Тема урока. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства



Дата30.04.2016
өлшемі84.11 Kb.
түріУрок
Казанцева И.А. Учитель химии,

биологии МАОУ «Малиновская ООШ»

Аромашевский район

Тема урока.

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.



Цели урока:

Развивающие: развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; развитие познавательных умений - слушать, выделять главное, делать опыты, наблюдать, ставить проблемы и решать их, выдвигать гипотезы.

Обучающие: обеспечить усвоение учащимися понятий, фактов, признаков, особенностей; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.

Воспитательные: формирование у учащихся таких черт характера, как трудолюбие, гуманность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, положительное отношение к учёбе.

Задачи:

  • конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и его свойствах на примере кислорода;

  • знакомство с историей открытия простого вещества — кислород и способы его лабораторного получения и собирания; формирование представлений о катализаторах;

  • развить умения характеризовать элемент по таблице Д. И. Менделеева;

  • продолжить формирование представления о значении кислорода как химического элемента и вещества; развивать мыслительную активность учащихся, их речь, коммуникативные способности.

Основные вопросы.

  1. Характеристика элемента кислорода.

  2. Кислород - простое вещество.

  3. История открытия кислорода.

  4. Способы получения и собирания кислорода. Понятие о катализаторах.

Основные понятия:

химический элемент кислород, простые вещества — кислород и озон; катализаторы.



Планируемые результаты.

  1. Формирование системы знаний о химическом элементе кислороде, его распространенности и роли в природе.

  2. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений находить причинно-следственные связи, сравнивать химические объекты и давать им сравнительную характеристику.

  3. Развитие научного мировоззрения учащихся при усвоении основных идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы; зависимость свойств вещества от особенностей их состава и строения; зависимость способов получения вещества от его свойств.

  4. Развитие у учеников интереса к изучению химии путем расширения и систематизации их знаний о кислороде и озоне.

  5. Развитие у учеников интереса к изучению химии через лабораторный эксперимент.

Приемы обучения:

постановка межпредметных вопросов; обращение к историческому материалу; ххимический эксперимент,



Средства обучения:

Мультимедиапроектор, учебник, лабораторное оборудование.



Оборудование и реактивы:

компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, видео фрагменты из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, пробирки, штатив, лучинки, колбы, Н2О2 — пероксид водорода, MnO2 — оксид марганца (IV).



Х о д у р о к а.


  1. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок-

Начинается урок.

Входим дружно все мы в класс:

Урок химии у нас.

Гости на уроке нашем,

Знания мы им покажем.

Всех приветствую, друзья,

На уроке этом я!

(Приветствие учащихся, проверка первичной готовности к уроку, отметка отсутствующих.)



  1. Закрепление знаний по теме: «Первоначальные химические понятия». Выполнение учащимися дифференцированного теста:

Цель:
-проверить умение учащихся определять валентность химических элементов, составлять формулы по валентности элементов

Слайд 1

Часть А.

Выберите правильные утверждения:



  1. То, из чего состоят тела, называется веществом.

  2. Атомы - мельчайшие частицы веществ.

  3. Валентность водорода равна двум.

  4. Молекулы сложных веществ состоят из одинаковых атомов.

  5. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.

Часть В.

Определите валентность химических элементов по формулам их соединений: SO3 , CH4



Часть С

Напишите формулы соединений, используя таблицу Д. И. Менделеева для определения валентности элементов: а) калия с серой; б) фосфора (V) с кислородом.


Слайд 2

Взаимопроверка. Оценки
Актуализация знаний

Учитель: Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни человека и всего живого.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно без …


Ученики: Без кислорода.

Слайд 3
Тема урока: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.



Учитель: На уроке вы больше узнаете о химическом элементе — кислороде, а также узнаете, как и кем был открыт кислород. Попытаемся получить его в лаборатории, собрать и доказать его наличие в сосуде.

Изучение нового материала

1. Беседа

  • Из атомов какого элемента состоит молекула кислорода?

  • Что вы можете сказать об элементе кислороде с учетом его положения в периодической сис­теме?

Слайд 4

Нахождение кислорода в природе.

Задача: учащиеся будут иметь представление о нахождении кислорода в природе и в живых организмах.

учащиеся работают по вариантам:

1 - читают инструктивную карту «О кислороде» и составляют схему «кислород в природе» в тетрадях;

2 – читают инструктивную карту «Кислород в клетках живых организмов» и составляют в тетрадях диаграмму

О кислороде

Кислород может находиться в атмосфере (21% по объему), в земной коре (47% по массе), в живых организмах (65% по массе), в гидросфере (89% по массе). В целом 99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% - свободное простое вещество-газ кислород. Кажется, это очень небольшое количество, но на самом деле на 0.01% приходится 1,5*1015

тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. «Связывание» кислорода происходит в результате дыхания (живая природа) и горения (неживая природа).

Схема « Кислород в природе

в атмосфере в земной коре в живых организмах в воде

(21% по V) (47% по m) (65% по m) (89% по m)

«Кислород в клетках живых организмов»

В клетках обнаружено около 60 элементов периодической системы Менделеева, встречающихся и в неживой природе. Это одно из доказательств общности живой и неживой природы. В живых организмах наиболее распространены водород, кислород, углерод и азот, которые составляют около 98% массы клеток. Такое обусловлено особенностями химических свойств водорода-10%, кислорода-62%, углерода- 20% и азота-3%, кальция -2,5%, фосфора-1% .Все остальные элементы (цинк, медь, йод, фтор, кобальт, марганец и др.) находятся в клетке в очень малых количествах и поэтому называются микроэлементами.

Слайд 5

История открытия кислорода.
Задача: учащиеся будут иметь представление об истории открытия кислорода
Сообщение 1ученика

Познакомившись с дополнительным материалом по истории открытия кислорода, я узнала, что открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории, и связано с именами таких учёных, как Д. Пристли, К .Шееле и А. Лавуазье.


Я зачитаю как об этом писал сам Джозеф Пристли: “1 августа 1774 г. Я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению”.
Но одновременно с Пристли кислород открыл и шведский ученый Карл Шееле. Шееле даже получил его раньше, чем Пристли, но сообщение об этом было опубликовано позже, чем открытие Пристли. И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода - не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ - и только. Собственно открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье. В 1775 году он исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, которая пришла на смену теории флогистона (теория огненной материи). За два века, прошедшие со времени открытия, теория Лавуазье не только не была опровергнута, но еще более укрепилась. Лавуазье дал название кислороду oxygenium - рождающий кислоту

Сообщение 2ученика
Я узнал, что впервые кислород выделили не химики. Это сделал изобретатель подводной лодки Корнелиус Дреббель в начале XVII в. Этот газ он использовал для дыхания в лодке, при погружении в воду. Но работы изобретателя были засекречены. Поэтому работы К. Дреббеля не сыграли большой работы для развития химии.   Первое письменное упоминание о лодке Дреббеля относится к 1625 г. Оно принадлежит немецкому ученому Иоганну Фаберу, записавшему со слов зятя Дреббеля, Абрахама Кюффлера, следующее:
  «Люди, которые плавали под водой на этом судне, изобретенном замечательным нидерландским гением Корнелисом Дреббелем торжественно клялись мне, что в то время, как на поверхности реки бушевал шторм, они, находившиеся глубоко под водой, не испытывали никаких затруднений. На судне могли находиться 24 человека, восемь из которых гребли, а остальные оставались в своих маленьких каютах; отсутствие воздуха на протяжении 24 часов не доставляло им страданий, и они довольствовались тем воздухом, что был заключен в малом сосуде; по истечении этого срока они поднимались на поверхность, сняв верхнюю крышку судна и оставив его открытым на некоторое время, запасались свежим воздухом, после чего, закрыв судно крышкой, могли погрузиться в воду столь глубоко, сколь этого желал капитан - даже на глубину 50 морских саженей [около 91 м]. Но вот что удивит вас еще в большей степени: они вели судно по компасу и знали, где находятся, а судно с большой легкостью перемещали посредством весел. Совершенно невероятным кажется следующее обстоятельство: та часть судна, где сидели гребцы, не имела дна, так что они все время видели воду; и, тем не менее, это не приводило их в ужас, поскольку, находясь на своих местах чуть повыше воды, они никогда не касались ее ногами

Ф И З П А У З А

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ


  1. Сильно закрыли глаза (1.2), открыли глаза и посмотрели вниз.

  2. Посмотрите не переносицу и задержите взор, посмотрите вдаль.

  3. Переведите взор вверх, прямо, вниз при неподвижной голове.

  4. Встали – сели.


Получение кислорода

Цель: учащиеся смогут получить кислород путем разложения перманганата калия ; написать уравнения химических реакций получения кислорода;


Внимание на экран.

Включается видео.
Видео « Получение кислорода из перманганата калия
Обратите внимание

1.Каким способом собирают кислород?

2. Как обнаружить собранный кислород?
Записываю уравнение разложения перманганата на доске.

2 KMnO4→K2MnO4 + O2↑ + MnO2

А теперь, попробуем сами получить кислород.

Лабораторный опыт

«Получение кислорода из пероксида водорода.»


В пробирку с пероксидом водорода добавляют оксид марганца.

Задание учащимся.

- Используя текст &19 учебника, составьте уравнение реакции разложения пероксида водорода; определите роль оксида марганца в реакции.
Сделайте вывод о получении кислорода в лаборатории.

Слайд 6

Бесцветен я, без запаха и вкуса,

Чуть тяжелее воздуха и малорастворим.

Лучинка, тлеющая с нежностью мне скажет:

«Давай-ка, синим пламенем сгорим!»

Родитель мой, великий химик Пристли

Открыл меня без всяких этих истин

С тех пор прошло два века

Я в химсоединения вхожу

любых животных, листьев, человека.

Я в жидком виде голубого цвета,

Напоминаю Волгу – русскую реку.

Одна лишь разница при этом:

Я во все стороны теку!

И без меня прожить нельзя,

Как берегам без вод.

И пусть все знают, уважают:

Ведь господин – я, кислород!



Обобщение и систематизация знаний

Слайд 7
Цель: Самооценка своей деятельности учащимися

1. Игра «Да — нет»

  1. Молекулярная формула кислорода — 02.

  2. Относительная молекулярная масса кислоро­да — 16.

  3. При обычных условиях кислород находится в жидком состоянии.

  4. Кислород — наиболее распространенный эле­мент на Земле.

  5. Кислород составляет почти 90% массы гидро­сферы.

  6. Жидкий кислород имеет синюю окраску.

  7. Перманганат калия разлагается с выделением кислорода.

  8. Катализаторы — вещества, ускоряющие хими­ческие реакции.

  9. Кислород поддерживает дыхание и горение.


2. Самостоятельная работа
Вычислить массовую долю кислорода в перманганате калия.
Слайд 8
Подведение итога урока.

Рефлексия



  1. Что мы узнали сегодня нового?

  2. Где пригодятся нам эти знания?

  3. Какие практические умения и навыки мы сегодня применяли?

  4. Какие из знаний - теоретические или экспериментальные привлекли вас больше всего?

  5. Какие были затруднения?


Слайд 9

Задание на дом

Фиксирует домашнее задание и предлагает выполнить творческое задание

Д/З: По выбору:

1. параграфы 18,19, 20 до стр. 55, в. 2-3 стр. 59

2. Найти материал - заметки по материалам периодической печати о защите или загрязнении воздуха.

3. Подготовить презентацию «Применение кислорода»




Оценки за урок. Спасибо за сотрудничество.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Жылдарга “Кургак учук-iv” программасы
2013 -> Қорытынды Пайдаланылған әдебиеттер
2013 -> Создание информационной системы движения ценных бумаг на примере атф банка
2013 -> 1 Геологическая часть
2013 -> Оригинал: Политическая деятельность Урус-хана и его место в истории казахской государственности // Отан тарихы (Отечественная история). 2006, №1, стр. 89-95
2013 -> «Жануарға ветеринариялық паспорт беру» мемлекеттік қызмет стандарты
2013 -> I тарау. Қазақ әдебиеттану ғылымындағы абайтану мәселелері
2013 -> Жалпы білім деңгейіне мемлекеттік талап оқушылардың оқу кезеңін бітіру кезіндегі алатын білімі мен біліктіліктерінің қажетті минимум деңгейін анықтайды
2013 -> Мазмұны кіріспе
2013 -> АҚПараттық хат құрметті әріптестер!


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет