Учебное пособие по курсу «Введение в международную журналистику»



жүктеу 0.86 Mb.
бет1/3
Дата01.05.2016
өлшемі0.86 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3
: bitstream -> 123456789
123456789 -> Метанарративы национальной идентичности в современной массовой литературе россии
123456789 -> Учебно-методическое пособие для политологического отделения минск 2012 г
123456789 -> Лекция Научное познание как предмет методологического анализа 4 Методы научного познания 5
123456789 -> I. Пояснительная записка Основой целью изучения учебной дисциплины «Гидроэкология»
123456789 -> А. А. Шавель абсурд в драматургии а. Казанцева
123456789 -> Пространство, время, стиль (пространственно-временной концепт в архитектуре и искусстве, 1850 1900)
123456789 -> Костромичева Мария Васильевна
123456789 -> А. В. Данильченко Регистрационный № уд /р. История Словакии (специальный курс) Учебная программа
123456789 -> Лекция Понятие об авиамоделировании. Виды авиамоделей. Свободнолетающие авиамодели. Схематические модели планеров
123456789 -> Вопросы к экзамену по курсу «Ландшафтоведение» для студентов дневного отделения


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Е.Ф. Конев

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Учебное пособие по курсу

«Введение в международную журналистику»

В трех частях

Часть 3


МИНСК

2002


УДК 002 703 (075.8)

ББК 76.01я73

К64

Р е ц е н з е н т ы:

доктор исторических наук, профессор И. И. Саченко;

кандидат филологических наук, доцент З. К. Пригодич



Конев Е. Ф.

К64 Международная журналистика. Введение в специальность: Учебное пособие: В 3 ч. Ч. 3. — Мн.: БГУ, 2002. — 70 с.

ISBN 985-445- .

Третья часть учебного пособия по курсу “Введение в международную журналистику” знакомит читателя со спецификой современного зарубежного телевидения и радиовещания, с особенностями работы зарубежных журналистов на телевидении и на радио, в газетах и в информационных агентствах. Предназначена для студентов факультета журналистики.


УДК 002 703 (075.8)

ББК 76.01я73

© Конев Е. Ф., 2002

ISBN 985-445- © БГУ, 2002

Г л а в а 1

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Чтобы иметь ясное представление о наиболее характерных тенденциях развития современных зарубежных электронных СМИ, мы рассмотрим, прежде всего, специфические особенности работы телевидения стран Западной Европы и Северной Америки. Высокий технический и содержательный уровень многих теле-станций этих регионов является предметом нашего исследования.

“Век телевидения” ведет отсчет со второй половины 1920-х годов, когда физик Владимир Зворыкин, работавший в компании “Вестингхауз”, изобрел вакуумную трубу, которая могла фиксировать перемещающиеся изображения на экране. Главное изобретение Зворыкина — “кинескоп” — посылало электроны поперек сложенных горизонтальных линий на крошечном экране настолько быстро, что экран показывал движение таким, как его “видела” камера. Качество картинки у Зворыкина не было высоким, поскольку электроны “расстреливали” только 30 горизонтальных линий на экране, в сравнении с нынешними 525, но система работала. В 1939 г. изобретение Зворыкина было продемонстрировано на Нью-Йоркской Всемирной Выставке. Вскоре 10 компаний занялись производством домашних телеприемников.

Вторая мировая война почти на десятилетие затормозила развитие телевизионных СМИ. И лишь со второй половины 1950-х годов телевидение в странах Западной Европы и Северной Америки стало обретать ту структуру, которая является предметом нашего исследования.

При этом следует отметить, что современное телевидение Соединенных Штатов Америки, в отличие от государств Западной Европы, имеет свою структурную специфику. В отличие от европейских стран, где правительства финансировали создание централизованных национальных телевизионных макросистем, в США 2/3 коммерческих телестанций (около 600) — филиалы телесетей корпораций Эй-Би-Си, Си-Би-Эс и Эн-Би-Си, или, как их еще называют, “большой тройки”.

Объясняется это обстоятельство тем, что присоединение к сетям корпораций крайне выгодно для региональных телестанций. Программы, предлагаемые сетями, имеют достаточно высокое художественное качество. С программами сетей телестанции привлекают намного больше зрителей, чем раньше, когда распространяли только собственные программы.

Наличие большой аудитории подразумевает установление более высоких тарифов на рекламное время. Телестанции также получают прибыль непосредственно от присоединения к сетям. Корпорации делятся рекламными доходами с филиалами. Около 10 % доходов региональных телестанций составляют поступления от рекламы.

Однако отношения между корпорациями и региональными телестанциями складываются далеко не так идеально, как могло бы показаться. Корпорации настаивают на том, чтобы филиалы транслировали не региональные, а общенациональные программы. Региональные телестанции всемерно этому противятся, так как получают гораздо больше дохода от продажи рекламного времени во время трансляции местных новостей, нежели при трансляции общенациональных новостей, до которых миллионам телезрителей нет дела. В 1996 году руководство корпораций пыталось настоять на своем требовании. Но Федеральная комиссия по коммуникациям Конгресса США признала эту меру принудительной и незаконной.

Тем не менее, корпорации оказывают давление на филиалы. Если филиал не выполняет требования руководства корпорации по трансляции общенациональных программ вместо местных, корпорация договаривается с конкурирующей телестанцией, которая принимает условия, установленные боссами корпорации. Таким образом, несговорчивые телестанции вынуждены соперничать в информационном пространстве региона с конкурентом, рискуя потерять значительную часть аудитории и, как следствие, доходы от рекламных поступлений.

На протяжении последних десятилетий в противоборство между корпорациями “большой тройки” и региональными теле-станциями небезуспешно вклинилось кабельное телевидение.

“Кабельное вторжение” началось в 1972 году, когда новая телекомпания “Хоум Бокс Офис” начала обеспечивать кинофильмами и спортивными передачами региональные телестанции, которые основали отдельный канал и брали с подписчиков дополнительную плату за просмотр. В 1975 году компания переключилась на орбитальный спутник, который сделал телеслужбу доступной каждой кабельной системе в стране. На кабельное телевидение подписались 265 000 граждан. Для корпораций “большой тройки” это было еще слабой угрозой, пока однажды владелец независимой телестанции в Атланте Тед Тернер не послал свой сигнал на орбитальный спутник, передавший его кабельным системам. Этот поступок Тернера, будущего создателя Си-Эн-Эн, положил начало скорому возникновению супертелестанции “Вай-Ти-Би-Си”. Увеличив разнообразие программ, принимаемых от региональных телестанций, Вай-Ти-Би-Си охватила большую аудиторию зрителей, которым уже устали от программ “большой тройки”.

Следует отметить, что и между корпорациями “большой тройки” отношения далеко не добрососедские. Они ожесточенно конкурируют в борьбе за рейтинги зрительской популярности, перехватывая друг у друга “пальму первенства”. Так, в конце 1970-х годов Эй-Би-Си “обошла” Cи-Би-Эс по производству телепрограмм для молодежи. Но в 1985 году комедийный сериал Билла Косби “Полиция Майами: отдел нравов” на канале Эн-Би-Си снял с Эй-Би-Си “майку лидера”.

Консолидироваться в хорошо согласованную систему с собственными филиалами и информационными ресурсами корпорации “большой тройки” заставила созданная в 1967 году Федеральная Служба Общественного Вещания (ФСОВ), которая начала обеспечивать собственными программами региональные теле-станции по более низким тарифам. Самым успешным проектом ФСОВ была программа “Улица Сезам”. Благодаря общеобразовательным программам ФСОВ общественное мнение перестало воспринимать региональные телестанции как образчик низкоинтеллектуального телевидения. Это вызвало у “большой тройки” тем большее раздражение, что позволило региональным телестанциям успешнее бороться за местных рекламодателей.

Но все-таки основным беспокойством для корпораций “большой тройки” остается кабельное телевидение, которое к началу 1990-х годов стало доступным в 20 тыс. городах США и Западной Европы. 125 млн человек подписались на новые кабельные каналы. Их число возрастало, что одинаково вредило и корпорациям “большой тройки”, и региональным филиалам, поскольку теряли аудиторию и рекламодателей.

Еще один удар был нанесен “большой тройке” и их филиалам в 1992 году, когда Федеральная комиссия по коммуникациям постановила, что все новые телевизоры должны настраиваться минимум на 83 канала. И поскольку люди заменяли старые телеприемники, которые давали возможность смотреть лишь 13 каналов, аудитория независимых кабельных телестанций еще больше возросла. Это позволило кабельным телестанциям создать собственные отделы новостей, работники которых вскоре стали серьезными конкурентами журналистам Эй-Би-Си, Си-Би-Эс и Эн-Би-Си.

Именно фактор “кабельного вторжения” вынуждает корпорации “большой тройки” поддерживать отношения в духе взаимовыгодного сотрудничества со своими филиалами. Именно поэтому корпорации делятся рекламными поступлениями с региональными телестанциями. В противном случае и те, и другие будут вытеснены из коммуникационного пространства кабельными телестанциями, потеряют аудиторию и рекламодателей.

В свою очередь и региональные филиалы, опасаясь конкуренции со стороны “кабельщиков”, идут на значительные уступки корпорациям. Это проявляется в том, что с 20 до 23 часов вечера региональные станции транслируют преимущественно программы, созданные тележурналистами “большой тройки”. Это как раз то время, когда зрителями программ могут стать от 98 % до 99 % американцев. Эти программы имеют то, что называется “98-й” или “99-й разряд” при проведении расчетов оплаты за рекламное время. Утренние программы новостей, подобно программе “Сегодня”, и большинство дневных “мыльных опер” также имеют нормы проведения расчетов в районе 90 разрядов. Один разряд включает, в зависимости от времени телетрансляции, сумму от 100 до 1000 долл. за секунду рекламного времени.

Вот некоторые нормы проведения расчетов в 2001 году:

— на телеканале Эн-Би-Си программы “Пароль высшего качества” и “Игра слов”, показанные в полдень, получили только “77-й” и “78-й” разряды, поскольку многие местные телестанции в это время транслируют полуденные новости.

— на канале Си-Би-Эс информационная программа “Смотрите ночью”, которую транслируют с 2 часов ночи, получила “48-й разряд” в течение первого часа программы и “80-й разряд” между 3 и 4 часами утра, потому что как раз в это время большинство местных телестанций заканчивают трансляцию кинофильмов и зрители, остающиеся у экранов телевизоров, просматривают хронику прошедшего дня.

Вот еще разряды по оплате за рекламу некоторых передач, транслируемых по телесетям США в воскресенье утром:

канал Си-Би-Эс: “Утро воскресенья” — “96-й разряд”, “Лицо Нации” — “81-й разряд”;

канал Эй-Би-Си: “На этой неделе с Дэвидом Бринкли” — “97-й разряд”; “Деловой мир” — “70-й разряд”;

канал Эн-Би-Си: “Встреча с прессой” — “90-й разряд”.

В конце 1990-х гг. в мире насчитывалось около 100 крупных кабельных сетей, работающих круглосуточно. Первые строчки во всемирных рейтингах популярности занимали телекомпании Вай-Джи-Эн (Чикаго), Вай-Вай-Оу-А (Нью-Йорк), Кей-Пи-Ай-Икс (Сан-Франциско), Кей-Ти-Эл-Эй (Лос-Анджелес) и Кей-Ти-Ви-Ти (Форт-Уэрт, Техас).

Корпорациям “большой тройки” приходилось использовать все возможные методы ради сохранения аудитории.

Первым способом сохранения конкурентоспособности стало урезание расходов на обслуживающий персонал. Так, после сокращения общенациональной аудитории с 93 % в 1978 г. до 77 % в 1993 г., в Си-Би-Эс персонал был сокращен с 1 400 до 1 000 служащих.

Вторым способом явилась попытка создания собственных кабельных каналов таких, как Эс-Эн-Эн или “Вестингхауз”. Однако они не превзошли рейтинг популярности Си-Эн-Эн Теда Тернера.

Третьим способом стало использование линий опто-волоконных кабелей. Эти кабели, распространяющие высококачественные сигналы, включая видео, явились тем техническим потенциалом, который позволил корпорациям конкурировать с кабельными станциями в предоставлении телевизионных услуг рекламодателям.

Эти усилия позволили корпорациям “большой тройки” сохранить позиции наиболее мощных провайдеров, которые, ориентируясь в своих программах на новости и развлечения, своими технологическими разработками задают темп развития мировых электронных СМИ.

И тем не менее, уже упоминавшийся телеканал Си-Эн-Эн Теда Тернера по-прежнему превосходит корпорации “большой тройки” и их многочисленные филиалы по своей оперативности, разнообразию передач и рейтингам зрительской популярности. Си-Эн-Эн является не только главным фактором, вынуждающим “большую тройку” бороться за свою конкурентоспособность, но и образцом качественного телевидения для электронных СМИ многих стран мира.

В этой связи несколько подробнее остановимся на биографии этого незаурядного человека. В 1963 году, после смерти отца, Тед Тернер унаследовал убыточную телевизионную станцию в Атлантик-Сити. Передачи этой станции, транслируемой по каналу Вай-Ти-Джи-Эс на ультракоротких волнах, мало кто смотрел в городе. В те времена большинство американских телевизоров настраивались максимум на 13 каналов. Это означало, что канал Вай-Ти-Джи-Эс Тернера, подобно другим УКВ-станциям, был недоступен во многих домах. Соответственно, и рекламный доход станции был низким. Отец Тернера с трудом вносил арендную плату за ветхое помещение на Уэст-Пичтри-стрит, в котором разместилась студия. Студия Вай-Ти-Джи-Эс имела 60 чел. на платежной ведомости и единственную ванную. Зато в избытке имелось огромное количество клопов, для защиты от которых еженедельно распылялись тучи химикатов.

Молодой Тернер энергично взялся за создание чего-либо стоящего из своего наследства. Для начала он начал экономить на обслуживающем персонале. Ради этого он даже собственноручно заполнял напитком аппарат с содовой и сдавал пустые бутылки.

Что еще более важно, Тэд признал, что Вай-Ти-Джи-Эс не имеет перспективы, если не сможет предложить зрителям что-нибудь большее, чем собрание старых кинокомедий — единственное, чем располагала телестанция. Тернер позаимствовал денег и купил права на показ матчей с участием бейсбольной команды “Атланта Брэйвс” и баскетбольной команды “Атланта Хоукс” в середине 1970-х годов. Это гарантировало расширение зрительской аудитории телеканала.

Тернер взялся за решение и другой главной проблемы Вай-Ти-Джи-Эс — расширение диапазона волн вещания канала. Узнав в 1976 году, что компания Аш-Би-Оу планирует направить радиолуч на орбитальный спутник для ретрансляции каналов местных телестанций в национальном масштабе, Тернер купил спутниковое время и убедил Аш-Би-Оу добавить передачи его станции в их пакет услуг. Таким образом, Тернер многократно умножил аудиторию своего канала. Отныне в промежутке между показами старых кинокомедий и трансляций спортивных состязаний на стадионах Атланты Вай-Ти-Джи-Эс транслировал рекламу в масштабах всей страны.

После этого успеха Тэд Тернер прекратил сдавать пустые бутылки, но все еще упорно трудился. Он носил старый костюм и спал на кушетке в офисе, когда работал допоздна.

Теперь он стремился к еще более грандиозному успеху. Он задумал создать кабельную сеть 24-часовой телевизионной информационной службы. В 1980 году Тернер купил старый особняк и снабдил его самым новейшим оборудованием. Затем он нанял еще пару дюжин сотрудников, которым велел собирать интересные новости и запустил в эфир канал “Кабельный Канал Новостей” (Си-Эн-Эн). В течение нескольких месяцев этот канал приносил его владельцу одни убытки. Поубавило оптимизма Тернеру и то обстоятельство, что Эй-Би-Си основывало “Спутниковый Канал Новостей” (Эс-Эн-Эн), который поначалу успешно конкурировал с Си-Эн-Эн.

Но Тернер не унывал и в конце концов победил конкурентов созданием информационной программы “Заголовки”, которая завоевала признание широкой аудитории. Привлеченные звучащими в “Заголовках” анонсами, зрители охотно смотрели канал Си-Эн-Эн. Вскоре Эй-Би-Си продало свою программу новостей Тернеру.

Главный расчет в работе Си-Эн-Эн Тед Тернер сделал на интерактивности, т. е. стремлении сообщать о важнейшем событии практически в тот же момент, когда оно совершилось. Телевизионная интерактивность — “удовольствие” дорогое. Командировочные корреспондента, аккредитованного в зону боевых действий где-нибудь на Ближнем Востоке или в Северной Африке, могут достигать полутора тысяч долларов в сутки. (А журналист, разумеется, не побоится вести “прямой репортаж” с “линии огня”.) Но все эти расходы с лихвой окупятся абонентской платой телезрителей и доходами от размещения рекламы.

Случались у Тернера и провалы. Так, в начале 1980-х годов он создал музыкально-новостной канал “Голос Юга”, в котором шутки ведущих и интервью с популярными музыкантами постоянно граничили с неприличием. Но в конце концов Тернер не выдержал конкуренции с Эм-Ти-Ви, которому и продал свое детище.

Постоянно работая на грани материальных возможностей, вечно рискуя всем своим состоянием, принимая главные решения без чьей-либо помощи и, порой, импульсивно, Тед Тернер оказался на деле отличным предпринимателем. Его частое везение породило огромное число завистников и недоброжелателей не только в среде работников масс-медиа, но и среди исследователей СМИ. Самые желчные хулители Тернера оказались среди работников региональных телевизионных станций, которые имели такие же стартовые возможности, но не добились такого успеха. Критики постоянно называли “пыхтящего Тернера” недобросовестным человеком, обвиняли в том, что он транслировал старые комедии и бейсбольные матчи по Вай-Ти-Джи-Эс, нарушая при этом нормы трансляции рекламных роликов — реклама демострировалась слишком часто, тем самым привлекалось большее количество рекламодателей в ущерб другим станциям.

Тернер относился к критике с пониманиям, говоря, что успех на телевидении прямо пропорционален росту числа завистников.

В 1985 году он решил купить канал Си-Би-Эс за 21 млн долл.. Однако пока он еще ясно не представлял, чем будет заполнять телеэфир. Прослышав о его трудностях, Голливуд предложил ему купить кинокомпанию “Эм-Джи-Эм/Юнайтед Артистс”, включающую и обширную кинотеку Эм-Джи-Эм. Тернер согласился сразу же на цену в 1 400 млн долл., даже не пытаясь поторговаться. В скором времени он распродал по частям “Эм-Джи-Эм/Юнайтед Артистс”, но удержал кинотеку Эм-Джи-Эм. Так Тернер получил материал для телеэфира.

Однако, пока Тернер сражался за кинотеку Эм-Джи-Эм, его телекомпанию Вай-Ти-Джи-Эс едва не прибрал к рукам крупнейший мировой магнат средств массовой информации Руперт Мэрдок. Мэрдок, имеющий среди недоброжелателей прозвище “барон-разбойник”, стремился занять нишу Тернера, вытеснить его с телеинформационного рынка. Для этой цели Руперт Мэрдок купил в 1987 г. семь крупнейших телестанций США и медиакорпорацию “ХХ век Фокс”, которая дала ему средства телепроизводства и огромную кинотеку. Региональным телестанциям корпорация Мэрдока предлагала высокобюджетные ночное ток-шоу на уик-энд. Мэрдок успешно конкурировал с Эй-Би-Си и Эн-Би-Си за зрителей и рекламодателей. После приобретения компании Тернера он получил бы неограниченный контроль над информационным пространством США. Однако на помощь Тернеру пришли станции кабельного телевидения. Сделали это они не столько из благородных побуждений, сколько потому, что Си-Эн-Эн являлось обязательным приложением пакетов услуг для подписчиков кабельных корпораций. Джон Малой, руководитель крупнейшей кабельной компании “Телесвязь”, вложившей 562 млн долл. в спасение телестанции Тернера, сказал: “Если бы мы не пришли на помощь Теду, WTGC был бы куплен Мердоком, и Си-Эн-Эн теперь показывал бы “Самое кровавое убийство недели” или “Самое скандальное изнасилование месяца”.

В обмен на эту помощь Тернер согласился разделить контроль над пакетом акций Вай-Ти-Джи-Эс. Но его мнение продолжало быть главным и самым весомым. Чтобы заработать побольше денег на кинотеке Эм-Джи-Эм, он создал кабельную сеть, которая преимущественно эти фильмы и транслировала. В 1988 году эта сеть начала демонстрацию своих программ 17 млн подписчиков — в 5 раз больше, чем могла похвастать любая другая телесеть в мире.

В начале 1990-х гг. Тернер уговорил инвесторов ассигновать 280 млн долл. Вай-Ти-Джи-Эс и приступил к производству телемини-сериа-лов. Итогом проекта стали 293 суток оригинальных программ (сделанных на студиях канала, а не приобретенных “на стороне”) — почти в 2 раза больше, чем средние 154 суток программ, производимых корпорациями “большой тройки”. Кроме того, Тернер предложил зрителям трансляции важнейших событий национального масштаба, вроде гонок “Индикар-500”, которые так интересуют многих американцев.

Таким образом, творческий путь Теда Тернера, начавшийся с Вай-Ти-Джи-Эс в 1963 году и продолжающийся по сегодняшний день, воплотил основные тенденции развития зарубежного телевидения. Эти тенденции включают, главным образом, постоянное реструктурирование телевизионной промышленности, расширение спутниковых и кабельных трансляций, которые заменили передачу сигналов по воздуху через радиорелейные станции, и непрерывное создание кино- и телематериала, благодаря которому можно заполнять эфир и удерживать зрителя перед экраном телевизора. Основой же для постоянного реструктурирования, обновления технического оборудования и кадров были и в обозримом будущем будут оставаться рекламодатели.


Г л а в а 2

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Тележурналистам приходится учитывать в планировании своей работы то обстоятельство, что их аудитория изменяется в течение суток. Так, женщины доминируют перед экраном телевизора утром и в середине рабочего дня. Поздно вечером, после итогового выпуска новостей, главной телеаудиторией становится взрослая молодежь. Вот почему телевизионные менеджеры регулярно составляют цикл программ, так называемый dayparts, который идентифицирует их виды в соответствии с преобладанием той или иной аудитории перед экраноми телевизора.

Согласно этому циклу, с 5 утра доминируют женщины и дети, которые еще не ходят в школу. Поэтому в телепрограмму включают оперативные известия, подобно программе “Сегодня”, чтобы “модернизировать” зрителей, настроить их на рабочий лад. Детям показывают мультфильмы.

С 9 утра до 16 часов, когда перед экраном телевизора доминируют женщины-домохозяйки и пожилые люди, демонстрируются, главным образом, “мыльные оперы” и ток-шоу.

С 16 до 19 часов доминирует мужская аудитория. Для них транслируют спортивные и интеллектуальные игры, а также выпуски общенациональных новостей.

С 19 до 20 часов в эфир каналов идут в основном показы телевикторин с розыгрышем дешевых призов, поскольку интерес к телевидению в этот период спадает.

С 20 до 23 часов — время, когда перед экранами телевизоров доминируют рабочие и студенты. Это время вызывает наибольшую конкурентную борьбу среди рекламодателей. Транслируются преимущественно выпуски новостей, сериалы и кинофильмы.

С 23.00 до 23. 30 — “время последних известий”. В эфир региональных телестанций идут местные новости, к которым добавляют известия со всей страны. Этот промежуток времени приносит телестанциям существенную долю доходов от рекламы.

С 23. 30 до 5 утра доминируют люди, страдающие бессонницей. Для них транслируют ток-шоу и кино.

По уик-эндам ранним утром демонстрируют мультипликационные сериалы, так как в это время просыпаются дети.

Спортивные состязания транслируют в основном по выходным в полдень.

Что же касается выпусков телевизионных новостей, или, как их еще шутливо называют на профессиональном языке, “говорящие головы”, то следует отметить, что они имеют специфику, которая трансформировалась в течение пяти десятилетий.

Первые программы теленовостей появились в США в 1947 году на канале Си-Би-Эс (она называлась “Новости с Дугласом Эдвардсом”) и на Эн-Би-Си (“Караван Новостей Верблюда”, ведущий — Джон Камерон Свейз). Эти 15-минутные вечерние программы основывались исключительно на сообщениях Ассошиэйтед Пресс (АП) и Юнайтед Пресс Интернэшнл (ЮПИ). В качестве изобразительного ряда использовались документальные фильмы и кинохроника, предоставленные этими компаниями.

В последующие пять лет телеканалы организовали собственные штаты репортеров и отказались от фотогеничного, но предсказуемого освещения событий, подобно спускам на воду пассажирского лайнера или конкурсам красоты. Репортеры новостей сосредоточили внимание на общественных проблемах.

В 1963 году вечерние выпуски новостей расширили до 30 минут. Самыми популярными ведущими были Дэвид Бринкли (Эн-Би-Си) и Уолтер Кронкит (Си-Би-Эс). Когда в 1981 году Уолтер Кронкит ушел на пенсию, опросы общественного мнения показали, что он был человеком, которому больше всего доверяли американцы. Этот рейтинг явился лишним доказательством того, насколько важными стали телевизионные выпуски новостей.

Хотя первоначально выпуски теленовостей являлись отнюдь не рентабельной отраслью, журналисты и менеджеры считали их “благородным бременем”. Потенциал этого “благородного бремени” блистательно продемонстрировали в 1951 году продюсер Фред Фрэндли и репортер Эдвард Мюрроу, создавшие еженедельную познавательную программу “Смотри сейчас”, в которой правдиво рассказали об истеричных обвинениях сенатора Джозефа Маккарти, о лживости его антикоммунистических бредней. С начала 1980-х выпуски новостей привлекали все больше зрителей. Соответственно возросло количество рекламодателей. Выпуски новостей стали основным источником прибыли для корпораций и региональных телестанций.

Со второй половины 1950-х годов отделы теленовостей начали снимать собственные документальные фильмы продолжительностью в среднем 10 минут освещающих острейшие социально-политических проблемы современности. Лучшими среди них считаются фильмы Джорджа Фрэндли и Ричарда Мюрроу:

“Урожай позора” (1960 год) об акциях протеста американских рабочих, чьи нужды игнорировались правящими кругами;

“Продажа Пентагона” (1971 год), посвященного беспринципной “пиаровской” политике Министерства обороны США;

“Бесчисленный враг: вьетнамский обман” (1982 год) о том, как фальсифицированные сообщения военной разведки и СМИ спровоцировали “грязную войну” во Вьетнаме.

В начале 1980-х годов корпорации “большой тройки” и их филиалы утратили интерес к созданию документальных фильмов, в которых отсутствовал элемент развлечений. Проблемы, исследуемые ранее документальной тележурналистикой, были отнесены к сфере тележурналов “60 минут” и “20 на 20”.

Традиционные документальные фильмы производила лишь некоммерческая телестанция Пи-Би-Эс.

Жанр документального телефильма возродился в 1988 году, когда забастовка двадцати двух лучших сценаристов лишила их работы на студиях Голливуда. Телестанции приобщили этих людей к сотрудничеству. Снятые ими фильмы, продолжительностью в среднем 52 минуты, были основаны на нестандартных темах и внезапно привлекли внимание большого количества зрителей. Например, фильм Конни Чунга “Испуганный бесполый”, посвященный проблемам, связанным с распространением СПИДа, выиграл 30 рейтинговых очков (это подразумевало, что 30 % телевизоров во всей стране были настроены именно на этот канал). Фильм Деборы Норвилл “Плохие девочки”, посвященный жизни в тюрьме молодых женщин-заключенных, имел 29 очков. Еще один фильм Конни Чунга “Жизнь в Жирном переулке” — о пользе диеты и физических упражнений — имел 28 очков.

Тем не менее, основной упор на современном американском телевидении делается на производстве качественных новостных программ. Связанный с ними престиж заставил корпорации “большой тройки” подчеркивать собственную марку в названиях передач, например, “Мировые новости Эй-Би-Си. Сегодня вечером”, “Вечерние новости Си-Би-Эс”. Если поступают сенсационные новости из регионов, где корпорации не имеют собственных корреспондентов, видеозапись покупается у свободных “уланов” журналистики — местных репортеров — и даже у любителей.

Телевидение Западной Европы также отличается множеством высококачественных новостных программ. Для примера рассмотрим подробнее особенности функционирования английской программы утренних новостей “С добрым утром, Британия!”.

Утренняя программа новостей “С добрым утром, Британия!” в течение двух десятилетий умудряется прочно удерживать внимание 13 миллионов телезрителей Соединенного Королевства. Это почти вдвое больше, чем у аналогичной программы, выпускаемой британской телерадиокорпорацией Би-Би-Си.

Телекомпания “ТВ-Эй Эм” (в переводе “ТВ-утро”), которая транслирует “С добрым утром, Британия!”, ничем другим, кроме данной передачи, не занимается: в 9 часов 25 минут утра, пробыв в эфире 3 часа 25 минут, она прекращает работу до следующего дня. Если в первые два года своего существования “ТВ-Эй Эм” понесла убытки на общую сумму в 21 млн фунтов стерлингов, то сейчас ее ежегодная прибыль составляет 7—8 млн фунтов при общем обо­роте компании в 40 млн фунтов.

Популярность новостной программы обеспечивается множест­вом факторов. Например, продюсеры ком­пании просят ведущих передачи одеваться поярче, так как психологические исследова­ния телеаудитории свидетельствуют: людям, вставшим с постели, хочется видеть что-нибудь радующее глаз, а не серое и безликое, будь то погода или внешность диктора.

Популярность ведущей “С добрым утром, Британия!” Энн Дайамонд также обусловлена, если цитировать отзывы зрителей дословно, тем, что “у нее лицо сердцевидной формы, оно как бы светится изнутри”. Здесь, как видим, срабатывает главный телевизионный принцип — ведущий своей внешностью должен располагать к себе аудиторию, завоевать ее доверие. Поэтому не случайным выглядит откровение Стивена Бардена, одного из руководителей ТВ-Эй Эм, о том , что “телевидение в очень значи­тельной степени держится на персоналиях, на личностях”.

Как и на американских телестанциях, формирование содержания “С добрым утром, Британия!” осуществляется по продуманной схеме, которая постоянно проверяется различными опросами, социологическими и психологическими исследованиями.

Эти исследования подтверждают: зрительская аудитория непрерывно меняется в те часы, когда программа идет в эфир.

Период с 6 до 7 утра — это время, когда у телеэкранов собирается немало деловых людей: служащие различных государственных учреждений и банков, страховых компаний, директора фирм и т. д. Поэтому в программу включен раздел “Денежные дела” — сводка новостей и комментарии о ситуации на биржах, о курсах иностранных валют и т. п.

С 7 до 8 часов утра телевизор смотрят дети школьного и детсадовского возраста: в это время их собирают в сад или школу. Поэтому в программу включаются мультфильмы. Появляется также специальный раздел “Попшот снэпшотс” (“Парад моментальных снимков”). В нем показывают некоторые из присылаемых в студию фотографий детей, справляющих в этот день свой день рождения. Снимок — называется имя ребенка, сообщается, сколько ему исполнилось, где он живет, — следующий снимок... Этот бесхитростный раздел обеспечивает “ТВ-Эй Эм” немало дополнительных зрителей.

После 9 часов, когда мужья отправились на работу, а дети в школу, “С добрым утром, Британия!” смотрят в основном женщины, для которых передают, в частности, новости из мира моды.

Общественно-политические и социально-экономические новости на шесть бюллетеней, которые передаются каждые полчаса, последний — в 8.30. Их продолжительсть — от 5 до 10 минут. Есть бюллетень и в 9 утра, но он включает в себя лишь простое перечисление новостей без каких-либо подробностей и анализа.

По сравнению с динамичными американскими новостными программами “С добрым утром, Британия!” значительно проигрывает. Предпочтение в ней отдается дикторскому тексту, а не видеорепортажам с места события. Это связано, в первую очередь, с финансовыми трудностями — “Ти-Эй Эм” не может позволить себе, подобно Си-Эн-Эн Теда Тернера, гонять телерепортеров по всему миру.

Кроме того, передача новостей, показанная в 6. 30, практически не отличается от той, что показывается в 7.30. Это связано с тем, что, во-первых, аудитория постоянно меняется, а значит, один зритель навряд ли увидит два новостных выпуска подряд. Во-вторых, финансовые ресурсы не позволяют компании давать в один и тот же день на одну и ту же тему раз­ные сюжеты, в отличие от американ­ского телевидения, которое может себе такое по­зволить.

Как бы то ни было, но человек, отправ­ляясь из дома на работу после ознаком­ления с программой “С добрым утром, Британия!”, получит достаточное представление о том, что важного творится на Британских остро­вах и вообще в мире. Кроме того, он услышит готовый экс­пресс-анализ этих событий, так как два новостных бюллетеня дополняются ин­тервью или беседой ведущего программы в студии в прямом эфире с известным политиком или ру­ководителем общественной организации, с модной “поп-звездой” или авторитет­ным театральным критиком, в общем, с тем, кого хорошо знают и чье мнение по тому или иному событию, только что отраженному в бюллетене новостей, представит интерес для аудитории.

Если событие крупное, то бюллетень новостей и следующие за ним интервью расширяются по времени, вытесняя с эк­рана регулярные разделы. В таких ситуа­циях многое зависит от веду­щих, от их способности быстро увидеть суть события и соответствующим обра­зом построить свою беседу с теми, кто приглашен в студию в качестве экспер­та. Например, 12 сентября 2001 года, наутро после совершения беспрецедентных террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне, ве­дущие программы “С Добрым утром, Бри­тания!” пригласили для обсуждения новости с десяток человек, включая министра иностранных дел, лидера оппозиции в палате общин, группу специалистов по военным вопросам и солидных политических обозревателей. Времени на подготовку интервью с ними практически не было, поэтому успех программы всецело оказался заслугой ведущих, которые с блеском провели беседу в прямом эфире.

В передаче “С добрым утром, Британия!”, как и на других английских телеканалах, практикуются короткие интервью, максимум — 10 минут. От ведущего и его собесед­ника требуются быстро­та реакции, немногословность, точность в выражении своих мыслей и, само собой, способность говорить не “экая”. Поэтому косноязычие на британском телеэкране — крайняя редкость. Если оно обнаружится — в том ли, кто приглашен на интервью, или в том, кто ведет его, — можно быть уве­ренным: этого человека больше никогда не посадят перед телекамерой.

Еще одно важное правило зарубежного телевидения — дикторы не должны смотреть в текст, лежащий на столе. Диктор читает текст со специального оптиче­ского устройства, позволяющего смотреть прямо в объектив телекамеры. Благодаря этому у телезрителя складывается впечатление, будто диктор ведет с ним непринужденную беседу, только ему одному и доверяя рас­сказ о последних новостях. Такое опти­ческое устройство — важный элемент стимулирования у зрителя доверия к ведущим программы, а значит, и к тому, что ведущие говорят.

Еще одна важная особенность передачи “С добрым утром, Британия!” заключается в том, что программа в значительной мере “работает на звук”. Человек, собираясь утром на работу, не в состоянии непрерывно смотреть на экран: то он в ванной, то готовит гренки к утреннему чаю. Телевизор, однако, все это время включен, и, чтобы привлечь внимание зрителя, акцент делается не на иллюстративной “картинке”, а на умении ведущих вести интересную беседу с приглашенным в студию гостем либо вести непринужденный рассказ о последних событиях в мире.

И, наконец, еще двумя важными “компонентами” про­граммы “С добрым утром, Британия!” является небольшая физкультурная разминка, 3—4 минуты, с простыми упражнениями и ритмичной музыкой, а также 2—3 заставки с поп-музыкой.

В качестве еще одного примера высококонкурентоспособного новостного телевидения можно привести канал “Евроньюс”.

Он был основан по настоянию Европейского Совета по средствам массовой информации, руководство которого еще в 1988 году выразило озабоченность тем, что “Старый Свет смотрит на мир исключительно глазами американцев”, что Европейский Союз не имеет альтернативных источников информации о событиях в мире. В 1991 году Европейский Парламент одобрил решение о создании общеевропейского телеканала новостей со штаб-квартирой во французском городе Лион.

Первые годы “Евроньюс” являлось убыточным предприятием. Потребовалось десятилетие упорного труда журналистов и непрерывных финансовых инвестиций для того, чтобы на пороге ХХІ века “Евроньюс” стал не только самым популярным информационным каналом в Европе, но и начал приносить прибыль.

Как утверждают сами руководители “Евроньюс”, причина успеха их канала заключается в том, что он работает не просто быстро, а очень быстро — т. е. соответствует ритмам современности. Технология функционирования телеканала отличается высокой степенью мобильности. “Евроньюс” работает в режиме “24—7—365”: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Инфраструктура канала довольно проста. Его главным отделом является “ньюс рум” (“комната новостей”). Сюда поступают новостные сюжеты от главных партнеров “Евроньюс” — информационных агентств Ви-Ти-Эн и Рейтер, корпорации Европейский Радиовещательный Союз, а также от собственных корреспондентов, находящихся в разных точках планеты. Возглавляет “ньюс рум” главный редактор, которому подчиняется дежурный редактор. Они решают, какая из поступивших новостей наиболее актуальна в данную минуту и, соответственно, заслуживает права на эфир. Как только решение принято, за работу берутся журналистские бригады из 5 человек, которые пишут комментарии на том языке, чью страну они представляют. Благодаря этому тексты новостей, которые звучат спустя несколько часов где-нибудь в Германии, Италии или России, не похожи, как близнецы, а имеют ярко выраженный национально-языковой колорит.

О высокой репутации телеканала “Евроньюс” позволяет судить то обстоятельство, что его трансляция на территории того или иного государства Центральной и Восточной Европы обычно рассматривается как важный шаг к интеграции в европейское информационное и политическое пространство. И хотя важность новостных программ не подлежит сомнению, бюджет современного зарубежного телевидения формируется главным образом от продажи рекламного времени в развлекательных передачах.

С конца 1950-х годов в качестве таковых использовали киноверсии популярных радиопрограмм, главным образом, комедий и мюзиклов. Раннему периоду телевидения были характерны показы комедий в прямом эфире. Лучшей развлекательной передачей подобного рода считается телевизионная комедия “Я люблю Люси”, представленная в 1951 году в прямом эфире. Фильм снимался большим количеством камер с разных точек. Редакторы комедии выбрали ракурсы, благодаря которым исполнители выглядели наилучшим образом. Таким образом, ответственность за то, что выходило в эфир, переместилась от актеров и режиссера к редакторам. А запись комедии на пленку дала возможность создания кинотеки телеканала. Спустя четыре десятилетия кинотека была издана на видео для продажи и повторных показов.

“Я люблю Люси” ознаменовала также изменение статуса Голливуда. Поскольку Дейзи Армаз и Люси Болл (актеры, игравшие роли главных героев комедии) хотели остаться в Калифорнии, они отказались переезжать в Нью-Йорк, где планировалось снять продолжение картины. Тогда комедийный сериал продолжили в Лос-Анджелесе. Постепенно здесь начали производить большинство развлекательных программ и телевизионных комедий. Благодаря этому обстоятельству Голливуд стал центром не только американской кино-, но и телеиндустрии.

Популярность развлекательных программ трансформировалась в соответствии с изменениями умонастроений в обществе. Так, в 1950-х годах необычайным успехом у широкой зрительской аудитории пользовались телевизионные фильмы в жанре “вестерн”. Благородного ковбоя с револьвером в руке в 1960-е годы на телеэкране сменил благородный полицейский с пистолетом “питон” в руке. В 1970-е годы теленовеллы о полицейских были вытеснены с телеэкрана интеллектуальными викторинами.

Популярным комедийным телесериалом 1950-х являлся “Отец знает лучше всего”, 1960-х—“Все в семействе”, 1970-х—“Золотые девчонки”, 1980-х—“Семейные связи”, 1990-х—“Альф”. Их отличительной чертой являлись обязательный закадровый смех и драматургическая борьба хорошего с наилучшим.

Последнее обстоятельство, роднящее современный американский кинематограф и западноевропейское телевидение с лучшими образцами советского соцреализма, объясняется тем, что до середины 1990-х годов вульгарные шутки и откровенные сцены были запрещены для демонстрации на телеэкране. Излишняя творческая раскованность создателей телепередач была чревата потерей телестанцией лицензии на вещание.

Каждая корпорация, по настоянию Федеральной комиссии по коммуникациям, имела цензурный Отдел Стандартов для рассмотрения всех развлекательных программ и передач на предмет их благопристойности. Так, цензоры из Отдела Стандартов на Си-Би-Эс в 1960-х годах настаивали на том, чтобы Дик Грабит и Лаура Петри (главные герои эротической комедии “Шоу Дика Ван Дика”) спали в разных кроватях и непременно в пижамах. Цензоры Эн-Би-Си даже запретили к показу комедию “Братья-душители” за насмешки в адрес американской военщины и лично президента Линдона Джонсона.

В 1980-х годах, когда к власти в США пришла администрация Рональда Рейгана, а в странах Западной Европы — Гельмут Коль, Маргарет Тэтчер и Франсуа Миттеран, госконтроль над работой телевидения был значительно ослаблен. Обществе развитых стран мира стало более терпимым к вульгарности и распущенности телеведущих. Региональные телестанции начали создавать программы, на которые никогда не отваживались бы журналисты корпораций “большой тройки”. Это были программы о наиболее кровавых преступлениях и самых известных садистах-маньяках, вроде “Самый разыскиваемый в Америке”, а также откровенно низкосортные ток-шоу, в которых речь телеведущих изобиловала “туалетными” шутками. Телевизионные критики назвали такие программы “Бульварной журналистикой” и “Телевидение-хлам”.

Но так как программы подобного рода завоевывали все большую аудиторию, корпорации “большой тройки” по примеру региональных станций также приступили к переоценке ранее незыблемых стандартов. Так как популярностью среди телезрителей пользовались те программы, которые цензоры из Отдела Стандартов не одобрили бы, то Си-Би-Эс, Эй-Би-Си и Эн-Би-Си существенно сократила штат сотрудников этих отделов и значительно урезала их функции.

Еще один сокрушительный удар телевизионной цензуре был нанесен в 1988 году, когда Эн-Би-Си показала цикл передач Геральдо Ривьеры, посвященных современному сатанизму. В передачах демонстрировались ритуальные кровопускания и питье человеческой крови, сцены расчленения трупов, кровавых оргий и даже педофилии. Рейтинги передач были чрезвычайно высоки. После демонстрации передач Геральдо Ривьеры требования блюстителей общественной нравственности к качеству телепередач настолько либерализировались, что отныне главным героям любовных комедий уже не надо было спать на экране в отдельных кроватях и в пижаме.

Начало 1990-х годов еще больше либерализировало содержание теленовостей и передач. Можно вспомнить, что в 1993 году в “качественной” печати впервые слово “пенис” было не только открыто упомянуто, но и вынесено в заголовок на первую полосу “Нью-Йорк таймс” и “США сегодня” (это было связано с сенсационным инцидентом в Лос-Анджелесе, когда одна женщина отрезала вышеупомянутый орган своему мужу, которого обвинила в сексуальных домогательствах).

Поэтому не случайно наиболее популярными телеведущими 1990-х годов стали люди, которые не отличались привлекательной внешностью, но обладали большой душевной раскованностью и, вместе с тем, чувством меры и такта, умением задавать каверзные вопросы, спорить с самым авторитетным собеседником и не краснеть при обсуждении интимных проблем.

В качестве таковых первой следует упомянуть Опру Уин-фри — самую высокооплачиваемую телеведущую в мире. Согласно оценкам журнала “Форбс”, только в 1997 году она заработала 104 млн долл.. В целом ее состояние оценивается в 200 млн долл.. Ток-шоу Опры Уинфри было признано лучшим в течение 11 сезонов и награждено 30 премиями “Эмми”.

Первую телевизионную работу Опра получила в 1973 г. в возрасте 19 лет. Спустя три года ее пригласили вести в Балтиморе ток-шоу “Люди говорят”. В 1984 г. она переехала в Чикаго, где вела ток-шоу “Эй Эм Чикаго”. В 1985 г. она сыграла в фильме Стивена Спилберга “Цвет — лиловый” и получила премию “Оскар” в номинации “За лучшее исполнение второстепенной роли”. В 1986 г. шоу “Эй Эм Чикаго” стало выходить под названием “Шоу Опры Уинфри”. В 1998 г. техасские скотоводы подали в суд на Уинфри, заявив, будто она наносит ущерб мясной промышленности, рассказывая в своих шоу о болезни “коровьего бешенства”. Опра выиграла процесс.

Второе место во всемирном рейтинге самых высокооплачиваемых телеведущих занимает Джерри Спрингер. Его часовое “Джерри Спрингер шоу” выходит с 1991 года и демонстрируется в 30 странах. В молодости Джерри Спрингер мечтал сделать карьеру политика. Он принимал активное участие в избирательной кампании сенатора Роберта Фицджеральда Кеннеди, а в 1971 году в возрасте 33 лет стал самым молодым в США мэром. К 50 годам он распрощался с мечтами сделать карьеру политика и ушел на телевидение делать карьеру ведущего. В этом начинании он значительно преуспел. Секрет успеха “Джерри Спрингер шоу” заключается в том, что половина эпизодов заканчивается драками и скандалами, затеваемыми присутствующими в зале зрителями. Поэтому на съемках эпизодов присутствует несколько охранников. Гости программы подписывают обязательство в случае, если солгут, уплатить стоимость выпуска, которая равняется 80 тыс. долл. Неоднократно имели место случае, когда Джерри Спрингер в прямом эфире знакомил какую-либо домохозяйку с любовницей ее мужа и задавал при этом наивный вопрос: “Что бы вы хотели сейчас сказать этой женщине?” В завязавшейся после этого потасовке часто доставалось и ведущему. В 1996 году Спрингер подписал контракт на продление шоу еще на 6 лет, а к 1997 году “Джерри Спрингер шоу” приобрело такую популярность, что начало выходить в эфир дважды в неделю.

Самым высокооплачиваемым телекорреспондентом 1990-х годов считалась Кристиан Эманпур, дочь французских эмигрантов. В 1998 году она подписала контракт на 2 млн долл. с Эн-Би-Си, на 1,5 млн долл. — с Си-Эн-Эн, на 0,5 млн долл. — с программой Си-Би-Эс “60 минут”. Она сделала себе имя, будучи фронтовым корреспондентом Си-Эн-Эн и Си-Би-Эс, на репортажах из Боснии и с театра военных действий в Персидском заливе.

Самым популярным телеведущим 1990-х годов в Германии считался Томас Готтшальк. В своем шоу “Спорим, что...” он предлагал приглашенным знаменитостям заключить пари с желающим поставить тот или иной рекорд. В 1997 году ток-шоу смотрели 71 млн телезрителей.

Самым популярным телеведущим Нидерландов считался Хенни Гюйсман. В своем “Шоу сюрпризов” он рассказывал о том, как сбываются человеческие мечты. Гюйсман начинал карьеру диск-жокеем, затем выступил на телевидении с программой “Пародийное шоу”, участники которого копировали своих любимых артистов.

Самым популярным телеведущим Франции считался ведущий новостей Патрик Пуавр д"Арвор. Его передачи смотрели 15 млн телезрителей. В апреле 1996 г. он стал жертвой известного бельгийского критика общественного порядка Ноэля Годэна по прозвищу “Л"Антерте” (“Пирожник”), известного тем, что он забрасывает тортами богатых и знаменитых людей. Годэн швырнул в Патрика тортом (в марте 1998 г. Годэн повторил этот фокус с Билли Гейтсом).

Самой популярной телеведущей Великобритании являлась Силлу Блэк. С 1984 г. ее программу “Свидание вслепую” ежедневно смотрели 9 млн человек. В 1997 г. за выдающийся вклад в индустрию развлечений Силлу Блэк наградили орденом Британской империи.

Самым популярным телеведущим Великобритании считался Майкл Эспел. Его программу “Это ваша жизнь”, посвященную карьере знаменитостей, смотрели 10 млн человек.

Самым популярным телеведущим Японии являлся Джордж Токоро. Он регулярно вел два шоу. В ходе первого шоу Токоро и его гости пробовали знаменитые местные блюда из разных японских деревень. Второе шоу было посвящено описанию исторических достопримечательностей. Кроме того, Джордж Токоро известен как комический актер и певец. Он часто снимался в рекламных роликах.

Однако астрономические гонорары популярных телеведущих не могут скрыть от пытливого взгляда исследователя одну из главнейших проблем СМИ во всем мире. Эту многогранную проблему можно сформулировать следующим образом: чрезмерная коммерциализация зачастую ведет к обеднению содержания. Для многих популярных журналистов их профессия становится не столько жизненным призванием и служением общественному долгу, сколько способом зарабатывания денег. В результате электронные СМИ отражают не реальную картину действительности, а создают искаженный образ, воспроизводят, зачастую с помощью средств художественного творчества, своего рода “параллельную реальность”.

Популярность таких американских передач, как ток-шоу “Группа Мак-Лафлина” или программа “Капитал” зиждется на бурных дебатах, которые происходят во время эфира. За выступление в этих передачах такие журналисты, как Джек Джермон или Кларенс Пейдж, получают 5 тыс. долл.. В действительности “спонтанные дебаты” в ток-шоу репетируются, а вопросы оговариваются заранее. Участники передач до “прямого эфира” согласовывают свои ответы и реакции. В итоге во время трансляции участники проявляют свои актерские способности, а не журналистские. На долю же телезрителя выпадает лицезрение театрального действа, а не объективной информационной программы, о чем, впрочем, он не догадывается.

Зачастую само по себе участие в ток-шоу не представляет для журналиста очевидной финансовой выгоды — он может заработать каких-то пару сотен долларов. Но удачное выступление на телевидении обернется в скором времени приглашением выступить, например, на съезде Ассоциации производителей бакалейных изделий — здесь гонорар исчисляется уже десятками тысяч долларов. Так, популярные тележурналисты Сэм Дональдсон или Кокки Робертс получали за подобные выступления 30 тыс. долл.

В свое время Кокки Робертс завоевала популярность ведением телерепортажей из Сената США. О ней писали, что она расчистила путь женщинам-журналистам туда, где прежде работали только мужчины. Однако возникло опасение, что подобные выступления могут использоваться лоббистами тех или иных промышленных групп в своих целях. Не случайно в 1999 году корпорация Эй-Би-Си запретила своим корреспондентам впредь выступать на мероприятиях подобного рода.

Знаменитый корреспондент Боб Вудворт, который в 1974 году вместе со своим другом и коллегой Карлом Бернстайном предал огласке “Дело Уотергейта”, заявил в своей книге “Удар по прессе”, что современная журналистика стала частью правящей элиты и, как следствие, “притупила перья”. Тревожным симптомом, с его точки зрения, является тот факт, что если 30 лет назад журналистами становились дети полицейских и водопроводчиков, то ныне в журналистику идут дети преуспевающих адвокатов и врачей.

Пребывание в журналистской элите, желание удержаться в ней любой ценой зачастую приводит к использованию недозволенных приемов. Характерным в этой связи является пример комментатора газеты “Вашингтон пост” Джорджа Уилла. Во время избирательной президентской кампании 1980 года Уилл помог подготовиться Рональду Рейгану к теледебатам, зная, что основывается на документах, которые были похищены из предвыборного штаба Джимми Картера. Сам Джордж Уилл выступил в телеэфире сразу же после трансляции дебатов в качестве “объективного аналитика” и признал безусловную победу Рейгана.

Этот и многие другие примеры прямого манипулирования общественным сознанием, безусловно, не делают чести журналистской элите. Преодоление подобных негативных тенденций — дело совести не только каждого конкретного журналиста. Требуются совместные усилия журналистов, которые чтят принципы свободы слова и социальной ответственности. Успех возможен лишь в том случае, если СМИ дистанцируются от правящих элит и сохранят позиции объективной “четвертой власти”.

Следует отметить, что наряду с работой по совершенствованию качества содержания программ зарубежное телевидение активно применяло и другие приемы для повышения рейтинга своих передач, например, за счет максимального увеличения количества участников шоу. Так, в 1998 году был поставлен рекорд участников ток-шоу (5 000 человек) в японском шоу “Ультра Квиз”, выпускаемом компанией “Ниппон телевижн”. Участники шоу, правильно ответившие на один вопрос, садились в самолет, но должны были покинуть его, если не могли правильно ответить на второй вопрос. Им выдавали парашют и выкидывали с самолета. Оставшиеся на борту должны были выдержать 2-часовой экзамен из 800 вопросов. Двое финалистов сошлись в заключительном поединке на вершине небоскреба компании “Пан Эм” в Нью-Йорке. Приз шоу включал скаковую лошадь, вертолет и участок земли в штате Невада.

Несмотря на значительные послабления 1980—1990-х годов, цензура по-прежнему играет существенную роль на современном зарубежном телевидении. Это чувствуют на себе в первую очередь региональные и независимые кабельные телестанции, которые создают 90 % всех развлекательных телепрограмм. К примеру, их работники снимают “пилотную” серию какой-либо передачи либо телефильма. Затем “пилот” предлагается одной из корпораций “большой тройки”. Если “пилот” заинтересовал представителей корпорации, то на производство цикла передач или телесериала выделяются значительные средства — от миллиона да 100 миллионов долл., как в случае с сериалом “Секретные материалы” (“X-files”). Но поскольку корпорации вкладывают в телепроизводство свои деньги и несут ответственность за качество произведенной продукции, которая затем будет распространяться через их филиалы, то цензоры этих корпораций получают право указывать, какие изменения следует внести в сценарий, и насколько вообще приемлемы те или иные “пилотные” серии.

Журналисты региональных и независимых кабельных теле-станций вынуждены считаться с этими цензурными замечаниями, так как корпорации, дабы поддержать конкуренцию, обильно закупают и кинопродукцию Голливуда. Вот почему содержание многих передач и телесериалов кажется настолько стандартизированным. Вот почему практически в каждом телефильме зритель увидит повторение одних и тех же сюжетных ходов и услышит из уст героев обязательную фразу: “Ты в порядке?”

Продажу “пилотов”, циклов передач и телесериалов осуществляют дистрибьютеры, которые и обеспечивают связь между региональными телестанциями и корпорациями “большой тройки”.

Однако с каждым годом этим дистрибьютерам приходится прилагать все больше усилий ради сохранения за “большой тройкой” прежних позиций в мировом информационном и коммуникационном пространстве. Упоминавшееся ранее “кабельное вторжение” остается наиболее серьезным конкурентным фактором, заставляющим корпорации “большой тройки” бороться за аудиторию и рекламодателей посредством повышения качества и разнообразия телепрограмм. Можно не сомневаться, что эта ожесточенная борьба продолжится и в обозримом будущем.



  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет