Учебно-методический комплекс дисциплины



бет1/9
Дата28.04.2016
өлшемі1.54 Mb.
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

042-18.22.1.200/03-2014

Редакция № от 2014 г.



стр. из




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА города Семей


Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД

042-18.22.1.200/03-2014



«Биология индивидуального развития сельскохозяйственных животных»

Редакция №

от




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология индивидуального развития сельскохозяйственных животных»
для специальности: 5В080200 - «Технология производства продуктов животноводства»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей


2014

Содержание

1. Глоссарий

2. Лекции

3. Практические занятия



4. Самостоятельная работа обучающегося

1 ГЛОССАРИЙ




Аллантоис – плодная оболочка, развивающаяся из задней кишки зародыша.

Амнион – водная оболочка, внутренняя плодная оболочка, окружающая зародыш.

Амниоты – высшие позвоночные (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, в том числе и человек), приспособленные к развитию на суше; зародыши их, в отличие от зародышей анамний, имеют оболочку – амнион и особый орган – аллантоис.

Бластодерма – единый слой клеток бластоциста, из которого впоследствии образуются зародышевые листки.

Бластомер – клетка, образующаяся в результате дробления зиготы.

Бластула – шаровидная, заполненная жидкостью зародышевая структура анамниот, возникшая в результате дробления зиготы.

Гаметы- зрелые мужские и женские половые клетки, содержащие гаплоидное (половинное) число хромосом по сравнению с остальными клетками тела.

Генофонд — совокупность генов популяции, характеризующаяся определенной их частотой.

Генотип — совокупность всех генов, определяющих развитие признаков и свойств растений.

Дробление – митотическое деление оплодотворенного яйца (зиготы).

Дифференцировка клеток – это постепенное (на протяжении нескольких клеточных циклов) возникновение все больших различий и направлений специализации между клетками, происшедшими из более или менее однородных клеток одного зачатка.

Зигота – клетка, возникающая в результате слияния двух гамет.

Имплантация – внедрение зародыша человека и высших млекопитающих животных в слизистую оболочку матки на ранних стадиях развития зародыша.

Изменчивость — процесс возникновения различий между особями по ряду признаков тела или отдельных его органов.

Инфантилизмом - недоразвитие, связанное с задержкой роста в послеутробный период.

Мезодерма – средний зародышевый листок, расположенный между эктодермой и энтодермой.

Наследственность — процесс воспроизведения организмами в ряду последовательных поколений сходного типа обмена веществ, признаков и свойств.

Неотения – преждевременное развитие половых органов в раннем возрасте, связанное с недокормом животных.

Овуляция – разрыв фолликула и выброс овоцита под действием гонадотропных громонов.

Онтогенез — индивидуальное развитие организма от оплодотворенной яйцеклетки до естественной смерти.

Плацента – орган млекопитающих, соединяющий мать с плодом и состоящий из хориодальных ворсинок, с одной стороны, и из разрастающейся слизистой оболочки матки – с другой.

Постнатальный — послеутробный период жизни животного.

Регенерация - означает возобновление или восстановление.

Трофобласт – слой экстраэмбриональной эктодермы, из которого развиваются хорион и амнион.

Фолликул – мешкообразная полая структура или впадина.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся на основе генотипа во взаимодействии с условиями внешней среды.

Хорда – продольный тяж мезодермальных клеток, служащий внутренним скелетом зародыша позвоночных.

Хорион – наружная плодная оболочка, контактирующая с эндометрием; участвует в образовании плодной плаценты.

Эмбрионализмом - недоразвитие, связанное с задержкой роста в период утробного развития.


2. ЛЕКЦИИ
Модуль 1 Введение

Тема №1: Предмет биологии индивидуального развития сельскохозяйственных животных, ее место в системе биологических наук. Методы исследования.

План лекции:

Цель и задачи курса

Вклад ученых в развитии биологии индивидуального развития

Методы биологии индивидуального развития сельскохозяйственных животных

Фундаментальные задачи биологии индивидуального развития сельскохозяйственных животных

Прикладные задачи биологии индивидуального развития сельскохозяйственных животных


Биология индивидуального развития сельскохозяйственных животных – область науки, изучающая закономерности онтогенетического развития организмов. Она сформировалась в последние десятилетия на основе достижений экспериментальной эмбриологии, молекулярной биологии, генетики, цитологии.

Многоклеточные организмы формируются в результате сравнительно медленного процесса прогрессивных изменений, которые называются развитием. Обычно развитие многоклеточного организма начинается с одной клетки – оплодотворенного яйца, или зиготы, которая митотически делится и дает начало всем клеткам организмов. Наука, о закономерностях эмбрионального развития организма от момента оплодотворения до рождения называется эмбриологией.



Задача биологии индивидуального развития сельскохозяйственных животных – исследование макро- и микроморфологических, физиолого-биохимических, молекулярных и генетических процессов, протекающих в развивающейся особи, выяснение факторов и механизмов, управляющих процессами развития на всех этапах онтогенеза животных.

В начале века был создан фундамент всех тех областей эмбриологии, цитологии, генетики, биохимии, которые в последующем легли в основу биологии индивидуального развития. Бурный прогресс молекулярной биологии создал условия для дальнейшего их объединения, открыв доступ к пониманию наиболее тонких молекулярных механизмов эмбрио-цито-генетических аспектов процесса развития. В настоящее время знания в этой области продолжают углубляться и расширяться.

Первым, кто обратил внимание на возникновение органов из зародышевых листков, или пластов, был К.Ф. Вольф (1759). Изучая развитие цыпленка, он показал, что из «неорганизованной, бесструктурной» массы яйца возникают зародышевые листки, дающие затем начало отдельным органам, а также различал нервный и кишечный листки, из которых развиваются соответствующие органы. Впоследствии X. Пандер (1817), последователь К.Ф. Вольфа, также описал наличие у куриного эмбриона зародышевых листков.

К.М. Бэр (1828) обнаружил наличие зародышевых листков и у других животных, в связи, с чем распространил понятие о зародышевых листках на всех позвоночных. Так, он различал первичные зародышевые листки, называя их анимальным и вегетативным, из которых впоследствии, в процессе эмбрионального развития, возникают вторичные зародышевые листки, дающие начало определенным органам. Л.В. Белоусов (1980) определяет эмбриологию как науку о процессах формообразования (морфогенез), клеточной дифференцировки и роста в индивидуальном развитии животных. История ее начинается с античного периода, полна блужданий и неожиданных поворотов.

Одно из важных направлений эмбриологии, свзано с именем Д.П.Филатова (1876–1943). Он обосновал сравнительно-морфологический подход в экспериментальной эмбриологии, который был направлен на устранение накопившихся к этому времени противоречий между сравнительно-эволюционной и экспериментальной эмбриологией. Он ввел представление о «формообразовательном аппарате» как системе двусторонних взаимодействий между индуктором и реагирующей тканью, первым отметил неспецифичность ранних этапов детерминационного процесса, обосновал (одновременно с Г.Шпеманом и Ф.Леманом) принцип комплексности развития. П.Филатов создал крупную школу советских эмбриологов–экспериментаторов, из которых многие (В.В.Попов,Т.А. Детлаф и др.) внесли существенный вклад в науку.

Среди выдающихся советских эмбриологов следует отметитьП.П.Иванова (1878–1942) – автора теории о ларвальном и постларвальном отделах тела первичноротых, которая в наше время успешно применена к позвоночным животным; П.Г.Светлова (1892–1974), высказавшего глубокие идеи о взаимоотношении целостных и «элементаристических» подходов в биологии развития; Г.А.Шмидта, исследовавшего ряд проблем сравнительной эмбриологии беспозвоночных и позвоночных животных; Б.П.Токина, развивающего учение о соматических эмбриогенезах, а также Г.А.Кнорре, Л.Я.Бляхера и Г.В.Лопашова.

В Казахстане трансплантацией зигот в племенном овцеводстве начал академик Ф.М. Мухамедгалиев, в настоящее время это дело продолжают его ученики. Ведутся работы по управлению половыми циклами домашних птиц, пушных зверей и других млекопитающих.

Биология индивидуального развития включает направления научных исследований: общая эмбриология (изучает закономерности, особенности развития позвоночных, беспозвоночных животных), сравнительная (исследует закономерности и особенности процессов развития различных таксономических групп), эволюционная (изучает эволюционные аспекты биологии развития), популяционная (рассматривает закономерности развития одного вида), экологическая, патологическая (изучает причины формирования аномалий и пороков развития), экспериментальная (изучает действие вредных факторов окружающей среды на развитие зародыша) и иммунология эмбриогенеза (анализирует иммунные перестройки в организме матери и развивающегося зародыша). В эмбриологии применяют морфологические, физиологические, иммунологические генетические, биохимические, биофизические и другие методы исследований.



Методы эмбриологических исследований

В эмбриологии используются следующие методы исследования:

1. Визуальное наблюдение развития зародышей, в настоящее время

дополнительно фиксируется микрокино или видеосъемками.

2. Метод изучения фиксированных зародышей на разных этапах

развития с последующей микроскопией.

3. Метод маркировки клеток с последующим прослеживанием перемещений маркированных клеток в тканях и органах зародыша. В качестве маркера раньше использовали угольную пыль, позже – нейтральные красители, в настоящее время используют антитела к определенным белкам развивающегося зародыша, причем эти антитела обычно мечены флуоресцином.

4. Метод микрохирургии – удаление отдельных частей зародыша.

5. Метод трансплантации части от одного зародыша к другому.

Управление онтогенезом – необходимое условие для решения многих актуальных задач медицины и сельского хозяйства, прежде всего животноводства. Биология индивидуального развития животных призвана

внести весомый вклад в реализацию задач Продовольственной программы

по резкой интенсификации работ, направленных на выведение новых, ценных для животноводства пород сельскохозяйственных животных и их ускоренное воспроизводство. В последние годы в этой области биологии созданы фундаментальные и технические предпосылки для решения таких

сложных и актуальных народнохозяйственных задач. На основе достижений экспериментальной эмбриологии, а также клеточной и генной инженерии разрабатываются методы манипулирования с яйцеклетками, эмбрионами сельскохозяйственных животных и их наследственным аппаратом с целью направленного вмешательства в процессы их воспроизводства и наследственность. Успешная реализация этих перспективных возможностей

требует подготовки специалистов, способных проводить исследования на стыке эмбриологии, генетики, цитологии, молекулярной биологии.



К фундаментальным проблемам в биологии индивидуального развития сельскохозяйственных животных относится выяснение молекулярно-генетических механизмов развития сельскохозяйственных животных. В настоящее время эта задача решается благодаря использованию новейших достижений молекулярной генетики и генной инженерии. Генная инженерия – это комплекс методов, разработанных в молекулярной генетике, позволяющих манипулировать с генами. В результате этих манипуляций исследователь получает возможность выделить в чистом виде и размножить любой ген, исследовать его структуру, выяснить, какие области кодируют белок и какие участвуют в процессах регуляции. В последнее время разрабатываются подходы к введению таких генов в развивающийся эмбрион, а следовательно, во взрослый многоклеточный организм, т.е. открываются перспективы для генной инженерии эукариотических организмов. Сейчас ясно, что наиболее перспективен путь введения генов в яйцеклетки и ранние эмбрионы многоклеточного организма, когда будущий организм представлен одной или несколькими клетками, которые в генетическом отношении адекватны взрослой особи. Иначе говоря, зародилось направление генной инженерии высших организмов, которое развивается на стыке эмбриологии и молекулярной генетики и получило название эмбриогенетики. Речь идет об эмбриогенетической инженерии, открывающей большие перспективы в изучении структуры, функции и механизмов регуляции генов и генетического аппарата в индивидуальном развитии и во взрослом организме животных (и человека).
Фундаментальное значение для понимания закономерностей индивидуального развития имеет выяснение механизмов и роли межклеточных, межтканевых и межсистемных взаимодействий. Сейчас известно, что эти взаимодействия лежат в основе как дифференцировочных, так и интегративных процессов. Иначе говоря, межклеточные взаимодействия – это механизмы, которые, включая молекулярно-генетический и клеточный уровни, формируют следующий по сложности уровень (клеточно-тканевый, органный и организменный) механизмов, регулирующих индивидуальное развитие. Познание межклеточных механизмов дает ключ к пониманию таких процессов, как индукция, дифференцировка, морфогенез. Более того, оно открывает и путь к пониманию природы целостности развивающейся особи – высшего уровня механизмов индивидуального развития.
  Прикладные задачи биологии индивидуального развития сельскохозяйственных животных. Эмбриологи внесли и вносят большой вклад в разработку и совершенствование методов искусственного размножения животных. В практику рыбоводства прочно вошел «русский метод» искусственного оплодотворения икры, методы искусственного осеменения сельскохозяйственных животных хранящейся в замороженном виде спермой высокопородных самцов. Искусственное осеменение в рыбоводстве и животноводстве – лишь первые шаги на пути создания технологии, которая позволит не только воспроизводить, но и управлять размножением животных. 
Это важно не только для решения задач животноводства, но и для увеличения численности диких животных, особенно редких и вымирающих видов. Суть этих разрабатываемых подходов состоит в умении стимулировать созревание большого числа ооцитов для получения яйцеклеток в тех случаях, когда их число в норме ограничено (например, у млекопитающих). Это позволяет сохранить их жизнеспособными, оплодотворить и получить из них потомство. 
У млекопитающих решение такой задачи связано с умением трансплантировать оплодотворенную яйцеклетку или эмбрион в матку той же самки, от которой они получены, или другим самкам. В любом случае самка–реципиент должна находиться в той фазе полового цикла, когда ее матка готова к имплантации зародыша. Любая половозрелая самка может быть искусственно путем специальных гормональных воздействий переведена в эту фазу начала беременности, но без зачатия; таких самок называют «ложно беременными». Эмбрионы, трансплантированные в матку ложно беременных самок, способны нормально имплантироваться и развиваться. Этот метод известен как метод трансплантации эмбрионов и основан на умении управлять (с помощью гормонов) половым циклом самок и манипулировать ооцитами, яйцеклетками и ранними эмбрионами (предимплантационными). Этот метод уже используется в экспериментальных и племенных хозяйствах для быстрого размножения ценных пород крупного и мелкого рогатого скота, свиней, пушных зверей. 
Например, с помощью этих операций можно за один прием вызвать до 60 овуляций и трансплантировать полученные зиготы или (что надежнее) эмбрионы на стадии морулы десяткам самок–реципиентов любой породы. При этом в матку одной коровы можно трансплантировать по два эмбриона (по одному в каждый рог), получая, таким образом, двойню. В рамках метода трансплантации число двоен в потомстве удается повысить до 70%. 10–20-кратное увеличение численности потомства нужной родительской пары с помощью техники трансплантации уже реальное, но дорогое мероприятие. В настоящее время этим способом получают десятки и сотни тысяч сельскохозяйственных животных. 
Одна из причин низкой эффективности метода трансплантации – ограниченная жизнеспособность яйцеклеток и эмбрионов, что сопряжено с необходимостью их немедленной пересадки после вымывания из половых путей. Поэтому самки–реципиенты должны быть заранее подготовлены. Эта трудность уже преодолевается, зародыши можно культивировать некоторое время в питательных средах, их можно законсервировать путем глубокого замораживания в присутствии специальных консервантов и хранить на протяжении многих месяцев. При этом 40–70% эмбрионов сохраняет способность к дальнейшему нормальному развитию. Метод криоконсервации позволяет существенно улучшить данный способ размножения: можно создавать банки эмбрионов, перевозить их в другие хозяйства и т.д. Перевозка эмбрионов позволяет преодолеть многие трудности в племенной работе, связанные с ограничениями (и дороговизной) ввоза (или вывоза) племенных животных. Другая проблема, решение которой таит в себе большие возможности для животноводства, – это создание с помощью эмбриологических манипуляций методов получения генетических копий (клонов) животных. Животные за редким исключением размножаются половым способом. В результате объединения в зиготе мужского и женского геномов возникают новые генотипы, и даже потомство одной родительской пары генетически неоднородно. Таким образом, эти методы позволяют иметь генетические копии и одновременно регулировать пол, т.е. решать еще одну важную прикладную задачу. У млекопитающих партеногенетическое развитие зародышей останавливается на ранних стадиях, и этим путем еще не удалось получить взрослых животных. Однояйцовые близнецы являются точными генетическими копиями, но в природе очень редки, разрабатываются подходы к их искусственному получению в больших количествах.
Существуют важные медицинские аспекты работы с яйцеклетками и эмбрионами. Один из них – оказание помощи женщинам при некоторых формах бесплодия (непроходимость труб). Впервые в Англии, а затем и в других странах успешно проведены операции по извлечению из яичника женщины ооцитов, их выращиванию в пробирке, оплодотворению и трансплантации в матку матери. Эти операции завершились рождением нормальных детей. Благодаря методу трансплантации яйцеклеток, начиная с 1978 г. (когда в Англии родилась первая девочка Лесли Броун), во всем мире появились на свет 150 вполне здоровых детей. Эта техника за короткий срок из уникальной стала обычной клинической процедурой, хотя не каждая операция завершается успешно.
Культивирование ранних зародышей открыло также возможность раннего определения (пока с целью отбора для трансплантации) эмбрионов нужного пола. В этом направлении достигнуты уже некоторые успехи на сельскохозяйственных животных. Оказалось, что если на стадии бластоцисты от трофобласта отделить небольшое число клеток, то это не влияет на последующее развитие эмбриона. Удаленные же клетки некоторое время можно культивировать в питательных средах, затем из них готовят препараты метафазных пластинок и по хромосомам определяют пол эмбриона. Все это время эмбрионы можно сохранять жизнеспособными (например, путем криоконсервации) и после определения пола отбирать те, которые нужны для трансплантации. Этот подход будет иметь большое практическое значение в живововодстве.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает биология индивидуального развития сельскохозяйственных животных?

2. Краткая история развития?

3. Что она изучает и каковы ее достижения?

4. Какие методы эмбриологических исследований применяют вбиологии индивидуального развития?

5. Какие фундаментальные проблемы стоят перед биологии индивидуального развития?

6. Что изучает генная инженерия?

3.Какие прикладные задачи стоят перед биологии индивидуального развития?



Литература: 7.1.1-7.1.9 (основная) ,7.2.1- 7.2.11(дополнительная)

Модуль 1 Введение

Тема №2: Размножение организмов

План лекции:

Размножение – свойство живых организмов. Бесполое размножение

Половое размножение
Среди многообразных проявлений жизнедеятельности организмов

особая роль принадлежит размножению. В основе способности организмов к размножению лежат определенные клеточные механизмы –митоз, мейоз и оплодотворение. Эти процессы обеспечивают сохранение и передачу основных признаков данного вида организмов от родительского поколения к потомкам. Способность к размножению является неотъемлемым свойством живых существ. Благодаря размножению осуществляется материальная преемственность и непрерывность поколений, а следовательно, непрерывность и преемственность жизни. Таким образом, биологическое значение размножения состоит в том, что оно обеспечивает смену поколений определенного вида организмов. При размножении в ряду поколений осущест вляется передача генетического материала (ДНК), т.е. определенной, специфической для данного вида биологической информации. Наследственные изменения организмов в ряду поколений приводят к изменчивости вида и к эволюции. В живой природе встречаются два главных способа размножения: бесполое и половое.



Бесполое размножение – процесс возникновения дочерних особей

из одной или группы соматических клеток материнского организма. В его основе лежит митотическое деление клеток. Значение бесполого размножения заключается в быстром увеличении числа особей, почти не различающихся между собой.Различают следующие формы бесполого размножения.



Деление надвое – приводит к возникновению из одного родительского организма двух дочерних. Является преобладающей формой деления

у прокариот и простейших. Различные одноклеточные животные делятся

по-разному. Множественное деление (шизогония) – встречается среди простейших, в том числе у паразитов человека (малярийный плазмодий). Почкование – на теле материнского организма возникает скопление клеток, которое растет и постепенно приобретает сходство с материнской особью. Затем дочерняя особь отделяется и начинает вести самостоятельное существование. Такое размножение распространено среди низших многоклеточных (губки, кишечнополостные, мшанки, некоторые черви и оболочники). Иногда дочерние особи не отделяются полностью от родительской, что приводит к образованию колоний. Фрагментация – происходит распад тела многоклеточного организма на части, которые в дальнейшем превращаются в самостоятельные осо-

би (плоские черви, иглокожие).Спорами – дочерний организм развивается из специализированной

клетки-споры. Бесполое размножение наблюдается у животных с относительно низким уровнем морфофизиологической организации. А у растений распространенность бесполого размножения настолько велика, что может

считаться их характерной особенностью. Как низшие (водоросли), так и

высшие (споровые, голосеменные, покрытосеменные) растения размножаются бесполым путем. Различают две основные формы бесполого размножения растений: вегетативное размножение и спорообразование. Вегетативное размножение одноклеточных растений осуществляется простым делением одной клетки на две. У грибов формы его более разнообразны – спорообразование (плесневые грибы, шляпочные) и почкование (дрожжи). У покрытосеменных растений вегетативное размножение происходит за счет вегетативных (неполовых) органов – корня, стебля, листа. При вегетативном размножении используются видоизменения этих органов, такие как клубни (картофель, георгин), корневища (флокс), плети (земляника), луковицы (лук, тюльпан), корневые отпрыски (малина, вишня). Многие растения размножаются черенками и отводками. Спорообразование – собственно бесполое размножение растений. Оно осуществляется специализированными клетками – спорами, которые образуются чаще всего в органах бесполого размножения – спорангиях. Для низших растений типично размножение зооспорами, которые образуются митотически, являются диплоидными и способны воспроизводить новую особь, сходную с материнской. Споры высших растений обычно гаплоидны, так как образуются в результате мейотического деления. Эти споры не могут воспроизвести материнскую особь. Они служат для формирования такой жизненной стадии растения, как гаметофит, который образует половые клетки – гаметы. У растений и низкоорганизованных животных, которым характерно бесполое размножение, обычно происходит чередование бесполой и половой форм размножения в их жизненном цикле.
Общая характеристика бесполого и полового размножения

Таблица 1




Показатель

Способ размножения

Бесполое

Половое

Клеточные источники наследственной информации для развития потомка.

Многоклеточные: одна или несколько соматических клеток родителя.

Одноклеточные: клетка–организм как целое.

Родители образуют половые клетки, специализированные к выполнению функции размножения. Родитель представлен в потомке исходно одной клеткой.

Родители.

Одна особь.

Обычно две особи.

Потомство.

Генетически точная копия родителя, т.е. в отсутствие соматических мутаций клон организмов.

Генетически отличны от обоих родителей.

Главный клеточный механизм.

Митоз.

Мейоз.

Эволюционное значение.

Способствует поддержанию наибольшей приспособленности в маломеняющихся условиях обитания, усиливает роль стабилизирующего естественного отбора.

За счет генетического разнообразия создает предпосылки к освоению разнообразных условий обитания; дает эволюционные и эко-логические перспективы; способствует осуществлению творческой роли естественного отбора.


Половое размножение – наблюдается в жизненных циклах всех основных групп организмов. Распространенность полового размножения объясняется тем, что оно обеспечивает значительное генетическое разнообразие и, следовательно, фенотипическую изменчивость потомства.

В основе полового размножения лежит половой процесс, суть которого сводится к объединению в наследственном материале для развития потомка генетической информации от двух разных источников – родителей.

Одной из форм полового процесса является конъюгация. При этом происходит временное соединение двух особей с целью обмена (рекомбинации) наследственным материалом, например, у инфузорий. В результате появляются особи генетически отличные от родительских организмов, которые в дальнейшем осуществляют бесполое размножение. Число инфузорий после конъюгации не изменяется, поэтому говорить в прямом смысле о размножении в этом случае нельзя.

У простейших половой процесс может осуществляться и в форме копуляции – слияния двух особей в одну, объединение и рекомбинация наследственного материала. Далее такая особь размножается делением.

На определенном этапе эволюции у многоклеточных организмов половой процесс как способ обмена генетической информацией между особями в пределах вида оказался связанным с размножением. При половом размножении возникающие новые особи обычно отличаются от родительских и друг от друга комбинацией аллелей генов. Новые сочетания хромосом и генов проявляются у потомков новым сочетанием признаков. В результате возникает большое разнообразие особей в пределах одного вида.

Таким образом, биологическое значение полового размножения заключается не только в самовоспроизведении, но и в обеспечении исторического развития видов, то есть жизни как таковой. Это позволяет считать половое размножение биологически более прогрессивным, чем бесполое.

Для участия в половом размножении в родительских организмах вырабатываются гаметы – клетки, специализированные к обеспечению генеративной функции. Слияние материнской и отцовской гамет приводит к возникновению зиготы – клетки, представляющей собой дочернюю особь на первой, наиболее ранней стадии индивидуального развития.

У некоторых организмов зигота образуется в результате объединения гамет, которые не отличаются по строению – явление изогамии. У большинства же видов половые клетки по структурным и функциональным признакам делятся на материнские (яйцеклетки) и отцовские (сперматозоиды).

Яйцеклетки и сперматозоиды вырабатываются разными организмами – женскими (самками) и мужскими (самцами). В разделении гамет на яйцеклетки и сперматозоиды и особей на самок и самцов заключается явление полового диморфизма. Наличие этого явления в природе отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской или женской гаметой, самцом или самкой.

Вопросы для самоконтроля:

1 Перечислите виды полового размножения

2 Перечислите виды бесполого размножения

3 Когда образуется зигота?

4 Дайте определение половому диморфизму

Литература: 7.1.1-7.1.9 (основная),7.2.1- 7.2.11(дополнительная)
Модуль 2 Гаметогенез. Оплодотворение


Каталог: ebook -> umkd
umkd -> Семей мемлекеттік педагогикалық институты
umkd -> 5 в 020500 «Бастауыш оқытудың педагогикасы мен әдістемесі»
umkd -> «Баспа қызметіндегі компьютерлік технологиялар»
umkd -> Гуманитарлық-заң, аграрлық факультетінің мамандықтарына арналған
umkd -> 5B050400 «Журналистика» мамандығына арналған
umkd -> Әдебиет (араб тілінде «адаб» үлгілі сөз) тыңдарман, оқырманның ақылына, сезіміне, көңіліне бірдей әсер беретін дарынды сөз зергерлерінің жан қоштауынан туған көрнек өнері
umkd -> 5В020500 «Филология: қазақ тілі» мамандығына арналған ХІХ ғасырдағы қазақ әдебиеті пәнінің
umkd -> «Өлкетану тарихы және мәдениеті»
umkd -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі шәКӘрім атындағы семей мемлекеттік
umkd -> 5 в 011700 : -«Қазақ тілі мен әдебиеті» мамандығына арналған


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет