Тема История собирания музейных коллекций. Крупнейшие музеи по истории религии. План



Дата29.04.2016
өлшемі331.86 Kb.
түріЛитература
Тема 2. История собирания музейных коллекций. Крупнейшие музеи по истории религии.
План.

1. История собирания коллекций по истории религии.

2. Музей истории религии в Санкт-Петербурге.

3. Львовский музей истории религии.

4. Музей реформации в Женеве.

5. Музей мировых религий.

6. Дом корана.

7. Парк «Святая земля».


Литература

1. Ревякин, В.И. Художественные музеи. Справ, пособие. / В.И. Ревякин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1991. – 248 с.

2.  Музеи мира / Е.Е. Кузьмина; Под ред. Е.Е. Кузьминой. М.: Изобразительное искусство, 1991. – 276 с.

3. Гужалоўскі А.А. Нараджэнне беларускага музея / А.А. Гужалоўскі. – Мінск: БДУ, 2001. – 109 с.

4. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца ХVIII века: В 2 ч. / В.П. Грицкевич. – Спб.: СПбГУКИ, 2001. – 409 с.

1. История собирания коллекций по истории религии.
Собирательство коллекций по истории религии ведется с античных времен. После революции 1917 г. храмы и монастыри, утратившие свою функцию, продолжали существовать как музеи церковного быта. Это была единственно возможная форма сохранения наследия в условиях того времени, для этой же цели обществом "Старый Петербург" был создан Музей отживающего культа (существовал 1923-26 гг). Со второй половины 1920-х годов музеи церковного быта закрываются или перепрофилируются в антирелигиозные музеи для борьбы с "церковной контрреволюцией". Но даже и в такой форме существования музеи, комплектовавшие свои собрания предметами из закрывавшихся церквей и монастырей, спасали от гибели культурные ценности. Количество антирелигиозных музеев возросло с 11 в 1925 г. до 80 в 1933 г. (последняя цифра включает музеи в союзных республиках и антирелигиозные отделения при различных музеях). Из них выделялись два крупных музея: Центральный антирелигиозный музей в Москве и Ленинградский государственный антирелигиозный музей в Ленинграде. В 1932 г. в Ленинграде в здании Казанского собора был открыт Музей истории религии АН СССР (в 1955 г. переименован в Музей истории религии и атеизма, в 1990 г. восстановлено первоначальное название). После Великой Отечественной войны антирелигиозные музеи были закрыты, а в Музее истории религии проводились работы над созданием новых экспозиций. В 1960-80-х годах экспозиция музея включала 7 отделов, реэкспозиции 1981 г. и 1992 г. отражали изменение взглядов общества на проблему религии. В настоящее время музей, расположенный на Почтамтской улице, предлагает посетителям на рассмотрение проблемы религии и общества в свете новой научной парадигмы.

2. Музей истории религии в Санкт-Петербурге.

Музей был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. В основу экспозиции музея легла антирелигиозная выставка, открытая в 1930 г. в залах Зимнего дворца в Ленинграде. Официальное открытие музея в Казанском соборе состоялось 15 ноября 1932 г. Инициатором создания музея и его первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В. Г. Богораз-Тан (1865—1936). Не менее важную роль в организации и функционировании музея сыграл М. И. Шахнович, занимавший должность заместителя директора музея с 1944 по 1960 г. В 1976—1986 годах директором музея работал Я. Я. Кожурин

Сегодня в Государственном музее истории религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

История русского православия;

Католицизм;

Зал «Буддизм» раздела постоянной экспозиции «Религии Востока»

Протестантизм;

Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм;

Ислам.

26 апреля 2012 года в Музее после реэкспозиции открылись следующие разделы:



Архаические верования и обряды;

Религии Древнего мира: политеизм;

Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма;

Возникновение христианства.

Детский раздел постоянной экспозиции «Начало начал»

В феврале 2011 года в музее был открыт специальный детский отдел постоянной экспозиции «Начало начал». Это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, ориентированное на детскую аудиторию и дополняющее постоянную экспозицию. Отдел сконструирован как тотальная инсталляция — особое магическое пространство, погружающее маленького посетителя в эпоху мифологического сознания. «Начало начал» демонстрирует важный и неотъемлемый компонент религиозных представлений — представления о возникновении мира и его устройстве.

Читальный зал научной билиотеки Музея истории религии

Отдел книжных фондов (в настоящее время — Научная библиотека) был создан в 1932 году. В настоящее время фонд библиотеки насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших книжных собраний по вопросам религии и атеизма, единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объёме представлена литература по различным конфессиям: христианству (православию, католицизму, протестантизму), иудаизму, исламу, буддизму, даосизму, синтоизму и т. д. В библиотеке также хранятся книги по истории, философии, психологии, археологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению. Основу собрания составили издания из запасного фонда Библиотеки Академии наук СССР, фондов общевузовской библиотеки (бывшей Университетской), Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ) в Москве, рабочего антирелигиозного университета (Ленинград), Политехнического института, Института истории и др. В состав библиотеки вошла часть книжного фонда Императорского Православного Палестинского общества (книги и журналы по богословию, церковной истории, палестиноведению), книги из личных библиотек В. Д. Бонч-Бруевича, А. Н. Никольского, Б. Я. Рамма, протоиерея И. Н. Четверухина и др. Библиотека хранит следующие виды и типы изданий: книги (священные тексты, монографии, справочные издания, сборники статей), брошюры, альбомы, каталоги выставок, периодические издания (журналы и газеты) на русском, славянском и иностранных языках.

В книжное собрание библиотеки входят издания XVII—XXI вв.

Коллекции Научной библиотеки

Коллекция изданий Библии Всемирного и Российского Библейского обществ.

Коллекция масонской литературы.

Коллекция богословской и дореволюционной периодики.

Коллекция собрания трудов духовных академий и семинарий.

Коллекция религиозно-философских изданий второй половины XIX — начала XX вв.

Коллекция старообрядческой литературы.

Коллекция антирелигиозной литературы 1920—1930-х гг.

Коллекция трудов сотрудников музея.

Коллекция книг на европейских языках «Rossica».
3. Львовский музей истории религии.
Льво́вский музе́й исто́рии рели́гии — музей во Львове (Украина), в котором освещается история мировых и национальных религий, деятельность церковных организаций.

Экспозиция музея размещена в здании бывшего римско-католического Доминиканского монастыря XIV—XVIII веков, по адресу ул. Музейная, 1. Музей был создан в 1973 году как Музей истории религии и атеизма и ранее занимал также помещение Доминиканского собора (которое в 1997 году было передано общине УГКЦ).

В фондах насчитывается свыше 50 тысяч единиц сохранения. Среди них экспонаты, которые имеют значительную культовую, художественную и историческую ценность. Львовский музей истории религии является обладателем значительного собрания икон XVI—XIX веков, «иудейского клада» XVII—XIX веков, крупного собрания Тор и Библий, коллекции ценных старопечатных книг XVI—XVIII веков, в том числе — и «Острожской Библии» Ивана Фёдорова, «Требника» Петра Могилы, реликварий Святого Аронтия XI ст.

Экспозиция состоит из таких тематических разделов: «Религии древнего мира», «Иудаизм», «Раннее христианство», «Армянская церковь», «История Римско-католической церкви», «Украинская грекокатолическая церковь», «Православие на Украине», «Протестантизм», «Ислам», «Буддизм».

Львовский музей истории религии имеет специализированную библиотеку религиеведческого профиля, аналогов которой на Украине не существует. Среди 150 тысяч экземпляров — труды теологов Киевской, Санкт-Петербургской и Московской духовных академий и их периодические издания, церковно-религиозная литература католических институтов Италии, Германии, Австрии, Франции и Польши, сборник религиозных изданий времён Крымского ханства, собрания произведений издательства Украинского католического университета в Риме. Большую часть книжного фонда занимают книги на иностранных языках. Библиотека имеет редкое собрание старинной русской книги (300 единиц), охватывающее 826—1910 годы, а также такие редкие издания как «Католическую энциклопедию», «Энциклопедию православия», издания краковского Ягеллонского университета, немецкие лютеранские издания (1868—1900 гг.), французские издания Парижа и Лиона. В фондах библиотеки хранятся около 300 книг иудаистической литературы на иврите и идиш, где большую часть составляют отдельные разделы Танаха, Вавилонского Талмуда, Шульхан Аруха, сборники молитв и литература на иврите, редкие книги «Махзор. Праздничные молитвы» (1907), «Микраот Гдолот» (1876) и др. Огромную часть книжного фонда занимает старинная периодика, которую относят к редким изданиям: «Міръ Божий», «Отдых христианина», «Свът», «Богословская мысль», «Слово пастыря», «Русский паломник», журналы «Старообрядцы» (1908), «Странникъ» (1903), труды Киевской духовной академии (1870—1909), Черниговские, Киевские епархиальные вести и тому подобное. Кроме того, в фонде представлены издания религиозных организаций Галиции 1920—1930-х годов, а также хорватская и чешская периодика этого же периода.
4. Музей реформации в Женеве.
Музей был открыт весной 2005 года, однако идея его создания возникла гораздо раньше. Уже с конца 19 века историки начали собирать документы для будущей ретроспективы развития протестантизма. В 50-х годах 20 века пастор Макс Доминисе выдвинул проект по созданию музея Реформации, однако его идеи смогли получить практическое воплощение лишь в начале 2000-х годов, когда команде под руководством профессора истории христианства Оливье Фатио удалось за три года реализовать этот грандиозный проект.

Музей посвящен истории Реформации в широком смысле и преследует две основные цели: с одной стороны, рассказать, что именно было создано протестантской реформой 16 века, с другой стороны, показать историю Реформации через историю людей, связанных с ней.

Место расположения музея символично: 12 тематических залов разместились в Доме Малле, особняке, построенном в 1723 г. Жедеоном Малле (Gédéon Mallet), родственником по нисходящей линии семьи гугенотов, нашедшей в 16 веке прибежище в Женеве. Особняк был возведен на том самом месте, где прежде располагался монастырь святого Петра – именно там в 1536 году женевцы приняли Реформацию.

Коллекцию музея составляют многочисленные манускрипты, гравюры, портреты, карикатуры, библии и старинные книги. Сокровищем музея является первая печатная Библия на французском языке 1535 года издания, а таксама ліст самога Ж. Кальвіна.


5. Музей мировых религий
Музей мировых религий открылся в 2011 году. Основал музей буддийский монах Син Тао. На церемонии открытия присутствовали многие официальные лица Тайваня и даже президент Чэнь Шуйбянь.

Строение было создано по плану местного архитектора Хань Бао-дэ. Музей мировых религий был построен на деньги, выделенные тайскими предпринимателями. В музее представлены экспонаты, рассказывающие о десяти основных религиях мира.

Здесь есть даже модели, иллюстрирующие создание планеты Земля.

Музей мировых религий входит в число великих музеев мира. Музей строился для устранения каких-либо барьеров между различными религиозными общинами и культурами. Кстати, нередко в музее проводятся различные международные конференции и симпозиумы. Кроме того, музей служит образовательной площадкой для учащихся и студентов местных образовательных учреждений. Часто приходят в стены музея и путешественники.


6. Дом Корана (араб. بيت القرآن‎‎‎) музей в Бахрейне, специализирующийся на Коране[1]. Музей построен в 1990 году в традиционном исламском стиле и считается одним из самых известных исламских музеев в мире[2]. В нём хранятся рукописные издания Корана, собранные со всего исламского мира, научная и исламская литература, переводы Корана и другие представляющие значение материалы.

Строительство комплекса началось в 1984 году, а в марте 1990 года он был официально открыт Абдул-Латифом Джассимом Кану. Основу коллекции музея составляет личная коллекция редких рукописей и исламского искусства самого Кану. Музей был построен на пожертвования жителей Бахрейна. Коллекцию музея составляют рукописи из различных частей исламского мира, от Китая на востоке и до Испании на западе.

Дом Корана открыт для посетителей по субботам с 9 утра до 12 часов дня и средам 4 до 6 часов вечера[6]. Внешне комплекс напоминает мечеть 12-го века. В нём десять выставочных залов, а также мечеть, библиотека, аудитории и медресе., Большой стеклянный купол охватывает большой зал и мечеть. Михраб покрыт синей керамической плиткой с выгравированным аятом аль-Курси.

Книжный фонд библиотека состоит из более чем 50 000 книг и рукописей на трех языках - арабском , английском и французском. Библиотека и её читальные залы открыты для посетителей в течение всего рабочего дня, а для исследователей и специалистов предоставляются отдельные помещения.

В лекционном зале, который в основном используется для лекций и конференций, могут разместиться до 150 человек. Лекторов приглашают из многих стран, в том числе из США, Великобритании и Франции.

Музей состоит из 10 залов, расположенных на двух этажах. В нём демонстрируются редкие рукописи Корана разных периодов, начиная с первого века хиджры (700 г.). В нём хранятся рукописи из Саудовской Аравии (Мекки и Медины), Дамаска и Багдада, написанные на пергаменте. Рукописи хранятся в специально созданных условиях для того, чтобы защитить их от повреждения. В музее хранятся редкие экземпляры Корана, напечатанные в 1694 г. в Германии; перевод Корана на латинский (1548 г.); первый экземпляр Корана, написанный во время правления халифа Усмана ибн Аффана; небольшие экземпляры Корана, которые можно прочитать только с помощью оптических приборов.

В музее хранятся зерна гороха и риса, на которых выгравированы коранические суры, а также работ исламских богословов, таких как Ибн Теймия и др. Дом Корана считается единственным в мире музеем, который посвящен Корану и кораническим исследованиям.
7. «Опыт Святой земли», или, в обиходе, парк «Святая земля».
«Опыт Святой земли», или, в обиходе, парк «Святая земля», англ. The Holy Land Experience — тематический парк-презентация и библейский музей, расположенный в г. Орландо в штате Флорида Сооружение парка обошлось в 15 млн долларов. Здесь представлены презентации на библейскую тематику (во многих из них участвуют профессиональные актёры), а также экспонаты.

Создание парка финансировал Марвин Розенталь, баптистский проповедник, еврей по происхождению.

«Лига защиты евреев» выступила с протестом против парка в день его открытия; члены данной организации утверждали, что цель парка состоит в обращении иудеев в христианство, однако его основатель, Розенталь, отверг их обвинения.

В 2007 г. у парка образовался долг в размере 8 млн долларов. В результате торгов в июне 2007 г. его приобрела телевещательная сеть Trinity Broadcasting Network за 37 млн долларов. В октябре 2007 г., по разным оценкам, было уволено от 50 до 100 сотрудников парка. Телекомпания планирует расширить парк и создать здесь киностудию для создания фильмов на христианскую тематику.



Презентации

Главный вход/Городские ворота: каменная арка, смоделированная по образцу Дамасских и Яффских ворот Иерусалима.

Уличный рынок Иерусалима: типичный ближневосточный рынок с городским колодцем и уличными торговцами, которые общаются с посетителями парка.

Магазин старых манускриптов: образец торговой лавки 1 в. н. э.

Пустынный табернакль: первосвященник рассказывает об институте священничества в Израиле. Кульминацией рассказа является презентация Ковчега завета.

Молельный сад Церкви всех наций: здание спроектировано по образцу Церкви всех наций — католического храма, построенного в 1924 г. на Елеонской горе в Иерусалиме. В церкви имеется участок скальной породы, где Иисус, согласно преданию, совершил свою последнюю молитву перед арестом.

Пещеры кумранских свитков: копия пещер в Вади-эль-Кумран, где были обнаружены знаменитые Свитки мёртвого моря.

Деревня в Иудее: здесь происходят музыкальные представления и драматические постановки.

Гробница в Голгофском саду: модель гробницы, где было первоначально погребено тело Иисуса после казни.

Кафе «Пальмы в оазисе»: кафе, воспроизводящее атмосферу Ближнего Востока.

Храмовая гора: шестиэтажная модель Иерусалимского храма в белом и золотом цветах, у которой находится Храмовая площадь. Здесь ставятся мюзиклы, спектакли, происходят другие события парка.

Тайная вечеря: посетители могут принять участие в последней трапезе Иисуса и апостолов.

Модель Иерусалима в 66 г. н. э.: крупнейшая в мире модель Иерусалима в закрытом помещении. Во время презентаций посетителям показывают основные достопримечательности города, рассказывают о последних днях Иисуса.

Магазин «Шофар»: сувенирная лавка.

Аудитория «Шофар»: театральная сцена.

Скрипторий: презентация истории Библии, включающая аутентичные древние артефакты из многих стран мира.

Молельный сад «Живое слово»: сады для отдыха, размышлений и молитвы.

Хрустальная живая вода: презентация с танцующим фонтаном.

Лодка Иисуса на Галилейском озере: копия лодки, обнаруженной в Галилейском озере и датируемой новозаветными временами.
8. Музей Чистилища в Италии. Рым.
Среди экспонатов музея находятся документальные свидетельства случаев, когда души, находящиеся в чистилище, возвращались на нашу бренную землю, чтобы преследовать живых. В католических религиозных текстах сказано, что если умерший, при жизни не совершал ни каких смертных грехов, а проступки его были незначительными, то до того, как попасть в рай, душа его посылается в чистилище, где при помощи огня, проходит определенную процедуру очищения от всех грехов.
Музей был основан французским священником, который в поисках своих необычных экспонатов, исколесил всю Бельгию и Францию, а также побывал в Германии и Италии. В 1912 году священник сам предстал перед Высшим судом, и с момента его смерти пополнение музея полностью прекратилось. Тем не менее, эту необычную композицию каждый год посещает без малого четыре тысячи человек. Среди экспонатов, выставленных в музее, вы найдете стол с царапинами и отметинами необъяснимого происхождения и постельное белье с одеждой, на которой будто бы огнем выжжены отпечатки пальцев. Так же там хранится книга, на которой четко вырисовывается отпечаток руки неизвестного человека, оставленный на каждой странице.
9. Каунас. Музей дьявола.
Музей, посвящен дьяволу или, как его называют местные – Музей Микалоюса Константинаса Чюрлениса. В отличие от скромного музея в Риме, посвященного душам в чистилище, этот занимает двух этажное здание и насчитывает более двух тысяч экспонатов. Основной идеей его создателей было собрать как можно больше изображений дьявола. Это леденящие душу фигуры, статуи, а также статуэтки разных размеров, цветов и форм. Большая часть экспозиции, расположенной на первом этаже музея, принадлежит частному коллекционеру Антанасу Жмуйдзинавичюсу.

Литовцы, в отличие от всего остального мира не считают дьявола олицетворением зла и негатива. В их религиозных текстах, дьявол описан как фигура ни чем не отличающаяся от людей. Он так же мечтает создать семью, женившись на прекрасной девушке и обзавестись друзьями. В общем и целом – это очаровательная, яркая и умная личность.

Помимо самого большого в мире количества изображений дьявола, в музее хранятся всевозможные причудливые маски, а так же пепельницы, тарелки и трубки, сделанные из дерева, камня и фарфора, на которых в той или иной форме различимы дьявольские черты. Экспонаты, представленные в музее дьявола, были привезены со всего мира, в частности, из России, Польши и Украины.

Тэма 4. Спецыялізаваныя музеі па гісторыі рэлігіі ў Рэспубліцы Беларусь.
План.

1. Гродзенскі дзяржаўны музей гісторыі рэлігіі.

2. Музей гісторыі архітэктуры Сафійскага сабору.
Літаратура

1. Беларускія музеі. Гісторыя. Хроніка. Сучаснасць / уклад. А.М.Калбаска; Бел. ін-т праблем культуры. – Мн.: БелІПК, 1998. – 130 с.

2. Музеі Беларусі / Склад. А.Б. Сташкевіч, В.М. Котава і інш. – Мн.: БелЭн, 2001. – 367 с.

3. Музеі Беларусі: даведачнае выданне / Рэд. С.Ф. Дубянецкі [і інш.]. – Мн.: БелЭн, 2008. – 560 с.




1. Гродзенскі дзяржаўны музей гісторыі рэлігіі - адзіная музейная ўстанова ў Рэспубліцы Беларусь, якая спецыялізуецца на вывучэнні гістарычнага мінулага рэлігій і канфесій.

Заснаваны ў г. Гродна 7 ліпеня 1977 г. як Рэспубліканскі музей атэізму і гісторыі рэлігіі. З 13 веранся 1989 г. - Беларускі дзяржаўны музей гісторыі рэлігіі, з 12 жніўня 2005 г. носіць сучасную назву. Адкрыты для наведвальнікаў 15 студзеня 1985 г. Пры музеі працуюць навуковая бібліятэка (звыш 15 тысяч тамоў), рэстаўрацыйная майстэрня.

Першая экспазіцыя размяшчалася ў архітэктурным ансамблі былога жаночага манастыра Раства Багародзіцы.

У 1992 - 94 г. будынкі, у якіх знаходзіўся музей, былі перададзены адноўленаму манастыру. Музей атрымаў двухпавярховы комплекс былога палаца па вуліцы Замкавай, 16 (помнік архітэктуры класіцызму з элементамі барока сярэдзіны XVIII ст.) у гістарычнай частцы горада. У XVIII - XIX ст. будынак належаў К. Храптовічу, А. Тызенгаўзу, Ф. Мучыньскаму, І. Ляхніцкаму. У 1753 г. будынак быў моцна пашкоджаны падчас пажару. У 1791 г. палац быў адноўлены ў стылі класіцызму. Галоўны фасад, пабудаваны ўздоўж вуліцы і вынесены на яе чырвоную лінію, захаваўся без істотных змен да сённяшняга дня.



У 2009 г. завершаны рамонтна-рэстаўрацыйныя работы ў будынку музея, адкрытыя стацыянарная выстава "Эпоха. Час. Будынак", дзве выставачныя залы (плошчай 83,9 кв. м. і 51,3 кв. м.), канцэртная зала на 90 месцаў. У кастрычніку 2012 г. адчынілі свае дзверы для наведвальнікаў залы экспазіцыі "Рэлігія і культура ў Беларусі".

За перыяд рэстаўрацыі будынка музеем падрыхтаваны шматлікія выставы ў музеях вобласці і рэспублікі. Найбольш адметнымі сталі "Повязь часоў - беларускі ручнік", "Барока ў Беларусі", "Гарадская культура", "Нам засталася спадчына", "Традыцыі продкаў: беларускі народны касцюм", "Біблія - кніга кніг", "Свет сакральнага мастацтва", "Вобраз Маці Божай у іканапісе", "Смерцю смерць перамогшы", "Святыя і падзвіжнікі хрысціянскай царквы", "Паміж небам і зямлёй". У 2010 г. у адноўленых залах музея арганізаваны выставы "Спявай Госпаду, уся зямля" (да фестывалю царкоўных спеваў), "Пасха - святаў свята", на якой была прадстаўлена калекцыя з 259 вялікодных яек заходнееўрапейскай, беларускай і расійскай вытворчасці, "У Гродне іх можна сустрэць найчасцей" (вобраз анёла ў творах гродзенскіх мастакоў), а таксама выстава прысвечанай фестывалю нацыянальных культур. Да Міжнароднага дня музеяў упершыню была падрыхтавана канцэртна-тэатралізаваная праграма "Дзень і ноч у музеі".

Аснову навукова-асветніцкай дзейнасці музея складаюць экскурсіі па экспазіцыях і выставах музея, лекторыі, лекцыі і кансультацыі для выхавацеляў дзіцячых садкоў і настаўнікаў сярэдніх школ, спецыялізаваныя заняткі з рознымі ўзроставымі групамі.

У трынаццаці залах прадстаўлены комплексы прадметаў, якія адлюстроўваюць культуратворчую ролю архаічных вераванняў, хрысціянскіх канфесій, ісламу і іудаізму. Пабудаваная па тэматыка-храналагічным прынцыпе экспазіцыя асвятляе гісторыю культуры і рэлігіі ў Беларусі як грамадскую з'яву і неад'емную частку агульначалавечай культуры. Увазе наведвальнікаў прапануюцца раздзелы "Культура і архаічныя вераванні старажытных насельнікаў беларускіх зямель", "Жыццё і вучэнне Ісуса Хрыста", "Культура і хрысціянства на беларускіх землях у X - ХХІ ст.", "Іслам і татарская культура ў Беларусі", "Іудаізм і яўрэйская культура ў Беларусі".

Сярод экспанатаў багатая калекцыя археалагічных матэрыялаў, дробная пластыка ХІІ - ХХ ст., помнікі дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва ХІІІ - XХ ст., творы выяўленчага мастацтва (абразы, партрэтны жывапіс, гістарычная карціна) XVI - XХ ст., а таксама гравюры, старадрукаваныя кнігі, музычныя інструменты.Укараняюцца новыя формы работы: музейныя заняткі з інтэрактыўным блокам у дзіцячых садках, урокі-экскурсіі, музейныя ўрокі, тэматычны заняткі, тэматычныя экскурсы па горадзе для дзяцей і дарослых. Асаблівым поспехам карыстаюцца праграмы для дашкольнікаў "Падарожжа ў мінулае Белай Русі" і "Апавяданні старога куфра", а таксама цыкл урокаў-экскурсій "Мураваныя харалы Гродна" (помнікі культавай архітэктуры), які стаў лагічным працягам праграмы "Гродназнаўства", і тэматычны экскурс "Музыка, якая застыла ў камені", распрацаваны для атрымання дадатковых паглыбленых ведаў.

Асноўны фонд музея на пачатак 2013 г. налічвае 66 687 адзінак захоўвання, навукова-дапаможны - 18 552 адзінкі, якія разам складаюць 14 калекцый. У музеі захоўваюцца рукапісы, старадрукі, графіка, творы выяўленчага і дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва, меднае ліццё, нумізматычны збор, прадметы археалогіі, этнаграфіі, старыя паштоўкі звідамі гарадоў Беларусі, творы сучаснага беларускага мастацтва.

Сярод экспанатаў рарытэты і унікальныя творы мастацтва: змеевікі (ХІІІ - ХІV ст.), бронзавы акваманіл (вадаліў, пачатак ХІІІ ст., Паўночная Германія), літургічная кніга "Рымскі імшал" (1586 г., Венецыя), надрукаваныя ў Вільні "Евангелле" (1644 г.) і "Літургічная кніга для манашак" (1684 г., выдадзена для кляштара Св. Брыгіты ў Гродне), абраз "Маці Божая Уладзімірская" (XVII ст., Расія), беларускія абразы "Маці Божая Адзігітрыя" (канец XVI - пачатак XVII ст.), "Святая сям'я" (другая палова XVII ст., Гілярый Хаецкі, Гродна), "Святы апостал Матфей" (канец XVII - пачатак XVIII ст.), драўляныя скульптуры анёлаў і святых (XVII - XVIII ст.), арнаты, аздобленыя фрагментамі слуцкіх паясоў.

Значную ўвагу музей надае правядзенню дабрачынных мерапрыемстваў у дамах ветэранаў, дамах-інтэрнатах для інвалідаў і састарэлых, а таксама ў дзіцячых дамах г. Гродна, Гродзенскага і Мастоўскага раёнаў. Да ўдзелу ў мерапрыемствах прыцягваюцца навучэнцы Гродзенскага дзяржаўнага каледжа мастацтваў, Гродзенскага дзяржаўнага музычнага каледжа, артысты Гродзенскай капэлы.



Музей аказвае метадычную дапамогу ў пытаннях гісторыі рэлігіі дзяржаўным і грамадскім музеям Гродзенскай вобласці, студэнтам вышэйшых навучальных устаноў і вучням сярэдніх агульнаадукацыйных школ, прымае на экспертную камісію кнігі і помнікі мастацтва.

2. Музей гісторыі архітэктуры Сафійскага сабору.
Музей мае назву «Музей гісторыі архітэктуры Сафійскага сабора», з’яўляецца філіялам Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея-запаведніка, які падпарадкоўваецца Упраўленню культуры Віцебскага аблвыканкама.

Музей гісторыі архітэктуры Сафійскага сабора быў адчынены ў 1987 г. Работы па стварэнню музея у комплексе з рэстаўрацыяй помніка архітэктуры сяр. XI — сяр. XVIII гг. былі распачаты ў канцы 1960-х гадоў. Значных даследаванняў і рэстаўрацыйных работ да 1969 г. у Сафійскім саборы не праводзілася. З прыняццем шэрагу дакументаў па ахове помнікаў і стварэнню археалагічных запаведнікаў у Беларусі ў 1969 г. пачаліся даследванні і рэстаўрацыя помніка, якая ўвянчалася адкрыццем у Сафійскім саборы ў 1985 г. канцэртнай залы камернай, а ў 1985 г. — арганнай музыкі, а таксама, праз два гады, музея гісторыі архітэктуры сабора. Гэта быў першы сур’езны вопыт музеефікацыі асобна ўзятага помніка ў тым сэнсе, як мы сення разумеем гэты спецыфічны напрамак у музейнай дзейнасці.

Аўтарам праекта рэстаўрацыі стаў вядомы беларускі архітэктар Валерый Рыгоравіч Слюнчанка (1945–1992). У рабоце па вяртанню да жыцця Сафійскага сабора прымалі ўдзел беларускія і літоўскія рэстаўратары, расійскія археолагі (П.А. Рапапорт, Вал.А. Булкін), чэшскія майстры-арганісты).

Пасля няўдалай спробы ў 1970-ыя гг. арганізаваць у саборы рэспубліканскі музей гісторыі, рэлігіі і атэізму ўсе намаганні былі накіраваны на стварэнне музея гісторыі архітэктуры храма. Першыя прапановы па музеефікацыі помнікабылі выказаны В.Р. Слюнчанкам і П.А. Рапапортам. На іх думку, уключэнне архітэктурных фрагментаў XI ст. у музейную экспазіцыю ўяўлялася бясспрэчным па наступных меркаваннях:



Сафійскі сабор належаў да нешматлікай групы пабудоў першай паловы XI ст. (Сафійскія саборы ў Кіеве і Ноўгарадзе, Спаса-Праабражэнскі сабор у Чарнігаве), якія стаялі каля вытокаў айчыннага дойлідства. Пабудаваныя ў перыяд найвышэйшага росквіту Полацкага княства пры Усяславе Брачыславічы, Сафія Полацкая стала самым старажытным каменным будынкам на тэрыторыі сучаснай Беларусі.

Археалагічныя раскопкі, што пачаліся ў 1975 г., дазволілі выявіць у сярэдзіне сабора раней невядомыя часткі старажытнага храма. Уключэнне іх у музейную экспазіцыю таксама ўяўляла бясспрэчную цікавасць.



Уключэнне фрагментаў старажытных сцен, слупоў, падмуркаў у будучую музейную экспазіцыю дыктавалася логікай гісторыка-мастацкага матэрыялу, паказ якога меркаваўся ў музеі, бо рэшткі будынка XI ст. павінны разглядацца як найстаражытнейшы гістарычны элемент.

Пры выбары таго ці іншага фрагмента старажытнага будынка, прызначанага да кансервацыі і музеефікацыі, даследчыкі сабора імкнуліся ўлічваць такія фактары, як захаванасць фрагмента, яго архітэктурная значнасць, размяшчэнне ў музейным інтэр’еры.

Зыходзячы з такіх меркаванняў аўтар праекта рэстаўрацыі і начальнік архітэктурна-археалагічнай экспедыцыі Ленінградскага аддзялення Інстытута археалогіі АН СССР прапанавалі ўключыць у музейную экспазіцыю захаваўшыяся часткі старажытнага будынка.

Музей стаў прымаць наведвальнікаў у 1985 г. Праз два гады была адкрыта экспазіцыя ў ніжняй зале.

Аўтарамі канцэпцыі музея з’яўляюцца Джумантаева Т.А., Арлова Т.А., Канавалаў А.В.

Захавальнікам экспазіцыі музея з’яўляецца вядучы навуковы супрацоўнік аддзела фондаў Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея запаведніка Лугіна Наталля Генадзьеўна.

Колькасць экспанатаў асноўнага фонда налічвае 73 прадметы, фонд навукова-дапаможных матэрыялаў налічвае 13 прадметаў.

Агульная плошча экспазіцыі — 870 кв.м. Экспанаты размешчаны ў двух экспазіцыйных залах.

Музейная экспазіцыя складаецца з двух асноўных раздзелаў:



Архітэктура і мастацкае аздабленне старажытнага храма ў ніжняй зале:

Паўднева-заходні вугал храма. Тут добра захавалася муроўка паўдневай сцяны, на вышыню 3 м захавалася заходняя сцяна. Важнымі дэталямі ў гэтай частцы будынка з’яўляюцца таксама фрагмент старажытнай падлогі і невялікі кавалак тынкоўкі з фрэскавым роспісам.

Стужачны падмурак, фрагменты цагельнай муроўкі і 8-гранны слуп у заходняй частцы цэнтральнага нефа.

Рэшткі ўсходніх падкупальных слупоў, стужачны падмурак паміж імі і яго працяг у паўночным нефе.

Сінтрон (лава для святароў) у цэнтральнай апсідзе.

Частку паўдневай сцяны па абодва бакі адкрытага ў 1975 г. уваходнага праема.



У верхняй зале:

Частку заходняй сцяны, якая захавалася на вышыню да 8 м.

Алтарную частку з фрэскавым роспісам, якая захавалася на вышыню да 12 м.

Архітэктурныя асаблівасці і мастацкае аздабленне Сафійскага сабора 15–18 стст. у верхняй зале:

Захаваўшыяся ваконныя праемы у цэнтральнай апсідзе — байніцы — вынік перабудовы сабора ў храм абарончага тыпу пасля пажару, які здарыўся ў 1447 г.

Аб’емна-прасторавая структура сабора, якая вырашана па тыпу уніяцкай базілікі.

Элементы архітэктурна-мастацкага афармлення інтэр’ера у стылі познебеларускага, або віленскага, барока — калоны, малыя скульптурныя формы і ляпное аздабленне, фігурныя карнізы, барэльефная выява Тройцы Новазапаветнай на скляпенні, тэмперны роспіс на алтарнай перагародцы і паўночнай сцяне.

Найбольш цікавымі экспанатамі музея з’яўляюцца прадметы, знойдзеныя ў час раскопак Верхняга замка, на тэрыторыі якога знаходзіцца Сафійскі сабор. Гэта залатое вітае колца XI ст., прывезенае ў Полацк з вострава Готланд і віслая пячатка кіеўскага князя Усевалада (Андрэя) Яраславіча (1078–1093). У музеі таксама дэманструюцца плінфы XI ст. з насечкамі, літарамі і рознымі знакамі, камень-вапняк з надрапанымі на ім у сярэдзіне XI ст. іменамі: «Давыд, Тума, Микула, Копесь, Петр і Воришко». Гэты помнік пісьменнасці знойдзены ў падмурку паўдневай сцяны Сафійскага сабора. Магчыма, гэта аўтографы ўдзельнікаў ці назіральнікаў за будаўніцтвам храма.

У верхняй экспазіцыйнай зале прадстаўлена выстаўка уніяцкай скульптуры XVIII ст.



Штогод у музеі арганізуецца выстава з матэрыялаў археалагічных раскопак.

Канцэртная зала



Дзякуючы унікальнай акустыцы ў 1983 г. у Сафійскім саборы была адкрыта канцэртная зала камернай музыкі Першай музычнай падзеяй было выкананне ансамблем «Кантабіле» твораў з «Полацкага сшытка» (XVI ст.). У 1985 г. у саборы загучала велічная арганная музыка. Адмыслова для залы Сафійскага сабора ў Полацку старэйшай чэшскай фірмай «Рыгер Клос» быў спраектаваны і ўстаноўлены арган. Кожны год у красавіку у канцэртнай зале Сафійскага сабора праводзяцца міжнародныя фестывалі старадаўняй і сучаснай камернай музыкі, а ў лістападзе — міжнародныя фестывалі арганнай музыкі «Званы Сафіі».

Тема 5. Крупнейшией коллекции по истории религии в музеях Беларуси.
План.

1. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

2. Художественная галерея Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

3. Ветковский музей народного творчества.



Литература

1. Беларускія музеі. Гісторыя. Хроніка. Сучаснасць / уклад. А.М.Калбаска; Бел. ін-т праблем культуры. – Мн.: БелІПК, 1998. – 130 с.

2. Музеі Беларусі / Склад. А.Б. Сташкевіч, В.М. Котава і інш. – Мн.: БелЭн, 2001. – 367 с.

3. Музеі Беларусі: даведачнае выданне / Рэд. С.Ф. Дубянецкі [і інш.]. – Мн.: БелЭн, 2008. – 560 с.


1. Собрание древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь является одним из крупнейших в республике. Оно насчитывает более 1200 произведений XII – начала XIX века. Коллекции, составляющие собрание древнебелорусского искусства, в музее чрезвычайно разнообразные и богатые по содержанию. Они формировались в послевоенное время путем экспедиций, возврата части довоенных фондов музея, поступлений от частных лиц и государственных учреждений.

Коллекция древнебелорусского декоративно-прикладного искусствавключает в себя археологические находки с раскопок древнебелорусских городов X–XVI вв. – бытовые предметы, которые в своем исполнении приобретают характер настоящих произведений средневекового ремесла – шахматные фигурки, бытовая стеклянная посуда, бусы, украшения. Это и великолепные образцы сакрального религиозного искусства – каменные резные нательные иконки, кресты-энколпионы, а также изделия белорусских золотарей – художников-ювелиров XVI–XVIII вв.: литургические келихи, потиры, монстранцы, оклады Евангелий, ризы на иконы, вотивные серебряные пластинки. Коллекция включает также образцы ткачества и вышивки XVII – начала XIX века: церковные и костельные ризы из тканей европейского и местного производства, фрагменты знаменитых слуцких поясов второй половины XVIII – начала XIX в., пояса гродненской мануфактуры.

В XVII в. огромную известность приобрела «белорусская резьба». Белорусские мастера-резчики по дереву и позолотчики создавали замечательные алтари и иконостасы не только на родине, но и в Московском государстве. Музей в своих фондах и экспозиции имеет высокохудожественные образцы таких произведений, как царские врата из иконостасов, резные колонки, барочные картуши, украшенные как рельефной прорезной резьбой, так и изображениями, выполненными в горельефной технике и круглой, объемной скульптуре. В коллекции скульптуры и резьбыдревнебелорусского собрания музея находятся такие шедевры деревянной пластики и скульптуры Беларуси, как царские врата конца XVI в. из д. Ворониловичи, две позднеготические скульптуры архангелов из местечек Шерешево и Ялово, барочные скульптуры из Полоцка и Кобрина.

К наиболее значиным работам, хранящимся в музее, относятся:

Великомученица Параскева Пятница. II-я пол. XVI века. Темпера, доска

Чудо Георгия о змие. 1736 г. Темпера, доска

Успение Пресвятой Богородицы. Мастер из Кричева посл. четв. XVII века. Темпера, доска

Богоматерь Неувядаемый цвет. I-я пол. XVII века. Темпера, доска

Св. Николай. Молодечно 1751 г. Темпера, доска

Апостол Петр. II-я четв. XVIII века. (?Коссово). Темпера, доска

Св. Параскева 16 с.

Св. Ілля 1668 г.



2. Художественная галерея размещается в одном из корпусов бывшего иезуитского коллегиума, памятника архитектуры XVIII века. Общая площадь музея составляет 900 кв.м. В экспозиции галереи представлены коллекции культового прикладного искусства XII - XIX вв., иконописи XVIII - ХХ вв., светской портретной живописи XVIII в., изобразительного искусства Беларуси ХХ в. Художественная галерея имеет две выставочные залы для показа сменных выставок и художественный салон.

Полоцкая городская картинная галерея была открыта 20 февраля 1981 года как филиал Краеведческого музея. В 1985 году она вошла в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. С 1981 по 1991 год Картинная галерея располагалась в здании Богоявленского собора, памятника архитектуры XVIII в., который ранее являлся собором Богоявленского мужского монастыря, основанного в XVI в.

В 1992 году, в связи с передачей здания Богоявленского собора Полоцкой епархии, деятельность Картинной галереи продолжалось в здании Музея белорусского книгопечатания.

С 2002 года Художественная галерея, как филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, располагается в одном из корпусов иезуитского коллегиума, открытого в 1581 году по приказу короля Речи Посполитой Стефана Батория. После 1784 г. строительство новых корпусов коллегиума возглавил Габриэль Грубер известный в Европе архитектор, математик, физик, астроном, теолог. По его проекта в 1788 г. был построен специальный трехэтажный корпус для музея. Среди коллекций исторического и естественнонаучного планов, в этом музее находилась картинная галерея, в собрании которой были произведения Сальватора Розы из Вероны, варшавского художника Шимона Чеховича, работы Игнатия Дороти, Аўгусціна Нядвецкага, Малахоўскага и др., копии с полотен Рафаэля, Тициана, Рубенса. Стены галереи украшали фрески, выполненные самим Г. Груберам. Сейчас в Художественной галерее располагаются: постоянная экспозиция, несколько залов для сменных выставок и художественный салон.


Постоянная экспозиция знакомит с развитием изобразительного искусства Беларуси, начиная с раздела "Сценапіс XII - XIX веков Спасо-Преображенской церкви XII века Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря".

Раздел иконописи XVIII - XIX веков, кроме культовых предметов, что бытовали в то время, включает в себя шесть икон XVIII в. местной школы иконописи с иконостаса Софийского собора, коллекцию культового медного литья XIX в. и предметы археологии XII в.


Раздел "Искусства Беларуси ХХ века" в хронологической последовательности, с 1935 г., прослеживает этапы развития белорусского искусства и знакомит с именами известных художников.
Коллекции постоянно пополняются по мере проведения археологических раскопок в городе, раскрытия стенописи одного из древнейших белорусских храмов Беларуси, Спасо-Преображенской церкви XII в., исследования исторического прошлого Полоччины, приобретения произведений белорусских художников.
3. Ветковский музей народного творчества.

Основан музей 30.11.1978 г. на основании распоряжения № 1711 Гомельского облисполкома. В основе – личная коллекция ветковчанина Фёдора Григорьевича Шклярова (1925 – 1988) - уроженец Ветки, выходец из старообрядческого рода, самодеятельный художник, коллекционер местной старины. Постоянная экспозиция открыта 1 ноября 1987 года в отреставрированном и реконструированном историческом здании – доме купца Грошикова, которое включено в реестр историко-культурных ценностей РБ. Реставрации и обновление экспозиций проводились в 2002-2003 гг., 2005-2006 гг. (частично).

В 1992 году музею передана большая часть здания бывшего райкома партии, где размещены сегодня восемь фондохранилищ коллекций музея. В 2005 году передано ВМНТ здание постройки начала 20 в. (Корпус №3), требующее реконструкции. Площадь экспозиции – 453,5 кв. м (325,9 основной +78,7 филиал). Первый директор – основатель музея Ф. Г. Шкляров, с 1978 по 1988 гг. Директор с 1988 г. – Нечаева Галина Григорьевна. В фондах на 31.12.2008: 10 110 экспонатов ОФ – 5189. НВФ – 4921.

Своеобразие музея определяется тем, что в нём представлена художественная культура и творчество нескольких народных традиций интереснейшего региона на юго-востоке Беларуси (прежде всего, православной белорусской деревни и старообрядческой Ветки – исторического центра посадского раскола к. XVII – XVIII веков).

Ветковский музей в рамках выставочной, просветительской и исследовательской деятельности проводит долгосрочные проекты, направленные на вхождение в глубину понимания традиции по ее отдельным направлениям. Такие выставки не только предлагают готовое концептуальное решение, но в зависимости от места своего расположения, от пополнения материала, добытого сотрудниками музея, от переосмысления тематики, от наших новых открытий и озарений, получают свежее и неординарное выявление, располагающее, как нам всегда хотелось бы, к диалогу и размышлению о сути и сущности ценностных вещей в жизни.

По программе «Выратаванне» утверждены следующие новые направления деятельности:

- археологические изыскания и охранные мероприятия по археологическим памятникам района. Продолжается работа по проекту “Па шляхах старажытных славянскіх родаў”: по “Дазволу” НАН РБ на территории Ветковского р-на проведено археологическое обследование обоих берегов Сожа. Сделаны фотоснимки, составлены описание, культурно-хронологическая атрибуция 80 местных памятников археологии, среди которых несколько впервые выявленых.

- «Спасение древних знаков» - это совместные действия с Отделом культуры Ветковского райисполкома, с сельскими работниками культуры по выявлению, исследованию, приобретению памятников узорного ткачества, организации выставок в деревнях, освещающих творческое наследие предков в локальных традициях.

- «Книжная культура Ветки». Систематизация, изучение книжного наследия и старообрядческой книжной культуры. Публикация результатов исследований.

- совместный с учреждением «Гомельская областная универсальная библиотека им. В. И. Ленина» проект «Гісторыя беларускай книжнасці” - периодические выставки из фондов ВМНТ в «Музее редкой книги» библиотеки.

Экспозиции

Ветковский музей изначально был задуман как музей искусствоведческого профиля. Ведь эти места – «заповедник» старинных икон и прекрасно декорированных рукописей, как древних, так и вышедших из-под рук местных мастеров. Ещё до открытия постоянных экспедиций маленький коллектив проводил сотни экспедиционных поездок. В результате у музея «выросло» второе, «рушниковое» крыло: мы открыли для себя и для посетителей богатейший регион белорусского народного ткачества. А ещё – собрали коллекции костюма, образцов деревянного резного декора домов. Начали записывать технологии древних по происхождению традиционных видов искусства и ремёсел – собрали коллекцию инструментов и станков.

Теперь трудно было представить, как столь разнородные произведения «академически» уместятся рядом на одних и тех же стенах. От этнографического принципа – прямой цитации восстановленных интерьеров быта – также отказались. Стали изучать местные обряды и психологию мастеров, собирать фольклор – и внезапно поняли: каждый предмет, произведение традиционной культуры, или, как теперь принято называть, «артефакт» – не только «факт искусства», но и «текст искусства». Что сама Традиция позволила нам разговаривать с ней!

Культура региона предстала перед нами как реальное и символическое пространство, где сплетались голоса локальных и конфессиональных традиций. Этот диалог хотелось воплотить не только в рассказах, но и в самом «моделирующем пространстве» – экспозиции. Применив семиотический принцип «описания культуры в пространственных терминах» мы оказались перед чудесной возможностью представить свою культуру целостно и не нарушить научного и художественного «базиса». Дело в том, что традиционная культура, несмотря на столь разные проявления, в глубине имеет архетипическое единство пространственного устроения.

На 31.12.2011 г. в фондах 10278 экспонатов.

Экспозиционные площади – 404, 6 кв. м; выставочные – 127, 6 (филиал).

2 киоска – произведения местных мастеров, сувенирная и печатная продукция, в т. ч. собственные издания музея или изданные по его материалам.

Наиболее важные коллекции по истории религии.

Иконы старообрядческого письма

«Иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир…» - повторяем мы снова слова академика Никольского. О мощи ветковской традиции, о духовных и художественных поисках свидетельствует ветковская икона – её полнокровный колорит, насыщенные подробностями иконографии, её интерес к земному проявлению духовного мира. Стремление местной школы иконописи к возрождению древних символических ценностей выразилось, например, во внимании к золотому цвету, характерному для древних образов. Ветка активно возвращает золотой символ – поверхность фона покрывается золотым листовым золотом. На полях икон 18 в. «Покров», «Собор архангела Михаила» из Ветковского Покровского храма видны утраты золота. Судьба иконостаса этого храма трагична – в 1930-м г., в период борьбы с религией иконами топили баню.

Великолепное мастерство было пронесено местными мастерами сквозь века и передавалось в наследственных династиях. В музее есть коллекция служебных рисунков и прорисей (переводов рисунка с древних чтимых образцов), начиная с 17 в. Они принадлежали ветковским художникам. Последняя по времени икона в нашей экспозиции – это работа ветковского иконника Григория Рогаткина «Иоанн Богослов в молчании», 1929 г. Все работы выполнялись по традиционной технологии. Ветковские мастера никогда не писали икон «на поток», это всегда были индивидуальные заказы. Эта система позволила сохранять множество иконографий, не считая создаваемых в самой Ветке. Так, одних икон Богоматери мы насчитали в деревнях около шестидесяти типов.

Иконы, украшенные бисерными, чеканными окладами и киотами

Если воплощением райского сада, окружающего образа святых в Красном углу, для белорусских народных традиций были образы цветения и урожая, вышитые и тканые узоры, то для старообрядцев древняя культура рушника отошла только в семейные обряды. Моленные углы старообрядцев представляли собой также иконы, но окружённые растительным орнаментом шитья и резьбы. «Они промыслами своими и художествами и до сих пор в купечестве беспрепятственно пользуются», - писал ещё в середине 18 в. о ветковских старообрядцах их противник Иоаннов. При изготовлении киотов обычно использовали липу, т.к. она мягкая, и покрывали сусальным золотом. Яблоня и виноград – растения райского сада – стали ведущими образными мотивами для ветковской и вообще старообрядческой резьбы с золочением.

Пышные розы, любимые в народе и в то же время старые христианские сиволы, дополнили это райское цветение. Золотые розы излюбленны и в иных орнаментах Ветковской школы иконописи – в чеканке по левкасу на фонах икон, в орнаменте одежд. Само искусство такой резьбы стало знаменито в Москве 17 в., куда принесли его белорусы («белорусская резь навылётная»). Барочная по образности, пышная резьба вернулась на Ветку вместе с мастерами в конце 17 в. Как и для иконописи, и древних традиций шитья, для золочёной резьбы было два пути развития – в украшении храмового пространства и храмового действа и – в устроении домового, домашнего моления. Старообрядцы устремили своё мастерство по обоим направлениям.

Классический способ украшения икон, происходящий ещё из Византии, попав на Ветку, преобразуется, так как само искусство шитья, «саженья» жемчугом и камнями – продолжает быть не только техникой и воспроизведением древних образцов, но способом образного мышления. Техническая основа – шитьё «в прикреп», когда бусинки, нанизанные на одну нитку, пришиваются к ткани по рисунку с помощью второй иглы. Видно, как развивается образность. Садовые образы, ощущение своей земли как земли обетованной, обострённое чувство «святой» земной красоты – и выразились в ветковском многоцветном шитье – и в самом мотиве цветущей ветки, в чём, возможно, был конкретный символизм, как и в названии «Ветка».

Книги старопечатные и рукописные

Сегодня «ветковские» собрания книг хранятся в петербургском Пушкинском Доме, в библиотеке древних книг Московского Университета, в Национальной библиотеке Беларуси. Один из первых русских археографов – знаменитый граф Николай Петрович Румянцев, владелец Гомельского имения и многих старообрядческих слобод на Стародубщине (территория запада Брянской обл., куда был перенесен Ветковский Покровский монастырь в 18 в.) собрал знаменитый Румянцевский музей, ставший основанием для крупнейшей в России Московской библиотеки. Документально известно, что в благодарность за покровительство многие древние книги для графского собрания доставляли Румянцеву именно старообрядцы нашего региона.

На Ветке при монастырях были устроены крупнейшие библиотеки и мастерские по изготовлению книг. Известно также, что были на Ветке и свои писатели, и философы, «однако творения их изгибоша, понеже Ветка двукратное разорение претерпела…». Книги на пергамене, по словам стариков, были известны и в 20 в., когда их, отбирая у старообрядцев, везли на переработку на Добрушскую бумажную фабрику (кстати, именно на бумаге этой фабрики, принадлежавшей князю Паскевичу, и написано в 1918 г. то Евангелие с послесловием). Выражение «красная строка» пришло к нам с древности, первая буква –инициал, «буквица» в главе раньше писалась большой и красного цвета. Этот сложный орнамент древнерусское христианство заимствовало у Византии, Византия у Рима, а Рим у кельтов. В средние века такой орнамент назывался «плетёнка». Образ книги – райского сада – был созвучен развитию ветковской культуры вообще. Растительные орнаменты наполняют икону, шитые и чеканные оклады, резной золочёный киот… резьбу дома, окружённого садом.



Буквица воплощает образ того первого райского древа, откуда падают на белое поле чёрные семена букв. Ветковский стиль рождается не как послушное и виртуозное исполнение выработанных заранее образцов. Поиски, соединения элементов разных эпох, фантастика и натурализм, живописность колорита и народная фантазия делают каждую книгу неповторимой. Не только манускрипты, но и раритеты старопечатной книги собирались на Ветке. В собрании музея – сокровища печатного дела - издания 16-18 веков. Среди них – издания первопечатника Ивана Фёдорова ( львовский «Апостол» 1574 г.), «Учительное Евангелие из Заблудова 1569 г., издания крупнейших типографий Москвы, Вильно, произведения белорусских типографий 18 в., зачатую работавших по заказам старообрядцев, издания собственных старообрядческих типографий (прежде всего, местной типографии в Клинцах (сегодня – Брянская обл.).
Каталог: DocLib5 -> %D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E)
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> Лекция II. Иран в XVI – первой половине XIX в
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> Учебная программа дисциплины специализации для специальности 1-21 80 15 «Всеобщая история»
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> Учебная программа для специальности 1-21 03 01-01 История
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> Учебная программа дисциплины обязательного компонента для специальности 1- 02 01 02 04 «История. Английский язык» (код специальности)
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> Тесты по истории древних цивилизаций
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> М. М. Мязга Разгледжана і зацверджана на 27 красавіка 2015 г
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> -
%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20(!%20%D0%BA%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) -> Лекция III. Индия в XVI – первой половине XIX в


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет