Социология знания и организация науки



жүктеу 42.88 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі42.88 Kb.
түріЛекция
: data
data -> Стандартные требования на бесшовные трубы из среднеуглеродистой стали для котлов и пароперегревателей 1
data -> Книга о человеческих достоинствах
data -> Программа дисциплины «уголовное право»
data -> Оқулық Астана, 2012 Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі
data -> Меңдігүл Бұрханқызы Шындалиева
data -> «Қазіргі заман тарихын құжаттандыру орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі Шығыс Қазақстан облыстық Абай атындағы әмбебап кітапхана
data -> Мұрағат ісі саласындағы мемлекеттік қызметтерді көрсету орындары Облыстардың, Астана, Алматы қалаларының жергілікті атқарушы органдарының мекенжайы
data -> МЕҢдігүл шындалиева қазақ очеркінің поэтикасы (монография)
data -> Шығыс Қазақстан облысының Семей аймағында 2012 жылы аталып өтілетін және еске алынатын
СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ

7 лекций, 7 семинаров, 1 семестр4 кредита ECTS.



Даниил Александров
Лекционный курс вводит основные понятия социологии знания, рассматривает проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ. Курс рассматривает основные концепции и подходы в социологии знания и социологии науки. Основной упор сделан на изучении научной повседневности. Примеры из истории науки (в частности, истории социологии) освещают социальные условия производства знания. Задача курса в том, чтобы выработать у слушателей рефлексивную установку исследователей, научив критически применять социологическийе подходы к науке и научному знанию, в том числе и в первую очередь, к социологи.
Лекция 1. Проблемы социологии знания и социологии науки. Водораздел между наукой и обыденными знаниями. Исключительное положение научного знания. Начало социологии знания: К. Маркс, Э. Дюркгейм, К. Маннхейм. Задачи курса и проблема рефлексивности исследователя в социологии.
Лекция 2. Роберт Мертон: становление взглядов и формирование социологии науки. Мертон и мертонианцы: развод социологии науки и социологии знания. Приращение знания: эмпирические исследования мертоновской школы.

Семинар. Начала социологии знания. Структура общества и структура космоса: Эмиль Дюркгейм. Поколения, стили и идеология: Карл Маннхейм.
Лекция 3. Споры о научном знании в контексте времени: Карл Поппер, Майкл Поляни, Томас Кун и др. Критика мертоновской социологии науки и возвращение к социологии знания. Основные направления социологии научного знания.

Семинар. Парадигмы и научное сообщество: революция Томаса Куна.
Лекция 4 Социальная организация научного знания. Злоупотребление Томасом Куном и парадигмы в социологии. Дисциплинарная организация знания: дисциплинирование научных дисциплин, когнитивная власть, символические границы и их построение.

Семинар. Стиль мышления и мыслительные коллективы. Идеи и судьба Людвика Флека.
Лекция 5. Альфред Шютц и его жизненный мир. Феноменологическая социология. Научная повседневность и жизненный мир ученого.

Семинар. Феноменологическая социология знания: социальное конструирование реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана. Альфред Шюц о социологии.
Лекция 6. Организация сообщества и представление о мире: неодюркгеймианские схемы Мери Дуглас. Гендерные аспекты науки: феминистская критика науки, карьерный рост и стратегии гендерной дискриминации, маскулинность и наука в разные эпохи и в разных дисциплинах.

Семинар. Наука на рынке символического капитала (Пьер Бурдье). Открытия французского антрополога в американской лаборатории (Бруно Латур).
Лекция 7. Научные коммуникации: изучение сетей, международное общение, изучение повседневности научных коммуникаций. Антропология науки. Расширение границ научной повседневности и способы ее социологизации.

Семинар. Радикальная теория социологии научного знания: Мишель Каллон и Бруно Латур об актантах и сетях.

ЛИТЕРАТУРА

Общая литература по всему курсу:

Адлер Ф. Сфера социологии познания // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С. 447–478.

Александров Д.А. Историческая антропология науки в России // ВИЕТ. 1994. № 4. С. 3–23.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Богданов А.А. Вопросы социализма. М., 1990.

Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Бурдье П. Начала. М., 1994.

Вебер М. Наука как профессия и призвание. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1, 2. М., 1994.

Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Маркс К. Социология. М., 2000.

Малкей М., Гилберт Дж. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987.

Маннхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Маннхейм К. Очерки по социологии знания. М., 2000.

Пестр Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики // ВИЕТ. 1996. №_3. С.42–55. №_4. С. 40–59.

Полани М. Личностное знание. М., 1985.

Роуз Дж. Что такое культурологические исследования научного знания? // ВИЕТ. 1994. № 4. С. 23–41.

Руткевич Е.А. Феноменологическая социология знания. М., 1993.

Современная западная социология науки. М., 1988.

Сторер Н. Социология науки // Американская социология. / ред. Т. Парсонс. М., 1972. С. 248–264.

Флек Л. Возникновение научного факта: ввнедение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М, 1999.

Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

Barber B. Science and the Social Order. NY, 1952.

Barnes B. Scientific Knowledge and Sociological Theory. L., 1974.

Barnes B. et al. Scientific Knowledge

Bloor D. Knowledge and Social Imagery. (1976) Chicago, 1993.

Bourdieu P. The specificity of the scientific field and the social conditions of the progress of reason // Social Science Information 14 (6) pp. 19–47

Bourdieu P. Homo Academicus. Paris, 1984 (и другие издания)

Michael Callon: Four models for the dynamics of science // S. Jasanoff et al. (eds.), Handbook of Science and Technology Studies. London 1995. pp. 29-63

Collins H. Changing Order: Replication and Induction in Scientific Practice. (1985) Chicago, 1992.

Hagstrom W. Scientific Community. NY, 1965.

Jasanoff Sh. et al, eds. .Handbook of Science and Technology Studies. L., 1995.

Knorr-Cetina K. The Manufacture of Knowledge. Oxford, 1981.

Knorr-Cetina K., Mulkay M., eds. Science Observed. L., 1983.

Latour B., Woolgar S. Laboratory Life. Construction of Scientific Facts. (1979) Princeton, 1986.

Latour B. Science in Action: How to Follow Scientists and Engineers Through Society. Cambridge, Mass., 1987.

Latour B. The Pasteurization of France. Cambridge, Mass., 1988.

Latour B. Les Microbes: Guerre et Paix / Irreductions. Paris, 1984.

Latour B. We Have Never Been Modern. Cambridge, Mass., 1994.

Merton R. Science, Technology, and Society in Seventeenth Century England. (1938)

Merton R. The Sociology of Science. Chicago, 1973.

Pickering A., ed. Science as Practice and Culture. Chicago, 1992.

Traweek Sh. Beamtimes and Lifetimes: The World of High Energy Physics. Cambridge, Mass., 1988.


Обязательная литература к семинарам:

К теме 2:

Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 212–236.; Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. (или отдельное издание ИНИОН) гл. 1, 2 и 5.


К теме 3:

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.


К теме 4:

Флек Л. Возникновение научного факта: ввнедение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М, 1999.


К теме 5:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
К теме 6:

Bourdieu P. The specificity of the scientific field and the social conditions of the progress of reason // Social Science Information 14 (6) pp. 19–47

Latour B., Woolgar S. Cycles of Credibility // Science in Context / ed. Barnes B., Edge D. L., 1982. p. 35-43.
К теме 7:

Michael Callon: Four models for the dynamics of science // Handbook of Science and Technology Studies / ed. Sheila Jasanoff et al. L., 1995. pp. 29-63


Примеры тем для самостоятельных работ:
Есть ли у науки повседневность: как можно увидеть естественные и/или социальные науки глазами Бергера и Лукмана?

Жизненный мир социолога и производство социального знания.



Социальные функции качественных и количественных методов в социальных науках.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет