Учебно-методический комплекс по дисциплине история языка Пенза 2007



жүктеу 346.98 Kb.
бет1/3
Дата28.04.2016
өлшемі346.98 Kb.
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3
: files -> dep anglmetkaf.pnzgu.ru
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
dep anglmetkaf.pnzgu.ru -> Учебно-методический комплекс по дисциплине история страны изучаемого языка Пенза 2007 Квалификационные требования


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского


Кафедра французского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


История языка

Пенза – 2007



1. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Выпускник, получивший квалификацию учителя иностранного языка с дополнительной специальностью, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; сознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
ТРЕБОВАНИЯ ГОС ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКА
Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языка. Основные этапы исторического развития изучаемого языка, становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Формирование системы изучаемого языка в различные исторические периоды его развития (фонетика, грамматика, лексика, графика). Литературный язык и диалекты.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель дисциплины:

  • составить у студентов научное представление об эволюции французского
    языка как историческом процессе;

  • вскрыть основные законы и тенденции, историческую перспективу
    развития французского языка.

Задачи дисциплины:

  • проследить процесс формирования французского языка с момента его
    зарождения вплоть до того периода, когда начинает складываться
    современный французский язык;

  • определить корни и истоки тех явлений, которые детерминировали пути
    становления современного французского языка;

  • дать характеристику основных этапов развития французского языка,
    выделить те тенденции развития в области фонетики, грамматики, лексики,
    которые в конечном счете определили особенности структуры современного
    французского языка;

  • вооружить студентов основными методами изучения языка, выработать у
    них принципы интерпретации исторических фактов;

  • помочь студентам овладеть основами общепринятой терминологии,
    выработать научный аппарат по дисциплине;

  • расширить научный кругозор студентов, повысить интерес к изучению
    лингвистических дисциплин;

  • способствовать формированию логического мышления.


3.МЕСТО ИСТОРИИ ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

История языка входит в блок дисциплин предметной подготовки. Это основополагающая лингвистическая дисциплина, закладывающая фундамент для усвоения целого ряда последующих лингвистических курсов (лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, типология, история французской литературы).

В свою очередь, история языка основывается на знаниях, полученных на занятиях по латинскому языку, при ее изучении широко используются положения курса «Введение в языкознание», «Теоретическая фонетика».

Курс истории языка занимает важное место в профессиональной подготовке будущих учителей, т.к. знание законов эволюции языка позволяет объяснить многие трудности, всякого рода исключения в области произношения, употребления и значения грамматических форм, особенности лексической системы французского языка, сдвиги в значении слов, специфику фразеологических оборотов и т.д., иначе говоря, способствует формированию профессиональной компетенции будущего учителя.



4.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО НА ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Форма учебной работы

Форма обучения

Очная

По семестрам

6

1

2

Общая трудоемкость, всего часов

90

Аудиторные занятия (A3)

45

Лекции (Л)

30

Практические занятия (ПЗ)




Семинары (С)

15

Лабораторные занятия (ЛЗ)




Другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа (СР)

45

Контрольная работа

+

Компьютерное тестирование




Форма итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен


5. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ:



Наименование разделов и тем

Очная форма обучения

A3

СР

Л

ПЗ

1.

Введение. Задачи курса, связь ИЯ с другими дисциплинами. Методы исследования. Проблема происхождения французского языка. Основные законы исторического развития языка. Романизация Галлии. Романские языки, их классификация.

6

2

6

2.

Галло-романский период. Фонетические и грамматические изменения. Первые письменные памятники французского языка.

4

2

6

3.

Старо-французский язык, его основные характеристики. Исторические условия функционирования языка, предпосылки к формированию письменно-литературного языка.

8

3

6

4.

Средне-французский период. Развитие феодальных отношений, тенденция к объединению страны. Проблема билингвизма. Особенности языковой структуры. Развитие лексического состава.

6

2

6

5.

Ранне-новофранцузский период. Становление национального языка как

2

2

6







результат становления французской нации. Первые грамматики, проблема нормы. Деятельность Плеяды по совершенствованию французского языка.










6.

Ново-французский период. Проблема выработки единых общеобразовательных норм. Языковые теории Малерба и Вожла. Пуризм.

2

2

8

7.

Язык 18 века, основные характеристики. Великая буржуазная революция и ее воздействие на развитие французского языка.

2

2

7

8.

Всего часов

30

15

45

6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



1. Введение

Курс истории французского языка, его предмет и задачи. Проблема происхождения французского языка. Народная латынь как источник происхождения романских языков.Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языка.



2. Галло - романский период (V - VIII в.в.)

Исторические условия образования французского языка. Основные изменения в области произношения: дифтонгизация ударных гласных, утрата безударных гласных, развитие аффрикат, упрощение групп согласных.

Основные изменения в области грамматического строя: развитие аналитических тенденций в именной и глагольной системах.

Анализ памятников французского языка (Страсбургские клятвы).



З.Старофранцузский период (IX - XIII в,в.)

Краткая характеристика исторической обстановки во Франции. Соотношение литературного языка и диалектов. Краткая характеристика северо-западной и восточной группы диалектов. Относительность понятия "Франсийский диалект".



Звуковой строй.

Основные тенденции развития: интенсивный процесс стяжения дифтонгов, устранение групп согласных, вокализация /1/ перед согласным.



Грамматический строй.

Имя существительное. Категория рода, числа, падежа. Начало оформления категории определенности и неопределенности. Артикль.

Типы прилагательных по образованию родовых форм. Категория сравнения.

Особенности употребления местоимений (самостоятельные и несамостоятельные). Глагол, его категории. Слабая дифференциация временных отношений, преобладание модальных отношений над временными, широкое использование Subjonctif, особые аспектуальные конструкции. Синтаксис. Принципы порядка слов и его специфика в старофранцузском периоде. Особенности сложного предложения. Основные тенденции в развитии языка;

а) к исчезновению падежных флексий, ослабление роли флексий в системе глагола. Расширение сферы употребления Imparfait сужение сферы употребления Subjonctif.

4. Среднефранцузекий период (XIV - XV в,в.)

Особенности исторического развития Франции

(территориальное и политическое объединение страны, двуязычие). Звуковой строй.

Упрощение аффрикат, Стяжение дифтонгов. Формирование носовых гласных. Изменения в характере ударения. Грамматический строй.

Имя существительное. Окончательная утрата падежных флексий. Расширение употребления артикля (определенного и неопределенного), оформление партитивного артикля.

Глагол. Укрепление роли местоимений для выражения грамматических категорий числа и лица, становление категории времени.

Основная тенденция развития грамматического строя -унификация именных и глагольных форм.

Строй предложения. Усиление тенденции к становлению прямого порядка слов.

Лексика. Вторичная латинизация словарного состава французского языка.

5.Ранненовофранцузекий период (XVI в.)

Формирование французской нации и становление национального письменно-литературного языка. Языковая политика королевской власти. Вытеснение латыни. Попытки выработки единых форм. Теория и практика языкового обогащения у поэтов Плеяды.



6. Новофранцузский период (XVII - XVIII в.в.)

Разложение абсолютной монархии. Идеи просветительства. Языковые теории Малерба и Вожла. Учреждение французской Академии. Пуризм.



7. Язык 18 века.

Основные характеристики языка 18 в. Великая буржуазная революция и ее воздействие на развитие французского языка.



7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Катагощина Н.А., Гурычева М.С., Аллендорф К.Д. История

французского языка. М., 1984



  1. N. Chigarevskaia, Precis d'histoire de la langue francaise. M., 1984

  2. B.E. Шетинкин. История французского языка. М., «Высшая
    школа». 1984

  3. М. Borodina. Phonetique historique du francais. L. 1961

  4. M.A. Borodina. Morphologie historique du francais. L., 1965




  1. M.K. Сабанеева, Г.М. Щерба. Историческая грамматика
    французского языка. Л., 1990

  2. З.Н. Волкова. Истоки французского литературного языка. М.,
    1983

  3. Скрелина Л.М., Л.А.Становая. История французского языка. М.,
    «Высшая школа», 2001

Дополнительная литература:

1.Гак В.Г. Введение во французскую филологию. М., 1986

2.Сергиевская М.В. Введение в романское языкознание. М., 1954

3.Сергиевский М.В. История французского языка. М., 1947

4.Шишмарев В.Ф. Историческая морфология французского языка.

5.Скрелина Л.М. История французского языка. М. 1972

6.История Франции. В 3-х томах, изд-во «Наука», М.,1972

Хрестоматии:


  1. Л.М. Скрелина. Хрестоматия по истории французского языка.
    М., «Высшая школа». 1981

  2. Н.А. Шигаревская. Anthologie des textes francais du IX an XV
    siecle. Л., «Просвещение», 1975 (169 - 173 л.)

  3. Н.А. Катагощина, Н.М. Васильева. Лексико-грамматические и
    фонетические комментарии к текстам по истории французского
    языка. Учебное пособие. М 1980

О.М. Stepanova. Histoire de la langue francaise.Textes d'etude. M.,
1975
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:



  • иметь представление о языке как о целостном феномене, как о
    саморазвивающейся системе и как средстве общения, функционирующем во
    времени и пространстве;

  • продемонстрировать владение общей исторической перспективой, т.е.
    знание очередности основных этапов развития языка, их логическую и
    причинную взаимосвязь;

- знать особенности фонетической, грамматической, лексической системы
французского языка на каждом этапе его развития;

- уметь выявлять внутренние механизмы языкового развития (давление


системы, стремление системы к симметрии и равновесности («принцип
экономии»), тенденция к когерентности значения и формы);

-' уметь различать внешнюю и внутреннюю историю языка, иметь представление о социокультурном контексте развития языка;



  • уметь идентифицировать происхождение и датировку древних текстов,
    приобрести навык профессионального оперирования художественными
    текстами, практические навыки работы с письменными памятниками
    французского языка;

  • уметь объяснять трудности современного французского языка на всех
    уровнях его языковой системы;

  • иметь представление о формах существования языка, т.е. устной и
    письменной форм речи, территориальной и социальной их дифференциации, а
    также условиях формирования национального письменно-литературного языка.

QUESTIONS D'EXAMEN

"L'HISTOIRE DE LA LANGUE FRANçISE"

l.Qbjet d'etude du cours "l'Histoire de la langue".Ses liens avec

les autres disciplines.

2.Probleme des origines du frangais. Classification des langues

romanes.


3.Romanisation de la Gaule.

4.Situation historique dans la periode gallo-romane.Les premiers monuments écrits du français.

5.Structure phonetique du gallo-roman.Vocalisme.

6. Consonantisme .

7.Modifications grammaticales du GR(Nom,adjectif,pronom).

8.Verbe.


9.Débuts du français littéraire.Problème de sa base dialectale

en Ancien français. 10.Phonétique de 1'AF.Voyelles. ll.Consonnes en AF.

12.Systeme nominal de 1'AF.(Nom,adjectif). 13.Emploi de 1'article en AF.

14.Pronoms en AF.

15.Catégorie du temps du verbe en AF. 16.Catégorie de 1'aspect et du mode du verbe en AF.

16.Syntaxe de l'AF.Ordre des mots dans une proposition simple. 17.Phrase complexe en AF.

18.Conditions historiques de 1'extension du français littéraire au Moyen age.Problème du bilinguisme.

19.Vocalisme du MF.

20.Système phonétique du MF.Consonnes.

21.Changements morphologiques dans le systeme nominal du MF.

Emploi de 1'article au MF.

22.Adjectifs du MF.Modifications dans le systeme des pronoms du MF.

23.Systeme verbal du MF.

24.Syntaxe du MF.

25.Lexique du MF.

26.Conditions historiques de la formation du français national. 27.Problème de la normalisation de la langue française au XYI siecle,

28.Problème du perfectionnement du français littéraire au XYI s.

Mouvement de la "Defense et illustration de la langue frangaise"

29.Lexique du XYI s.

30.Influence favorable de la royaute sur 1'emancipation du français au XYI s.

31.Conditions historiques de la codification de la norme au XYII s.

Conception de la norme au XYII s.

32.Activite linguistique de F.Malherbe et de C.Vaugelas.




Учебный

год


Решение кафедры

(№ протокола, дата, подпись зав. кафедрой)



Внесенные изменения

Номера листов (страниц)

замененных

новых

аннулиро-ванных























































Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрации изменений по схеме:

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
Система менеджмента качества.

Положение об учебно-методическом комплексе



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Изменение

Номера листов (стр.)

Всего листов(стр.) в документе

Номера распорядительного документа

Подпись

Дата

Срок введения изменений

замененных

новых

аннули-рованных


















































































































































































































































































  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет