Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 1 Логопедия



жүктеу 0.65 Mb.
бет1/3
Дата03.05.2016
өлшемі0.65 Mb.
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3
: umu-umk -> %D0%9F%D0%9F%D0%98
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 1 «социолингвистика»
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 9, Ен. Ф. 4, Ен. Ф. 01 Биология с основами экологии
umu-umk -> Программа курса по выбору «Офорт» является составной частью профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по предметам: «Основы печатной графики»
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения опд. В 2
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения
%D0%9F%D0%9F%D0%98 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1, Опд. Р. 2, Дс. 2 Дифференциальная психология
umu-umk -> Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф археология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 4 «теория и практика перевода»
%D0%9F%D0%9F%D0%98 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд педагогическая антропология
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.2 Логопедия

ДС.2 Логопедия

ДС.1 Логопедия
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050715.00 «Логопедия»,

050716.00 «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»,

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»


Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_______________________________



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Авторы программы:

Вакуленко Любовь Сергеевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.

Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.

Лобанова Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.


1.2 Рецензенты: Т.В. Кузьмичева, к.п.н., доцент, заведующая

кафедрой специальной педагогики и психологии МГПУ



Е.Й. Скиотис, доцент кафедры социальной психологии

Мурманского гуманитарного института.



1.3 Пояснительная записка.
Раздел программы предназначен для студентов III курса (VI семестр) Раздел программы предназначен для студентов 3 курса (5 сем.)

отделения логопедии по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия».


Афазии — это речевые расстройства, возникающие при нарушении мозгового кровообращения или травмы головного мозга, в основном у взрослых, реже у детей. В большинстве случаев они «возникают при поражении левого полушария головного мозга, главным образом при поражении теменной, височной и лобной долей головного мозга. В основе каждой формы афазии лежит первично нарушенная нейропсихологическая предпосылка. При всех формах афазии нарушается в той или иной степени понимание речи, устная речь, письмо, чтение и счет.

Цель: сформировать у студентов представления об афазии и ее основных формах.

Задачи:

  • ознакомить с понятийным аппаратом афазиологии;

  • обучить анализу структуры дефекта при различных формах афазии;

  • создать условия для изучения механизмов распада речи при афазии;

  • познакомить студентов с традиционными и альтернативными методическими подходами, существующими в отечественной и зарубежной афазиологии.

Студенты должны знать:

  • этиопатогенез, структуру дефекта, параметры дифференциальной диагностики различных форм афазии;

  • методики восстановительной работы при афазии.
    Студенты должны уметь:

  • проводить обследование больных с афазией;

  • дифференцировать сходные формы афазии;

  • составлять индивидуальные программы восстановления речи при афазии;

  • использовать приемы и средства логопедического воздействия на разных этапах восстановительной работы;

  • использовать соответствующие приемы и средства.

Раздел курса рассчитан на 36 часов лекционных, 36 часов практических, 74 часа самостоятельной работы для специальностей «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика».

54 часа лекционных, 54 часа практических, занятий для специальностей «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия». 24 часа самостоятельной работы – для студентов специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», 47 часов самостоятельной работы – для студентов специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия».

Для студентов заочной формы обучения по специальности «Логопедия» курс рассчитан на 10 часов лекционных, 10 часов практических. Остальные 120 часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины.

Курс базируется на разработках Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и др.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):





№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-ем­кость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

03 18 00 «Логопедия»

3



6



146


72



36



36



-



74



экзамен



2.

03 18 00. 00 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»

3

6

142

72

36

36

-

74

экзамен

3.

0319 00 (050716)

«Специальная психология» с дополнитель­ной специально­стью «Логопедия»



3

6

132

108

54

54

-

24

экзамен

4.

«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»

3

6

155

108

54

54

-

47

экзамен

5.

03 18 00 «Логопедия» (ЗФО)

3

6

142

20

10

10

-

120

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

Определение афазии. Статистические сведения о распространенности. История изучения: основные этапы.

8

4

4

-

12

2.

Этиология афазии. Механизмы афазии.

8

4

4

-

14

3.

Классификация и симптоматика афазии. Особенности афазии у детей.

16

8

8

-

12

4.

Восстановительное лечение при афазии. Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах.

14

6

8

-

12

5.

Методика логопедической работы при различных видах афазии

14

8

6

-

12

6.

Обследование больных с афазией.

12

6

6

-

12

Всего:

72

36

36

-

74

Примечание:

Вариант 1: для специальностей 03 18 00 «Логопедия»

03 18 00. 00 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика





№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

Определение афазии. Статистические сведения о распространенности. История изучения: основные этапы.

10

6

4

-

6

6

2.

Этиология афазии. Механизмы афазии.

18

10

8

-

6

8

3.

Классификация и симптоматика афазии. Особенности афазии у детей.

20

10

10

-

6

8

4.

Восстановительное лечение при афазии. Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах.

20

10

10

-

6

8

5.

Методика логопедической работы при различных видах афазии

20

10

10

-

6

8

6.

Обследование больных с афазией.

20

10

10

-

6

8

Всего:

108

54

54

-

24

47

Вариант 2 для специальности: 0319 00 (050716)

«Специальная психология» с дополнитель­ной специально­стью «Логопедия».

«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

Определение афазии. Статистические сведения о распространенности. История изучения: основные этапы.

2

1

1

-

17

2.

Этиология афазии. Механизмы афазии.

2

1

1

-

17

3.

Классификация и симптоматика афазии. Особенности афазии у детей.

4

2

2

-

20

4.

Восстановительное лечение при афазии. Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах.

4

2

2

-

20

5.

Методика логопедической работы при различных видах афазии

4

2

2

-

24

6.

Обследование больных с афазией.

4

2

2

-

22

Всего:

20

10

10

-

120

Примечание: Вариант 3 для специальности 03 18 00 «Логопедия» ЗФО.


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Определение афазии. Статистические сведения о распространенности. История изучения: основные этапы

Теория А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга. Общая характеристика афазии. Основные направления в истории учения об афазии. Характеристика классического направления в учении об афазии. Характеристика ноэтического направления в учении об афазии. Особенности современного подхода к изучению афазии.


Тема 2. Этиология афазии. Механизмы афазии

Этиология афазии. Механизмы афазии.


Тема 3. Классификация и симптоматика афазии. Особенности афазии у детей

Неврологическая, психическая, речевая симптоматика при афазии. Классификация афазий по А.Р. Лурии: 6 форм (моторная афферентная, моторная эфферентная, динамическая, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая. Особенности афазии у детей.


Тема 4. Восстановительное лечение при афазии. Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах

Принципы восстановительного лечения при афазиях. Особенности восстановления речи на начальном этапе работы. Особенности логопедической работы в более позднем периоде.


Тема 5.Методика логопедической работы при различных видах афазии

Методика работы при восстановлении речи при афферентной моторной афазии. Методика восстановления речи у больных с моторной эфферентной афазией. Методика восстановительного обучения при динамической афазии. Методика восстановления речи при сенсорной афазии. Восстановление речи при акустико-мнестической афазии. Методика восстановления речи при семантической афазии.


Тема 6. Обследование больных с афазией

Предварительный этап обследования. Основной этап диагностики.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Определение афазии. Статистические сведения о распространененности. История изучения: основные этапы.

Составить схему «История изучения афазии».

12

6

6

выполнение тестов

2.

Этиология афазии. Механизмы афазии.

Подготовить конспекты статей:

Глозман Ж.М., Цветкова Л.С. Из истории русской афазии. // Дефектология.-1987.-№3. – С.69.

Иваницкая Л.Н., Ополинский Э.С. Электрофизиологическое исследование механизмов анализа акустической информации у больных с сенсорной афазией. // Дефектология. – 1988. - №5. – С.10.

Цветкова Л.С. К вопросу о природе афазии и учении о факторе. // Вопросы психологии.-2002.-№4.



14

6

8

выполнение тестов

3.

Классификация и симптоматика афазии. Особенности афазии у детей.

Подготовить конспекты статей:

Глозман Ж.М. и др. Межязыковой анализ аграмматизмов в спонтанной речи больных с моторной формой афазии. // Дефектология.-1988.-№6. – С. 30.

Колпаковская И.К. Нарушения импрессивной речи у детей с сенсорной афазией. // Дефектология.-2000.-№2. – С.28.


12

6

8

выполнение тестов

4.

Восстановительное лечение при афазии. Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах.

1. Подготовить развернутую схему «Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах при афазии».

12

6

8

выполнение тестов

5.

Методика логопедической работы при различных видах афазии

Подготовить конспект статьи:

Пайлозян Ж.А. Из опыта коррекционно-педагогической работы при афазии у многоязычных. // Дефектология.-2002.-№6. – С.82.

Составить консультацию для родственников пациента с сенсорной афазией.


12

6

8

выполнение тестов

6.

Обследование больных с афазией.

Составить карту обследования для лиц с афазией

12

6

6

выполнение тестов



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Планы практических занятий.

Тема 1. Определение афазии. Статистические данные о распространенности. История изучения: основные этапы
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Теория А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга.

  2. Общая характеристика афазии.

  3. Основные направления в истории учения об афазии.

  4. Характеристика классического направления в учении об афазии.

  5. Характеристика ноэтического направления в учении об афазии.

  6. Особенности современного подхода к изучению афазии.


Литература

Основная

Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1999.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000.



Дополнительная

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. — М., 2001
Тема 2. Этиология афазии. Механизмы афазии
Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Этиология афазии.

  2. Механизмы афазии.


Задания для самостоятельной работы

Подготовить конспекты статей:

Глозман Ж.М., Цветкова Л.С. Из истории русской афазии. // Дефектология.-1987.-№3. – С.69.

Иваницкая Л.Н., Ополинский Э.С. Электрофизиологическое исследование механизмов анализа акустической информации у больных с сенсорной афазией. // Дефектология. – 1988. - №5. – С.10.

Цветкова Л.С. К вопросу о природе афазии и учении о факторе. // Вопросы психологии.-2002.-№4.
Литература

Основная

Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1999.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000.



Дополнительная

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. — М., 2001
Тема 3. Классификация и симптоматика афазии. Особенности афазии у детей
Вопросы для обсуждения


  1. Неврологическая, психическая, речевая симптоматика при афазии.

  2. Классификация афазий по А.Р. Лурии: 6 форм (моторная афферентная, моторная эфферентная, динамическая, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая.

  3. Особенности афазии у детей.


Задания для самостоятельной работы

Подготовить конспекты статей:

Глозман Ж.М. и др. Межязыковой анализ аграмматизмов в спонтанной речи больных с моторной формой афазии. // Дефектология.-1988.-№6. – С. 30.

Колпаковская И.К. Нарушения импрессивной речи у детей с сенсорной афазией. // Дефектология.-2000.-№2. – С.28.


Литература

Основная

Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1999.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000.



Дополнительная

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. — М., 2001
Тема 4. Восстановительное лечение при афазии. Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах
Вопросы для обсуждения


  1. Принципы восстановительного лечения при афазиях.

  2. Особенности восстановления речи на начальном этапе работы.

  3. Особенности логопедической работы в более позднем периоде.


Задания для самостоятельной работы

Подготовить развернутую схему «Особенности коррекционной работы на начальном и более позднем этапах при афазии».


Литература

Основная

Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1999.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000.



Дополнительная

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. — М., 2001
Тема 5. Методика логопедической работы при различных видах афазии
Вопросы для обсуждения


  1. Методика работы при восстановлении речи при афферентной моторной афазии.

  2. Методика восстановления речи у больных с моторной эфферентной афазией.

  3. Методика восстановительного обучения при динамической афазии.

  4. Методика восстановления речи при сенсорной афазии

  5. Восстановление речи при акустико-мнестической афазии.

  6. Методика восстановления речи при семантической афазии.


Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить конспект статьи:

Пайлозян Ж.А. Из опыта коррекционно-педагогической работы при афазии у многоязычных. // Дефектология.-2002.-№6. – С.82.

2. Составитьконсультацию для родственников пациента с сенсорной афазией.



Литература

Основная

Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1991.

Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражений. – М., 1997.

Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1999.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000.



Дополнительная

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. — М., 2001
Тема 6. Обследование больных с афазией
Вопросы для обсуждения


  1. Предварительный этап обследования.

  2. Основной этап диагностики.

  3. Карта обследования для лиц с афазией.


Задания для самостоятельной работы

Составить карту обследования для лиц с афазией.


Литература

Основная

Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1999.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000.



Дополнительная

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.



Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. — М., 2001




  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет