обмен опытом, совместные научно-исследовательские работы, мобильность ППС и студентов, включенное обучение, бенчмаркинг, практика, трудоустройство и т.д.

Результаты совместной деятельности с 65 школами по ЕНТ:

-возросло количество студентов на 1 курс по госзаказу за 2005 г. на 66 человек, за счет повышения имиджа и привлекательности ВУЗа;

-из 27 претендентов на знак «Алтын белгі» подтвердили уровень своих знаний 86 %, тогда как в 2004 г. – 50 %;

-отличные оценки (100 и более баллов) получили 83 выпускника, что превысило прошлогодний результат в 2 раза.

В рамках расширения социального партнерства с крупными промышленными предприятиями региона (КПО б. в., Конденсат, Жайыктеплоэнерго, Зап. Каз. РЭК, Агрореммаш) количество студентов, обучающихся по их грантам, достигло 70 человек.



Подготовка и переподготовка кадров – расширением системы непрерывной подготовки и повышения квалификации. Участием в международных, республиканских и внутривузовских семинарах ежегодно охвачено около 25 % персонала, что создаст условия для формирования контингента ППС новой формации, освоения инновационных технологий развивающего обучения, изучения передового опыта в перспективных областях науки, техники и технологии.

Озеленение прилегающей территории – улучшением ландшафта университетского кампуса, в рамках Госпрограммы «Жасыл Ел», созданием «Аллеи первоцелинников», посадкой и уходом за более, чем 800 саженцев ценных древесно-культурных пород, цветочных клумб и газонов на площади 3 тыс. кв. м.

Подготовленность к аварийным ситуациям – реализацией плановых мероприятий по технике безопасности, тренингов личного состава и студентов по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Организация управления отходами – путем налаживания их сбора, хранения, использования, учета и транспортировки, способствующих снижению отрицательных воздействий деятельности ВУЗа на окружающую среду.

Таким образом, интегрированная система менеджмента университета, являясь частью системы управления ВУЗом в целом, представляет собой совокупность мероприятий, процессов, ресурсов и документации ВУЗа, обеспечивающих непрерывное повышение качества образовательных услуг и результативности природоохранной деятельности, путем постоянного выявления и удовлетворения требований потребителей.

По оценке Института сравнительных социальных исследований (2005г.), университет в рейтинге технических вузов страны на 5 месте. Это высокий успех и результат слаженной работы 10-ти тысячного коллектива по эффективной реализации политики, планов и целей в области качества и экологического менеджмента ВУЗа. Однако, мы не останавливаемся на достигнутом и нацелены на формирование конкурентоспособного ВУЗа XXI века. Считаем, что функционирование интегрированной системы менеджмента качества и экологии в университете создаст в среднесрочной перспективе все необходимые условия для подготовки к аккредитации отдельных образовательных программ по международным стандартам и решению проблемы признания дипломов ЗКАТУ им. Жангир хана в развитых странах мира.
ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев, Н. А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира: выступление президента РК Н. А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента 18 января 2006 года // Казахстанская правда. – 2006. – 19 янв.

2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы: утверждена указом Президента РК от 11 октября 2004г., – № 1459.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет