Тест апперцепции символов



жүктеу 88.82 Kb.
Дата30.04.2016
өлшемі88.82 Kb.
: education -> files
education -> Жылы ауданның білім саласы бойынша атқарылған жұмыстар туралы Абай ауданының білім бөлімі ҚР-ның «Білім туралы»
education -> Жылы ауданның білім саласы бойынша атқарылған жұмыстар туралы анықтама
education -> Ұлттық бірыңғай тест тапсырудың қорытындысы туралы ақпарат ҚР «Білім туралы»
education -> Г в Сша введен федеральный налог на табак. 1 сентября 1916 г в Сша подписан закон
education -> Ориентировочный план лекций «Краткий курс геологии России» (2007 г.)
education -> Рабочая программа дисциплины вторая Мировая война: основные события и результаты. Направление подготовки
education -> Методические указания к лабораторной работе по курсу «Общая химия» для студентов 1-го курса всех технических направлений очной формы обучения
files -> Калужский филиал
Методика “Тест апперцепции символов” (Нагибина, Афанасьева, 2002) направлена на диагностику познавательной и ценностно-мотивационной, а также личностных комплексов.

Стимульный материал методики "ТАС" в виде карточек-символов является адекватным и оперативным средством диагностики, позволяющим актуализировать ценностно-смысловую сферу личности. Он определяет направленность методики в целом, формирует содержательно-диагностический и поведенческий блок, учитывает возраст и индивидуальные особенности человека. Кроме того, стимульный материал обладает композиционной целостностью и эмоционально-чувственной формой, обеспечивает свободное реагирование, вызывает множество ассоциаций и определяет поисковую направленность личности. Методика "ТАС" предполагает комфортность условий проведения тестирования. В ней присутствует игровой элемент, проведение тестирования не регламентировано, процедура не задана жестко, что позволяет испытуемому максимально раскрываться. Методика предполагает два этапа.

Первый этап. Испытуемому предлагается набор карточек из 24 символов и дается следующая инструкция: "Вам даны карточки - символы. Это символы из сказок и мифов. Попытайтесь их классифицировать, выбрав удобное для Вас основание”. После классификации карточек, экспериментатор дает еще одну инструкцию: “Предположите, что у вас есть еще одна пустая карточка. Нарисуйте мысленно на ней недостающий, по Вашему мнению, символ и положите в какую-либо из групп". Затем, испытуемый рассказывает экспериментатору принцип выкладывания, название групп и трактовку символа.

На втором этапе испытуемый работает с этими же карточками, но с другой инструкцией: "Попробуйте разложить эти же карточки на четыре группы: "Любовь", "Игра", "Власть”, “Познание”.



Условия проведения

Тестирование проводится индивидуально, текст беседы фиксируется дословно.




Особенности обработки и интерпретации протокола ТАС

Как всякая проективная техника, методика ТАС требует высокой квалификации психолога и опыта в обработке и интерпретации полученных данных.

Основные блоки в интерпретации ТАС:


  • Особенности когнитивного стиля

  • Особенности ценностно-мотивационной сферы

  • Особенности личностных комплексов




  1. Прежде всего надо обратить внимание на количество групп.

Если три и меньше, то человек слишком однолинеен в данный конкретный момент. Чаще всего – это свидетельство концентрации на какой-то проблемной области. Количество групп 12 и больше – свидетельство распыленности, расконцентрированности, неумение за мелочами видеть главное.

  1. Названия групп дают представление об основных ценностях тестируемого, ведь каждый видит символы «в меру своей испорченности».

  2. Странные и редкие названия чаще всего указывают на проблемные зоны.

  3. Количество карточек в группе часто свидетельствует о ее значимости.

  4. Карточки, которые не вошли ни в одну из групп указывают на проблемы в соответствии с общесимволическим смыслом.

  5. Карточки, которые имеют перцептивные искажения в трактовке (например, вместо зеркала человек видит сковородку или теннисную ракетку, вместо короны – торт или гроб) свидетельствуют о проблемах. Важно, в какую группу они входят, какую имеют трактовку и какими карточками окружены.

  6. Очень важны символы, связанные с эротической сферой (меч – фаллический символ, пещера и колодец – символы влагалища, яблоко – символ половой любви, роза – символ эмоций в любви). Важно, в какие группы они попадают и как трактуются.

  7. Очень важна пустая карточка. Тестируемый в ней сам бессознательно подсказывает главную проблему и ее решение. Важно, в какую группу попадает эта карточка.

  8. Группы, с явно негативными названиями «горе», «черное», «злое», «острое» говорят о проблемах в эмоционально-личностном плане.

Пример протокола ТАС и его полной интерпретации представлен ниже.


H-тип


М. А., 17 лет, ученица 11 класса.
Первая раскладка.

Четыре группы. Самая большая группа: Сказочные образы. Яблоко, лира, пещера, зеркало, снадобья, замок, сундук, павлин и роза. Это общность. Во всех сказках и мифах есть яблоко. Это некий универсальный символ, означающий и доброе и злое. Доброе, как правило с яблоком почему-то всегда связано предвидение. Злое – «яблоко раздора», райское яблоко. Пещера, в которой сидит мудрец – отшельник, созерцает. К нему все приходят за мудрым советом. В пещере еще богатства могут лежать (у Али-Бабы, например). С богатством связан сундук. Ну, еще можно запереть головы отрубленные. Лира. Очень часть встречается в мифах. Фивы были построены под звуки лиры. Камни сами ложились в стены, семь ворот по числу струн. Бог света – Аполлон играл на лире. Это образ только положительный. Зеркало имеет две стороны: предвидение (в сказках) и разбитое зеркало – к несчастью. Снадобья как правило хранятся в каких-нибудь неприятных местах, у колдуний. Но часто помогают ( живая вода). Я подумала про яд, но его во что-то кладут. Это, как правило, связано с каким-то вторым предметом. В «Белоснежке» его кладут в яблоко. Опять яблоко с негативной окраской. Замок. В замке принцесса. Может там быть и людоед. Мой дом – моя крепость.

Э. Это твой лозунг?

И. Да. У меня это больной вопрос. Собственность – это святое. Собственность и частная жизнь. Павлин. Я не знала куда его положить. Он у меня как яблоко. У меня личное к нему неприязненное отношение. Птица красивая, но у него ужасный голос. К тому же, она из отряда куриных. Куриные мозги. Глупая птица. Только хвост красивый.

Э. Никаких ассоциаций с людьми?

И. Почему-то ассоциация с восточными сказками. С богатством. Роза – всегда во всех сказках много роз. Аленький цветочек, однако, я как розу не представляю. Роза – помпезный цветок. Я не очень люблю розы, я больше лилии люблю. Не люблю розу без шипов. Это уже не роза. Лысая какая-то. Весь статус теряется.

Группа Вред. Карты – это вред. Я не люблю играть в карты. Это примитивная игра. Ассоциации с пьяницами, шулерами. Азартными игроками. Неприятный символ. Вызывает отторжение. Я и гадать-то на картах не люблю. Знания тратятся впустую, на разработку комбинаций в карточной игре. Меч – это война. С древних времен пошло: «Кто с мечом на меня пойдет, тот от меча и погибнет». Решение вопросов методом силы.

Э. Для тебя неприятно?

И. Я вообще считаю, что все вопросы нужно решать дипломатично. Другое дело, что это не действует. Это в идеале. Иногда приходится применять силу, но не доводить до каких-то побоищ. Змея – холодное, противное животное. Если не ядовитое, то кусается все равно. Маленьких змей вообще не люблю. Они как правило ядовитые или просто мерзкие по виду. Змея приносит, как правило, вред. Орел. Не знаю, почему его в эту группу отнесла. Он вместе с короной и мечом образует подгруппу Власть. Орел у меня ассоциируется с человеком в шапке и с мечом. Символ монархической власти. Двухглавый орел. На гербе США – белоголовый орлан. Подавление с применением силы.

Третья группа – Дом. Типично домашние предметы. Письмо – это адрес. Оно конкретно по адресу приходит в дом. Молоток – благоустройство дома. Ключ от дома. Колодец во дворе. Камин в доме. Камин – это еще и уют. Расческа почему-то с домом ассоциируется. Причесанность, ухоженность. Это- веник. Милый чистый, причесанный дом, подметенный.

Группа Ученье. Книги – ясно. Солнце – ученье – свет. Шахмата – обучение различным выдам искусства, спорта. Деньги – у ученого всегда должны быть деньги. Чем выше образование , тем больше денег. Тут и дом, и собственность.

Пустая карточка. Почему-то хочется соединить группу Дом и группой Ученье. Я бы на ней нарисовала всякие деревья и растения. Вообще биологию как науку. Это и ученье, и дом, и деньги, и приятное для души.


Вторая раскладка.

Игра. Карты, шахматы – это игры. Деньги - игра на деньги. Жалко деньги. Утекают не пойми на что. Павлин - играет своим хвостом. Актер.

Э. Приятен?

И. Нет. Актер с куриными мозгами. Павлин – глупая игра.

Власть.

Меч, корона, замок – атрибуты власти. Змея – это чиновничество.

Э. В каком смысле?

И. Да в плохом, естественно. Чиновничество разве хорошим бывает? Орел - верхушка власти.

Э. Плохой?

И. Может и хороший. Бывает благородные порывы, но крайне редко. Письмо - доносы, кляузы, документация. Ключ от дверей. В правящих структурах много дверей. Чтоб быть туда вхожим, надо иметь ключ.

Э. Это ключ в виде чего?

И . в виде подхода , связей. Ты мне я тебе.

Познание.

Пещера с отшельником. Яблоко – злая мудрость. Книги – понятно. Применение снадобьям – медицина. Молоток – «Семь раз отмерь, один – ударь». Колодец – глубина знаний. Вода – польза от знаний. Попьешь воды – напьешься. Поешь, попьешь, деньги тут же как польза от знаний.

Любовь.

Роза – ее всегда дарят. Сундук - это скрытые чувства. Любовь не хорошо выставлять на показ. Зеркало, расческа символы красоты и любви соответственно. Солнце – свет. Когда солнышко светит настроение хорошее. Весна, любовь. Лира- музыка. Люблю музыку.
Пустая карточка. Сразу в голове возникли маленькие птички. Пташки, как воробьи. Солнце. Я бы тут же нарисовала деревья зеленые и лужи, в которых купаются эти пташки. Символ радости жизни.

Анализ результатов М. А.

Особенности когнитивного стиля

Восприятие.

Образное. Образы зрительные, яркие, символичные, содержат морализованную окраску (зло - добро, тьма - свет). Конкретный образ может быть с положительным контекстом и с отрицательным, в зависимости от его предстоящей направленности («Зеркало имеет две стороны»: предвидение (в сказках) и разбитое зеркало – к несчастью». «Замок. В замке принцесса. Может быть и людоед».).

Отнесенность к объективным категориям, что проявилось в названиях групп: «Сказочные образы», «Дом». На это указывают и трактовки: «Ключ от дома; колодец во дворе; камин в доме». Одиночность в восприятии также подчеркивается названием группы «Вред». Многие символы, не вошедшие в эту группу также трактуются в оценочных категориях: «Павлин. У меня личное к нему неприязненное отношение. Птица красивая, но у него ужасный голос. К тому же она из отряда куриных. Куриные мозги.»

Частое подчеркивание личного пристрастия: «Я не люблю розы, я больше лилии люблю». «Лира – музыка. Люблю музыку».

Эмоционально-личностный контекст часто почеркивается в высказываниях («Карты. Неприятный символ. Вызывает отторжение». «Змея. Холодное противное животное. Маленьких змей вообще не люблю. Они, как правило, ядовитые или просто мерзкие по виду».).

Память. Сохраняются достаточно конкретные вещи со всеми зрительными и логическими деталями.

Мышление. Образное. Образы конкретные, взятые либо из жизни, либо из литературы. Большая эрудиция и желание ее демонстрировать. («Лира. Очень часто встречается в мифах. Фивы были построены под звуки лиры. Камни сами ложились в стены. Семь ворот по числу струн»). Образы в мышлении существуют не сами по себе, а во взаимодействии. От этого зависит оценка (добро - зло). («Я подумала про яд, но его во что-то кладут. Это, как правило, связано с каким-то вторым предметом. В «Белоснежке» его кладут в яблоко».). Ассоциативность разного рода. Павлин – «ассоциация с восточными сказками, с богатством». Павлин – «актер с куриными мозгами». Оценочность. «Роза – помпезный цветок». «Змея – это чиновничество. Чиновничество разве хорошим бывает?» Отнесенность к субъективному эталону («Не люблю розу без шипов. Лысая какая-то. Весь статус теряется».). Синтез в решении проблем. «Почему-то хочется соединить группу дом с группой ученье».). Частое декларирование, обращенность к существующим смыслам. (« У ученого всегда должны быть деньги»).



Ценностно-мотивационная сфера

  1. Стремление к гармониям, бесконфликтному существованию.

  2. Стремление к комфорту, защищенности. Отсюда частые обращения к расхожим афоризмам («Мой дом – моя крепость». «Собственность – это святое». Молоток :«Семь раз отмерь – один ударь».).

  3. Стремление к свету и гармонии. («Бог света Аполлон играл на лире. Это образ только положительный».).

  4. Стремление к познанию и обучению в разных сферах. («Солнце – ученье – свет»).

  5. Стремление к достижению высокого общественного положения и материального статуса. («На пустой карточке я бы нарисовала биологию как науку. Это и ученье, и деньги, и приятное для души».).

  6. Важна категория «полезности». («Деньги. Игра на деньги. Жалко деньги. Утекают не пойми на что».).

  7. Стремление к упорядоченности в делах, внешней причесанности. («Расческа почему-то ассоциируется с домом. Причесанность, ухоженность. Это – веник. Милый, чистый, причесанный дом, подметенный».).

Поведенческий портрет

Стремление к дипломатичности в отношениях и в решении проблем («Ключ от дверей. В правящих структурах много дверей. Чтобы быть туда вхожим, надо иметь ключ в виде подхода, связей. Ты мне, я тебе»). Стремление к внешней и внутренней комфортности, ухоженности, красоте.



Комплексы

  1. Нет стабильности и защищенности. Александра подчеркивает («Для меня это больной вопрос»).

  2. Желание поступать на биологический факультет и связь с этим всего дальнейшего существования, выразилась в пустой карточке (первая раскладка: «Я бы на ней нарисовала всякие деревья и растения. Вообще биологию как науку. Это и ученье, и дом, и деньги, и приятное для души»).

3. Желание оставаться ребенком при сильных родителях. Стремление к гармонии во взаимоотношениях (пустая карточка во второй раскладке: «Сразу в голове возникли маленькие птички. Пташки, как воробьи. Солнце. Я бы тут же нарисовала деревья зеленые и лужи, в которых купаются эти пташки. Символ радости жизни»).



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет