Учебное пособие по философии истории. Симферополь 2004



жүктеу 1.67 Mb.
бет1/8
Дата30.04.2016
өлшемі1.67 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
: book -> philosophy
philosophy -> Петр Алексеевич Кропоткин Взаимопомощь как фактор эволюции
philosophy -> Нет, речь идет о тех новых смыслах, которые старые понятия обретают здесь и сейчас. В книге даны все современные понятия, отражены все значимые для судьбы мира и России личности и события
philosophy -> Пьер Абеляр Диалог между философом, иудеем и христианином Предисловие к публикации
philosophy -> Е. В. Золотухина-Аболина Повседневность: философские загадки Москва 2005
philosophy -> Славой Жижек Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие
philosophy -> Е. С. Решетняк Давидович В. Е. Д34 в зеркале философии. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1997. 448 с. Эта книга
philosophy -> Эллинистически-римская эстетика I-II веков
philosophy -> Книга небес и ада ocr busya «Хорхе Луис Борхес, Адольфо Биой Касарес «Книга небес и ада»
philosophy -> Роберт л. Хаилбронер


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО



И.И. Кальной



Учебное пособие по философии истории.

Симферополь – 2004

Оглавление.


Предисловие. 4


Глава № 1 Историческое как предмет Философии истории.


§ 1. Два взгляда на историческое. 6

§ 2. Историческое как особый вид «бытия в мире». 15

§ 3. Основные понятия, идеи и принципы философии истории. 18
Глава №2. Рациональность и философия истории.

§ 1. Рациональность как условие критики сущего и рефлексия

должного. 24

§ 2. История как рациональная реконструкция

и интерпретация прошлого. 29
Глава № 3 Архетипы истории.


  1. Мифологический образ истории. 32

  2. Религиозный образ истории. 35



Глава № 4. Классическая философия истории.


  1. Исторический прогресс как прогресс науки. 40

  2. «Лестница прогресса» эпохи Просвещения. 45

  3. Концепция истории Дж. Вико. 50

  4. И. Гердер и его история как прогресс «гуманности». 53

  5. Гегель о «хитрости мирового разума. 55

  6. Марксизм и его материалистическое понимание истории. 58

  7. Тейяр де Шарден и его история косморазвития. 62


Глава № 5. Неклассическая рациональность

или субъективная востребованность философии истории

  1. Становление неклассической рациональности. 67

  2. «Прогресс и порядок» в философии О. Конта. 70

  3. Г. Спенсер о социальной эволюции. 74

  4. Аксиологическая интерпретация в философии истории

  5. неокантианства. 77

  6. Р. Коллингвуд об истории как самопознании человеческого духа. 83

  7. Ф. Ницше об истории как осуществлении «воли к власти». 86

  8. В. Дильтей о переживании и понимании истории. 89

  9. Концепция культурно-истоических типов Н.Я. Данилевского. 91

  10. О. Шпенглер об истории как самоисповедовании культур. 93

  11. Постижение истории по А. Тойнби. 96

Глава № 6 Законы истории как онтологическое

выражение источника, механизма и направленности

развития исторического процесса.

  1. Философия истории о законах истории. 100

  2. Движущие силы исторического развития 104

  3. Первые шаги истории человечества 107

  4. Роль личности в истории. 109


Глава № 7. Направленность мировой истории.

Прогресс и его критерий.

  1. О направленности мирового исторического процесса. 111

  2. Основные закономерности прогресса и его критерий. 114

  3. Общество как саморазвивающаяся система. 116

  4. Основные категории исторического процесса. 121


Глава № 8. Современные проблемы философии истории.

1. Кризис европоцентризма. 127

2. Проблема смысла истории. 134

3. Проблема «открытого общества». 136



Глава № 9 Методология философии истории


1. Общие размышления о методологии 139

2. Методы постижения исторического события. 146


Методические рекомендации по освоению

курса и работе над первоисточниками. 151
Рекомендованные темы семинарских занятий 154
Темы рефератов. 157
Общая библиография: 158
Предисловие

Философия истории – это пограничная сфера философии и науки. В отличие от истории как отрасли научного знания она способна обрести статус метанауки и обеспечить предпосылочное знание. В отличие от философии ее объектом выступают не предельные основания мира, а только то, что проходит по реестру «исторического». В качестве отправной точки отсчета философия истории рассматривает не «факт» в системе субъекно-объектного отношения, а событие в системе субъектно-субъектного отношения. Это и многое другое составляет специфику философии истории и ее отличие как от философии, так и истории.


При подготовке учебного пособия принимался во внимание опыт отечественной и зарубежной практики, что реализует преемственность и объясняет неизбежность повтора некоторых известных позиций.

Содержание глав логически взаимосвязанно и в целом обеспечивает изложение учебного курса «Философия истории», который завершается методическими рекомендациями, семинарскими занятиями и библиографией. Цель курса заключается в обосновании положения о том, что философия истории является своеобразной теорией исторического познания. Она помогает исследователю осуществить один из важнейших принципов гносеологического отношения субъекта к объекту, - принцип объективности: Принцип объективности обеспечивает преодоление принадлежности историка к определенной эпохе, к определенной стране, к определенной социальной группе, к определенной религии и т. д.


Задачи курса: помочь студенту углубленно изучить историческое, освоить принцип историцизма, принять событие как исходную категорию философии истории, рассмотрев событие через призму эпохальных парадигм; ознакомиться с различными точками зрения на понимание истории; освоить определенный уровень методологической культуры, познакомиться с методами аксиологии, герменевтики, и компаративистики.

Заявленное пособие предполагает, что студенты получили подготовку по философии, культурологии, логике и политологии. А посему пособие ориентировано на дальнейшее развитие гуманистического мировоззрения и формирование методологической культуры молодых исследователей.

Вглядываясь в прошлое, человечество пытается найти в нём знаки будущего, обрести надежду, практически утраченную в жестоком ХХ веке, и философия истории должна выполнять свое назначение. Осознание истории выступает базой выработки новой стратегии развития человечества в третьем тысячелетии.



  1   2   3   4   5   6   7   8


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет