Тема урока: Макроэволюция, её доказательства Биология, 11 класс Мельниково, 2013 Тема урока: Макроэволюция, её доказательства Группа обучающихся: 11 класс; Длительность урока: 45 минут



жүктеу 85.6 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі85.6 Kb.
түріУрок
МБОУ «Шегарская СОШ №1»

Тема урока: Макроэволюция, её доказательства



Биология, 11 класс

Мельниково, 2013

Тема урока: Макроэволюция, её доказательства

Группа обучающихся:11 класс;

Длительность урока: 45 минут;

Целевые установки урока:

Предметные (образовательные): развитие учебно – познавательных компетенций через изучение сущности макроэволюции как надвидовой эволюции, сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции (палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии). Обучающиеся через самостоятельное изучение доказательств убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле

Метапредметные: формирование информационных компетенций: умение находить информацию, обрабатывать её, находить главное и доказательные примеры законов природы; развивать умение отстаивать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, создавать сопроводительные компьютерные презентации для выступлений.

Личностные: формирование компетенций личностного самосовершенствования -повышение мотивации к углубленному изучению научного материала. Развитие личных качеств: культуры мышления, оформления изученного материала. Через использование групповой формы продолжить развитие коммуникативных компетенций: навыки работать в группе, ответственно относится к порученному общему делу и выполнить ролевую задачу в группе.

Форма работы: групповая (три группы: «Палеонтологи», «Анатомы», «Эмбриологи»);

Технологии: Проектная деятельность, ролевая игра, ИКТ;

Цель проекта: издание научного сборника по итогам научного симпозиума

Средства обучения: Компьютер, телевизор, компьютерные презентации, видеоплейер; коллекции «Гомологичные органы», «Рудиментарные органы», таблица «Строение клеток организмов», микроскопы, препараты.

Ход урока


  1. Изучение нового материала

  1. Введение в тему (3 мин)

Начинает урок ведущий научного симпозиума (ученик). Объявляет тему симпозиума «Макроэволюция, её доказательства». Поясняет понятие макроэволюции, отличия от микроэволюции. Представляет группы «учёных», задачей которых является доказательство эволюционного процесса в природе. Напоминает, что статьи выступлений будут внесены в научный сборник, который поможет в дальнейшем другим обучающимся школы в изучении вопросов об эволюции.

Для лучшего понимания выступлений раздаются индивидуальные карты с заданиями.



  1. Выступление группы палеонтологов (15 мин)

  1. 1 выступающий знакомит с понятиями «палеонтология». Говорит о наличии в земных пластах разных геологических эпох различных остатках растений и животных, окаменелостях, демонстрирует слайды.

  2. 2 выступающий демонстрирует фрагмент видеофильма «Мезозойская эра. Время динозавров». Дискуссия о причине вымирания динозавров.

  3. 3 выступающий говорит об отпечатках и приводит в пример отпечаток археоптерикса. Демонстрируя слайд обращает внимание на сходства с Пресмыкающимися и Млекопитающими. Обучающиеся заполняют таблицу в Информационном листе, делают вывод о том, что Археоптерикс является вымершей переходной формой между Пресмыкающимися и млекопитающими.

  4. 4 выступающий демонстрирует слайды с изображением ихтиостега, зверозубого ящера, определяет их место в эволюционном процессе.

  5. 5 выступающий рассказывает о филогенетических рядах (с использованием слайдов)

В Информационном листе выполняется задание, требующее перечислить все палеонтологические доказательства эволюции, затем озвучивается вслух по просьбе палеонтологов.

Группа палеонтологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника




  1. Выступление эмбриологов (10мин)

  1. 1 выступающий поясняет понятие «эмбриология», демонстрирует слайд с изображением зародышей разных классов, указывает на их сходства, делает вывод о единстве происхождения и родстве организмов

  2. 2 выступающий демонстрирует слайд о развитии лягушки через стадию головастика, указывает черты сходства головастика с мальками рыб, просит сделать вывод. О чём говорят эти сходства? (о происхождении Земноводных от Рыб). Напоминает о том, что доказательства происхождения Земноводных от Рыб называли и палеонтологи в своём выступлении, когда говорили об ископаемых ихтиостегах!

  3. 3 выступающий демонстрирует слайд кольчатого червя и личинки, например, майского жука. Выявляются сходства и различия, делается вывод о происхождении насекомых от Кольчатых червей

  4. 4 выступающий поясняет понятия «онтогенез», «филогенез», с записью в задания на карте. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

Группа эмбриологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника



Физкультминутка


  1. Выступление анатомов (10 мин)

  1. 1 выступающий поясняет, что изучает анатомия и сравнительная анатомия. Единый план строения позвоночных животных.

  2. Живые переходные формы. Понятие. Демонстрирует на примерах: Эвглена зелёная; утконос и ехидна.

  3. 2 выступающий, используя коллекции и слайды, раскрывает понятие «Гомологичные органы», «аналогичные органы». Задаёт вопрос: «Какие органы являются доказательством родства между организмами? (Гомологичные органы) Выполняется упражнение в тетради

  4. 3 выступающий раскрывает понятие «рудиментарные органы», используя коллекцию и слайды презентации.

Группа эмбриологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника
5. Другие доказательства эволюции. Ведущий симпозиума проводит беседу Задаёт вопросы: Какое сходство в строении имеют все организмы, начиная с бактерий? О чём это может говорить? (Клеточное строение. Какая наука изучает строение клетки?). В чём сущность свойства универсальности генетического кода? (Единый генетический код). Все клетки имеют единый механизм деления и биосинтеза белка. Таким образом, доказательства эволюции основываются на множествах наук.

Собирает статьи для оформления сборника.



  1. Рефлексия (6 мин)

Найди соответствие (задание на слайде). Выполняются упражнения в Индивидуальной карте

№1


Признаки

Группы доказательств

  1. Гомологичные органы

  2. Сходство зародышей

  3. Ископаемые переходные формы

  4. Филогенетические ряды

  5. Рудименты

  6. Живые переходные формы

А – палеонтологические

Б – эмбриологические

В – сравнительно - анатомические





1

2

3

4

5

6


















№2

Какие из этих органов относятся к аналогичным, а какие к гомологичным? Объясни (задание на слайде)



3 Какие выводы можете сделать по изученному материалу?

Ведущий симпозиума делает вывод о едином плане строения и общности происхождения, о расхождении единого ствола эволюции на множество ветвей. Вывод записывается в индивидуальную рабочую карту


  1. Домашнее задание (1 мин)

§61 Сообщение «История открытия кистепёрых рыб»

Индивидуальная карта заданий по теме

«Макроэволюция, её доказательства»


  1. Закончи предложение:

  1. Наука об ископаемых организмах называется …..

  2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся ископаемые остатки организмов, ……………………………., отпечатки организмов на породах, ископаемые ………………… формы, ………………………….. ряды

  3. Археоптерикс – ископаемая переходная форма между…………………………… и ………………………………………….

Заполни таблицу

Сходство археоптерикса с Пресмыкающимися

Сходство археоптерикса с Птицами




























  1. Вымершей переходной формой между древними кистепёрыми рыбами и Земноводными является………………….

  2. На рисунке изображён…………………………., который является ископаемой переходной формой между………………………..и…………………………………………..

  3. На рисунке изображён ……………..... ряд…………………….., изученный палеонтологом………………………………….


Эмбриологические доказательства эволюции

1) Эмбриология – наука о…………………………

2) Индивидуальное развитие организмов - ………………………….

3) Биогенетический закон Мюллера и Геккеля: Каждая особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития вида. Или: Онтогенез – есть краткое повторение………………………………………..






Сравнительно – анатомические доказательства эволюции:

  1. Единый план строения позвоночных организмов

  2. Живые…………………………………………………. формы

А) …………………………….- это живая переходная форма между……………………….и …………………………….

Б) Утконос и ехидна – это живые переходные формы между……………………………..и ……………………….


  1. Дайте понятия терминам:

А) Гомологичные органы – это…………………………………..

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………Б) Аналогичные органы – это……………………………………….

…………………………………………………………………………

В) Рудименты – это…………………………………………………..


  1. Найди соответствие (задание на слайде). Выполняются упражнения в Индивидуальной карте

№1

Признаки

Группы доказательств

  1. Гомологичные органы

  2. Сходство зародышей

  3. Ископаемые переходные формы

  4. Филогенетические ряды

  5. Рудименты

  6. Живые переходные формы

А – палеонтологические

Б – эмбриологические

В – сравнительно - анатомические





1

2

3

4

5

6


















№2

Какие из этих органов относятся к аналогичным, а какие к гомологичным?



№3

На основании данных палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, биохимии сделайте вывод о свойствах живой природы
: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> С. Ж. Асфендияров атындағЫ
2015 -> Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі
2015 -> Конференция жұмысының бағыттары: Абайтанудың заманауи бағыттары
2015 -> Vіі международная научно-методическая конференция 1 2 октября 2015 г
2015 -> Реферат kz Қазақша рефераттар сайты Ахмет Жұбанов
2015 -> Келісілді бекітемін
2015 -> Реферат kz Қазақша рефераттар сайты КӨне түркі поэзиясындағы дәСТҮр жалғастығЫ
2015 -> Көрсетілетін қызметті берушінің және оның филиалдарының мекенжайлары




©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет