«Социокультурные и валеологические основы менеджмента оказания анимационных и рекреационных услуг»



жүктеу 2.39 Mb.
бет1/10
Дата29.04.2016
өлшемі2.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
: netcat files -> userfiles
userfiles -> При заключении договоров и их исполнении организация должна быть уверена, что контактирует с уполномоченным на то лицом. Полномочия представителя подтверждает доверенность
userfiles -> Организационный комитет
userfiles -> Введение. Краса и гордость Южного Урала
userfiles -> Волость архангельская. Тульский уезд
userfiles -> Правила пользования справочно-информационными службами зао «информтел» «зао
Приложение 3
Разработка раздаточных лекционных и учебно-методических материалов по дисциплинам курсовой подготовки.
Тема: «Социокультурные и валеологические основы менеджмента оказания анимационных и рекреационных услуг»
Анимация как понятие имеет латинское происхождение (aniта - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

Типология анимации

Различие толкований понятий «анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ анимационной досуговой деятельности. Это разнообразие сказывается как при формировании туристских маршрутов и в гостиничном бизнесе, так и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалитетах, парках, клубах и ассоциациях, организациях и учебных заведениях.

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил человека. Досуговые программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими и курортными предприятиями с туристами, отдыхающими и гостями, так и досуговыми предприятиями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие рекреационная анимация шире, чем понятия туристская и гостиничная анимация. Что касается туристской и гостиничной анимации, то они тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, в отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения и т. д., иными словами, в восстановлении жизненных сил и энергии.

Туристская анимация – разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель) или на транспортном средстве (круизный теплоход, поезд, автобус и т. д.), или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие.

При подготовке туристских анимационных программ учитываются многие особенности, позволяющие провести программу наиболее интересно, а именно:

- возраст туристов (анимационные программы детские, молодежные, зрелого возраста, третьего возраста, комбинированная);

- национальный состав туристов;

- пол (анимационные программы женские, мужские, совместные);

- численность (анимационные программы индивидуальные, групповые, массовые);

- активность участия туристов (активная, пассивная).

Кроме того, туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

1. Анимационные туристские маршруты – целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по «духовному», стимулирующему душевные силы.

Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби). Перечислим основные разновидности таких анимационных программ: культурно познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино центрам, расположенным в разных странах.

2. Дополнительные анимационные услуги – анимационные программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обусловленных переездами, задержками в пути (судно, поезд, автобус, гостиница, вокзал и т.д.), в случае непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), отсутствии снега в горнолыжных курортах и др.

3. Гостиничная анимация – комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса, преследующая цель реализации новой философии гостиничного обслуживания, повышения качества обслуживания, уровня удовлетворенности туриста отдыхом и используемая в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из главных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга на туристских предприятиях: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это часть туристской анимации, хотя и наиболее значимая. Причем анимационные программы различаются при клубной организации отдыха, в гостиничных цепях и в гостиницах разной целевой направленности и разной величины.

В Толковом словаре туристских терминов понятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных)».

Энциклопедия триста определяет рекреацию как «восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятий туризмом».

От организации досуга населения зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье.

Рекреация – это восстановление сил человека.

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление сил и работоспособности человека.



Функции рекреационной туристской анимации

В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ функции рекреационной туристской анимации дифференцируют на:



- адаптационную функцию, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

- компенсационную функцию, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

- стабилизирующую функцию, создающую положительные   эмоции и стимулирующую психическую стабильность человека;

- оздоровительную функцию, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

- информационную функцию, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;

- образовательную функцию, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире; совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

- рекламную функцию, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.



Элементы анимационных программ

С точки зрения системного подхода туристская анимация - это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпровождении, развлечении.

В практике туристского обслуживания сложились следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении - удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием, с приятными переживаниями;

- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при преодолении трудностей, при открытиях, при общении;

- анимация через общение -удовлетворяет потребность в общении с новыми людьми, с интересными людьми, с открытием внутреннего мира людей и познанием себя через общение;

- анимация через успокоение -- удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, потребность в покое и «праздной лености».

- культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через соприкосновение с памятниками и современными образцами культуры страны, региона, народа, нации.



- творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, в демонстрации своих творческих созидательных способностей, в установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество, сотворчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер по отношению к данным видам анимации, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ, как бы кирпичиками того здания, которое представляет собой анимационная программа.



Гостиничные анимационные услуги и программы.

В комплексе программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере решает проблему восстановления, сохранения, развития его здоровья: физического, психического, нравственного. Эти компоненты и определяют соответствующую условную типологию направлений туристской анимации:

1. комплексные программы, комбинируемые из однородных программ;

2. спортивные, спортивно-оздоровительные программы; спортивно-развлекательные;

3. зрелищно-развлекательные, игрово-приключенческие программы;

4. познавательные; спортивно-познавательные; культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы.

Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности.

Культурно-познавательные анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с культурно-историческими и духовными ценностями нации, страны, местного населения региона, где расположен туркомплекс, и включают, в частности: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры и т. д. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития. В то же время уроки национального языка, викторины, вечера национальных обычаев и т. д. являются доступными для всех.

Игрово-приключенческие анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычайным, например: видовые игры и конкурсы, посещение пещер, пиратская вылазка, вечер народных преданий и легенд, ночной поход, ночной спуск на горнолыжном курорте, тематический пикник, рыбалка и т. д. Программы имеют спрос вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования.

Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, сотворчеству, состязанию в творческих способностях, к приобретению навыков мастерства. Строятся они с привлечением местных возможностей на интересе к национальным особенностям и включают, в частности: разговор на национальном языке; уроки национальных кухни, музыки, танцев; конкурсы: любительской фотографии, талантов, рисунков, авторских стихов и песен, вокальных и инструментальных исполнителей, детского рисунка, песочной скульптуры и т. д.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

Анимационные программы общения по интересам являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т. д. Во многих случаях необходим хороший аниматор - «затравщик», катализатор такого общения.

Для того чтобы удовлетворить потребности гостей разных национальностей, разных возрастов, разных достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т.д.) и в разное время, программы анимации должны меняться:

а) по содержанию,

б) по интенсивности,

в) по времени проведения,

г) на протяжении сезона и по другим параметрам.

Анимационные программы в значительной мере зависят от размера отеля, его месторасположения, функциональной ориентации, имеющихся возможностей (в том числе по спектру оказываемых дополнительных услуг), а также от профессионализма тураниматоров, глубины их специализации и, наоборот, степени универсальности, от их таланта. Качество и объем выполняемых анимационных программ в туркомплексах, отелях определяются в существенной степени наличием требуемого персонала, количеством персонала в целом, эффективностью анимационного менеджмента. В небольшом отеле анимационными программами может заниматься один человек - менеджер туранимации, в туркомплексах среднего размера - отдел (служба) туранимации, а в крупных курортных и клубных туркомплексах - специализированные крупные анимационные центры досуга. Курортный отель или клубный отель нуждаются в особой инфраструктуре и больших возможностях, чтобы предложить туристу полную анимационную программу (теннисные корты, баскетбольные, волейбольные и другие спортивные и игровые площадки, парковые аттракционы, виндсерфинг, лодки, ныряние с аквалангом, бассейны, аквапарки, пляжные бары, таверны, кинотеатры, дискотеки, ночные клубы, боулинг-центры, биллиардные, казино, тотализаторы и т. д.). Дизайн этих объектов требует особого внимания. Центры деятельности должны располагаться недалеко друг от друга, от моря, от торговых точек (баров и закусочных).
Тема 3. «Психолого-педагогические основы менеджмента

оказания анимационных и рекреационных услуг»

Основы педагогики досуга
Педагогика досуга как практическая воспитательная деятельность государства и общества начала складываться в эпоху Античности.

Еще Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.

Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:


  • время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

  • свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личностных потребностей и стремлений;

  • часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

В содержательном плане структура досуга включает:

- общение;

- спортивно-оздоровительную деятельность;

- игры;


- отдых на природе;

- прогулки;

- интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки);

- любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.);

- общественно активную деятельность.

Специфические особенности досуговой деятельности:



  • действительный ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;

  • цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

  • досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.

Принципы педагогики досуга:

- принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

- принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал).

В педагогике досуга три понятия расположены рядом:

- свободное время,

- отдых,


- досуг.

Свободное время - пространство жизни ребенка, та его часть, что остается от учения в школе, выполнение домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных домашних поручений и обязанностей.

В структуре свободного времени школьника можно выделить следующие компоненты:

- дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование,

- общественная деятельность;

- знакомство с ценностями культуры;

- научно-техническое творчество;

- труд по желанию (или оплачиваемая посильная работа в рамках закона, или волонтерской деятельность),

- прикладной труд;

- художественное самодеятельное творчество;

- спорт,


- туризм,

- физическая культура;

- общение с природой и экологические занятия;

- общение по интересам;

- любительские занятия,

- игры,


- отдых как "ничегонеделание",

- и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.

Несмотря на все сетования, что у школьников учебная перегрузка, нехватка времени, у современных детей времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей, - много. В среднем 180 дней каникул, воскресений и праздников и еще около 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении школьников после учебных занятий. 280 дней, представленных в полное личное пользование?

Как ни печально признаться, для многих ребят эти дни - "мертвый сезон". Возникает парадокс: все то, что так усиленно культивирует школа, растворяется в никем не управляемом свободном пространстве. А может быть, им и не надо управлять? Пусть наслаждаются ребята дарованным им временем? Как говорится, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Посмотрим, чем дети "тешатся". Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, примерно 70 % - это зрительско-слушательские мероприятия. Безусловно, полезные. Кто будет возражать против бесед о нравственности, встреч с интересными людьми, конференцией по книгам, просмотров фильмов, спектаклей и т.п.? Только вот пропорция уж очень странная, да и режим этих полезных акций не выдерживает критики. Подавляющее количество воспитательных дел названного типа идут после уроков, когда у детей свои переживания за учебные оценки и дисциплинарные конфликты, когда хочется есть и вообще надоело "смирно сидеть". На то, чтобы поработать активно руками, ногами, головой, побыть на воздухе, окунуться в деятельность, принципиально (хотя бы по форме) отличную от учебной, остается всего 30% этого подготовленного и занятого школой времени.



Отдых. Буквально - состояние покоя. Отстранение от всех забот. Это род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению "формы", работоспособности. Отдых - перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена - форма отдыха учащихся.

Досуг. Его чаще всего определяют как развлечение. «Раз» + «влечение». Влечение - корневое понятий. Влечение - сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному.

До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то "несерьезном", "второстепенном", "неважном" - в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.



Досуг ребенка - мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга - поддержать ребенка как человека и деятеля.

Досуг всегда деятельностен. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно, приохотить к нему. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей.

Досуг - это удовлетворение личных интересов и притязаний детей.

Закон досуговой деятельности - сублимация, то есть процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к "первичным" страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, книги, туризм, техническое творчество.

Досуг для детей - всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят - школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг - школа поддержки, ободрения любого ребенка, а тем более слабого, "трудного". Если победа ребенка в досуговом деле крепка и весела, от нее кругами расходятся добрые, положительные эмоции.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:


  • в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

  • досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

  • досуг представляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит, растут;

  • досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверки сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности;

  • досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше; причем эти отношения разумно снисходительны.

По мнению Э.В. Соколова, содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп.

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая группа - с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

Третья группа - с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая группа реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебно деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т.п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может быть:

- пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным),

- организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

- контролируемым и неконтролируемым;

- коллективным и индивидуальным,

- подражательным и творческим;

- опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Досуг воспламеняет детей озарением, нетерпеливым восхищением своих личных открытий, догадок или как определяет Ш.А. Амонашвили, «личной эврикой», «царством мысли, подталкивающим детей к вечному творчеству». Умный досуг формирует творческий и свободный стиль жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка, на его самостоятельность.

Одной из распространенных форм организации досуга детей является клубная деятельность. По мнению С.Т. Шацкого (1878 – 1934), одного из первых организаторов клубных объединений, чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

Принципы организации клубной деятельности:


  • принцип добровольности объединения людей с общими интересами;

  • принцип самодеятельности и самоуправления;

  • принцип учета возрастных и социокультурных особенностей воспитанников;

  • принцип созидательной направленности клубной деятельности.

Принято выделять следующие условия эффективности клубной работы:

- организационно-педагогические (наличие материально-технической базы, профессиональных педагогических кадров – специалистов по клубной деятельности, создание системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой);

- психолого-педагогические (изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей; учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при соотношении репродуктивных, продуктивных и творческих видов деятельности; создание условий для самореализации воспитанников и педагогов);

- социально-педагогические (адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям; обеспечение социально ценной направленности клубной работы; оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, оптимальное соотношение самодеятельности воспитанников и педагогического руководства, создание; сохранение и обновление традиций клубного коллектива).

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков во многом определяется следующим:



  • возможностью удовлетворить потребность в общении;

  • возможностью установить позитивные взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми;

  • развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых;

  • игровой формой усвоения социальных ролей;

  • разнообразной по характеру деятельностью, которая способствует в определенной мере самопознанию, профессиональному самоопределению.

Многих ребят привлекает то, что клубные коллектив нередко бывает разновозрастным. В него могут входить не только школьники, но и педагоги, родители, студенты. Все они поставлены в условия совместной творческой работы, делового и эмоционального взаимодействия на равных. Содружество и сотрудничество разных поколений в клубе предполагает преемственность и развитие накопленного социального опыта, традиций, норм и ценностей. Нередко «старички» без вмешательства руководителей клуба направляют, регулируют, корректируют поведение и взаимоотношения своих младших одноклубников.

В клубе в атмосфере заботы, игры и радости, общины и позитивной молодежной субкуль­туры человеку легче обрести веру в себя, поддержку в принятии норм и правил социального мира взрос­лых. Основное содержание клубной работы — это самодеятельная и целостная реализация базовых потреб­ностей детей, подростков и молодых людей в социокультурной адаптации, поиск новых форм кол­лективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых.

Итак, влияние клубных объединений на социализацию детей многообразно. Главное же в том, что клуб - это реальная возможность проявления и развития индивидуальных способностей каждого, дополнительный шанс реализовать себя.
Функции и принципы культурно-досуговой деятельности:

социально-педагогический аспект
С точки зрения социальной педагогики, культурно-досуговая деятельность в системе «социальный педагог – клиент – группа клиентов» формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этическими особенностями и традициями, отличается многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи, детей и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический, культурологический и развивающий характер1.

Анализ сущности культурно-досуговой деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать следующим образом:



  • творческий – преобладание творческих моментов в деятельности;

  • репродуктивно – творческий – открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

  • репродуктивный – простое воспроизведение отработанных уже форм, предметов, способов и т.д.

Социальный статус культурно-досуговой деятельности закономерно требует рассмотрения ее функции2 и принципов3. Необходимо отметить, что культурно-досуговая деятельность отличается множественностью принципов и функций. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бывают различные подходы, а также расхождения обусловлены так же разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных социальных факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.

В данной исследовательской работе рассмотрены различные точки зрения нескольких исследователей культурно-досуговой деятельности в социальной работе.

М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова4 считают, что наиболее важными из этих принципов являются:


  • принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

  • принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

  • принцип гуманизации содержания и воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

  • принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

  • принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурной деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в культурно-досуговой сфере.

В качестве принципов Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников5 рассматривают основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности.

К принципам культурно-досуговой деятельности исследователи относят:



  • принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды;

  • принцип личностного подхода;

  • принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов;

  • принцип ориентации на культурно - ценностные отношения и организацию культуротворчества;

  • принцип культуросообразности технологического процесса;

  • принцип опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.;

  • принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

  • принцип диалектического единства и преемственности культурно исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

  • принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики.

Исследователь культурно-досуговой деятельности А.С. Ковальчук6 считает, что возможности социально-культурной деятельности в социальной работе эффективно реализуются при условии соблюдения ряда принципов:

  • социально-педагогические принципы;

  • принцип историзма;

  • принцип научности;

  • принцип правдивости;

  • принцип синкретизма;

  • принцип ценности и значимости;

  • принцип непрерывности и единства.

Исследователь Г.А. Васильева7 отмечает, что в настоящее время формируется новая система принципов культурно-досуговой деятельности. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, процессами демократизации и гуманизации, изменениями в политической и экономической жизни общества, в потребностях и интересах людей. Среди принципов культурно-досуговой деятельности исследователь выделяет следующие:

  • принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

  • приоритет всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

  • признак гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

  • принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

  • принцип общественно-государственного соуправления культурно-досуговой деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

Исследователь Пачина О.А.8 в своей диссертации дифференцировала принципы культурно-досуговой деятельности и выделила среди отдельную группу принципов культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми к которым отнесла: гуманистической направленности, доброжелательности, целостности и комплексности, добровольности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, активности, инициативности, целенаправленности, свободы выбора видов деятельности.

Совокупность социальных функций культурно-досуговой деятельности является результатом многолетнего социального опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, социальными службами, общественными организациями и движениями.

Исследователи Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников к основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относят: коммуникативную, информационно-просветительскую, культуротворческая, рекреативно-оздоровительную.

«Одной из характерных для культурно-досуговой деятельности является ее коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения9, вечера встреч10, дискотеки11, праздники, диспуты12, танцы13, вечеринки14 и т.д.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной культурно-досуговой практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декорирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый»15.

Наиболее полно развивающее начало воплощает в себя и информационно-просветительская функция культурно-досуговой деятельности.

Исследователи отмечают, что именно эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на широкий арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные из других источников16.

«Культуротворческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали17, олимпиады18, смотры19, конкурсы20, каникулярные объединения21, туристические походы22, школы актива23 и т.д.)»24.

«Специфической является рекреативно-оздоровительная функция культурно-досуговой деятельности. По существу она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего взаимодействия.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера-отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристическими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации»25.

А.С. Ковальчук26 в учебном пособие рассматривает функции культурно-досуговой деятельности, к которым относит:



  • информационно - просветительская функция;

  • практическая функция;

  • воспитательно-развивающая функция;

  • коммуникативно-организаторская функция;

  • эстетическая функция;

  • творческая функция;

  • рекреационная функция.

Исследователь Г.А. Васильева27 к основным функциям культурно-досуговой деятельности относит:

  • развивающую функцию;

  • информационно-просветительскую функцию;

  • культурно-творческую функцию;

  • рекреативно-оздоровительную функцию.

Батнасунов А.С.28 в своей диссертации выделяет три большие и ответственные социальные функции:

  • функция реабилитации, восстановления израсходованных в ходе трудовой и бытовой жизнедеятельности сил.

  • функция развития личностных качеств человека, его творческой самореализации, физической и духовной, т.е. все то, что К. Маркс очень точно охарактеризовал как «возвышающую человеческую деятельность».

  • функция поддержания социальной солидарности, известной сплоченности людей разных социальных статусов на основе общих для них досуговых традиций и интересов.

Однако наиболее последовательно и полно функции досуга были изложены отечественным социологом А.С. Орловым29, выделившим следующие функции:

  • восстановление затраченной в ходе деятельности человека его биологической или социальной энергии;

  • восстановление энергобаланса организма человека путем накопления энергии, компенсирующей ее затраты на энергопревращение;

  • выполнение роли биологического и социального «предохранителя» человека в экстремальных ситуациях;

  • выполнение роли катализатора процессов энергообмена и энергопревращения;

  • компенсация недоданных природой человеку некоторых биологических качеств;

  • соучастие в процессе естественного видового отбора;

  • информационно-игровое начало в структуре сознания;

  • соучастие в процессе социализации;

  • воспроизводство (оказание) рекреационных услуг;

  • соучастие в процессах адаптации и реабилитации.

Учитывая специфику культурно-досуговой деятельности социального педагога и работника, в том числе особенностей ее взаимодействия с другими институтами общества, необходима дифференциация функций.

В своей диссертации Илья Петрович Удовенко30 рассматривает ряд функций культурно-досуговой деятельности, воздействующих на профессиональную адаптацию молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с особенностями данной социальной группы особую значимость приобретает социально-защитная функция, которая выражается в праве на получение дополнительного образования, в том числе и профессионального, как гарантии будущего ресурсного самообеспечения; реализации свободы выбора разнообразных видов досуга удовлетворения разнообразных потребностей в сфере культуры и досуга; обучение определенному ремеслу с целью развития их способностей и ориентирования на дальнейшее трудовое самоопределение.

Социально-развивающая функция досуга и ее влияние на профессиональное формирование личности здесь рассматривается как преодоление негативных ролевых ожиданий.

Важной функцией является формирование психологических установок молодых людей на социально-культурную самореализацию в социокультурный условиях, направленных на выработку у них умений и навыков рациональной самоорганизации свободного времени. Такое социально-педагогическое взаимодействие с инициативными объединениями31 является гарантией успешной самоактуализации как воплощения индивидуальных интересов и личностного роста молодых инвалидов.

Непосредственное значение имеет профориентационная функция, обеспечивающая становление жизненной, личностной карьеры, помогающая им профессионально определиться и получить необходимые начальные профессиональные знания, умения, навыки, в связи с чем культурный досуг осуществляет профессиональную идентификацию через обеспечение подростков с ограниченными возможностями профессиональными пробами.

Аксиологическая функция - одна из основных функций культурной, а следовательно, и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает механизм усвоения ценностных ориентаций старшего школьного возраста благоприятного для их образования как устойчивого свойства личности.

В культурном досуге можно выделить функцию целеполагания, так как в ценностной и смысловой сферах культуры фиксируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельности, в том числе планирование профессионального жизненного пути, планирование собственной активности по саморазвитию и достижению поставленных целей.

С самоопределением юношей и девушек как представителей конкретной культурно-исторической ситуации тесно связана культурообразующая функция, отражающая творческий характер культурно-досуговой деятельности и трактуемая большинством ученых как:



  • производство новых знаний, норм, ориентаций и значений, их накопление, хранение и распространение;

  • воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности и творческого новаторства.

Специфические формы культурного досуга подростков и молодежи определяются наличием в нем элементов рекреационно-развлекательной функции, содействующей нормальному протеканию бытового, производственного и культурного цикла, эффективной рекреации, восполнению психических сил, восстановлению творческого потенциала.

Также необходимо отметить гуманистическую, компенсаторно-гармоническую и информационную функции».

В диссертации О.А. Пачиной среди функций культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми выделяются: «социокультурная адаптация и реабилитация; коммуникация; психотерапевтическая и коррекционная; жизнеорганизующая; информационно-развивающая; релаксия и укрепление здоровья, а так же духовное обогащение. Результатом культурно-досуговой деятельности с лицами пожилого возраста является повышение уровней их социальной активности и преодоление чувства одиночества»32.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что каждая функция культурно-досуговой деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.


Социализация подростков в сфере досуга

Реализация специальной модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными, хореографическими и художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии всей семьи ребенка.

К сожалению, за годы экономических реформ в РФ конца ХХ века разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детско-юношеского. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования – Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов. Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т.е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

Анимационные программы для детей и юношества включают в свой состав: спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Задача аниматора (составителя программ отдыха и организатора их реализации) – сделать досуг интересным и содержательным. Есть множество способов достижения этого. Именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество, благодаря чему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что придает психологическую стабильность его жизни во всем ее многообразии. В общественных и туристских организациях необходимо создание отделов, служб и центров анимации, задача которых должна состоять в разработке интересных программ досуга и общения (туристских, спортивно-оздоровительных, зрелищно-развлекательных, обучающих и др.) и для работы в которых необходимы квалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области психологии, педагогики, валеологии и т.д.
ЦВЕТОТЕРАПИЯ В АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ

Еще в далекой древности люди знали, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх. Цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание.

Цветотерапия - это древнейшая наука. В древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.

Авиценна (ок. 980-1037) прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна занавешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определенного цвета.

В Европе научное исследование лечебного эффекта цветового воздействия началось лишь в середине XIX века

В современном мире цветотерапия - это один из разделов психотерапии. Методов цветового воздействия - великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цветомедитации мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра. Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией. Среда обитания, которую мы для себя создаем, обладает огромным воздействием на психику и здоровье, поэтому необходимо, чтобы окружающие нас цвета делали наше пребывание дома комфортным.



На протяжении жизни любимый цвет может несколько раз поменяться. Большинство людей не могут с полной уверенностью ответить на вопрос о любимом цвете. Наши цветовые предпочтения могут многое рассказать о нашем характере и даже событиях нашей жизни. Тяга к определенным оттенкам объясняется подсознательным стремлением к гармонии.

Красный - пробуждает жизненную физическую силу человека. Это - цвет страсти и воли. Он стимулирует и подкорку головного мозга, и непосредственно клетки коры головного мозга. Воздействие на подкорку происходит в виде повышения давления, температуры, двигательной активности. Что же касается воздействия на клетки коры головного мозга, то красный побуждает к действию. Психотерапевты не рекомендуют использовать красный цвет на протяжении долгого времени. Один швейцарский предприниматель, начитавшись гигиенических брошюр, приказал выкрасить стены своего кафе в красный цвет. Хозяин надеялся, что посетители станут есть больше и быстрее, в результате чего увеличится оборот. Но... увеличилось лишь количество скандалов и драк, которые устраивали возбужденные гости.

Оранжевый характерен тем, что повышает настроение, стимулирует рабочую активность и утомляет не так сильно, как красный. Оранжевый цвет стимулирует общительность и добродушие, дарит радость восприятия жизни. Однако тем людям, чья нервная система слишком подвижна, стоит уравновешивать этот цвет любым оттенком сине-голубого цвета. Вся оранжевая гамма - отличное лекарство против депрессии. Психологи рекомендуют использовать его для оформления детских комнат. Или, например, уголка, где ребенок будет заниматься активной познавательной деятельностью. Однако, если вы наслаждаетесь своей сегодняшней жизнью, не используйте активно оранжевый цвет. Переизбыток оранжевого цвета может привести к самодовольству и лени.

Желтый - цвет солнца. Великолепный цвет для профилактики депрессий. Если, например, оранжевый способствует выходу из депрессивного состояния, то желтый предупреждает его развитие. Осенью, зимой и ранней весной желтый цвет нам жизненно необходим. Его можно использовать в виде ярких пятен в интерьере или аксессуаров в одежде. Желтый - традиционно считается цветом людей, легких на подъем. Он пробуждает жажду знаний. Стимулирует стремление познавать, изучать, узнавать что-то новое. Побуждает куда-то идти, ехать, отправляться в путешествия. В цветоаналитической психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия. Тибетские ламы благоволили к желтому цвету, считая его цветом радости и покоя.

Зеленый - относится к холодной гамме, но является самым мягким из цветов этой палитры. Он успокаивает, но почти не тормозит жизненные процессы организма. Поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, бессоннице. Зеленый цвет снимает умственное и физическое перенапряжение, стабилизирует давление. Однако, по мнению некоторых исследователей, зеленый напрямую воздействует на участок головного мозга, отвечающий за повышение аппетита.

Синий - антипод красного. Гёте в своем «Учении о цвете» писал об этом так: «Насколько охотно мы следует за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой как гипноз». В цветопсихологии синий характеризует потребность в мирном и расслабленном покое. Служит для восстановления сил при глубоких переживаниях. Синий выражает стремление к безопасности. Как цвет душевного покоя, связан с самоанализом и самоуглублением. Понижает давление, температуру. Обладает успокаивающим и усыпляющим эффектом.

Белый - на психологическом уровне, потребность в белом - это потребность защититься. Скрыть эмоции и поставить между собой и людьми разделительную стену. Неслучайно платье невесты белого цвета, в этот момент жизни она как никто другой нуждается в эмоциональной защите. Медицинские халаты тоже белого цвета. Просто профессия такая, что постоянно приходится сталкиваться с чужой болью, но нельзя принимать ее близко к сердцу. В этом плане белый защищает. Белый цвет укрепляет и очищает весь организм. Он преумножает целительную силу любого другого цвета, вместе с которым он используется. Это цвет-усилитель. Большую часть территории нашей страны большую половину года покрывает снег. Именно поэтом зимой мы чаще бываем закрытые и неэмоциональные.

Черный. Наиболее благоприятен черный цвет в сочетании с белым. Эта гамма исключительно уравновешивает человека, помогает ему постоянно держать контроль над своим поведением, правильно оценивать сложившуюся ситуацию.

Розовый обычно ассоциируется с цветом радости. В одной из педиатрических клиник Франции исследовательская группа использовала данные цветоаналитической психологии и рекомендовала ввести розовое белье для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество поправляющихся детей.

Голубой цвет обладает успокаивающим эффектом, но не столь сильным, как синий. Его часто используют для оформления офисных помещений, т.к. он гасит эмоции. При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Нежно-голубой, цвет небесной сферы, способствует вдохновению, помогает познать самого себя и почувствовать себя комфортно в одиночестве. Вместе с тем, злоупотребление голубым цветом может вести к некоторой усталости и даже к угнетенности.

Коричневый ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоренением повседневности. Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктивную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям. Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как показывает практика цветотерапии, коричневые цвета периодически необходимы и лицам, желающим просто «расслабиться». Пожить в простом крестьянском доме, побродить по лесу, порыбачить, поохотиться, т.е. отдохнуть от достаточно навязчивых условностей цивилизации.

Фиолетовый - его долгое воздействие на человека чревато появлением постоянного чувства усталости.

Зарубежные ученые установили взаимосвязь цветового воздействия с группой крови.

Например, для тех, кто имеет первую группу крови, наиболее предпочтительными являются красный, оранжевый и пурпурный тона. Людям со второй группой крови для нормализации жизненных процессов рекомендуются голубой и зеленый тона. Они особенно хорошо воздействуют на тело и умственные способности. У людей с третьей группой крови более широкий выбор. Так, используемые ими красный и оранжевый тона будут стимулировать процессы жизнедеятельности и усиливать умственную активность. Голубой и зеленый тона успокоят нервы, а фиолетовый тон создаст настроение для раздумий и воспоминаний. Людям с четвертой группой крови, сходной по своим энергетическим характеристикам со второй, следует как можно чаще соприкасаться с голубым и зеленым.

Белорусскими учеными было установлено, что окраску стен младших классов следует производить оранжево-желтыми тонами, а старших классов – более холодными, синеватыми.



СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ЦВЕТОВ СПЕКТРА (по Г.Э. Бреслав)

Белый – чистота, целомудрие, радость, ясность, освобождение, покой, старость, мудрость, духовность, святость, холодность

Черный – таинственность, протест, внутреннее бунтарство, неизвестность, печаль, нацеленность на будущее,

Серый - стабильность, скромность, мудрость, сдержанность, порядок; (светло-серый – открытость к контактам с окружающими; темно-серый – потребность в духовном удовлетворении)

Красный – активность, страсть, сексуальность, любовь, напряжение, агрессивность, противостояние, опасность

Желтый – энергия, открытость, оптимизм, независимость, радость, внимание к миру, счастье

Зеленый – спокойствие, терпение, выдержка, надежда, потенциал, самоконтроль, безопасность, равновесие

Синий – успокоение, скромность, мудрость, вера, доверие, милость, покой, удовлетворение
(СМ. СЛАЙДЫ)
Модуль 2. «Методики и технологии

оказания анимационных и рекреационных услуг»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет