Сочинение по отдельным аспектам истории Древней Индии. Материал для учителя



жүктеу 63.63 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі63.63 Kb.
түріСочинение
: referat10 -> doc
doc -> Урок-путешествие. Жизнь на различных материках
doc -> Географическое положение Австралии
doc -> Разработка урока «Орган зрения и зрительный анализатор»
doc -> Размножение и индивидуальное размножение организмов
doc -> «Древний Рим»
doc -> Задачи: Дать общее понятие о растительном, животном мире Кузбасса, городами и занятиями людей Кемеровской области
doc -> Конспект урока-лекции по истории в 8 классе «Образование и наука в первой половине XIX века»
doc -> Интегрированный урок: химия и музыка. Цели и задачи
doc -> Футуризм. Игорь Северянин
Разоренный хозяин и ограбленный караванщик

Материалы к уроку по теме «Древняя Индия»
Материалы к уроку состоят из текста для учителя, текста источника «Артхашастра Каутильи» и заданий для учеников. В тексте для учителя объясняются основные исторические реалии и процессы, а также даются ключевые понятия, рассматриваемые в источнике. Этот материал может быть объяснен учителем на первом уроке, а на втором можно предложить ученикам на основе изученного материала проанализировать статьи из источника. Учитель может начать изучение темы с работы над документом, попутно комментируя его.

Ученики могут всем классом анализировать текст источника или работать с ним по группам. Для этого текст документа разделен на три тематических блока. Статья также содержит примерные задания для учеников.

Ключевой момент данного урока – самостоятельный анализ источника учениками. Таким образом, реализуется задача личностно ориентированного образования, когда учитель выполняет лишь вспомогательную роль, а не стремится стать основным источником знаний. При этом продолжается работа над формированием навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческим документом.

Кроме того, ученики имеют возможность не заучивать готовые факты, содержащиеся в учебнике, а прийти к самостоятельным выводам на основе анализа текста источника, специально адаптированного для школьников. Пред ними, таким образом, приоткрываются двери в мастерскую профессионального историка. В конце изучения темы сильным ученикам можно предложить самостоятельно написать мини сочинение по отдельным аспектам истории Древней Индии.



Материал для учителя.

Термином артхашастра ( в пер. с санскрита – наука о пользе) в Древней Индии обычно называли сочинения, посвященные проблемам управления государством, политическим, административно-хозяйственным и юридическим вопросам. Создание «Артхашастры», цитаты из которой приводятся на уроке, приписываются Каутилье Чанакъе, советнику Чандрагупты Маурья , отсюда и ее полное название «Артхашастра Каутильи». Чандрагупта основал государство Маурьев и правил северной Индией около 322-312 гг. до н. э.

После ухода Александра Македонского из Индии Чандрагупта возглавил борьбу индийцев против македонских ставленников. Вскоре вся территория Северной-Западной Индии оказалась под властью Чандрагупты, а после мирного договора с Селевком Никатором в 305 г. до н.э. Индия, в обмен на 500 слонов, получила и часть территории современных Афганистана и Белуджистана. Немалую роль в этих событиях играл и каутилье Чанакье, который был министром Чандрагупты.

Однако как показали дальнейшие исследования, «Артхашастра» была написана в первом веке до н.э. и поэтому не могла быть написана Каутильей, хотя традиция приписывает ему авторство. Поскольку содержание древнеиндийских трактатов было достаточно традиционным, «Артхашастра» может быть использована как исторический источник второй половины I тысячелетия до н.э.

Это был важный период в экономическом развитии Индии. Именно во второй половине I тысячелетия до н.э. сформировались характерные черты социально-экономических отношений древнеиндийского общества, которые предопределили облик этого государства. В экономике Индии в то время прослеживаются две основные тенденции: широко распространяется железо, которому сразу нашлось применение и в земледелии и в ремесле, к тому же это был период быстрого роста городов. Постепенно они становятся центрами ремесла и торговли, хотя большая часть населения в это время, естественно, проживала в деревнях.

В V – VI вв. до н.э. в Индии появляются клейменые монеты, главным образом, медные и серебряные. Так, в «Артхашастре», описываются обязанности чиновников, которые следили за чеканкой монет и денежным обращением. В это время были известны и такие денежные операции, как кредиты, проценты.

Во второй половине I тысячелетия до н. э. происходит дальнейшее развитие частной собственности на землю, окончательно фиксируется различие между понятиями «собственность « и « пользование».

Одна из глав «Артхашастры» посвящена вопросу о заключении сделок и защиты прав собственников различного имущества. Например, ни один человек не мог считаться собственником земли только на основании того, что он ее обрабатывал на протяжении длительного времени. Кроме того, все сделки, которые заключались не собственником, а пользователем, считались недействительными.

Вообще же, земельный фонд страны подразделялся на несколько категорий: частные земли, общинные, государственные и царские. К государственным землям, главным образом, относились леса, пустоши, рудники и необрабатываемые земли. В зависимости от статуса земли законы различали взимаемые с них налоги: налог с царской земли и с частных участков.

Законы, и в частности «Артхашастра», защищали право частной собственности, гарантом которой был сам правитель. К примеру, если спустя какое-то время украденная собственность находилась, то царь выступал гарантом ее возвращения прежнему владельцу. Кроме того, существовала статья, в которой говорилось что «…похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества».

Все имущественные сделки внутри общины должны были совершаться при участии представителей государственной власти (полномочного представителя). Кроме наблюдения за законностью заключаемой сделки, эти чиновники стремились также обеспечить и поступление дохода в государственную казну. Так, если цена при продаже земли или оросительного сооружения во время торга между продавцом и покупателем оказывалась непомерно большой по сравнению с обычной ценой, то ее излишек должен был достаться не продавцу, а поступить в казну. А при нарушении правил заключения сделок, например при заключении ее без полномочного представителя, на обе стороны накладывался достаточно большой штраф, сама же сделка признавалась недействительной.

«Артхашастра» предусматривала и такие ситуации, когда начинались тяжбы между несколькими соседними селениями по вопросу определения собственности на поля, каналы, леса и пр. В этом случае согласно законам, земля не могла считаться чьей-либо частной собственностью и переходила в разряд государственных владений. Это, несомненно, заставляло общины тщательнее следить за состоянием пограничных знаков, ибо государство использовало малейшую возможность, чтобы распорядиться «землями без границ» по своему усмотрению. К царю отходили также и выморочные земли.

Во второй половине I века до н.э. значительная часть населения Индии была объединена в общины. В узком смысле община представляла собой объединение полноправных жителей деревни, т.е. собственников земельных участков; в широком – деревню, выступающую как самоуправляющаяся единица и включавшую, подобно общине, и другие группы населения. Понятно, что любая община стремилась сохранить нетронутым свой земельный фонд и ограничить продажу индивидуальных участков, особенно, если их хотели приобрести «чужаки», т.е. члены другой общины. Поэтому, согласно «Артхашастре», приоритет при покупке земли имели родственники бывшего владельца этого участка, потом его соседи, кредиторы, а затем лишь «чужаки».

При обсуждении таких важных для общины вопросов как покупка и продажа земли, пограничные споры, особым весом обладало мнение старейшин, которые играли выдающуюся роль в любой общине. Согласно «Артхашастре Каутильи», в их обязанности входила также забота об имуществе детей, оставшихся сиротами, до их совершеннолетия.

По дошедшим до нас источникам достаточно трудно судить о количестве семей, составлявших общину. Различные документы называют цифры от 30 до 1000 семей в составе одной общины.

Во второй половине I тысячелетия до н. э. основной формой семьи была большая патриархальная семья, где ее главой, как видно из названия, был отец или муж. Женщина в это время полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак также признавался основной имущественной сделкой. Мужчина как бы покупал себе жену, и она становилась фактически его собственностью. Кратко характеризует положение женщины в Древней Индии поговорка « В детстве она была под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей». В случае дурного обращения мужа жена могла уйти к его родственникам, к опекунам, к деревенскому старосте или к монахине, а в родную семью только в том случае, если там не было мужчин. Беспрепятственно в свою семью женщина могла вернуться лишь в случае смерти родственников, болезни, стихийных бедствий или в период беременности. За побег из дома на нее налагали штраф, нередко после этого женщина лишалась своего приданого. Она не могла оставаться наедине с посторонним мужчиной, и фактически не была полноправным человеком.

Значительной социальной группой в Древней Индии были рабы, которые подразделялись на несколько категорий в зависимости от способа их приобретения. Так, в одной из первых классификаций рабы делились на тех, «кто родился в доме», и тех, что были куплены или привезены из других стран. Кроме того, различались пожизненные и временные рабы. А в «Артхашастре» даже была статья, в которой предусматривался штраф для владельца, если он не освобождал временного раба за установленный выкуп.

Потомков же временных рабов законы объявляли свободными. Таким образом, «Артхашастра» отразила попытку государства упорядочить статус рабов.



Заметим, что характер землевладения в Древней Индии был схож с ролью рабов в Египте и Месопотамии, т.е. рабство не играло значительной роли в социально-экономическом укладе древнеиндийского общества в то же время рабство в Индии имело ряд особенностей. Раб по своему положению был близок к наемному работнику. «Артхашастра» даже объединяет в одну группу рабов и кармакаров (наемных работников). Другой особенностью рабства в Индии было широкое использование рабского труда в домашнем хозяйстве. Это придавало ему патриархальный характер, что смягчало в целом положение рабов.

Артхашастра Каутильи

(Фрагменты)

Заключение сделок



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет