Современная абстракция разрушенный Гештальт



жүктеу 21.71 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі21.71 Kb.
: innovation -> files -> applications
applications -> Лада Аюдаг
applications -> К десятилетию Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ
Современная абстракция – разрушенный Гештальт.
Классический абстракционизм был попыткой художников, Кандинского и других, изменить фигуративный мир, мир конкретного, добавив в него и уравняв с ним в правах мир нефигуративный, мир неконкретного. Вазе, бытовой сцене, обнаженной девушке, лежащей или стоящей, реально существующим, стоящим перед нашими глазами и достойным изображения, в абстракционизме первой половины ХХ века противопоставляются пятна, точки, линии, фигуры, которых нет по эту сторону холста. Но изображая, сочиняя, вытаскивая их из платоновского космоса, художник утверждает их существование: их не было, но теперь они появились и существуют наравне с другими предметами. Модернистский абстракционизм призван создавать, обогащать, продолжать материальную ткань мира.

Но существует ли тот былой абстракционизм теперь? Со сменой эпох – с модерна на постмодерн должны были измениться и задачи, стоящие перед художником. Создавать абстрактную форму, утверждать ее равноправие с формой конкретной, фигуративной в то время как эта самая, абстрактная, форма уже давно стала вещью необходимой, привычной, вошла в наш обиход, можно даже сказать, в наш быт, стало излишним. Абстракция стала языком мировых корпораций, точнее, их бирок, она на нашей одежде, на наших обоях. Ее права уже обеспечены, они охраняются. Служить ей, значит, служить мировому капитализму.

Наша эпоха – эпоха перепроизводства и перепотребления. Создавать еще новые формы, выуживая и оформляя эйдосы новых пятен, точек и линий было бы преступлением. Новых пятен и новых линий быть не должно. Количество форм достигло энтропии. Современная абстракция не занимается производством форм, которые разрастаются, как раковые клетки. Она – санитар искусства. Ее задача разрушить визуальную структуру предмета, высвобождая тем самым энергию, заключенную в ней, атомную энергию.

Ее основные приемы – раздробление и расщепление, пикселизация изображения, освобождение привычной формы от привычного смысла.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.

Понятие гештальта иллюстрирует стремление человеческого сознания к целостному восприятию, к восполнению в восприятии предмета даже тех его деталей, которых нет, но которые, как нам кажется, необходимы для его целостности: мы способны прочитать слово, даже если в нем выпущены некоторые буквы, мы имеем представление об обратной стороне предмета, не видя её и т.д.



Феномен современной абстракции в том, что она призвана разрушить наше представление о целостности предметов. В противовес гештальту современное искусство говорит нам, что нельзя воспринять предмет целым, не различая в нем частей, поскольку нет ничего кроме этих частей, существующих без всякой связи. Любые обобщения, любое стремление объединить атомы в молекулы есть наше человеческое насилие над вещью, над его самостью, над миром. Скажем, представление о «народе» - чистая условность, есть я, ты и он, и нет никакого народа. Слово «народ» - только инструмент для манипуляции надо мной, тобой и им. Всякая частица самоценна. Игнорирование ее ведет и к утрате целого.

Работы, представленные на выставке, посвящены вылавливанию, освобождению «белого шума» материи, они представляют наш мир, как единый поток свободных частиц.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет