Т. Н. Кемайкина психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей методическое пособие



жүктеу 1.67 Mb.
бет1/10
Дата31.03.2016
өлшемі1.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
А.К. Кусаинов, К.А. Ахметов,

А.Ж. Исмаилов, С.С. Оспанов, Т.Н. Кемайкина


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

методическое пособие



Астана, 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

А.К. Кусаинов, К.А. Ахметов,

А.Ж. Исмаилов, С.С. Оспанов, Т.Н. Кемайкина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

методическое пособие


Астана, 2009

УДК

ББК

К-
Настоящее издание подготовлено и осуществлено в рамках бюджетной программы «Психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при поддержки Комитета по охране прав детей МОН РК
Рекомендовано к изданию Ученым советом Евразийского гуманитарного института (протокол №_от ________2009г.)
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Авторский коллектив:

Кусаинов А.К., Менлибекова Г.Ж.,Ахметов К.А.,

Исмаилов А.Ж., Оспанов С.С., Кемайкина Т.Н.

Психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методическое пособие – Астана: ЕАГИ,2009 - ____с.


ISBN

Материалы пособия будут полезны для психологов, социальных педагогов, воспитателей и других специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Начинающие специалисты найдут в нем практический и исследовательский материал, который может быть применен в работе с данной целевой группой.



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ




1.

Разработанность проблемы




2.

Изучаемый контингент. Программа исследования




3.

Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




4.

Жизненные ресурсы: физические, духовные, профессиональные




4.1

Здоровье детей-сирот




4.2

Смена жизненного пространства




4.3

Структура воспоминаний




4.4

Воспитательные традиции и отношения между детьми




4.5

Образование детей-сирот




4.6

Выбор профессии




4.7

Трудоустройство и работа




5.

Решение жилищной проблемы детей-сирот




5.1

Выбор места жительства, обучения и работы




5.2

Жилищная проблема и создание семьи




5.3

Жилье и сопутствующие проблемы




5.4

Жилищная социализация




6.

Модели поведения, социально-психологической адаптации личности сопутствующие им факторы и условия




6.1

Разрушение и восстановление родственных связей между братьями и сестрами




6.2

Организация досуга: детское учреждение и самостоятельная жизнь




ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ




Список использованной литературы




Приложение 1. В ДОБРЫЙ ПУТЬ! (памятка для выпускника)




Приложение 2. КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ (электронные адреса помощи)




Приложение 3. ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ






ВВЕДЕНИЕ

Отправной точкой исследования «Психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» послужила проблема, которая с теоретически-прикладной точки зрения состоит в существенном противоречии между декларируемой и законодательно поддерживаемой системой социальной защиты детей, подростков и молодых людей – сирот и реальной ситуацией: ростом социального сиротства, неустроенностью детей, подростков и взрослых. Молодые люди из числа детей-сирот в силу объективных и субъективных причин вступают в общество в пору совершеннолетия маргинальными членами, чужаками, сохраняя эту проблему в некоторых случаях на протяжении всей жизни.

Обделенные родительской заботой, сироты и от общества получают значительно меньше внимания, чем домашние дети. Условия жизни ребенка, имеющего дом, не адекватны жизненным условиям ребенка из сиротского учреждения.

Здесь вступает в действие закон дивергенции социальной среды, который в значительной мере сокращает шансы ребенка-сироты достигнуть адаптации в обществе на уровне домашних детей.

Обратимся к основным сферам проявления социальной активности воспитанника сиротского учреждения. Качественная сторона характерологических показателей личности подростка-сироты может быть определена на основе комплексного социологического анализа, который был осуществлен в рамках бюджетной программы 025 «Методологическое обеспечение системы образования и анализа качества образовательных услуг» Комитета охране прав детей МОН РК в марте-сентябре 2009 года.

В ходе исследования использовались разнообразные социологические приемы и техники: анкетирование, углубленное интервьюирование, наблюдение, опрос ближайшего окружения (родственников, воспитателей, коллег по месту работы, соседей).

Даже при таком простом, казалось бы, виде деятельности, как уборка квартиры, 12% выпускников испытывали определенные трудности. Справедливость ответов подтвердилась и в результате наблюдений интервьюеров, проводивших опрос по их месту жительства. Как правило, даже девушки не умеют создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, подолгу не моют грязную посуду.

Очень многие опрошенные в обеих группах не умеют приготовить обед. Сегодня, когда стоимость продуктов, а тем более услуг общепита резко возросли, научить сирот самостоятельно готовить пищу - одна из главных задач воспитателей детского дома. Не менее важно научить подростков ухаживать за одеждой и обувью, делать мелкий ремонт. В детском доме сироты избавлены от необходимости их приобретать, поэтому бережное к ним отношение не выработано.

Выпускники сиротских учреждений должны покупать одежду и обувь, а сегодня, когда цены на эти товары непомерно высоки, необходимо научить ухаживать за вещами, продлевать сроки их использования. По-видимому, программа социальной адаптации сирот в детском доме нуждается в совершенствовании, ее практическая бытовая направленность должна быть усилена.

Таким образом, из-за воздействия неблагоприятных условий, в которых подросток-сирота оказался по независящим от него обстоятельствам, он не может пользоваться своими социальными правами в равной мере с детьми, воспитывающимися дома. Будучи объектом воздействия со стороны целого ряда социальных институтов, сирота в то же время оказывается в положении «у семи нянек...». В связи с тем, что педагог детского дома формально выполняет свои обязанности, из-за безответственности собственных родителей, жесткого взаимодействия со сверстниками сирота зачастую становится жертвой такой воспитательной системы. Специфические взаимодействия с социальным окружением вырабатывают в нем конформность, безынициативность, уход от решения насущных проблем, отсутствие значимых жизненных целей, которые затрудняют процесс социальной адаптации.

Жизненный путь ребенка, попавшего в сиротское учреждение, в значительной мере предопределен и проходит под знаком пагубного воздействия социального окружения. В результате неблагоприятного стечения обстоятельств у ребенка формируется чувство собственной неполноценности, ущербности, обделенности.

Искаженное самовосприятие снижает его интеллектуальный потенциал, подрывает веру в свои возможности.

Задача психологов, педагогов, воспитателей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в создании условий для успешной социальной адаптации выпускников институциональных учреждений.

Заинтересованный читатель найдем в данном пособии новую информацию о подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Мы постарались обобщить результаты исследования и практического опыта институциональных учреждений Восточно Казахстанской и Карагандинской областей по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мы надеемся, что наше пособие станет другом, учителем и «палочкой-выручалочкой» в конкретных профессиональных и жизненных ситуациях.

1. РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Тема семьи, детства, сиротства и безнадзорности достаточно разработана как в зарубежной, так и в казахстанской науке и литературе. Безусловное первенство по количеству публикаций занимают педагоги, а также медики и психологи. Верно и то, что само сиротство рассматривается, как проблема детства, которая обрывается на периоде вступления в самостоятельную жизнь. На этапе самостоятельной жизни сироты, а тем более в период зрелости и старения к этой проблеме практически не обращаются. Проблема сиротства начала решаться и описываться достаточно давно:



Работы, рассматривающие причины социального сиротства, делают акцент на изучении причин отказа матери от своего ребенка. Установлено, что многие из женщин, бросающих своих детей, повторяют приобретенные в детстве дефектный стереотип поведения матери. Уровень материнской привязанности к ребенку, помимо материального благополучия, зависит таких показателей, как образование, обеспеченность жильем, узость социальных контактов. В качестве одной из причин социального сиротства рассматривается юное материнство.

В работах, рассматривающих состояние здоровья детей-сирот, отмечается, что дети теряют здоровье еще до рождения, 35% нежеланных беременностей не донашиваются, наблюдается большая частота патологии беременности и родов. На первом году жизни заболеваемости у «отказных детей» был максимальным среди всех групп детей. В доме малютки, ситуация с их здоровьем усугубляется. Более чем у половины новорожденных обнаруживаются симптомы нарушения мозгового кровообращения, и они нуждаются в интенсивном лечении сразу после рождения.

У брошенных детей, воспитывающихся в приютах, наблюдаются тяжелые изменения личности, самосознании и интеллектуального развития. Лишение материнской заботы ведет к задержки развития ребенка – физического, интеллектуального и социального и может проявиться симптомами психических и физических заболеваний. Все это сказывается на общем физическом развитии и здоровье, как в детском возрасте, так и в дальнейшей жизни.



В работах рассматривающих социальную дезадаптацию, выделяют социальные, психологические, биологические факторы риска, ведущие к социальной дезориентации. Дезадаптация детей связывается с явлением психической и социальной депривации: первая группа их обусловлена нарушением функционирования социальной системы в целом, обострением существующих и возникновением новых противоречий на макросоциальном уровне. Развитие чувства одиночества у ребенка – своеобразная прелюдия к дезадаптации. Вторая группа источников социальной депривации и, как следствие дезадаптации, - нарушение функционирования (дисфункция) социальных институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (семьи, школы и др.). Третья группа – биологические факторы риска (некоторые конституциональные особенности индивида, особенности функционирования соматической и нервной системы). Однако генезис социопатий изучен мало.

Детская безнадзорность рассмотрена как часть проблемы, в качестве следствия асоциальной семьи, общественных стрессов, неэффективной деятельности милиции, органов юстиции, школы, социальной защиты, медицины и пр.

Социальная политика, социальная реабилитационная работа с детьми-сиротами. Авторы рассматривают возможность подготовки детей и подростков к самостоятельной жизни, проблемы адаптации (воспитание, профессиональная подготовка).

Проблема «разорвана», не рассматривается как единое целое. Это касается жизненной ретроспективы, а также законодательной базы. В реальной жизни это отражено в том, что отсутствует преемственность в деятельности государственных организаций, а «становление на ноги» человека-сироты часто не может быть доведено до логического конца в силу экономической нестабильности, так и по причине субъективных недоработок.



2. ИЗУЧАЕМЫЙ КОНТИНГЕНТ.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования – сиротство, определил основной изучаемый контингент – люди из числа детей-сирот различных возрастов от 15 лет и старше, у которых были взяты интервью.

Валидную выборку для людей из числа сирот возможно составить только пока она находятся на учете в системе институциональных учреждениях. Поэтому, прежде всего, мы использовали качественные методы сбора и анализа данных.

В качестве основного метода выбран биографический. Главный источник информации – это, прежде всего, детальное и мотивированные описания «историй». Анализу подвергались как сам текст интервью, так и поведение респондента во время рассказа, обстановка и атмосфера, в которых проходили интервью. В большинстве случаях интервью проходили по месту жительства респондентов, следовательно, мы могли дать заключение об условия жизни рассказчиков.




Название исследования

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сроки реализации

май-сентябрь 2009 года

Исполнитель

УВО Евразийский гуманитарный институт

Обоснование исследования

Необходимость данного исследования обусловлена постоянным ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей, проблем, связанных с воспитанием, обучением и подготовкой к самостоятельной жизни сирот.

Значительное число детей ежегодно пополняют контингент воспитанников домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, которые далеко не всегда обеспечивают достойное содержание детей-сирот, удовлетворение их основных потребностей. Это, в свою очередь, приводит к неготовности их к самостоятельной жизни, неспособности организовать свой быт, создать и сохранить семью, найти подходящую работу и закрепиться на ней.



Объект и предмет исследования

Объект исследования: выпускники институциональных учреждений (9, 11 класс) ВКО и Карагандинской области.

Предмет исследования: социализация выпускников



Цель исследования

выработка рекомендаций направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Задачи исследования

  1. Разработка и апробация инструмента оценки социализации выпускников институциональных учреждений

  2. Сравнение результатов оценки социализации выпускников (9, 11 классов) и выпускников проживающих самостоятельно 3 и более лет.

Гипотеза

исследования

Выпускники институциональных учреждений не в полной мере готовы к самостоятельной жизни, т.к. испытывают затруднения в организации быта, создании и сохранении семьи, поиске подходящей работы и обретении жилья.

Тип исследования

Поисковое

Прикладное



Методы сбора информации

Анкетирование, углубленное интервьюирование, наблюдение, опрос ближайшего окружения (родственников, воспитателей, коллег по месту работы, соседей).

Инструмент сбора информации

Анкета, заполняемая информантами

Стратегия реализации исследования

Методическое обеспечение, полевой этап и подготовка аналитического отчета осуществляется сотрудниками

УВО «Евразийский гуманитарный институт»



Выборка

Нерепрезентативная выборка выпускников институциональных учреждений ВКО и Карагандинской области не менее 100 человек

Понятийный аппарат

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

1) дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно недееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных или лечебных учреждений, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения.



Социальная защита

регулятивная система стабилизации общества, направленная на сведение к минимуму социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения

Социальная адаптация сирот

это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений

Индикаторы

социальной адаптации

  • освоение бытовых навыков и умений (уборка жилья, приготовление пищи, покупка одежды, обуви и др.);

  • умение распоряжаться деньгами (планирование бюджета, дополнительные источники денежных средств и пр.);

  • интеллектуальный уровень (профессиональное обучение);

  • родственники (связь с родственниками, возможность воссоединения и пр.);

  • состояние здоровья (наличие вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), ОРВИ, хронических заболеваний и пр.);

  • наличие хобби (увлечение, любимое занятие);

  • знание своих прав и обязанностей в отношении работы, жилья, учебы, социальной помощи, имущественных и денежных компенсаций;

  • половое воспитание (брак, дети, способы предохранения от нежелательной беременности и др.).


Интервьюер руководствовался рекомендациями в работе с респондентом-сиротой:

Попросить рассказать историю своей жизни, постараться не перебивать.

Постараться осветить следующие вопросы. Неважно, в каком порядке.

Не задавать такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», (не подсказывать ответы»:

- С какого возраста Вы себя помните, свое детство? Может быть отдельный случай.

- Если респондент помнил себя в семье, то его просили рассказать о семье и родных как можно подробнее.

- Если респондент помнил себя только в детском учреждении, то его просили рассказать о тех детских учреждениях, в которых ему приходилось жить (может быть, Вы расскажите, как Вы жили в детском доме, какие-то впечатления).

- С кем дружили, характеристика друзей и отношения с друзьями, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками.

- Рассказ о воспитателях, преподавателях. Какие складывались с ними отношения.

- Если совершались побеги (респондента или других воспитанников), то по каким причинам.

- Чем старались занять респондента воспитатели, чем любил заняться респондент.

- Сколько детских учреждений пришлось сменить, сколько населенных пунктов.

- Когда закончили интернат, тянуло ли туда, приходили ли в гости?

- Строите ли какие-либо планы на будущее (когда окончите интернат)?

- О чем мечтали? Что сбылось из того, о чем мечтали?

- А сейчас о чем мечтаете?

- На сколько мечты реальны?

- Есть ли у Вас какие-нибудь способности?

- Есть ли у вас родственники?

- Как решалась, или решается жилищная проблема?

- Отношение к созданию семьи, к детям.

- Характеристика здоровья, самочувствия.

- Отношение к деньгам и как деньги расходуются?

- Проблема завтрашнего дня (В чем Вы находите поддержку? Как переносите одиночество? Что можете сказать о своем характере?).

- Отношение к: работе, образованию, книгам, искусству.

- Что Вы умеете делать?

- С какими стереотипами Вам приходилось встречаться?

Дополнительные вопросы иногда задавались и по ходу интервью, например, если было важно уточнить дату или в том случае, если респондент замолкал и не знал, что говорить дальше.

Несмотря на нашу просьбу начать интервью с момента, как респондент себя помнил, рассказ иногда начинался с того, что наболело, с самого яркого воспоминания.

Мы встречались с выпускниками детских домов. Встречи в детских домах информативны, показательны и дают возможность разделить учреждения на две категории:



  1. руководитель не боится, что дети расскажут правду, и оставляет интервьюера и респондента один на один.

  2. руководитель настаивает на присутствии во время интервью.

Интервью брались у экспертов, которые или иначе связаны с проблемой сиротства в различных ее проявлениях.

Среди сирот было девять отказов с тремя матировками.



  1. «Боюсь, что кто-то обо мне узнает, стыдно»

  2. Шесть молодых девушек сказали, что жизнь их была слишком плохой, они хотят забыть и не бередить старые раны, хотят забыть свое детство.

  3. Два человека просто отказались, не назвав причину.

Многие респонденты сами задавали вопросы интервьюеру в отношении своих льгот, проявляя полную не информированность в этом вопросе.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет