Учебно-методический комплекс дисциплины



Дата17.05.2020
өлшемі242.68 Kb.
түріУчебно-методическое обеспечение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Кафедра всеобщей истории
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.04.4 Новейшая история стран Азии и Африки

для образовательной программы 050401.65 История
Аннотация
Целевая аудитория — студенты очной формы обучения.

Комплекс составлен в соответствии с ГОС ВПО по направлению 050401 История




№ п/п

Наименование

Печат. или электр. вид / Наличие

1

Аннотация

Печат. и электрон.

Кафедра


2

Рабочая программа, определяющая:

  1. Цель и задачи изучения дисциплины,

  2. Требования к уровню освоения программы (проектируемые результаты, а также конкретные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник),

  3. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы (перечень видов работ в ходе освоения дисциплины с указанием часов на каждый вид деятельности),

  4. Содержание учебной дисциплины (разделы учебной дисциплины, виды учебной работы и часы, отводимые на них), содержание разделов дисциплины),

  5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (списки основной и дополнительной литературы, исторических источников; средства обеспечения освоения дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины),

  6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю, методические рекомендации для студентов с указанием формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации c примерным перечнем вопросов к экзамену, зачету, тем рефератов и курсовых работ.

Печат. и электрон.

Кафедра,


Папка

№ 12-5-10/1



3

Контрольно-измерительные материалы для проведения текущих и промежуточных, итоговой аттестаций и оценки уровня знаний: вопросы к экзамену, билеты к экзамену, тестовые задания.

Печат. и электрон.

Кафедра,

Папка

№ 12-5-10/3



4

Раздаточный материал к курсу

Печат.

Библиотека,

кафедра


5

Учебно-методические пособия:

Гончарова Т.А. Страны Азии и Африки в новейшее время // Всемирная история. Практикум / Под. ред. Т.И. Зайцевой. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. С. 83-93.

Хрестоматия по новейшей истории стран Азии и Африки (Китай, Индия, Турция) / Сост.: Т.А. Гончарова. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.


Печат.

Библиотека, кафедра



Автор-составитель: к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории Т.А. Гончарова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ


  1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  2. высшего профессионального образования

  3. «Томский государственный педагогический университет»

  4. (ТГПУ)






  1. «УТВЕРЖДАЮ»

  2. Декан ИФФ

  3. Галкина Т.В.

  4. ________________________________

  5. «____»___________________2012 г.














  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

  2. ДПП.Ф.04

  3. НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН



  4. (ДПП.Ф.04.4 НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ)




    1. 1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического и социально-экономического развития стран Азии и Африки в XХ – начале XXI в.

Задачи дисциплины:

характеристика основных идейно-теоретических и политических течений, представленных в обозначенный период,

анализ основных черт экономических моделей в странах изучаемого региона,

рассмотрение социальных структур восточных обществ и их динамики, а также их места в международных отношениях.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса студент должен:

излагать периодизацию истории новейшего времени, отдельных процессов и событий,

раскрывать изменение геополитической ситуации в мире и отдельных регионов на протяжении новейшего времени,

объяснять изменения в социальном положении, правовом статусе, образе жизни людей стран изучаемого региона, давать оценку деятельности конкретных исторических личностей,

характеризовать развитие производства, образ жизни и быт людей в изучаемый период, раскрывать основные черты экономического развития стран Азии и Африки.

раскрывать эволюцию основных политических (консервативных, либеральных, радикальных) течений, давать оценку деятельности их представителей.



характеризовать крупнейшие научные и технические открытия, их влияние на жизнь людей; раскрывать сущность и место различных светских и религиозных учений в изучаемый период; показывать, как изменялись ценностные ориентиры людей.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

      1. Вид учебной работы

      1. Всего часов

      1. Семестр

      1. VI

      1. Общая трудоемкость курса

      1. 306

      1. 306

      1. Аудиторные занятия

      1. 96

      1. 96

      1. Лекции

      1. 64

      1. 64

      1. Практические занятия (ПЗ)

      1. -

      1. -

      1. Семинары (С)

      1. 32

      1. 32

      1. Лабораторные занятия (ЛЗ)

      1. -

      1. -

      1. И (или) иные виды аудиторных занятий

      1. -

      1. -

      1. Самостоятельная работа

      1. 210

      1. 210

      1. Курсовая работа

      1. Расчетно-графические работы

      1. -

      1. -

      1. Реферат

      1. -

      1. -

      1. И (или) иные виды самостоятельной работы

      1. -

      1. Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

      1. Зачет, экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):

    1. № п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Основные тенденции развития стран Азии Африки в новейшее время

14

8

-

2.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии

18

8

-

3.

Страны Ближнего и Среднего Востока

18

8

-

4.

Особенности развития Африканского континента

14

8

-




Итого

64

32



4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Содержание дисциплины согласно ГОС ВПО.

Крушение империалистической колониальной системы и появление независимых государств, разные пути их развития. Проблемы взаимоотношений современного капиталистического мира и традиционного восточного общества. Функции религий в общественно-политической жизни современных восточных государств. Конфуцианство, ислам, индуизм, синтоизм, даосизм, буддизм.


4.2.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел I. Основные тенденции развития стран Азии Африки в новейшее время.

Введение. Предмет и задачи курса новейшей истории стран Азии и Африки. Обзор источников и литературы. Дискуссионные проблемы новейшей истории афро-азиатского региона. Периодизация. Дискуссия о роли колониализма в истории стран Азии и Африки. Теория модернизации в изучении новейшей истории стран Азии и Африки.

Антиколониальные движения и реформы в странах Азии и Африки в первой половине ХХ в: дискуссионные проблемы. Распад колониальной системы: периодизация, причины, характеристика основных этапов. Национально-освободительные движения в странах Востока: идеология, характер, формы. Деколонизация: политические и экономические проблемы. Взаимоотношения бывших колоний и метрополий.

Политическое и социально-экономическое развитие стран Востока в постколониальный период. Национальные государства: выбор пути развития, проблемы и перспективы. Коммунистическое движение на Востоке. Варианты капитализма в странах Востока. Модели развития в Азии и Африке: страны с рыночной экономикой, новые индустриальные страны, страны – нефтеэкспортеры, социалистическая модель и т.д.

Раздел II. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии.

Китай 1918–2000-е гг. Социально-экономическое и политическое положение Китая после Первой мировой войны. Решения Парижской конференции и судьба Китая. «Движение 4 мая» 1919 г. Закрепление за Китаем статуса полуколониальной страны на Вашингтонской конференции. Распространение в Китае идей социализма. Создание Коммунистической партии Китая (КПК). Сунь Ятсен: политические взгляды, деятельность После первой мировой войны. Объединительное движение 1925–1927 гг. Реформы Чан Кайши. Образование районов под контролем КПК. Агрессия Японии против Китая. Захват Манчжурии 1931 г. Японо-китайская война 1937–1945 гг. Переговоры КПК и Гоминьдана. Гражданская война. Провозглашение КНР. Первый пятилетний план 1953–1957 гг. Создание госсектора в экономике. Кооперирование крестьянства и ремесленников. Формирование властных структур. «Большой скачок». Создание народных коммун. Меры по урегулированию экономики в 1960–1965 гг. «Культурная революция» как политико-идеологическая кампания. Разгром органов власти. Перемены в высшем политическом руководстве. Ухудшение экономической ситуации в стране. IX съезд КПК (1969 г.). Последние годы правления Мао Цзэдуна. Оформление нового политического руководства во главе с Дэн Сяопином. Пленум ЦК КПК (декабрь 1978 г.) о стратегии реформ. Программа Дэн Сяопина. Социально-политическая эволюция КНР в 1980–1990-е гг. Становление современной политической системы. Китай и внешний мир: эволюция, проблемы и направления внешней политики. Тайваньский вопрос.

Япония 1918 – 2000-е гг. Япония после Первой мировой войны. Участие в Парижской и Вашингтонской международных конференциях. Социально-политическое развитие Японии в 1920–е гг. Основные этапы и особенности фашизации Японии. Идеологические и политические корни этого процесса. Внешняя политика Японии в конце 1920–1930-х гг. «Меморандум Танака», «Антикоминтерновский пакт». Захват Манчжурии, нападение на Китай, вооруженные провокации на советском Дальнем Востоке и в Монголии. Милитаризация экономики Японии. «Закон о всеобщей мобилизации нации». Япония в годы Второй мировой войны. «Тихоокеанская война», экспансия в Юго-Восточную и Южную Азию. Поражение Японии во Второй мировой войне. Япония в период американской оккупации. Роль США в послевоенной модернизации Японии. События в Китае, Корее, Вьетнаме. Сан-Францисская мирная конференция. Советско-японские переговоры и установление дипломатических отношений. Проблема мирного договора. Японское «экономическое чудо». Экономические кризисы 1970-х гг. Курс на создание наукоемкого производства. Японо-американские отношения. Военно-политический союз с США. Стремление к повышению роли в мировой политике. Политическая и экономическая стагнация послевоенной модели развития (конец 1980-х – 1990-е гг.). Необходимость новых структурных реформ. Роль НТП в развитии Японии. Внутриполитическая эволюция в 1980-90-е гг. Коалиционные правительства. Отношения с Россией. Проблема «северных территорий». Политика Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Место Японии в международных отношениях: проблемы и направления внешней политики.

Индия 1918–2000-е гг. Индия после Первой мировой войны. Законы Роулетта, конституция Монтегю – Челмсфорда. Подъем национально-освободительного движения в 1918–1922 гг. Идейно-политические воззрения М.К. Ганди и его роль в антиколониальном движении. Всеиндийские кампании гражданского неповиновения (сатьяграхи). Эволюция позиций Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги в вопросах достижения независимости в межвоенный период. Проблема индо-мусульманского единства. Политика Великобритании в вопросе управления Индией в межвоенный период. «Закон об управлении Индией 1935 г.». Обстановка в индийском национально-освободительном движении перед началом и в годы второй мировой войны. Миссия Криппса (1942 г.) и ее результаты. Индия после Второй мировой войны. План Маунтбеттена о разделе Индии на два доминиона. Вооруженные столкновения в штате Джамму и Кашмир. Убийство М.К. Ганди. Решение проблемы с княжествами. Провозглашение республики. Курс Дж. Неру во внутренней и внешней политике. Аграрная реформа (1952–1953 гг.). Политика индустриализации. Политика неприсоединения во внешнеполитическом курсе. Советско-индийские отношения. Обострение индо-пакистанского конфликта. Правительство И. Ганди. Социально-экономические мероприятия правительства И. Ганди. Индо-пакистанский вооруженный конфликт в 1971 г. Образование Бангладеш. Программа И. Ганди «20 пунктов». Победа блока правых сил (Джаната парти). Выборы 1980 г.: победа И. Ганди. Отход от «курса Неру» к прагматическому курсу буржуазного развития. Усиление сепаратистских движений: сикхский экстремизм в Пенджабе, сепаратизм в Ассаме. Обострение ситуации в Джамму и Кашмир. Убийство И. Ганди. Правительство Р. Ганди. Правительственные кризисы 1990–х гг. Объединенный фронт. Успех партии Бхаратия Джаната. Особенности внешнеполитического курса.

Раздел III. Страны Ближнего и Среднего Востока.

Турция 1918–2000-е гг. Османская империя после Первой мировой войны. Национально-освободительное движение. Роль М. Кемаля в этом движении. Севрский договор. Образование Турецкой республики. Социально-экономические реформы. Программа «6 стрел». Идеология кемализма. Внешняя политика Турции в 1930-е гг. Проблемы проливов (конференции в Лозанне и Монтре). Турция в годы Второй мировой войны. Эволюция партийно-политической системы. Опыт политического плюрализма в 1950–е гг. Приход к власти Демократической партии. Внутренняя и внешняя политика А. Мендереса. Военный переворот 1960 г. Конституция 1961 г. Усиление внутриполитической напряженности. Рост социалистических и исламистских партий. Перевороты 1971 г. и 1980 г. Конституция 1982 г. Роль военных переворотов в общественно-политической жизни Турции. Социально-экономическое развитие: основные этапы – от этатизма к рынку. Экономические реформы Т. Озала. Принцип лаицизма в современной Турции. Проблемы и направления внешней политики.

Иран 1918–2000-е гг. Положение Ирана после Первой мировой войны. Англо-иранское соглашение 1919 г. Государственный переворот 1921 г. Реформы Реза-шаха. Советско-иранские отношения. Активизация деятельности западных государств в Иране в межвоенный период. Ввод советских и английских войск. Отречение Реза Пехлеви. Иран в годы Второй мировой войны. Национальные движения в 1940–е гг. Усиление влияния США. Подъем демократического и национального движения. Политика США в Иране. «Белая революция»: основные мероприятия, успехи и проблемы, социальные последствия. Положение и роль духовенства. Проблемы ускоренной модернизации Ирана. Социально-экономический кризис 1977–1978 гг. Исламская революция 1978–1979 гг. Образование Исламской Республики Иран. Конституция 1979 г. Особенности внутренней политики. Политика исламизации. Борьба против западной культуры и идеологии. Антикоммунизм. Экспорт исламской революции. Ирано-иракский конфликт. Смерть Хомейни. Реформы 1990–х гг. Попытки отойти от политики «закрытого общества». Исламская революция как факт мировой истории.

Афганистан 19182000е гг. Афганистан к окончанию Первой мировой войны. Приход к власти младоафганцев. Третья англо-афганская война. Реформы младоафганского правительства. Приход к власти короля Амануллы-хана. Реформы Амануллы-хана и их последствия. Приход к власти Надир-хана. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха. Афганистан в годы Второй мировой войны. Капиталистические преобразования и политическая жизнь в 1960–е гг. Антимонархический переворот 1973 г. Афганская республика в период 1973–1978 гг. Апрельская революция 1978 г. и гражданская война. Правление Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА). Афганистан в 1990–2000-е гг.

Раздел IV. Особенности развития Африканского континента.

Общие закономерности развития стран Северной Африки. Страны Магриба в межвоенный период. Антиколониальные движения. Получение независимости. Исламский социализм. Современные политические процессы. Исламский фактор в политической жизни. Социально-экономическое развитие.

Египет 1918–2000-е гг. Социально-экономическое и политическое развитие Египта после Первой мировой войны. Национальное движение за суверенитет (1919 г.) Провозглашение Великобританией независимости Египта (1922 г.). Конституция 1923 г. Англо-египетские отношения. Договор 1936 г. Формирование исламских сил протеста («Организация братья-мусульмане»). Влияние мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. на Египет. Англо-египетский договор 1936 г. Военные действия на территории Египта во время Второй мировой войны. Социально-политическая обстановка в стране после окончания Второй мировой войны. Создание Лиги арабских государств (ЛАГ). Подъем национально-освободительного движения в Египте после Второй мировой войны. Революция 23 июля 1952 г. Период президентства Г. А. Насера: внутренняя и внешняя политика в 1950–е гг. Национализация Суэцкого канала. Война с Израилем (1956 г.). Создание Объединенной Арабской республики (ОАР). Нападение Израиля (июнь 1967 г.). Внутренняя и внешняя политика АРЕ при А. Садате. Война 1973 г. Политика «открытых дверей». Заключение мирного договора с Израилем. Убийство А. Садата. Внутренняя и внешняя политика АРЕ в 1980–2000–е гг. Реформы президента Х. Мубарака. Роль АРЕ в арабском мире.

Основные тенденции развития Тропической Африки. Колониальный передел после Первой мировой войны. Основные тенденции общественного развития в межвоенный период. Политическое и социально-экономическое развитие после Второй мировой войны. Подъем национально-освободительного движения. V Панафриканский конгресс. Становление независимых государств. Год Африки. Завершение деколонизации. Попытки преодоления слаборазвитости. Рецепты «догоняющего развития». Межгосударственные и внутренние конфликты в Тропической Африке. Нарастание конфликтности. Идеи «гуманной реколонизации». Конец биполярного мира и изменение роли Африки в мировом сообществе. Специальная (XIII) сессия Генеральной Ассамблеи ООН и «Программа действий ООН по обеспечению экономического подъема и развития в Африке на 1986–1990-е гг.». «Новая программа действий ООН по развитию Африки на 1990–е гг.». Совместные усилия Организации Африканского Единства – ООН – Группы МВФ/МБРР по выводу Африки из кризиса. Место африканских стран в международных отношениях. Межафриканские проблемы.
5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение курса.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

Бузов В.И. История современного Востока XX-XXI вв. : страны и правители: учебное пособие М.: МарТ. 2008. 575 с.

Гончарова Т.А. Страны Азии и Африки в новейшее время // Всемирная история. Практикум / Под. ред. Т.И. Зайцевой. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. С. 83-93.
б) дополнительная литература:

Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.: Наука. 1981. 271 с.

Аникина Н.И. Африка: население и развитие. М.: Восточная литература. 1997. 277 с.

Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М.: Наука. 1990. 302 с.

Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. Т. 1. М.: Высшая школа. 2008. 511 с.; Т. 2. М.: Высшая школа. 2008. 574 с.

Галенович Ю.М. Китайское чудо, или Китайский тупик? М.: Муравей 2002.

143 с.

История Востока: Т. 5. Восток в новейшее время: 1914-1945 гг. / Отв. ред. Р. Г. Ланда. М.: Вост. лит. 2006. 717 с.



История Китая. М.: АСТ. 2005. 734 с.

История Японии: 1868-1998. М.: ИВ РАН. 1998. 704 с.

Индукаева Н. С. История международных отношений 1918-1945 гг. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2003. 170 с.

Кальвокоресси П. Мировая политика, 1945-2000. В 2 кн. М.: Международные отношения. 2003. 594 с.

Левин З.И. Общественная мысль на Востоке в постколониальный период. М., 1999.

Малушков В.Г. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М.: Наука. 1991. 206 с.

Новейшая история Азии и Африки: ХХ в.: в 3 ч. / Под. ред. А.М. Родригеса. М.: Владос. 2001-2004.

Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции в 60-х - начале 80-х годов XX в. М.: Наука. 1986. 294 с.

Страны Африки: факты, события, цифры / отв. ред. А.А. Ткаченко. М. [б. и.]. 1999. 270 с.

Трошин Ю.А. История стран Азии и Африки в новейшее время. М.: Издательство «Весь мир». 2004.608 с.

Япония: Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы / отв. ред. А.И. Кравцевич. М.: Восточная литература. 1998. 320 с.
в) исторические источники:

Ататюрк М.К. Избранные речи и выступления. М.: Прогресс. 1966. 438 с.

Ваджпаи А.Б. Индия на пути в будущее. Сборник речей и выступлений (март 1998 – сентябрь 2001 г.). М.: институт востоковедения РАН. 2001. 296 с.

Ганди И. Статьи, речи, интервью. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1975. 431 с.

Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука. 1969. 611 с.

Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.: Политиздат. 1988. 255 с.

Сунь Ятсен. Избранные произведения. М.: Наука. 1985. 781 с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Программа по «Новейшей истории стран Азии и Африки», составленнаая на кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Таблицы, плакаты, иллюстрации, карты, библиотечные фонды.
7. Материально - техническое обеспечение дисциплины.

Диапроектор, видеомагнитофон, телевизор.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.

    1. Прмежуточная аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.

8.2. Методические указания для студентов.

8.2.1. Примерный перечень вопросов к экзамену:

Теория модернизации в изучении стран афро-азиатского региона в ХХ в.

Решения Версальской и Вашингтонской конференций для стран афро-азиатского региона.

Китай после Первой мировой войны. «Движение 4 мая» 1919 г.

Распространение идей социализма в Китае. Образование КПК.

Политические силы Китая в 1920–е гг. Складывание единого фронта.

«Движение 30 мая» 1925 г. Объединение Китая.

Внутренняя политика Чан Кайши.

«Движение за новую культуру» Чан Кайши.

Мао Цзэдун: политический портрет.

Китай в 1950–1960-е гг.: проблемы экономического и политического развития.

«Культурная революция» в КНР.

Япония после Первой мировой войны. Проблемы внутреннего развития Японии в 1920–е гг.

Особенности внутриполитического развития Японии в 1930–е гг.

Японский фашизм: историография проблемы.

Япония после Второй мировой войны. Период американской оккупации.

Экономическое развитие Японии в 1960–е гг. Причины «экономическое чуда».

Проблемы экономического развития Японии в 1970–2000-х гг.

Политическое развитие Японии после во второй половине ХХ в.

Индия после Первой мировой войны. Реформы Монтегю.

Идейно-политические взгляды и деятельность М.К. Ганди.

Всеиндийские кампании гражданского неповиновения (сатьяграхи).

Англо-индийские переговоры 1930–х гг. Закон об управлении Индией 1935 г.

Проблема предоставления Индии независимости в политике английского кабинета в конце 1930–1940–е гг.

Курс Дж. Неру во внутренней и внешней политике.

Внутриполитический курс И. Ганди.

Особенности политического развития Индии в современный период.

Индия на современном этапе: социально-экономические проблемы.

Турция после Первой мировой войны. Национально-освободительное движение.

Реформы М. Кемаля в государственной системе и экономике Турции.

Идеология кемализма в 1930–е гг.

Внешнеполитический курс Турции в 1930–40–е гг.

Внутриполитическое развитие Турции после Второй мировой войны. Опыт политического плюрализма в 1950–е гг.

Проблемы внутриполитического развития Турции в 1960–1970-е гг.

Новая стратегия экономического развития в Турции. Реформы Т. Озала.

Принцип лаицизма в современной Турции.

Роль военных переворотов в общественно-политической жизни Турции.

Иран после Первой мировой войны. Переворот 21 февраля 1921 г.

Реформы Реза-шаха в Иране.

Иран в 1940–1950–е гг. «Белая революция» в Иране.

Исламская революция в Иране 1978–1979 гг.

Иран: современное социально-экономическое и политическое развитие (президентство Рафсанджани, Хатами).

Афганистан после Первой мировой войны. Реформы младоафганцев.

Реформы Мухаммеда Захир-шаха в Афганистане.

Антимонархический переворот 1973 г. Афганская республика в период 1973–1978 гг.

Апрельская революция 1978 г. и гражданская война .

Афганистан в 1990–2000-е гг.

Последствия Первой мировой войны для Египта.

Национально-освободительное движение в Египте 1919 г. Провозглашение независимости.

Проблемы внутреннего развития Египта в 1920–1940-е гг.

Офицерская революция 1952 г. в Египте. Египет при Г.А. Насере.

Президентство А. Садата.

Особенности развития Египта при Х. Мубараке.

Характерные черты развития стран Магриба во второй половине ХХ в.

Закономерности политического развития стран Тропической Африки.

Проблемы социально-экономического развития стран Тропической Африки.


8.2.2. Примерный перечень вопросов к зачету:

Социально-политические концепции в Китае.

Социально-политическая мысль в Индии.

Социально-политические концепции на Арабском Востоке.

Политика колониальных держав в странах Востока после Первой мировой войны. Прямое и косвенное управление.

Распад колониальной системы: причины, характеристика основных этапов.

Лидеры и идеология освободительного движения: гандизм, кемализм. Общественно-политические движения и партии. Характер и методы освободительной борьбы.

Особенности освободительного движения в Африке. Панафриканизм.

Захват Японией Маньчжурии в 1931 г. Создание Маньчжоу-го.

Агрессия Японии против Китая 1937-1945 гг.

Совестко-японские отношения. Вооруженные провокации на советском Дальнем Востоке и в Монголии.

Участие Японии в Тихоокеанской войне.

Процесс деколонизации в странах Востока и выбор пути развития.

Характерные черты социалистических моделей (КНДР, МНР, «исламский социализм», социализм в странах Тропической Африки).

Внешнеполитический курс социалистических стран.

Отход от социалистической ориентации. Исторические итоги развития стран социалистической ориентации: успехи и просчеты.

Религия в социально-политической жизни Турции.

Ислам в развитии Ирана.

Курдская проблема в Турции.

Проблема мусульмано-коптских отношений в Египте.

Этноконфессиональные конфликты в Индии.

Идейно-политическая борьба вокруг методов осуществления реформ. Основные положения теории Дэн Сяопина.

Реформы в аграрном секторе и в промышленности.

Роль иностранного капитала. Свободные экономические зоны.

Курильские острова и Сахалин в российско-японских отношениях во второй половине XIX – начале ХХ в.

Проблема «северных территорий» в 1940–1980-е гг.

Перспективы решения проблемы «северных территорий» на современном этапе.

Формирование расового государства в первой половине ХХ в.

Южно-Африканский Союз после прихода к власти Национальной (Националистической) партии (1948 г.).

Борьба за ликвидацию апартеида в 1950–1980-е гг.

Победа Африканского Национального Конгресса. Проблема демократизации современной ЮАР.
8.2.3. Темы рефератов и курсовых работ:

Национальная политика в турецком государстве.

Проблемы мусульмано-коптских отношений в современном Египте.

Курдский вопрос в Ираке.

Арабы-шииты Ирака: социально-экономическое положение и место в общественной жизни.

Особенности социально-политического положения берберов в странах Магриба.

Миротворческие операции ООН в конце 1980–1990-е гг. и механизмы их осуществления.

Положение женщины в странах Востока.

Образование в странах Востока.

Институт монархии в арабских странах.

Роль императора в общественно-политической жизни Японии.

Роль военных переворотов в общественно-политической жизни Турции.

Социализм на Востоке.

Восточный город.

Восточная деревня.

Культурная революция в Китае.

Мао Цзэдун: политический портрет.

Демографическая проблема в странах Востока.

Причины «японского чуда».

Процесс трибализации в странах Тропической Африки.

Экологические проблемы в странах афро-азиатского региона.

Международные организации стран Востока.

Движение Неприсоединения.

Основные идеи учения о китайской нации у Чан Кайши.

Теория классов и классовой борьбы в интерпретации Мао Цзэдуна.

Сущность политических взглядов аятоллы Р. Хомейни.

Герцль Т. и создание политического сионизма.

Идейно-политические разногласия в сионизме (социалисты, ревизионисты, религиозные партии).

Общественная мысль на Востоке на рубеже веков.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История
Программу составила:

Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Т.А.Гончарова


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры

протокол № __ от «__» __________ 2012 г.



Зав. кафедрой Т.И. Зайцева
Программа дисциплины одобрена учебно-методической комиссией ИФФ

Председатель учебно-методической комиссии О.Ю. Морозова


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет