Справедливая россия



жүктеу 0.92 Mb.
бет1/6
Дата27.04.2016
өлшемі0.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6
: upload
upload -> Қазақстан республикасы төтенше жағдайлар министрлігі көкшетау техникалық институты
upload -> Қазақ тіліндегі ресми іс-қағаздары Басқару, ұйымдастыру, өкім шығару қызметіне қатысты құжаттар
upload -> Әдістемелік нұсқаудың титулдық парағы
upload -> Дәрістердің тірек конспектісі
upload -> А. С. Макаренконың өмірі мен педагогикалық қызметі
upload -> Ян Амос Коменскийдің педагогикалық қызметі мен теориясы. (1592-1670жж)
upload -> Т. Н. Кемайкина психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей методическое пособие
upload -> Приложение к части а1


"Круглый стол" фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
Здание Государственной Думы

19 апреля 2012 года

Открыл Круглый стол заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» М.В.Емельянов.


В работе "круглого стола" приняли участие заместитель Председателя Государственной Думы Николай Владимирович Левичев, заместитель министра сельского хозяйства Олег Николаевич Алдошин, начальник департамента управления международных связей Трефилов Олег Анатольевич, начальник отдела ВТО Министерства экономического развития Черекаев Михаил Васильевич.

Также участие приняли члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты субъектов законодательных органов субъектов Российской Федерации, руководители ассоциаций и отраслей промышленности и сельского хозяйства, руководители крупнейших российских предприятий.



Заместитель Председателя Государственной Думы, председатель партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Николай Владимирович Левичев:
- Проблема вступления в ВТО относится к ряду наиважнейших для перспектив развития Российской Федерации.

В последнее время за выборными коллизиями такие важнейшие вопросы, по сути, оставались в некоторой тени по сравнению с вопросами политического свойства. С другой стороны, после женевского подписания Протокола "О вхождении России в ВТО" уже появилось не мало противников этого шага. Нам, депутатам Государственной Думы, предстоит ратифицировать этот Протокол или, как альтернатива, отказаться от его ратификации в самое ближайшее время. Поэтому каждый день дорог, но, к сожалению, каждый день приносит все меньше определенности.

Градус уже начавшегося широкого общественного обсуждения этой проблемы ведет к дилемме: одни преподносят этот шаг для России как «попадание в Рай», другие, и их голос все громче, считают, что это «Геенна огненная» для России. В итоге, на какие «три буквы» пойдёт Россия, вопрос по-прежнему дискуссионный.

Показательна статья о присоединении России к ВТО экономиста Руслана Семеновича Гринберга. Первая часть статьи называется "Почему России не следует вступать в ВТО", а вторая "Почему Россия должны быть членом ВТО". Это тот случай, когда и в первой, и во второй части убедительно доказываются противоположные тезисы. А в итоге Руслан Семёнович резюмирует их обобщающим выводом "ВТО - это не что иное, как просто инструмент". Но в чьи руки этот инструмент попадет? И здесь, на мой взгляд, сугубо экономическими рассуждениями, выводами и соображениями не обойдешься. Поскольку целью экономических мер, новаций является нечто большее, чем индексы экономического роста. Приведу цитату известного экономиста датского банка Стина Якобсена, который выражает скепсис в отношении ВТО словами: «Это даже не инструмент, а маркетинговая уловка».

Бесспорным лидером по упоминанию в информационном пространстве в качестве главного выгодополучателя от вступления России в ВТО являются американские компании. Сейчас, в период президентских выборов, складывается впечатление, что американцы не могут определиться со своей экономической политикой и не связывают с ВТО и с новыми членами надежды на экономический рост страны.

Наша фракция в Государственной Думе в последнее время искала единомышленников для более широкого обсуждения вопроса вступления России в ВТО. И сегодня, мы видим, что эта проблема резко активизировалась. Значит, пора выносить этот вопрос на всероссийский референдум.

Самое главное, что, приступая к обсуждению конкретики этих шагов, мы понимаем, что нужны экстренные перемены и в экономике, и в политике. Очень жаль, что они не успели произойти в период подготовки ратификационных документов. Мы упустили это время. Давайте попробуем выработать механизмы, которые позволили бы в случае ратификации протокола получить гарантии от Правительства Российской Федерации создания конкретных механизмов, которые на переходном этапе защитят отдельные отрасли и всю экономику в целом от возможного экономического краха.

Мне кажется, перед нами стоит задача выйти на формирование рабочей группы, которая смогла бы подготовить к моменту ратификации протокола о вступлении России в ВТО, т. н. обобщенную «дорожную карту», без принятия которой можно было бы и повременить с ратификацией.



Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Васильевич Емельянов.

Проблема ВТО приобретает политический характер. По мере ознакомления общества, предпринимательского сообщества с условиями вступления в ВТО, увеличивается скепсис по поводу целесообразности этой меры на согласованных условиях.

Главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что мы опять пытаемся игнорировать мировой опыт. Китай, Индия, Южная Корея сначала проводили модернизацию, а потом осуществляли открытость экономики. Мы пытаемся вступать в ВТО с немодернизированной экономикой. Специалисты признают, что 70 процентов основных фондов изношены.

Возникает вопрос: а как наши предприятия будут конкурировать с импортом, который имеет преимущество и в технологиях, и в финансовых инструментах? Совершенно очевиден факт, что после вступления в ВТО на подобных условиях резко упадет рентабельность российских предприятий. Возникает вопрос: на какие средства модернизировать экономику? Известно, что основные средства на модернизацию предприятия - это собственные средства предприятия. Где предприятия возьмут деньги? В кредит? Но, кто будет кредитовать убыточные предприятия? Например, я точно знаю, что уже сейчас проекты по развитию свиноводства перестают кредитоваться банками.

Инвестиционная привлекательность тоже падает. Кто будет инвестировать в убыточное предприятие? И зачем инвестировать в Россию, если можно рядом произвести более дешёвый товар и беспошлинно его ввести. Мы ставим под сомнение даже те инвестиции, которые уже сделаны в нашу страну, в частности в автопром.

Еще одним не простым вопросом является обязанность России компенсировать иностранному производителю затраты, которые он понес, инвестируя в нашу экономику. И это при том, что они получили практически за шапку сухарей львиную долю российского рынка. Ответы на эти вопросы остаются открытыми.

Главный вопрос - где взять деньги на модернизацию? При сценарии, который сейчас намечается для России при вступлении в ВТО, потери будут очень большие. Эксперты прогнозируют, что мы будем терять 19% годового производства обрабатывающей промышленности и 3% в сельском хозяйстве ВВП в год. Для чего все эти жертвы?

К сожалению, я не услышал от правительства ни одного внятного аргумента о «полезности» вступления в ВТО на данный момент. Нам говорят, что в среднесрочной перспективе для наших предприятий появятся новые возможности для экспорта. На данный момент в российском экспорте преобладает сырьё, которое нам никто не мешает экспортировать и без ВТО.

Что касается среднесрочной перспективы, то до нее в условиях убыточности надо еще дожить. Нам говорят, что без ВТО российская промышленность не сможет быть модернизирована и, следовательно, не будет конкурентоспособна. Но дело в том, что конкурентоспособность - это макроэкономическая категория. Она зависит от качества произведённой продукции, а также от курса валют, от налоговой системы, от цен на энергоносители, и другие факторы, которые влияют на себестоимость производства.

Убеждение в том, что мы без ВТО не может модернизироваться, по сути, означает оскорбление наших предпринимателей. Получается, что наши предприниматели не хотели модернизировать производство, что они более вялые, инертные, чем их коллеги, скажем, в Китае и на Западе. Я не согласен с этим утверждением, потому что все 20 лет последних реформ обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство находились в очень жёстких условиях. Например, таможенно-тарифная защита упала за 10 лет на 30%. Все хорошо знают, насколько вырос курс рубля с 2003 года, и насколько выросли цены на энергоносители.

Я не согласен с мнением, что наши предприятия не хотели модернизироваться. У них для этого не было условий, более того, они находились в очень жёстких условиях, прежде всего обрабатывающая промышленность. На модернизацию просто не хватало средств.

Очень популярный аргумент лоббистов ВТО – выигрыш потребителя. Но чтобы человек стал потребителем, он сначала должен стать работником, он должен где-то заработать деньги. Для того чтобы купить качественные товары, должно появиться большое количество высокодоходных оплачиваемых мест. Откуда они появятся? Ответа на этот вопрос также нет.

Но ещё один аргумент защитников ВТО, что без Всемирной торговой организации мы не примем необходимые законы, которые повысят, улучшат инвестиционный климат и улучшат институциональную инфраструктуру. Я давно в Государственной Думе и не видел, чтобы депутаты не хотели принимать подобные законы. Если правительство так усиленно толкает нас в ВТО, может быть стоит активизировать работу по подготовке этих законопроектов. Неужели необходима «палка» ВТО для того, чтобы принимать необходимые законы.

Безусловно, необходимо понять, какие средства остаются у Российской Федерации для защиты своих производителей, как нам надо реформировать денежно-кредитную, валютную, налоговую политику, политику в сфере технического регулирования для того, чтобы воспользоваться преимуществами, которые нам откроет ВТО, и не потерять собственную промышленность.

Мы хотели бы, чтобы дискуссия по вопросу вступления России в ВТО была как можно более широкая, чтобы высшее руководство страны ещё раз оценило целесообразность этого шага. Если этот шаг все же будет предпринят, мы хотели бы, чтобы ратификация сопровождалась принятием обязательного постановления, где максимально подробно были бы прописаны меры по отраслям, которые необходимо предпринять для того, чтобы смягчить негативные последствия.

Поэтому по итогам "круглого стола" будет сделан проект постановления.



Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, Олег Николаевич Алдошин.
Тема ВТО в последнее время является одной из самых актуальных, самых обсуждаемых, самых интересных, причём для всех слоёв и категорий нашего общества: как для потребителей, так и для производителей, как для тех отраслей, которые, по предварительным оценкам, получат плюсы и преференции от присоединения Российской Федерации к этой организации, так и со стороны тех отраслей, которые, по оценкам, получат негативные последствия.

Российская Федерация является активным участником практически всех интеграционных процессов на региональных и мировых рынках. Мы за последнее время сформировали Евроазиатское экономическое сообщество, стали активными членами Таможенного союза, Единого экономического пространства.

Мы подписали ряд соглашений о зонах свободной торговли, о сотрудничестве и партнёрстве с различными странами. Все эти процессы, несомненно, направлены на то, чтобы унифицировать правила, которые регулируют внешнюю торговлю, с целью увеличения внешнеторгового оборота и, естественно, способствованию роста экономик на взаимовыгодной основе.

В ближайшее время депутатам, парламенту предстоит решить ключевой вопрос: Россия будет продолжать играть на мировых рынках по отдельным индивидуальным правилам или по универсальным гармонизированным правилам, по которым играют 153 страны мира (причём не только экономически развитые, но и те, которые находятся на самой последней позиции по уровню развития экономик).

Вопросы развития сельского хозяйства, вопросы торговли сельхозпродукцией были и остаются ключевыми, «чувствительными» вопросами. Агропромышленный комплекс, сельское хозяйство напрямую связано с вопросами обеспечения продовольственной безопасности, с вопросами социальной стабильности, вопросами экспорта и импорта продовольственной продукции, развития торговли и других смежных отраслей.

Мы осознаём те риски и возможности для сельского хозяйства, которые несёт в себе присоединение нашей страны к ВТО. Не случайно за последние годы со стороны правительства уделяется очень большое внимание этой отрасли. Председатель правительства практически в ручном режиме постоянно проводит совещания по всем ключевым проблемным вопросам, которые есть и остаются, и, я думаю, будут в отрасли, независимо от того, будем мы в ВТО или не будем в ВТО. К сожалению, сельское хозяйство - это такая отрасль, которая всегда несёт в себе и риски, и проблемы. Весь вопрос насколько эффективно мы можем решать эти проблемы.

Были проведены совещания по льготному обеспечению топливом, удобрениями сельхозтоваропроизводителей, совещания по вопросам весеннее полевых работ под личным председательством председателя правительства. То есть, эта тема находится под очень пристальным вниманием всех членов правительства.

Для того, чтобы правильно оценить те риски и последствия, которые несёт наше членство в ВТО, в том числе для агропромышленного комплекса, надо понимать, на каком уровне развития находится отрасль, чего мы достигли за последние годы, реализуя национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", пятилетнюю программу государственной поддержки и развития отрасли. Без таких базовых понятий трудно оценить риски, которые мы несём с принятием соответствующих обязательств.

За последние 6 лет госпрограмм и нацпроектов по отрасли из федерального бюджета было выделено свыше 563 миллиардов рублей. Помимо этого, частные инвестиции составили свыше одного триллиона рублей.

За этот шестилетний период объём производства сельхозпродукции вырос практически на 30%, объём растениеводческой продукции – на 32%, объёмы в животноводстве – на 28%. То есть, мы видим положительную динамику развития.

Мы вышли на внешние рынки с российским зерном, растительным маслом, сахаром. Восстановили экспортные возможности. В этом году будет поставлено рекордное количество наших зерновых. По основным ключевым позициям Россия подходит к уровню самообеспеченности, который предусмотрен доктриной о продовольственной безопасности. Сейчас основная задача в том, чтобы в условиях членства в ВТО эта положительная динамика в отрасли сохранилась.

Чтобы правильно оценить риски, надо понимать те обязательства, которые мы принимаем. Суть этих обязательств заключается, по существу, в трёх ключевых моментах. Это обязательство, которое касается совокупного уровня государственной поддержки. Это обязательство, которое касается правила доступа на внутренний рынок. Прежде всего, это уровень таможенно-тарифной и нетарифной защиты. И обязательство в сфере применения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер.


Совокупный уровень государственной поддержки: средства, которые выделяются государством из всех бюджетов для поддержания отрасли. Совокупный уровень поддержки на два ближайших года у нас предусмотрен в размере 9 миллиардов долларов и к концу переходного периода, к 2020 году, он должен быть снижен до 4,4 миллиарда долларов.

Мы не видим здесь каких-то принципиальных рисков, связанных со снижением объёма государственной поддержки. Прежде всего, из-за того, что мы сейчас вписываемся в реальные бюджетные возможности, то есть сейчас прямая государственная поддержка составляет 5,6 миллиарда долларов.

У нас есть вполне конкретные механизмы для того, чтобы переформатировать эту государственную поддержку. Потому что у нас есть обязательства, и эти обязательства существуют у всех членов ВТО - ограничить только прямую поддержку. То есть прямая поддержка, которая оказывается напрямую конкретным производителям, в том числе для поддержания цен, и которая по правилам ВТО является искажающим воздействием на внешнюю торговлю, потому что у разных стран разные возможности. Для того, чтобы обеспечить принцип равенства, справедливости во внешней торговли, были выработаны правила о том, чтобы все члены ВТО привели уровни государственной поддержки к какому-то определённому объёму. Причём, обращаю внимание, что развитые страны принимают значительно более жёсткие условия по ограничению совокупного уровня поддержки.

У нас есть возможность внесения изменения в закон "О развитии сельского хозяйства" в части наделения отдельных территорий Российской Федерации статусом неблагоприятных для ведения сельскохозяйственной деятельности. В этом случае меры прямой поддержки также не подлежат учёту при расчёте обязательств в Российской Федерации.

Есть ещё другие механизмы, детали, тонкости, специалисты о них знают. Мы будем их учитывать, в том числе при разработке и реализации проекта "Новая государственная программа". Мы специально внесли изменения в закон "О развитии сельского хозяйства" и предусмотрели разработку новой программы на период до 2020 года на тот переходный период, который предусмотрен нашими обязательствами.
Обязательства, которые касаются доступа на рынок и снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Полного открытия рынка в рамках нашего обязательства, не предусмотрено. Мы сохраняем тарифные квоты на ключевые позиции по мясу свинины, мясу говядины, по мясу птицы до 2020 года, - это те обязательства, которые Российская Федерация выторговала индивидуально. У других членов ВТО таких обязательств нет, они с момента присоединения к этой организации полностью отказывались от квотирования своей продукции.

Действительно, есть такие «чувствительные» позиции, как позиция по свинине, особенно по живой свинине, по мясу свинины, по которой снижены определённые тарифные ставки. В этой части правительство предприняло соответствующие меры. На три последующих года в бюджете предусмотрено выделение средств в размере 6 миллиардов рублей для строительства объектов по убою и глубокой переработке продуктов убоя.

В процессе дальнейшего мониторинга мы будем отслеживать ситуацию на рынке, при необходимости выделяя дополнительные средства прямой поддержки для отрасли. Также у нас остаются механизмы, о которых говорят специалисты в процессе анализа наших обязательств, - это, прежде всего, применение специальных защитных средств, то есть введение дополнительных компенсационных пошлин в том случае, если объём импорта какой-либо продукции не только несёт ущерб, но и создаёт, подчёркиваю, угрозу для национальной отрасли.
Приведение ветеринарных, фитосанитарных мер в соответствие с международными нормами, кодексами и рекомендациями. В этой части мы уже гармонизировали национальное законодательство и законодательство Таможенного союза. Мы уже работаем по этому правилу. В части этих обязательств у нас конкретных рисков нет.

В качестве дополнительных мер, мы выступили с предложениями о том, чтобы продлить льготу по налогу на прибыль на сельхозтоваропроизводителей, льготу по НДС для ввоза племенных животных и племпродукции.

Мы внесли соответствующие законопроекты в Госдуму по карантину растений, новый закон о ветеринарии, которые направлены, прежде всего, на защиту нашего внутреннего рынка от некачественной, небезопасной продукции в условиях либерализации внешней торговли, на создание эффективной структуры государственных органов, которые будут осуществлять соответствующий контроль, в том числе контроль на внешней границе. В любом случае мы будем оперативно мониторить ситуацию во всех отраслях, на всех рынках для того, чтобы оперативно реагировать на те риски, которые будут возникать, и применять соответствующие меры.


Начальник отдела ВТО Министерства экономического развития Михаил Васильевич Черекаев.

Что выигрывает Россия от ВТО? Хотелось бы обратить внимание, что присоединившись к Всемирной Торговой Организации, у нас коренным образом изменится международно-правовой базис внешней торговли.

С чем это связано? Каждая страна, присоединяющаяся к ВТО, принимает на себя обязательства, она связывает свой тариф, она обязуется выполнять нормы и правила ВТО. С момента присоединения 153 пакета обязательств станут для стран-членов ВТО юридически обязательными в отношении Российской Федерации.

Уже сейчас нашим министерством, в течение переговорного процесса проводился анализ. И мы понимаем, что и у таких крупных торговых партнёров, как Европейский союз, Соединённые Штаты, в настоящее время в отношении продукции российского экспорта применяются меры, которые нормам, правилам ВТО не соответствуют. Но в рамках тех двусторонних соглашений, на базе которых сейчас ведётся торговля с этими странами, нет возможности каким-то образом воздействовать на эти страны для того, чтобы эти барьеры были отменены.

В рамках ВТО мы получаем очень эффективный механизм, так называемое действие органа по разрешению споров, который может принудить государство те или иные барьеры отменить.

Вторым положительным моментом хотелось бы отметить, что уже в ходе переговорного процесса велась активная работа по приведению российского национального законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО в различных сферах. Законодательство стало более совершенным.

В целом это создало к моменту присоединения институциональную законодательную среду, которая позволяет лучше работать бизнесу и создаёт более предсказуемые условия. При этом членство в ВТО ограничит органы власти в своём манёвре в плане изменения условий ведения бизнеса, что создаст более прозрачную, более транспарентную, более предсказуемую среду, как в регулировании внешней торговли, так и в тех аспектах внутреннего режима торговли, который охватывается ВТО.

Структура Протокола о присоединении к ВТО следующая: У нас есть протокол, в котором Российская Федерация обязуется выполнять те правила, которые она согласовала и к нему есть три приложения.

Первое приложение - это доклад рабочей группы. Как раз рабочая группа представляет собой документ, в котором описывается российский торговый режим и зафиксированы обязательства о том, каким образом Российская Федерация обеспечит соответствие данного режима нормам и правилам ВТО. Это так называемые системные вопросы. Туда попадают вопросы, каким образом мы будем применять те или иные виды мер регулирования внешней торговли, каким образом мы будем обеспечивать адекватный уровень защиты прав интеллектуальной собственности и какие будем применять инструменты в части привлечения инвестиций и в части поддержки как промышленности, так и сельского хозяйства государственные?

Вторым приложением является так называемый перечень уступок по доступу на рынок товаров. Фактически он представляет структурную копию таможенного тарифа в 2007-й номенклатуре.

Хотел бы обратить внимание, что те ставки, которые там указаны, это максимальные ставки, которые Российской Федерации и Таможенный союз смогут применять после оформления полноправного членства в организации. Что я имею в виду? Если там указана ставка 5 процентов, в настоящее время в ЕТТ зафиксирована ставка 0 процентов, это абсолютно не означает, что Таможенный союз должен поднять пошлину с нуля до 5 процентов. Это означает только то, что более высокую ставку, чем 5 процентов, Таможенный союз с момента присоединения вводить не сможет. Только в отдельных случаях сможет, но это будет предметом переговоров в рамках Всемирной торговой организации.

Кроме того, там зафиксированы переходные периоды от нуля до 7 лет, в соответствии с которыми должна снижаться ставка пошлины, а также существует так называется "табличка", которая говорит о том, каким образом будут снижаться ставки таможенных пошлин в первые 3 года. На примере автомобилей поясню, что у нас 7-летний переходный период. Первые 3 года они не снижаются, потом они начинают постепенно ступенчато снижаться, вплоть до конца 7-летнего периода.

В третьей табличке в зафиксированы условия, на которых будет происходить деятельность иностранных компаний на российском рынке услуг. Все обязательства и материал находятся на сайте Минэкономразвития России, они опубликованы на английском языке, и также есть неофициальный перевод на русском языке. По объёму обязательств, которые взяла Российской Федерации можно отметить, что они несильно выходят за рамки стандартных обязательств ВТО, которые брали другие страны при присоединении. При этом в ходе переговоров удалось отбить, удалось зафиксировать также и права Российской Федерации отступать от правил ВТО.

В первую очередь, это касается функционирования особых экономических зон. В докладе рабочей группы зафиксировано, что особые экономические зоны в Калининградской области и в Магаданской области будут продолжать функционировать в том режиме, в котором они функционируют сейчас, до завершения действия этого режима в соответствии с российским законодательством.

Второй момент, это беспрецедентный уровень поддержки сельского хозяйства. В ВТО, как правило, уровень поддержки сельского хозяйства, который фиксируется в документах, отсчитывается следующим образом: за последние 3 года берутся цифры, берётся средняя, и эта цифра – это максимальный уровень поддержки сельского хозяйства. Как уже говорилось, в случае российского присоединения уровень поддержки сельского хозяйства был зафиксирован значительно выше, чем тот, который применялся последние 3 года.

И третий аспект, это инвестиционное соглашение в автопроме. Также в докладе рабочей группы имеется оговорка о том, что соглашения продолжают действовать до 2020 года. До 2018 года России оставлено право предоставлять льготы, которые противоречат нормам соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. В дальнейшем механизм будет доработан таким образом, чтобы сохранить поддержку этих проектов, чтобы инвестиционные соглашения не нарушались, но функционировали в других формах, более соответствующих нормам и правилам ВТО.

Это основные права, которые Россия отстояла в части отступлений от норм и правил ВТО. В остальном, мы идём в ВТО на стандартных условиях.


Вопросы

Правительство постоянно восхваляет рост экспорта зерна и другого продовольствия. Вопрос: насколько улучшилось питание?



  1   2   3   4   5   6


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет