Тема любви в творчестве аи куприна



жүктеу 29.39 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі29.39 Kb.
:
Тема любви в творчестве АИ Куприна.

АИ Куприна, великого мастера худ.слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвыш.любви, подарившим чит-лю 3 пр-я: «Гранат.браслет», «Олеся» и «Суламифь», объединенных этой прекрасной темой. Протестуя против пошлости и цинизма вступающего в силу буржуазного об-ва, продажности чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, пис-ль создает удив. по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков, забираясь в лесную глушь Волынской губернии, заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире. Рас-з «Гранат.браслет»(1911) Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, но благородный и имеющий чувство собственного достоинства, влюбляется в молодую светскую даму. 8 лет продолж-ся безотв. и безнадежн. любовь. Письма влюбл-го служат предметом насмешек и издев-в членов сем.клана князей Шеиных. Не воспринимает их серьезно и княг. Вера Ник-на. Присланный подарок - гр.бр. – вызывает бурю негодования брата княгини. Он «готов растоптать», уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания аристократке. Близкие кн-не люди счит. бедного телеграфиста Желткова ненормальным, «маньяком». Только стар. ген-л Аносов догадывается об истинных мотивах рискованных поступков неизв. влюб-го: «А почем знать? может, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь. о которой грезят женщины?»

Любовь «маленького» человека оканчивается трагич-ки: не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, герой погибает. Свою любовь он уносит с собой в мир иной, но он благодарен той, что вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над огромным суетным миром. именно поэтому он благословляет возл-ю: «Да святится имя твое…» Символом его чувства стала для В.Н. музыка – соната Бетховена , которая помогла ей понять его душу и ощутить изменение своей собственной.

Взгляд Куприна на любовь выражен в словах ген-л Аносова: «Любовь д.б. трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизн-е удобства, расчеты не должны ее касаться». Вывод: р-з «Гр.бр» - подтверждение того, как К-н ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Пис-ль воспев. возвыш. любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, равнодушию.



Пов. «Олеся» (1898) Соб-я происходят в Волынск. губ-и, на окраине Полесья , куда, казалось бы, не должны проникнуть людские злоба и обман , от которого бежит герой пов. Иван Тимофеевич – русский дворянин и интеллигент, городской человек, уставший от цивилизации. Здесь, в лесной глуши, происх. его знак-во с «дочерью природы» - дерев. девушкой Олесей, красота «больших, блестящих темных глаз» которой пленила его.

Но не так все безоблачно и в удаленном от цивилизации мире. Невежество, стяжательство, ложь свили гнездо и здесь. Своб, смелая О. не по нраву суеверным поселянам, они счит. ее колдуньей, ненавидят и преследуют.

Героя К-н характеризует словами Олеси: «Чел-к вы хотя и добрый, но только слабый… доброта ваша не хорошая, не сердечная. слову своему вы не господин…» Выросший в мире зла, несомого цив-ей, И.Т. отравлен его порочным дыханием. Он не в состоянии разрушить стену, разделяющую дух. мир «дочери природы» и его собств-ый . Он понимает невозможность совместного счастья, и виной тому не только невежество поселян, но и его духовная глухота (то, что он разрешил Олесе пойти в церковь).

Осн. мысль пов. : только вдали от цивилизации можно найти чел-ка, способного любить бескорыстно, преданно. только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Пов. заканчив-ся яркой предметной деталью (красные коралл. бусы, оставленные Олесей), которая симв. ее чистое чувство негаснущей любви.



Естественное чувство любви воспето и в пов. «Суламифь»(1908), созданной по мотивам библейской книги «Песнь песней», повеств. о взаимной любви простой девушки с виноградника Сул-фи и могущественного и мудрого царя Соломона. Прекр. С-фь – воплощение чистой и жертвенной любви – противостоит коварной, завистливой царице Астис, отвергнутой Соломоном. Царь-мудрец покорен чистотой любви безродной девушки. Горячие, нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: меч Элиава – убийцы, подосланного Астис к Соломону,- вонзился в грудь С-фи, бросившейся на защиту любимого. Перед смертью она говорит: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, мудрость…»

Вывод: связь между произ-ми очевидна. Все вместе они – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет