Спорт как социокультурное явление



жүктеу 0.52 Mb.
бет1/2
Дата25.04.2016
өлшемі0.52 Mb.
түріАвтореферат
  1   2
: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> announcements -> filosof
announcements -> Исаевна внутриличностная конфликтность школьников и ее коррекция в педагогическом процессе. 19. 00. 07 педагогическая психология
announcements -> Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению 19. 00. 10 коррекционная психология 19. 00. 04 медицинская психология
announcements -> Таджикско армянские литературные связи в новое время 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья
announcements -> Криоморфогенез и литодинамика прибрежно-шельфовой зоны морей восточной сибири
announcements -> Таджикская журналистика в период культурной революции (1929-1940 гг.) 10. 01. 10 журналистика
announcements -> Неспецифический остеомиелит позвоночника у взрослых (клиника, диагностика и лечение) 14. 00. 22 Травматология и ортопедия
announcements -> Пространственно-временная динамика биоразнообразия птиц алтай-саянского экорегиона и стратегия его сохранения
announcements -> Цитофизиологические основы взаимоотношений организмов в патосистеме «Puccinia triticina Erikss виды семейства p о aceae Barnh.»
announcements -> Закономерности сорбционного распределения тяжелых металлов в почвах центрального черноземья 06. 01. 03 Агропочвоведение, агрофизика
filosof -> Учение Максима Исповедника в контексте философско-богословской традиции поздней античности и раннего средневековья



На правах рукописи

Мазов Николай Юрьевич

СПОРТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ



Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук


Уфа 2009

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет».





Научный консультант:

доктор философских наук, профессор

Азаматов Дамир Мустафеевич




Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Глаголев Владимир Сергеевич
доктор философских наук, профессор

Файзуллин Фаниль Саитович
доктор философских наук, профессор

Ильясов Радик Равилович





Ведущая организация

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»


Защита состоится «15» мая 2009 года в 10.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, Уфа, ул. Заки Валиди, 32, ауд. 01.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан « » 2009 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор философских наук, профессор С.М. Поздяева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Человеческое существование носит во многом состязательный, спортивный характер. Ведь физическое и духовное усилие приятно само по себе, а результат не настолько важен. Спортсмен в спорте, как и мыслитель, близок вопрошающему Фаусту, человеку, который духовно обеспокоен, который занят поиском решений. В философии, как и в спорте, ничто великое не осуществляется без страсти, без страданий, без мужества быть, а не казаться. Социально-философский смысл данного тезиса состоит, как видим, в том, что развитие спорта помогает обществу взращивать духовную обеспокоенность социальными и этическими проблемами. Спорт помогает противопоставить конформное бытие человека мировому движению, желает физически и духовно остепенить субъект. Находясь как бы по ту сторону политического и гражданского мира, спорт расширяет творческие границы субъекта не только до пределов человечества, но и всего мирового круга, обосновывающего правомочность спортивного процесса.

Одним из главных последствий научно-технической революции, оказывающих наибольшее влияние на развитие современного общества, является разбалансирование в развитии природной и социальной системы. Взрывной процесс развития науки и техники в обществе не обеспечен соответствующим ускорением этих систем. Биологическая природа людей оказывается бессильной перед чрезмерными нагрузками технического века – физическими, химическими, психологическими. Человеческий организм часто проигрывает в соревновании с техникой, что проявляется в увеличении стрессовых ситуаций, росте психических и психосоматических заболеваний, прогрессирующей наркомании, преступности, самоубийствах. Поэтому в системе ценностей современного общества особое значение приобретает ценность физического здоровья и спорта.

2. Спорт помогает человеку познать самого себя, а обществу – взращивать совершенную личность. Спортсмен перешагивает узаконенные границы человеческих возможностей, осознавая себя как уникальную, неповторимую личность, как гармонию физического и духовного «Я».

3. Всякая деятельность (в том числе и спортивная) подобает мудрецу и делает ему честь. Спортсмен проходит через следующие ступени: телесную, внутреннюю и духовную, причём таким образом, что телесная представляет собой орган зрения для полноценного созерцания жизни тела, разумная должна видеть собственно внутреннее; наконец, на последней ступени открывается духовный или нравственный мир. Последний продукт постоянно восходящей природы есть духовно-прекрасный человек.

4. С переходом к рыночной экономике в современном российском обществе складываются качественно новые социальные отношения - товарно-денежные, изменяется облик не только спортивных секций, но и спортивных состязаний, которые все больше становятся массовыми, зрелищными и в некоторых случаях высокооплачиваемыми.

5. Социально-философский анализ спорта, как одной из ценностей современного общества, обусловлен необходимостью реагировать на практические проблемы изменения образа жизни людей. Поскольку спорт сегодня выступает как ценность для современной молодежи, обеспокоенной уровнем развития своего физического здоровья и культивирующей здоровый образ жизни, то решение этих проблем через систему высшего и среднего профессионального образования, является важной теоретической и практической задачей.

6. Наконец, изучение спорта как феномена человеческой культуры до сих пор не соответствует его подлинной роли в жизнедеятельности людей это несоответствие обусловлено отсутствием целостного подхода к образованию и физической культуре как его системообразующему элементу немыслим вне идеи нового культурного синтеза современности. Сегодня необходимо глубоко осознать эту возможность на гораздо более прочном фундаменте. Это основание представляет собой синтез не только искусства, философии и науки, но и спорта как социокультурного феномена. Место спорта, как феномена культуры человечества, до сих пор не соответствует его подлинной роли в целях достижения высокого уровня культуры жизнедеятельности людей и в целом глобального стимула гармонизации векторов развития современной цивилизации.

В системе ценностной иерархии особое значение приобретает ценность физического здоровья и спорта.

Исходя из этого, логично обратиться к такому социальному институту, который выполняет функцию передачи накопленных обществом знаний и производства новых, т.е. институту образования.

Определённые нормы и ценности человек усваивает ещё в раннем детстве, в семье. Но собственно знания (общие и специальные) он получает лишь в процессе образования, а, кроме того, осознаёт себя членом группы, коллектива, общества.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее время активно растёт число публикаций по анализу проблем, связанных с физической культурой, здоровым образом жизни и спортом. Это обстоятельство далеко не случайность; активность в этой области имеет целый ряд серьёзных причин. Среди них можно выделить, например, ускоренное структурно-организационное развитие науки о спорте, наблюдаемое с начала 70-х годов ХХ века.

Чтобы иметь возможность оценить современные подходы к исследованию проблем спорта, необходим краткий ретроспективный историко-культурный обзор.

Первые попытки анализа спорта обнаруживаются ещё в античной философии и связаны с учениями Платона и Аристотеля, которые процесс воспитания напрямую ставили в зависимость от гигиенического воспитания.

Философское осмысление проблем спорта в новое время связано с творчеством Ж.-Ж. Руссо, который создал теорию «естественного воспитания» и полагал, что она может исцелить пороки его времени.

На рубеже XVIII-XIX веков идеи реформаторской педагогики коснулись и физического воспитания. Особенно ярко это проявилось в работе австрийских ученых К. Гаульхофера и М. Штрайхера. Гимнастика возводится здесь в ранг фундамента воспитания личности в целом.

В исследованиях начала ХХ века прослеживается тенденция оправдания целей физического образования требованиями политических систем, т.е. политика начинает диктовать задачи и цели физического воспитания. Физическая культура и спорт становятся ядром политического воспитания, подчиняющего себе всего человека. История нацистской Германии и 30-е годы ХХ века в нашей стране – яркое тому подтверждение.

Наука о спорте значительно моложе как организационно-оформленная научная дисциплина. Хотя многие века велись общие рассуждения о физическом воспитании, физических упражнениях, гимнастике и спорте, всё это ещё не вело к возникновению самостоятельной, занимающейся лишь своими специфическими проблемами, науки о спорте. Возникла она лишь тогда, когда уже нельзя было не замечать возрастающего общественного значения спорта.

Большой вклад в развитие отечественной науки о спорте и физическом воспитании внёс известный педагог и врач П.Ф. Лесгафт, который по праву считается основоположником физического образования в России. В его работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» рассмотрены задачи, содержание и методика физического воспитания, подробно охарактеризованы виды физических упражнений.

Термин «социально-философский анализ спорта» впервые использован немецким исследователем К. Димом в начале 50-х годов ХХ века в научном докладе «Наука о спорте как философия педагогики». Исследователь причислил науку о спорте к области и социальной педагогики, и социальной философии. Более десяти лет спустя сходную мысль высказал О. Групе. Общность их мнений заключается в том, что наука о спорте в силу её предмета находится в определённой зависимости от экономического, политического, социального, культурного состояния общества.

Решающий импульс наука о спорте получила в 60-е годы ХХ века. Большой вклад в становление социально-философского изучения спорта внесли западные исследователи, такие как Х. Айхберг, В. Брем, М. Гнедингер, К. Каше, Х. Ленк, Х.Й. Либер, Х. Рерс, Б, Ригауэр и др.

Н.А. Бернштейн ещё в 50-е годы ХХ века доказал, что свойственные человеку физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость) наивысшего проявления достигают лишь при участии психики (в частности, развития целеустремлённости, воли, мотивации и т.д.). Поэтому он предложил называть их не просто физическими, а психофизическими качествами. Дальнейшее углубленное изучение спорта показало, что спорт совершенствует человека (в том числе интеллектуально); наиболее ярко это проявляется при овладении тактикой.

Социально-философский анализ спорта осуществляется в тесном контакте с исследованием молодёжной проблематики, духовной культуры молодёжи, её образования. Исследования молодёжи в основном сводились к болезненным точкам молодёжного поведения (кризис образования, безработица, употребление наркотиков, политический экстремизм) – проблемам, к которым было приковано общественное внимание. Широко известны исследования М. Мид о разрыве между поколениями и эволюции отношений между ними. Теория поколений К. Мангейма как фактор социальных изменений получила общественное признание главным образом в качестве объяснительной теории ситуации молодёжного протеста и волнений конца 60-х годов ХХ века.

Вопрос о зависимости системы многолетней физической подготовки молодёжи от того, как управляется и организуется работа спортивных школ (секций, клубов и т.п.), в целом подробно рассмотрен в ряде публикаций. Проблемы физического воспитания в контексте теории деятельности также активно исследуются.

Одна из основных проблем связана с комплектованием группы начальной подготовки (наиболее известной является работа Е.И. Гамалея и Ю.Г. Буракова). Работа примечательна стремлением придать отбору научную обоснованность. Так, ими приведена таблица, содержащая не только перечень конкретных тестов, но и нормативы оценки результатов тестовых испытаний. Вместе с тем авторы утверждают, что сформировать интерес можно, только удержав учащегося в группе и научив его основам спортивной деятельности.

При исследовании духовных оснований и спорта и спортивной деятельности для нас имели эвристическое значение работы по методологии социального познания Г.С. Арефьевой, А.П. Алексеева, В.С. Барулина, К.Х. Момджяна, В.Г. Федотовой.

Кроме того для нас имели большое значение труды Д.М. Азаматова, Б.Г. Акчурина, С.И. Баринова, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, А.В. Гурова, М.А. Захарова, Э.В. Ильенкова, С.И. Курило, В.А. Лекторского, С.Н. Литвиненко, Л.И. Лубышевой, А.В. Лукьянова, С.В. Могилёвой, В.А. Петькова, С.М. Поздяевой, Д.А. Сагалакова, Е.Н. Скаржинской, О.Л. Старовойтовой, В.И. Столярова, В.А. Сургучёва, А.В. Тернавского, Г.Г. Уляевой, Л.Г. Уляевой, Ф.С. Файзуллина, С.И. Филимоновой, П.А. Щербакова.

Диссертант обращает своё внимание также на тот момент, что в настоящее время существуют достаточно оригинальные концепции, которые необходимо учитывать в процессе разработки социально-философской теории спорта и спортивных достижений. Это – работы А.А. Валькова, В.С. Глаголева, А.П. Мальцевой, Д.А. Нуриева, И.М. Орешникова, Б.В. Яковенко и др.

Однако, несмотря на многообразие работ о спорте как социокультурном явлении в них ещё нет ответов на многие теоретические и практические вопросы. Следует отметить, что нет чётко сформулированной концепции физического воспитания, которая позволила бы составить целостное представление о социальном облике учащихся и студентов начальных и высших профессиональных учебных заведений и роли спорта в учебной, профессиональной деятельности, дать анализ физической и спортивной культуры в контексте проблем формирования ценностных парадигм личности и общества, выявить предпосылки интерперсональных отношений.



Объект исследования – спорт как социальное и культурное явление связанное с ростом духовности человека и общества.

Предмет исследования – социально-коммуникативное и духовное измерения спорта как социокультурного явления в условиях социальных изменений современного общества.

Цель диссертации заключается в построении позиционно-интерперсональной концепции спорта, аккумулирующей в себе его социально-коммуникативное и экзистенциально-личностное измерения. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

  • отталкиваясь от анализа сущности спорта и связанных с ней предметов, выявить её позиционно-интерперсональный характер, который обнаруживается в том, что спорт имеет общекультурную, объективную значимость;

  • дать анализ физической и спортивной культуры в контексте проблемы формирования ценностных парадигм личности и общества;

  • проанализировать социальные и культурные контуры персонального усилия, предполагающего развитие телесности и духовности общества;

  • выявить предпосылки развития интерперсональных отношений и стимулирования спорта;

  • на основе анализа спортивной игровой стихии исследовать духовно-эстетическое измерение спорта;

  • выявить место спортивной деятельности в структуре духовной жизни общества;

  • исследовать спорт как социально-ценностную и телесно-духовную систему;

  • дать анализ доминант духовной культуры молодёжи в образовательном и ценностно-нормативном контексте спорта.

Методологическая основа диссертации. В качестве данной основы выступает принцип гуманизма, согласно которому не человек существует для спорта, а спорт для человека. Гуманизм предполагает социальную защиту спортсмена, борьбу с коммерциализацией спорта, укрепление здоровья молодёжи, включая и студенчество, поддержку лиц с ограниченными возможностями, ориентацию на развитие телесной и духовной культуры, поддержку со стороны государства оздоровительных, игровых видов спортивных занятий, наконец, развитие культурологического подхода к проблеме здоровьесбережения населения.

В диссертации развивается следующий подход. Если исходить из того понимания, что спортивное действие есть результат персонального, личностного усилия, творческого акта, который по-настоящему возможен только в пространстве столкновения разных позиций, то это действие требует и особого общества, которое ориентируется прежде всего на развитие телесной и духовной культуры личности а, следовательно, на развитие её творческих потенций, а не на узко прагматические интересы

Спорт, вырастающий из духа состязательности, моделирует ситуацию человеческого самоопределения, которое возможно только в системе «Я – Другое», в сопоставлении своих показателей с показателями «Другого Я». Эта любовь к перспективе «Другого» и составляет социокультурный контекст спорта, в котором велика роль позиционно-интерперсональной составляющей.

Диссертант исходит из социокультурного осмысления самой проблемы сохранения и укрепления здоровья населения, особенно молодёжи как резервуара чувственности, культуры чувств и чувственной потребности.

Спорт – это и условие формирования творческой личности; отсюда на первое место выходит ценностно-деятельностный подход к определению самого понятия «физическая культура». Всё это и задаёт гуманистические принципы деятельности спортсмена, а в конечном счёте, определяет фон нравственного и социального действия.

В основе работы лежит диалектическая концепция единства телесного и духовного начал человека. При этом возникает целостный социокультурный образ спорта.

В диссертации использованы фундаментальные философские принципы объективности, всеобщей связи и развития, единства логического и исторического, анализа и синтеза.

Научная новизна диссертации заключается в разработке концепции развития спорта, согласно которой спортивное действие есть результат персонального усилия, творческого акта и в то же время имеет общекультурную значимость, реализуется в интерперсональных отношениях.

Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:



  • выявлено, что гуманистические начала в спорте реализуются лишь в том случае, если общество ориентируется на развитие творческих потенций личности, а не на узко прагматические интересы;

  • обнаружено, что хотя современный спорт, как и все иные виды деятельности, подчиняется закономерностям постиндустриальной цивилизации (усиление его профессионализации и коммерциализации, превращение спорта в зрелище), тем не менее, он остаётся фактом культуры (в настоящее время возникает не только социально-коммуникативное, но и экзистенциальное измерение спорта);

  • выявлено, что спортивное действие, как персональное, личностное усилие, направленное на неповторимо-единичный акт выхода человека за границы своих возможностей, носит творческий характер. При этом спортивное состязание превращается сегодня в тиражируемое зрелище, так что возникает опасность превращения спорта только в разновидность визуально-информационного товара;

  • обосновано, что предложенная позиционно-интерперсональная концепция предполагает наличие мировоззренческих и аксиологических оснований; позиционный тип общения между людьми в информационном обществе тесно связан с усилением и наращиванием социальной позиции как таковой; при этом сама позиционность предстаёт как единство культуры и действия, культуры речи и мысли спортсмена и самым тесным образом связана с постановкой нравственных, гуманистических целей;

  • способ бытия спорта как социальной ценности объясним посредством аксиологии, т.е. через долженствование бытия ценностей;

  • выявлены основные функции гуманитарной культуры спортсмена: гуманистическая; аксиологическая; оценочно-нормативная; интегрирующая; коммуникативная; функция защиты внутреннего мира

личности от естественных и внешних опасностей; функция, направленная на развитие не только культуры движений, телосложения и нравственного здоровья людей, но и на совершенствование их чувственно-эмоциональной сферы, на развитие, в конечном счёте универсальной чувственности или духовности;

  • обосновано, что развитие спорта обогащает духовную жизнь общества в плане её насыщения образностью самобытного «Я»;

  • обнаружено, что спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система, обладает способностью к самоорганизации, причем эта способность будет проявляться наиболее полным образом по мере роста условий жизни людей, культуры и их деятельности;

  • выявлена спортивная компонента современного образования, которая состоит в творчески-соревновательной деятельности.

  • обнаружено, что молодежь сегодня обеспокоена не столько соревновательной действием и духом соревнований, сколько степенью первоначального творческого усилия, которое возможно лишь в рамках столкновения разных позиций (от позитивных их оценок до негативных) понимания спорта как социокультурного явления.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы диссертации направлены на дальнейшее развитие классической философии спорта, на обогащение функционального поля таких её центральных понятий и идей, как «спортивная культура», «телесное» и «духовное» начала личности, «социальная защита спортсмена», «ценностно-нормативная культура спорта», «телесный опыт человека», «пространство физической культуры» и т.д.

Исследование социально-коммуникативного и духовно-экзистенциального измерений спорта в условиях трансформирующегося общества позволяет не только глубже осознать целостный характер спортивной деятельности, выражающийся в гармонизации телесного, душевного и духовного начал, но и её первичные элементы развития, «носители» развития, такие как персональное, личностное усилие или творческий акт и культуру как личностно-надличностную реальность, реализующуюся в интерперсональных отношениях, в острых позиционных взаимодействиях.



Практическая значимость исследования заключается в его направленности на социально-коммуникативное и экзистенциальное измерения спорта, что позволяет более глубже раскрыть суть многих общественных явлений, выявить основополагающие тенденции, свойственные современному обществу.

Результаты диссертации могут быть использованы в преподавании курса социальной философии (темы «философия культуры», «система образования в трансформирующемся обществе», «эстетическое сознание и телесная культура», «социально-философские проблемы спорта и телесности человека»).

Выводы и положения работы составят теоретическую базу для разработки позиционно-интерперсональной концепции спорта и здравоохранения, для разработки культурологического подхода к проблеме здоровье-сбережения населения.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы автором в ходе выступления на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе: «Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетия», посвященной памяти П.А. Сорокина (Уфа, 21-22 апреля 2003 г.), на Международной конференции «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 27-31 мая 2004 г.), на Международной научно-практической конференции «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении», посвященной 60-летию ЮНЕСКО (Уфа, 9-10 ноября 2006 г.), на региональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Уфа, 14 декабря 2006 г.), на Международной научно-практической конференции «Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения» (пос. Шепси, 20-24 сентября 2007 г.).

Основные идеи диссертации, её концептуальный замысел изложены автором в четырёх монографиях, учебном пособии и в ряде статей общим объемом свыше 50 п.л.



Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка литературы, включающего в себя 420 наименований. Общий объём диссертации – 299 страниц.



  1   2


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет