Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 1 «социолингвистика»



жүктеу 0.57 Mb.
бет1/3
Дата17.04.2016
өлшемі0.57 Mb.
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3
: umu-umk -> %D0%98%D0%A1%D0%9D
%D0%98%D0%A1%D0%9D -> Учебно-методичсекий комплекс
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения опд. В 2
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1, Опд. Р. 2, Дс. 2 Дифференциальная психология
%D0%98%D0%A1%D0%9D -> Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф археология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 4 «теория и практика перевода»
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 17 Теория и практика перевода
%D0%98%D0%A1%D0%9D -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история древнего мира основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
%D0%98%D0%A1%D0%9D -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.1 «СОЦИОЛИНГВИСТИКА»

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
040201 «Социология»

Утверждено на заседании кафедры

Философии и социологии

Социально-гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой ________ В.Н. Самородов

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины

1.1 Автор программы – Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент


1.2. Рецензенты: Т.П.Штец, к.филос.н., доцент МГПУ,

И.В.Сысоева, ст.преподаватель (ИМПЭ)



1.3. Пояснительная записка:
Цель курса - раскрыть социальную сущность и функции языка как средства общения, познакомить студентов с основными концепциями за­падных и отечественных исследователей; сформировать целостное пред­ставление о социолингвистике как науке, изучающей язык в его социаль­ном контексте.

Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач:



  1. Ознакомить студентов с основными категориями социолингвистики.

  1. Проанализировать понятия языковой политики, языковой ситуации, языковых контактов.

  1. Рассмотреть социолингвистическую типологию языковых форм.

  1. Охарактеризовать влияние общественных факторов на развитие языка.

5. Рассмотреть методы социолингвистических исследований.
Учебный курс «Социолингвистика» занимает одно из важнейших мест

в системе подготовке специалистов по специальности 020300 «Социология». Социолингвистика обладает междисциплинарным статусом, и специфика предмета связывает её с целым рядом смежных дисциплин (в частности, с общей лингвистикой, социологией, семиотикой, демографией и др.). В результате изучения курса студенты должны знать:



  • ключевые понятия социолингвистики, категориальный аппарат, ме­тоды исследования;

  • истоки и эволюцию социолингвистики;

  • основные концепции социальной дифференциации языка;

  • особенности социальной регуляции речевого поведения;

  • социолингвистическую типологию языков и формы существования языка;

  • теории социальной обусловленности языковой эволюции;

  • закономерности, обусловливающие смешение языков и развитие кон­тактных языков.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

  • ориентироваться в теоретических разработках, связанных с социо­лингвистической проблематикой;

  • оперировать основными понятиями социолингвистики;

  • анализировать современную языковую ситуацию, а также основные проблемы языковой политики;

  • разрабатывать программу социолингвистического исследования;

  • использовать практические методики социолингвистического иссле­дования.

При составлении учебной программы курса был использован сбор­ник примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по социологии и социальной антропологии (М,2003. - Ч. IV), а также учебник Беликова В.И. и Крысина Jl.ll. «IСоциолингвистика» (М., 2001).

1.4. Извлечение из ГОС ВПО

ДС.05 Социолингвистика 100 ч.



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина).



п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового

контроля

(форма

отчетности)



Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. работа

1

040201

Социология



3

5

100

50

30

20

-

50

Экзамен

2

040201.65

Социология



3

5

100

50

30

20

-

50

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах. Примерное распределение учебного времени

№ п/п

Наименование темы

Всего ауд.

Лекции (ч.)

Семинары (ч.)

Сам.раб.

1.

Предмет, цели и задачи курса. Предмет и задачи социолингвистики как науки

 2

2




6

2.

Истоки социолингвистики

8

4

4

4

3.

Язык как объект исследования

4

2

2

4

4.

Понятийный аппарат социолингвистики

4

4




4

5.

Речевое поведение

4

2

2

4

6.

Язык и культура

6

4

2

4

7.

Социолингвистическая типология языков.

2

2




4

8.

Формы су­ществования языков

2

2




4

9.

Народы мира и языки. Языковые контакты

4

2

2

4

10.

Языковая ситуация

4

2

2

4

11.

Языковая политика



4

2

2

4

12.

Методы социолингвистических исследований Отбор информантов. Методы сбора материала

6

2

4

4

Всего

 

50

30

20

50



Примерное распределение рабочего времени:

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 040201 социология

Всего

аудит.


ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


Раздел I. Общие положения.

1

Предмет, цели и задачи курса. Предмет и задачи социолингвистики как науки

2

2







4

2

Истоки социолингвистики

8

4

4




4

Раздел II. Теоретические основы социолингвистики

3

Язык как объект исследования

4

2

2




4

4

Понятийный аппарат социолингвистики

4

4







4

5

Речевое поведение

4

2

2




4

6

Язык и культура

6

4

2




4

7

Социолингвистическая типология языков

2

2







4

8

Формы су­ществования языков

2

2







4

9

Народы мира и языки. Языковые контакты

4

2

2




4

10

Языковая ситуация

4

2

2




4

11

Языковая политика

4

2

2




4

Раздел III.Прикладные аспекты социолингвистики



12

Методы социолингвистических исследований

6

2

4




6







Всего:

50

30

20




50


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ:
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. Предмет и задачи социолингвистики как науки

Основные цели и задачи курса. Объект и предмет социолинг­вистики. Статус социолингвистики. Социолингвистика как меж­дисциплинарная наука, изучающая обусловленность языковых явлений и языковых единиц социальными факторами. Место со­циолингвистики в системе смежных дисциплин: социолингвистика - языкознание, социолингвистика - семиотика, социолингви­стика - демография.


Тема 2. Истоки социолингвистики

Пражская школа функциональной лингвистики (P.O. Якобсон, Н.С. Трубецкой, В.Матезиус, В.Гавранек, С.О.Карцевский); женев­ская школа (Ф.де Соссюр); американская социолингвистическая школа (Д.Хаймз, Э.Хауген, Дж.Гамперц, У.Лабов); отечественная школа социальной лингвистики (В.В.Виноградов, Е.Д.Поливанов, В.М.Жирмунский, Ю.Д.Дешериев, А.Д.Швейцер, Л.Б.Никольский).


Тема 3. Язык как объект исследования

Язык как единственное универсальное средство общения. Об­щение людей и общение животных: основные различия. Сущность языка и его функции. Структура коммуникативного акта. Язык как система знаков, уровневое строение языка. Понятие об оппо­зиции в науке: синхрония - диахрония, парадигматика - синтаг­матика, план выражения - план содержания, язык - речь. Рече­вая деятельность. Язык и мышление.


Тема 4. Понятийный аппарат социолингвистики

Языковое сообщество. Родной язык. Языковой код. Социаль­но-коммуникативная система. Языковая вариативность как одно из основных понятий социолингвистики. Речевая и неречевая коммуникация. Сферы использования языка. Языковая норма. Литературный язык. Диалект. Социолект. Идиолект.


Тема 5. Речевое поведение

Понятие речевого поведения. Соотношение языка и речи. Ха­рактеристика речевого поведения. Типология речевых актов. Речевое взаимодействие. Восприятие речи. Высказывание и пред­ложение. Типы высказываний. Связь речевого поведения с соци­альными статусами коммуникантов и их коммуникативными ро­лями. Говорение и слушание как основные процессы речевого поведения. Основные стили речи. Стилевое окрашивание речи. Диалогическая речь.




Тема 6. Язык и культура

Общечеловеческий и культурный компонент в языковой семан­тике. Отражение в языке национальной специфики. Фоновые знания и их роль в интерпретации высказываний. Национально-культурная специфика речевого поведения. Воздействие языка на культуру. Идеи В.Гумбольдта и А.А.Потебни. Принцип лингвисти­ческой относительности - гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа.


Тема 7. Социолингвистическая типология языков. Формы су­ществования языков

Территориальная и социальная дифференциация языков. Об­щенародный язык. Природа языковых норм. Литературный язык как высшая форма существования языка. Литературный язык и диалекты. Территориальные и социальные диалекты. Професси­ональные языки, жаргоны, арго. Сленг. Молодёжный сленг. Иди­олект. Понятие языковой личности.


Тема 8. Народы мира и языки

Смена общественно-экономических формаций и язык. Племен­ные языки, язык народности. Расы, этносы, языки. Определяющий признак этноса - этническое самосознание. Язык как основа эт­нической идентичности и этнический символ.Язык и нация. Национальные языки. Процессы становления национальных язы­ков (русского, чешского, итальянского, французского, английско­го, немецкого и др.).


Тема 9. Языковые контакты

Взаимодействие языков как результат влияния внешних фак­торов в эволюции языков. От дифференциации к конвергенции языков. Процессы контактирования языков: двуязычие; интерфе­ренция как результат языковых контактов в двуязычии. Скреще­ние языков (ареально-хронологические модели): адстрат, суб­страт, суперстрат.


Тема 10. Языковая ситуация

Понятие языковой ситуации. Дифференциация признаков язы­ковых ситуаций. Языки межэтнического общения: лингва франка, койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Международные и мировые языки. Интерлингвистка. Искусствен­ные языки-посредники. Двуязычие и диглоссия. Многоязычие.


Тема 11. Языковая политика

Понятие языковой политики. Типология национально-языковой политики. Аспекты юридической регламентации и границы действия законов о языке. Правовой статус языков. Этапы языковой полити­ки. Языковое планирование. Языковое строительство.

Языковая политика в РФ. Варианты развития национально-языковых отношений в РФ.

Тема 12. Методы социолингвистических исследований Отбор информантов. Методы сбора материала:

Наблюдение. Включенное наблюдение. Устное интервью. Анкетирование. Особенности составления социолингвисти­ческой анкеты. Опыт исследования «Русский язык и советское общество». Тесты. Методы социолингвистического анализа.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения


п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема


Форма самостоятельной работы

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Раздел 1. Общие положения.

Написание рефератов; решение тестовых заданий; составление конспектов первоисточниками.

42

Защита рефератов на семинарских занятиях; проверка тестов и конспектов первоисточников.

2.

Раздел 2. Теоретические основы социолингвистики.

Написание контрольных работ и рефератов; решение тестовых заданий.

38

Проверка контрольных работ, рефератов, тестовых заданий.

3.

Раздел 3.

Прикладные аспекты социолингвистики.



Написание рефератов; решение тестовых заданий.

20

Защита рефератов; проверка тестовых заданий.



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет