Тошкент 2011 Лекции №1. Тема Предмет «История Узбекистана. Значение и основные методологические основы»



жүктеу 1.85 Mb.
бет1/9
Дата27.04.2016
өлшемі1.85 Mb.
түріЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
: uploads -> books -> 26622
26622 -> Бекниязова Ферузаның «Абай лирикасы және оны оқыту»
books -> Махсус таълим вазирлиги низмий номидаги тдпу ходиева дилрабо пиримовна
books -> Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека методика преподавания истории в школе учебно методическое пособие
26622 -> Науаи мемлекеттік педагогика институты
26622 -> Абдухамид зайриев
26622 -> «Из истории и культуры государства Эфталитов»
26622 -> Маърузалар матнлари
26622 -> Фармакология ва клиник фармация
26622 -> Значение и роль аускультации в сестринском диагнозе. История аускультации. Правила проведения аускультации и поставленные условия медсестре
26622 -> Комилов орифжон худойбердиевич
ЎЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ

ОЛИЙ ВА ЎРТА МАХСУС ТАЪЛИМ ВАЗИРЛИГИ

ТОШКЕНТ ДАВЛАТ ШУНОСЛИК ИНСТИТУТИ
ФИЛОЛОГИЯСИ ВА ТАРИХ ФАКУЛТЕТИ

МАРКАЗИЙ ОСИЁ ЛАРИ ТАРИХИ КАФЕДРАСИ



ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ УБЕКИСТАНА»

Тошкент – 2011



Лекции №1.

Тема Предмет «История Узбекистана. Значение и основные методологические основы».

Цель занятия – дать знания о предмете "История Узбекистана", значении и основных методологических основах.

Опорные понятия – история, история Узбекистана, методы познания.

Основные вопросы:

1.Предмет и задачи курса.

2.Значение и основные методологические основы.
«История» с греческого означает «рассказ о прошедшем», «повествование о том, что узнано и исследовано». Историческая наука изучает прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности, которое познается с целью понимания настоящего и определения целесообразного будущего.

История Узбекистана рассматривает общественные процессы и движения, экономическое и культурное развитие народов, испокон веков живущих на территории Узбекистана.

Задачей курса является изучение истории Узбекистана во взаимосвязи с процессами, происходившими как в близлежащих районах, так и во всем мире.

Содержание курса охватывает длительный исторический период с древнейших времен и до наших дней.

Как и любая наука, история Узбекистана тоже имеет свои методы изучения (методология - учение о научном методе познания). Методология истории – это подход к анализу исторических явлений, который опирается на 2 основополагающих принципа:

1) Принцип историзма предполагает, что:

- анализ каждого исторического явления и исторических фактов рассматривается исторически, т.е. в развитии от прошлого к настоящему, что облегчает понимание стратегических путей построения будущего; каждое событие следует рассматривать лишь в контексте той исторической эпохи, к которой оно относится. Нельзя выводы из одного исторического времени переносить в другое, поскольку каждое историческое время имеет свои особенности;

- анализ нужно осуществлять во взаимосвязи со всем, что одновременно происходит в других государствах и ре­гионах мира, т.к. человеческое общество – системное понятие. Поскольку изменения, происходящие на мировой арене, отражаются на положении всех стран мира (особенно в условиях современности) и заставляют корректировать внутреннюю и внешнюю политику государства, в том числе и Республики Узбекистан;

- правильные выводы при анализе исторических событий можно сделать, только учитывая конкретный опыт истории.

2) Принципа социального подхода предусматривает переход от бытовавшей в советской исторической литературе призмы классовых интересов в анализе истории к призме общечеловеческих интересов, т.е. восстановлению принципа гуманизма в историческом анализе.

Одной из составляющих теоретико-методологических основ изучения курса Истории Узбекистана является выбор подхода к оценке фактов и явлений.

Считается, что у исторической науки существует, несколько таких подходов:

1. Гуманистический (главная ценность – человек).

2. Формационный подход («формация» с латинского языка переводится - образование, вид, тип). Изучаются общественно-экономические формации, как исторически определённая ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся только ей свойственными способами производства и социально-экономическими отношениями, т.е. первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и т.д.

3. Цивилизационный подход значительно облегчает возможность выявления закономерностей исторического развития.

Ни один из перечисленных подходов не может претендовать на универсальность и абсолютную завершенность. В практике исторического мышления все эти подходы нужно синтезировать.

Цивилизация и социально-экономические формации неразрывно связаны между собой, представляют взаимодополняющие стороны одного конкретно-исторического процесса.

В связи с этим необходимо определить объективный критерий оценки исторических событий, т.е. оценку их по конечным и промежуточным результатам, которые просчитываются с точки зрения их соответствия коренным национально-государственным интересам того или иного общества, а именно:

1. Интересы территориальной целостности.

2. Динамическое социально-экономическое развитие (не ниже среднего мирового уровня).

3. Реальный, а не формальный суверенитет.

4. Духовно-нравственное совершенство общества.

5. Уважение и соблюдение национальных прав других народов и государств.

Используя, вышеприведенные положения мы можем выбрать более правильный подход к анализу изучаемого исторического материала и сделать по нему объективные выводы. При этом нужно помнить, что история Узбекистана является частью мировой истории, У них общие теоретико-методологические основы изучения.



Контрольные задания:

1.Дать понятие история?

2.Что изучает предмет «История Узбекистана»?

3.Задачи курса?



Задания для самостоятельной работы:

Изучить труд И.А.Каримова «Без исторической памяти нет будущего».



Основная литература:

Д. А. Алимова. Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Т. 2000



Дополнительная литература:

Д. А. Алимова, А. А. Голованов. Узбекистан в 1917-1999 годы: противоборство идей и идеологий. Т. 2000


Лекция №2.

Тема «Центральная Азия – неотъемлемая часть мировой цивилизации».

Цель занятия – дать знания о древнейшем периоде истории на территории Узбекистана.

Опорные понятия – палеолит, мезолит, неолит, и т.д.

Основные вопросы:

1.Палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

2.Эпоха бронзы.

3. Железный век.


В основе периодизации лежит материал, из которого изготавливались орудия труда. Наиболее длительным периодом был каменный век, который делился на этапы:

Палеолит (древнекаменный век) делится в свою очередь на 3 периода:

1. Ранний (ашель) 700/500 – 100 тыс. лет назад. Антропоиды - петикантроп, синантроп. Древние стоянки антропоида – пещера Селенгур в Ферганской долине (фергантроп) и Кульбулак в районе Ангрена. Антропоиды жили в то время стадами, занимались охотой и собирательством.

2. Средний (мустье) (100 - 40 тыс. лет назад). В условиях смены климата меняется вид антропоида. Это - неандерталец (появляется прямохождение, образуется центр речи в подкорке мозга). Археологические находки – грот Обирахмат, Тешикташ (останки мальчика неандертальца 8-9 лет, останки костров. Вокруг умершего воткнуты рога козлов, что свидетельствует о зарождении религиозных верований) Оманкутан, Кутурбулак. Занимались охотой и собирательством. У древних людей зарождаются религиозные представления.

3. Верхний палеолит (40 - 12 тыс. лет назад). Формируется человек современного типа – кроманьонец. Стоянки – Ходжа-бур, Каракамар, Самарканд, Ферганская долина и долина реки Ангрен. Найденные останки свидетельствуют об эволюции, как самого человека (изменился его внешний вид, появилась способность к умозаключениям), так и образа его жизни – начали создаваться родовые общины, племена. Люди стали заниматься коллективной охотой, строить жилища, изготавливать одежду из шкур животных. Появляется первое искусство – наскальные рисунки в ущелье Зараутсай.

Эпоха «мезолита» (среднекаменного века) – 12 - 7 тыс. до н.э. С изменением климатических условий люди вынуждены перейти от малопроизводственной охоты к поискам новых источников питания – к земледелию, скотоводству (одомашниванию животных). Земледелие требовало оседлого образа жизни, скотоводы тоже исчерпали ресурсы пастбищ. В конце эпохи мезолита возникает мотыжное земледелие. Археологами обнаружено более 100 стоянок эпохи мезолита в предгорных и горных районах Ферганской долины и юга Узбекистана: Обишир, Кушилиш, Мачай.

Эпоха «неолита» (новокаменный век) 6 - 4 тыс. лет до н.э. Изменения, произошедшие в этот период, называют «неолитической революцией». Происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Происходит первое и второе общественное разделение труда. Первое – выделение скотоводства и земледелия в отдельные виды труда. Второе – выделение ремесла из с/х. Впоследствии происходит третье, связанное с формированием территориальных общин и появлением новых специальностей. С выделением социальных слоёв начинается социальное расслоение с присвоением лучших земель и пастбищ. В областях оседлого земледелия формируются крупные межобщинные объединения (племена). Становятся часными военные столкновения между ними.

В этот период выделяются носители 3-х видов культур: «Джейтунская культура» - культура первых земледельцев на территории Средней Азии (6 - 5 тыс. лет до н.э.); « Кальтаминарская культура» - культура охотников и рыболовов (конец 5 - начало 4 тыс. до н.э.); «Гисарская культура» - культура земледельцев горных и предгорных областей. Стоянки в Бухарской, Самаркандской области.

Период «энеолита» (меднокаменный век) – 4 - 3 тыс. лет до н.э. Основной тип памятников – это Анау и Намазгах-тепа в Южной Туркмении, Саразм, Заманбаба, Учтут и др. Четвертое разделение труда – вожди-жрецы, воины четвёртое разделение труда, связанно с социальным расслоением общества – вожди, жрецы, воины. В территориальных общинах необходимо было следить за природными циклами, определять сроки посевов, уборки урожая, находить пастбища, распределять труд между людьми, совершать религиозные поклонения, охранять имущество от соседей.

Большую роль в жизни людей начинает играть металл. Но месторождения его ограничены. Отсюда – более ожесточённые войны, растущая хаотичность, неупорядоченность в обществе. Господство общинной собственности и уравнительного распределения начинают тормозить прогресс. Итогом является кризис: в технологии, в экономике, в социальной жизни. В обществе вырабатывается потребность новых форм жизни.

Эпоха «бронзы» (середина III тыс. до начала I тыс. до н.э.) - в это время происходят существенные изменения, как в развитии производительных сил, так и в социальном строе общества: добыча и плавка металла, изготовление металлических орудий, дальнейшее развитие земледелия с использованием искусственного орошения, появление крупных поселений, социальное и имущественное расслоение общества. В период энеолита и бронзы происходит дальнейшее разделение труда, связанное с социальным расслоением общества, - появляются вожди, общинники. В территориальных общинах надо было следить за природными циклами, определят сроки посевов и уборки урожаев, находить пастбища, охранять имущество. Это привело к социальному расслоению с присвоением лучших земель и пастбищ.

Со второй половины III тысячелетия складывается ранняя оседло-земледельческая протогородская культура, которая получила название Бактрийско-Маргианский археологический комплекс. Присутствие элементов этих культур отмечается в долине Заравшана (Саразм).

С начала II тысячелетия появляется и распространяется культура степной бронзы, что связано с проникновением и расселением скотоводческих племен. Памятники этой культуры обнаружены в Хорезме (Тазабагьябская и Суюрганская культуры). Данные археологии свидетельствуют о крупно-хозяйственном взаимодействии оседло-земледельческой и степной культур.

Наиболее важные изменения этой эпохи – возникновение на юге Средней Азии зачатков государственности, переход от матриархата к патриархату; возникновение патриархального рабства.

Эпоха «раннего железа» (конец VIII в до н.э.) характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Это – стоянки в Хорезме, в правобережье Амударьи (святилище Айртам), в горной части Ферганской долины, в Денау, Халчаяне. В исследовании этой эпохи появляется новый пласт исторических источников – письменные источники: “Авеста”(1 треть 1 тысячелетия до н. э.), сборник священных гимнов первой монотеистической религии зороастризма, ахеменидские надписи (VI – V вв. до н.э.), греко-римские источники VI – IV вв. до н.э. (Геродот, Страбон, Ктессий, Ксенофонт ), собственные надписи на территории Средней Азии.

В начале I тыс. до н.э. появляется возможность изготавливать орудия труда из железа. Этот процесс был трудоемким, т.к. железо плавится при более высокой температуре (1500°), чем медь (около 1000°). Но железо имело громадные преимущества. Новый материал был гораздо тверже.

Распространение железных изделий происходило медленно. Первоначально из железа изготавливались главным образом украшения, т.к. оно было редким и дорогим материалом.

Использование железа для изготовления орудий труда, прежде всего, сказалось на развитии земледельческой техники. Появились железные серпы и плуги с железными наконечниками, железные топоры и мотыги. Эти орудия труда способствовали развитию земледелия на больших площадях.

Не менее важную роль железо сыграло и в развитии ремесла. Теперь ремесленник мог изготовить орудия труда для обработки металла. Появляются специалисты по обработке железа – кузнецы.

Если раньше орудия труда изготавливались теми же, кто занимался земледелием, то теперь ремесленники отделяются, а ремесло превращается в самостоятельную, специализированную отрасль хозяйства. Так произошло второе общественное разделение труда.

Дальнейшие железные изделия на территории Узбекистана найдены в таких поселениях, как: Дальверзин (Ферганская долина), Кызылтепа (долина Сурхана), Даратепа (долина Кашкадарьи). Самые ранние из них могут быть датированы IX – VIII вв. до н.э., но большинство изделий относится к VII – VI вв. до н.э.

Во многих областях Узбекистана в это время в основном преобладала мелкая ирригационная сеть. Для сбора и вывода на поверхность грунтовых вод сооружались кяризы – подземные каналы.

Распространение железных орудий повысило производительность труда. Создало предпосылки для перехода к более прогрессивному способу производства. Родовая община сменяется территориальной соседской общиной.

Между племенами происходили постоянные конфликты из-за новых земель и водных источников. Для обороны территории племени, освоения новых земель и походов на другие племена стали образовываться племенные военные союзы. Их возглавляли родовые племенные вожди. Они уже значительно выделялись своим положением в обществе, влиянием и властью.

В начале I тыс. до н.э. население в Центральной Азии уже делилось на 4 группы: жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников.

Влияние племенных вождей постепенно возрастало. Особенно укреплялась власть военных предводителей, которая начинает передаваться по наследству – от отца к сыну.

Развитие производящих форм хозяйства – земледелия и скотоводства, а также ремесла и обмена приводит к выделению внутри рода и племени отдельных состоятельных семей. В условиях постоянных военных столкновений возрастает роль племенных вождей, и общество начинает жить по правилам военной демократии.

В начале I тыс. до н.э. интенсивное развитие социальных отношений приводит к выделению лиц, которые пользовались привилегированным положением в обществе и не были заняты в общественном производстве, а лишь осуществляли контроль и руководство над общественной и хозяйственной жизнью.

В социальной структуре такого общества выделяются производители, занятые в земледельческом хозяйстве, домашнем скотоводстве, различных ремеслах, на строительных и ирригационных работах, а также лица, непосредственно не занятые на производстве, - старейшины и военные предводители.

Эпоха бронзы и ее особенности. Сапаллитепа, Заманбаба, Тазабагьяб, Амирабад, Суярган, Чуст. Бронза как сырье представляет собой сплав меди с оловом и обладает большими преимуществами перед медью. Она значительно тверже, более легкоплавка, отличается химической устойчивостью, хорошей ковкостью, отлично наполняет форму при отливке, дает острые края и имеет красивый внешний вид. Появление бронзы в производстве знаменовало новый, весьма важный этап в истории человечества – эпоху бронзы (III тыс. до н.э. – II тыс. до н.э.)

Первобытное земледелие ко времени бронзового века прошло свой первый этап. Применение мотыги, обеспечившее коренное улучшение почв, способствовало интенсивному развитию земледелия.

Для изучения хозяйств земледельческо-пастушеских племен эпохи бронзы исследовано значительное число памятников в низовьях Зарафшана. Материальная культура этих земледельцев по первому исследованному памятнику на берегу озера Заманбаба в низовьях Зарафшана условно названа заманбабинской.

Исследование поселения заманбабинцев показало, что эти племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, жили в обширных жилищах полуземляночного и наземного типа. В землянке обычно имелись очаги и ямы, расположенные вдоль стен. Для хозяйства этой культуры характерно мотыжное земледелие. Здесь были найдены кремневые вкладышевые серпы, обломки зернотерок. Другой важной хозяйственной отраслью было оседлое скотоводство.

Изучение костных материалов, обнаруженных на поселении, показало, что более 80% костных остатков принадлежало домашним животным (корова, овца и коза).

Остатки материальной культуры с аналогичным хозяйством исследованы и в древнем Хорезме. Название этой культуры первобытных земледельческо-скотоводческих племен – суярганская. Памятники суярганской культуры первобытного Хорезма расположены на ровных такырах в зоне древних разливов. Раскопки одного из таких памятников (стоянка Джанбас 6) показали, что эти земледельцы жили в прямоугольных жилищах, перекрытых легким навесом на деревянных столбах. Здесь преобладает керамика с лощеной поверхностью, окрашенная красной охрой, и каменные зернотерки – орудия, связанные с первобытным земледелием.

Во второй половине II тыс. до н.э. на территории Средней Азии, в частности Узбекистана, появились новые племена, занимавшиеся преимущественно скотоводством и примитивным земледелием. Материальная культура этих племен исследована на землях древнего Хорезма, в предгорьях и степях Ташкентского оазиса, в Самаркандской области, в Ферганской долине и низовьях Зарафшана. Эта культура получила название тазабагъябской, по имени одного из каналов.

Обследовано значительное количество стоянок этого времени в дельтах древних притоков Амударьи, более 30 стоянок по сухим руслам низовьев Зарафшана и Кашкадарьи и более 30 стоянок в Кайракумах Ферганской долины.

Наибольший интерес среди памятников этого времени представляют стоянки Ангка-5 и Кават-3 в Хорезме, Гуджайли-9 в низовьях Зарафшана и поселение №16 в Кайракумах.

На стоянке Ангка-5 исследованы отдельные жилые дома. Один из них (дом №1) представлял собой прямоугольное сооружение (8 м х 12м) с камышовым перекрытием, утоптанным полом и длинным узким входом с северо-восточной стороны. В центре дома – большой очаг, заполненный пеплом.

В конце II тыс. до н.э. появляется еще одна культура земледельческо-скотоводческих племен – амирабадская.

Исследования памятников этой культуры, в частности, поселения в окрестностях замка Якка-Парсан дали ценные материалы. Здесь было обнаружено около 20 домов, расположенных между двумя арыками.

Амирабадцы жили в полуземлянках, наземная часть стен и перекрытия сооружались из дерева и камыша, покрытого сверху глиняной обмазкой. Здесь также найдены бронзовые серпы, черешковые, втульчатые, листовидные наконечники стрел, отлитые в каменных литейных формах.

Чустская культура датируется концом II – первыми веками I тыс. до н.э. Чустское поселение расположено в 2,5 км к северу от г. Чуста Андижанской области. Главным занятием было земледелие, основанное на искусственном орошении, а одним из основных орудий производства земледельцев – каменные зернотерки и песты, серповидные ножи и бронзовые серпы. Немаловажную роль играло скотоводство. В состав стада преобладал мелкий скот (овцы). Второе место занимал крупнорогатый скот и лошади.

Контрольные задания:

1. Человеческий тип в перид раннего, среднего и позднего палеолита?

2. Стоянки на территории Узбекистана в периоды раннего, среднего и позднего палеолита?

Задания для самостоятельной работы:

Изучить исторический источник - Авеста



Основная литература:

Д. А. Алимова, Э. В. Ртвеладзе. Очерки по истории государственности Узбекистана Т. 2001.



Дополнительная литература:

А. А. Аскаров. История Узбекистана т. 1 Т. 1993


Лекция №3.

Тема «Формирование узбекской государственности и первые этапы развития»

Цель занятия – дать знания о формировании и основных этапах развития узбекской государственности.

Опорные понятия – государственность, империя Ахеменидов.

Основные вопросы:

1.Древняя Бактрия, Согд, Хорезм.

2. Завоевание Ахеменидской державы.

3.Завоевания А. Македонского.

4. Государство Селевкидов и Греко-Бактрийское царство.

5. Государство Кангха (Кангюй), Фергана, Бактрия (II век до н.э. – I век н.э.).

6. Кушанское государство.

7. Эфталиты.


Самые ранние формы зачатков государственности возникли на юге современного Узбекистана (Джар-Кутан). Далее - период от начала I тысячелетия до н. э. по 539 г. до н. э. В это время шло формирование историко-культурных областей - Бактрии, Согда, а впоследствии - Хорезма.

Древнебактрийское царство (IX - VI вв. до н.э.) являлось самым ранним государственным объединением в Средней Азии. Оно находилось на юге среднеазиатского региона и севере современного Афганистана. Состояла из 4-х областей: Бактрия, Согд, Маргиана, Парфия. Структура общества (по «Авесте»): общество было четырёхступенчатым с чётко выраженной иерархической соподчинённостью: семья (нмана), род (вис), племя (занту), страна (дахью). Общественный строй можно охарактеризовать как переходный от первобытнообщинного к классовому. Основным видом производства было оседлое скотоводство, и земледелие (распространены были оросительные сооружения). Ремесло только начинало развиваться. Идёт процесс разложения первобытнообщинных отношений и переход к патриархальному рабству.

Во второй трети I тыс. до н.э. из Туркмено-Хорасанских гор в низовье Амударьи приходят племена хорасмии. Возникает 2-е крупное государство Большой Хорезм. Оно включало в свой состав земли не только собственно Хорезма. Один из крупных центров Хорезма располагался на месте городища Кюзелигыр, укрепленного мощной оборонительной стеной. Вокруг таких центров располагались многочисленные земледельческие дома-усадьбы, сады и поля. Была монархия. В нём были развиты скотоводство (север) и земледелие (юг). Основу населения составили кочевые племена (саки и массагеты). В Древнем Хорезме было развито ремесленное производство. Изделия местных гончаров, оружейников и ювелиров славились далеко за пределами Хорезма, хорезмийцы были искусными строителями и земледельцами.

Указанные выше древнейшие государства (Древнебактрийское царство, Большой Хорезм) относились к государствам типа «царства», в которых господствовала монархия с соответствующей ей системой управления. Но, помимо этого типа государственности, на территории Согда (бассейн рек Зарафшан и Кашкадарья) параллельно существовал другой тип зачаточной государственности – владения, во главе которых стояли вожди племён или главы родов, осуществлявших наследственную власть. В IV веке до н. э. существовало несколько таких согдийских владений: Наутака, Ксениппа, Паретака, Габаза, Бубакена. Помимо этого, с первой трети I тыс. до н.э. у скотоводческих племен в зоне степей, где было развито интенсивное скотоводство, стали возникать объединения с признаками государственности. Однако они были непрочными, поскольку главным для них была защита скота. В таких объединениях преобладали военно-демократические функции (вожди выбирались, как и военачальники, на время военных действий). Специфика исторических процессов в Средней Азии в течение долгого времени заключалась в постоянном взаимодействии этих двух указанных типов зарождающейся государственности.

В VII - VI вв. до н.э. население Древней Бактрии, Хорезма и Согдианы состояли в родственных отношениях, и говорило на похожих языках, а также имели близкие культурные обычаи и традиции. Таким образом, в период до середины I тыс. до н. э на территории Средней Азии шёл процесс формирования древнейшей государственности, преобладающими типами которой были «царства» и «владения».

Центральная Азия в эпоху Ахеменидов. Борьба народов Центральной Азии с захватчиками. Впервые завоеватели Ахемениды (правящая династия в древнеиранской империи) пришла в Среднюю Азию в VI в. до н.э. В 545 – 540 гг. до н.э. персидский царь Кира II завоевал Парфию, Маригану и Бактрию. В 530 году до н.э. Кир II совершил поход против массагетов, что вызвало мощное сопротивление со стороны автохтонного населения – известен подвиг царицы Томарис, которая правила тогда массагетами. В борьбе с нею Кир потерпел поражение и погиб в бою. Томирис, подавленная смертью своего сына, как гласит Бехистунская надпись 519 года до н.э., велела окунуть голову Кира в мех, наполненный человеческой кровью, дабы “напоить кровью ненасытного”. После смерти Кира II к власти незаконно приходит его сын Камбиз, убив при этом своего брата Бардию. Камбиз продолжил завоевательную политику своего отца. Он завоевывает Египет. В это время в Персии узнают, что Камбиз пришел к власти незаконно. Воспользовавшись этим, зороастрийский жрец Гуамата, провозгласил себя царем, а Камбиз был убит. Он правил 2 года. За это время он снял поборы и подати. В 522 году до н.э. его сверг Дарий I. Он правил государством с 522 по 486 гг. до н.э. В первый год его правления в Маригане вспыхнуло крупное народное восстание местного населения, под руководством вождя Фрада. Решающее сражение между персами и восставшими произошло 10 декабря 522 года до н.э. Против восставших выступил персидский сатрап Дадаршиш. В этой битве Маргианцы потерпели поражение. 55 тыс. человек было убито и более 6 тыс. взято в плен. Сам Фрада был захвачен в плен и в 521 году до н.э. казнен. На третьем году своего царствования (519 год до н.э.) Дарий I совершил поход против саков-тиграхауда. Есть 2 версии этого похода:

1) Ее рассказывает Бехистунская надпись. Саки восстания против персов. Во главе восстания был вождь по имени Скунха. Дарий поехал подавлять восстание. Он наголову разбил саков, а их вождя казнил.

2) Ее изложил историк Полиен (II век до н.э.). В лагерь персов явился пастух Ширак из племени саков. Он был изуродован, покрыт множеством ран, уши и нос были отрезаны. Ширак заявил, что так с ним расправились соплеменники и что он хочет им отомстить. Он взялся провести войско персов по известным ему одному тропам, чтобы вывести их внезапно в тыл саков. Через 7 дней пути по безводной пустыне, измученные жаждой, персы поняли, что их обманули. Ширак, которому они угрожали смертью, гордо ответил: «Я выиграл победу, ибо для отвращения бедствия от саков, моих земляков, переморил персов жаждой и голодом».

Персы казнили мужественного пастуха, а поход Дария I против саков закончился неудачей. Ахемениды завоевали Среднюю Азию и включили её в состав своей империи в качестве XII сатрапии (Бактрия) и XVI сатрапии (Согд, Парфия, Хорезм). Во главе сатрапии стояли персы – сатрапы с функциями сборщиков налогов и создания военных отрядов. Средней Азии была включена в единую административную, налоговую и денежную систему Ахеменидского государства. Была введена единая канцелярия с арамейской письменностью и государственный язык – древнеперсидский, единая государственная почта, общее законодательство. Ахеменидское владычество привело к значительному истощению местной экономики (все природные богатства региона выкачивались в качестве дани). Жесточайшая эксплуатация среднеазиатских народов вызвала ожесточённую борьбу против Ахеменидов. Ахемениды правили до IV века до н.э., пока Средняя Азия не была завоевана Александром Македонским.

Походы Александра Македонского в Центральную Азию. Освободительное движение против завоеваний Александра Македонского. На территории Средней Азии войска Александра Македонского появились весной 329 года до н.э., после того как был разбит персидский царь Дарий III.

В 329 году до н.э. Александр Македонский присоединил к своим владениям Бактрию, славившуюся своей древней культурой.

Правитель, вернее сатрап, Бактрии и Согда – Бесс был родом из ахеменидов, но участвовал в поимке и убийстве Дария III, по-видимому, надеясь, что Александр за это не тронет его. Но когда он узнал, что войска Македонского двинулись к Бактрии, он перешел через Амударью и скрылся в Согде. Бактрия была взята без труда. Вместе с Бессом бежали и некоторые местные князья, которых поддержало конное войско в Согде во главе со Спитаменом и кочевые дахи. Перейдя Амударью, Бесс сжег суда, служившие для древних жителей мостом, и ушел в долину Кашкадарьи.

Александр поспешил к Амударье, но не найдя там мостов, судов и даже деревьев, чтобы соорудить переправу, использовал в качестве плотов набитые соломой мешки из палаток для переправы войска через реку Окс.
Спитамен ушел вглубь страны, оставив под охраной Бесса, которого выдали Александру, повелевавшему казнить его за измену своему царю.

В свои 27 лет Александр не знал поражений. Не известно, как он взял Самарканд, но, оставив там гарнизон войск, Александр двинулся к Сырдарье и выше в район Ходженда, где впервые ему было оказано сопротивление местного населения горной страны Уструшаны. Его пытались остановить в горах, перебили фуражиров, сам Александр был тяжело ранен. Но все же возвышенность была взята, многие из горцев изрублены на месте, а многие сами бросались со скал, и разбивались.

В это время до него дошла весть о начавшемся в тылу восстании: «приречные варвары» перебили македонские гарнизоны в городах и начали укрепляться. Одновременно восстали и согдийцы во главе со Спитаменом. «Спитамен и его друзья, будучи сами возбудителями того, что им предлагали остановить, - говорит Курций Руф, - распустили слух, что царь потребует к себе всех бактрийских всадников, чтобы их убить». Восстанию предшествовали приказание Александра собрать на съезд в город Зариаспу (в Бактрии) эпархов.

«Приречные варвары» укрепились в семи крепостях на Сырдарье, и Александр немедленно вступил с ними в борьбу. Пять поселений он взял в течение 2-х дней с помощью приставных к стенам штурмовых лестниц и метателей стрел из машин. Большое сопротивление оказали 2 крепости: город Кирешат (Кирополь) и город, в котором сидел «сильный род мамакенов».

Затем пришла весть об осаде Спитаменом гарнизона Мараканды, нападении заречных скифов. Александр был ранен, армия с двух сторон была сжата врагом. Против Спитамена Александр послал Фарнуха, а с заречными саками он решает справиться сам. Предварительно он строит город-крепость в районе между современным Ходжентом и Бекабадом. Город был построен за 17 дней и назван «Александрия Эсхата».

Услышав, что саки хотят напасть на его войско. Александр решил опередить это нападение. Используя все виды своего войска, Александр напал на саков, которые сначала выдержали удар, но затем все же бежали. Оставив тысячу убитых и полтораста пленных.

Начавшиеся желудочные заболевания среди воинов побудили Александра спешно повернуть назад – впервые за все время своих походов.

Явившиеся к Александру послы от заречных саков уведомили, что они не собирались нападать, и Александр возвратил 150 пленников, надеясь наладить мирные отношения. Вероятно, это было связанно с тем, что в Мараканде в это время население присоединилось к Спитамену, который осадил один из отрядов Македонского в Мараканде.

Александр перебросил часть войска из Кирополя в Мараканду, после чего Спитамен снял осаду и ушел в Басилейн. Войска Македонского во главе с Фарнухом преследовали Спитамена до самой границы степи. Там вожди кочевых племен предательски нападают на Спитамена и убивают, а его отрезанную голову отправляют Александру. После двух лет безуспешной борьбы Александр понял, что поработить центральноазиатские народы силой невозможно. Он начал искать пути сближения с местной знатью. Покорив горный крепости Хориена и Оксиарта, которые располагались в горах Гиссара, он женится на дочери Оксиарта – Рокшанак (328 год до н.э.). Приблизив к себе представителей местной аристократии и зороастрийского жречества, восстание согдийского народа было подавлено. Он стал внедрять некоторые местные обычаи при своем дворе, отбирать местное население в армию, знакомить согдийцев с обычаями македонян. Александр Македонский завоевал территорию бывших ахеменидских владений в Средней Азии (кроме Хорезмийского царства, правитель которого Фарасман вступил с ним в переговоры о заключении военного союза).

На покорение центральноазиатских земель Александр затратил почти три года, однако он смог подчинить себе лишь небольшую территорию: Маргиану, Бактрию, Согд и присырдарьинские земли между современным Бекабадом и Ходжентом. Александр не стал продолжать войну и в 327 году до н.э. отправился завоевывать Индию.

Государство Селевкидов и Греко-Бактрийское царство. Государство Селевкидов. В 312 году до н.э. один из талантливейших полководцев Александра Македонского – Селевк получил в наследство Вавилонию. Вскоре он сумел расширить границы своих владений до Сырдарьи и Инда, основав державу Селевкидов, которая просуществовала с 312 до 64 года до н.э. С 312 г. до 250 г. до н.э. история народов Средней Азии была тесно связана с историей державы Селевкидов. В состав государства Селевка вошли: Двуречье, Иран, Парфия, Бактрия, Согдиана, Маргиана, т.е. большая часть бывшей империи Александра Македонского.

Чтобы удержать в повиновении народы и территории Средней Азии, Селевк снова провел замену сатрапии, назначив их из местной привилегированной знати греков и македонян, и объединил в сатрапии географически отдаленные друг от друга области.

При Селевке и его сыне Антиохе I среднеазиатские владения объединились в одну сатрапию, в которую входили Согдиана, Бактрия и Маргиана.

В 293 г. До н.э. Селевк перенес свою столицу в Сирию – в Антиохию - и передал «верхние» сатрапии, в том числе и Согд с Бактрией, в управление своему сыну Антиоху I Сотеру.

Антиоху пришлось подавлять многочисленные антиселевкидские восстания, строить новые укрепления, такие как, гигантская стена в Маргиане, окружавшая Мервский оазис, чеканить монеты от имени отца и своего собственного. И наконец, в 280 г. до н.э., после смерти Селевка, Антиох I становится во главе огромного государства, которым правит около 20 лет.

Из письменных источников известна лишь внешняя сторона событий, которые привели к отложению среднеазиатских владений Селевкидов. В середине III в. до н.э., в разгар борьбы сыновей Антиоха II – будущего Селевка II и его брата Антиоха-Хиеракса, - оспаривавших друг у друга власть, наместник Бактрии Диодот провозгласил себя царем. При этом восстали кочевые племена дахов, передвигавшиеся с севера и обосновавшиеся в Бактрии и Парфии. Попытки Селевкидов вернуть утраченные земли не увенчались успехом. Во II в. до н.э. число восстаний возросло, и в 60 г. до н.э. держава Селевкидов пала под мощным ударом Рима.

Сведения источников противоречивы и не позволяют установить точную дату образования независимого Греко-Бактрийского царства, которое просуществовало немногим более ста лет (с 250 г. до н.э. по 140 или 130 г. до н.э.). Оно включало в себя территорию древней Согдианы, Маргиану и, возможно, часть Паркана и Чача.

Известно, что после правления Диодота и его сына Диодота II (в 250 г. до н.э.) на престоле Греко-Бактрийского царства была сильная личность – грек Евтидем I, который положил начало династии Евтидемидов.

При сыне Евтидема – Деметрии Греко-Бактрийское царство достигло наибольшего могущества. В его состав были включены ария и Арахосия (т.е. Гератская и Кандагарская области Афганистана), Дрангиана (у озера Хамун в Восточном Иране), Паропамисады (Южные склоны Гиндукуша, часть Афганистана), а также северо-западная Индия, включая Синд. Историк Страбон пишет, что греко-бактрийские цари расширили свои границы до стран серов (китайцев) и фаунов (гуннов) и старались наладить политические и экономические связи с городами Восточного Туркестана.

Деметрию пришлось вести много войн. Самым сильным его противником был парфянский царь Митридат I, который отнял у него Маргиану и другие области. Это произошло, когда Деметрий был в Индии. В это же время в Бактрии началось восстание, и власть захватил военачальник Евкратид. Однако в 162 году до н.э. Евкратид отторг у преемников Деметрия Пенджаб, а в 155 году до н.э. Евкратид был убит своим сыном и соправителем Гелиоклом. При Гелиокле Греко-Бактрийское царство прекратило свое существование.

Основной причиной падения Греко-Бактрийского царства была борьба народов Средней Азии, начатая еще в середине III века до н.э., и наступление парфянского правителя Митридата I. Бактрийцы, уставшие от постоянных войн, потеряли не только земли, но и свободу, оказавшись в подчинении парфян.

Было сильно развито земледелие, выращивались различные с-х культуры. Характерно смешение культур (греческой, индийской, иранской. Развивалась торговля, в т.ч. международная (проходил здесь ВШП). Здесь разводили особую породу “небесных коней”. Земеледельческие поселения: Шурабатшат, Учкурган и др.

Государство Кангха (Кангюй), Фергана, Бактрия (II век до н.э. – I век н.э.). Вторая половина II в. до н. э. - начала I в. до н. э. стали периодом укрепления местной среднеазиатской государственности: Кангюя (в который входили на правах малых владений области Согда и Хорезм), а также Даваньского царства в Фергане и становления Юечжийского государства в Бактрии. У всех этих государств была развита монетная система на основе серебра или меди. В это же время появляется местная письменность: согдийская, хорезмийская (что служит одним из признаков развития государственности).

Государство Кангюй возникло во III в. до н. э. и просуществовало до III - IV веков н. э. Основные племена, входившие в состав объединения Кангюй, располагались по среднему и нижнему течению Сырдарьи. Еще до III в. до н.э. политическое объединение Кангюй представляло собой пеструю конфедерацию кочевых и полуоседлых племен. Но со III в. до н. э. по II в. н. э. - это было могущественное государство, в зависимость от него попали многие соседние союзы племен и территории. Кангюй был кочевым владением, но есть свидетельства наличия там городов. Столицей был г. Битянь. В состав Кангюя входили 5 малых владений в районе оседлоземледельческого хозяйства: Сусе (Кеш, восточная часть Кашкадарьи), Фуму (долина Зарафшана), Юни (Шаш), Ги (по предположению - Бухара) и Юегань (Ургенч, Хорезм). В каждом владении был свой город под таким же названием. В государственном устройстве преобладали черты, связанные с кочевническими традициями. Но это не были уже функции «военной демократии». Кангюй возглавлялся не избранным вождем, а родовым князем, избранным Советом старейшин. Постепенно власть становилась наследственной, а одобрение ее Советом старейшин - формальным.

Кангюй являлся конфедерацией племен, ядро которой составляли канки. Конфедерация расширялась за счет присоединения в период с I в. до н.э. по II в. н. э. новых племен и народов с другим укладом хозяйства. В частности, вышеупомянутые пять малых владений, входившие в конфедерацию, были населены оседлыми земледельцами, возделывавшими свои поля на основе искусственного орошения и занимавшиеся отгонной формой скотоводства. В Хорезме, Бухаре, Самарканде правители чеканили свою монету, но у власти стояли династии кочевнического происхождения. Кангюй включал в свой состав с разным правовым статусом как оседлые, так и полукочевые народы, что дает возможность считать его полукочевым государством.

Большую роль в прогрессивном развитии Кангюйского государства сыграл Великий шелковый путь. В частности, через территорию Кангюя со II в. до н.э. проходил северный торговый путь, связывающий Фергану и бассейн Тарима, территорию Кангюя и Яньцай с Поволжьем и Приуральем. Другие пути уходили в Бактрию.

Рядом с Кангюем находилось государство Давань (китайское название Ферганы). Оно существовало с I веков до н.э. по I века н.э. Правители Давани не чеканили собственной монеты. Во главе этого государства стоял правитель, который назначался и смещался Советом старейшин. В исторической литературе на территории Давани упоминаются 70 больших и малых городов. Экономика основывалась на развитии сельского хозяйства, в частности, выращивалась пшеница, рис, люцерна, было развито виноградарство и виноделие. Особую роль играло коневодство. Здесь разводили особую породу лошадей («славных аргамаков» — «небесных лошадей»), ставших причиной китайско-даваньской войны 104 - 102 гг. до н.э. Впоследствии даваньцы, сбросив временного китайского правителя, взяли на себя обязательство ежегодно отправлять в Китай двух лошадей «небесной» породы. При этом Давань оставалась независимым государством, поддерживая дипломатические отношения с Китаем.

Третье государство этого периода – Бактрийское государство – включало в себя территорию южного Узбекистана, а также северные районы Афганистана.

После победы над греко-бактрийскими правителями (около 166 г. до н.э.) юе-чжи поселились на правом берегу Амударьи. Затем они захватывают всю Бактрию со столицей Бактры (современный Балх). Они создают там свою Юечжийскую государственность конфедеративного типа (страна Тохаров), состоящую из отдельных самостоятельных владений. В первой половине I в. н.э. в результате возвышения юечжийского княжества Кушан, возникает Кушанская империя. Основателем Великой Кушанской империи был Куджула Кадфиз I.

Возникновение Кушанского государства и политическая жизнь. Кушанский период в истории народов Узбекистана в остальной части Средней Азии получил название по могущественному среднеазиатско-индийскому государству, во главе которого стоял один из пяти юе-чжийских родов – Гуйшуан (Кушан). Китайские летописи сообщают, что племена юе-чжи в Дахя-Бактрии разделились на пять Княжеских домов: Хюми, Шуанми, Хисе, Думи и Гуйшуан. По прошествии ста лет с небольшим князь Гуйшуана (т.е. кушанский князь по имени Киоцзюкю (Кадфиз) объявил себя государем гуйшуанским (кушанским). Первые сведения о Кушанском царстве как о географическом понятии появляются в греческих источниках VI века до н.э. Кушаны поселяются на землях Северной Бактрии. Куджула Кадфиз начал воевать с Аньси (Парфия), уничтожил Пуду (Арахосия) и Гибинь (область Кабула) и «овладел землями их».

Политическая деятельность основателя Кушанского царства Куджулы Кадфиза продолжалась 50-60 лет. Его сын и преемник Вима Кадфиз находился у власти приблизительно 30 лет. Затем кушанский трон был занят царем Канишкой I, царствовавшим 23 года. После четырехлетнего правления его сына Васишки Ваджешки, к власти пришел царь Хувишка, занимавший трон более тридцати лет.

Куджула Кадфиз вел большие войны, завершавшиеся созданием территориального ядра Кушанского царства. При нем была подчинена власти Кушан почти вся территория Афганистана и, возможна, часть западного Пакистана (Кабул, Кандагар, Кашмир).

Вима-Кадфиз – приемник Кадфиза I – продолжил расширение границ Кушанского царства, начатое Куджулой. При Виме Кадфизе в состав Кушанского царства была включена часть Индии. При нем развиваются отношения с Римской империей.

С именем Вимы Кадфиза связано проведение монетной реформы. Монеты Вимы Кадфиза чеканились из золота и меди. Золотые монеты были рассчитаны на крупные денежные операции, выпускались достоинством в динар (около 8г), 2 динара, ¼ динара и, возможно, в ½ динара.

Важные изменения внес Вима Кадфиз и в область внутреннего устройства государства. Огромная протяженность царства потребовала создания сложного административного аппарата, который обеспечивал бы подчинение всей территории центральной власти. Отдельными областями управляли сатрапы («кшатрапа»), наделенные достаточно широкими полномочиями.

Некоторые перемены во внутренней жизни происходит при следующем царе Канишке I, с которым связывают наивысший расцвет государства Кушан. Важной реформой Канишки было принято в Кушанском царстве кушано-бактрийского языка в качестве государственного. При Канишке (78 – 123 гг. н.э.) Кушанская держава расширяет экспансию на Восток: укрепляет свои владения в Индии, столица переносится в Пешавар (на севере Индии). Кушанское государство в период правления Канишки становится державой мирового значения.

Завоевательная деятельность кушан привела к китайско-кушанской войне, поводом к которой послужило неудачное сватовство Канишки к китайской принцессе, очевидно, по политическим соображениям. Китайский правитель арестовал кушанское посольство. В ответ на это Канишка отправил на территорию Восточного Туркестана 60-тысячную армию, но она потерпела поражение. В результате Китай подчинил себе оазисы Восточного Туркестана: Фергану и Кангху.

Преемники Канишки – цари Хувишка и Васишка – продолжали политику Канишки и индианизировали кушанскую культуру. Однако в последующем нарастание каких-то событий внутренних и внешних приводит к ослаблению экономики и крушению в III веке империи Великих Кушан. И хотя отдельные побочные ветви Кушанского дома еще сохраняются в некоторых провинциях в следующем столетии, основные области кушанской державы частично попадают в руки иранской династии Сасанидов, частично – в руки нахлынувших с севера полукочевых народов, которых называют и хионитами, и эфталитами, и «белыми хуннами».

Общественно-экономическая жизнь в период Эфталитов. После распада Кушанского царства, по сведениям исторических источников, в V-VI вв. н.э. на территории Средней Азии расселились племена эфталитов. Происхождение их точно не установлено. Не исключено, что эфталиты – потомки коренных жителей Бактрии из племен приаральских массагетов. Язык их малоизвестен. Феофан Византийский писал, что эфталиты назвали себя по имени одного из своих царей, которого звали Вахшунварой Эфталаном.

Насколько разнообразна была физическая география государства эфталитов, объединившего в себе обширную территорию, настолько был разнообразен и его этнический состав, и соответственно, социально-экономическая жизнь населения. Из-за того. Что по происхождению эфталиты были кочевым скотоводческим племенем, на родине их не было городов, сами же они жили в местах привольных в войлочных юртах.

Завоевав Среднюю Азию, Хорасан, Восточный Туркестан и Северную Индию, эфталиты обрели в этих областях благоустроенные земледельческие оазисы, большие и малые города, где были развиты ремесла, внутренняя и внешняя торговля. С годами они породнились с местным оседлым населением и ассимилировались.

Если некоторая часть населения государства эфталитов была кочевыми скотоводами, а другая, большая часть представляла собой оседлое население, проживающее в городах. Тохаристан и Согд считались центрами развитого земледельческого хозяйства садоводства. В Кашкадарьинской и Зарафшанской долинах высеивали рис и другие зерновые культуры. Как известно из китайских источников, в V – VI вв. на землях Восточного Туркестана и Средней Азии выращивали также хлопчатник. Вытканная из него удивительно белая и мягкая ткань на китайских рынках пользовалась большим спросом.

Полукочевая часть населения в степях и предгорьях разводила мелкий и крупнорогатый скот, верблюдов, а население гор и предгорных районов занималось коневодством.

В этот период строилось множество крупных каналов и водных сооружений. Для освоения предгорий сооружаются подземные каналы – кяризы, а для обводнения надпойменных холмистых участков – водоподъемные устройства типа чигирей, состоящих из осей и зубчатых колес с водочерпальными кувшинами.

В начальный период существования государства эфталитов, несмотря на некоторый упадок городов, ремесленное производство оставалось на высоком уровне. Наблюдается интенсивный подъем различных ремесел: гончарного, ювелирного, оружейного, шорного, ткачества и даже производства цветного стекла, вывозившегося из Средней Азии в Китай. Стрелы и луки, изготовленные в Чаче (Ташкент), были известны всему Востоку под названием «камани чачи» (чачский лук).

Будучи хозяевами Шелкового пути и владея торговыми портами на Гирканском (Каспийском) море, эфталиты принимали активное участие в международной торговле. Они торговали с Ираном, Индией и Византией. Как свидетельствуют письменные источники, главными предметами торговли были шелк, шелковые ткани, пряности, драгоценные камни, краски. Из Средней Азии в Китай, Византию, наряду с золотом. Серебром, рубинами из Бадахшана вывозились цветное стекло и изделия из него, различные фрукты, хлопчатобумажные ткани, каракуль и породистые скакуны.

С расширением мировой торговли эфталиты, вероятно, нуждались в большом количестве денег. В этот период во внешней и внутренней торговле широкое распространение получили сасанидские монеты – драхмы. Выпускали эфталиты и свою монету. Кроме того, во внутренней торговле были в обращении мелкие медные монеты чекана правителей Бухары, Пайкенда, Нахшеба, Самарканда и Хорезма.

У эфталитов существовало сильное социальное и имущественное неравенство. А их законы предусматривали жестокие наказания за совершенные преступления. В своей внешней политике эфталиты опирались на военную силу, основу которой составляли всадники, вооруженные палицами и мечами. Это были меткие стрелки и храбрые воины.

В стране бок о бок проживали люди разных вероисповеданий. Если в Согде был широко распространен зороастризм, то в Тохаристане и Восточном Туркестане, в основном, исповедовался буддизм. В центральных городах существовали несторианские (христианские) и еврейские общины. В некоторых областях распространялись даже манихейство и учение Маздака.

Среди скотоводов был широко распространен тюркский язык, а оседлая часть населения говорила на согдийском, т.е. самаркандском языке. В V – VI вв., кроме согдийской письменности и ее «самаркандского» варианта, были распространены хорезмийская и эфталитская письменность. Эфталитская письменность возникла на основе бактрийской. По словам китайского путешественника Сюань Цзяня, эфталитский алфавит состоял из 25 букв. Писали слева на право.

Эфталитское государство просуществовало до середины VI в. Во второй половине VI в. тюркоязычные племена народов Алтая, Семиречья и Центральной Азии, объединившись, образовали мощное государство Тюркский каганат (551-744 гг.), во главе которого стали два брата Бумынь и Истеми.

Контрольные задания:

1. Политические, экономические отношения в период государства Ахеменидов?

2. Завоевание Средней Азии А. Македонским?

Задания для самостоятельной работы:

Составить сравнительную таблицу по периодизации.



Основная литература:

А. А. Аскаров. История Узбекистана т. 1 Т. 1993



Дополнительная литература:

Д. А. Алимова, Э. В. Ртвеладзе. Очерки по истории государственности Узбекистана Т. 2001.


Лекция №4.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет