Тайные общества всех веков и всех стран



жүктеу 1.68 Mb.
бет1/12
Дата28.04.2016
өлшемі1.68 Mb.
түріКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
: users files -> books
books -> Что такое быть веганом
books -> Это вы – неповторимый и единственный Ген, определяющий группу крови
books -> Святые ислама
books -> А. М. Тартак Золотая книга-4, или здоровье без лекарств
books -> Благодарность
books -> Джек Керуак. Бродяги Дхармы
books -> Книга предназначена всем, интересующимся историей духовной культуры, исследованиями на исторические и лите­ратурные темы, символикой
books -> Книгах об "Оккультной Философии"
books -> Поэма шести ритмов (чха-дхала). Г. В. Гарин, перевод с хинди, 2007
books -> С. Чаттерджи и Д. Датта введение в индийскую философию
Ч. У. Гекерторн

ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА ВСЕХ ВЕКОВ И ВСЕХ СТРАН
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ


1.Смысл и свойство тайных обществ. 2. Классификация тайных обществ. 3. Религиозные об-

щества. 4. Политические общества. 5. Цель политических обществ. 6. Религиозные тайные

общества. 7. Самый совершенный человеческий тип. 8. Причины высокого умственного раз-

вития. 9. Первобытная культура. 10. Истинное учение о природе и существе. 11. Основные

правила истинного познания древних. 12. Ключ к мистическому учению. 13. Суть мистиче-

ского учения. 14. Как утратилось истинное знание. 15. Первоначальный дух мистерий и ре-

зультат их упадка. 1б. Мистерия с астрономической точки зрения. 17. Продолжение преды-

дущего. 18. Однообразие догматов. 19. Минование надобности в тайных обществах.


Книга I ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ
I. Маги. — 20. Происхождение слова маг. 21. Древность магов. 22. Зороастр. 23. Учение Зо-

роастра. 24, Поклонение огню. 25. Происхождение слова Deus, Бог. 2б. Способ посвящения.

27. Миф Рустама.

И. Поклонение Митре. — 28. Мистерии Митры. 29. Происхождение культа Митры. 30. Дог-

маты и т.п. 31- Обряды посвящения. 32. Религии, происшедшие от магизма.

15
III. Брамины и гимнософисты. — 33. Простонародная вера в Индии. 34. Тайные учения.

35. Брама и Будда. 36. Аскетизм. 37. Гимнософисты. 38. Места, где совершались мистерии.

39. Посвящения. 39 а. Брам и Брама 40. Неизреченное AUM. 41. Лингам. 42. Лотос.

IV. Египетские мистерии. — 43. Древность египетской •цивилизации. 44. Храмы древнего

Египта. 45. Египетские жрецы и цари. 46. Внешнее и внутреннее учение. 47. Египетская ми-

фология. 48. Феникс. 49. Крест. 50. Места посвящения. 51. Порядок посвящения. 52. Мистерии Сераписа. 53. Мистерии Озириса. 54. Изида.

V. Превращения мифа об Изиде. — 55. Распространение египетских мистерий. 56. Дионисии,

или вакхические мистерии. 57. Сабазийские мистерии. 58. Кабирийские мистерии. 59. Элев-

синские мистерии. 60. Двери из рога и слоновой кости. 61. Отмена Элевсинских таинств. 62.

Тесмофории. 63 Цель греческих мистерий более нравственная, чем религиозная.

VI. Китайские и японские мистерии. — 64. Китайская метафизика. 65. Введение в китайские

мистерии. 66. Параллель между буддийскими и римско-католическими обрядами. 67. Лао-

Цзы. 68. Новейшие китайские общества. 69. Японские мистерии. 70. Японское учение. 71.

Лама.

VII. Мексиканские и перуанские мистерии. — 72. Коренные жители Америки. 73. Мексикан-



ские божества. 74. Жестокость мексиканской религии. 75. Посвящение в мистерии. 76. Боль-

шие мистерии. 77. Человеческие жертвоприношения. 78. Облечение в окровавленные кожи.

79- Перуанские мистерии.

VIII Друиды. — 80. Друиды, маги Запада. 81. Храмы. 82. Места посвящения. 83. Обряды. 84.

Доктрины. 85. Политическая и судебная власть. 86. Жрицы. 87. Уничтожение.

DC Скандинавские мистерии. — 88. Дротты. 89- Обряды. 90. Доказательства астрономиче-

ского значения.

16
Книга II ЭМАНАЦИОНИСТЫ

I Каббалистика. — 91- Ее происхождение. 92. Ее развитие. 93. Время возникновения кабба-

листики. 94. Книга Иезирах. 95. Разные роды каббалистики. 9б. Видения Иезекииля. 97. Со-

творение мира из ничего. 98. Распространение каббалистических идей.

П. Гностики. — 99- Характер гностицизма. 100. Доктрины. 101. Развитие гностицизма. 102.

Дух гностицизма.

Книга III РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ

I. Сыны вдовы. — 103. Происхождение религии любви. 104. Манес. 105. Манихейство. 106.

Жизнь Манеса. 107. Успехи манихейства. 108. Доктрины. 109- Распространение религии

любви.

II. Веселая наука. — 110. Переход от древних к современным посвящениям. 111. Дух древних



тайных обществ. 112. Дух современных обществ. 113. Причина и успехи ереси. 114. Усилия и

влияние еретиков. 115. Альбигойцы. 116. Учение альбигойцев. 117. Цели альбигойцев. 118.

Религия трубадуров. 119. Затруднение в понимании трубадуров. 120. Поэзия трубадуров. 121.

Степени у трубадуров. 122. Суды любви.

III. Утешение. —123. Исторические примечания. 124. Доктрины и правила.

IV. Рыцарство.—125. Первоначальная цель. 126. Рыцари—военные апостолы религии любви.

127. Правила и доктрины.

Книга IV ИСМАИЛИТЫ

I- Ложа мудрости. — 128. Различные секты, происшедшие от манихейства. 129. Тайные док-

трины ислама. 130. Кандидаты. 131. Жестокость Бабека Веселого. 132. Исмаилиты. 133- Уче-

ние Каирской ложи. 134. Успехи учения.

П. Ассасины. — 135. Основание ордена. 136. Влияние Хасана. 137. Учение ордена. 138. Пре-

данность последователей. 139. Воображаемый рай. 140. Кровожадный характер Хасана. 141.

Еще примеры преданности в последователях. 142. Христианские государи в союзе с ассаси-

нами. 143. Уничтожение секты.

III. Друзы. — 144. Происхождение секты друзов. 145. Учение. 146. Недавние события.

Книга V РЫЦАРИ ХРАМА

147. Основание ордена. 148. Успехи ордена. 149. Описание командорств. 150. Обвинение

против ордена. 151. Заговоры против ордена. 152. Внимание, оказываемое великому мастеру.

153- Обвинение против тамплиеров. 154. Сожжение рыцарей. 155. Яков Моле. 156. Таинства

тамплиеров. 157. Храм и церковь. 158. Храм — символ Святого Духа. 159. Учение тамплие-

ров. 160. Посвящение. 1б1. Объяснение поругания креста. 1б2. Тамплиеры — противники па-

пы. 163. Бафомет. 164. Последствия падения рыцарей храма. 165. Связь с франкмасонством.

Книга VI ВОЛЬНЫЕ СУДЬИ

I. Священные фемы. — 166. Происхождение и цель учреждения. 1б7. Должностные лица и

организация. 168. Язык и правила посвященных. 1б9. Процедура. 170. Исполнение пригово-

ров 171. Упадок учреждения. 172. Поцелуй девы.

П. Беати Паоли. — 173. Характер общества. 174. Направление и учение. 175. Сведения, со-

общенные одним сицилийским писателем.

18
Книга VII АЛХИМИКИ

I. Алхимики. —176. Астрология есть, может быть, тайная ересь. 177- Каким образом астроло-

гия пришла в упадок. 178.3начение алхимии в науке. 179. Тинктура. 180. Цели алхимии. 181.

История алхимии. 182. Образчики алхимического языка. 183. Личная судьба алхимиков.

И. Розенкрейцеры. — 184. Заслуги розенкрейцеров. 185. Происхождение общества сомни-

тельно. 186. Происхождение названия. 187. Сведения о них самих. 188. Поэтические вымыс-

лы розенкрейцеров. 189. Преуспеяние и уничтожение розенкрейцеров. 190. Переход к франк-

масонам.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Много лет тайные общества были предметом, привлекавшим мое внимание, и я давно наме-

ревался собрать в единое целое все сведения, которые можно было почерпнуть из многочис-

ленных, часто отдаленных, а порою совсем недоступных источников, о любопытнейшей сто-

роне истории человечества — тех тайных учреждениях, религиозных, политических и обще-

ственных, которые существовали с самых древних веков и до нашего времени. Однако я не

привел еще в порядок и не разработал добытых материалов, когда в обозрении Athenaeum'a

(№ 2196) нашел ссылку на II Mondo Secreto сеньора де Кастро, с которым позднее имел удовольствие встретиться в Милане. Я выписал книгу и сначала думал перевести ее; но по мере

того, как подвигалась моя работа, хотя я и начал ее в качестве переводчика, она принимала

характер все более и более самостоятельный. Многое я нашел нужным опустить из ориги-

нального произведения, проникнутого известным политическим направлением и почти все-

гда слишком снисходительного к разным итальянским политическим партиям, которые часто

не лучше разбойничьих шаек. Многое следовало прибавить из источников, преимущественно

английских и немецких, не известных итальянскому писателю. Многое надо было привести

на других основаниях и показать в ином свете. Наконец, читателя следовало познакомить с

обществами, не упомянутыми сеньором де Кастро, как например, гардуна, шоффены, фении,

интернационалисты, о-ки-па, ку-клукс-клан, инквизиция, ваххабиты; так что с этими прибав-

лениями и дополнениями итальянского оригинала, нередко составляющими целые новые

главы, труд, теперь представляемый английской публике, хотя и сохраняет в основной форме

многое из своего иностранного источника, однако может заявлять право на то, чтобы его счи-

тали оригинальным произведением; более того, произведением, заключающим в себе самый

ясный отчет о тайных обществах, известных в Англии, Франции, Германии или Италии. Все,

что написано по этому предмету в этих четырех передовых странах Европы, было просмот-

рено и использовано мною. На английском языке нет ничего, что могло бы соперничать с

этим.

Любознательный читатель, который пожелает подробнейших сведений, может свериться со



списком сочинений, обозначенных в начале каждой книги; я не хотел загромождать текст

сносками, от которых издание достигло бы объема вдвое против настоящего. Читатель может

быть уверен, что почти все в нем изложенное основано на многочисленных и веских свиде-

тельствах авторитетных специалистов, хотя относительно обществ, само существование ко-

торых зависело от сохранения тайны и которые поэтому, ввиду осторожности, оставляли за

собой как можно меньше письменных доказательств, старинная поговорка имеет особенное

значение: «What is hits is history, And what is mist is mystery». (Что в цель попало, то история,

А где туман, там тайна.)

Наконец, имея и то в виду, что объем настоящего издания требовал сжатого изложения фак-

тов — при громадной обширности предмета, — я вводил в описание только такие пояснения

и замечания, которые оказывались неизбежны для уяснения темных мест или пополнения не-

достающих исторических звеньев.

С первого взгляда может показаться, что некоторые общества неправильно включены в это

издание, как «тайные» общества, например, масоны. Члены тайных обществ не имеют обык-

новения заявлять это всему свету, могут нам возразить, однако ни один масон не сочтет сты-

дом и не побоится назвать себя масоном; напротив, он этим гордится и готов трубить о том

всем и каждому, а самый неистовый кельт, жаждущий содействовать возрождению родной

земли и вступивший для того в братство фениев, имеет достаточно ума, чтобы содержать это

в глубочайшей тайне от непосвященных. Я придерживался такого правила: включал в свое

собрание «тайных» обществ все те, которые имели или имеют «тайные правила и обряды»,

скрытые от света, хотя существование самого общества – вовсе не тайна. В сущности, нет

союза между людьми, который не обнаружился бы со временем. При всем желании членов

союза скрываться во мраке и не быть лично известными, цель их соединения должна обнару-

житься какими-нибудь явными действиями; где есть действие, там предполагается деятель, и

если нет видимого, то подозревают тайного. Вот, например, туги так сильно желали остаться

неизвестными, однако существование подобного общества подозревали задолго до того, как

был открыт кто-либо из его членов. Алхимики и мистики также нашли свое место в настоя-

щем издании, в силу того, что распространяли тайное учение или учение свое облекали в

слова, понятные одним последователям; так же точно и инквизиция, хотя являлась государст-

венным судебным учреждением, однако имела своих тайных агентов и тайное делопроизвод-

ство, поэтому справедливо должна быть включена в категорию тайных обществ.

Тайные общества, религиозные и политические, опять стали возникать со всех сторон. Рели-

гиозные общества могут быть обойдены молчанием, так как вообще не имеют значения, по

отсутствию новизны; но к обществам с политической целью нельзя отнестись с пренебреже-

нием на основании их ничтожества. Интернационалы, фении, коммунисты, нигилисты, вага-

биты тайно стремятся к ниспровержению настоящего порядка вещей. Убийства англичан, со-

вершенные индийцами, указывают на козни тайных обществ в английских владениях в Ин-

дии. Незадолго до большого возмущения индийцев корреспондент одной английской газеты

упоминал с пренебрежением о религиозном обряде, замеченном во всей английской Идии,

который состоял в том, что какие-то маленькие хлебы носили из деревни в деревню; впослед-

ствии же вышло, что этим обрядом призывали народ готовиться к всеобщему восстанию;

итак, за действиями туземцев надо строго наблюдать.

Для ясности и облегчения справок весь текст разделен на небольшие отделы с соответствую-

щими заголовками и последовательной нумерацией.

Ноябрь, 1874
ВВЕДЕНИЕ
1. Смысл и свойство тайных обществ. — Для истинных мыслителей, которым история пред-

ставляется рядом удивительных целей, нет ничего случайного в жизни мира. Для них возник-

новение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые явления, не временная

форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне ясный и предвиденный результат

известных причин.

Некогда тайные общества были так же необходимы, как открытия: дерево должно иметь ко-

рень. Возле владычества силы, идолов богатства, фетишей суеверия должно было, во все века

и во всех государствах, существовать место, где кончалось владычество силы, где кумирам не

поклонялись более, где фетиши были осмеяны. Таким местом оказывались кабинет филосо-

фа, храм жреца, подземелье сектанта.


2. Классификация тайных обществ. — Тайные общества могут быть распределены на сле-

дующие. 1) религиозные, как, например, египетские или Элевсинские таинства. — 2) воен-

ные: тамплиеры. — 3) судебные: фемы, или вемы. — 4) ученые: алхимики. — 5) граждан-

ские: франкмасоны. — 6) политические- карбонарии. Но черта разграничения не всегда точно

определена; некоторые общества соединяли с учеными целями богословские догматы, как,

например, розенкрейцеры; и политические общества имеют неминуемое влияние на граждан-

скую жизнь. Поэтому удобнее будет разделить тайные общества на две различные группы:

религиозные и политические.


3. Религиозные общества. — С самых древних времен вероисповедание имело свои тайные

общества; то есть они возникли с того периода, когда истинные религиозные познания пер-

вых людей — состоявшие, надо заметить, из понятия о мироздании и Вечном Могуществе,

которое произвело его, и законах, вторыми оно поддерживалось — мало-помалу стали утра-

чи-аться в общей массе человеческого рода Истинное знание лавным образом сохранилось в

древних «мистериях», хотя они и отдалились на одну степень от первобытной, врожденной

мудрости, представляя только тип, вместо прототипа; именно, явления природы внешней,

временной, вместо действительности природы внутренней и вечной, которой видимый мир

есть одно внешнее проявление. Так как определение этого возвращенного теперь истинного

знания необходимо для уразумения многого, что составляло учение древних религиозных

обществ, то мы, позднее, более подробно остановимся на этом предмете.
4 Политические общества. — Политические тайные общества были благодетельными регуля-

торами и предохранительными клапанами для настоящего; для будущего — могущественны-

ми рычагами. Без них драма истории состояла бы из одного монолога деспотизма, который,

сверх того, лишился бы цели и не имел действия, если бы не служил к упражнению воли че-

ловека, побуждая к противодействию, вызывая сопротивление.

Каждое тайное общество есть действие размышления, следовательно, совести. Накопившееся

размышление, которое определилось, есть совесть. В этом смысле тайные общества в некото-

рой степени служат выражением совести в истории. В каждом человеке есть Нечто, принад-

лежащее ему, но как будто находящееся не в нем, а так сказать, вне его. Это смутное Нечто

сильнее его; он не может ни возмущаться против его владычества, ни уклоняться или бежать

от его преследования. Эта часть нашего существа неосязаема; ее не достигнет ни кинжал

убийцы, ни секира палача; приманками ее не увлечешь, мольбами не смягчишь, угрозами не

устрашишь. Она-то создает в нас двойственность, которую мы ощущаем в виде угрызений

совести. Человек добродетельный, сознающий это, находится в мире с самим собою; это

смутное Нечто не гнетет его и не терзает; так точно, как в физической природе силы, дейст-

вующие в человеческом теле, нечувствительны, когда действуют согласно; если же он посту-

пает дурно, то возмущается лучшая часть его существа. Тайные общества — выражение той

же двойственности, проявляющейся в народах; они то смутное Нечто в политике, которое

действует на общественную совесть и вызывает угрызения, обнаруживающиеся в виде «тай-

ного общества», мстительного и очистительного угрызения. Согласно вечным законам, оно

возрождается через смерть, а свет вызывает из мрака, через огонь. Никто не видит света, ка-

ждый ощущает. Можно сравнить его с невидимою звездой, свет которой, однако, доходит до

нас из области, куда вовек не ступит нога человека.

Одно из самых явных чувств, порождающих тайные общества, - это мщение, но это хорошая

и мудрая месть, вовсе не сходная с личным злопамятством, неизвестным в вопросах общест-

венных интересов; желание наказывать учреждения, не личности, поражать щей, а не людей

— великая месть соединенными силами, наследство, передаваемое отцами детям, благочес-

тивый завет любви, который освящает ненависть и расширяет пределы ответственности и

нравственных правил человека. Есть законная, необходимая ненависть — ненависть ко злу,

которая спасает народы. Горе тому народу, который не умеет ненавидеть, потому что зло это

— нетерпимость, лицемерие, суеверие, рабство!
5. Цель политических обществ. — Цель их членов — воздвигнуть идеальный храм прогресса,

оплодотворить в сердцах прозябающих или порабощенных народов зародыши будущей сво-

боды. Это достославное здание, правда, еще не закончено и, быть может, никогда завершено

не будет, но попытка, сама по себе, придает тайным обществам некоторое нравственное ве-

личие, тогда как без этой цели борьба их низводится на степень мелкой, эгоистической войны

партий. Она же объясняет существование тайных обществ, хотя едва ли оправдывает их. Если

спросят мое искреннее мнение, то я отвечу, что не думаю, чтобы тайные общества когда-либо

исполнили, что обещают. Любя справедливость, я не могу не одобрять теоретического стрем-

ления к свободе и равенству; как существо мыслящее, сужу по опыту в прошлом и природе

вещей, где добро и зло должны существовать вечно и вечно быть в борьбе, о подобное стрем-

ление также вечно должно оставаться без соответствующего практического результата. Сво-

боде еще способствовать можно, и часто делали это—да и теперь ежедневно делают; но будь

сегодня установлено всемирное, общественное и политическое равенство, едва ли оно про-

длилось бы по завтра. Неоспоримо, что пока люди одарены не одинаково, и страсти их не

одинаковы, равенство между ними — одна мечта. Трудно назвать страну, которая извлекала

бы существенную и постоянную пользу из действий какого-либо тайного политического об-

щества. Надо заметить, что ни в одной из двух стран, пользующихся наибольшею свободой,

политической и общественной, а именно в Англии и Швейцарии, не бывало тайных обществ

с народным или историческим значением. Правда, когда швейцарцы свергли австрийское

иго, тридцать человек заключили союз для освобождения отечества; но это были заговорщи-

ки, и даже их замыслы значительно изменились, вследствие поступков и смерти Геслера. И

Тель убил, его не потому, что он, Тель, был членом тайного общества и обязан был убить его,

а за то, что австрийский наместик сделал зло лично ему, угрожая жизни его сына.
6. Религиозные тайные общества. — Самые древние тайные общества образовались не столь-

ко с политической, сколько с религиозной целью, включая всякое искусство и науку; потому

религия справедливо была названа археологией человеческих знаний. Сравнительная мифо-

логия сводит все внешне противоречащие и противоположные верования к одному перво-

бытному, основному, истинному понятию о природе и ее законах; все превращения, сопос-

тавления и разговоры одного или более богов, передаваемые в священных книгах индусов,

парсов и других народов, основаны на простых физических фактах, искаженных и ложно

представленных, с намерением или случайно. Истинное понимание природы было преиму-

ществом наиболее высокоразвитого из всех человеческих племен, арийского племени, кото-

рое занимало высшую точку азиатской возвышенности к северу от Гималайских гор. К югу

от них лежала долина Кашмира, с ее вечною весною, дивным богатством растительности и

общими чертами природы, всего более подходившей к изображению земного рая и блажен-

ного местопребывания в высшей степени богато одаренных человеческих существ.
7. Самый совершенный человеческий тип. — И богато одаренных именно потому, что в та-

ком благодатном месте мог быть произведен только высший тип, так сказать, квинтэссенция

той роскошной природы, с которой он составлял одно целое и потому был в состоянии по-

стигнуть ее во всей ее полноте Подобно тому, как силы природы произвели растения и жи-

вотных разных степеней развития и совершенства, так они произвели и различные человече-

ские типы с разными степенями развития; самый совершенный тип, как уже сказано, арий-

ский, или кавказский, один имеет историю и один заслуживает нашего внимания, когда мы

изучаем духовную историю человечества. Даже там, где кавказское племя приходит в сопри-

косновение и смешивается с черным племенем, как например, в Индии и Египте, развитие

высшее, историческое, начинается с белого человека.


8. Причины высокого умственного развития. — Я уже говорил, что климатические и другие

внешние условия благоприятно действуют на степень развития. Это общеизвестная истина

относительно растений, но и человек — растение, только одаренное сознанием и подвижно-

стью, поэтому эта истина должна быть равно применима и к нему; опыт доказывает это наде-

ле. Его органы, особенно мозг, достигают высшего совершенства; следовательно, он наибо-

лее способен созерцать природу и постигать ее деятельность; из того следует, что он никогда

не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел по-

знания даже выше тех, которыми так гордится теперь. Варварство в белых племенах, как я

доказывал это в другом сочинении, есть только последствие погибшего просвещения. В той

же работе я доказывал, чем могли быть эти познания и как они частью утратились, частью

были искажены. Настоящее сочинение было бы неполно, если не включить в него хотя бы

частицу моих объяснений: некогда человек имел истинное понятие о природе и ее деятельно-

сти, именно в этом причина того, почему мистерии описанных народов имеют столько обще-

го в догматах обрядах- поэтому в них придается большое значение известным идеям и образ-

ам, и поэтому все они одинаково печальны. Святость, приписываемая во все века и во всех

странах числу семь не была еще с точностью объяснена ни одним известным писателем(1),

объяснение, которое я представлю, докажет, что сходство между собою религиозных и науч-



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет